Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кресты на памятниках

Фотографии надмогильных памятников на кладбище в д.Смольгово Любанского района

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модераторы: dobby, Valera91
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2222
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2657
elena_krd

Елена, вот здесь вроде как буквы "альфа" и "омега" просматривается - одно из именований Иисуса:
"Христос есть альфа и омега, Начало и Конец".
И ещё - камень обломан, снизу. Возможно там была композиция из голгофского креста, как на следующей фотографии.

Прикрепленный файл: da5447291ceb.jpg
---
РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2222
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2657
Совсем загадочный - это, скорее всего, голгофский (схимнический) крест - одна из его разновидностей.
Там как раз множество буквенных символов рядом расположены.

Во времена Иисуса Христа приговоренных к казни на кресте преступников заставляли самих нести на себе это орудие к Лобному месту. И Спасителя мира казнили как преступника. Он нес свой тяжелый крест на Голгофу Сам. Смерть Христа на кресте придала кресту Голгофы славу на все времена. Он стал символом восстания из мертвых и обретения вечной жизни в Царствии Иисуса Христа, величайшим символом силы и власти Христовой. С XI века этот осьмиконечный крест под нижней косой перекладиной имеет символическое изображение головы Адама. По преданию, именно на Голгофе, где распят Христос, был погребен праотец человечества Адам. В XVI веке на Руси около изображения Голгофы появились обозначения “М.Л.Р.Б.” — место Лобное распят бысть (Голгофа в переводе с еврейского — Лобное место). На крестах “Голгофа” можно увидеть и другие надписи “Г. Г.” — гора Голгофа, “Г. А” — глава Адамова. На изображениях Голгофы кости рук, лежащие перед головой, изображаются правая на левой, как-при погребении или причащении. Буквы “К” и “Т”, изображаемые вдоль креста, означают копие сотника Лонгина и трость с губкой. Крест “Голгофа” возвышается на ступеньках, которые символизируют путь Христа на Голгофу. Всего изображается три ступени, они обозначают веру, надежду и любовь. Надписи “IC” “ХС” — имя Иисуса Христа помещаются над средней перекладиной, а под ней помещено слово “Ника” — что означает Победитель. На титле или около нее — “СНЪ БЖIЙ” — Сын Божий. Иногда вместо нее помещается аббревиатура “I.Н.Ц.И.” — Иисус Назорей Царь Иудейский. Над титлом видим слова “ЦРЬ СЛВЫ” — Царь Славы. Второе название — “схимнический” — этот крест получил потому, что именно такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы — три креста на парамане и пять на куколе — на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Еще крест “Голгофа” также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении.

Прикрепленный файл: image10.gif
---
РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11330
MARIR
"Разгадываемый" крест по форме далеко не схимнический, но ступеньку Вы здОрово объяснили. Спасибо.
А буквы - у нас другие. sad.gif
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2222
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2657

elena_krd написал:
[q]
MARIR
"Разгадываемый" крест по форме далеко не схимнический, но ступеньку Вы здОрово объяснили. Спасибо.
А буквы - у нас другие.
[/q]

Вот как может выглядеть нательный православный голгофский крест, где в символике присутствуют солнечные лучи (диагональные, символизируют Христа). Пишут, что такая форма креста восходит ко времени Петра I 101.gif
Елена, а буквы - какие? Их довольно трудно бывает расшифровать (для сравнения: на православных (славянских) крестах - IНЦI, а на католических: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum (лат.).

Православне:
ЦРЬ СЛ, ЦРЬ СЛВЫ, ЦРЬ СЛАВЫ Царь Славы
IНЦИ, ИN, ИНЦИ Иисус Назорей Царь Иудейский
БГЪ Бог
IС ХС , IИС ХС, IИ Х, ИС ХС, ИСЪ ХСЪ Иисус Христос
К, КП, КОПIЕ, КОПИЕ Копие
Т, ТР, ТРО, ТРОСТЬ Трость
СНЪ БЖИ, СНЪ БЖIЙ Сын Божий
НИ КА Победитель
МЛ Место Лобное
РБ Рай бысть
ГГ Гора Голгофа
ГА Глава Адама (старослав. Глава Адамля)
КХВВ Крест – хранитель всея Вселенныя
ККЦ Крест – красота церкве
КВУ Крест – верных утверждение
КЦД Крест – царем держава
КАС Крест – ангелом слава
КБЯ Крест – бесом язва
КТПВ Кресту твоему поклоняемся, владыко
ААК ?
АААА ?
ББББ Бич божий бьет бесов
ББББВ ?
ВВАА ?
ВВВВ Всем верным возвращение в рай, Всей Вселенной возвещает веру.
ВВВВВ ?
ДДДД Древу добро, досада дъяволу, Древо дарует древнее достояние.
ИВТС И Воскресение Твое славим
НВПС ?
Источник http://www.rostmuseum.ru/publi...na01p.html


Прикрепленный файл: z_101_009.jpg
---
РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11330
Некоторые латинские фразы и аббревиатуры, широко используемые на католических надгробиях:

ad patres – “К отцам”
anno aetatis suae (A.A.S.) – На таком-то году его/ее жизни
anno Domini (A.D.) – От рождества Христова
annos vixit (a.v.) – Он/она жил (так долго)
beatae memoriae (B.M.) – Благословенной памяти
Dei gratia – Милостью Божьей
Dei gratias – Благодарение Господу
Deo, Optimo, Maximo (D.O.M.) – Господу, Лучшему, Величайшему (девиз Бенедиктинского Ордена), другой вариант:
Domino, Optimo, Maximo (D.O.M.) – Господь, Лучший, Величайший
Gloria in Excelsis Deo – Слава величайшему Господу
hic iacet / hic jacet (H.I.) – Здесь покоится
hic iacet sepultus (H.I.S.) / hic sepultus (H.S.) – Здесь похоронен
Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum (I.N.R.I.) – Иисус Христос, царь иудеев (надпись на верхней табличке Ортодоксального (Православного) креста (по легенде так надсмеялись над распятым Иисусом римские воины)
in hoc salus (I.H.S.) – В этом есть спасение - одна из трех интерпретаций аббревиатуры I.H.S. на католических надгробиях. Иногда буквы рисуются одна поверх другой, образуя символ, подобный этому: |$|
in hoc signo spes mea (I.H.S.) – другой ее вариант: В этом знаке моя надежда (подразумевается крест Господень)
in hoc signos vinces (I.H.S.) – третья интерпретация: С этим знаком ты победишь.
laus Deo – Хвала Господу
memento mori – Помни о смерти
obiit (ob.) – Он/она умер
requiescat in pace (R.I.P.) – Да покоится он/она с миром
requiescant in pace (R.I.P.) – Да покоятся они с миром
requiescit in pace (R.I.P.) – Он/она покоится с миром
Verbi Dei Minister (V.D.M.) – Раб Божий
http://blogs.privet.ru/community/cyber_goth/41987450
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Stretta

Stretta

Минск
Сообщений: 936
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1784
elena_krd
MARIR
Спасибо за ценную информацию. С крестом более-менее понятно, хотя полного совпадения с какой-либо разновидностью нет.

Я когда увидела на кладбище это "солнышко", сразу про язычество почему-то подумала. Может, потому, что возле Смольгове сохранились курганные могильники. Может, потому, что (как было описано в одном деле из фонда консистории, встретившемся мне в архиве) ещё в 30-х годах 19 века местное население "в дни новомесячия" активно несло жертвоприношения к колодцу с "чудотворной " водой.

Возможно, что в правом верхнем углу - окончание надписи, а начало было слева, там где скол камня.
Буквы, скорее всего, кириллические. Было бы начало - и смысл надписи был бы понятен.
Соблазнительный вариант - что на камнях выбивали буквы, идентифицирующие персону погребённого - наверно, придётся отбросить.
Большинство обнаруженных памятников оказалось, увы, вообще без надписей. Не удивительно: судя по РС середины 19 века, практичиски все застенковые смольговские шляхтичи были неграмотными. А зачем неграмотным надписи?
---
С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11330
"Моя половина" навскидку сказал, что такая форма креста характерна для литовских кованых крестов.
Вот что выдал на это умозаключение "Гугл Всемогущий" blink.gif

Б. Гинет – Пилсудский "ЛИТОВСКИЕ КРЕСТЫ"

...На верхушке креста мог быть пеликан, кормящий своих птенцов, небольшой железный крест, маленький флаг, архангел с трубой, петух или крест с восемью лучами. В Литве, как и везде, крест, с двумя косыми поперечинами, защищающий от чумы, был очень популярен...

Два креста и четыре железных орнамента из района Тельш (Telche)

Прикрепленный файл: cross-1.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11330
Вот еще кресты всякие. http://commons.wikimedia.org/wiki/Cross
Есть восьмиконечный, но из какой книги страничка - не пишут. Пока не нашла.
http://diogenes.webd.pl/obrazy/krzyze2.png
Скан из книги "Lexikon der gesamten Technik" (1904) von Otto Lueger.
http://www.digitale-bibliothek.../art/4116/
Книга в 8 томах, плюс пара дополнительных. Из какого картинка - не пишут.
_____________________________________________________________________

Нашла страничку из этой книги с описаниями крестов.

Kreuz

Kreuz, jede Form, die aus zwei quer übereinander gelegten Teilen gebildet ist; es erscheint in den verschiedenartigsten Ausbildungen. Als Sinnbild des Opfertodes Christi hat es in der christlichen Kunst eine Wichtigkeit erlangt, die sich in der mannigfachsten Weise und Gestaltung ausspricht und zur weitesten Anwendung in der Baukunst, Bildhauerei, der kirchlichen Kleinkunst u.s.w. sowie der Heraldik geführt hat.

Von den vielfältigen Formen seien als hauptsächlichste erwähnt und zur Darstellung gebracht: Die einfachste ursprüngliche Form erscheint im griechischen Kreuz (Fig. 1) mit vier gleichlangen Armen; es bildet bei den Kirchen zentraler Anlage die Grundform. Das lateinische oder Passionskreuz (Fig. 2), bei welchem der untere senkrechte Stamm länger ist als die übrigen Teile, wird in dem Grundplan der Kirchen in Basilikenform (s. Basilika) zum Ausdruck gebracht. Das Andreas- oder Schrägkreuz (Fig. 3) findet zuerst als Namenszug Christi (x) seine Bedeutung; heute kommt es namentlich im Fachwerkbau vor. Das Antonius- oder ägyptische Kreuz (Fig. 4) ist ein Kreuz ohne Oberarm. – In der weiteren Ausbildung sind die Arme vermehrt oder deren Enden auf verschiedene Weise gestaltet. So das Doppelkreuz (Fig. 5), welches durch Zusammensetzung eines griechischen und eines Andreaskreuzes gebildet ist. Das lothringische Kreuz (Fig. 6) mit zwei gleichlangen Querarmen; das Patriarchen- oder Kardinalskreuz (Fig. 7) mit doppelten Armen, die in Kleeblattform endigen. Das päpstliche Kreuz (Fig. 8) mit drei Querarmen, von welchen die untersten die längeren sind. Das Malteser- oder Johanniterkreuz (Fig. 9) mit sich verbreiternden Armen, die an den Enden stumpfwinklig ausgeschnitten sind. Das Krückenkreuz (Fig. 10), dessen vier Arme je ein Antoniuskreuz, also eine Krücke bilden. Das Gabelkreuz (Fig. 11) mit zwei schräggestellten Armen. Das Ankerkreuz (Fig. 12), dessen Arme in je zwei ausgebogene Enden auslaufen.

Zu Zwecken kirchlicher Verwendung kommen hinzu: das Weihekreuz (Fig. 13) mit gleichen Armen von einem Kreis umgeben, als Zeichen bischöflicher Weihe, nur auf die Wand gemalt oder in Flachrelief. Das Altarkreuz, ein lateinisches Kreuz, reichgeschmückt, an den

[694] Endungen die Evangelistenzeichen (Fig. 14), unten mit kandelaberartigem Fuß. Das Reliquienkreuz, in reichem Schmuck zur Auf Heilung auf Altären, oder kleiner, an einem Bande getragen, als Brustkreuz (Pektorale) für Bischöfe, Aebte u.s.w., ferner das Vortrag- oder Prozessionskreuz, auf einer Stange getragen mit prachtvoller Ausschmückung (Fig. 15; vgl. a. [2], 32. Jahrg. 1903, Bd. 377, S. 37).

In der kirchlichen Baukunst finden wir das Kreuz, außer der bereits erwähnten symbolischen Verwendung oder als Wandschmuck, am Aeußern der Gebäude als bekrönenden Abschluß von Kirchengiebeln (Fig. 16 und 17) oder als oberste Endung der Turmspitzen. Letztere Ausbildung erfolgt bei Steinhelmen ebenfalls in Stein, bei hölzernen Turmhelmen jedoch in Schmiedeeisen (Fig. 18). Um diese hochragenden Kreuze gegen die Wirkungen des Sturmwindes zu sichern, bedarf es besonderer Vorsichtsmaßregeln, bestehend in weit herabführenden Bändern, Verschraubungen und umschließenden Bünden [1].

Außerdem sehen wir das Kreuz seit den Zeiten des Mittelalters als eine selbständige Denksäule errichtet, als Feldkreuz, Votivkreuz oder Bildstock an Kreuzwegen oder zum Andenken an eine Begebenheit, auch an einem weithin sichtbaren Orte. Ein solches besteht meistens aus einem hohen, weithin sichtbaren Kreuz aus Holz oder Stein auf Sockel oder Stufenkranz. Im ersten Falle kommt des vergänglichen Stoffes wegen ein schützendes Dach zur Anwendung (Fig. 19). In Stein gebildet erscheint es oft als Spitzsäule, die oben mit einem Tabernakel und einem Kreuze endigt (Fig. 20) [4]. In sehr weitgehender Verwendung findet sich das Grab- oder Friedhofkreuz, auf den Gräbern in vielfältigster Größe und Gestaltung errichtet. In den meisten Fällen frei stehend, sind sie den Unbilden der Witterung voll ausgesetzt und können daher nur aus den unvergänglichsten Stoffen, Stein oder Schmiedeeisen hergestellt werden (Fig. 21). Vgl. a. Kleeblattkreuz, S. 507.

Literatur: [1] Viollet-le-Duc, Dictionnaire raisonné de l'architecture, Paris, Bd. 4, S. 417 ff., Artikel Croix. – [2] Raquenet, A., Matériaux et documents d'architecture et de sculpture, Paris. – [3] Meyer, F.S., Handb. d. Ornamentik, Leipzig 1886. – [4] Small, J., Scottish market cross, Stirling 1900. – [5] Stockbauer, Kunstgeschichte des Kreuzes, 1870.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/technik/13488/Kreuz
_____________________________________________________

Восьмиконечный крест назван в книге "двойным". Он образован соединением обычного греческого и Андреевского крестов.
_____________________________________________________

Книга выложена в виде интернет-издания. В другом виде ее я не нашла.
Lexikon der gesamten Technik
Herausgegeben von Otto Lueger
2. Auflage 1904–1920
http://de.academic.ru/contents.nsf/technik/

Прикрепленный файл: 353px-L-Kreuz.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11330
Подкинули мне тут мысль - межевые камни.
XIV в. из Изборска (Псковская обл.) http://www.pskovgrad.ru/page/9/
XVIII века из Калининграда http://milovsky-gallery.ru/ind...p;pop=1608
Украина http://ru.wikipedia.org/wiki/%...0%BD%D0%B8
"...валуны с плоской или уплощенной верхней поверхностью, на которой обычно высечен простой крест. Такими камнями местные жители до не давнего времени обозначали границы своих земельных владений — пахотных участков и сенокосных угодий..."
"...Сделан межник из светло-серого известнякового камня. Верхняя поверхность его плоская, гладкая, остальные — рваные..."

Ну а форма креста (уже писала) - характерная для Литвы.


Прикрепленный файл: 11-172.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
AnnaBy

Сообщений: 422
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 423
Сегодня прочитала в прессе news.[ресурс заблокирован]/society/230518.html
жаль фото нет

Камень с древним изображением креста обнаружен в деревне Залесье Чечерского района Гомельской области.

Как сообщили БелаПАН в администрации Гомельского дворцово-паркового ансамбля, время появления рисунка на валуне датируется XIV-XVI веками. На камне изображен восьмиконечный крест типа "Голгофа". В отличие от классического перекладины креста заканчиваются засечками, "Голгофа" имеет не ступенчатую, а округлую форму. Изображение креста видно четко, а буквы, которые тоже выбиты на камне, сложно различить из-за коррозии, необходимо дополнительное исследование.

Камни с такими изображениями появились на Руси в XI веке, но валун, обнаруженный в Чечерском районе, специалисты относят к более позднему периоду. В старину в Залесье стояла церковь, при которой находилось кладбище. В связи с этим есть предположение, что найденный камень — могильный. Хотя подобные валуны в Средневековье устанавливали и на границах княжеств, и в самих поселениях в качестве оберега.

По словам сотрудников Гомельского дворцово-паркового ансамбля, подобные находки — редкость. Камень, обнаруженный в Чечерском районе, является интересным памятником эпиграфики. Предполагается, что валун будет установлен в центре Залесья как предмет религиозного культа.
---
Ищу: Богданович, Шилович, Мышковский, Малашенко, Кравцов, Костюков - Рогачевский уезд, Шуран (Шуранов), Кононов - Могилевский уезд, Енисейская губ Канский уезд
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модераторы: dobby, Valera91
Вверх ⇈