Римско-католический костёл в Беларуси
История костёла на территории Беларуси. Приходы. Фотографии. Метрические книги, исповедные ведомости, списки прихожан и другое. Что и где искать, обсуждение.
Karandash78 Участник
Москва Сообщений: 78 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 16 | Наверх ##
9 июня 2024 9:02 Добрый день! Бабушка моего мужа проживала в застенке Селихоновщина. Там я нашла только один католический приход. Как можно найти записи о рождении? --- Искатель | | |
the_yegor | Наверх ##
9 июня 2024 13:13 Karandash78 написал: [q] Добрый день! Бабушка моего мужа проживала в застенке Селихоновщина. Там я нашла только один католический приход. Как можно найти записи о рождении?[/q]
Сейчас сохранившихся МК нет, хотя есть вот такое например 1781-5-  А раз МК нет->утрачены, когда? 1941-1944 вероятно значит запись о рождении могли восстановить в ЗАГС по месту жительства с 1944г. | | |
Onid Сообщений: 117 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 47
| Наверх ##
5 августа 2024 20:14 5 августа 2024 20:15 Добрый день! Есть ли МК то ли костёла, то ли часовни (в разных источниках называется по разному) в д. Старая Жосна, на землях помещика Снарского. Прикладываю данные по ней. Интересует прежде всего 1815г. Жосна входила в Жосненскую волость Вилейского повета, но как, пишут, без указания точного года, костёл/часовня была передана в 19в в парафию Ваўкалаты Витебской губернии.
   | | |
julia-ab Сообщений: 169 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 77
| Наверх ##
8 августа 2024 22:35 Onid написал: [q] Добрый день! Есть ли МК то ли костёла, то ли часовни (в разных источниках называется по разному) в д. Старая Жосна, на землях помещика Снарского. Прикладываю данные по ней. Интересует прежде всего 1815г. Жосна входила в Жосненскую волость Вилейского повета, но как, пишут, без указания точного года, костёл/часовня была передана в 19в в парафию Ваўкалаты Витебской губернии.[/q]
Каплица - это не костел. В каплице были службы по определенным праздникам и заупокойные, в них не венчают. не крестят и не отпевают...изначально приписана к Будславскому костелу --- Беларусь
| | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12067 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7973 | Наверх ##
9 августа 2024 15:02 9 августа 2024 15:12 julia-ab написал: [q] в них не венчают. не крестят и не отпевают...[/q]
Не факт. Каплица - это не костел. А ЧАСОВНЯ. Это объект культа. А потому в нем могут совершаться любые требы, если есть для этого повод и заказчик. Другое дело, что записи о совершенных в каплицах таинствах крещения и брака вносились в приходские метрические книги костелов. 1870 г. Виленская епархия (диэцизия). ДЕКАНАТЪ НАДВИЛЕЙСКІЙ. Волколата. 3-го кл. Адм. Андржейковичъ Абдонъ. Вик. Игнатовичъ Павелъ. Капл. Тересдворъ, Старая-жосна и на кладбищѣ. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
Onid Сообщений: 117 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 47
| Наверх ##
9 августа 2024 18:46 Обрисую ситуацию более подробно. У меня есть выписка из Дела о дворянстве рода Кавецких 1829г. ДДС Минской губернии. В нём (деле) есть крестильная метрическая выписка (вернее, её перевод с латыни на русский язык, сделанный Минского дворянского депутатского собрания коллежским секретарём Юрием Филиповичем): вот текст из неё: "Я Жодзеского приходского костёла настоятель и альтариста Андрей Свяцкевич всем и поособо кому нужно или благоугодно будет знать, выписую и свидетельствую из кресто приводных книг как нижеследует. 1815г месяца октября 17 дня. - Я, Минский соборный каноник Жидзинский настоятель Матвей Гроховский, крестил младенца имянем Антона сего месяца 12 дня родившагось сына от отца Игнатия и матери Апполонии, урождённой Якубовичовны, Кавецких, законных супругов. Ко святому обряду поднесли г. Людвик Янишевский /Janiszewski/ и Вероника /Bielawska/. сопровождали Михаил Кавецкий с Мариянною Пашковскою /Paszkowska/. - 2-е Яков Махицкий с Викторией Родзевичовною - все Жодзинские прихожане. Во уверение чего сие свидетельство выпись, оное приложением приходской костёльной печати и подписи руки моей утверждаю. Дано в месте жительства месяца февраля 26 дня 1824г Жодзинского приходского костёла настоятель и альтариста Андрей Свяцкевич собственной рукой /МП/.= С латинским верно Минского дворянского депутатского собрания переводил коллежский секретарь Юрий Филипович" (фото с проектора для микрофильмов прикладываю. В слэшах фамилии по-польски - моё добавление). Кавецкие жили, по всей вероятности, в то время ещё в Котловцах. Котловцы относились к р.к. приходу в Куренцах, но село сгорело и, вроде как, к 1810г его восстановили, но восстановили ли и костёл? Можно заметить, что там и вариант Жодзеского, и вариант Жидзинский, и вариант Жодзинские. Я искал этого Минского соборного каноника Жидзинского настоятеля Матвея Гроховского - упоминаний о нём не нашёл. Второй документ - Определение ДДС Минской губ. (есть на польском языке и перевод того же Юрия Филиповича на русский. Оба варианта, с упоминанием крещения прикладываю): в польском варианте Zodzinskago, в русском Жодинского костёла. Жодино от Котловцов больно уж далеко. Есть ещё Жодишки в 50км, но там метрики 1815г у мормонов выложены - этого крещения не было. А в Жодино в те года вроде как католического костёла тоже не было, во всяком случае не смог найти о нём упоминания. Короче, ребус... PS почему-то 6шт jpg файлов, что прикреплял, не пропустили. Попробую частями отправлять. PPS не пропускают фото, хотя они по 3-5МБ весят, а максимум тут ограничение 10240Кб. | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12067 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7973 | Наверх ##
9 августа 2024 20:00 9 августа 2024 22:39 Onid написал: [q] У меня есть выписка из Дела о дворянстве рода Кавецких 1829г. ДДС Минской губернии. [/q]
В ГБШ т.8. ч.1 есть три родовода Кавецких 17. КАВЕЦКІЯ (KAWECKI) герба «ГАЗДАВА» . . . . . . . . . . . . . . . 69 18. КАВЕЦКІЯ (KAWECKI) герба «ГАЗДАВА» . . . . . . . . . . . . . . . 75 19. КАВЕЦКІЯ (KAWECKI) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 О котором из дел идет речь? Судя по всему это все же Жодзишский костел фигурирует в деле. Однако! Есть одно "но" . Касцёл Найсвяцейшай Тройцы — каталіцкі храм (былы кальвінскі збор) Рымска-каталіцкая царква, да 1820 года - кальвінізм...То есть, не могли там в 1815 г. крестить католика. В дворянских делах всегда были поддельные документы. В т.ч. и метрические выписи. У меня есть небольшая личная подборка таких фальшивок за подписями и печатями Консисторий, извлеченных из дворянских дел именно МинДДС (там в массе своей дворянские дела основаны на поддельных документах, как утверждают некоторые архивисты - до 80% дел). Так что, к сожалению, у меня нет возможности дать точный ответ на ваш ребус... ЗЫ: А латинскую метрику 1815 г. можете выложить для изучения? Среди моих интересантов есть как раз Пашковские --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
Onid Сообщений: 117 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 47
| Наверх ##
9 августа 2024 20:52 9 августа 2024 20:54 >> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 9 августа 2024 20:00 мои герба Гоздава, но похоже там действительно полно в деле поддельных документов. В ДДС Минской губернии определение сделали в 1829г (признание дворянами с прописанием в родословной книге в 1 части), а в Герольдии в СПб дело расмотрели только в 1838г и там дело завернули по причине, что не было явных документов в деле, что они владели землёй с крепостными крестьянами. Были ещё Кавецкие герба Доленга и герба Высоготта. я в РГИА переснял дела Кавецких Минской, Витебской, Киевской, Подольской, Ковенской, Могилёвской губерний, Варшавской часть переснял, осталное в блокнот - там оригинал был - снимать нельзя, без предварительного разрешения. Латинской метрики в деле в РГИА не было - только её перевод на русский, сделанный в ДДС Минской губ. | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12067 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7973 | Наверх ##
9 августа 2024 21:54 9 августа 2024 22:02 1815 г. в Жодзишском костеле служил кс. Иосиф Чухович (Jozeff Czuhowicz) Но есть и метрики где таинства совершал кс. Матвей Гроховский (Maciej Grohowski) каноник Минский и настоятель Жодзишский (kanonik Miński proboszc Żodziski). Хорошо видно на этом кадре метрик крестильных за 1815 г. https://www.familysearch.org/a...cat=835272Так что костел - точно Жодзишский фигурирует в этой переводной метрике. Однако метрики в 1815 г. написаны по-польски, не на латыни. Латинские метрики по этому костелу только за 1802 г. Еще один ребус, ИМХО. Так кальвинский это сбор или католический костел? И почему метрики на польской мове?
 --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12067 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7973 | Наверх ##
9 августа 2024 22:39 GrayRam написал: [q] Касцёл Найсвяцейшай Тройцы — каталіцкі храм (былы кальвінскі збор) Рымска-каталіцкая царква, да 1820 года - кальвінізм...[/q]
Это ошібка. Существование кальвинистсткого собора в Жодишках пока ничем не подтверждается. Источник: Андрэй Леўчык. Жодзішкі Ашмянскага павета i яго ўладальнікі ў XVI-пачатку XX ст. ГЕРОЛЬД LITHERLAND № 1-2 (13-14). Горадня, 2004. И еще ссылка: Łukaszewicz J., M[erczyng] H. Dzieje kościołów wyznania helweckiego w Litwie.- Poznań, 1842. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
|