Не нужно сразу создавать свою тему, считая свои мысли уникальными. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось незатронутых тем. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через Поиск, также можно посмотреть в других разделах форума, например: Общение >> https://forum.vgd.ru/?f=22 Обсуждения >> https://forum.vgd.ru/11/ Ключевые слова для ЭТОГО раздела - пофилософствуем \ порассуждаем! |
Вопросы этики генеалогических изысканий
| CARINA Vilnius Сообщений: 853 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 75
| Наверх ##
26 сентября 2004 21:54 Я вот недавно стала думать - а этично ли это - раскапывать то, что, напр., предки нам не хотели рассказывать, или наоборот - даже скрывали. Вот ищем мы все родственные связи, а по дороге обрастаем документами, которые совершенно меняют представление о семье. А в некоторых случаях влезаем в ветви других деревьев, где живы свои потомки, у них разрешения не спрашивая. Радуемся, что находим информацию о братьях и сестрах прадедов, напр., а информация эта из спец. архива... А там свои дети и внуки... Или мы право имеем все знать? Но такого права нет у человека. Люди же мы, не боги. Вспомните, сколько на Форуме сетований по поводу того, что мамы/бабушки не говорят ничего. И моя мама говорит - слава Богу, что мы этого раньше не знали. А мы сами своим детям разве все рассказываем? (Сообщение отредактировал CARINA 26 сен. 2004 21:00) | | |
| frato ушел из жизни 29.07.2022
Донецкая обл. Сообщений: 1844 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1891 | Наверх ##
2 октября 2009 17:20 Эта тема давно остановилась, но мне нравится. Мои этические соображения следующие: Я имею право знать всё о своих прямых кровных предках, и тем из них, которых сейчас уже нет, по барабану если я узнаю о них что-то плохое. С другой стороны, я хотел бы рассказывать о своей жизни детям, внукам, правнукам, и если у меня не будет возможности (теоретически) рассказывать о своей жизни (и жизни моей семьи) моим праправнукам, то хотелось бы чтобы они сами узнавали об этом из документов, книги с семейной историей, рассказов своих родителей и бабушек с дедушками. И если через 100 лет никто не будет знать обо мне, мне обидно это знать. Также и с предками, думаю что им было бы приятно что о них помнят. Древние египтяне полагали, что нет страшнее наказания, чем наказание забвением. Если же мои предки сделали что-то плохое и не хотели бы чтобы об этом знали, что ж, они сами виноваты, за свои поступки нужно отвечать, хотя бы тем, что об этих поступках узнают потомки. Если информация об их плохих поступках попала в документы или об их поступках кто-то знал, то как они могли надеяться что об этом не узнают их потомки. Но в любом случае я не буду стыдиться таких предков, не буду их осуждать. Если кто-то из родственников мне чего-то не договаривает, то я понимаю и не обижаюсь. Если брат деда не хочет чтобы что-то знали о его отце, он вправе не рассказать, я не обижусь, но знать имею право и он не может запретить, ведь я правнук его отца, и я не согрешу перед своей совестью, если узнаю о скрываемом из других источников. Но ни кого не осужу, не обижусь, не откажусь. Слишком дальними родственниками (предки супругов моих предков) я вообще не интересуюсь и никуда их не заношу, в дерево вношу только всех прямых предков, их супругов, родных братьев и сестёр, стараюсь вносить всех потомков моих предков и их супругов. Из всех перечисленных родственников о дальних я вношу только ФИО, если случайно что-то попадётся, то вношу, но специально не ищу. Самую подробную информацию ищу конечно же о прямых кровных предках по всем линиям, менее подробную информацию вношу об их родных братьях и сёстрах, ещё менее подробную информацию вношу о супругах братьев и сестёр моих предков. Хотел бы я чтобы в будущем обо мне узнали все мои недостатки, проступки, ошибки? Теоретически нет. Поэтому перед тем как что-то сделать, нужно понимать, что об этом потом могут узнать мои потомки. Но я не буду тормозить поиски копающих обо мне потомков, это будет моим наказанием за сделанное мной. Публикация истории семьи... Вопрос сложный, наверное публиковать (например в интернете) можно самую краткую информацию: нейтральные фото, схему родственных связей, годы жизни и даты рождения и никаких фактов из личной жизни. Это будет доступно только родственникам и потомкам. Размещу в инете родственные связи и даты рождения и живущих родственников и без их согласия, здесь нет ничего плохого, но если попросят - уберу эту информацию. А если об одном из умерших родственнике узнаю что-то плохое, то от меня оно будет доступно только его стороне, а не чужой стороне родственников, зачем им лишняя информация. | | |
| kbg_dnepr Днипро (бывш. Днепропетровск) Сообщений: 7119 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4338
| Наверх ##
2 октября 2009 17:34 Сергей, спасибо - Вы затронули волнующую меня тему. Я сейчас пытаюсь раскапывать историю своего деда-священника, репрессированного в 30-е годы. Он был арестован в 1933 г. в Могилеве, это было групповое дело "Иезуит" (осуждены 5 епископов, 48 священников и еще сколько-то "беспартийных"). В Интернетовских материалах написано, что некоторые "оказались слабы и свидетельствовали против о. Феодосия (Ващинского)". Я хочу увидеть все связанные с дедом дела и материалы, но не без трепета думаю о том, что я могу там увидеть. Поскольку у деда было 7 детей (3 дочери еще живы) и у меня есть 7 двоюродных сестер и куча племянников-племянниц, то я вроде и их должна спрашивать - хотите ли Вы что-то об этом знать... Мне импонирует Ваша позиция - я имею право знать все, что хотела бы знать, а вот публикация уже должна согласовываться с остальными. Но непросто все это... --- Катерина
Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.) | | |
Мурзилка Сообщений: 3293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1150 | Наверх ##
3 октября 2009 0:44 kbg_dnepr У меня лежит много лет тетрадка моих интервью с участниками подпольной организации. Пожилые уже к тому времени люди, выжившие в гестаповских застенках и концлагерях, рассказывали о провале своей организации. Моя тетрадка хранит рассказы о том, кто чьи имена называл, не выдержав пыток, после чьих допросов был кто арестован. Я им не судья. И я никогда не стану разглашать то, что мне стало известно. Один из тех, кого освободили подпольщики из концлагеря, недавно разразился серией публикаций аля Штирлиц. Мол, был он в руководстве подполья, и гимн танкистов СС написал... Ну, бывает ,конечно. Когда показала эти публикации самым молодым из подпольщиков, они долго смеялись : "Ай, да Мишка! Вот трепач", но никто из них не стал звонить в журналы по поводу опровержений. В одном архиве хранятся документы, касющиеся одной крупной аварии, повлекшей человеческие жертвы. Архивисты выдают интересующимся этой аварией все материалы, кроме одной папки. В ней хранятся материалы, касающиеся личной жизни тех, кого считают виновниками этой страшной беды. Эти материалы собирались в ходе работы комиссии, когда изучались обстоятельства аварии. Их не уничтожили. Но они и не являются документами свободного доступа. Мне сказали, что их могут посмотреть только специалисты или родственники лиц, которых это касается. Архивы умеют молчать. | | |
| Yewdokia | Наверх ##
3 октября 2009 1:24 Пора пора архивы на замок! | | |
Мурзилка Сообщений: 3293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1150 | Наверх ##
3 октября 2009 1:51 YewdokiaОх, и язва Вы Евдокия Ну, вот есть у нас в Украине такой писатель как Олесь Бузина. Написал разоблачительную книжку Тарас Шевченко - вурдалак ( оборотень - по-украински). Досталось, бедному Тарасу Григорьевичу! Помянули в семье великой незлым тихим словом, как ему хотелось в его стихотворении "Заповит" ( Завещание). Мол, свинья он неблагодарная! Всю жизнь жил за счет князей да аристократов там всяких разных, и их же призывал резать! И вообще альфонс. Княжна Репнина, бедная, любившая его безответно, помогала материально опальному поэту. И пьяница к тому же. Ну, в общем, вывернул наизнанку все А Иван Сергеевич Тургенев вообще называл писательницу Марко Вовчок европейской шлюхой. Ну, понятно... Мужей-то было у нее только пять, не считая любовников. А чо нам удивляться-то после всех этих свадеб-разводов-мордоббоев шоу-бизнеса? Нас уже ничем не удивить. Кстати, а Вы читали изыскание одного украинского эммигранта в США "Иссус Христос - гомосексуалист"? Мы же говорим о том, как поступили бы сами... Вот что бы Вы чувствовали лично, обнародовав ну...скажем... неприглядные поступки своих родичей? Поднялась бы рука? | | |
Мурзилка Сообщений: 3293 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1150 | Наверх ##
3 октября 2009 1:54 Евгений Воронин написал: [q] А для кого ж тогда дневники пишутся, где всю душу изливают, а потом умирают. [/q]
Еще и мемуары пишут. И порой такое пишут, что историки диву даются написанному))) | | |
Balymba Україна Карпати Сообщений: 1168 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1295 | Наверх ##
3 октября 2009 12:44 Затронут весьма интересный и вместе с тем щепетильный вопрос, поэтому выскажу и свою точку зрения. Правила которых я придерживаюсь таковые: я разделяю всех найденных мною при исследовании людей на 2 категории: прямые предки и все остальные ( включая даже ближайших родственников прямых предков - их братьев и сестер). По первой категории ПРЯМЫМ ПРЕДКАМ я считаю так - дав жизнь своим потомкам во многих поколениях они передали им частицу себя и в том числе право использовать информацию о них в полном обьеме. Поэтому я считаю что имею право распоряджаться информацией о своих прямых предках по своему усмотрению. Что касается второй категории людей - то у меня право разглашения сведений о них имеет ограничение в разных аспектах ( в том числе и из этических соображений). То есть я могу разглашать о них только информацию, которая не нанесет вреда их потомкам. Правда из этого правила есть исключение - если информацией интересуются их ПРЯМЫЕ ПОТОМКИ то я просто ОБЯЗАН передать им всю имеющуюся у меня информацию. А что касается тайн архивов. Они часто делают это на пустом месте - ведь информацию как не прятать она все равно просочится и тайное становится явным. --- Стефурак, Левкун, Чуревич, Зеленевич, Ківнюк, Лесюк, Данилюк, Кріпчук (Крепчук), Куц, Попик, Вертипорох, Козьмин, Мельничук, Ревтюк, Шовгенюк, Панько, Юращук, Ґрещук, Горішний, Ванджура, Жолоб, Поварчук (Пивоварчук), Лубів, Ісайчук (Ісаїв)
Попович-Турець | | Лайк (1) |
Alexander G Сообщений: 1013 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 5320 | Наверх ##
4 октября 2009 18:21 frato написал: [q] Слишком дальними родственниками (предки супругов моих предков) я вообще не интересуюсь и никуда их не заношу, в дерево вношу только всех прямых предков, их супругов[/q]
Неделю назад приехал из Турции. Жарко там было, вот и мозги мои поплавились. Никак не разберусь в вышеуказанном пассаже. Во-первых, если расшифровку в скобках подставить вместо дальних родственников,то получится следующее: "предками супругов моих предков не интересуюсь, интересуюсь только предками и их супругами". Явное противоречие. Во-вторых, супруги прямых предков, по определению, тоже являются предками. В восходящем древе все (!) (начиная с родителей) являются супругами. И если не интересоваться какими-то супругами, то древо становится корявым. Ладно, остыну позднее, может разберусь. Но мне показалось в мысле автора некая несправедливость к "супругам", точнее к их родословной. Наверное автор хотел написать не "дальними родственниками", а свояками (родственниками супругов). Все-таки дальние родственники являются полноценными персоналиями уже нисходящего древа (для меня самым радостным событием является найти "седьмую воду на киселе" - родственника от 4-6 колена общего предка. Это общность памяти, новые факты, фотографии. Ну, как можно не искать и не заносить информацию о дальних родственниках. А разве мы не хотим поделиться семейной историей со всеми родственниками!?). Но все же если frato имел в виду свояков, то отсекая их в базе данных мы можем нашим прямым потомкам затруднить поиски информации уже для их родословной. Поясню на примере. Я занимался родословной только по своей линии. На родословную супруги не было времени (и энтузиазма). Не родственники же мне ее предки и потомки ее рода... Так я думал пока не родился сынишка. И встал вопрос: а для кого я все это делаю, родословную то есть? Для своей кровиночки тоже получается делаю. А вот по линии его матери - пустота. Пришлось воссоздать древо супруги. Теперь у сына полноценное древо по всем линиям (кстати, сказать по линии моей супруги древо получилось глубже моего. Но я только радуюсь этому обстоятельству - за сына радуюсь, ну и за супругу, конечно). Мораль: для кого-то это свояки, а для кого-то (читай для наших потомков) предки и родственники. Взялись за перо, записывайте все! | | Лайк (1) |
| frato ушел из жизни 29.07.2022
Донецкая обл. Сообщений: 1844 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1891 | Наверх ##
4 октября 2009 19:40 4 октября 2009 19:45  Я не спорю, можно и так. Но если вносить абсолютно всех, то все люди вокруг родственники, а совсем далёкие не поймут моего вмешательство в "чужие семьи". Я действительно ошибся (не выспался наверное), извиняюсь, сейчас исправлю выше. Я имел ввиду, что не интересуюсь семьями братьев и сестёр моих предков. Т.е. есть дедушка, у дедушки был брат, в дерево я записываю и дедушку и брата и жену брата, но остальная семья жены брата деда меня не интересует: ни её родители, ни её братья и сёстры, они мне не родные они имеют какое-то далёкое родственное отношение не по крови, а по браку. А вот уже дети жены брата интересуют, т.к. это прямые потомки моего прадеда. Самих же супругов для братьев и сестёр моих предков я вношу, т.к. без них не могли появиться дети этих братьев и сестёр. Я ни в коем случае не призываю остальных игнорировать такие родственные связи, просто объяснил как это у меня. И моя этика: не вмешиваться в те семьи, которые стали родными только после брака и в крови которых нет крови моих предков. | | |
| Yewdokia | Наверх ##
4 октября 2009 19:45 вы тут про этику а есть статья Незаконный сбор сведений личного характера. см ветку выше. | | |
|