YanettaСайт на двух языках
Сылка на Архипенко, словарь русской эмиграции - алфавитный
Есть фотография Архипенко!
http://www.russinitalia.it./dettaglio.php?id=348Александр Порфирьевич АрхипенкоМесто и дата рождения: Киев, 30 мая 1887
Место и дата смерти: Нью-Йорк, 25 февраля 1964
Деятельность / профессия: художник, скульптор
С 1902 по 1905 гг. учится живописи и скульптуре в Киевском художественном училище. В 1906 г. приезжает в Москву, а в 1908 г. уезжает в Париж. Здесь некоторое время учится в Школе искусств (Ecole des Beaux-Arts), однако бросает ее, предпочтя участие в яркой культурной жизни французской столицы тех лет. Он бывает на Монпарнасе и в колонии художников «Улей» (La Ruche), где становится близким другом Гийома Аполлинера, который в последующие годы напишет предисловия к каталогам некоторых его выставок. Первая выставка проходит в 1910 г. в Салоне независимых в Париже. В 1912 г. в Фолькванг-музее в Хагене проходит первая персональная выставка художника. В том же году он становится членом группы «Золотое сечение» (Section d'Or), в которую входят также Пикассо, Брак и Дюшан, и открывает художественную школу, которая испытывает влияние нового направления художника, увлекшегося скульпто-живописью. В 1913 г. впервые выставляет свои работы в Нью-Йорке, где тотчас получает одобрение публики и критиков. В годы Первой мировой войны художник поселяется в Симье близ Ниццы. В 1914 г. некоторые скульптуры Архипенко экспонируются в Праге, а журнал «Lacerba» публикует серию его репродукций.
Связи скульптора с итальянскими художниками и интеллектуалами относятся к периоду его жизни в Париже: на Монпарнасе он знакомится с Амедео Модильяни и Умберто Боччони, который в 1911 г. посетил его мастерскую. В последующие годы эти профессиональные и дружеские связи укрепляются и завязываются отношения с другими персонажами, такими как Карло Карра, Арденго Соффичи, Альберто Маньелли и Джованни Папини. В Архиве Папини (Фонд Примо Конти, Фьезоле) хранятся два письма на французском, написанные Архипенко философу из Ниццы. В первом письме (от 19 августа 1918 г.) скульптор сообщает о желании своего друга журналиста перевести три новеллы Папини, опубликованные 1 ноября 1907 г. в журнале «Mercure de France» и просит разрешения их опубликовать, а также советует подумать о комментарии кого-нибудь из друзей-футуристов, таких как Карра, Соффичи, Северини, Маньелли. Во втором письме, написанном предположительно в 1918 г. после ответа Папини, Архипенко благодарит его за разрешение и передает, что его русский друг сожалеет, что не может перевести и другие произведения писателя, поскольку не знает языка.
В апреле 1914 г. Архипенко выставляет некоторые свои работы («Натюрморт», «Женский портрет», «Пьеро-Карусель») на Первой международной футуристической выставке в Риме (Prima Esposizione Internazionale Futurista, 13 апреля - 25 мая), организованной галереей «Футуриста» на виа дель Тритоне, 125, директором которой в те годы был Джузеппе Спровьери.
В двадцатых годах Архипенко много выставляется в Европе (Женева, Цюрих, Париж). В 1920 г. на XII Венецианской биеннале искусства в Русском павильоне была представлена Индивидуальная выставка Александра Архипенко (Mostra Individuale di Alexandre Archipenko). Согласно материалам Центрального государственного архива, речь идет о первом путешествии Архипенко в Италию. Гарантии и рекомендации для получения визы предоставляет русский консул в Венеции, заверяющий, что Архипенко отличается «не подлежащим критике нравственным поведением и политическими взглядами», а также Марио Брольо и его отец, проживающие в Риме с 1914 г. на виа Чиро Менотти, 10, где находилась и скульптурная мастерская художника. Брольо был знаком с Архипенко с поддерживал с ним дружескую переписку. «Его отец заявил, что не знаком с русским гражданином АРХИПЕНКО Александром, но знает, что последний является другом сына и что они переписываются» (Срочное письмо Префектуры Рима Министерству внутренних дел от 3 мая 1920 г.). Участие Архипенко в XII Биеннале в Венеции породило оживленную дискуссию в венецианских кругах и в местных газетах, о чем свидетельствуют архивные источники: «Объектом дискуссий стал вопрос о том, допускать или нет Архипенко на XII Биеннале искусства ввиду его смелых представлений о скульптуре и живописи, однако его слава одержала верх над всеми возражениями, и теперь целый зал посвящен его работам. По вышеперечисленным причинам пребывание Архипенко в Венеции полностью оправдано» (Письмо Главной Префектуры Венеции Министерству внутренних дел от 11 мая 1920 г.).
Об участии Архипенко в Биеннале вспоминает также Франческо Сапори: «Только не подумайте, что имя Архиперко здесь присутствует в качестве связующего звена между живописью и скульптурой. Этот смущенный и непоследовательный художник не может связать, он может лишь удалить друг от друга эти два вида искусства. Оглянувшись вокруг, сразу задаешься вопросом, хочешь понять, какой материал использовал Архипенко в своих работах. Дерево, жесть, гипс, бронза, кость, глина, стекло: всего понемножку, хаотично, каждая деталь может быть многообещающей загадкой или же оказаться сгнившими отбросами. Шершавые поверхности, по которым прошлась пила столяра или кисть маляра, цилиндры, разбитые сферы, воронки, кольца, наросты, конусы, шары, необоснованные наложения объемов вширь и вкось, резкий цветовой фон и невыносимые заплаты: есть все и в то же время ничего.
От картин-скульптур переходишь к рисункам; непонятно откуда появляется надежда, что найден ключ к загадке или хотя бы новое доказательство этой труднейшей теоремы. Приходишь к выводу, что Александр Архипенко умеет рисовать женское тело. На клочках бумаги под стеклом прослеживается живой размах линий, личность варвара, прирученного в Париже. Но, расспрашивая самого художника, получаешь в ответ холодную улыбку, как будто говорящую: «В то время я посещал школу, но потом стал этого стыдиться». Немалых усилий стоит вернуться к его фрагментарным и бессвязным творениям. Его эмоции холодны и скучны; отторжение всего, что сделано другими, - его заблуждение, поскольку он напрасно старается оправдать размышлением недостаток вдохновения [...]. Не знаю, какой критик написал, что живопись-скульптура этого русского восходит к нематериальности и бесконечности. Я бы сказал скорее, что она бредет к распаду и пустоте» (Ф. Сапори, 1920, с. 11-14).
В 1921 г. Архипенко переезжает в Берлин, где женится на скульпторе Анжелике Бруно Шмидт (1893-1957) и открывает художественную школу. В 1923 г. эмигрирует с женой в Америку, где начинает работать над кинетикой. Преподает в разных городах, среди которых Вудсток, Лос-Анжелес, Сиэттл, Вашингтон, Чикаго, а в 1928 г. получает американское гражданство. В 1937 г. основывает школу «Нью-Баухауз». В последующие годы участвует во многих коллективных и персональных выставках в Соединенных Штатах, Южной Америке и Европе.
В Италии его полотна и скульптуры продолжают оживлять художественные выставки и манифестации. В 1931 г. в миланском Доме художников выставляются работы Архипенко по случаю выставки «Дань уважения Витторио Пика» (Omaggio a Vittoria Pica). В 1959 г. его награждают золотой медалью на Международном конкурсе бронзовой скульптуры на XIII Венецианской биеннале Тривенето в Зале суда Падуи. В апреле 1963 г. в Риме проходит персональная выставка скульптора в Палаццо Барберини, а с 5 по 30 ноября того же года Культурный центр «Сан-Феделе» (Centro culturale San Fedele) в Милане организует его персональную выставку под названием Антологическая выставка Александра Архипенко (Mostra antologica di Alexander Archipenko). Эта римская выставка - 129-я выставка художника и его вторая персональная выставка в Италии после дебюта в Русском павильоне на Биеннале. По этому случаю Архипенко приезжает в столицу по приглашению римского премиального комитета. Свидетельством признания творчества Архипенко послужило участие его работ в недавней антологической выставке К истории живописи № 1. От Боччони до Дюшана (Per una storia della pittura № 1. Da Boccioni a Duchamp), проходившей с 12 февраля по 27 апреля 2007 г. в миланской галерее «Блу».
Сочинения
A. Archipenko, Archipenko: Fifty Creative Years 1908-1958, New York 1960.
A. Archipenko, Arte creativa // Alexandre Archipenko, a cura di G. Sangiorgi e J. Recupero, Catalogo della mostra "Archipenko", Palazzo Barberini, Roma 1963, pp. 19-20.
Conversazione con Archipenko // Alexander Archipenko: l'arte e l'universo, a cura di E. Pontiggia, Montebelluna (TV) 1988, pp. 55-125.
Литература
A. Archipenko, l'arte e l'universo, a cura di E. Pontiggia, Montebelluna (TV) 1988.
Alexandre Archipenko, a cura di G. Sangiorgi e J. Recupero, Catalogo della mostra "Archipenko", Palazzo Barberini, Roma 1963.
Centro culturale San Fedele, Mostra antologica di Alexander Archipenko. Catalogo della Mostra, Milano 1963.
Galleria Futurista, Esposizione libera futurista internazionale. Pittori e scultori italiani, russi, inglesi, belgi, nordamericani, Roma, Aprile-Maggio 1914, p. 30.
F. Sapori, La XII Mostra d'Arte a Venezia. La scultura straniera, «Emporium», vol. LII, n. 307-308, Luglio-Agosto 1920, pp. 11-14.
Per una storia della pittura. 1. Da Boccioni a Duchamp. Galleria Blu, Milano 2007.
http://www.archipenko.org/ Примечание
В итальянских источниках найдены варианты: Alessandro Archipenko, Alexandre Archipenko.
Архивы
Центральный Государственный Архив, Рим, Ministero dell'Interno, Direzione generale della Pubblica sicurezza, Affari generali e riservati, 1920, cat. A11, b. 9, f. Archipenko Alessandro n 17.
Fondazione Primo Conti. Centro di documentazione e ricerche sulle Avanguardie storiche di Fiesole.
Лаура Пикколо, Раффаэлла Вассена
(перевод Елены Сергиевской)