. Studia Historica Europae Orientalis. .Воронин В. А. Князья Олельковичи – претенденты на власть….........По поводу православия и пр. деталях
........
Со смертью в 1572 г. Сигизмунда II Августа пресеклась династия Ягеллонов. Казалось, у Олельковичей наконец появилась надежда. В среде знати Великого княжества Литовского распространились слухи о том, что Юрий II Юрьевич Слуцкий как родственник последнего Ягеллона собирается бороться за трон – причем за трон уже объединенного государства (89). Однако эта история не имела своего продолжения: все ограничилось лишь слухами. Ко всему прочему, неизвестно, насколько обоснованными были эти кулуарные разговоры. Но, как бы там ни было, у Юрия II Олельковича, пожалуй, уже не было шансов:
время князей-вотчинников безвозвратно ушло. При всех сантиментах, которые шляхетский социум питал к роду Ольгердовичей, владелец небольшого княжества не мог много предложить магнатерии и шляхте Великого княжества Литовского, а тем более – политической элите всей Речи Посполитой.
И это были последние слабые отзвуки тех претензий, которые некогда так уверенно и громко звучали из уст представителей знаменитой династии.
Однако свои высокие властные амбиции Олельковичи дополняли ещё одной сферой интересов, которая по своему значению временами становилась для них не менее важной, чем первая. К тому же две эти сферы тесно переплетались между собой. Таким образом, мы теперь обратимся к церковно-религиозной проблеме. Потомки Владимира Ольгердовича традиционно исповедали православие и до последней четверти XVI века твердо его придерживались.
Прекрасно понимая значение веры, династия Олельковичей уже очень рано, в первой половине XV века, стала добиваться особого, главенствующего положения среди православной («русской») знати Великого княжества Литовского.Фактически это означало бы их лидерство во всей «Литовской Руси». И общая ситуация вполне способствовала выдвижению Олельковичей на эту роль. Как это ни парадоксально, но именно в составе Великого княжества Литовского та Русь, которая вошла в его состав, стала представлять собой единство – гораздо большее, чем то, которым она обладала на предшествующем, так называемом долитовском этапе своей истории. Литва объединила Русь, включив до того момента разрозненные ее земли
в состав своего более или менее сплоченного государства. Однако уже к XV веку в «русских» землях Великого княжества Литовского не осталось ни одной княжеской династии местного происхождения, которая была бы способна говорить и действовать от имени всей «русской» части государства. Одни князья-Рюриковичи были истреблены, другие под давлением военной силы были вынуждены спасаться бегством за границу, третьи измельчали и были оттеснены на периферию общественнополитической и церковной жизни страны.
В этой ситуации на позиции лидеров «Литовской Руси» достаточно быстро выдвинулись потомки Ольгерда, и в первую очередь Олельковичи (90). Олельковичам сыграло на руку сразу несколько обстоятельств. Среди них следует особо выделить
происхождение рода от Ольгерда,
его православное вероисповедание, близкое родство с великими князьями литовскими из династии Ягеллонов и обладание древней столицей Руси – Киевом. Все это делало Олельковичей династией не регионального, а общегосударственного значения.
Династией, которая могла действовать на общегосударственном уровне в любой сфере, в том числе церковной. Нетрудно заметить, что перечисленные факторы имеют немалое сходство с теми, которые привели
к политическому возвышению Олельковичей.
И даже за границей, на северо-западе и северо-востоке Руси, православных Олельковичей воспринимали уже как свою, русскую династию, особо подчеркивая при этом ее связь с Киевом и даже признавая за ней наследственные права на негоИ, судя по всему, в какие-то моменты Олельковичи действительно
добивались первенства среди своих православных соотечественников, выступая как их главные представители и защитники интересов. и т.д.
......... В том же Троицком монастыре в
1517 г. был создан ценнейший
Слуцкий помянник, в котором мы находим и
«Родъ князя Юрья Семеновичя, отчича киевскаго, г(о)с(по)д(а)ря слуцк(аго)»(112). В этих нескольких словах – как будто вся история его династии.
В Киево-Печерской лавре Олельковичи устроили
свою родовую усыпальницу. Здесь нашли упокоение Владимир Ольгердович и Олелько Владимирович.
В Успенской церкви были похоронены
ее восстановитель Семен Олелькович, его сын Василий Семенович (умер 4 июня 1495 г.), а также правнук Михаила Олельковича
слуцкий князь Юрий II Юрьевич (умер 9 ноября 1578 г.) (103). Но это, по всей видимости, далеко не полный перечень Олельковичей, которые лежат
в Киевской Лавре (104).
89. Kempa T. Zabiegi kniaziów Olelkowiczów słuckich o uzyskanie miejsca w senacie po 1569 roku // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. T. XLVII. 2003. S. 74.
90. Krupska A. W sprawie genezy tzw. spisku książąt litewskich w 1480–1481 roku. Przyczynek do dziejów walki o „dominium Russiae” // Roczniki Historyczne. R. XLVIII (za
rok 1982). 1983. S. 136.
103 Максимович М. А. О надгробиях в Печерском монастыре. С. 226–227, 229–230. Если верить материалам М. Максимовича (а в действительности книге А. Кальнофойского), на надгробии Юрия Юрьевича Слуцкого значилась другая дата его смерти – 12 апреля 1579 г., однако эта дата является явной ошибкой.
104 Івакін Г. Ю., Балакін С. А. Поховальний комплекс XV ст. у нартексі Успенського собору Києво-Печерської лаври // Лаврський альманах. Києво-Печерська лавра в контексті української історії та культури: Збірник наукових праць. Вип. 2. Київ, 1999. С. 84.
112 Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Rankraščių skyrius. F21. Nr 799. L. 4v.