Русско - украинский словарик
В этой теме я буду собирать слова и понятия, необходимые для ведения поиска родственников по Украине, Полтавщине, нахождении и чтении архивных документах таким как я, новичкам, не умеющим читать на украинском языке.
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
18 сентября 2021 8:29 КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
До революции в России официальным было сословное, а не классовое деление населения. Оно подразделялось на два основных сословия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, духовенство)Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им определенные права, закрепленные законодательством. Они гарантировались лишь постольку, поскольку сословия выполняли определенные повинности, например, выращивали хлеб или занимались промыслами. Аппарат чиновников регулировал отношения между сословиями, в чем и выражалась его "повинность"Таким образом, сословная система была неотделима от государственной. Вот почему мы можем определить сословия как социально-правовые группы, различающиеся объемом прав и обязанностей по отношению к государству.
Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов человек, распределялось на следующие сословия:
дворяне — 1,5% всего населения , духовенство — 0,5%, купцы — 0,3%, мещане — 10,6%, крестьяне — 77,1%, казаки — 2,3%
Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым — духовенство. Остальные не относились к числу привилегированных. Дворяне делились на потомственных и личных. Не все из них являлись землевладельцами, многие были на государственной службе. Землевладельцы составляли особую группу — помещиков (среди потомственных дворян помещиков было не более 30%) [2, c.l4 - 17].
Постепенно, как и в Европе внутри сословий формируются самостоятельные социальные страты — зародыши классов.
В связи с развитием капитализма некогда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), к улаков (1,4%), а также мало и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть. Неоднородным образованием были мещане — средние городские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников, кустарей, домашнюю прислугу, почтово-телеграфных служащих, студентов и т.д Из их среды и крестьянства выходили русские промышленники, мелкая, средняя и крупная буржуазия. Правда, в составе последней преобладали вчерашние купцы. Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе [2, с29—34].
К 1917 г процесс классо - образования не завершился, он находился в самом начале. Главная причина — отсутствие адекватной экономической базы: товарно-денежные отношения находились в зачаточной форме, как и внутренний рынок страны. Они не охватили основную производительную силу общества — крестьян, которые даже после столыпинской реформы так и не стали свободными фермерами. Рабочий класс, численностью около 12 млн человек, не состоял из потомственных рабочих, многие являлись полурабочими, полу крестьянами. К концу XIX века промышленный переворот не был полностью завершен. Ручной труд так и не был вытеснен машинами (даже в 80-е годы XX века на его долю приходилось 40%)Буржуазия и пролетариат не стали основными классами общества. Правительство ограждало отечественных предпринимателей от иностранных конкурентов бесчисленными привилегиями, создавая им парниковые условия. Отсутствие конкуренции усиливало монополию и сдерживало развитие капитализма, который так и не перешел с Ранней на зрелую стадию. Низкий материальный уровень населения и ограниченная емкость внутреннего рынка не позволяли трудящимся массам стать полноценными потребителями 'эк, доход на душу населения в России в 1990 г . равнялся 63 Рублям, а в Англии — 273, в США — Плотность населения °1 ла в 32 раза меньше, чем в Бельгии. В городах проживало 14% населения, а в Англии — 78%, в США — 42%Объективных условий для возникновения среднего класса в России не сложилось [2, с.13 - 14J,
Октябрьская революция легко разрушила социальную структуру российского общества, исчезло множество старых статусов — дворянин, буржуа, мещанин, полицмейстер и т.д., следовательно, исчезли их носители — большие социальные групп людей Уничтожена объективная и единственная база для возникновения классов — частная собственность Начавшийся в конце XIX века процесс классообразования в 1917 г ликвидирован на корню. Восстанавливать сословный либо классовый строй не позволяла официальная идеология марксизма, уравнявшая всех в правах и материальном положении. В результате сложилась уникальная историческая ситуация: в рамках одной страны разрушены и не признаны правомочными все известные типы социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Официально партия большевиков провозгласила курс на построение бесклассового общества. Но, как известно, ни одно общество не может существовать без социальной иерархии, пусть даже в простейшей форме.
Сословия и сословные категории в России конца XVIII в. (из темы на Форуме ВГД ) | | |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
18 сентября 2021 8:33 СОСЛОВИЕ - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации - феодальная Франция, где с 14-15 вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2-й пол. 18 в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий, однако сословные традиции сохраняются и в некоторых современных обществах.
Третье сословие - податное население Франции 15-18 вв. - купцы, ремесленники, крестьяне, с 16 в. также буржуазия и рабочие (в отличие от третьего сословия, первые два сословия - духовенство и дворянство - не облагались налогом - тальей).
Словарь русского языка С. И. Ожегова сословие - В дореволюционной России: группа лиц, объединенных профессиональными интере сами Чиновничье с. » сословие - сословие Colloq группа, разряд лиц, объединенных по какому-нибудь признаку Актерское с. Знаю я ваше женское с. (шутл.). » сословие - сословие сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или закон ами Податные сословия (в России до середины 19 в. : крестьяне, мещане). Привилегированные сословия (дворянство, духовенство).
Cловарь синонимов Н. Абрамова (разг.) Сословие - звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. Ср. <Общество>. || низкого сословия
Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова СОСЛОВИЕ - сословия, ср. . . . 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (истор., дореволюц., загр.). Значение каждого лица в государстве определялось значением сословия, к которому лицо принадлежало. Ключевский. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество; дореволюц.). Податные сословия (крестьянство, мещанство; дореволюц.). все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются (декрет ЦИК 23 ноября 1917 г.). . . . 2. Корпорация, группа лиц, объединенных профессиональными интересами (дореволюц.). Сословие присяжных поверенных (офиц.). || Вообще группа лиц, имеющих одинаковое занятие (разг., теперь шутл.). Сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Пушкин.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой сословие - ср. - - - 1) Общественная группа с закрепленными законом или обычаями наследственными правами и обязанностями (окончательно сложившаяся на основе классового деления феодального общества). - - - 2) Группа лиц, объединенных профессиональными интересами (в Российском государстве до 1917 г.). - - - 3) разг. Группа людей, объединенных по какому-л. признаку.
Большой юридический словарь СОСЛОВИЕ - в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословного строя и, обычно, его юридическая отмена. В Индии и некоторых других восточных обществах институтом, близким к европейским С., являлись касты.
Господствующее сословие - дворянство
Полупривелигированные сословия:
Духовенство - Белое (приходские священники) - Черное (монахи)
Купечество - I гильдии - II гильдии - III гильдии
Казачество - военное сословие в дореволюционной России в XVIII - нач. XX вв. В XVI-XVII вв. казаки - вольные люди, не облагавшиеся налогами, нёсшие военную службу в пограничных регионах. Казачество принимало активное участие в народных восстаниях на Украине в XVI-XVII вв., крестьянских войнах в России в XVII-XVIII вв. Казаки участвовали во всех войнах России XVII-XX вв. В начале XX в. существовали Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское казачьи войска.
Иностранные колонисты
Разночинцы
Податные сословия:
Мещане
Цеховые ремесленники
Крестьянство государственные - однодворцы - экономические - приписные - черносошные - ясачные - ямщики
дворцовые
помещичьи
солдаты и их дети
( Из сообщений: Zabellisa из темы: Сословие ) | | |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
18 сентября 2021 11:35 Города были центрами торговли, науки и культуры. В них были сосредоточены органы власти. Жить в городе не означало иметь юридическое право быть горожанином. Город -самостоятельное юридическое лицо.
В 1718 году были городовые магистраты и управляли только торгово-промышленным населением. Жители города подразделялись на регулярных и нерегулярных (подлые люди, обретающиеся в наймах) ( в региональных архивах, фондах магистратов). Дворяне в городском гражданстве не числились. Жалованная грамота городам действовала до 1870 года.
Городские обыватели (по книге) разделялись на 6 групп. 1.настоящие горожане (недвижимость) 2.купцы 3.ремесленники 4.инстранцы 5.именитые горожане ( с дипломами)-работали 2 срока 6.посадские или мещане Выдвигали представителей в 6 гласную думу. Любые выборные люди отвечали своим имуществом. Закон был достаточно противоречив (одно и тоже лицо могло быть вписано сразу в 2 или 3 раздела). Дворянам было запрещено записываться в купеческие гильдии. Купец мог (после банкротства) переписаться в мещане или в другой город. Менялся набор ремесленных цехов. В мещане записывались имея капитал в 25-100 рублей. Представляли скаску ( в ее составе посемейный список)-781, 792 фонды в ЦГИА. При укоренении в городах в конце 18 века появились трехчастные имена. И появились одинаковые фамилии.
В 1846 году был принят подзаконный акт. Горожане подразделялись на 5 сословий: 1.Потомственное дворянство 2.Личные дворяне 3.Купцы 4.Ремесленники 5.Мещане Справочник 1849 года отражает структуру.
В фондах 221, 222, 223 и в других в областных архивах. Для малых городов устанавливалось упрощенное городское правление.
В 1892 году -новое городовое правление вплоть до 1917 года. Был положен в основу имущественный ценз, а не сословный.
| | |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
1 ноября 2021 15:41 Давненько я не посещала эту тему... Сейчас, изучая новую тему "Тарский округ, уезд..." встретила вопрос и интересный и подробный ответ Любчиновой на вопрос форумчанина [q] Здравствуйте! У меня возник вопрос при чтении списка переселенцев. Подскажите, пожалуйста, что означают даты "прибытие" и "водворение"? Прибытие в страну и получение дома? Тогда почему между ними разница в несколько лет? И что делали люди в этот промежуток времени? Жили где-то в других деревнях? документ
[/q]
Прибытие - это физическое прибытие. Предполагаю, что никакие дома они не получали, они их сами строили, а до этого или в землянках жили, или ютились у кого-либо. Часто переселенцы основывали новые деревни, строили их "с нуля" Водворение - это приписка, т.е. документальное закрепление, прописка по современному, в определенном населенном пункте. До водворения они были причислены по прежнему месту жительства. В том месте, где они были приписаны, они платили налоги. Приписать, водворить, могли как в течении достаточно короткого срока после прибытия, так и в течении нескольких лет. | | |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
27 ноября 2021 7:23 При изучении книг и статей Кучугановой Р.П. встречаются новые для меня слова понятия, и я стараюсь найти им объяснения...
Раиса Павловна Кучуганова - заслуженный учитель России, отличник народного образования, призёр премии "Лучший учитель России", заслуженный работник культуры Республики Алтай, основатель и научный сотрудник "Музея истории и культуры Уймонской долины", историк - краевед, этнограф, фольклорист.
Пришло время создания ещё одного словарика для новых для меня слов и понятий... И я решила размещать их здесь, в этой теме... Одни книги нахожу в библиотеках города Бийска и личных коллекциях своих друзей; выдержки (фотокопии нужных мне страниц из книг, статей присылают мне вновь обретённые родственники на Форуме ВГД, на сайтах в ОДноклассниках; электронные книги мне присылают, те. кому я помогала раньше, а теперь они мне помогают ссылками и разной информацией. Огромное спасибо им за это... | | |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
27 ноября 2021 7:25 Нравы и обычаи Староверов:
Что же означает слово «Уймон» или «Оймон»? Единого мнения на этот счёт до сих пор нет. Одни переводят название долины как «шея коровы», другие предлагают более простой перевод — «коровья кишка». Алтайские сказители и мудрецы переводят слово «Оймон» как «десять моих мудростей». В этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье. Спасаясь от гонений за веру, люди пришли в эти места не сразу. Сначала искали спасенье на рек Керженец в Нижегородской губернии. Не нашли. Решили и оттуда уйти, но название «кержаки» пристало. На «кержаков» староверы не обижаются, но и не зовут себя так, а потихоньку заметят: «стариковские мы». Называют себя ещё «добрыми», а тех, кто не входит в их общину, - «мирскими». Часто именуют их ещё и «чашечниками». Крепко держится у староверов обычай «почитание чашки». Посуда делится на «добрую» и «мирскую». Человека, даже «с ветра», обязательно покормят и попоят, но только из «мирской» посуды. | | |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
27 ноября 2021 7:30 Затерянная среди гор Уймонская долина приняла и укрыла беглецов. Дикая природа была так богата и щедра к новым людям, что они долго считали перешедшее к ним от алтайских племён, кыпчаков и тодошей, слово «уймон» однокоренным со словом «уйма» - в том смысле, что всего в благодатной долине для них было вдоволь и в достатке. Закрытая со всех сторон заповедная долина столетиями влекла к себе свободолюбивых и предприимчивых крестьян. Вместе с семьями они прятались от властей в расщелинах гор. Их называли «вольными каменщиками». Говорили так: «Если есть баба, квашня и топор – уже деревня».
Крепко берегли веру «стариковские», больше всего боялись «обмирщиться». Церковь не признавали, а молились в МОЛЕБНОМ ДОМЕ, во главе которого тоже стоял НАСТАВНИК. «Щепоть» (троеперстие) не признавали, молились двумя перстами. В молении обязательны земные поклоны. Для земных поклонов имели четырёхугольный коврик - «ПОДРУШНИК», на который при молении опирались руками. Старообрядцы никогда не молились без ЛЕСТОВКИ: она как свидетель того, что ты молишься. «ЛЕСТОВКА старообрядческого типа, состоящая из холщового ремешка, к сшитым концам которого прикреплены четыре кожаные или холщовые, обшитые кожей лопасти: внутренняя и нижняя пара – четырёхугольная, верхняя и наружная – треугольная; ремешок сплошь усажен холщовыми валиками – «бабушками», служащими для счёта молитв и поклонов, более мелкие бабушки, которых всего 109 штук, разделяются на три части 20 + 33 + 54 двумя толстыми бабушками. Шьют их обычно благословлённые старухи (те же, что шьют смертное платье)» (Бухтарминские старообрядцы (1830). Изд. АН СССР).
Раиса КУЧУГАНОВА, с. Верх-Уймон. Из книги «Где воды Катуни и Коксы слились», 2007 г. | | Лайк (1) |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
11 января 2022 5:13 БРАТЧИНА у однодворцев на примере Ефремовского уезда -- 1690 год
Братчина (братщина, братшина[1]) — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определённое время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества[2][3][4]. Словом братчина назывались также сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная (цеховая) корпорация. У каждой такой общины или корпорации имелся свой святой покровитель и годовой праздник[5].Обычно братчину устраивали на Николин день (Никольщина), Покров (Покровщина) или Рождество (Рождественская), а также на Масленицу и храмовой праздник. Ещё в XIX веке в них принимали участие вместе с крестьянами и некоторые владельцы. Иногда такие застолья сопровождались драками, в связи с чем духовенство советовало помещикам не участвовать в крестьянских братчинах. Для разбирательства возможных ссор и драк, из числа участвовавших на пиру-братчине, избирались братчинники[6].
Из темы Старухина Андрея "Тульские однодворцы" | | Лайк (1) |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
16 января 2022 22:05 КАЗАЧЕСТВО . Казачество в Российской империи было особым военным сословием (точнее сословной группой) стоявшим особняком от прочих. В основе сословных прав и обязанностей казаков лежал принцип корпоративного владения войсковыми землями и свободы от повинностей при условии обязательной военной службы. Сословная организация казачества совпадала с военной. При выборном местном самоуправлении казаки подчинялись восковым атаманам (войсковым наказным или наказным), которые пользовались правами командующего военным округом или генерал-губернатора. С 1827 г. верховным атаманом всех казачьих войск считался наследник престола.
К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск, а также казачьи поселения в 2-х губерниях. При атамане действовал войсковой штаб, на местах управление осуществляли атаманы отделов (на Дону - окружные), в станицах - избираемые станичными сходами станичные атаманы. Принадлежность к казачьему сословию была наследственной, хотя формально запись в казачьи войска для лиц других сословий не исключалась. При прохождении службы казаки могли достигать чинами и орденами дворянства. В этом случае принадлежность к дворянству сочеталась с принадлежностью к казачеству.
Источник: из сообщения Tomilina Тема: Генеалогическая карточка и досье на персону Основные вехи жизни человека. | | |
verbezrМодератор раздела  Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
16 января 2022 22:22 16 января 2022 22:24 Мужчины- ПРИМАКИ на Руси Понятие слова «примак» очень изменилось. Сейчас таким словом иногда называют мужчину, который пришёл в дом к женщине и живёт за её счёт. Раньше, на Руси, примаком было принято называть мужчину, который не простор пришёл в дом к жене, но и взял на себя все заботы о хозяйстве. Единственная временная схожесть- что тогда, что сейчас таких недолюбливали. Вот только если сейчас мужчина по своей воле идёт к жене в дом, ранее это было скорее вынуждено. Мужчина был должен завести своё хозяйство и свой дом, куда уже и вести жену. Считалось, что только такой мужчина подходит для создания семейной жизни. Только в своём доме можно по-настоящему почувствовать себя полноценным хозяином. Вспомните, как раньше жили люди? Работы выше крыши, с утра до ночи. А значит и жить проще, когда помощников много. Поэтому младший ребенок в русской семье всегда оставался в родительском доме, и если это была девушка, то её муж приходил жить к ней. И если другие люди могли насмехаться над таким мужем, только не родители жены, для которых такой зять, как спасительная соломинка, лишь бы с ногами и руками. Бывало и такое, что переезжали пор договору. То есть если мужчина переезжает в дом к девушке, то он имеет право на часть её имущества. При этом мужчина вообще редко оставался «ни с чем», потому что даже если девушка шла жить к нему в дом, она имела приданное, которое тоже доставалось мужу. Такой договор можно сравнить с нынешним договор ренты, где обе стороны довольны и счастливы. Обычно родители жены, уже слишком в возрасте, и заключая такой договор с молодым мужчиной, они будут обеспечены необходимым до конца своих дней. И дочка при муже. Такие договора составлялись письменно, прописывались очень подробно, заранее обговаривая все условия. Условия были разными, но в целом- много работай, помогай и будет тебе счастье. Браки на Руси расторгались очень редко, поэтому большую часть семейной жизни, мужчина- примак был обязан работать в доме жены, но при этом не быть хозяином там. Родители сына и сами могли просить его пойти в примаки, если они были бедны или не хотели делить наследство между детьми, ведь примак практически всегда его лишался. Вдова тоже могла взять к себе в дом мужчину, как примака. Рожали раньше много, а женщине надо и работать, и за детьми смотреть- тяжело. Вот она и выходила замуж, приводя мужчину к себе в дом, на устных или письменных договорённостях. Он не мог почувствовать себя хозяином, он всегда должен был подчиняться родителям жены и терпеть нападки её родственников, которые всегда негативно к нему относились, ведь он тоже наследник теперь. Источник: https://zen.yandex.ru/media/id...00b3dbfb9e | | |
|