⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Герб Бонча употреблял Павел Евсеевич Осмоловский около 1551 г.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 76 77 78 79 80 * 81 82 83 Вперед → Модератор: Bontch–Osmolovskaia Marina |
Вива Сообщений: 760 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 433 | Марина, Вы уже разобрались с происхождением фамилии Бонч-Осмоловский? Если да, то скажите, пожалуйста, отчего произошли Бонч-...? Бонч – это приставка к фамилии Осмоловский. Она происходит от названия герба Бонча. [ Изображение на стороннем сайте: 13f1a7d7be65.jpg ] Изображение герба Бонча с одного из итальянских форумов. Некоторые считают, что единорог в его самом старом изображении имел бородку, шерсть на ногах и сложной формы хвост. Одна из версий, повествующая о появлении герба в Польше, – это гербовая история в изложении Каспара Несецкого[1] Ниже смотрите литературу: «В голубом поле белый единорог, похожий на лошадь. Его передние ноги подняты и направлены в правую сторону щита. На его голове витой рог. На шлемовой короне половина единорога, такого же, как на щите. Окольский[2] считает, что единорог был не на голубом, а на красном поле и повернут вправо. Другие названия герба Бонча: Buncza, Buncze, Boncze, Jednorozec, Jenorozec, Genorozecz, Unicornus, Rinocerus, Rinocervus. Все согласны в том, что герб Бонча перенесен в Польшу из Италии, после принятия Польшей христианской веры. По одной из гипотез, герб этот появился вместе с Клеменсом, епископом Крушвицким или Куявским в столице Польши в 996 г., во время Люцида, первого в Польше епископа, с разрешения папы Бенедикта VII. Так пишет Б. Попроцкий[3], цитируя Я. Длугоша[4], правда, последний считает, что в 1005 г. Клемент заменил покойного Урбана на кафедрах Вроцлава и Силезии, а не Крушевицы; умер в 1027 г. Другие источники говорят, что этот герб прибыл из Италии с Прокульфом, епископом Краковским, и носил его достойный человек по имени Мир или Мерб (Межб), который служил Мечиславу, польскому монарху, и был одарен имениями. Брат Мира, Клеменс, возглавил епископство в Крушвице (можно искать список епископов, который должен сохраниться в точности – мое примечание), а сам Мир основал деревню в Мазовии, недалеко от Червинска и назвал ее Бонча. Есть деревня Бонча в районе Хелма, но, вероятно, это название она получила позже от своих владельцев Синицких герба Бонча. Что до имени Бонча, то С. Окольский и Рев Рутка предполагают, что правильное имя Мира было Бонифаций, которое по-польски звучало как Бонча. Его имение и герб также были названы Бончей. М.С. Разрезов думает, что эта фамилия в Италии звалась Бонтемпо, то есть «добрые времена», и от этого имени произошло в Польше имя Бонча. Папроцкий упоминает двоих сыновей Мира (Мерба, Межба) под 1061 годом. Ламберт Жула, епископ Кракова, называет обоих по именам, Миколай и Богуш, и добавляет к их именам «с Всеклиц». Есть упоминание, что оба эти брата родились в один день и умерли в один день. Также Миколай с Векслиц герба Бонча упомянут Старовольским. Папроцкий упоминает Богуслава (Богуша) с Векслиц под 1100 годом». Каспар Несецкий сомневается в итальянском происхождении Мира (Мерба, Межба), считая его имя не итальянским. Хотя в Польшу герб попал в X веке, первое «официальное» упоминание о нем относится к 1396 г. Это означает, что по крайней мере до этого года герб Бонча принадлежал только тому итальянскому роду, который поселился в Польше. К гербу Бонча примкнуло 140 фамилий. Среди них есть фамилии, звучащие по-испански или венгерски (Фредро, Fredro), по-итальянски (Францесони, Franceson), по-немецки (Оттенхаузен, Ottenhausen), по-английски (Фокс, Fox; Fink), есть фамилия Олфинери (Olfinier), но большинство родов польские. Недавно нашлась итальянская семья Бадени, которая имеет этот герб. Также его использовали несколько немецких родов. Современный украинский историк-геральдист О.А. Однороженко[5] считает, что герб Бонча попал в Русские земли, объединенные с Польшей, из Венгрии вместе с родом Фредров. Действительно, одна из приписанных к гербу фамилий – Фредро (Fredro). «Руськая» (в значении населения Киевской Руси) колонизация Венгрии продолжалась, начиная с XII в. Северо-восточные комитаты этого королевства практически с момента основания Венгрии и до сегодняшнего дня являются местами компактного проживания «руських» (позднее русинов). Именно поэтому связь Венгрии с Киевской Русью (а потом с ее осколками) была гораздо более тесной, нежели с Польским королевством. Продолжительное время венгерские короли даже носили титул «короля Галицкого» (позже Галицко-Лодомерийского)[6]. В Венгрию же герб Бонча пришел, по мнению Однороженко, из королевства Неаполитанского во времена Анжуйской династии . Отсюда и возник его «итальянский след». [1] Niesiecki, Kasper. Herby i familie rycerskie tak w Koronie jako y w W.X.L. Lwów, 1728. – herb Bończa. – t. 2 – s. 230–233. Перевод с англ. яз. А. Высоцкого, правлено мною, ссылки мои. [2] Okolski, Simon. Orbis Polonus. Krakow, 1642. T. 1. [3] Paprocki, Bartosz. Herby rycerstwa polskiego. Kraków, 1584. [4] Długosz, Jan. Insignia seu Clenodia Regis et Regni Poloniae. – Poznań: Zygmunt Celichowski, 1885 // Wielkopolska Biblioteka Cyfrowa. [5] Однороженко О.А. Родова геральдика Руського королівства та Руських земель Корони Польської XIV–XVI ст. – Харків, 2009. – 312 с. [6] История Румынии, Т. 1, М. 1971 г., Грушевский История Украины-Руси, Т. 2, Д. Кришто, Русские в Венгрии в эпоху династии Арпадов // Славяноведение, 1971 г. |
Богатов Сообщений: 218 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 63 | Valcha ??? Надеюсь, что наконец о чем-то договорятся.. Внушает оптимизм уже сам факт предстоящей встречи. |
leliwas Сообщений: 131 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 39 | Перевод текста из книги Boniecki Adam: Herbarz polski, tom I. Warszawa 1899, помещенного в доступном интернет- издании RYCERSTWO POLSKIE WIEKÓW ŚREDNICH TOM III OBEJMUJE RYCERSTWO MAŁOPOLSKIE w DOBIE PIASTOWSKIEJ, Dra Franciszka Piekosińskiego ... : https://books.google.ru/books?...g=GBS.PP15 или: https://play.google.com/books/...kSAwAAQBAJ В этой книге Piekosińskiego, в самом начале, помещена выдержка из Boniecki , а именно описано происхождение гербов Bogorya, Janina, Bończa lub Szreniawa. "Адам Бонецки: Польский гербовник, том I, Варшава, 1899. Много веков назад различные славянские племена занимали земли, которые позднее вошли в состав польского государства. Они пришли сюда, поделенные на большие и малые племена, часто состоявшие из нескольких родов, со своими старейшинами или вождями во главе. Эти предводители, найдя подходящие места для будущей жизни, прежде всего, занимали для себя территорию для основания главного поселения, рядом с которым на небольшом расстоянии селились остальные члены племени. Чаще всего поселения вождей появлялись возле рек – главных путей сообщения, чтобы к ним был облегченный доступ. Вожди, под властью которых по-прежнему возникали племена, преимущественно носили имена с женским окончанием: Богория, Янина, Боньча или Шренява и т.д. Они разрешали возникающие тяжбы между членами племени, а в случае конфликтов с соседними племенами, совместно со старейшинами этих же племен улаживали споры. Также они занимались средствами обороны в случае нападения. В более серьезных делах или в случае грозящей опасности не одному, а нескольким соседним племенам, их обязанностью было договориться с вождями этих племен, объединиться с ними в случае необходимости во временный союз, выбрать общего вождя на случай возможного военного похода и руководить под его приказами боеспособными членами своего собственного племени. Данная власть вождя племени и его имя непременно должны были иметь свое выражение. Поэтому на территории поселения вождя на высоком шесте находился какой-то знак, определенная фигура, сделанная из ветки или кусочков дерева. Подобный знак обозначал символ верховной, племенной власти, а также имя вождя. В случае тревоги под этим знаком собирались все члены племени; по этому знаку посланцы соседних племен узнавали старшего, к которому имели дело. Этот знак находился над головой вождя племени, когда вершился суд или когда он заседал на сходах. Этот же знак несли перед ним в случае военного похода. Так как власть племенных вождей в одном роде не прерывалась, поэтому люди, долгие годы привыкающие к перекличке: Богория, Янина, Боньча или Шренява, привыкшие говорить: здесь живет, здесь судит Богория, Янина, Боньча, Шренява, и, в конце концов, постоянно видя эти знаки, посаженные на шест, так много значащие для них, как бы буквами написанные: Богория, Янина, Боньча Шренява, поселения своих старейших прозвали их именами. Скорее можно сказать, что имена этих вождей срослись с поселениями, занимаемые ими, чтобы гораздо позднее стать родовыми фамилиями. Очень часто соседние племена, занимающиеся общим делом и для совместной обороны, еще в давние времена объединялись, выбирая общего предводителя из числа самых доблестных вождей племен. Вероятно, такой предводитель был одновременно и судьей, а ему в делах помогали остальные вожди племен. Однако государственный союз возник на Западе, то есть там, где внезапно возникла необходимость объединиться, собрать все силы, чтобы дать достойный отпор грозным соседям. Но не нападение, не завоевание создали это первичное государство, а чувство слабости отдельных племен, опыт, приобретенный за многие годы, что выступая поодиночке, они должны подчиниться силе, а наоборот, объединенные на большей территории, общими силами, под руководством выбранного храброго вождя или князя, они не только сохранят мир дома, а также смогут более эффективно отражать нападения врагов. Потомки этих первоначальных вождей племен – это привилегированный класс, обладающий землей, правом наследования, из которого выходили военачальники и княжеские должностные лица, имеющие не только общий родовой знак, но и общий девиз, подтверждающий их общее происхождение от вождя племени – это будущая шляхта. Закон шляхетского равенства, так сильно восхваляемый у нас, как и исключительное право шляхты занимать должности, находит свой ключ в происхождении всей шляхты, чисто польской, от племенных вождей. Обладание землей с самых давних времен должно было стать второй исключительной привилегией шляхты – наследованием поместий, а извечная обязанность защиты своей собственности со временем создала народное ополчение. В гербах польской шляхты Автор не признает скандинавские руны, главным образом потому, что в рунах он не встречает дугообразных линий, которых так много в польских гербах. Между тем, если бы Автор заглянул в какое-нибудь руническое произведение, то узнал бы, что линии, характерные для рун, могут быть не только прямыми, но и дугообразными. Существует много рунических скандинавских камней, на которых руны не прямые, а дугообразные, имеют характерные линии. Опуская дальнейшие выводы Автора, которые нас в данной работе не интересуют, подчеркиваем, что у Автора польская шляхта ведет своей род от племенных вождей." В Речи Посполитой была официальной версия о сарматском происхождении польской шляхты (сарматизм). Бонча фамилия женского рода - историческое наследие сарматского матриархата ? |
Bontch–Osmolovskaia Marina Модератор форума Сообщений: 3986 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8625 | leliwas Бонча фамилия женского рода - историческое наследие сарматского матриархата ? Нет, это ошибочно. Если Вы прочитаете внимательно первый постинг на каждой странице этой ветки, то увидите, что польские геральдисты признавали факт: герб с единорогом привезен приезжим человеком по имени Бонифаций. То есть они признают, что этот герб появился в Кракове извне. А нас интересует именно герб. Также они пишут, что Бонифация и/или его герб называли Боньча. Есть вероятность, что само это слово появилось на данной территории в силу причин, описанных в Вашей статье, но это не работает в обратную сторону. Слово Боньча, как пояснил в свое время Z, как и Бонек, было популярно в той среде, об этом уже говорили. Возможно, Бонифаций полонизировал себя самого, я имею в виду свое имя, а также название своего герба. Боньча - подходящее краткое название, понятное для окружавшей Бонифация среды. Об этом я писала в книге. |
Богатов Сообщений: 218 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 63 | Марина, спаибо что собрали и изложили все версии. Мы, к сожалению не можем сделать выводов окончательных пока, но есть надежда, что по мере накопления фактического материала, может быть что-то прояснится. |
Bontch–Osmolovskaia Marina Модератор форума Сообщений: 3986 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8625 | Михаил, добрый день! Я очень Вам рада! Наконец, Вы приехали на каникулы в Москву. Надеюсь, что и после них у Вас будет возможность писать. Z: Провинция Азия была в Древнем Риме на юго-западе нынешней Турции. Еще в четвертом веке при Диоклетиане была разделена на семь более мелких провинций. Константинополь к ним не относился. У меня в феврале начался завал с работой, пришлось уйти, и я не заметила Ваше сообщение. А недавно случайно нашла инфу именно об этом ![]() Да, это еще одна интересная, дополнительная деталь в наших поисках. Хотелось бы озвучить ее получше. Дело в том, что единорог в Византии был символом не одной из четырех знакомых нам сторон света - Азии. Он был символом провинции в Византии, название которой звучит для нашего уха подобно - Азия. Но в Византии на латыни это название звучало - АСИЯ ![]() Более того: наша любимая Европа считалась... на Востоке, а Асия (Азия) - на Западе: Префектура Восток Фракийский диоцез (Dioecesis Thraciarum) Европа (лат. Europa) Фракия (лат. Thracia) Гемские горы (лат. Haemimontium) Родопа (лат. Rhodope) Мёзия II (лат. Moesia II) Скифия (лат. Scythia) Азиатский диоцез (Dioecesis Asiana) Азия (лат. Asia) Геллеспонт (лат. Hellespontus) Памфилия (лат. Pamphylia) Кария (лат. Caria) Лидия (лат. Lydia) Ликия (лат. Lycia) Ликаония (лат. Lycaonia) Писидия (лат. Pisidia) Фригия Пакатиана (лат. Phrygia Pacatiana) Фригия Салютарис (лат. Phrygia Salutaris) Острова (лат. Insulae) По пооду того, где находилась столица: После 326, когда император Константин I перенёс столицу в Византий, провинция Азия с окраины империи «переместилась» в её центр. Таким образом, Азия была центром эллинистической культуры на востоке в течение последующих столетий вплоть до падения Византийской империи в XV в. Википедия. Поэтому правильно, что Константинополь оказался в провинции АСИЯ (АЗИЯ). Символом же Асии был единорог. |
Geo Z LT Сообщений: 20028 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13230 | Bontch–Osmolovskaia Marina написал: Не правильный вывод. Константинополь никогда не был в Азии. Поэтому правильно, что Константинополь оказался в провинции АСИЯ (АЗИЯ). Символом же Асии был единорог. Константинополь находился в провинции Фракия. Провинция Азия находилась неподалеку и когда столица была перенесена в Константинополь, то провинция Азия оказалась почти в центре новгого государства. Потому и слово «переместилась» в кавычках. Вики Территория Фракии переходит под контроль Древнего Рима уже в I веке до н. э. Затем, в 330 году н. э., в г. Византий на берегу Босфора переносится и столица Римской империи, переименованная в честь императора Константина — Константинополь. Фракия становится стратегически важным регионом новообразованной Восточной Римской империи. |
Geo Z LT Сообщений: 20028 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13230 | Bontch–Osmolovskaia Marina написал: Фракийский диоцез (Dioecesis Thraciarum) Диоцез Фракия и маленькая провинция Европа с Константинополем. Около 400 г. н.э. |
Bontch–Osmolovskaia Marina Модератор форума Сообщений: 3986 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8625 | Geo Z Здравствуйте, давно не болтали ![]() ![]() ![]() |
Bontch–Osmolovskaia Marina Модератор форума Сообщений: 3986 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8625 | Geo Z А, понятно. Вы говорите о несколько другом времени. Я о более позднем. Мне все больше интересен Бонифаций в 996 году, и я ищу приметы времени его жизни. |
Geo Z LT Сообщений: 20028 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13230 | Bontch–Osmolovskaia Marina написал: Бонифаций в 996 году, Да не было там никакого Бонифация в 996 году. Это все поздние легенды для украшения истории рода. Грамотный по тем временам писарь за хорошие деньги мог сочинить прекрасную родословную, что не подкопаешься и не проверишь. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 76 77 78 79 80 * 81 82 83 Вперед → Модератор: Bontch–Osmolovskaia Marina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Бонч-Осмоловской Марины » Герб Бонча [тема №57097] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |