Каша из топора
Дискуссионная тема на предмет обсуждения легенд, мифов, фактов и документов связанных с Кашино-Шиверским монастырем, попытка создать его историю из ничего с помощью добрых людей.
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 382 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1344 | Наверх ##
8 марта 2021 20:32 8 марта 2021 20:34 http://cloud.mail.ru/public/49jZ/3vwsy8dd9Название книги Белевы путешествия чрез Россию в разные Асиятские земли а именно в Испаган, в Пекин, в Дербент и Константинополь перевел с Французскаго Михайло Попов, часть первая, цена 65 копеек, отпечатано в Санкт Петербурге при Императорской Академии Наук (имеется в виду Шотландец на русской службе Джон Белл) - Путешествие из Санкт-Петербурга в Пекин, при отправленном посольстве от Государя Петра-1, к Камхи, Богдыхану Китайскому или Хивинскому. Страница 138 печатного текста, 145 электронной версии. - Начало путешествия - Когда приготовлены были подарки от его Царского Величества, и Посланник (Джон Белл видимо имеет себя ввиду) получил себе важные указы, выехал я из Петербурга 14 числа Июля 1719. Страница 139 печатного текста, 146 электронной версии …… - Из Енисейска выехали мы 27 числа (имеется в виду 27 февраля 1720 года) Страница 202 печатного текста, 209 электронной версии. - Мы продолжали 29 числа (28 февраля) путь свой по Енисею, по берегам коего попадались нам временами деревеньки. Морозы становилися поменьше, но зима еще продолжалася, и мы не видели никаких примет приближения весны. Вечером прибыли мы на реку Тунггуску (верхняя Тунгуска современная Ангара), которая столько же была бугриста как Енисей, но как и ее берега покрыты были лесом, то принуждены мы были ехать по льду. Во весь следующий день ехали мы по реке, ветер был прежестокий, и сильная метелица. Первого марта настигли мы свой обоз, но оставили его назади, будучи уверены, что способнее будет нам одним находить нлчлеги и перменных лошадей, нежели имея его при себе. Страница 203 печатного текста, 210 электронной версии. - Четвертого марта прибыли мы в небольшой монастырь называемый Троица (* Троицкий Мангазейский монастырь См. Географ слов стр. 400 (видимо части 2)), посвященный триипостасному и нераздельному Существу. Мы нашли в оном шестерых монахов, которые приняли нас с великим дружелюбием. Они уступили нам свои кельи и снабдили нас пищею и лошадьми. Сей монастырь построен на северном берегу реки, на весьма приятном месте, и окруженном лесом, пашнями и лугами. Стоит он на устье Нижней Тунгуски…?????? - Примечание - Считаю это явная ошибка перевода…. Посол торопился в Китай (в Пекин) передать личное послание царя Петра Алексеевича Романова императору Китая, а дорога была одна, времени на отклонение от маршрута у посла тоже не было…. , коея севверные берега выше нежели южные…… Мы отправились Паки в путь того же дня по Тунгуске……Страница 210 печатного текста, 217 электронной версии. - 7 числа (7 марта) прибыли мы к вершине реки Тунгуски, составляющейся стечением других двух рек, а именно: Ангары и Илима. Первая вышла из Байкала, великого озера, и склоняясь течением своим к Западу, впадает в Тунгуску, где и теряет свое имя. Мы оставили Ангару и Тунгуску в правой от себя стороне, и поехали по реке Илиму, по коей дорога гораздо была глаже нежели по Тунгуске. Страница 211 печатного текста, 218 электронной версии. В завершение хочется добавить описанный на одной странице с монастырем способ расчистке земли от лесов с целью получения пашен и сенокосов, вот он….. - Вся сия пространная земля покрыта непроходимыми лесами. Места лежащие при реках очень изрядны, и производят пшеницу, ячмень, рожь и овес. Способ который употребляют жители для искоренения толстых Елей, состоит в том, чтобы облупить с нее кору четверти на три, тогда сок перестает подниматься в дерево и оное в несколько лет засыхает. После чего подкладывают они огонь, помощью коего очищают они место и пеплом утучьняют землю. Россияне примечают, что земля, на коей растет сей род Елей, называемых обыкновенно Эссекскими Елями, завсегда производят пшеницу, но не так сие бывает на той, где растет Сосна, или другое подобное сему дерево. Начато на странице 210 печатного текста, 217 электронной версии, закончено на странице 211 печатного текста, 218 электронной версии. Мое личное мнение - способ «Искоренения лесов» для разработки пашен варварский но гениальный, а у нас до сих пор пишут из книжки в книжку - топор….вага…, оказывается все было гораздо проще - скобель и огниво, ну может потом пару тройку корневищ и надо было выковырять но по опыту знаю - в Августе в пойменных ельниках не только Ели но и земля (толстый слой мха и не перепревшей древесной ветоши) сгорает дотла, почти без остатка. | | Лайк (1) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 382 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1344 | Наверх ##
9 марта 2021 15:57 9 марта 2021 16:15 Спафарий, Николай Гаврилович. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария / с введ. и примеч. Ю. В. Арсеньева. - СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1882.- 214, [1] с. - На обороте тит. л.: Извлеч. из 10-го т. Зап. Рус. Геогр. О-ва по отд-нию Этнография. Страницы 99-100 электронного варианта, 95-96 печатной версии. На левой стороне реки Тунгуски река Чадамец (Примечание – в данном случае при движении вверх по реке «В Китай» автор указывает что было слева а что справа), а вытекла та река из болот и впала в реку Тунгуску тремя устьями. А по той реке Чадаме Тунгусов много. И из Енисейска на Тунгуску и на реку Чадамец посылают казаков для ясаку по 10 и по 12 человек, и сбираеться с реки Тунгуски и с реки Чадамы с Тунгусов сороков по 70 и больши. А едучи до реки Чадамца, от яру каменного, который писан выше сего, по реке Тунгуске стоят островов с 30 и больши, а стоят те островы остров от острова в недальнем раЗстоянии, и полверсты (Примечание верста равна 1,0668 км.), и по четверти версты, а иные остров против острова. На той же стороне гора каменная великая, от реки Чадамы пол 2 версты. Июля в 29-й день. Посередь реки Тунгуски остров, от горы каменной в 12 верст. (Примечание – в настоящее время остров Чельбихин). На левой стороне река Кода, а вытекла та река из болот из болот из дальнего места. А по ней живут Тунгусы немногие, от острова 9 верст. На правой стороне 2 острова, от реки Коды 11 верст, а стоят те островы един от одного в недальнем раЗстоянии. На той же стороне зимовье гулящих промышленных людей, которые промышляют соболи от островов пол 2 версты. А выше того зимовья версты с полторы посередь реки Тунгуски остров, от острова пол 2 версты, а тот остров версты на полторы. А против того острова на левой стороне речка, а выше того острова остров ЕловОй. Июля в 30-й день. На левой стороне зимовье енисейских казаков. А шли те казаки в ИлимскОй острог Великого Государя с хлебным жалованьем и в том месте замерзли для того, что выше того зимовья есть Кашина шивера, и в том месте зело быстро, и по всей река лежат каменья великие, а вода бывает мелкая, и дощаник не проходит. И стоят недель по 8 и больши. А толко есть посередь реки ворота, и в те места дощаники проводят великими канатами, а тянут воротами (примечание – вероятно речь идет о лебедках и рычагах), и протянуть не могут не коими мерами. И для того недель по 8 и стоят и дожидаются парусного погодья. А как парусного погодья не будет, и в том месте зимуют. А как тянут канатами, и с канатов людей срывает. И утопают в том месте много. И ниже той шиверы поставлено крестов с 40, а иные многие от пожаров пригорели. (Примечание – вероятно на чертеже Енисейского города из Атласа Сибири Семена Ремезова в районе Кашиной шиверы отмечено то самое «Множество крестов» на североном берегу реки Ангары, в то время север изображали внизу карты, юг вверху). Ссылка на Атлас Сибири Семена Ремезова (Чертеж Енисейского города) https://kp.rusneb.ru/item/read...a-remezovaА та шивера на полверсты, а выше той шиверы на левой стороне речка, а подле той речки юрты тунгусския. На правой стороне реки Тунгуски речка, а против той речки остров, а выше того острова 4 острова ж. А те островы, остров от острова стоят в недальнем раЗстоянии по полуверсте от Кашины Шиверы в 4 версты. На той же стороне остров, от последнего острова в 5 верст. А ниже того острова на левой стороне и на правой шивера, и в том месте зело быстро, и тянули дощаник двумя бечевами. На той же стороне остров, от шиверы 4 версты. На той же стороне остров, от острова 3 версты. На той же стороне река Кова. А против той Ковы реки Шивера Ковинская, и в том месте зело быстро. И горы великия каменныя. А по реке Кове тунгусских юрт много. А вытекла та река из гор каменных. А повыше той реки юрты тунгусския, а выше юрт остров, от вышеписанного острова полверсты. На левой стороне шивера Горохова, и в том месте зело быстро, и подымались двумя бечевами….. Ссылка на «Путешествие в Китай» Спафария http://elib.shpl.ru/ru/nodes/1.../99/zoom/4 | | Лайк (2) |
ovt Москва Сообщений: 234 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2135
| Наверх ##
9 марта 2021 16:02 Мужской Кашино-Шиверский монастырь (Спасская пустынь) являлся приписным к Енисейскому Спасскому монастырю.
В 1770 году по определению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама и по указу из Тобольской духовной консистории упразднен Кашиношиверский монастырь. (Госархив в г.Тобольске, Ф.И156 Оп.1 Д.207 Л.1а)
Монастырские крестьяне стали "экономическими" в ходе секуляризации. Согласно рапорту из Енисейской провинциальной канцелярии в Государственную коллегию экономии Сибирской губернии от 04.11.1766 года "с поданных к бывшей третичной ревизии сказок ... копии списаны и перечневая ведомость учинена и усего прилагается". (РГАДА, Ф.280 Оп.4 Д.2659 Л.719)
Вероятно, термин "Кашиношиверская вотчина" был в ходу до момента упразднения Коллегии экономии в 1786 году, когда экономические крестьяне были переданы в заведование казенной палаты. В качестве наименования селения, "Кашиношиверская вотчина" возможно существовала и после 1786 г.
Отдельная страница истории - постройка каменных зданий приангарских церквей, в том числе и Кашино-Шиверской Преображенской. | | Лайк (1) |
ovt Москва Сообщений: 234 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2135
| Наверх ##
10 марта 2021 16:37 10 марта 2021 17:25 Vasiliipetrovih написал: [q] Ссылка на Атлас Сибири Семена Ремезова (Чертеж Енисейского города) https://kp.rusneb.ru/item/read...a-remezova[/q]
Василий Петрович, по ссылке - 81 лист. Может ограничиться одним листом - № 49? На нем есть и заимка старца Путилова, на южном берегу Тунгуски.
 | | |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 382 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1344 | Наверх ##
10 марта 2021 16:39 | | Лайк (2) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 382 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1344 | Наверх ##
10 марта 2021 16:42 В статье Царева есть лист 49 (фрагмент) где отмечены заимка старца Путилова (Почему то на южном берегу ???? хотя монастырь потом был на северном) и Кашина Шивера со многими крестами.... | | Лайк (2) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 382 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1344 | Наверх ##
10 марта 2021 18:30 Vasiliipetrovih написал: [q] [/q]
Возможно место положение заимки старца Путилов объясняется тем что подворье монастыря и монастырский дворец в 17-18 веке это одно и тоже, но монастырь исчез а дворец остался став в последствии деревней Дворецкой (Дворец), тогда все правильно на карте Ремезова.... | | Лайк (2) |
ovt Москва Сообщений: 234 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2135
| Наверх ##
23 марта 2021 9:48 23 марта 2021 18:05 Из "Ведомости города Енисейска..." с выписками из переписных книг 1719 года (статистика - число дворов, число душ м.п. разного возраста): (РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1614 Л.508-511)
Название монастыря: На Кашине шивере Спаская пустынь.
В "монастырских дворцах" проживает 2 категории населения: семейные вкладчики монастырей и "домовые" монастырские люди. Вариант прочтения: "На Кашине шивере Спаского пустыни Мангазейского Троицкого Усолья Спаского Усолья вкладчики з детьми в манастырских дворцах" "в манастырских в дворцах живут служки манастырские домовые з детьми"
  | | Лайк (2) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 382 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1344 | Наверх ##
23 марта 2021 11:48 Спасибо, что удивительно четко читаемый почерк, хотя и РГАДА, как говориться черным по русскому, писавшему 302 года назад документ человеку огромный от потомков ЛАЙК..... | | Лайк (2) |
ovt Москва Сообщений: 234 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2135
| Наверх ##
23 марта 2021 12:53 29 марта 2021 13:24 Да, были когда-то грамотные люди в Енисейской приказной избе ... Дополнение:pineforest написал: [q] в этом деле РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1614 составы семей указаны?[/q]
Дело "Переписная книга 1719 г." содержит "ревизские сказки" подушной переписи Енисейского уезда и города 1719-20 гг., проводившейся в целях подсчета числа дворов и душ мужского пола податных сословий. Указателем Н.Н. Оглоблина "Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768) Ч. 1" охвачена большая часть переписных книг Енисейского уезда. | | Лайк (1) |
|