Починки. Коннозаводская слобода и духовенство города
Нижегородская губерния.
Savanta2 Новосибирск Сообщений: 441 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
25 января 2022 7:16 В статье Суханова М.С. и Геращенковой А.Н. "Становление государственного военного коневодства в России в XVIII—XIX веках: Починковский конный завод" (2018) , небольшой по объёму, но достаточно информативной, приводятся следующие сведения:
"С историей конного завода связано участие починковцев в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева (1773—1775). В 1774 году около 150 лошадей пугачевцы увели с завода, а остальных, пользуясь случаем, забрали себе крестьяне, многие из которых выступили на стороне повстанцев. После подавления бунта все украденные лошади были возвращены, а крестьяне за совершенные ими деяния по приказу полковника И. И. Михельсона подверглись жестокому наказанию (повешению, отрезанию частей тела и т. д.) [ГАНО, ф. 165, оп. 1, д. 10, л. 15 об.]. В начале XIX века в конюшнях Починковского завода размещалось около 1 тысячи лошадей [ГАНО, ф. 165, оп. 1, д. 12, л. 35 об.]. Отечественная война 1812 года нанесла огромный урон конскому поголовью России. Перед страной встала задача по усиленному воспроизводству лошадей. В 1819 году Александр I утвердил положение о разделении заводов на придворные и военные. Починковский завод получил статус военного. В его задачу входило снабжение строевыми лошадьми гвардейских полков, в том числе и кавалергардских, которые нуждались в крупной и сильной лошади, так как солдаты были высокого роста [ПСЗРИ, т. 36, с. 526]. ..... Известны клички некоторых заводских лошадей — Сметанка и Барс (родоначальники Орловской породы), Яблоня, Румба, Жасмин, Флейтист, Люберт, Жнейка и др. Для защиты лошадей в зимнее время применялись сермяжные попоны «на холстинной посконной подкладке, обложенные по краям красным сукном с темно-зелёной выпушкой» [ГАНО, ф. 165, оп. 1, д. 21, л. 26 об., 28 об.].
……С момента основания к Починковскому государственному конному заводу году было приписано население 22 сел и деревень Починковской волости и 5 селений соседнего Алатырского уезда — общей численностью 8498 крестьян мужского пола, принадлежавших до отмены крепостного права в 1861 году к разряду государственных [ПСЗРИ, т. 15, с. 512]. В 1797 году их численность составляла 15 007 душ [ПСЗРИ, т. 24,с. 760]. Приписные крестьяне обязаны были уплачивать денежный и натуральный (сеном, ячменем, овсом) оброк, отрабатывать барщину (заготавливать сено, доставлять на завод фураж и продовольствие, расчищать кустарники на заводских лугах и пастбищах), а также служить конюхами и отгонять починковских лошадей на другие заводы [В.П.Илюшечкин. Починки и Починковский район Нижегородской области. — Нижний Новгород : РИО, 1997, с. 17—18].
C начала XIX века на заводе работали рекруты, которые несли здесь, выражаясь современным языком, альтернативную воинскую службу в течение 23 лет. Однако не все выслуживали положенный срок. Большинство же от чрезмерно тяжелой работы и неудовлетворительных условий жизни оказывались неспособными к трудовой деятельности. В этом случае они подлежали увольнению без права на материальное обеспечение [Илюшечкин, 1997, с. 19]. .... многие поступали на завод в возрасте 12—14 лет. Детей заставляли работать наравне со взрослыми, но за меньшую плату.
Количественный состав работных людей и управленческого аппарата В 1829 году штат завода включал в себя 168 человек, из которых 136 человек были конюхами [АПКЗ, дело № 3, с. 131]. Большинство должностей являлись наследственными — канцеляристы и писари Чистозвоновы, нарядчики и конюхи Варсобины, Кемарские, Гладковы, Усковы, Миловы и т. д. [Фуфаева М.А.О домах и жителях заштатного города Починки : записки краеведа / М. А. Фуфаева. — Починки : Починковская типография, 2012., 2012, с. 87].
Служащие конного завода имели специальное обмундирование, которое изготавливалось на 2 года и обходилось казне в 40—60 рублей на каждого. Нарядчикам полагалось носить мундир из темно-зеленого сукна с подкладкой алого цвета, камзолы алого или светло-желтого цвета, замшевые штаны и перчатки, поярковую шляпу, галстук и большие сапоги. Скромнее одевали ветеринаров, конюхов, берейторов: подкладка была темно-зеленого цвета. Также данным чинам полагалось носить «фуражирку» (фуражку) — головной убор для лиц, непосредственно заботившихся о кормах (фураже) [О Починках — с любовью / М. М. Белякова, С. М. Дмитриевский, Е. С. Ключкова, Л. Н. Новикова. — Нижний Новгород : Нижполиграф, 1997. с. 95]."
Брат Прасковьи Твердилиной - Илья Твердилин (ок.1829 г.р.) - служил нарядчиком при Починковской заводской конюшне...
--- Славницкие, Зефировы из Нижегородской губернии | | |
Savanta2 Новосибирск Сообщений: 441 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
26 января 2022 8:09 Был ли Фёдор Твердилин сыном Петра Твердилина, и как сложилась его дальнейшая судьба, пока неизвестно. Но известно, что сын Петра Твердилина Иван, а также сын Ильи Твердилина Павел, избрали своей сферой деятельности почтово-телеграфное дело. В 1879-м году Иван Твердилин пишет Управляющему почтовой частью в Нижнем Новгороде прошение: "дозволить заниматься в качестве кандидата на должность почтальона в Лукояновской почтовой конторе", прилагая свидетельство об окончании "курса наук".
Позже, в 1882-м, он адресует Управляющему такое прошение: "Желая иметь права умершего деда моего по мужской линии, для того, чтобы воспользоваться на государственной службе, наравне с привилегированным классом по происхождению , всеми законом предоставленными данными, на каковой предмет мне необходимо иметь копию с указа об отставке моего деда, который й состоял на службе в Управлении государственного коннозаводства и вышел в отставку в 1836-м году, и в том же году он был награждён чином 14-го класса". Подписано: "Нижегородской губернской почтовой конторы почтальон Иван Петров Твердилин" (по формулярному списку - "из мещан"). Речь в прошении идёт о Фёдоре Петровиче Твердилине.
Просьбу удовлетворили на основании положения из Свода законов от 1876-го года, что "внуки могут пользоваться правами деда". Ивана Твердилина причислили ко 2-му разряду конторских служителей... В 1898-м году "начальник отделения" Иван Твердилин пишет Начальнику Константиновской почтовой конторы прошение перевести " для пользы службы в том же звании" из Лукояновского уезда в Сергачский уезд. Основание: "серьёзная болезнь старушки-матери, там же моя родина, где в данное время живут наши родственники".
И уже в 1900-м было написано: "Всепресветлейший Державнейший Великий Государь Император Николай Александрович, Самодержец Всероссийский, Государь Всемилостивейший"... "Просит начальник Уразовского почтового отделения Иван Петров Твердилин о нижеследующем ..... Желая продолжить службу Вашего Императорского Величества по почтово-телеграфному ведомству ... необходимо по домашним обстоятельствам переместиться в том же звании из деревни Уразовки в село Крутец Княгининского уезда ... где живут мои родственники и престарелая больная мать, с которыми в настоящее время необходимо совместное жительство. Начальник Уразовского почтового отделения, не имеющий чина, Иван Петров Твердилин"...
К сожалению, не все документы из личного дела И.П.Твердилина мне удалось получить, а потому осталось пока неизвестным, удалось ли ему переместиться в село Крутец, с которым связаны некоторые интересные и даже загадочные истории из жизни других лиц. Но не совсем мне понятно, об одном ли и том же месте речь в прошениях от 1898 и 1900 годов, где же проживали мать с родственниками...Возможно, жена Петра Твердилина перебралась после его смерти в место проживания родственников. Инсар же (коль скоро Пётр был объездчиком Инсарского лесничества) находился на границе с Лукояновским уездом...
 --- Славницкие, Зефировы из Нижегородской губернии | | |
Savanta2 Новосибирск Сообщений: 441 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
27 января 2022 7:55 Другой внук Фёдора Петровича Твердилина - Павел Ильич - тоже проявил интерес к почтово-телеграфной службе. В этой сфере ему удалось сделать, судя по всему, неплохую карьеру. Во всякому случае, следы Павла Ильича обнаруживаются в 1917-м году в Москве: "Твердилин П.И., кск, Управл.Моск.Почт.Телегр..Округа" ("Алфавитный указатель жителей Москвы и её пригородов", 1917) . Там же в 1926-м коммерческое агентство "Связь" при Народном комиссариате почт и телеграфов издает "Руководство к пользованию радиоприёмником "Микродин", составителем которого значится П.И.Твердилин. И в справочнике "Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год" Павел Ильич значится как сотрудник агентства "Связь"...
В мае 1914-го у Павла Ильича родился сын Николай. В январе 1942-го он был призван на фронт, а уже в июле появился приказ об исключении лейтенанта Твердилина, командира взвода 239 отдельной роты связи 151 Укрепленного района из списков с формулировкой "пропал без вести". Но судьба распорядилась иначе: в феврале 43-го приказ был отменён на основании "отношения Московского ГВК" - лейтенант Твердилин по данным комиссариата проходил службу в Красной Армии. И проходил весьма успешно. Был награждён Орденом Великой отечественной войны II степени, медалями "За взятие Кенигсберга" и "За отвагу". Последнюю техник на узле связи Н.П.Твердилин получил, в частности, за то, что 27 июня 1944 года лично участвовал в бою и вынес с поля боя смертельно раненого командира полка.
После победы Николай Твердилин вернулся в Москву, где жил и работал вплоть до своего ухода в 1968-м. Но род Твердилиных из Починок продолжают его потомки.
  --- Славницкие, Зефировы из Нижегородской губернии | | |
Savanta2 Новосибирск Сообщений: 441 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
31 января 2022 8:21 С 1867 по 1878 Смотрителем Починковского духовного училища (с тех самых пор, как в Починки было переведено Печерское духовное училище) был Елпидифор Антонович Садовский, сын священника с. Разнежье Антона Григорьевича Садовского.
      --- Славницкие, Зефировы из Нижегородской губернии | | Лайк (1) |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1475 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1043 | Наверх ##
31 января 2022 13:28 26 ноября 2022 7:31 Давно хотела составить список смотрителей Починковского Духовного училища, но мешали иные дела. Сегодня набросала предварительный его состав. Пока удалось установить личности первых пяти персон.
1. Садовский Елпидифор Антонович (1867 – 1878); 2. Скороспелов Николай Петрович (1878 – 1881); 3. Гошковский Василий Яковлевич (1881 – 1884); 4. Смирнов Петр Дормидонтович (1884 – 1889); 5. Миловский Сергей Николаевич (1889 – 1894). 6. Лавров Дмитрий Васильевич (1894 - ?) 7. Крылов Петр Ильич (1905 - ?)
К сожалению, имеют место несоответствия в годах их правления по различным источникам. Необходимы дальнейшие уточнения.
| | Лайк (1) |
Savanta2 Новосибирск Сообщений: 441 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
1 февраля 2022 8:45 1 февраля 2022 8:45 26-го июня 1867 года в Нижнем Новгороде состоялся съезд отцов Благочинных, по прибытии которых под предводительством ректора Нижегородской духовной семинарии открылось Собрание из членов Духовной консистории, инспектора семинарии и смотрителей всех училищ, всех Благочинных епархии, всех законоучителей учебных заведений, существующих в Нижнем Новгороде, и из священнослужителей Нижнего Новгорода, получивших академическое образование. Собрание состояло из 74-х лиц: 2 архимандрита, 23 протоиерея, 47 священников и 2 светских смотрителя духовных училищ.
Предметом занятий Собрания стало обсуждение реформы духовно-учебных заведений. В первый же день был обсуждён вопрос о переносе Печерского духовного училища в заштатный город Починки.
"Собрание мнением положило ... — признать достаточно удовлетворяющим потребностям епархии число теперь существующих училищ, с тем, однакож, чтобы Печерское Училище, так как в Нижнем-Новгороде есть другое—Нижегородское Училище, переведено было в заштатный город Починки, Лукояновского уезда.
Переведение Печерского Училища в Починки как нельзя более уместно.. 23 года тому назад, когда при Печерском Училищ была и бурса, Училище это было многолюдное и одно из лучших по степени умственного развития его воспитанников. По переведении же бурсы в Нижегородское Училище ... на первых порах чуть ли не все классы Печерского Училища очутились без перворазрядных воспитанников, так как первые разряды переполнены были казеннокоштными воспитанниками, а они теперь все перемещены были в Нижегородское Училище. В пополнение же убыли в Печерское Училище переведен не нужный для Нижегородского Училища <обор>. С тех пор уровень умственного развития воспитанников Печерского Училища стал значительно ниже, чем учеников Нижегородского Училища. Хорошо понимая это, духовенство, радея о пользах своих детей, не охотно отдавало их в Печерское Училище. И стало оно наполняться главным образом детьми бедных oтцов, так как содержание детей в Печерском Училище несколько дешевле, а не редко и такими учениками Нижегородского Училища, которые не надеялись удержаться в последнем. Конечно усилиями Училищного Начальства дело, насколько возможно, поправлено, но во всяком случае нельзя не сказать, что в учебной конкуренции с Нижегородским Училищем Печерское должно было оставаться в проигрыше. Имея в виду эти неблагоприятные для благосостояния Печерского Училища условия, нельзя было не желать, чтобы оно, как растение, для которого не достает питательного материала, перенесено было на другую почву. Нужда в этом очевидна была как для Епархиального и Училищного Начальств, так и для самого духовенства. Не раз уже возникало и дело по этому предмету, но, к сожалению, и при живом, деятельном участии духовенства Лукояновского уезда, доселе не имело успеха по недостатку надежного обеспечения для должного существования училища. И вот теперь, благодаря требованиям, вызванным новым уставом, давнее желание духовенства, к общей пользе и духовенства и учебного дела, осуществляется. И надобно сказать, что на добрую почву переносится Печерское Училище. Заштатный город Починки ( Из села переименован в город 5 Сентября 1779 г., почти с 8000 жителей, сравнительно с уездным городом Лукояновом почти пятью тысячами жителей больше. От Нижнего расстоянием в 200 верстах, от Арзамаса во 100, от Лыскова в 150 верст, (говорим приблизительно). Следовательно и по самым расстояниям Починковское Училище будет на месте) при здоровом климате и прекрасном гористом, с порядочною речкою, местоположении, стоя на рубеже четырех губерний, образует собою большой торговый центр, особенно по хлебной торговле; это— своего рода Лысково, по своим сухопутным торговым сношениям. Вследствие этого, по словам тамошнего духовенства, содержание учеников обойдется значительно дешевле, чем в другом каком либо месте. Починковское общество заявило уже себя с самой выгодной стороны, пожертвовав достаточный для помещения училища дом. Духовенство Лукояновского уезда, при своей сравнительной зажиточности, отличается особенным сочувствием к интересам духовно-учебных заведений, как уже не раз оно доказало это самым делом. Словом условия для благосостояния Починковского Училища весьма благоприятные. Остается пожелать, чтобы глубже проник в новое училище и шире и шире развивался в нем тот плодотворный, жизненный дух, к пробуждению которого в наших духовно-учебных заведениях с такою заботливостию стремились составители нового устава". ("Нижегородские Епархиальные Ведомости", № 14 за 1867 год).
--- Славницкие, Зефировы из Нижегородской губернии | | Лайк (1) |
Savanta2 Новосибирск Сообщений: 441 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
2 февраля 2022 7:02 "Нижегородские Епархиальные Ведомости" № 24 за 1867 год - об открытии Починковского духовного училища.
    --- Славницкие, Зефировы из Нижегородской губернии | | Лайк (1) |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1475 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1043 | Наверх ##
2 февраля 2022 12:07 НЕВ. 1899. №20. С. 17 – 19. Часть оф. (Приложеніе к № 20 „Ниж. Епарх. Вѣдом." за 1899 г.)Краткій список лицам, служащим в духовно-учебных заведеніях Нижегородской епархіи на 1899- 1900 учебный год. Починковское Духовное Училище.Смотритель — коллежскій совѣтникъ Дмитрій Васильевичъ Лавровъ, кандидат Московской духовной Академіи 1885 года; по окончаніи курса в Ярославской духовной семинаріи, с 1876 г. по 1881 Г., состоял учителем Николо-Кормскаго народяаго училища; в 1881 г. принят в число студентов Московской духовной Академіи; въ 1885 году опредѣлен помощником инспектора Нижегородской духовной семинаріи; с 17 Ноября 1894 года смотритель Починковскаго духовнаго училища; имѣетъ орденъ св. Станислава 3 ст.; женат; имѣетъ дѣтей. Помощник смотрителя, статскій совѣтник Николай Егорович Попов, кандидат Московской духовной Академіи 1883 года; в 1883 г. опрёдѣлен учителем Географій и Арифметики Починковскаго духовнаго училища; с 1895 г. помощник смотрителя того же училища; имеет орден св. Станислава 3 ст.; женат; имѣет дѣтей. Учители:Географіи и Арифмегики —коллежскій совѣтник Дмитрій Романович Рождественскій, кандидат Московской духовной Академіи 1888 г.; въ 1889 году надзиратель Тульскаго духовнаго училища; 3 мая 1890 г. учитель Греческаго языка Иркутскаго духовнаго училища; 19 іюля 1890 г. учитель Арифметики и Географіи Бугурусланскаго духовнаго училища; 19 февраля 1893 г. помощник смотрителя того-же училища; с 5 октября 1894 г. по 19 ноября того же года преподаватель Обличительнаго Богословія, исторіи и обличенія русскаго раскола и местных сект Архангельской духовной семинаріи; с 1895 года учитель Географіи и Арифметики Починковскаго духовнаго училища; холост. Греческаго языка - надворный совѣтник Иванъ Дмитріевичъ Гуляев, студент Нижегородской духовной семинаріи 1878 года; с 1878 г. учитель Починковскаго духовнаго училища; имѣет орден св. Станислава 3 ст.; женат; дѣтей не имѣетъ. Латинскаго языка—статскій совѣтник Виктор Ильич Волков, кандидат Московской духовной Академіи 1875 года; в 1875 г. преподаватель латинскаго языка Пензенской духовной семинаріи; с 1879 г. учитель Починковскаго духовнаго училища; имѣетъ ордена св. Станислава и св. Анны 3 ст.; вдов; ймеет детей. Русскаго языка и церковно-славянскаго старшихъ классов - надворный совѣтник Петр Васильевич Голиков, кандидат Казанской духовной Академіи 1888 г.; с 1891 г. по 1897. Год преподаватель Русскаго языка и Словесности в Смоленском епархіальном женском училище; с 1897 года учитель Починковскаго духовнаго училища; имеетъ орденъ св. Станислава 3 ст.; холостъ. Русскаго и церковно-славянскаго языка в 1-м классе - надворный совѣтник Авенир Афанасьевич Перуанскіи, студент Нижегородской' духовной семинаріи 1878 г.; в 1879 году учитель Латинскаго языка Починковскаго духовнаго училища; с 1885 г. учитель Русскаго и церковно-славянскаго языка того же училища; женатъ; дѣтей не имѣетъ. Чистописанія во всѣх классах — учитель Греческаго языка - Гуляев.Церковнаго пѣнія во всѣх классах — учитель Русскаго и церковно-славянскаго языка 1-го класса— ПеруанскійПочетный Блюститель по хозяйственной части училища с 1886 г. Макарьевскій 2-й гильдіи купец Алексѣй Михайлович Седов; имѣет ордена св. Станислава 2 ст. и св. Анны 3 и 2 ст. женат; имѣет дѣтей. | | |
Savanta2 Новосибирск Сообщений: 441 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
3 февраля 2022 5:32 3 февраля 2022 5:33 "Нижегородские епархиальные Ведомости", № 24 за 1867-й год.
Из списка учителей училищ с порученными им для преподавания предметов:
Починковское училище:
"Смотритель Елпидифоръ Садовскій взялъ на себя преподаваніе Катихизиса и изъясненія Богослуженія съ Церковнымъ Уставомъ — 6 ур.
Помощникъ Смотрителя Степанъ Малицкій —Священной Исторіи Ветхаго и Новаго Завѣта въ 1 и 2-мъ норм. кл. 6 урок.
Иванъ Снѣгиревъ — Русскаго языка съ церковно-славянскимъ въ 4-хъ нормал. кл. 11 ур. и въ 1-мъ парал. клас. 7 ур . - всего 18 урок.
Священникъ Андрей Крыловъ — Греческаго языка 18 ур.
Димитрій Радугинъ - Латинскаго языка во 2, 3 и 4-мъ кл. 14 ур.
Василій Парійскій —Латинскаго языка въ 1-мъ нормал. клас. 8 ур. и въ 1-мъ параллел. 8 ур.— всего 16 ур.
Василій Тѣнищевъ — ГеографІи и Ариѳметики въ 4-хъ норм. клас. 17 урок, и въ 1 параллел. кл. 3 ур., всего 20 ур.
Священникъ Константинъ Писаревъ — чистописанія и пѣнія въ 1 и 2-мъ нормал. клас. 8 урок.
Причетникъ починковскаго собора Павелъ Надежинъ —чистописанія въ 1-мъ параллел.кл 2 урок.
Причетникъ того же собора Иванъ Алоевъ— церковнаго пѣнія въ 1-мъ параллел. клас. 2 урок."
--- Славницкие, Зефировы из Нижегородской губернии | | Лайк (1) |
Savanta2 Новосибирск Сообщений: 441 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
4 февраля 2022 7:39 4 февраля 2022 19:03 НЕВ № 24 за 1867-й год Рѣчъ, сказанная въ день открытія духовнаго уѣзднаго училища въ заштатномъ городѣ Починкахъ.
Всякому извѣстно, сколь богато и обильно важнѣйшими событіями, касающимися внутренняго устройства государства, цapствованіе Авгусіѣйшаго Монарха нашего Александра Николаевича. Ни одно сословіе не ускользнуло отъ Его царственнаго взора и не осталось безъ должнаго преобразованія. Онъ воззрѣлъ милостивымъ окомъ Своимъ и на православныя духовно-учебныя заведенія. Въ 14 день мѣсяца мая нынѣшняго 1867 года Государю Императору благоугодно было утвердить новый уставъ духовныхъ семинарій и духовныхъ училищъ. Св. Синодъ немедленно начал вводить новые уставы духовныхъ семинарій и духовныхъ училищъ въ дѣйствіе по нѣкоторымъ епархіямъ, въ число коихъ вошла и наша родная епархія. Уставомъ этимъ пастырямъ Св. Православной Русской Церкви предоставлено и предоставляется право открывать духовныя училища для образованія дѣтей своихъ въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ только они пожелаютъ. Мѣстное духовенство, имѣя цѣлію дать дѣтямъ своимъ сообразное съ новымъ уставомъ воспитаніе, и горя пламеннымъ желаніемъ само имѣть за дѣтьми ближайшій надзоръ въ школѣ, вознамѣрилось открыть духовное училище въ здѣшнемъ городѣ. Іерархъ нашъ, мудрому водительству и попеченію котораго ввврена Господомъ Нижегородская Богохранимая Церковь, съ радостію соизволилъ на сіе благое намѣреніе, и благословилъ открыть училище въ семъ мѣстѣ. Но гдѣ было взять домъ для помѣщенія училища? Господь Богъ, по Своему обычному милосердію и человѣколюбію споспѣшествовалъ заботливымъ о чадахъ родителямъ и въ семъ трудномъ дѣлѣ. На зовъ мѣстнаго духовенства радостно откликнулись Граждане Починковскіе. Но всегдашней любви къ Св. Православной Церкви и ея добрымъ пастырямъ, также какъ и по искреннему сочувствие къ дѣлу духовнаго просвѣщенія, они принесли въ даръ духовенству навсегда домъ для помѣщенія училища, который, въ настоящее время, приведенъ духовенствомъ на собственныя средства въ надлежащій порядокъ, и въ коемъ нынѣшній день уже полагается начало открытію ученія. И такъ не неприлично намъ теперь воскликнуть: слава Тебѣ, Господи, слава Тебѣ! Слава Тебѣ, что Ты святое намѣреніе здѣшнихъ пастырей привёлъ въ псполненіе! Вѣрно оно было благоугодно Тебѣ! Слава и благодареніе возлюбленному Монарху нашему, призрѣвшему на православныя духовно-учебныя заведенія! Честь й слава мѣстнымъ и окружнымъ пастырямъ Церкви, показавшимъ примѣрную заботу о дѣтяхъ своихъ перенесеніемъ юнаго вертограда въ градъ сей и за ихъ пожертвоваиія въ семъ дѣлѣ! Искренняя признательность и мирнымъ жителямъ града сего за ихъ достойную жертву! Если утолившій чашею воды ближняго своего не будетъ забытъ предъ Мздовоздаятелемъ Богомъ: кольми паче воспомянуты будутъ во благоволеніп тѣ, кои помогли дѣлу общественному. Воспитатели! На насъ лежитъ и возлагается обязанность оправдать надежды Св. Православной Церкви, Благочестивѣйшаго Государя нашего Александра Николаевича, Св. Правительствующая Синода, Архипастыря нашего и всего православнаго духовенства. Съ тѣмъ и отдаются намъ на воспитаніе и попеченіе юныя чада, чтобы мы образовали изъ нихъ истинныхъ и достойныхъ сыновъ Церкви и отечества, чтобы путемъ умственнаго и нравственнаго развитія привели ихъ къ познанію Господа, къ познанію в Господѣ божественнаго первообраза правды, добра, въ уподобленіи которому состоитъ истинное развитіе человѣка. Слышенъ теперь гласъ Божественнаго Учителя: не возбраняйте дѣтямъ приходить ко Мнѣ. Не закрывайте отъ нихъ, не затмѣвайте чистыхъ евангельекихъ понятій о вѣрѣ, о добрѣ и злѣ, объ истинномъ назначеніи и достоинствѣ человѣка, о святости долга, о чистотѣ душевной и тѣлесной, о правдивости въ словѣ и дѣлѣ, о значеніи временной жизни на землѣ и безконечной вѣчности за гробомъ. (М.18.10) , Блюдите да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ Это дѣти Божіи, Самімъ Богомъ ввѣренные нашему попеченію, и за всякій душевный недугъ, возникиій или оставленный въ нихъ по небреженію, должно будетъ отдать строгий отчетъ тому, для Кого каждая душа человѣческая такъ дорога., что Онъ принесъ за нее въ жертву Самаго Себя. О, какая нужна бдительность надъ собою, чтобы не только в учениі, но и въ образѣ дѣйствій, даже въ наружномь обращеніи не только дѣломъ, но и ненамѣренным словомъ не соблазнить единаго отъ малыхъ сихъ. Но безъ вашего содѣйствія, дѣти, всѣ труды воспитателей вашихъ будутъ .напрасны, всѣ желанія ихъ осуществить на дѣлѣ ожиданія Св. Церкви и Правительства— немыслимы. Видя рѵководителей и наставниковъ вашихъ здѣсь съ вами и за васъ молящихся, вы видите предъ собою не судей строгихъ, ,преслѣдующихъ ваши погрешности, но искренно заботливыхъ руководителей вашихъ, для которы'хъ ваше' просвіщеніе есть не только дѣло временнаго служенія, но дѣло сердца, которому она жертвуютъ своимъ временемъ и покоемъ, способностями и трудами. Съ довѣріемъ откройте сердца ваши для нашего слова; во имя христианской любви, соединяющей насъ, принимайто и такія наставленія, которыхъ пользу оцѣнить еще не можете. Въ настоящемъ церковномъ моленіи вы услышите, что все, что есть драгоцѣннейшаго на землѣ, заключается въ истинномъ просвѣщеніи,—достоинство человѣка и христіанина, ѵтѣшеніе близкихъ сердцу, благосостояние общества и Церкви, все это плоды просвѣщенія и недостижимо безъ него: оно есть первый самый священный долгъ, возлагаемый на каждаго изъ насъ Богомъ и Его Св.Церковію, вмѣстѣ съ первымъ дыханіемъ жизни, съ первымъ пробѵждешемъ мысли и чувства. Примите эту истину полнымъ, вѣрующимъ сердцемъ и во имя ея не пренебрегайте исполненіемъ обязанностей,хотя бы и казались они незначительными: не уклоняйтесь отъ трудовъ, какъ бы ни казались въ началѣ скучны они: дорожите временемъ вашего возраста, потерю котораго не вознаградятъ ни какія усилія въ будущемъ; пользуйтесь предлагаемымъ вамъ совѣтомъ, чтобы не привыкнуть къ тьмѣ и не оставаться въ ней. Родители и отцы духовные, здѣ предстойщіе и молящіѳся! Не огорчитесь, если я, отъ искренняго сердца, выскажу вамъ истину. На васъ первѣе всего и Самимъ Богомъ и природою возлагается обязанность заботиться о воспитаніи и образованіи дѣтей вашихъ. Оіъ васъ они получаютъ жизнь; отъ васъ они научаются мыслить и говорить; у васъ перенимаютъ все доброе и худое; ничья жизнь не имѣетъ такого вліянія на дѣтей, какъ ваша. Отъ того-то и говорятъ: каково дерево, таковъ и плодъ его. Старайтесь и словомъ и дѣломъ и примѣромъ еще въ дѣтствѣ пріучать ихъ ко всему доброму и хорошему; заботьтесь не о внѣшнемъ только ихъ, воспитаніи, не о томъ, чтобы они были только сыты, и прилично одѣты, вѣжливы въ обращеніи съ другими и т. п., но главнымъ образомъ старайтесь укоренить въ сердцахъ ихъ страхъ Божій, любовь и повиновеніе къ Св. Православной Церкви и ея уставамъ, - почтительность в уваженіе къ наставникам и всѣмъ старшимъ себя. Не лишнимъ считаю напомнить вамъ и о |томъ, чтобы вы озаботились пріискать для нихъ благонадежныя квартиры, дабы и примѣръ хозяевъ и ихъ домашняя обстановка спасительно на нихъ дѣйствовали. Безъ Живаго участія въ воспитаніи дѣтей со стороны родителей, никакое воспатаніе не принесетъ плода вполнѣ благотворнаго, ожидаемаго отъ дѣтей вашихъ в Самимъ Богомъ, и Св. Церковію, и начальством и и вами самими. С.М." --- Славницкие, Зефировы из Нижегородской губернии | | |
|