На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Перед тем, как ставить оценку, ознакомьтесь с главной страницей рейтинга архивов, чтобы понять оцениваемые критерии. Оценка 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо;
Оценка архива как оффлайн-сервиса:
Оценка архива как онлайн-сервиса:
Ваш голос учтен!
Проблемы доступа к документам в архивах ФСБ
разбор случаев отказа в доступе, обсуждение нарушений, тактики отстаивания прав
Поступили возражения УФСБ России по Омской области на апелляционную жалобу (даю не полностью, опуская пересказ известного)
Ознакомившись с доводами, изложенными в апелляционной жалобе и дополнении к ней, УФСБ России по Омской области полагает, что доводы являются незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
1. Судом дана правильная оценка обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу, правильно применены нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, не допущено нарушений процессуального законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС России основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обращение Дондуковского М.В. от 22.10.2020 (вх. № Д-1834 от 22.10.2020) с требованием предоставить архивную справку с основными биографическими данными (место и дата рождения, социальное происхождение, образование, семейное положение, состав семьи, прочие анкетные сведения, а также сведения о прохождении службы в органах безопасности) из личного дела Алексеева Василия Васильевича, 1886 г.р., уроженца Тульской губернии, рассмотрено уполномоченными должностными лицами УФСБ России по Омской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, в рамках компетенции по организации доступа к архивным документам.
Пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Таким образом, реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции Российской Федерации и целом ряде законодательных актов РФ право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, т.е. в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.
Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ определяет, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон об архивном деле) пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.
При этом согласно пункту 19 статьи 3 этого же закона пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Согласно части 1.1 этой же статьи доступ к архивным документам обеспечивается, в том числе: путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов.
Статья 25 Закона об архивном деле содержит основания для ограничения на доступ к архивным документам. В соответствии с частью 1 данной статьи доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона об архивном деле государственные органы при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со статьей 11 Закона о реабилитации жертв политических репрессий реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов. Использование полученных сведений в ущерб правам и законным интересам проходящих по делу лиц и их родственников не допускается и преследуется в установленном законом порядке.
Реабилитированные лица и их наследники имеют право на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов.
Иных оснований для возникновения у органов федеральной службы безопасности обязанности предоставлять копии архивных документов законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Дондуковский М.В., обращаясь за получением архивной справки и копий архивных документов, не имел цели, связанной с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получением льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве таковой Истец указал «изучение семейной истории», при этом приложить какие-либо документы, свидетельствующие о родстве с Алексеевым В.В., отказался.
Таким образом, доводы жалобы об ограничении Дондуковскому М.В. права на доступ к архивным документам не соответствуют действительности, поскольку административному истцу в ответе на его обращения, а также неоднократно в ходе судебных заседаний разъяснялось, что доступ к архивным документальным материалам осуществляется в органах федеральной службы безопасности в соответствии с требований Закона об архивном деле с ограничениями, установленными данным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» доступ к информации о деятельности органов федеральной службы безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и актами Президента Российской Федерации.
Физические лица допускаются к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов федеральной службы безопасности.
Указание Административного истца на то, что из ответов Управления от 09.11.2020 и 01.12.2020 видно, что архивное личное дело Алексеева В.В. не содержит государственную тайну, не соответствуют действительности.
Сведения, содержащиеся в секретном архивном фонде, сформированном из личных дел бывших сотрудников органов безопасности, составляют государственную тайну в соответствии с пунктом 85 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203. Архивное личное дело Алексеева В.В. на предмет рассекречивания в установленном законом порядке не рассматривалось.
При этом ссылка Административного истца на то, что Управление поступило бы законно, если бы отказало предоставить сведения из дела Алексеева В.В. на основании Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», искажает содержание возникших между Дондуковским М.В. и Управлением правоотношений по организации доступа к архивным документам.
В период рассмотрения обращения Дондуковского М.В. действовал Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденный приказом ФСБ России от 28.08.2013 № 459 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 16 Административного регламента при направлении запроса к нему физическими лицами прилагаются копии документов, удостоверяющих личность, а также подтверждающие полномочия заявителя.
На основании изложенных нормативных правовых предписаний, Административному истцу был направлен ответ от 09.11.2020 № 10/9/Д-1834, в котором сообщено, что в УФСБ России по Омской области на хранении имеется архивное личное дело бывшего сотрудника органов безопасности Алексеева В.В. Сведений о дате и месте рождения Алексеева В.В. в деле не имеется. В соответствии с пунктом 16 Административного регламента заявителю было предложено представить документы, подтверждающие личность и родственную связь с Алексеевым В.В., либо копии документов, подтверждающих родственную связь иных родственников, а также соответствующим образом оформленную доверенность.
В своем обращении от 12.11.2020 (вх. № Д-1975 от 13.11.2020) Дондуковский М.В. просил предоставить копии архивных документов из личного дела бывшего сотрудника органов безопасности Алексеева Василия Васильевича, 1986 г.р., созданных ранее 12.11.1945. Напомнил, что федеральное архивное законодательство не предусматривает ограничений на доступ к архивным документам, содержащим конфиденциальные сведения о лице, по истечении 75 - летнего срока со дня создания указанных документов. Приложил копию паспорта.
В ответе на обращение от 01.12.2020 № 10/9/Д-1975 Управление сообщило заявителю, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» сведения о военнослужащих, федеральных государственных служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, уволенных из органов федеральной безопасности, могут передаваться органами федеральной службы безопасности гражданам только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 22 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у заявителя, истребующего сведения, содержащие персональные данные о третьих лицах, документов, подтверждающих его полномочия, а также если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Повторно предложено Дондуковскому М.В. приложить к запросу документы, подтверждающие родственную связь с Алексеевым В.В.
Таким образом, в ответе на обращения Дондуковского М.В. Управление разъяснило законодательно установленный порядок доступа к архивным материалам личных дел сотрудников органов безопасности.
Права на доступ Дондуковского М.В. к архивным документам нарушены не были, поскольку в отношении Административного Истца не было принято решение об отказе в доступе, при этом истец не подтвердил полномочия пользователя архивными документами. На обращения, направленные в форме электронного документа, ему были даны ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Административный истец необоснованно широко трактует понятие права на доступ к архивным документам, полагая, что истечение 75-летнего срока со дня создания архивных документов открывает свободный доступ к любому документу, находящемуся в архиве.
Закон об архивном деле связывает права пользователя с обращением на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Также Административным истцом необоснованно указывается, что не известив его о том, что архивное личное дело Алексеева В.В. не рассекречено, Управление лишило его возможности претендовать на доступ к нему посредством получения копий архивных документов.
Материалы архивного личного дела могут содержать материалы личного характера (автобиографии, рукописные сведения личностного характера), следовательно, вопрос о рассекречивании таких материалов решается только в том случае, если они были засекречены установленным ранее действующим законодательством порядком. Вопрос о предоставлении доступа к материалам личностного характера разрешается в порядке, предусмотренном Законом об архивном деле при подтверждении полномочий пользователя архивными документами. Об этом неоднократно разъяснялось Дондуковскому М.В. в суде первой инстанции.
При этом доступ к архивному личному делу сотрудника органов госбезопасности как к источнику сведений, составляющих государственную тайну, разрешается только после разрешения вопроса о рассекречивании документальных материалов.
Суммируя изложенные выше доводы, необходимо отметить следующее: - все поступавшие обращения Дондуковского М.В. рассмотрены в Управлении в установленном законом порядке, уполномоченными на то должностными лицами. На них в рамках компетенции даны исчерпывающие разъяснения и предоставлена информация, право на доступ к которой имелось у заявителя. - законные основания для предоставления архивной справки по делу Алексеева В.В. и копий архивных документов при ответе на обращения Дондуковского М.В. у Управления отсутствовали. - в соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 18.02.2010 № 3-П и от 16.06.2015 № 15-П, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации, сопряженные с нарушением прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав из законных интересов других лиц. - копии архивных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, могут быть предоставлены для ознакомления и копирования только при рассмотрении в установленном порядке вопроса об их рассекречивании и снятия ограничений на ознакомление с ними. - материалы личностного характера, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, могут быть предоставлены при подтверждении полномочий пользователя архивными документами. - истечение 75-летнего срока, предусмотренного частью 3 статьи 25 Закона об архивном деле является лишь одним из оснований для снятия ограничений на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности.
Иные категории документов рассматриваются через призму части 1 статьи 25 Закона об архивном деле с учетом наличия законных оснований пользователя архивными документами.
3. Вопреки доводам Дондуковского М.В. Управление не допустило при рассмотрении его обращений нарушения Закона об архивном деле, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ни тем более Закона о государственной тайне.
Как правильно указал суд первой инстанции, несогласие с содержанием ответов на обращения не является свидетельством нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы Дондуковского М.В., изложенные в дополнениях и касающиеся создания препятствий к осуществлению его права, предусмотренного статьей 15 Закона о государственной тайне, являются надуманными.
Предметом обращений Истца в Управление, а также предметом административного иска вообще не являлся вопрос о рассекречивании архивных материалов.
Таким образом, судом первой инстанции было принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных Дондуковским М.В. требований.
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 309 К АС России ПРОШУ: решение Центрального районного суда города Тулы от 10.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дондуковского Максима Викторовича - без удовлетворения.
С уважением к суду, представитель УФСБ России по Омской области по доверенности Е.В. Сафронова
============================================== Все выделения в тексте - мои. Оригинальные выделения не привожу. Мы все знаем о коте Шрёдингера. Теперь юристы ФСБ дарят нам шанс узнать о подобном же архивном объекте - секретен он или несекретен, понять из подобных произведений решительно невозможно. От прочих комментариев воздержусь, выделенные мной куски достаточно красноречивы.
--- Опочка; Кабардино-Балкария; Ленинград: ДОНДУКОВСКИЕ
Кудеверь Новоржев. у. Псковской губ.; Ленинград: БЕЛАВИНСКИЕ
Казачья слобода Чернского у. Тульской губ.: ШАТКОВЫ, ШАЦКИЕ/ШАДСКИЕ
Новосильский у. Тульской губ.: БРУСЕНЦЕВЫ (Полянки); ЗОЛОТУХИНЫ (Высокая; Мелынь; Нижняя Савина), АЛЕКСЕЕВЫ (Мелынь)
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Благодаря суду я, как мне кажется, понял (не услышал о..., а именно прочувствовал) генеральную позицию ФСБ - так сказать, базовое представление о надлежащем порядке вещей, нерв.
Это представление состоит в том, что копии архивных документов делаются только для родственников. Хочешь ознакомиться с архивным делом - приезжай в управление да знакомься (если дело не засекречено либо после рассекречивания).
--- Опочка; Кабардино-Балкария; Ленинград: ДОНДУКОВСКИЕ
Кудеверь Новоржев. у. Псковской губ.; Ленинград: БЕЛАВИНСКИЕ
Казачья слобода Чернского у. Тульской губ.: ШАТКОВЫ, ШАЦКИЕ/ШАДСКИЕ
Новосильский у. Тульской губ.: БРУСЕНЦЕВЫ (Полянки); ЗОЛОТУХИНЫ (Высокая; Мелынь; Нижняя Савина), АЛЕКСЕЕВЫ (Мелынь)
Добрый день! Хотел уточнить у знающих людей. Ситуация следующая. Ищу сведения об одном участнике Первой мировой войны, в 1922-23 гг. был участником повстанческого движения. В 1923 г. эмигрировал в Америку. Есть расплывчатые сведения о том, что по делу сына арестовали и допрашивали его отца (он тоже был причастен к повстанческому движению). Если обнаружится дело отца и протоколы допроса, то возможно там будет информация о сыне и где тот воевал в Первой мировой. Таков мой простенький и немного наивный расчет. Где могут храниться такие документы? Запрос в архив местного управления ФСБ или в Информационный центр МВД в регионе?
[q]
Вот с архивными справками - вопрос. По тройственному приказу ведь для получения основных биографических сведений репрессированного родство подтверждать не нужно.
[/q]
Не могли бы объяснить насчет "тройственного" приказа? Благодарю заранее. С уважением.
--- Ищу Марков Михей из Мысово. Старый ник -prokop
Ищу сведения об одном участнике Первой мировой войны, в 1922-23 гг. был участником повстанческого движения. В 1923 г. эмигрировал в Америку.
[/q]
Вероятно, не рядовым был во время Первой мировой войны? Начните с базы С.Волкова; просто поищите по фио на gwar.mil.ru - возможностей много... В следстенном деле отца навряд ли будет название полка, где служил сын.
--- План на эту неделю: пн - ЦИАМ/ГАРФ, вт РГАЭ/ЦИАМ, ср РГВИА/ГАРФ
Начните с базы С.Волкова; просто поищите по фио на gwar.mil.ru - возможностей много...
[/q]
Давно ищу, много вариантов было перепробовано в поисках (в том числе и эти). Сейчас хватаюсь за такие, скажем так нестандартные... Но в любом случае, спасибо.
--- Ищу Марков Михей из Мысово. Старый ник -prokop
Отправила заявку 22 мая. Получила номер. Никаких уточнящих вопросов, комментариев - ничего. Написала им письмо с вопросом, как там моя заявка. Получила ответ, что в рассмотрении, срок 30 дней, если срок будет продлен - уведомят. Ну отлично. Прошло уже всяко больше 30 дней. Направляю им вопрос опять, как там моя заявка. Получаю тот же ответ, слово-в- слово, что заявка получена, срок рассмотрения 30 дней, о продлении срока уведомят. Подозреваю, это автоответчик. Как бы понять, они реально работают с заявкой вообще? У вас какой опыт?
Я не являюсь его потомком. Наш общий предок жил в 19в. В принципе родство подтвердить смогу от себя по документам ЗАГС, а вот по документам до 1917г. - только копии из МК и Посемейных списков. Как к этому отнесется ФСБ?
[/q]
Я предоставляла документы из сельхозпереписи и справки из ГАСО (Смоленская область). Дело в том, что у меня нет доказательства того, что моя бабушка дочь репрессированного отца (фамилия по мужу, в ЗАГСе запись о браке не сохранилась). Мне отказали, написали, что нужно справку (свидетельство) о браке. А в МК не указаны фамилии, вот такая невезуха. Сейчас только на личное посещение надежда, но мизерная. Я искала косвенное подтверждение - бабушка в 1942 году приехала к отцу с детьми (эвакуированная). Знаю, что она унаследовала его дом. Но, увы,нашла документ, который меня вверг в шок. Оказалось, что мой прадед после ареста (отбытия наказания) поменял имя и оформил дарственную на бабушку. Так что доказательств родства, увы, не найти.
_bird_, с этим проблем не было. Но если вы просили копии, то, скорее всего, их выслали обычной почтой на физический адрес.
[/q]
После нескольких итераций с одинаковыми ответами (я уже заподозрила, что там сидит чат-бот), получила вменяемый ответ, что мой запрос перенаправлен в региональный архив ФСБ. И "ответ в течение 30 дней, при продлении срока Вам сообщат". Ну хоть так.