Сумской уезд Харьков. губ. Кондратьевы. Хотень и Ястребинное
Сумы и уезд в 16-19 веках. Основание Сум, Хотени и Ястребиного. Ястребинская республика и крестьянское движение в начале 20-го века.
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
30 ноября 2021 1:09 1 декабря 2021 23:46 Отчетъ по командировкѣ въ Военно-ученый Архивъ при Главномъ Штабѣ въ Петербургѣ
...Въпала та речка Лосятина въ речку Вирю, да на кренице Бакине пacечные мѣста и леса и сенные покосы по урочищамъ сто десятинъ въ полѣ, а въ дву потомужъ, на кринище Хрипунце пасека, къ той пасеки земли пятьдесятъ десятинъ въ полѣ, а въ дву потомужъ, на кринице Хотене село Новая Слобода. А въ немъ церковъ верховныхъ апостолъ Петра и Павла да дворъ его полковниковъ да мелница, черкасъ волныхъ людей пятдесятъ человѣкъ, а земля - по урочищамъ.
с. Хотень – c.234 (в верстке – с.239)
Связка 3. Документы на владѣніe c. Хотѣнью. Подлинники: 1742 года марта 31. Отъ полкового писаря Семена. Кардашева нрѣпость на пахотное поле за с. Хотѣнью и сѣнные покосы смежно съ Дорошавщиной и Тораговщиной. 1743 года. Отъ стецковскаго казака Корнѣя Котенка купчая на степь близь Кулбацкаго шляху 1745 года августа 16. Отъ стецковскаго жителя, козака Данила Витковскаго на сѣнокосный ярокъ въ урочищѣ у Острой Могилы. 1747 года ноября 30. Отъ стецковскаго казака Василія Костенка на пахотное поле въ урочищѣ близь с. Хотѣни. 1747 года декабря 12. Отъ стецковскаго жителя Василія Любченка на пахотное поле за мостищемъ близь с. Хотѣни. 1749 года мая 28. Отъ сумского жителя Степана Дорошенка на сѣнокосный ярокъ у Острой Могилы. 1749 года октября 27. Отъ сумского казака Василія Котенка на пахотную землю за Набоковымъ логомъ. 1750 года іюля 25. Отъ сумского казака Петра Сухомлина на сѣнокосную степь за с. Хотѣнью на Тимковскомъ яру. 1750 года сентября 17. Отъ пещапьскаго жителя Ивана Демиденка На Пахотное Поле, 1750 года декабря 54. Отъ сумскаго городничаго Михайла Ди жинскаго на пахотное поле близь Хотѣни и березовую рощу за хуто ромъ Радковщиною. 1751 года октября 12. Отъ стецковскихъ казаковъ Семена и Ни миты Рудневыхъ на сѣнокосный яръ. 1753 года ноября 20. Отъ стецковскихъ жителей Алексѣя и Димитрія Похидненковъ на пахотное поле на 17 дней оранья. 1754 года мая 22. Отъ казаковъ стецковскихъ Устименка и Кова Левскихъ на пахатпое поле на 7 дней. оранья. 1755 года іюня 23. Отъ стецковскихъ жителей Леонтія Попова и Ильи Коваля съ товарищи на пахатное поле. 1755 года ноября 21. Отъ сотеннаго хорунжаго Василія Костенка на пахотное поле съ яромъ, называемымъ Стокозовымъ. 1755 года ноября 29. Отъ стецковскаго жителя Демьяна Чугая на 4 загона пахатнаго поле близъ Сидороваго лѣса 1756 года апрѣля 15. Отъ стецковскихъ жителей Данила и Гри горія Карлековыхъ на пахатное поле близъ мостища. 1756 года мая 31. Отъ стецковскаго жителя Степана Островерха на пахотное поле близъ Хотѣни за мостищемъ. 1756 года ноября 26. Отъ стецковскаго жителя Ивана Богданенка на пахатную землю на одинъ день оранья однимъ плугомъ близъ дачъ Хотѣнскихъ. 1757 года іюля 3. Отъ стецковскаго жителя Афанасія, Куликоваго зятя, на пахатное поле въ трехъ мѣстахъ. 1757 года декабря 19. Отъ стецковскаго жителя Кондрата Нестеренка съ товарищи на пахатную землю близъ слободы Хотѣни. 1758 года февраля 11. Отъ стецковскаго жителя Максима Глуховценка на пахатное поле на 7 дней оранья. 1758 года апрѣля 30. Отъ стецковскихъ жителей Данила Степаненка съ товарищи на пахотное поле близъ дубровы Савичевскаго лѣса. 1758 года мая 1. Отъ стецковскаго жителя Данила Кузьменка съ товарищи на пахатное поле близъ Стокозоваго яру. 1759 года января 8. Отъ сумского жителя Власа Галушкина на сѣнокосъ въ урочищѣ по Бѣлопольской дорогѣ надъ шляхомъ Ромода новскимъ. 1760 года мая 24. Отъ стецковскаго жителя Якова Шамони съ товарищи на пахатное поле близъ Сидороваго лѣса. 1761 мая 22. Отъ стецковской жительки вдовы Зиновіи Балаби новой на пахатную землю на 4 дня оранья. Копіи: 1684 года апрѣля 26. Отказъ Мартинову на землю на рѣкѣ Олепанкѣ по отказу Исакова. Жалованныя грамоты стольнику и полковнику Андрею Герасимовичу Кондратьеву 7194 года октября 29 дня и Сумскому полковому писарю Андрею Мартынову 7197 года октября 23 дня. 1689 году октября 29. Грамота Андрею Герасимовичу Кондратьеву на 80 четвертей земли близъ Бѣловодскаго отвершка. 1728 году. Четыре копіи купчихъ отъ Іосифа Коха на пахатное поле, состоящее близъ Писаревки. 1729 года. Четыре копіи купчихъ, данныхъ Василію Андреевичу Кондратьеву отъ разныхъ лицъ.
с. Ястребенное – с.236 (в верстке – с. 241)
Связка 4. Документы на на владѣніe c. Ястребенное Подлинники: 1747 года ноября 27. Купчая отъ рѣчанскаго казака Ивана Турчина на сѣнокосъ близъ хутора Морочи. 1749 года апрѣля 18. Отъ рѣчанскаго казака Семена Супруновя на землю надъ рѣчкою Морочою съ пасѣчнымъ мѣстомъ. 1749 года декабря 7. Отъ полковаго писаря Ивана Рубана на сѣнокосъ близъ хутора Морочи, дуброву съ лѣсомъ и пахатное поле. 1751 года октября 22. Отъ рѣчанскихъ козаковъ Афанасія Евченка и Осипа Лазебнаго на сѣнные покосы близъ Кульбацкаго шляху. 1759 года марта 30. Села Стецковки жителя Павла Костенка Андрею Савичу на рощу съ пахотнымъ полемъ. 1760 года сентября 9. Отъ отставного хорунжаго Якова Бакшеева на сѣнокосъ въ урочищѣ на бѣлопольской столбовой дорогѣ ниже Синякова кургана. Купчая на сѣнокосые луга, данная помѣщикамъ Данилою Глуховцовымъ помѣщику Алексѣю Савичу. Копіи: 1741 года апрѣля 28. Купчая рудненка Шлумченка козаку Чугаенку на сѣнокосъ на рѣчкѣ Морочѣ. 1751 года февраля 28. Рѣчанскаго жителя Супрунова ястребенскому жителю Лозовому на лугъ на вершинѣ рѣчки Морочи. . 1761 года мая 11. Купчая, данная разными сумскими жителями г-жѣ Донецъ-Захаржевской на сѣнокосъ на 23 верстѣ отъ Сумъ къ Бѣлополью. 1779 года іюня 26. Копія съ крѣпости, засвидѣтельствованная въ Сумскомъ уѣздномъ судѣ на проданное отъ полковника Степана Кондратьева недвижимое имѣніе въ Сумскомъ уѣздѣ въ урочищѣ Холоднаго Протока.
Источник: Рукописные матеріалы по исторіи Слободской Украйны, хранящіеся въ Военно-ученомъ Архивѣ Главнаго штаба въ Петербургѣ.
с. 366 (в верстке: 371) 1728 г. Опись маетностямъ, которые отданы до указу во владѣніе съ роспискою Марфѣ Михайловой Кондратьевой съ дѣтьми.
Село Хотѣнь. Въ томъ селѣ церковь во имя первоверховныхъ апо столовъ Петра и Павла. Панскій дворъ одинъ; въ немъ живетъ дворникъ Гаврила Головко. Подданныхъ 121 дворъ. При томъ же селѣ на р. Хо тѣни двѣ мельницы, одна на одинъ камень, пять ступъ просяныхъ, при той мельницѣ мельникъ Антонъ Сурмачовъ, другая на одинъ же камень, 5 ступъ просяныхъ, одно гнѣздо сукновальное, при той мельницѣ мельникъ Вас. Мирочникъ. При ономъ же селѣ пасѣчное мѣсто въ лѣсу Бакинѣ, въ той пасѣкѣ живетъ пасѣчникъ Никита Герасимовъ.
Село Ястребенное. Въ томъ селѣ церковь во имя Василія Неокесарійскаго. Панскій одинъ дворъ, въ немъ живетъ дворникъ ГаврилоРо мановъ. Подданныхъ 53 двора.
--- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
21 декабря 2021 21:28 23 декабря 2021 0:17 Яструбинська республіка Сумські міста відігравали видатну роль у нашій історії. Так, наколо Путивля розвивалися події, змальовані в нашій першій національній писемній пам’ятці — «Слово о полку Ігоревім». З Глинська Роменського району походив князь Михайло Глинський, який на зламі XІV і XV століть очолив боротьбу проти поляків. А легендарне місто Глухів протягом майже всього XVІІІ століття було столицею Гетьманщини, Лівобережжя.Суми, засновані козаками-переселенцями з Правобережжя у 1652 році, швидко стали полковим центром, відігравали провідну роль серед полкових міст Слобожанщини, скажімо, було значимішим від сусіднього Харкова. Недарма саме в Сумах протягом 1732—1743 років розташовувалася так звана канцелярія заснування Слобідських полків. Фактично Суми на якийсь час стали столицею Слобідської України, як паралельно Глухів — Лівобережжя. У Сумському полку діяло найбільше шкіл на Слобожанщині. Останніми роками справжньою Меккою, зокрема для української молоді, стало село Шаповалівка Конотопського району. Тут, у 1659 році, гетьман Іван Виговський завдав нищівної поразки московським військам, за один день, як потім відзначали російські історики, Москва втратила цвіт своєї армії — понад 40 тисяч відбірних вояків. У 1708—1709 роках нинішня Сумщина опинилася в центрі боротьби гетьмана Івана Мазепи з російським царизмом, який уособлював Петро І. Ставка І. Мазепи та його союзника, шведського короля Карла ХІІ, знаходилася в Ромнах. Петро І хитрістю виманив українсько-шведське військо з Ромен, місто знищив. Ромни повторили долю гордого Батурина — населення вирізали солдати Меншикова, як писав потім Тарас Шевченко: «Вся Сула була загачена тілами старшин козацьких». А в Лебедині жорстоко стратили соратників Мазепи — близько 900 козаків загинули мученицькою смертю. Нині відновлено могилу гетьманців, установлено пам’ятний знак. Національно-визвольні потуги не припинялися в краї і протягом ХІХ—ХХ століть. Могутнє волевиявлення, самоусвідомлення проявилося в краї у 1905—1907 роках. Повсталі маси під керівництвом Антона Щербака, по суті, усунули від влади царську адміністрацію, певний час місто Суми перебувало в руках революційно налаштованих селян та інтелігенції. Декілька слів про так звану «Яструбинську республіку». Селяни в Яструбиному, що під Сумами, утворили самоврядування, озброєну самооборону, висунули вимоги, серед них: у кожному селі відкрити школу з українською мовою викладання, а в повітових Сумах дві українські (чоловічу й жіночу) гімназії. Вимоги яструбинців підтримали на багатолюдному мітингу в Сумах. На жаль, пізніше і «Яструбинська республіка», і сумське самоврядування знищили царські війська. Як писала харківська газета «Волна», всі тюрми в Харкові «переповнені вільними сумськими громадянами». Сумщина розділила з Україною і криваві наслідки жовтневого перевороту 1917 року, і тріумф та падіння Української Народної Республіки, і утворення СРСР, що призвело до національного гніту, страшного геноциду української нації у 1932—1933 роках, до масових репресій 37-го. Джерело: http://www.golos.com.ua/article/176051
  --- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | Лайк (1) |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
22 декабря 2021 23:47 По словам отца, прадед говорил, что наши предки прибыли в Ястребенное из села Красное.Изучив материалы 17-18 вв. из фонда Кондратьевых я остановился на 2-х н.п., о которых может идти речь, как о возможной родине нашего рода Шовкоплясов. Разумеется, хутор Кровное (впоследствии - село) на р.Кровной близ Хотени — более вероятная кандидатура. Тем не менее, поскольку речь идет о нас. пунктах, которые упоминаются в списках фонда Кондратьевых буквально на соседних страницах, мы решили рассмотреть и с. Красное Хотмыжского уезда под Белгородом. Нашли мы и с. Теребряное того же Хотмышского уезда, которое упоминается вместе с Красным - оно значительно ближе к сегодняшней границе Курской и Сумской области, а на тот момент - Курской и Слободской Украинской (впоследствии - Харьковской) губерний. Задача: найти н.п. Кровное и Красное в фондах ЦГИАК и РГАДА. Интересует первая перепись 1720 года и ранее (от переписи 1744 г. также не откажусь!) Хотмыжский уезд Курской губерии Карта Слободской Украинской (позже - Харьковской) губ. с привязкой х.Кровное-Хотень-Сумы-Хотмыжск-Красное-Белгород с. Теребрено Хотмыжского уезда Белгородской губ. с. Красное Хотмыжского уезда Белгородской губ. Маршрут движения от с. Красного ч\з Хотмыжск до с. Ястребенного с. Кровное Сумского уездаФонд Кондратьевых — 212 — Кондратьева за многія службы отца ево полковникажъ Герасима Кондратьева и за ево Андреевыхъ многія службы, повелѣли мы ему дать сю нашу В-го Г-дря Нашего Царскаго Величества жалованную вотчинную грамоту на поступные имѣнія и данние помѣстные и на отцовскіе вотчинные земли и на села и на деревни съ лѣсы и з дубровы и з сенными покосы и с рибними ловли и со всякими угодьи и мельницы, которіе по нашему В. Г. нашего Ц. В. указу и по грамотамъ изъ розряду и ис приказу Великія Россіи и по отпискамъ и по наказнымъ памятемъ генерала нашего кн. Рів. Мих. Колцова Мосалскаго отказанны и отмежеванны ему въ помѣстье. А по отказнымъ книгамъ написано: въ 207(1699) г. отказу судженскаго подьячего Сергея Кузмина въ Недригайловскомъ уѣздѣ въ урочищахъ за р. Сулою порозжей земли 100 четѣй въ поле, а въ дву потомужъ да на помѣспой ево Андреевой земли на речке жъ Суле выше Пещанаго Броду купленная ево мельница, что онъ купилъ у ольшанскаго козака у Тимофѣя Лаптуренка, подлѣ той ево купленной мельницы дворъ, да по поступке недригайловскихъ полковия службы козаковъ Евфима Остапова сына Неделки да Филопа Касяненка съ товарищи 20 чел. въ Недригайловскомъ уѣздѣ на р. Суле помесной ихъ земли Неделковскою дачу, что отмежевалъ было имъ въ 164(1656) г. голова путивловскихъ стрелцовъ Никифоръ Яцинъ 300 четей въ поле, а въ дву потомужъ со всѣми угодьи да по обе стороны р. Сулы рибная ловля по всякія угодьи по ево полковниковой земле, а усадебная земля по обе сторони р. Сулы; Въ 1702 году отказу хотмишкого воеводы Сили Лихарева променной помесной земли, что промѣнялъ ему хотмышанинъ Федотъ Фокинъ сынъ Петровъ з детьми с Осипомъ да с Иваномъ въ Хотмишскомъ уѣзде въ урочищахъ за р. Ворсклицею на Ворсклицкой вершине 120 частей въ поле, а въ дву потомужъ зъ сенными покосы и со всеми угодьи. Въ нынѣшнемъ 1703 г. по евожъ [воеводы Сили Лихарева] отказу въ Хотмишскомъ же уезде променной на Колодязе Зайце хотмишанъ Самойла Фокина сына Петрова десять четей, Петра Фокина сына Петрова 20 четей, въ селе Теребряномъ Юрья да Максима Алексѣевыхъ дѣтей Марковыхъ по 20 четей, на Колодязежъ Зайце Леона Фокина сына Перова 35 четей, въ селе Красномъ Акима Васильева сына Первашева 30 четей, Василия Степанова сына да Петра Павлова сына Буковцовыхъ, Артема Емелянова сына Горбупова, Степана Данилова сына Стародубцова по 40 четей, тогожъ с. Краснаго въ урочище на Колодязе Зайце Ивана Исаѣва сына, Семена да Петра Киреевыхъ дѣтей Перовыхъ, Якова Иванова сына Вязъмитенова, Михайла Осипова сына Мартинова по сорокужъ четей, въ тѣхъ же урочищахъ за Краснымъ Колодяземъ Федора Бехтиева сто четей, поступного хотмышанъ же въ томъ Хотыишскомъ уѣздѣ въ дерѳвнѳ — 213 — Новой Санковой Прокофья Федорова сына Гуринова двадцать четей да в мельнице жеребей его на Колодязе Санкове, которая построена вобче протижъ той деревнѣ с Афанасіѳмъ Ераснѣковымъ с товарищи, въ селѣ Теребряномъ Андрея Петрова сына Иванина, Андрея Аврамова сына Пихтина, Игната Артемова сына Картавцова по сороку четей, ітого променного и поступного семьсотъ тридцать пять четей въ полѣ, а въ дву потомужъ с пашнею и съ лѣсы и зъ дубровами и с сенными покосы и со всеми угоди и з дворовыми усадьби и огородними и гуменними месты да жеребей мелницы, а пашка пахать и сено косить и лѣсъ хоромный и дровяной сечъ и всякими угоди владеть техъ селъ и деревнѣ съ помѣщики, да порожѳй примерной земли въ тѣхъ же сѳлѣхъ Красномъ и в Теребрянномъ за дачами тамошнихъ помѳщиковъ в урочищахъ на Заяци да на Бобровскихъ вершинахъ с урочищи семьсотъ четей и на той земле пашни пахать и сѣно косить и лѣсъ хоромный и дровяной сечъ по яругамъ и по дубровкамъ; Да в нынѳшнемъ же во 1703-мъ году по отказу Белгородскаго подъячого Евтропа Торопчанинова поступного поместья хотмишанъ же Ивана Мекулина, Ивана-болшого да Ивана-меншаго Куликовыхъ, которая имъ отъмѳжована за дачами отцовъ ихъ въ Хотмишкомъ уѣздѣ въ селе Порозе пашни по двадцати четей въ полѣ, а въ 'дву потомужъ съ сѣнными покосы и со всеми угоди и з усадебными и огородними мѣста и с лѣсомъ, а смежна та земля села Пороза старыми помещики съ Епифаномъ Булинымъ с товарищи да с волновскими землями подлѣ речки Коровы, а усадбы к той земли наусть Лозового логу подлѣ речки жъ Коровы и по лозовомъ логу и по инымъ логамъ и по отверткамъ и по дубровамъ въ своихъ дачахъ, а лѣсъ ему сечъ вопче села Пороза со всѣми помещики, да по отказу рылскаго воеводи столника Ивана Тевьяшова емужъ Андрею отказано въ вотчину, что было за отцомъ ево Андреевымъ полковникомъ Герасимомъ: въ городѣ Суминѣ дворъ со всякимъ дворовымъ строениемъ да противъ воротъ черезъ улицу купленой огородъ, что купленъ въ сумского козака у Марка, у болшомъ остроге дворъ да подворокъ за речкою Сумою, что купленъ у черкашенина у Андрея Мельникова, да подворокъ за речкою Сумою на московской дорогѣ да ставъ рибной на речки на Сумке, что купленъ у черкашенина въ Кузми, въ городежъ Сумине дворъ у болшомъ остроге на Городецкой улице, что купленъ въ воеводи Кузми Полянскаго, два подворка зъ гумнами, ѳдучи зъ города на болшой московской дороге на правой стороне, на посаде въ церкви Рождества Пресвятыя Богородицы дворъ, что купленъ у Тишка, да подворокъ на новомъ мѣстѣ на косогоре подлѣ семеновской солодовнѣ мелника, дворъ у болшомъ остроге на болшой улице на лѣвой стороне, что купленъ у Степана Глинскаго, на реке Пеле подъ городомъ мелница, что купленна — 214 — у черкашенина Андрея мелника, да ставъ на речке Суме уверхъ от города въ трехъ верстахъ, что купленъ у Демяпа Горбара, мѳлница под городомъ на речке Суме по большой московской дороге, въ Сумскомъ уезде от города въ 9 верстахъ село Вишнєє Алексинъ, въ том селе церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, на реке Пеле дворъ да мелница, к тому селу пашенные земли пятдесятъ четей въ поле, а въ дву потомужъ, сенныхъ покосовъ сто десятинъ да в техъ же урочищахъ рибние ловли и бортные уходы и пасечные мѣста и лѣсъ черной и бобровіѳ гоны и всякие угоди по обѣ стороны реки Пела, въ томъ селе волныхъ черкасъ шестдѳсятъ человѣкъ, на кринице Тѳмепке его полковниково займище пасека и ставъ рибной и к той пасеке и ставу земли двадцать четей въ поле, а въ дву потомужъ, а лесъ хоромной и дровяной и бортные уходы по обѣ стороны речки Теменки с отвертками до устевъ той рѣчки Тѳменкп, иа речки Олешанки на устье речки Кровной село Кровное, а въ немъ церковь Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, дворъ его полковниковъ, подлѣ двора мелница да черкасъ тридцать восемь человѣкъ да к томужъ селу земли триста двѣ десятины въ полѣ, а въ дву потомужъ, сенныхъ покосовъ триста пять десятинъ, на речкежъ Олешанке его полковникажъ купленная земля и мелница, что купленпа въ сумского черкашенина у Игната Рудня, деревня Рудпѳва, а въ ней дворъ его полковника, подлѣ того двора мѳлница, к тому земли двадцать четей въ полѣ, а въ дву потомужъ, волнихъ черкасъ двадцать восемь человѣкъ, на Татариновой луке на реке Пеле на усте речки Олешанки пасека и мелница, что купленна у Ивана рилянина, а ныне построении деревня Пещаная, а въ ней дворъ его полковниковъ да вольныхъ черкасъ десять человѣкъ да к той деревнѣ на Татариновой луке под горою по дороге, что ездягь от города мимо криницу до села Стецковки, накатная земля и сенные покосы, на вершинѣ речки Рогозпой купленной рибной ставъ и хуторъ и бортной ухожей, что купленъ у Кузми Сеноцкого, на речке Лосятине, что въпала та речка Лосятина въ речку Вирю, да на кренице Бакине пасечные мѣста и леса и сенные покосы по урочищамъ сто десятинъ въ полѣ, а въ дву потомужъ, на кринице Хрипунце пасека, къ той пасеки земли пятьдесятъ десятинъ въ полѣ, а въ дву потомужъ, на кринице Хотѣне село Новая Слобода, а въ немъ церковь верховныхъ апостолъ Петра и Павла да дворъ его полковниковъ да мелница, черкасъ волныхъ людей пятдесятъ человѣкъ, а земля по урочищамъ. Всего по вышеписаннымъ отказнымъ и межевымъ книгамъ отъказанно и отмежевано въ помѣстье двѣ тысячи пятнадцать четой въ поле, а въ дву потомужъ с пашнею и с лесы и, дубровы и з сенными покосы, с рибными ловли н со всеми угоди и з дворовыми и огородними и гуменными мѣсты, одна мелница да в другой мелнице жеребей да дворъ, --- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
27 марта 2024 23:11 27 апреля 2024 19:19 Портал "Православна Сумщина" у своїх публікаціях про Васильєвський храм с. Яструбене двічі ( ТУТ і ТУТ) посилається на "Историко-статистическое описание Харьковской Епархии" (так в оригіналі) архієепископа (на той час) Харківського і Ахтирського Філарета (Гумилевського)* * Отделение III-е, повіти Ахтирський та Сумський, стор. 440-441. Відавець: Москва, типографія В. Готье. 1857 р. Там є одна стрічка, що не могла нас не зацікавити: 1683 год, (330 лет назад) – збудований пергий Васильевский храм в селе Ястребином. Там же читаем про дер. Хотень ("Хочунь"): ХОТЕНЬ И НИКОЛАЕВКА Прежде всего заметим географические памятники древности. В 3 верстах от Хотении идёт из Суджи старинная дорога Ромодань. Менее чем в пол версте от неё круглая земляная насыпь в 3 сажени вышиною, 15 шириною и 65 саженей в окружности. В версте от этой насыпи ещё 6 насыпей, называемых в народе могилами. Эти другого вида, продолговатые, в 30 сажень ширины, в 4 ширины и 123 сажени в окружности. О чем говорят эти памятники? Князь Ромодановский оставил своё имя на дороге, конечно, с того времени, как в 1658 году шёл в Малороссию против Виговского, и потом не раз ходил усмирять волнения Брюховецкого и Дорошенко. Ромодановский не был человеком мягким; он заставил помнить шаги его, а дорогу готовили ему, без сомнения, черкасы. Насыпи же, конечно, помнят ещё Половцев, которые, обыкновенно, когда решались вторгнуться в Россию, кочевали в этих местах. Видные теперь могилы самою громадностью своею показывают, что они служили памятниками над погребёнными здесь князьями, над такими князьями, которые заставляли лить слёзы наших предков и препроводили во гроб очень многих исповедников Христова имени. Известно, как мир грешный приобретает себе славу. Только вера Христова, без оружия, одною кротостью и благодеяниями своими умеет побеждать мир. По тому самому, что сказали мы о дороге Ромодан, уже, вероятно, что полковник Кондратьев не рано стал населять Хотынь и Кровное с деревнею Николаевкой. А что эти земли заняты были полковником Герасимом Кондратьевым, показывают документы. В царской отчиной грамоте 24 апреля 1703 года, данной полковнику Андрею Герасимовичу, слобода Хотень с храмом Апостолов Петра и Павла упоминается между имениями. Полученными в наследство после полковника Герасима Кондратьевича Кондратьева. Грамота говорит: «на кринице Хочуне село Новая слобода, а в нём церковь верховных Апостолов Петра и Павла, да двор его полковников, да мельница, черкас вольных людей 50 человек, а земля по урочищам». В ревизской сказке 1732 года показано, что черкасы «слободы Хочуна поселены во 197 (1689) году», и здесь же при храме Хотенском показана школа. По таким памятникам нет сомнения, что первый храм в слободе «на крынице Хочуне» построен в 1689 году. Ныне в Хотении каменный храм Успения Богоматери с приделом верховных Апостолов; он построен Андреем Андреевичем Кондратьевым и освящён в 1786 году. Метрические книги хранятся с 1735 года, исповедные с 1797 года. До построения храма в Николаевке жители Николаевки были прихожанами Благовещенской церкви села Кровного, которой метрики начинаются с 1735 года и которая упоминается уже в приведенной нами грамоте 1703 года. --- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
27 апреля 2024 19:20 Сведения об имениях фамилии Кондратьевых по Харьковской губернии доставляют ведомости генерального межевания 1785 года; здесь находим: а) В имениях полковника Степана Ивановича Кондратьева (потомка Андрея Герасимовича) Низы и Старом – 10033 десятин земли, в Вырах, Ульяновке, Терешкове, Степановке, с деревнею Николаевкой 44385 десятин; в деревне Пушкаревке, Новоселице и пустоше Городнице – 3580 десятин; в селе Толстом – 11047 десятин, в селе Рясном – 3872 десятины итого 73528 десятин. б) У вахмистра Андрея Кондратьева (потомка Андрея Герасимовича) в Великом Бобрике с деревней 9383 десятины, в слободе Хотени 7640 десятин, в деревне Песчаной 2242 десятины, в хуторе Иволжине и в двух других 3182 десятины, в Ястребенном 11100 десятин, в деревне Зеленковке и Камышинской 3318 десятин, в хуторе Гнилицком и двух пустошах 300 десятин. А всего 37165 десятин. В слободе Ильмах с 3 хуторами 1411 десятин и Окопе 380 десятин. Источник --- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
27 апреля 2024 19:25 Там же, про Ворожбу и Стецковку
инструкция, подписанная сумским городовым атаманом Герасимом Кондратьевым и писарем Иваном Григорьевым 2 декабря 1659 года. «Инструкция из Сумской городовой ратуши Сумскому жителю Матвею Иванову сыну Малишевскому. Приняв сию инструкцию, ехать тебе в Сумскую округу, по ту сторону реки Псла, в хутора сумских жителей на устье речек Сыроватки и Крупца, где велено по указу Его Царского Величества, по Лебединскому пути, новое поселение населять, для учреждения слободского сумского полка войсковой службы казаков; а приехав взять тамошних жителей, или самих хозяев, коих в хуторах застать можешь, для отвода по общему приговору всех ворожбянских и Лебединских казаков, то ж и сумских граждан с товарищами, что единогласно приговорили, при которых по живым урочищам отвесть земли и лесов и сенокосов и во всяких угодьях к тому новому поселению, а село оное назвать по речке Низшою Сыроваткою. А именно начав от города Сум, от двойных плёсов Олдижа и речки Псла, и речкою Пслом от Сумской стороны и от Ворожбянской до устья речки Исторопа, правая сторона реки Псла, земли и леса и всякие угодья Сумских и Ворожбянских жителей с товарищами, а левая сторона новопоселённых села Низшей Сыроватки, земли и леса и всякие угодья, а в речке Псле рыбы ловить с обоих сторон обще невозбранно, только сговищь не городить никому, кроме одних мельниц кто пожелает держать, и тем держателям охотников рыбалок, как выше, так и низшее гребель не изгонять и ни в чем не заборонять».
«А от реки Псла, по устье реки Исторопа, тою же речкою Исторопом поворотя в круте налево в гору по Ворожбянского жителя Игната Барабашева лесной отвершок и по Сагайдачный шлях, а от того места отворотя налево Сагайдачным шляхом по другую вершину реки Бобрка, а от того места, от Сагадачного поворотя в круте налево полем и чрез яр до дороги, что ездят из Сум до Ахтырки, и тою дорогою прошед до четырёх вёрст, а от той дороги прямо полем до большой круглой ямы, что по над тою ямою проложена дорога с Лебедина в город Сумы чрез речку Сыроватку, и тою речкою вниз до устья плёсов Олдижа и тем плёсом от речки Сыроватки в гору, до первочинного урочища двойных плёсов Олдижа ж, где новопоселенных села Низшей Сыроватки и округа кончить. А по окончании той округи ехать тебе в тие ж хутора, и отмерить те хуторские места для поселения под сады и огороды и под выгон для выпуска скотов, и пастьбу с довольным простором, а именно: начав от речки Сыроватки протоком Молочаем и чрез дорогу тем же протоком до Виловатого Ярка, а от Виловатого Ярка, поворотя в круте направо, прямо на Лебединскую дорогу и той дорогой прямо до речки Крупца, вниз речкой Крупцем по великой Луге, по великую сагу, что идёт из речки Сыроватки в речку Крупец, по р. Сыроватку, и р. Сыроваткой в гору, до первоначального урочища – протока Малочая, где и окончить того селения выгона округу, а в одной округе приказать тому же старику Тишку Годаевскому, чтобы он велел чьи ни есть в одной округе, под поселение живые дворы,сады и огороды по ровным частям , луговые и лесные места для прибывших по высылке в оное село Низшую Сыроватку на жилище, а тем людям, чьи на тех местах прежние были хуторы, оставлять те места, где их жилые дворы и хоромное строение находится, против прихожих мерою земли под дворы, сады и огороды в две части, а последнее всё велеть тем, кому по частям достанутся; те ж луга и леса, на огорожу и на строение, рубить и вычищать, сколько кому надобно будет. А по окончании всей округи, и по отдаче Тишку Годаевскому приказа, ехать тебе в село Сумскую Ворожбу, а приехав, сыскать тамошнего атамана Омеляшка и тамошних самых лучших сторожил человек до десяти ж, истребовав себе двунедельную квартиру, и испросив там самолучше знающих по ту сторону р. Псла; чьё есть заёмочное самовольно владение, пашенные земли и леса и всякие угодья, смежные между Сумскою и Лебединскою округами, от Сумской р. Псла по Сагайдачный шлях, с тем взять людей вместе с собой человек до шести, и объехать с ними и осмотреть, насколько будет семей тех вышеписанных угодий, состоящих в отдалении за водами, селу Ворожбе владеть за неспособность, и за утоплением многих людей и скота в каждую весну, а по осмотру с теми вышеписанными людьми, возвратясь в оное ж село Ворожбу, сискав увесь тамошний народ, и чие по ту сторону владение перекликав там, атаману означить каждого человека; ежели там людей достаточно, то только тех людей выслать на новое поселение в Сумскую округу, по ту сторону реки Псла к их владениям за способность; а ежели ж будет недостаточно, то ещё из самоскуднейших Ворожбянских жителей причислить к тем вышеписанным семьям, чтоб не меньше было людей, как семьдесят шесть семей тобою выслано из оной Ворожбы; а им Ворожбянским отаману Омеляшку, с товарищами по ту сторону реки Псла от владения отказать по устье реки Исторопа по Лебединское владение, а вручить оставшееся от выланных на новое поселение, по сю сторону реки Псла, пашенные земли, и сенные покосы, и леса, и всякие угодья, кроме хоромного строения и огорожей во вечное владение безденежно, а хоромное строение, и огорожу дозволять тем, кто построил, кто пожелает, продать или себе забрать или кому подарить, отдать на их волю. Того ради накрепко тебе сим подтверждается, непременно в самой скорости высилку учинить, чтоб заблаговременно зимней дороги о Ворожбянских исполнение учинено было сего года августа по 1 число, не взирая на их никакие отговорки и невозможности. Сим же образом из города Сум, сумского рядового атамана Стелька Копейку, сискав в Сумскую городскую Ратушу вновь и сумских людей тож число, как в сей инструкции выше написано, чьё владение в Сумской Округе по ту сторону реки Псла и реки Сыроватки есть от речки Сыроватки по Сагайдачный шлях, объехать же и осмотреть, и к тем их владениям за способность выслать же, примечая по пространству угодий, на сколько людей будет, чтоб не меньше, как сто девять десят сем семей из города Сум, тобою на новое поселение в Сыроватку вышеписанную выслано было, сего ж года мая по 20 число неотменно: а сумским Атаману Стецку с товарищами от того владения отказать, а вручить новопоселённым по ту сторону речки Псла и реки Сыроватки по вышеписанным урочищам во вечное владение; а Сумским вручить по Сю сторону реки Псла оставшиеся ж земли и леса и всякие угодья, кроме одних жилых дворов с хоромным строением и огорожею оставить во владение для приезда в город Сумы; а ежели кто оную самовольно пожелает продать, – то оным велеть невозбранно продавать, для чего ты и послан. А в другие места о таковом же деле посланы другие, для чего вы от всяких дел, кроме сего, уволены впредь на год. Будучи тебе у сего дела поступать добропорядочно по вышеписанному, а обид и озлоблений никому не чинить, и в непорученные дела ни в чём не касаться; за нескорое тобою исполнение и непорядочные поступки, опасаясь штрафа и жестокого наказания по вине преступления. От сотворения мира 7167 года, декабря 2 дня. От Рождества Христова 1659 года.
«В подлинной подписано так: Сумской Городовой атаман Герасим Кондратьев. Писарь Иван Григорьев».
Затем продолжается обозначение границ земель Сыроватских и потом предписывается выселить для составления слободы низшей Сыроватки – из Ворожбы не меньше 87 семей, а из Сум – не меньше 197 семей.
Таким образом начальное население Нижней Сыроватки заключало в себе не менее 284 семей. Понятно, что это – такое число жителей, для которого надлежало немедленно построить особый храм, и следовательно первый храм в Низшей Сыроватке во имя Аристратига Михаила построен был не позже 1660 года.
--- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | Лайк (1) |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
27 апреля 2024 19:26 СТЕЦКОВКА На реке Алешенке в 13 верстах от Сум.
По словах столетних стецковских стариков, основание слободе Стецковке положено назад тому около 200 лет, и основателями местечка были черкасы: Стецко, Переяславец, Рудень, Чайкин и Чугаев; так как между этими казаками Стецко был старше летами и почетнее по службе казацкой: то и основанный им хутор стали называть Стецковым. Этот Стецко, оставивший своё имя Стецковке, без сомнения никто другой, как известный по акту 1659 года сумской атаман Стецко. Набожные казаки, не имея в своём хуторе освящённого человека или священника, вынуждены были относиться с духовными нуждами к священнику, жившему где-то очень далеко от Стецкова хутора. Наконец, утомлённые трудностями сношения с чужим священником и скукою жить без храма Божьего, они соорудили, как говорит то же предание, небольшую деревянную церковь во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. В каком это было году, неизвестно. В 1738 году уже писали: « в давних годах сумского полка в селе Алешне, Стецковка тож, при церкви великомученика Димитрия имелось всегда два священника. В 1729 году священники Семён Заводовский и Иван Замятич померли». В 1835 году по благословению Преосвященного Иннокентия заложен был каменный Димитриевский храм заботливостью священника Афанасия Василевского; храм окончен и освящён в сентябре 1846 года.
Метрические книги храма начинаются с 1735 года, а исповедные с 1798 года.
Другой каменный храм в Стецковке заложен по благословению Аполлоса, епископа харьковского, в 1818 году и окончен в 1822 году. Придельный престол его на хорах освящён во имя Пророка Ильи в 1822 году, а главный во имя Вознесения Господня в 1829 году.
По переписи 1732 года в Стецкове 200 казаков, 733 подпомощника, 17 работников, 60 подданых сотника Андрея Васильевича Савича, 88 подданных полкового писаря Евстафия Кияницына и 40 других подданных, в школе два школяра – учителя, всего 1124 душ мужских.
--- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | Лайк (1) |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
27 апреля 2024 19:29 Там же. Ворожба
По грамоте 1704 года при основании черкасского Белополья (в 1681 году) приписаны к Белополью «село Крига в Белопольском посаде, село Ворожба от Белополья 2 версты, деревня Павловка в 5 верстах», но «Путивльцы из тех сёл и деревень высланы и дворы их снесены и крестьяне выведены на реку Снагость».
Как по записке Терентовского, так и по другим памятникам видно, что Белополье и округ его по духовным делам приняты были в ведение патриаршего правления, почему впоследствии они состояли в заведывании московской канцелярии Синодального Правления, а потом севского епископа, к которому перешла часть церквей патриаршей епархии.
В 1702 году по распоряжению Стефана, митрополита рязанского, управлявшего делами патриаршими, учреждено было Белопольское управление духовных дел. Кроме церквей города Белополья подчинены были сему последнему церкви а) Белопольского округа: аа) войсковых свободных поселений – Ворожбы, Климовки, Проруба и Речек, бб) помещичьих сёл черкасских – Искрисковщины, Павловки, Вырей, Ульяновки, Куяновки, б) Путивльского уезда 32 церкви в 25 сёлах, в том числе в Тернах.
По грамоте 1672 года в Белополье при самом основании его было 1352 человека, выходцев из-за Днепра; а в 1686 году по причислению к Белополью сел Крыги и Ворожбы и деревни Павловки считалось 1931 человек – лиц духовных, сотников, казаков и мещан и 3304 свойственников, подпомощников и работников, а всего 5255 человек12 (12 – Грамота 25 января 1704 года). В этом числе, без сомнения, разумеются и прихожане Троицкой церкви Проруба, – слободы, расположенной в 2 верстах от Белополья и получившей своё название от того, что выходцы из-за Днепра должны были для поселения своего прорубать густой лес; здесь ещё и ныне в огородах слободы много есть толстых строевых деревьев.
ВОРОЖБА Ворожба, принадлежащая к Белопольскому округу, находится в 2 верстах от Белополья; почему и называется подгородней слободой, а в отличие от другой Ворожбы, Ворожбой Белопольской. Мы уже видели, что черкасская Ворожба образовалась на месте русской в одно время с Белопольем, то есть в 1672 году. Русские, при своём переселении из Ворожбы на устье реки Скагости, конечно вместе с домами перевезли и храм свой. По грамотам 1691 и 1696 годов Ворожба называется селом, и здесь же видим её атамана Фёдора Чернявского.
«Их Царского Пресветлого Величества стольник и полковник сумской Андрей Герасимов.
Всем в обещ и каждому зособна, кому ведать о том належить, а особливе старшине Белопольской, знайдущимся, яко впредь будучим, ознаймуим. Иж за просьбою ворожбянского жителя Фёдора Чернявского, поволили есми владеть ему гайком, о котором в него был спор с сотником белопольским, потому ж сотник упирался в то не належно, хотячи его оттоль витиснуть з злости, который в Белопольском уезде в урочищах, едучи от гребли Григорьевой, на горе против луки Роспустнова, по правой стороне, до Човпилова леса и по лес же Лазаров до Костьева и Хрущова лесков и до Роспустнова луки. А тот гайок он, Чернявский, занял за ведомом нашим, по своей черкасской обычности; а що сотник упирался в том гайок, и в розыске объявилось, же – он упирался напрасно. По его просьбе и, по прислуге его войсковой, наибарзей же яко никому то не в даче, ему, Чернявскому, тем гайком владеть и к пожитку своему уписать поволилисма. В чем для певности письмо се наше с притеснением печати нашей войсковой ему Чернявскому видать рассказали смо. В року ниженастоящем 1691. Августа в 8 день
Вышеписанный стольник и
Полковник сумский».
Таким образом надобно положить, что и первый храм в Белопольской Ворожбе построен около 1676 года.
В церковном архиве сохраняется следующий документ 1739 года.
«Указ Её Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из московской Синодального Правления Канцелярии города Белополья духовных дел управителям. По Её Императорского Величества указу и по определению Московского Синодального Правления Канцелярии, а по челобитью сумского полка Белопольской десятины села Ворожбы Покровской церкви попов Петра да Ивана Степановых с приходскими людьми, которые просили о позволении, чтоб в построенной ими на место той Покровской церкви часовне, до построения настоящей церкви, для служения литургии сделать престол и по положению на оный выдать священный антиминс, а о строении настоящей вместо сгоревшей дать указ, велено вам духовным управителем, справясь: ежели в оном селе означенная церковь до сего имелась и сгорела, то вместо той сгоревшей во имя Покрова Пресвятой Богородицы, церковь построить позволить и святыми иконами и прочим подобающим благолепием убрать, как святые правила и уставы позволяют, против других церквей исправно, а в алтаре престол устроить в вышину 6 вершков и с доскою, в длину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 4 вершка. – Когда же построено и ко освящению изготовлено будет, то о освящении оной церкви и о даче священного антиминса бить челом в Московскую Синодального Правления Канцелярию особливо. А дóндеже настоящая церковь построится, велеть оной часовне быть и для обстоящей нужды часы, утрени и вечерни и молебны, кроме литургии, в ней исправлять позволить. А за то, что тую часовню означенные попы допустили построить без благословения и указа, собою, хотя они и немалому штрафу и наказанию достойны, но оное им за невежество, по снисхождению Синодальной Канцелярии, оставляется. И о том города Белополья духовных дел управителем послать указ, о чем се и посылается; города Белополья духовным управителем о вышеписанном чинить по сему Её Императорского Величества указу.
Герасим, Архимандрит Богоявленский,
Секретарь Алексей Васильев».
Октября 8 1739 года.
По сему указу видно, что а) в Ворожбе существовала Покровская церковь, но сгорела в 1739 году, причем видно и то, что в 1739 году ворожбянский приход был уже так велик, что при ворожбянской церкви были два священника.
Б) Вместо сгоревшего храма священники и прихожане поспешили сами собою построить часовню и просили разрешения, как на построение нового храма, так и на совершение богослужения на престоле часовни с антиминсом. Храм разрешено построить, дозволено совершать до времени и богослужение в часовне, кроме святой литургии. Самовольное же построение часовни в виде церкви прощено «по снисхождению к невежеству». Памятником сей часовни служит каплица, построенная на каменном фундаменте.
В 1769 году согласно с просьбою прихожан разрешено было Севским архипастырем Кириллом обветшавший деревянный храм, перестроить и поставить на каменном фундаменте. Но вместо того, чтобы перестраивать обветшавший храм, прихожане построили каменный храм, который и освящён в 1778 году.
По последнему штату причт получает жалованье третьего класса 366 рублей серебром.
По переписи 1732 года а) в слободе Ворожбе два священника и школа, старшины и казаков 223, подпомощников 436, работников 48, подданых сотника Куколя 106, сотника Скрыцкого 47, сотника Алексея Даценка 17, священника Петра Степанова 9, а всего 896 душ мужских; б) в слободах ворожбянской сотни – в Климовке, где при храме школа, 421 душа мужская, в Прорубе, где при храме гошпиталь, казаков 122, подпомощников и работников 508, подданых Куколя 49, священника Данилова 12, итого 691 душа мужская пприхожан.
За тем число прихожан ворожбянского храма по ведомостям: в 1750 году 1488 душ мужских, 1403 женских, в 1770 году 1629 мужских, 1440 женских, в 1790 году – 1279 мужских, 1292 женских, в 1810 году 1599 мужских, 1623 женских, в 1830 году – 1702 мужских, 1697 женских, в 1850 году 1714 мужских, 1839 женских прихожан.
От холеры 1831 года умерло 15 человек, а в 1848 году до 95 человек. Кроме того в 1845 году в приходе сгорело до 200 дворов, а в 1849 году было три пожара, причинившие также довольно ущерба и бедности прихожанам.
Метрики и исповедные росписи Ворожбянской Покровской церкви в архиве Правления начинаются с 1751 года.
--- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | Лайк (1) |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
27 апреля 2024 19:37 СЛОБОДА ОЛЬШАНА На р. Алешне, в 55 верстах от гор. Сум и в 40 от Лебедина.
В кратких заметках, писанных на одной книге иеромонахом Иоасафом (в мире Иваном Семёновичем) игуменом Михайловского монастыря, читаем: «Року 1609 ольшанские казаки с казаками приселков Городища да Бобрика, рушились в Веприке збуйно з старшинами Кислым, Манилом и Сычем, а иншие до рушенья того з полковником Самойловичем пребували у Гадяча и мусили бути при Коломаце». Таким образом Ольшанская сотня существовала ещё при гетмане Петре Сагайдачном. По размежевании границ между Россиею и Польшею в 1647 году из Польши принято во владение московского Царя «на усть речки Ольшанки, выше Недригайлова у пяти верстах, острог и слобода Ольшаная». Следовательно в 1647 году на реке Ольшаной существовали и острог и слобода и следовательно эта местность населена была далеко прежде того, как черкасы стали переходить с берегов Днепра под власть и на земли московского Царя. В версте от нынешней слободы Ольшаной впадает в реку Сулу речка Попадья. В другом месте объясняем мы, что здесь надобно полагать известный по летописи ещё в 1147 году город Попаш, старинный русский, православный город.
О черкасской Ольшаной известно, что когда страдальцы унии перешли на покойные земли московского Царя: то ольшанская сотня, увеличившаяся тогда, вошла в состав сумского слободского полка. В последствии часть Ольшанки с значительным количеством дикопорожних земель (где ныне хутор Козельское, в 8 верстах от Ольшаной) пожаловано в вечное потомственное владение сотнику Степану Пустовойтову, которого наследники, генерал-майорша Шатова и титулярная советница Терновская, поныне владеют жалованным имением.
По выставленным нами памятникам о древней Ольшане нет сомнения, что храм в Ольшаной существовал ещё прежде 1609 года. Есть известие, что один из старшин казацких, в благодарность за то, что Бог избавил Ольшанцев в день Апостолов Петра и Павла от разорения Татар, построил в Ольшаной, близ дороги, небольшую деревянную церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла. Эта церковь, говорит тоже предание, была разграблена униатами и потому осталась в запустении, а священника взяли в другое место. Когда это было? – известие не показывает.
По преданию сотник ольшанской сотни Михаил Шульга соорудил другую церковь, во имя св. Архистратига Михаила с приделом во имя Апостолов Петра и Павла, а Петропавловскую разобрал. Эта двухпрестольная церковь простояла не более десяти лет и была сожжена громовым ударом.
После этого несчастия, невдалеке от преждебывшей, выстроена новая церковь во имя Святителя Николая. В этом храме слушал богослужение Царь Пётр I, а после обедал в доме полкового судьи Ивана пустовойтова.
С течением времени эта Николаевская церковь пришла в ветхость. Жители слободы Ольшаной, не уничтожая старой, выстроили новую во имя св. Архистратига Михаила с приделом Петра и Павла. При сооружении и украшении Михайловской церкви главным попечителем был Шульгин, потомок Шульги, выстроившего в слободе Ольшаной первую Михайловскую церковь.
--- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | Лайк (1) |
realdozorМодератор раздела  Мюнхен Сообщений: 574 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1453 | Наверх ##
27 апреля 2024 19:37 СЛОБОДА ОЛЬШАНА На р. Алешне, в 55 верстах от гор. Сум и в 40 от Лебедина.
В кратких заметках, писанных на одной книге иеромонахом Иоасафом (в мире Иваном Семёновичем) игуменом Михайловского монастыря, читаем: «Року 1609 ольшанские казаки с казаками приселков Городища да Бобрика, рушились в Веприке збуйно з старшинами Кислым, Манилом и Сычем, а иншие до рушенья того з полковником Самойловичем пребували у Гадяча и мусили бути при Коломаце». Таким образом Ольшанская сотня существовала ещё при гетмане Петре Сагайдачном. По размежевании границ между Россиею и Польшею в 1647 году из Польши принято во владение московского Царя «на усть речки Ольшанки, выше Недригайлова у пяти верстах, острог и слобода Ольшаная». Следовательно в 1647 году на реке Ольшаной существовали и острог и слобода и следовательно эта местность населена была далеко прежде того, как черкасы стали переходить с берегов Днепра под власть и на земли московского Царя. В версте от нынешней слободы Ольшаной впадает в реку Сулу речка Попадья. В другом месте объясняем мы, что здесь надобно полагать известный по летописи ещё в 1147 году город Попаш, старинный русский, православный город.
О черкасской Ольшаной известно, что когда страдальцы унии перешли на покойные земли московского Царя: то ольшанская сотня, увеличившаяся тогда, вошла в состав сумского слободского полка. В последствии часть Ольшанки с значительным количеством дикопорожних земель (где ныне хутор Козельское, в 8 верстах от Ольшаной) пожаловано в вечное потомственное владение сотнику Степану Пустовойтову, которого наследники, генерал-майорша Шатова и титулярная советница Терновская, поныне владеют жалованным имением.
По выставленным нами памятникам о древней Ольшане нет сомнения, что храм в Ольшаной существовал ещё прежде 1609 года. Есть известие, что один из старшин казацких, в благодарность за то, что Бог избавил Ольшанцев в день Апостолов Петра и Павла от разорения Татар, построил в Ольшаной, близ дороги, небольшую деревянную церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла. Эта церковь, говорит тоже предание, была разграблена униатами и потому осталась в запустении, а священника взяли в другое место. Когда это было? – известие не показывает.
По преданию сотник ольшанской сотни Михаил Шульга соорудил другую церковь, во имя св. Архистратига Михаила с приделом во имя Апостолов Петра и Павла, а Петропавловскую разобрал. Эта двухпрестольная церковь простояла не более десяти лет и была сожжена громовым ударом.
После этого несчастия, невдалеке от преждебывшей, выстроена новая церковь во имя Святителя Николая. В этом храме слушал богослужение Царь Пётр I, а после обедал в доме полкового судьи Ивана пустовойтова.
С течением времени эта Николаевская церковь пришла в ветхость. Жители слободы Ольшаной, не уничтожая старой, выстроили новую во имя св. Архистратига Михаила с приделом Петра и Павла. При сооружении и украшении Михайловской церкви главным попечителем был Шульгин, потомок Шульги, выстроившего в слободе Ольшаной первую Михайловскую церковь.
--- Работаю по архивам Германии и Украины. Мои рода: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (с. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-З | | |
|