Соликамск и район.
Происхождение, история заселения и др.
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
9 августа 2019 13:59 7 ноября 2024 11:15 Что и где можно посмотреть.
1.Из истории города и края. Стр.1,,7,8,12,13,14,19, 20,21,25. 2.Ревизские сказки,метрические,писцовые книги,перепись населения. Стр.1,2,3,4,5 3.Достопримечательности города и района.Стр.3,5,6,7,10,12,19, 21,25. 4.Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Стр.1,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13, 20,21,22, 23,25. 5.Развитие солеварения.Стр.1,8, 22,23,24, 25 6.Артемий Бабинов и Бабиновская дорога. Стр.6,8,12,13,14 7.Известные люди о Соликамске. Стр.14,15, 16,17,18,19, 20. 8.Соликамск в живописи и литературе. Стр.15,16,17,18,19, 20,21. 9. Музеи Соликамска.Стр.3,5,6,12,13,19,20,22 --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
17 мая 2023 9:15 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Священник Александр Александрович ЛопатинПродолжая тему духовенства, служившего в церквях Соликамска в советские годы, публикую информацию еще об одном священнике погребённом у кладбищенской церкви во имя святого праведного Симеона Верхотурского.  Активисты волонтёрского движения г.Соликамска «Добро в каждые руки» и священнослужитель Евгений Кренц обратили внимание на могилу священника Александра Лопатина и заинтересовались его личностью. Оказалось, что старший сотрудник Соликамского краеведческого музея Дмитрий Лыткин уже собрал материал о нём. За этой, казалось бы, небольшой информацией - огромная поисковая работа Дмитрия Сергеевича. Александр Александрович Лопатин родился 13 августа 1878 года в семье соборного священника города Дедюхина Соликамского уезда. После окончания городского училища с 1902 года работал учителем в Верх-Кондасском земском училище. 26 июня 1903 года за учителем Александром Лопатиным было зачислено диаконское место при Христорождественской церкви села Березовского Соликамского уезда, и 20 июля 1903 года он был рукоположен в сан диакона к этой церкви. Указом ПДК от 17 марта 1904 года диакон Лопатин был перемещен к Знаменской церкви села Шакшерского Чердынского уезда, где 21 декабря 1906 года рукоположен в сан священника и оставлен на диаконской вакансии при сей же церкви. Указом Пермской Духовной Консистории от 10 июня 1911 года отец Александр был перемещен на настоятельскую вакансию к Николаевской церкви села Кочево Чердынского уезда. С 1919 по 1930 год служил в Николаевской церкви села Ныроб. По состоянию на март 1923 года в семье священника Лопатина было 9 детей. На 1 декабря 1936 года священник Александр Лопатин числится в списке лишенных избирательных прав по г. Соликамску. С 1930 по 1948 год работал коновозчиком в горкомхозе г. Соликамска. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». С 1948 года отец Александр вновь вернулся к церковной службе и был назначен настоятелем церкви Богоявления в г. Соликамске. Уволен за штат епископом Павлом (Голышевым) в 1957 году. В этом же году скончался и был погребен за алтарем Симеоновской церкви. сложно сказать, есть ли сейчас в Соликамске представители этой фамильной истории. Рядом с захоронением Александра Лопатина - могила Веры Александровны Лопатиной, ушедшей из жизни в 1966 году. Скорее всего, это дочь священника.  Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Соликамского краеведческого музея. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
20 мая 2023 10:53 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Священник Димитрий Соловьев Слева направо архиепископ Пермский и Соликамский Иоанн (Лавриненко), игумен Иоанн (Чувызгалов), о. Дмитрий Соловьев. Фото середина 50-х гг. Дмитрий Спиридонович Соловьев родился 9 мая 1891 г. в деревне Слободка Сретенской волости Оханского уезда Пермской губернии, в семье крестьянина. В 1902 г. он окончил Сретенское земское начальное училище, затем в 1907 г. — Сивинскую второклассную учительскую школу. Сдал экзамен на звание учителя народных училищ. 27 сентября 1915 г. епископом Пермским и Соликамским Андроником (Никольским) Дмитрий Соловьев был рукоположен в сан диакона, 1 октября 1915 г. тем же Преосвященным рукоположен в сан священника. На основании имеющихся документов можно проследить места службы отца Дмитрия в разные годы. С 1915г. по 1918 г. он был настоятелем Петро-Павловской церкви в с. Лузино Оханского единоверческого округа (сейчас Нытвенский район) и законоучитель церковно-приходской школы. В 1918 г. перемещен согласно прошения в Троицкую церковь с. Сретенского. С 1923 по 1925 г. назначен священником единоверческой Васильевской церкви с. Вознесенского Верещагинского района. В 1926 г. о. Дмитрий служит в церкви Рождества Христова в с. Рождественское Нердвинского района (сейчас Карагайский р-н). В 1927 г. назначен священником церкви с. Усть-Буй Сивинского района, где сдужил по 1 ноября 1929 г. 1 декабря 1929 г. священник Димитрий Соловьев был определен к церкви с. Нердвы Нердвинского района (сейчас Карагайский р-н). Здесь в 11 февраля 1930 г. отец Димитрий был арестован вместе со священником Антонием Петровичем Яковкиным по обвинению «в открытой антисоветской агитации».  Поводом для ареста послужило собрание верующих, на котором собирались подписи против закрытия Нердвинского храма. На следствии ни Яковкин, ни Соловьев виновными в агитации против советской власти себя не признали. Решением заседания тройки ПП ОГПУ по Уралу Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16 марта 1930 г. постановили: Соловьева Дмитрия Спиридоновича заключить в концлагерь сроком на 5 лет. Все его имущество — одна корова — было конфисковано в пользу государства. Реабилитировали Дмитрия Спиридоновича уже после его смерти 6 мая 1989 г. о. Дмитрий с матушкой Евдокией коней 20-х гг. Нелегко пришлось семье арестованного отца Димития. На момент ареста кроме жены Евдокии Ивановны, которой тогда исполнилось 32 года, в семье было 6 детей: Нина 13 лет, Валентин 8 лет, Алевтина 6 лет, Ираида 4 лет, Галина 1,5 лет и девочка, родившаяся 7 февраля 1930 г. Старшую дочь Нину отправили к родственникам, а с женой Евдокией Ивановной осталось пятеро малышей. Жили они в бане. Мать работала чернорабочей, а дети целый день оставались одни. После возвращения Дмитрия Спиридоновича из мест заключения в 1935 г., архиепископом Пермским и Соликамским Глебом (Покровским) он был назначен священником Симеоновской церкви г. Соликамска. В 1937 г. архиепископом Свердловским и Ирбитским Петром (Савельевым), временно управлявшим Пермской епархией, отец Димитрий был назначен священником церкви с. Федорцово Чердынского р-на, а в конце этого года был снят с регистрации. В 1938-1943 гг. работал столяром, затем кассиром артели инвалидов «Кама» г. Соликамска. Это уберегло его от второй волны репрессий, более жесткой. Дело в том, что в феврале 1938г. по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников кладбищенской церкви г. Соликамска» были арестованы и приговорены к расстрелу причт и 15 прихожан этого храма. Если бы о. Димитрий оставался настоятелем Симеоновской церкви, то не избежал бы той же участи. Позже таких массовых арестов в Соликамске уже не будет, и гонения на Церковь постепенно ослабеют, а с началом ВОВ государственная власть меняет свое отношение к Церкви. В ноябре 1943 г. епископом Молотовским и Соликамским Александром (Толстопятовым) о. Дмитрий был назначен священником кладбищенской Симеоновской церкви г. Соликамска, где служил до ноября 1948 г. По представлению архиепископа Молотовского и Соликамского Иоанна (Лавриненко) Святейшим Патриархом Алексием I ко дню Святой Пасхи 1948 г. священник Дмитрий Соловьев был награжден наперсным крестом. Из заключения о. Дмитрий вернулся с больными ногами. Работал на лесосплаве, где часто приходилось стоять по колено в воде. Позже Дмитрий Спиридонович совсем обезножил, и в храм его возили на тележке. В 1948 г. он был выведен за штат по болезни. Со слов родственников болел полиартритом. В 1947 году в городе была открыта Богоявленская церковь, и кладбищенская Симеоновская становится приписной к ней. Весь причт теперь числился в штате Богоявленской церкви. Это объясняет надпись на могильном кресте о. Дмитрия: «Протоиерей Соликамской Богоявленской церкви». Дмитрий Спиридонович скончался 16 декабря 1964 г. и был погребен за алтарем Симеоновской церкви. Рядом с ним покоятся его мать Елизавета Егоровна и супруга Евдокия Ивановна, скончавшаяся в 1978 году. К сожалению, ничего не известно о дальнейшей судьбе его детей. Была ли их жизнь хоть как-нибудь связана с Церковью? Благодаря опубликованным на сайте «Подвиг народа» наградным документам, удалось установить, что сын священника Димитрия Соловьева — Валентин — доблестно защищал нашу Родину в годы ВОВ. Лейтенант Валентин Дмитриевич Соловьев, являясь командиром взвода пешей разведки, 22 августа 1944 г. за проявленные доблесть и мужество в борьбе с немецкими захватчиками был награжден орденом «Красной Звезды». *** Собирать информацию о священниках советского периода гораздо сложнее, чем о духовенстве дореволюционного времени. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, гонением на Церковь в советский период; во-вторых, физическим уничтожением большей части духовенства, как высшего, так и рядового приходского, и тем более, монашествующих. Священоцерковнослужителей и членов их семей объявляли чуждыми элементами, лишали избирательного права – как «служителей религиозного культа и их родственников, живущих на нетрудовые доходы». По сути, они становились людьми второго сорта. Детей священников, диаконов лишали возможности учиться, увольняли с работы. Преследование и дискриминация потомков духовенства, боязнь реальной угрозы — все это привело к сокрытию и засекречиванию информации о родстве со священоцерковнослужителями. Причем информацию скрывали не только от окружающих, но и даже на семейном уровне. Это постепенно приводило к стиранию исторической памяти; правда перемешивалась с вымыслом, образуя семейные легенды, которые рассказывались в свою очередь уже внукам и правнукам священников. Часто они уже не могут точно сказать, в каком сане служил в Церкви их дед или прадед: иерея, протоиерея, диакона, был ли он псаломщиком или церковным старостой. Другой немаловажной проблемой, усложняющей поиск точной информации, является отсутствие в советский период церковной периодической печати (газет, журналов) на епархиальном уровне, в которой бы публиковалась кадровая информация о назначении и перемещении духовенства по епархии. Все это приводит к тому, что поименно священников, служивших в советский период в Соликамске, мы знаем меньше, чем тех, кто служил в храмах города до революции. Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Соликамского краеведческого музея. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
24 мая 2023 10:26 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Протоиерей Александр Николаевич Шкляев Из послужного списка за 1917 год известно, что Александр Николаевич Шкляев родился 5 января 1864 года в семье священника. Учился в Пермской Духовной семинарии, но окончил только 5 классов и, согласно своему прошению, был уволен из неё 1 сентября1884 г. по болезни с отличным поведением. После чего состоял в должности законоучителя и учителя в Дивьинском начальном народном училище Пермского уезда с 2 декабря1884 г. по 15 августа1887 г. Далее резолюцией Кирилла, Епископа Чебоксарского, временно управлявшего Пермской епархией, определен штатным диаконом к Свято-Троицкой церкви Веретийского села Соликамского уезда и проезжавшим чрез г. Пермь Вениамином, Архиепископом Иркутским и Нерчинским, 23 августа 1887 г. в Пермском кафедральном соборе рукоположен в сан диакона.14 сентября1888 грукоположен во священники к Михаило-Архангельской церкви села Сажина Кунгурского уезда Владимиром, епископом Пермским и Соликамским. Согласно своему прошению, 23 октября 1896 г. переведен к Петро-Павловской церкви села Таборского Оханского уезда. 18 ноября 1903 г. Иоанном, Епископом Пермским и Соликамским, переведен, согласно своему прошению, к Оханской Александро-Невской (тюремной) церкви. Указом Пермской Духовной Консистории за № 3622 от 24 марта 1904 г. перечислен к Оханскому собору с откомандированием для служения в тюремной церкви. В Соликамск о. Александр прибыл в 1909 году, когда Резолюцией Палладия, Епископа Пермского и Соликамского, от 26 октября был переведен к Соликамской Воскресенской церкви. Будучи настоятелем данной церкви А.Н. Шкляев был награжден саном протоиерея 22 апреля 1918г. Где бы ни служил, Александр Николаевич продолжал свою преподавательскую деятельность — в разное время он состоял учителем и законоучителем в Веретийской церковно-приходской школе (с 1 сентября 1887 по 14 сентября 1888 г.), законоучителем в Сажинском земском училище (с 1 октября1888 г по 23 октября 1896 г), в Чекменевском земском училище Таборской волости (с 1 сентября1902 г. по 4 декабря 1903 г). Был заведующим церковных школ Сажинского прихода, Володинской и Бартовской (с 1890 по 16 ноября 1896 года). Резолюцией Никанора, Епископа Пермского и Соликамского, от 6 марта 1907 г. был утвержден в должности законоучителя нижних чинов Оханской местной и конвойной команд, каковую должность проходил до 16 ноября 1909г. И в городе Соликамске о. Александр продолжил обучать — был законоучителем 1-го класса мужского двухклассного приходского училища(с 1 декабря 1909 г. по 1октября 1916 г.) и законоучителем высшего начального училища (с 15 сентября 1916 г.) Состоял также членом Соликамского Уездного отделения Епархиального училищного совета с возложением на него обязанностей делопроизводителя отделения с 21 декабря 1909 г и членом правления от духовенства Соликамского духовного училища. Оставаясь настоятелем Соликамской Воскресенской церкви протоиерей Александр Шкляев был арестован во второй половине августа 1918 г. и доставлен в Пермскую ЧК. Расстреляли о. Александра в ночь на 10 сентября 1918 года в г. Перми. Тело его было найдено весной 1919 года при раскопках захоронений по Сибирскому тракту, производимых пермским городским самоуправлением,и доставлено в городской анатомический покой. В то время здание анатомических покоев было местом усиленного паломничества пермских граждан, бесследно потерявших своих родственников. Родные приходили и пытались найти среди полуобнаженных, почерневших, изуродованных трупов своих близких. Труп А.Н. Шкляева сначала приняли за протоиерея Юговской церкви Алексея Стабникова, и было даже назначено его погребение на 13 мая 1919 г Однако одна из дочерей о.Александра, Агния, обучавшаяся в это время в Пермском университете, в поисках пропавшего отца тоже пришла в анатомический покой и опознала в трупе о.Стабникова протоиерея Шкляева - по вышитым инициалам на кальсонах, которые сделала ранее сама. Позже Агния похоронила его в Перми. Помимо дочери труп Шкляева опознал 14 мая и его двоюродный брат, протоиерей Андрей Петрович Знаменский. Тогда же Судебным Следователем Пермского Окружного Суда по важнейшим делам Короновским был допрошен в качестве свидетеля настоятель тюремно-Скорбященской церкви при Пермской Губернской тюрьме протоиерей Андрей Петрович Знаменский. Отец Андрей дал следующие показания: «Я – двоюродный брат погибшаго здесь от руки большевиков священника, протоиерея Соликамской Богоявленской церкви Александра Николаевича Шкляева. Вместе с ним я учился… в Пермской Духовной Семинарии.
Во второй половине августа прошлаго 1918 года от священника, настоятеля Воскресенской церкви отца Василия Шишова я узнал, что в городе Соликамске по распоряжению «Чрезвычайки» был арестован священник Шкляев, котораго доставили сюда, в «Чрезвычайку» и уже разстреляли. Шишов разсказывал это со слов дочерей покойнаго, которые в бытность свою в Перми у него временно жили. Никаких подробностей о причине ареста священника Шкляева и обстоятельствах его расстрела отец Шишов мне не передавал и говорил, что даже близким семейным Шкляева это неизвестно.
На днях я узнал, что в местный Городской Анатомический покой доставлено с 4-ой версты по Сибирскому тракту несколько трупов мужчин, разстрелянных большевиками, причем в числе их признаны священники. Трупы эти освидетельствованы Вами 10 сего мая. Я ходил также в Анатомический покой посмотреть трупы, причем сначала никого в трупах не узнал. Но зайдя посмотреть трупы сегодня, когда они [были] обмыты, в одном трупе, помеченном в протоколе освидетельствования № 3, со всей уверенностью признал своего двоюроднаго брата, протоиерея Александра Николаевича Шкляева. По описанию в протоколе приметы его совершенно подходят… Вчера я встретил здесь дочь священника Шкляева Агнию Александровну Шкляеву (проживает в архиерейском доме у священника Салтурина, студентка), которая также сказала, что в сказанном трупе она также с уверенностью признала своего отца. Кроме того, на поясе… бывшим на трупе, по отмытии найдена метка «А. Н. Ш. октября 20, 15 г.» Тело священника Шкляева еще не предано земле. Я подал в Соликамск, вдове покойнаго, Марии телеграмму, и думаю, что на днях она будет здесь.
Протоиерей А. Знаменский».После гибели А.Н. Шкляева его жена Мария Васильевна оставалась жить в Соликамске в их двухэтажном деревянном доме, находившемся по улице Ленина № 72 (ранее ул. Спасская, теперь ул. Набережная). Она была лишена избирательных прав и в начале 30-х годов переехала к дочери Анне в г. Свердловск, где скончалась в 1943 году. У Александра Николаевича и Марии Васильевны Шкляевых было четверо детей. Старший сын Александр, 12.07.1882 года рождения, окончил Пермское Духовное училище по 2-му разряду в 1903, и в этом же году поступил в Пермскую Духовную семинарию, которую окончил по 2-му разряду в 1909г. С 1912 года он, не имеющий гражданского чина, поступает на вакантную должность 2-го надзирателя за учениками в Соликамском Духовном училище.14 С 1915 г., оставаясь надзирателем (не имеющим чина), он становится ещё преподавателем чистописания и черчения в этом же училище. Дочь Августа родилась 6 марта 1893 года, окончила педагогический факультет Пермского университета, жила и преподавала биологию в г.Сарапуле. Дочь Анна родилась 2 июля 1897года (по данным родственников 15 июня), обучалась в Соликамской женской гимназии, окончила Петроградские высшие педагогические курсы, окончила педагогический факультет Пермского университета и, по распределению, направлена преподавателем литературы сначала в Н.-Тагил, а потом Свердловск. Дочь Агния родилась 13 декабря 1899 году, обучалась в Соликамской женской гимназии, окончила агрономический факультет Пермского университета, жила и работала инженером в Перми. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Александр (Шкляев) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.Память совершается 10 / 23 декабря. Автор:Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Соликамского краеведческого Музея. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
27 мая 2023 11:54 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Священномученик Михаил (Накаряков) Священник Михаил Накаряков с супругой и сыном Николаем.Фотограф ХIХ столетия смотрел на свое дело как на искусство, стремясь запечатлеть в этом «светописьме» нечто от самого главного в образе человека, и поэтому люди, глядящие на нас с фотографий тех лет, выглядят особенно серьезно и как бы смотрят в вечность. Но знали ли эти люди, смотрящие на нас со старой фотографии, что ждет их до момента перехода в вечность? Фотограф уловил в них что-то очень существенное и важное, и теперь, когда мы уже сами знаем, что произошло, то кажется, что, глядя в вечность, знают это будущее и они. Даже в глазах мальчика, кажется, застыли дорога, темный лес и силуэты двух красноармейцев, приготовившихся в шутку его расстрелять. Михаил Александрович Накаряков родился в 1866 году в Уфимской губернии, в семье потомственных дворян. Служил в храме Преображения Господня в селе Усолье неподалеку от города Соликамска Пермской губернии. В храме отец Михаил был третьим священником; прихожане больше других любили его, особенно за милосердие и нестяжательность. Если нужно было что–то попросить, то всегда просили у отца Михаила. Кроме служб в храме, он преподавал Закон Божий в церковно–приходской школе, учил с любовью и благоговением к предмету. Когда собирались пожертвования в храме на подарки детям из бедных семей, то сборщики сначала подходили к отцу Михаилу, зная, что он даст больше всех. На Пасху священник обходил дома бедняков и раздавал деньги, иной раз говоря: «Это на обувь», «Это на подарки детям». И если у кого из прихожан была какая-то нужда, то прежде всего они шли к отцу Михаилу. В 1917 году в России произошел государственный переворот, и власть перешла к большевикам — главным выразителям самого яростного в то время безбожия. 17 июня 1918 года большевиками был арестован правящий архиерей Пермской епархии архиепископ Андроник (Никольский). За месяц до своего ареста Владыка оставил распоряжение о том, что в случае ареста запрещает священно- и церковнослужителям совершение богослужений, за исключением напутствия умирающих и крещения младенцев. У него не было иного способа воспрепятствовать насилию большевиков, кроме как прекратить богослужение, чтобы сами люди из тех, кто еще посещал храмы, перестали смотреть на происходящие беззакония как на норму, безропотно отдавая своих пастырей на заклание, и чтобы они наконец-то определились, важны ли для них церковные Таинства, а если важны, то защитили бы и своих пастырей. После ареста Владыки священники перестали служить, и вместе с другими перестал служить и отец Михаил. Тогда священников стали вызывать поодиночке в ЧК, пытаясь принудить совершать богослужение и требы. Был вызван и отец Михаил, который на требование властей и угрозы сказал: «Я клятву дал перед крестом при рукоположении: подчиняться своему архиерею. И пока он не даст распоряжения — венчать, отпевать, — я служить не буду. Вы его отпустите, и тогда я буду совершать требы». После допроса священник был освобожден, но через несколько дней сотрудники местной ЧК арестовали его, а 1 августа за Всенощной под Ильин день викарий Пермской епархии, епископ Соликамский Феофан (Ильменский), обратился к прихожанам с просьбой усердно молиться об отце Михаиле, так как сотрудники ЧК грозятся его расстрелять. Народ молился о нем, многие плакали, были избраны представители приходов для переговоров с властями, предложившие освободить отца Михаила под залог. Но те отказали, заявив: «Он слишком популярен, собрал вокруг себя народ, его слишком многие слушаются». Тем временем власти постановили убить священника, но, чтобы избежать возмущения народа, объявили, что священник Михаил Накаряков будет отправлен на принудительные работы в Чердынь. То же самое, по-видимому, было сказано и самому отцу Михаилу. Однако некоторые солдаты из стражи были местными крестьянами, и они раскрыли перед ним обман палачей. 3 августа из тюрьмы взяли на расстрел троих заключенных: врача, офицера и священника, которые как бы символизировали в России занятия, сугубо связанные со служением людям, Родине и Богу. К каждому из них было приставлено по два конвоира. Один из конвоиров, помогая священнику забраться на телегу, наклонился к нему и тихонько сказал: «Батюшка, мы тебя везем расстреливать, а нам тебя жалко. Мы все помним тебя, ты нас учил, помогал семьям. Не можем мы тебя убить. Мы будем стрелять в воздух, а ты падай, а то иначе мы тебя застрелим, а мы этого не хотим». — «Нет уж, что распорядились делать со мной ваши начальники, то и делайте», — спокойно возразил отец Михаил. Приехали на место казни в лес. Врач и офицер были расстреляны сразу же, а священника двое красноармейцев — бывших его прихожан — повели вглубь леса и стали стрелять в воздух. Священник стоял напротив них и молчал. Один из красноармейцев подошел к отцу Михаилу вплотную и с такой силой ударил его прикладом винтовки по голове, что священник упал и потерял сознание. Очнувшись и осмотревшись, он увидел, что между деревьями мелькают какие-то тени. Пойдя туда, он наткнулся на трупы врача и офицера, а неподалеку стояла телега, на которую уже усаживались красноармейцы. Священник стал по памяти читать над убитыми отходную молитву. Красноармейцы услышали, и один из них несколько раз выстрелил, ранив священника. На следующий день красноармейцы приехали закапывать трупы убитых. Увидев сидящего на пне раненого отца Михаила, один из них сказал: «Батюшка, ты разве жив? Как же мы будем тебя живым закапывать? Ну, ладно, может, обойдется, повезем тебя отсюда». Страх перед карателями-красноармейцами среди населения был настолько велик, что никто из жителей сел, через которые они проезжали, не согласился приютить раненого священника, и лишь одна женщина напоила его парным молоком. Так привезли его обратно в тюрьму и поместили в камеру с офицером Пономаревым, которому отец Михаил и рассказал, что с ним произошло, и добавил, что если надзиратели скажут им, что поведут на работы, то это значит — на казнь. Действительно, вскоре тюремная стража объявила отцу Михаилу и офицеру, что они отправляются на работы, и офицер приготовился к самому худшему. Выведя их во двор, один из конвоиров ударил священника прикладом винтовки — сначала легонько, другой стукнул сильнее с другой стороны, и так, все усиливая удары, они забили священника насмерть. Тем временем, пока конвоиры были заняты убийством священника, Пономарев прыгнул через забор и спрятался за сваей моста. Они кинулись на поиски, но не смогли его обнаружить. Пономарев видел, как красноармейцы приволокли тело отца Михаила на берег реки Усолки, привязали к нему большой камень, раскачали и бросили в воду. На следующий день женщины пришли на берег полоскать белье. На середине реки, крестообразно раскинув руки, с крестом на груди лежал замученный накануне священник. Женщины подняли крик, отовсюду стал сбегаться народ, известие скоро дошло до чекистов. К реке подогнали лошадь, красноармейцы выловили из воды тело отца Михаила, положили на телегу и повезли из города. За телегой пошла толпа народа. Большевики, угрожая, пытались отогнать народ, но это не помогло. Тогда они стали стрелять поверх голов, но люди продолжали идти. Выстрелили по толпе, некоторых ранили, только тогда народ остановился. Тело мученика было увезено в неизвестном направлении. Весть о зверском убийстве пастыря быстро разнеслась среди верующих, и епископ Соликамский Феофан, отслужив Всенощную и помянув отца Михаила как священномученика, добавил: «Не только мы молимся об упокоении его души, но и он молится за нас перед Богом».Архиерейским юбилейным собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Михаил Накаряков прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.Дни памяти: 4 августа (22 июля по ст. ст.), в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. **** Вскоре и сын священника диакон Николай Накаряков был рукоположен во иерея; ему было тогда двадцать четыре года. Рукополагая его, Владыка сказал: «Иди вслед за отцом». Первое время тот служил в храме в селе Кольцово, а затем в Бахаревском монастыре. Часто по церковным делам он бывал в Перми, куда переехали его мать, и сестры. Когда с.Кольцово захватили красные, дом священника разграбили, а его самого собирались расстрелять. Прихожане отправили доверенного человека и предупредили о. Николая. Для него это известие оказалось большим потрясением. Долго о.Николай молился со слезами в храме. После службы к нему подошла монахиня, расспросила его и предложила ему поехать вместе с ней в Бахаревский монастырь служить священником. Он согласился. Игумения монастыря, мать Глафира, нашла для него и его семьи квартиру, собрали необходимую одежду, отыскали, чем квартиру обставить. Место о. Николаю понравилось, и он начал служить. В августе 1919 года отец Николай возвращался из Перми в монастырь. Дорога шла через лес, и в лесу навстречу ему вышли два красноармейца и заявили, что они сейчас его расстреляют. Поставив его напротив, вскинули винтовки, но затем, несколько раз попугав, отпустили. Священник к этому времени уже был тяжело болен, а потрясение от переживания смерти оказалось столь сильным, что, приехав в монастырь, он совсем расхворался и через три дня скончался. После мученической кончины отца Михаила власти еще долго преследовали его семью, лишая продуктовых карточек, не допуская детей учиться. Но Господь не оставил их — вся семья выжила. Прихожане заботились о них, что бывало особенно важно в голодное время зимой: иной раз выйдет на крыльцо супруга священника и обнаружит на пороге припорошенный снегом узелок с едой. Источники:Михаил (Накаряков), иерей, священномученик https://www.pravperm.ru/svyaty...usta-1918/ Священномученик Михаил (Накаряков) https://foma.ru/svyashhennomuchenik-mixail-nakaryakov.htmlПолный текст жития священномученика Михаила (Накарякова) опубликован в книге: Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 2». Тверь, 2007. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ НАКАРЯКОВ ПРЕСВИТЕР https://obitel-minsk.ru/svyaty...-presviter БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
27 мая 2023 11:59 Соликамское Духовенство в годы революции и гражданской войны. Новомученик отец Накаряков.
В период гражданской войны террору подвергались классовые враги – потенциальные противники новой советской власти. К числу таких врагов, наряду с представителями буржуазии, офицерами бывшей царской армии, полицейскими, жандармами, относилось и духовенство. Коммунисты понимали, что священники, как никто другой имеют большое влияние в обществе, а некоторые из них были очень популярны среди населения, к мнению их прислушивались. Большевики, опасаясь того, что духовенство может поднять народ на свержение советской власти, шли на репрессивные меры, в том числе и на физическое устранение тех, кто открыто выступал против них.
Соликамск не был исключением, здесь ЧК тоже вела борьбу с классовыми врагами, арестовывались и священники.
Так, чекистами был арестован в ночь на 1 февраля 1918 года отец Тотмянин, священник церкви Рождества Богородицы села Усть-Боровая.
После допросов и угроз, за отсутствием явных улик, он был отпущен. Были случаи трагичнее, один из которых описывает в своих воспоминаниях красногвардеец Буторин Ф. А.: « Был разоблачен и арестован … лейбгвардейский офицер Ланин, ярый монархист и один поп, который проповедовал с амвона православным против советской власти и партии большевиков. Его ЧК ранило несколько раз, но он ожил и был доставлен в наш комиссариат в момент нашего дежурства с Тверитиновым А. Ф. и мы его отправили к Войлокову». По распоряжению политкомиссара, руководителя Соликамской ЧК, Войлокова, священник и офицер были помещены в тюрьму. Судьба этих двоих была уже решена.
Чекисты производили аресты и расстрелы в ночное время суток, за городом, на борке, зарывая трупы убитых там же. Конечно, это делалось для сокрытия следов преступлений, но порождало панику среди населения. Так было и в этот раз.
Буторин: «Ночью мы их повели на уничтожение, поп укусил Тверитинова, он его ткнул штыком, Ланин бросился бежать, но за рекой за мостом через Усолку была в саду застава, которая его подстрелила в руку, а он так притворился, что совсем не может двигаться, чекисты обнадеялись на это, а он в это время соскочил и бросился в воду, оставив на берегу свою фуражку. Считали его утонувшим, а он залез по откосам под мост на балки. Ночь была темная, найти не могли, а когда утихло все он уплыл к мельничному мосту там вылез и лечился». Офицеру чудом удалось спастись. Он выжил и после прихода в город войск армии Колчака вступил в ее ряды. А священнику второй раз выжить уже было не суждено.
Буторин: «Попа тоже стрелки отпустили в воду с камнем. А через два дня он с камнем всплыл ниже моста у собора (Крестовоздвиженского – Д.Л.), народу собралось много. Нас с Тверитиновым заставили его доставать и приказали его захоронить. Мы его отвезли на свалку, спустили в ассенизационную яму». Так принял мученическую смерть священник, имя которого Буторин не указывает, но по описанию этот случай похож на смерть священника Преображенской церкви села Усолье отца Михаила Накарякова, как о нем рассказывала газета «Пермские епархиальные ведомости».
В номере от 28 марта 1919 г. опубликован список священнослужителей, павших жертвами большевиков.
Среди них есть и отец Михаил: «с. Усолье Преображенской церкви Михаил Накаряков, был два раза расстрелян, колот штыками и потом утоплен в июле 1918 года». Более подробно убийство священника Накарякова описывает иероманах Дамаскин (Орловский) в своей книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия».
Все описания совпадают в конкретных деталях произошедшего. Узнав об убийстве, епископ Феофан отслужил по отцу Михаилу всенощную, поминая его на службе священномучеником.
Символично то, что Александр Тверитинов, один из участников убийства, был расстрелян в январе 1919 года на борке. Именно на том самом месте, куда они с Буториным везли отца Михаила и офицера на уничтожение, но не довезли. Среди обвинений, предъявленных Тверитинову, было и обвинение в убийстве священника.
Федор Буторин в это время был уже далеко от Соликамска, в эвакуации, избежав участи товарища. Он прошел всю гражданскую войну и дожил до глубокой старости, оставив нам свои воспоминания.
Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Соликамского краеведческого музея.
--- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
14 июня 2023 13:50 “Музей-заповедник “Сользавод” - единственный в мире музей деревянного промышленного зодчества XIX века под открытым небом, демонстрирующий технологическую цепочку солеварения в России XVII–XX вв.
Из истории
Усть-Боровской завод, на основании которого создан музей, был основан в 1878 году купцом А.В. Рязанцевым и так и проработал, практически не меняя технологий, до 1972 года. Фактически, почти до конца XX века здесь продолжали использовать те же системы и устройства, что применялись в солеварении в XVII веке. Рассол выкачивался с помощью паровой машины с глубины более 100 метров и сразу по деревянным трубам поднимался на башни, по виду напоминавшие сторожевые.
Далее опять же по деревянным желобам попадал в деревянный ларь, располагавшийся ниже на холме. Тут рассол отстаивался и отправлялся в варницу. Варили сначала по-черному: огонь разводился под огромной сковородой в закрытом помещении, соль вываривалась около суток, условия работы в закрыто помещении без окон были чрезвычайно тыжелыми. Затем стали варить иначе, в новых варницах огонь убрали в подобия огромных печей, покрытые сверху металлическими листами-противнями. Из варниц все еще немного влажную соль в мешках несли в амбары, стоящие ближе всего к воде, на берегу Камы. Сюда весной, по большой воде, подходили баржи и забирали соль на Нижегородскую ярмарку. На три месяца, в течение которых происходила погрузка, завод останавливал работу. На заводе вываривались миллионы пудов соли, это было одно из крупнейших предприятий Прикамья.
  Находится на ул. Газеты Звезда, 2 (что от центра Соликамска на с-з 10 км). Пожалуй, это самый интересный музей города за счёт своей уникальности, поскольку расположен на старинном Усть-Боровском солеваренном заводе. Проработавший почти до конца XX века и благодаря этому отлично сохранившийся завод было решено превратить в музей. Теперь это - объект промышленного зодчества XIX века федерального значения. На территории музея расположено 10 объектов – все это образцы деревянной промышленной архитектуры: рассолоподъемные башни, соляные лари, варницы черного и белого типов, соляные амбары. В здании конторы сользавода также находятся залы музея – здесь выставлены фотографии процесса соледобычи, коллекция солонок, предметы утвари рабочих завода и другие экспонаты.  Только здесь можно увидеть механизмы, с помощью которых работали наши прадеды, прикоснуться к столетним стенам башен, серебристым от соли, окунуться в атмосферу того времени. Вот на таких цыренах когда-то варили соль. Здание бывшей конторы «Рассолоподъёмная башня» в Соликамском музее соли.Именно здесь, в Соликамске, родилось известное выражение «пермяк – соленые уши». Дело в том, что из варниц до амбаров поначалу соль носили люди - в мешках на собственных плечах. Влажная соль стекала вниз, и больше всего страдали и опухали именно уши, плохо прикрытые шапкой.  В Музее истории соли можно попробовать поднять мужскую и женскую норму соли, пройти своими ногами от варницы до амбара, прочувствовать атмосферу жизни и тяжелого труда рабочих сользавода. Часть музея оборудована средствами для проведения интерактивной экскурсии. Посетители увидят на планшете экскурсовода, как движутся рычаги в башне, как работают механизмы. Проводятся на территории музея и праздники, и фестивали. Самый известный из них – это фестиваль кузнечного мастерства «Огни Гефеста». Посещение музея удобно совместить в прогулкой по городу Соликамск. Помимо Соликамского музея, увидеть постройки сользавода можно в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка». Сюда перевезено несколько экспонатов с территории Усть-Боровского предприятия. День мецената и благотворителя особо значим для музея-заповедника «Сользавод».Когда-то основатель Усть-Боровского сользавода Александр Рязанцев был известен как меценат и благотворитель – он поддерживал попечительские общества, церкви города, уезда, жертвовал иконы и деньги, в том числе, за пределами Соликамска. Сейчас дело Рязанцевых живет – фонды музея формируются только из тех предметов, что передали в Дар жители города.Доброй традицией в музее стало чествование в День мецената своих Дарителей – людей, которые передали в фонды музея свои «предметы с историей» – воспоминания, фотографии, бытовые предметы, так или иначе связанные с сользаводом или городом. В этом году выставка «Дарить во благо» заняла своё постоянное место – теперь в течение года гости музея смогут увидеть переданные в дар предметы, а доска почета пополнилась новыми именами: Евгений Дьяков, Аэлита Старкова, Татьяна Паршакова, Татьяна Козлова, Сергей Екимов, Диана Алтыева, Ирина Никифорова – те дарители, которые принесли в музей интересные предметы в 2022 году. *Проект реализуется победителем грантового конкурса 2015 года Благотворительной программы «Музейный гид» Благотворительного фонда В. Потанина Источники: Сокровища Соликамска. https://takliono.ru/ural_solikamsk/ --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (2) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
21 июня 2023 11:00 Минералогический музей в МАУК "Социально-культурное объединение "Соликамский горозонт"  В здании станции детского юношеского туризма находится небольшой минералогический музей. В настоящее время музей имеет около двух тысяч единиц хранения, более 500 минералов, относящихся к семи классам. Все тайны минералогического музея с радостью раскрыла его главная хранительница – Ирина Павловна Сунцова.  Во время экскурсии она знакомит посетителей с коллекцией минералов, рассказывает о происхождении их названий, и, конечно, о рудах, из которых получают металлы, а также об оберегах для своего знака Зодиака.  Адрес музея: улица Матросова, 38 г. Соликамск, Пермский край --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
23 июня 2023 11:33 Музей истории АО Соликамскбумпром Музей трудовой славы АО «Соликамскбумпром» был открыт 3 октября 1975 года.  Площадь музея составляет 250 кв. метров. Он разделен на два тематических зала. Экспозиционное и экскурсионное повествование выстраивается по хронологическому принципу. С экспозицией музея ежегодно знакомятся более 2 тыс. человек – это деловые партнеры предприятия и гости города, работники и ветераны предприятия, учащиеся и студенты образовательных учреждений, воспитанники детских садов. Для них в музее проводятся обзорные и тематические экскурсии.  Особым вниманием экскурсантов пользуется диорама комбината, макеты оборудования, генеалогическое древо, книги почета, награды предприятия.  В его основных фондах накоплен богатейший исторический материал с уникальными документами, фотографиями, воспоминаниями ветеранов труда разных поколений.  Живую и достоверную картину от строительства до развития предприятия в разные периоды помогают воссоздать также многочисленные экспонаты, макеты оборудования. После реконструкции 2006 года музей бумажников стал современным. В нем удивительно сочетаются стиль и дизайн новой экспозиции, разместившейся в двух просторных залах. При этом сохранена связь прошлого, настоящего и будущего через главного героя – человека труда. Экспозиции:Особым вниманием экскурсантов пользуются диорама комбината, макеты оборудования, получившие свое второе рождение с помощью электронных средств, генеалогическое древо предприятия, Книги почёта. Бережно сохраняя все, что связано с далеким прошлым, музей пополняется новым историческим наследием, принимая от ветеранов, их внуков искренние воспоминания, фотографии, предметы производства и быта. А рядом в экспозиции уже разместились современные награды молодых активистов, умножающих славу орденоносного предприятия. Сегодня музей истории АО «Соликамскбумпром» вышел за рамки классического музея. В современных условиях он является культурным центром, где работают клубы по интересам, проходят мастер – классы, творческие выставки, памятные встречи, квест – игры, шахматные турниры, лектории, презентации. Адрес музея:Черняховского, 9. Бесплатен для посещения. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
8 июля 2023 13:13 Музей истории калийной промышленности «Уралкалий» Предыдущие названия: 1933 – 1938 гг. – Калийный музей, 1985 - 1998 гг. – Музей боевой и трудовой славы Соликамского калийного комбината, с 1998 г. – Музей истории калийной промышленности ОАО «Сильвинит». Единственный в России музейно-выставочный центр, посвящённый истории становления и развития калийной промышленности.Прошлое, настоящее и будущее калийной отрасли — на двух площадках, которые объединяют раритетные антикварные экспонаты и современные мультимедийные комплексы. Ранее он располагался в Троицком соборе Соликамска, имел 4 отдела. После ареста и расстрела В. Е. Цифриновича в 1938 г. музей закрыли. В 1985 г., в честь 40-летия Победы, при калийном комбинате был открыт новый музей.  В настоящее время музей расположен в здании, построенном в 1936 г. Адрес: Спортивная ул., 14, Соликамск, Пермский край, Россия, 618540Музейное собрание включает уникальные документы о становлении и развитии предприятия, о рабочих династиях и кавалерах «шахтёрской славы», о калийщиках – участниках Великой Отечественной войны; макеты оборудования, образцы сырья и готовой продукции.  Наибольший интерес представляют личный фонд первого директора В. Е. Цифриновича, материалы переписки Советского правительства с франко-германским синдикатом по поводу строительства калийного комбината, личные дела спецпереселенцев, подшивки журнала «Калий» и газ. «За калий» 1930-х гг., кинодокументы, фотографии 1930-х гг.   Новая экспозиция, открытая в 1998 г., рассказывает о зарождении и развитии калийной промышленности в России; о строительстве комбината и его дальнейшей истории, о людях предприятия; знакомит с отдельными производственными процессами.  В музее работают выставки «60 лет Великой Победы», «80 лет Верхнекамскому калийному месторождению», «Золотой век калия» и др. Ежегодно музей посещает от 4 до 4,5 тыс. человек. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3706 | Наверх ##
13 июля 2023 11:37 Соликамский краеведческий музей Адрес: Пермский край, г. Соликамск, ул. Набережная, д. 93 Соликамский краеведческий музей был основан в 1929 году и является одним из крупнейших в Пермском крае. На его базе в 1930-е годы предполагалось создать комплекс музеев: музей калийной промышленности, антирелигиозный музей, историко-революционный музей. Сегодня музей располагается в семи зданиях, пять из которых — памятники архитектуры XVII–XIX веков федерального и регионального значения: Свято-Троицкий собор, Воскресенская церковь, Соборная колокольня, Дом воеводы, Богоявленская церковь.  Серебряная чаша. Хоросан, XII в. Музей древнерусского искусстваПермский край, г. Соликамск, ул. Набережная, д. 93А Богоявленская церковь (1687–1695) — памятник архитектуры федерального значения. Богоявленская церковь занимает особое место в центральном архитектурном ансамбле. Строилась в стиле московского барокко. Фасады украшены каменной резьбой. Вокруг храма идет пояс из архитектурных украшений, а под ними двойной ряд поливных изразцов местного производства, украшенных причудливыми цветами и птицами. Присутствует характерный для соликамской архитектуры «жучковый» орнамент. В настоящее время в храме располагается Музей древнерусского искусства. Здесь сохранилось великолепное собрание икон XVII–XVIII веков и деревянный резной пятиярусный иконостас. В экспозиции представлена икона Николая Чудотворца, по преданию посланная соликамцам царем Иваном Грозным. Фонды музея составляют более 88 000 единиц хранения. Тематика коллекций краеведческая, она охватывает основные темы комплексного изучения историко-культурного наследия города и края.  В залах музея есть возможность познакомиться с историей Соликамска и соликамского воеводства, природным миром Пермского края, с древнерусским искусством в собрании икон XVII–XVIII веков, можно посетить Галерею домовой росписи Прикамья, подняться на смотровую площадку Соборной колокольни и полюбоваться городом с высоты птичьего полета. Дом воеводы (1673 — 1688 гг.)  Адрес:ул.Набережная, 84. Старейшее гражданское каменное здание Соликамска. Первоначально было одноэтажным на высоком подклете. В начале XVIII века достроен верхний этаж для воеводской канцелярии. В архитектуре сочетаются гражданское назначение, о чем говорит декоративное украшение окон и дверных и дверных проемов, и оборонительный характер — толстые стены, бойницы, внутристенные и подземные ходы. С 1930-х в Доме воеводы расположены экспозиции краеведческого музея. В настоящее время в Доме воеводы располагается отдел истории, где с 2013 года началось строительство экспозиции «Старая столица Пермской земли». Открыты два зала экспозиции: «Ранняя история города и Соликамское воеводство» и «Соликамск в XVIII веке». Планируется построить залы по истории Соликамска в XIX и XX веков. В полном виде экспозиция займет два этажа Дома воеводы. В настоящее время на втором этаже располагается выставка «Провинциальный Соликамск». На третьем этаже здания находится выставочный зал отдела истории, в котором открыта выставка «Самоварные истории». Выставочный комплекс «Казначейство»Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, д 108  Здание построено в 1853 году в стиле классицизма. Казначейство Соликамского уезда подчинялось казенной и контрольной палатам Пермской губернии. В 1973 году использовали как конторское помещение Соликамского Горпромторга.  В настоящее время здание передано Соликамскому краеведческому музею, здесь расположен выставочный комплекс «Казначейство». В выставочном зале представлены краеведческие и художественные выставки.  Почитатели творчества Михаила Михайловича Потапова (художника, археолога, египтолога, иконописца, Почетного гражданина Соликамска) смогут увидеть выставку «Эхнатониана». На выставке «Соликамск. Взгляд художника» представлены работы художников города Соликамск и Пермского края. На базе комплекса работает музейная мастеровая, и экспонируются передвижные выставки мастеров города и края. Музей природы г. СоликамскаПермский край, г. Соликамск, ул. Набережная, д. 92  Музей природы располагается в Соборной колокольне (1713–1735). В разное время здесь побывали многие путешественники и исследователи. Среди них – доктор медицины Д.Г. Мессершмидт, возглавлявший экспедицию в Сибирь; Витус Беринг, отправляющийся на далекую Камчатку; историк Сибири Г.Ф. Миллер, изучавший местные архивы; приятель Пушкина, историограф русского флота В.Н.Берх, собиравший «исторические древности». Здание является памятником архитектуры федерального значения, звонницей Троицкого и Крестовоздвиженского соборов. Особенность соликамской Соборной колокольни в том, что установлена она на больших каменных палатах — двухэтажном здании на подклете. Первоначально в нем располагался магистрат, затем городская дума и училище, суд. В разное время здесь побывали многие путешественники и исследователи. С 1989 года в колокольне размещается Музей природы.  На первом этаже гостей будут ждать три зала, в котором они смогут увидеть предметы эпохи Мамантов, каменного уголка и Пермский период. На втором этаже развернётся большая экспозиция, рассказывающая о природе, и животных нашего края, разбитая по временам года. Основной идеей обновлённого музея природы отказ от использования в композициях чучел животных.Идея преобразования музея позволит учитывать индивидуальные особенности каждого посетителя. Дети смогут в игровой форме познакомиться с историей, слабовидящие будут иметь возможность потрогать экспонаты, а также прослушать или прочитать интересующий материал. Гости музея смогут узнавать историю своего края в ногу со временем, залы будут оснащены новым техническим оборудованием, а подход к слушателям будет индивидуальным. Здесь гости могут познакомиться с флорой и фауной Пермского края, увидеть интересные выставки: «Лесные были», «Удивительный мир камня», «Тайны Пермского моря», «Комната сказок». Музей древнерусского искусства На экспозиции посетители могут ознакомиться с собранием икон XVII–XIX века, коллекцией культовой меднолитой пластики, старинными предметами церковной утвари.  Также на выставке представлены образцы храмовой деревянной скульптуры, так называемые Пермские боги.  Центром экспозиции является городская святыня — икона Николая Чудотворца, по преданию подаренная горожанам самим Иваном Грозным в 1552 году. В Богоявленской церкви, где располагается экспозиция, сохранился уникальный иконостас с собранием икон XVII–XIX веков, представляет собой образец высокого художественного мастерства иконописцев и резчиков по дереву. Тябловый четырехъярусный иконостас с резьбой на проем выполнен в стиле барокко и включает 75 икон, в том числе строгановского письма. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
|