⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
КаленДарь - ни дня без праздника. Если вам захочется необычного - посмотрите какой сегодня день.
|
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 36 37 38 39 40 * 41 42 43 44 Вперед → Модератор: Tina1960 |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | Интересное,актуальное,познавательное можно посмотреть ещё на одной моей страничке в Дневнике "На заметку". https://forum.vgd.ru/3774/107016/ |
Лайк (1) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 5 мая 175 лет со дня рождения польского писателя, Генрика (Генриха) Иосифовича СЕНКЕВИЧА (1846-1916) лауреата Нобелевской премии по литературе (1905) «за выдающиеся заслуги в области эпоса». ![]() Прославился исторической трилогией «Огнем и мечом» (1883-1886), «Потоп» (1884-1886), «Володыевский» (1887-1888).Все эти романы и сегодня считаются классикой польской литературы. Романы «Без догмата» (1891) и «Семья Поланецких» (1895) о современной жизни. В романе-эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), принесшем автору мировую известность, изображается борьба Нерона против христиан. Для детей написал приключенческую повесть «В дебрях Африки» (1910-1911). ![]() Генрик Сенкевич (польск. Henryk Sienkiewicz, полное имя Хе́нрик А́дам Алекса́ндер Пи́ус Сенке́вич, польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz), также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич) родился 5 мая 1846 г. в имении Воля Окшейска близ Лукова в шляхетской семье. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во времена правления князя Витовта, т. н. «липков», лишь в XVIII веке перешедших из ислама в католичество. Мать происходила из белорусско-литовской шляхты. Семья обладала правом использовать польский герб Ошик. У Генрика было пять братьев и сестёр: старший брат Казимеж (умер во время январского восстания) и четыре сестры, Аниела, Елена, Зофия и Мария. С детства будущий писатель впитал в себя идеи свободной, независимой Польши. Образование Сенкевич получил в Варшаве, куда его семья переехала, после того как вынуждена была продать свои имения. Здесь он окончил школу и поступил в Варшавский университет, где изучал историю и литературу, занимался журналистикой. Из-за нехватки средств Сенкевич не смог окончить университет, и в 1871 г. начал свою литературную деятельность. Его основной работой продолжала оставаться журналистика. ![]() В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с юной Марией Володкович из Одессы (1893) завершился разрывом уже во время свадебного путешествия в Италию. В 1895 году римская курия согласилась дать им развод. В 1904 году женился на своей племяннице Марии Бабской. ![]() ![]() Генрих Сенкевич с детьми. В 1910 году он заканчивает роман «Омут», который повествует о событиях русской революции 1905—1907 с критической по отношению к социалистическому движению позиции. Сенкевич становится одним из ведущих журналистов страны, работает корреспондентом в Вене, США, где участвует в закончившихся неудачей попытках создать социалистическую колонию в Анахайме, близ Лос-Анджелеса. Годы, проведенные за границей, описаны Сенкевичем в книге «Письма из путешествия», имевшей в Польше грандиозный успех. Вернувшись в Польшу, Сенкевич становится редактором одной из варшавских газет и начинает писать свою знаменитую историческую трилогию «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский». После трилогии Сенкевич пишет два романа из современной жизни — «Без догмата» и «Семья Поланецких». ![]() В конце 90-х годов XIX е. Сенкевич начинает работу над двумя своими историческими романами: «Камо грядеши», роман о гонениях на христиан во времена императора Нерона, и «Крестоносцы», в котором описывается борьба Королевства Польского и Великого княжества Литовского с Тевтонским орденом. В 1905 г. Сенкевичу была присуждена Нобелевская премия по литературе. ![]() С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. Умер он в Веве (Швейцария) 15 ноября 1916 г. После смерти в Веве (Швейцария) прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя. При жизни Сенкевич стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей). Творчество Генрика Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «За выдающиеся заслуги в области эпоса»). Его высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, А. И. Эртель, А. И. Куприн, А. М. Горький и другие русские писатели. Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Пан Володыёвский» (1969, Польша), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша). Также в его честь был назван самолёт Ил-62 с бортовым номером RA-86708. ![]() В Риме, на Старой Аппиевой дороге (Via Appia Antica), стоит церковь Домине-Кво-Вадис (по преданию, на этом месте апостол Пётр, убегавший из Рима от гонений, встретил Христа и повернул обратно — этот эпизод описан в романе Сенкевича «Quo vadis»). В церкви имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами. *** Афоризмы и цитаты Генрика Сенкевича. ![]() Есть женщины, которые смотрят на религию, философию, искусство как на туалетные предметы, в которые они наряжаются, думая, что это им к лицу. Десять тысяч обнаженных девушек производят меньшее впечатление, чем одна. Женщины часто наряжаются в смирение, как в шляпку, которая им к лицу. Шляпка из смирения и вуаль из легкой меланхолии – разве не красиво? Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы. Величина всякого несчастья измеряется не сущностью его, а тем, как оно на человеке отражается. В каждом из нас заключены два человека, из которых один порицает то, что делает другой. В мире зла, глупостей, уверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для которой еще стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерть: это любовь. Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много. Лжет только тот, кто боится. Ложь подобна маслу, скользит по поверхности истины. Лучше открытый враг, чем коварный друг. Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости. |
Лайк (2) |
Comrade78 Санкт - Петербург Сообщений: 2895 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 25828 | Tina1960 написал: Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Пан Володыёвский» (1969, Польша), «Огнём и мечом» (1999, Польша), Первый фильм, который посмотрела из трилогии Ежи Гофмана это "Пан Володыевский" и, как ![]() ![]() В фильме и Барбаре (Бася), актриса Магдалена Завадска, смелости не занимать ![]() 30 лет ушло у Ежи Гофмана на с'емки трилогии "Огнем и мечом", "Потоп", "Пан "Володыевский". На одном из фестивалей "Литература и кино" в г. Гатчина, Е. Гофман сказал :" Из 14 снятых мною фильмов, 8 - экранизации, в основном исторических романов. Я люблю историю. Если бы я не был кинематографистом, я бы был историком. Но в истории и литературе, для меня исторические события не самое важное, важнее человеческие страсти. Можно снять прекрасно костюмированный фильм и он не тронет зрителя, если в нем не будет извечных человеческих страстей. Уже во втором поколении рода человеческого Каин убил Авеля, убил потому, что Господь Бог принял жертвоприношение Авеля, а не его, Каина. Любовь, ненависть, ревность, жажда власти - вот о чем мои картины. Я не режиссер ума, я работаю на эмоции. И если эмоция бьет с экрана и достигает зрителя, я побеждаю." Ежи Гофман принадлежит к числу великих режиссеров, принесший своими фильмами мировую славу польскому кино, разумеется ![]() Тадеуш Ломницкий, Магдалена Завадска - полковник пан Михал Володыевский со своей Басей ![]() |
Лайк (3) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 440 лет со дня публиации "Острожской Библии" ![]() Острожская Библия - первое полное издание Библии на церковнославянском языке, подготовленное совместными усилиями православного князя Константина Острожского и кружка учёных, собранного вокруг Острожской школы (академии). ![]() Издание опубликовано в Остроге первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 году по благословению дубенского игумена Иова. Острожская Библия состоит из 76 книг Ветхого и Нового завета (в отличие от современных изданий, «Послание Иеремии» не выделено в отдельную книгу, а является 6-й главой «Книги пророка Варуха»). Некоторые её части основывались на переводах Франциска Скорины. Среди источников указывают также Геннадиевскую Библию — рукопись конца XV века. Предисловие написано Г. Д. Смотрицким — отцом Мелетия Смотрицкого. Имеются экземпляры с различными выходными сведениями, помещёнными в конце книги. Небольшая часть экземпляров имеет на последнем листе текст выходных данных (колофон) в виде треугольника с датой 12 июля 1580, ниже помещена типографская марка Ивана Фёдорова. ![]() В других экземплярах текст оканчивается в два столбца, ниже типографской марки и выходных данных (на греческом и ц.-сл.) с датой 12 августа 1581 помещена концовка. В связи с этим часто говорят о двух различных изданиях книги. Однако на титульном листе всех известных экземпляров стоит 1581 год; по наблюдениям А. С. Зёрновой, описавшей 29 экземпляров, издание было одно, хотя по какой-то причине затянулось и некоторые листы были перепечатаны (в частности, исправлялись ошибки); разных комбинаций из перепечатанных и неперепечатанных листов достаточно много. Как и все издания Ивана Фёдорова, Острожская Библия набрана и свёрстана безупречно. В ней для основного текста применён мелкий, но удобочитаемый «острожский» шрифт, полууставный с элементами скорописных начертаний, и набор в две колонки. Объём текста оценивают в 3 240 000 печатных знаков. Острожская Библия практически без изменений была перепечатана в Москве в 1663 г., так что по сути являлась официальной редакцией славянской Библии до 1740-х годов, когда была подготовлена исправленная так называемая Елисаветинская Библия, используемая и поныне в Русской Православной Церкви (РПЦ). Тираж был по тому времени огромен: по некоторым оценкам, от 1000 до 1500 экземпляров. Покидая Острог, Иван Фёдоров взял с собой 400 из них. В описи имущества, составленной через два года после его смерти, упомянуты 120 полных Библий в листах (то есть непереплетённых) и 80 неполных. Недостающие листы были допечатаны позже в Вильне заметно отличающимся шрифтом. В литературе описано около 450 отдельных экземпляров Острожской Библии. На сегодня сохранились (полностью или частично) около 350 экземпляров. ![]() Острожская Библия начинается со слов: Иско́ни сътворѝ богъ не́бо и зе́млю. Земля́ же бѣ неви́дима и неукраше́на, и тма̀ ве́рху бе́зъдны. И духъ бо́жїи ноша́шеся ве́рху воды̀. В Елизаветинской Библии вместо «Искони» стоит «Въ началѣ», а вместо «неукрашена» — «неустроена». Острожская Библия широко известна на Украине, в России и Белоруссии, а также в других странах. Она содержится в Оксфордской библиотеке. Также её экземплярами владели шведский король Густав Адольф, кардинал Барберини, многие учёные и общественные деятели эпохи Ивана Фёдорова. Эта Библия имела большое значение для православного образования, которому приходилось противостоять сильному католическому давлению на Украине и в Белоруссии. До сих пор используется старообрядцами, не признавшими новый перевод Библии, как и другие исправления богослужебных книг в XVII веке. |
Лайк (1) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 15 мая 130 лет со дня рождения русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891—1940). ![]() Самые известные произведения - «Дьяволиада» (1925), «Собачье сердце», «Вьюга», «Роковые яйца», «Белая гвардия» (1922-1924), «Зойкина квартира», «Дни Турбинных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928), «Мастер и Маргарита» (1929-1940), «Театральный роман»(1936-1937), «Записки юного врача» (1921-1926). Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены, преподавательницы женской прогимназии, Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской; 1869—1922), в 1890 году начавших совместную жизнь на Воздвиженской улице, 28 в Киеве. Крестили Михаила Булгакова в Крестовоздвиженской церкви на Подоле 18 мая. Его крёстной матерью была его бабушка Булгакова Олимпиада Ферапонтовна. Крёстным отцом был Николай Иванович Петров. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе. ![]() Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, достойную по тем временам сумму. М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг: «Мать ругала за легкомыслие. Придём к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“» ![]() Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость. Татьяна стала прототипом персонажа Анны Кирилловны в рассказе «Морфий». Она оставила о Булгакове устные воспоминания, записанные рядом исследователей булгаковского творчества. Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы: «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев, Корней Чуковский, Александр Блок. В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской. ![]() Годы брака с Любовью Евгеньевной — это годы создания «Дней Турбиных», «Багрового острова», «Зойкиной квартиры». Она переводила для Булгакова с французского языка книги о Мольере. Её рукою, под диктовку писателя, написаны многие страницы пьесы «Кабала святош» и пьесы «Адам и Ева» и страницы первой редакции романа «Консультант с копытом», который впоследствии стал романом «Мастер и Маргарита» (тогда ещё без Маргариты). Впрочем, по сведениям Б. Соколова, именно Любовь Евгеньевна подсказала Булгакову идею ввести в будущий роман «Мастер и Маргарита» образ главной героини. Любови Евгеньевне были посвящены роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце» и пьеса «Кабала святош» («Мольер»). Но прочнее всего имя Любови Евгеньевны связано с замыслом и рождением пьесы «Бег»: её живые рассказы об эмиграции и эмигрантах, о Константинополе и Париже послужили источником вдохновения для писателя при создании пьесы. В начале 1929 года начались сложности в семейной жизни. В феврале Булгаков познакомился с Е. С. Шиловской, впоследствии ставшей его любовницей и подругой Любови Евгеньевны. В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» – произведение поставили по личному указанию Сталина. В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой. Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в драме «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах. ![]() В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький, Алексей Толстой, А. Фадеев. В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской и в 1932 году женится на Елене Шиловской(Нюренберг), с которой был знаком уже несколько лет. ![]() Через год после заключения брака Елена Сергеевна по просьбе мужа начала дневник, который вела в течение 7 лет до последних дней жизни Михаила Афанасьевича. При чтении дневника поражает один факт: в совместной жизни Елены Сергеевны и Булгакова не было ни одной ссоры. Это удивительно, если учесть, как тяжело складывались порой обстоятельства. Они действительно были созданы друг для друга: в Елене Сергеевне писатель обрёл не только настоящего друга и возлюбленную, но и свою музу, литературного секретаря и биографа, преданную и неутомимую сотрудницу. ![]() Елена Сергеевна всю себя посвятила мужу и его работе. Она писала под его диктовку, перепечатывала рукописи на машинке, редактировала их, составляла договоры с театрами, вела переговоры с нужными людьми, занималась корреспонденцией. Великой её заслугой является сохранение булгаковского архива: многие рукописи, хранившиеся в единственном экземпляре, она успела перепечатать. Благодаря её невероятной энергии после смерти Булгакова смогли увидеть свет многие до того неизданные его произведения, главным из которых является, конечно, роман «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова, почти утратившего речь. 10 марта 1940 года, на 49-м году жизни, Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве. "Мастер и Маргарита" - самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой. Писатель работал над романом более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году. ![]() Интересные факты из жизни. В семье Булгакова было семеро детей: три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком. Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте. Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем возрасте, был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной. Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский. |
Лайк (3) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 18 мая 135 лет со дня рождения русского, советского писателя-фантаста Григория Борисовича АДАМОВА (1886-1945). ![]() Самое известное произведение: «Тайна двух океанов» (1938); автор научнофантастических романов: «Изгнание владыки» (1946),«Победители недр» (1937). Абрам-Герш Бо́рухович Гибс (псевдоним Г. Ада́мов) был седьмым ребенком в семье скромного херсонского деревообделочника. Ему не удалось кончить даже гимназию — исключили из предпоследнего класса, т.к. родители не смогли вовремя уплатить за учение. Пятнадцатилетним подростком Адамов вступил в кружок революционной молодежи, а затем в херсонскую организацию большевиков. Он хранил у себя на дому нелегальную аппаратуру, выполнял поручения партийного комитета, был агитатором в рабочих кружках. Из-за готовящихся арестов пришлось бежать из Херсона в Николаев, но весной 1906 года Адамов был арестован и выслан в Архангельскую губернию. Бежал. Из Петербурга по распоряжению Центрального комитета партии Григорий Борисович направляется в Севастополь. Было решено: проникнуть в здание суда и уничтожить «дела» арестованных матросов восставшего броненосца «Князь Потемкин-Таврический». Об участии в этом деле Адамова полиция не узнала, но вскоре он был арестован и предан суду за агитацию на кораблях Черноморского флота. Приговорили Григория Борисовича к трем годам крепости. Здоровье Адамова было сильно подорвано тюремным режимом. Выйдя из заключения, Адамов начал работать в херсонской социал-демократической газете «Юг». Сперва печатал там свои статьи и очерки, затем стал редактором. Октябрьская революция застала Адамова в Москве. Григорий Борисович пошел работать в Наркомпрод, потом в Госиздат, а затем перешел на литературную работу. Был лично знаком с В.И. Лениным. Сначала писал очерки в журнале «Наши достижения», один из которых вышел в 1931 году отдельной книжкой под названием «Соединение колонны». Став корреспондентом газеты «За индустриализацию», Адамов много ездил по стране, побывал на всех новостройках и гигантских заводах, интересуясь техникой и успехами науки. ![]() Писать фантастику Адамов начал в 1934 году, сотрудничая с журналом «Знание-сила», в котором в ноябрьском выпуске вышел его первый научно-фантастический рассказ «Диего». Затем были написаны повести «Авария» (1935) и «Оазис Солнца»(1936), в которой рассказывается об использовании солнечной энергии, превращающей безводную пустыню Кара-Кум в цветущий сад. Адамову удалось написать только три больших романа. Последний роман — «Изгнание владыки» был опубликован уже после смерти автора. В 1937 году в Детиздате выходит большой роман Г. Адамова «Победители недр». Книга была написана в традициях Жюля Верна, а за основу писателем был взят ранний собственный рассказ «Завоевание недр». Четыре человека в особом снаряде отправляются в недра земли с целью поставить на службу народу новый неисчерпаемый источник энергии — подземную теплоту. На глубине 14 километров советские ученые сооружают подземную электростанцию. Масса технических и геологических подробностей вкупе с захватывающим сюжетом принесли роману заслуженную популярность, особенно — среди подрастающего поколения развивающегося социалистического государства. Тем более в то время наука и техника и достижения в этих областях вызывали среди населения массу восторгов и желания больше познать. ![]() Самое известное произведение Г. Адамова — роман «Тайна двух океанов» (1938; 1939), повествующий о плавании из Ленинграда во Владивосток «чуда советской науки и техники» — подводной лодки «Пионер». Как и большинство предвоенных произведений, роман выдержан в духе времени: шпион-предатель среди экипажа, борьба с «агентами империализма», успешное выполнение приказов партии и правительства, популярные лекции по науке и технике, благодарным слушателем которых выступает пионер Павлик, подобранный на льдине в Атлантическом океане. В 1956 году роман был экранизирован. Автор сосредотачивает своё внимание на выдуманных технических новинках, что нередко идёт в ущерб обрисовке персонажей Уже через год в журнале «Знание-сила» начали публиковаться рассказы, вошедшие затем в новый роман Адамова «Тайна двух океанов», посвященный плаванию через два океана подводной лодки «Пионер» — чуда советской науки и техники. А еще через год в том же Детиздате роман вышел отдельной книгой. При написании этого романа ему пришлось сделать тысячи выписок по технике, физике, химии и биологии моря. Он ради этого собрал сотни книг о науке и открытиях ученых, побывал в НИИ и лабораториях океанографов. Благодаря этому получилась действительно интересная книга, успех которой оказался еще выше первой. В 1940 году писатель совершает путешествие в Арктику для подготовки своего нового романа «Изгнание владыки», работу над которым начал еще в 1938 году. Ездил на собаках и оленях, плавал на сейнерах по арктическим морям, а в его кабинете собиралась новая библиотека: ученые записки Арктического института, труды полярных экспедиций и дневники зимовщиков. В 1941 году журнал «Наша страна» в первом номере опубликовал отрывок из нового романа, сюжет которого совмещает в себе идеи двух предыдущих книг. Советские люди искусственно повышают температуру теплого течения Гольфстрим, и огромные заполярные пространства становятся пригодными для жизни. С одной стороны страна начинает грандиозное строительство по отеплению побережья Арктики и с другой – враги, препятствующие этому проекту. Идея, положенная в основу романа действительно грандиозна, но, с точки зрения сегодняшнего дня, нереальна. Прижизненная публикация романа не состоялась из-за Великой отечественной войны, так что книга вышла в «Детгизе» лишь в 1946 году – уже после смерти писателя. ![]() Годы войны писатель провел с семьей в городе Пензе (с осени 1941-го по весну 1943-го), где собирал материал для документальной повести об уроженце Пензенской области — хирурге Н.Н. Бурденко. Испытания тяжелого военного времени сильно подорвали здоровье писателя и летом 1945 года он умер. Сын писателя Аркадий Григорьевич Адамов [13.07. 1920, Москва— 26.06.1991, там же] также стал писателем, является автором многочисленных и популярных в свое время детективных повестей и романов «Дело пестрых», «Черная моль», «Инспектор Лосев», «Злым ветром» и многих других. |
Лайк (1) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 21 мая 550 лет со дня рождения немецкого художника-графика Альбрехта Дюрера(Albrecht Dürer) (1471-1528). ![]() Автопортрет в одежде, отделанной мехом, 1500, Старая пинакотека, Мюнхен Альбрехт Дюрер ‒ великий немецкий художник и график. Он оставил после себя богатое наследие: картины, гравюры, трактаты. Дюрер усовершенствовал искусство ксилографии, написал труды по теории живописи. Недаром его называют «Северным Леонардо да Винчи». Произведения Дюрера имеют высокую общечеловеческую ценность, наравне с творчеством гениев итальянского Ренессанса.Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. ![]() Портрет Альбрехта Дюрера старшего. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г. ![]() О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры. По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра. Некоторое время он провёл в Страсбурге. Здесь он создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город. ![]() Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте. 7 июля 1494 года Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей. Дюреры породнились с семьёй, занимавшей в Нюрнберге более высокое положение: Ханс Фрей, владелец мастерской по изготовлению точных инструментов, был членом Большого Совета города, а мать Агнес происходила из обедневшего дворянского рода. С женитьбой повысился социальный статус Дюрера — теперь он имел право завести собственное дело. ![]() Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую. В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. ![]() ![]() После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях. В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя. ![]() Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506) По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника. В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами. В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру. ![]() 1519 Император Максимилиан I В 1517 году Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк[de][13]. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли», вероятно, произошло около 1518 года. Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом, Меланхтоном, Николасом Кратцером. Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине. В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа. Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. Работа художника 15 ‒ 16 века была немыслима без христианских сюжетов. И Альбрехт Дюрер не исключение. Он написал ряд мадонн («Мадонна с грушей», «Кормящая мадонна», «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна с младенцем и святой Анной» и др.) ![]() Он написал несколько алтарных образов («Праздник четок», «Поклонение Святой троице», «Дрезденский алтарь», «Семь скорбей Девы Марии», «Алтарь Ябаха», «Алтарь Паумгартнеров» и др.), картины на библейские темы («Четыре апостола», «Святой Иероним», «Адам и Ева», «Поклонение волхвов», «Иисус среди книжников» и др.). ![]() В более зрелых работах уже проявляется драматизм, появляются многофигурные композиции («Мученичество десяти тысяч христиан», «Поклонение Святой Троице», «Богоматерь с младенцем и Святой Анной»). ![]() В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг. В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет. По словам Иоахима Камерария, внешний облик Дюрера соответствовал его «благородному духу». ![]() С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Он был приятным собеседником, с речью «сладостной и остроумной». Все знавшие художника считали его достойным, «превосходнейшим» человеком, он стремился к добродетели, но не был ни мрачным, ни высокомерным. Дюрер умел наслаждаться жизнью «и даже в старости пользовался благами музыки и гимнастики в той мере, в какой они доступны этому возрасту» Источник: https://germanexpert.ru/albrext-dyurer/ |
Лайк (3) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 23 мая 70 лет со дня рождения советского и российского шахматиста Анатолия Евгеньевича КАРПОВА (р.1951), ![]() заслуженного мастера спорта СССР (1974), двенадцатого чемпиона мира по шахматам (1975-1985), международного гроссмейстера (1970),Трёхкратного чемпиона мира по шахматам среди мужчин (1975,1978, 1981), трёхкратного чемпиона мира ФИДЕ (1993, 1996,1998). Обладателя девяти шахматных «Оскаров» (1973, 1974, 1975,1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1984). Карпов — универсальный, всесторонне подготовленный шахматист очень высокого уровня, прекрасный тактик.Владимир Крамник отмечал чрезвычайную психологическую устойчивость Карпова, его способность играть без оглядки на всё, что имело место до настоящего момента в конкретной партии или в турнире. ![]() Карпов — государственный и общественный деятель как в советские, так и российские времена. В общественно-политической деятельности он, как правило, поддерживает действующую власть.19 июля 2018 года проголосовал в качестве депутата Госдумы РФ за повышение пенсионного возраста. Депутат Государственной думы Российской Федерации шестого и седьмого созывов от фракции «Единая Россия". Член Союза журналистов Российской Федерации, является автором 59 (из них 56 на шахматную тематику) книг, сборников и учебников, изданных и переведённых на многие языки мира. Ряд книг издан в серии «Шахматный университет». Карпов — один из известнейших филателистов в пределах СНГ. Стоимость его коллекции марок, по некоторым оценкам, составляет не менее 13 миллионов евро. *** 23 мая 100 лет со дня рождения советского кинорежиссера, Григория Наумовича ЧУХРАЯ (1921-2001), создателя знаковых фильмов: «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Чистое небо» (1961). Народный артист СССР (1981), лауреат Ленинской премии (1961). Участник Великой Отечественной войны,был награждён орденом Красной Звезды. ![]() В 1953 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма.С 1955 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».Он изобрел инновационную экономическую модель кинопроизводства. В марте 1966 года подписал письмо тринадцати против реабилитации Сталина. Выпустил две книги воспоминаний: «Моя война» и «Моё кино», обе — в серии «О времени и о себе». ![]() Личная жизнь Григория Наумовича была столь же достойной, как его творчество. Успешный режиссер и интересный мужчина был однолюбом. По воспоминаниям вдовы режиссера, Григорий Наумович был чудесным мужем — любящим, рукастым и никогда не повышавшим голос. Григорий Чухрай прожил долгую, достойную и счастливую жизнь. Геройски прошел войну и снял замечательные фильмы, воспитал детей, понянчил внуков, дождался первой правнучки Ани, а его род продолжил правнук Гриша Чухрай. Чухрай одним из первых в советском кино рассказал о чудовищном отношении к пленным в СССР («Чистое небо», 1961) и о дезертирстве во время войны («Трясина», 1977). Фильмы Григория Чухрая номинировались на премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.Фильмография Григория Наумовича небольшая, всего 10 картин, включая 2 документальных фильма, но в его активе более 100 творческих наград. *** 23 мая 130 лет со дня рождения шведского писателя Пера ЛАГЕРКВИСТА (1891-1974) лауреата Нобелевской премии по литературе (1951) «…за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством». ![]() По своей натуре Лагерквист был довольно скрытным и замкнутым человеком, что объясняет его немногословность в освещении своих творческих замыслов. Ему принадлежит известная фраза: «Я не вмешиваюсь в своё творчество». Лагерквист в большей степени интересуется мифами о чудесах, граничащими с массовым сознанием и религией. Обращаясь к мифологической тематике, шведский писатель дегероизирует Евангелие, но не покушаясь на канон, пытается показать тонкую грань между мифом и верой, между продуктом массового сознания и объектом истинных религиозных ценностей в современном обезбоженном мире. Для Лагерквиста миф и религия сопоставимы, хотя в то же время вера для него — это экзистенциальное сомнение и себя он называет религиозным атеистом. В 1940 году он был избран в Шведскую академию, а год спустя стал почётным доктором Гётеборгского университета. Накануне нового, 1942 года, самого, пожалуй, мрачного года войны, несмотря на свою неприязнь к публичным выступлениям, Лагерквист обратился к соотечественникам по радио с речью, в которой призывал сохранять бдительность и надежду, бороться и верить в чудо. В конце того же года Лагерквист приступил к созданию самого масштабного своего произведения — романа «Карлик», который вышел в свет осенью 1944 года. Роман "Карлик" Пера Лагерквиста в классическом литературоведении принято считать "аллегорическим". Вся книга построена на записях придворного карлика, состоящего слугой при герцоге. Карлик - ярый мизантроп, женоненавистник, пышащий тщеславием и злобой, полный яростного самолюбия и самомнения, несмотря на свою дефектность. Сюжет повести построен на описании жизни при дворе, затем военных действий герцога с его извечным врагом.Это произведение-монолог о чудовищах, живущих в человеке, о подлости, ненависти, лицемерии, злобе и жестокости. Талант автора неоспорим, ирония и тонкость - его сильные стороны. ![]() После окончания войны Лагерквист возобновил поездки по Европе, а осенью 1950 года после завершения романа «Варавва», отправился в путешествие по Средиземноморью. Впечатления от этого путешествия у Лагерквиста наложились на довоенные воспоминания о Греции и Палестине и стали основополагающими для написания величественного мифологического цикла, где писатель воссоздаёт условную позднеантичную и раннехристианскую эпоху. Героями этого цикла являются: Варавва, Сивилла, Агасфер, Товий, Джованни. Они изгои и аутсайдеры, стоящие вне человеческой общности, но каждый по-своему символизирует современного человека, его драму отчуждения от жизни и общества, от других людей и Бога, мучительные сомнения и поиски. В каждого из них Лагерквист вложил и частицу себя самого. Первое из этих произведений — роман «Варавва» — стал решающим аргументом в пользу присуждения Лагерквисту Нобелевской премии по литературе за 1951 год и принёс ему мировую славу. Фигура Вараввы лишь мельком упоминается в Новом Завете. Это разбойник, приговорённый к распятию, но отпущенный на волю по требованию толпы взамен распятого Христа. Характер и судьба Вараввы в романе является почти целиком плодом художественного вымысла Лагерквиста. Варавва — человек действия, он индивидуалист и бунтарь, не привыкший задумываться над своими поступками. Жизненный путь Выраввы, судьба которого до конца дней остаётся связанной с судьбой того несчастного незнакомца, кардинально меняется. Он порывает с прошлым и начинает поиски непостижимой для него новой истины. В главном герое Лагерквист пытается воплотить извечный дуализм человеческой природы, неразделимость в человеческом опыте добра и зла. По иронии судьбы Варавва умирает на кресте как мученик. * Кстати,есть замечательные зарубежные экранизации этого романа - "Barabbas". |
Лайк (1) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 24 мая - День славянской письменности и культуры. ![]() Святые равноапостольные Кирилл (в миру — Константин) и Мефодий (в миру — Михаил), чью память Церковь празднует 24 мая, были родными братьями. Они родились в благочестивой семье военачальника при правителе города Фессалоники. В семье было семь сыновей. Михаил — старший, Кирилл — самый младший. Возмужав, юноши покинули родительский дом.И на некоторое время их пути разошлись ... В возрасте 27 лет Михаил был назначен «на славянское княжение» и показал себя мудрым правителем. Но его тяготила житейская суета. Отказавшись от княжения, в 37 лет он ушел в монастырь, приняв в постриге имя Мефодий. Константин с раннего детства часами сидел за книгами. После окончания Магнаврского университета,высшей придворной школы Царьграда, Константин преподает там философию. Константин прославился победой в богословских диспутах с вождем иконоборцев, бывшим патриархом Аммием. Он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, после чего принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки. Жизнь при дворе не устраивала Константина и он, решив присоединиться к своему брату, удалился в монастырь. Но в 850 году император и патриарх направляют братьев с миссией в Болгарию. Своей проповедью они обращают в христианство многих болгар. В 862 году к императору пришли послы от моравского князя с просьбой послать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке, тот приказал братьям составить азбуку. Узнав, что в этих землях нет Священного Писания на родном языке, Константин произнес: «Кто же может писать беседу на воде?» и взялся за составление славянской азбуки. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила свое название от имени младшего из братьев — кириллица. ![]() Кирилл существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему. Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1). В 863 году братья создали глаголицу. Большим подспорьем для них стали первые годы жизни в Салониках, где помимо греческого, говорили также и на славянском. Константин и Мефодий перевели Священное Писание и ряд богослужебных книг на «народный» язык. Позднее на основе греческого алфавита ученых братьев святой Климент Охридский создал кириллицу, проникшую из Болгарии через Сербию на Киевскую Русь. Политические перипетии вынудили братьев прервать миссию и отправиться в Рим: необходимо было отстоять возможность богослужения на славянском языке. В 869 году скончался Константин, приняв схиму и новое монашеское имя — Кирилл. Спустя 16 лет преставился ко Господу и Мефодий. Отпевали Мефодия на трех языках, в числе которых был и славянский. Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские — святые неразделенной Церкви и почитаются как на Западе, так и на Востоке. В России, в память об их совместном подвиге просвещения славян, празднование святым братьям было установлено в один день. ![]() День их памяти по праву считается и днем рождения славянской письменности и культуры. Также это день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла. |
Лайк (1) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 30 мая 175 лет со дня рождения русского ювелира Карла Густавовича ФАБЕРЖЕ (1846-1920), главы семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства,создателя знаменитых Пасхальных яиц. ![]() Русский король ювелиров. Русский ювелир королей. Петер Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, российский немец по происхождению. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских корней и был родом из Лифляндии, а его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге. ![]() Густав Фаберже.Густав и Шарлтта Фаберже. Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию. В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы со штатом в 100 рабочих. В этом же году Карл женился на Огюсте Джулии Джейкобс (Августы Юлии Якобс), которая родила ему четверых сыновей (Евгений, Агафон, Александр, Николай), продолживших династию ювелиров. ![]() Фаберже, Евгений Карлович (29.05.1874 — 1960) — старший сын Карла Фаберже, талантливый художник по украшениям и портретист, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на ювелирном отделении университета в Ханау в Германии, а также у С. Зайденберга и Ю. Оллилла в Хельсинки. ![]() В 1897 году работал экспертом на выставке в Стокгольме. В 1900 году за выставку в Париже награждён офицерским знаком Академии Искусств и болгарским орденом святого Александра. С 1894 года работал на фирме отца, с 1898 по 1918 годы вместе с отцом и братом Агафоном Карловичем фактический руководитель фирмы в Санкт-Петербурге. В 1923 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму «Фаберже и К». Фаберже, Агафон Карлович (24.01.1876 — 1951) — сын Карла Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана. ![]() В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца. В 1900—1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награждён золотой медалью. В 1916 году был несправедливо обвинён отцом в крупных хищениях денег фирмы, после чего их отношения прекратились (только спустя много лет бывший сотрудник фирмы Отто Бауэр признался в краже). Агафон открыл антикварный магазин. С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком. В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой и сыном перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Поселился в купленном и перестроенном четырехэтажном доме в Хельсинки. Жил за счет продажи части своей богатейшей коллекции марок. Фаберже, Александр Карлович (17.12.1877 — 1952) — сын Карла Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1895 год и в училище барона Штиглица, затем у Кашо в Женеве. ![]() Руководитель и художник московского отделения фирмы, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса. Эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К». Фаберже, Николай Карлович (09.05.1884 — 1939) — сын Карла Фаберже. ![]() Выпускник Петришуле, учился с 1894 по 1902 год. Художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже. Пока коллеги творили в стиле ренессанс, рококо и ампир, Фаберже ударился в модерн. На выставках присматривался к новым тенденциям, а заодно к одаренным ювелирам. В итоге в многочисленных мастерских собралось до 500 рабочих, и во главе каждой встал яркий талант. Следует отметить главный факт, что Карл Фаберже лично не создавал ювелирные изделия, а участвовал в разработке эскиза и руководил производством. Сам Фаберже не относил себя к талантливым ювелирам а, наоборот, был даже убеждён в своей бездарности. Однажды его спросили, что нужно для того, чтобы научиться ювелирному делу. В ответе присутствовало слово «ремень», о котором он пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло». Может сложиться мнение, что Карл Фаберже незаслуженно пожинал плоды славы своих ювелирных изделий, но это не так. Только благодаря его чуткому руководству, тонкому вкусу и стремлению к совершенству его фирма вышла на новый уровень. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы были оценены очень высоко. И, что очень важно, его работы заинтересовали императора Александра III, и уже через год последовал первый царский заказ, который коренным образом изменил жизнь главы ювелирной фирмы. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Фирма Фаберже славилась в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия в подарок. В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона. ![]() Орден Почетного Легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи — Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство. ![]() Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными. ![]() Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Мастерская Карла Фаберже славилась также камнерезным искусством. В 2005 году на торгах "Сотбис" в Нью-Йорке были проданы несколько редких фигурок из драгоценных и полудрагоценных камней (окончательная цена - $850 000-1 800 000). ![]() Яйцо «Коронационное». 1897 Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное». ![]() Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. ![]() Заказал изделие император для супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри — в золотом «желтке» — курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона. Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из них сохранились (так что говорить, что автор всех яиц лично сам Карл Фаберже не следует). ![]() Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин и проч. ![]() Яйцо «Память Азова». 1891 Самыми известными произведениями Карла Фаберже являются, конечно же, знаменитые пасхальные яйца. Однако знатоки ювелирного искусства считают подлинным шедевром его цветы. ![]() «Родословная» изысканных цветов Фаберже имеет восточные корни. Ведущий мастер фирмы Франц Бирбаум оставил письменное свидетельство: «Впервые мы обратили внимание на эту отрасль китайского искусства, когда нам принесли в починку букет хризантем... Благодаря искусному подбору тонов и прозрачности некоторых камней, работа эта производила прекрасное впечатление». С реставрации китайского букетика начался драгоценный гербарий. Фаберже загорелся, стал придумывать собственные цветочные композиции. Ко всякому делу он подходил основательно: при московской мастерской построили теплицу — выращивали растения, служившие «моделями» для каменных букетов. ![]() Сохранился рабочий альбом Фаберже с подробными фотографиями живых цветов, в том числе ландышей, послуживших прообразом корзинки императрицы. ![]() Знаменитый «Одуванчик» сегодня хранится в Оружейной палате Кремля. Стебелек из золота, листья из нефрита. Но самое поразительное, на концах серебряных тычинок натуральный одуванчиковый пух. До сих пор ювелиры не могут понять, как удалось Фаберже закрепить нежнейший пушок, который мнется от любого прикосновения. Но и этого мастеру показалось мало, сверху разбросаны мелкие бриллианты огранки «роза», которые при правильном освещении сверкают подобно утренней росе. Ученые долго сомневались в естественности пушинок. В музей пригласили эксперта из Ботанического сада МГУ, который подтвердил: да, это настоящий пух и назвал дату сбора. Что абсолютно идентифицировало раритет с годом производства. ![]() Самая большая коллекция каменных цветов работы Фаберже находится сейчас в собственности английской королевы Елизаветы II, 26 работ из 80 изготовленных. Среди других работ Фаберже — уникальный натюрморт 1905 года, который представляет собой камень, на котором разложен «джентльменский набор»: яичница, гранёный стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренная папироса. ![]() Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок — из белого камня, желток — из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи — из серебра, стакан и его содержимое — из хрусталя, а окурок — из хрусталя и кварца. С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой Мировой войны. Многих его мастеров, включая самых лучших, исполнявших Высочайшие заказы, взяли на военную службу и на казенные заводы. При этом фирма продолжала и с неимоверными трудностями производить свой обычный ассортимент, и должна была работать на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, солдат и членов их семейств, медные изделия для солдат с военной символикой, а также шприцы для армии и втулки для скорострельной артиллерии. После Октябрьского переворота фирма К.Фаберже прекратила свою деятельность. После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже. Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался. Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет». Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце. ![]() Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и — по разным оценкам — $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара. В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах. В 2004 году российский предприниматель и миллиардер Виктор Вексельберг за $ 100 млн. выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое — «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже. ![]() ![]() Яйцо «Московский Кремль». 1906 ![]() Яйцо «Лавровое дерево». 1911 Главная ценность музейной экспозиции — девять императорских пасхальных яиц, созданных мастером для двух последних русских императоров. В коллекции и множество изящных вещиц, что продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд-стрит. Те самые вещицы, что меняли вкус целой эпохи. |
Лайк (1) |
Tina1960 Модератор раздела Germany Сообщений: 3363 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3688 | 3 июня 145 лет со дня рождения русского советского хирурга Николая Ниловича БУРДЕНКО (1876-1946), организатора здравоохранения, основоположника советской нейрохирургии,главного хирурга Красной Армии в 1937-1946 годы, академика АН СССР (1939), академика и первого президента АМН СССР (1944-1946), генерал-полковника медицинской службы, участника русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн. Лауреат Сталинской премии (1941). ![]() Николай Нилович Бурденко родился 22 мая (3 июня) 1876 года в селе Каменка, Нижне-Ломовского уезда, Пензенской губернии (ныне город Каменка Пензенской области). Отец — Нил Карпович, сын крепостного, служил писарем у мелкого помещика, а затем — управляющим небольшим имением. До 1885 года Николай Бурденко учился в Каменской земской школе, а с 1886 года — в Пензенском духовном училище. Здание бывшего духовного училища в Пензе, в котором учился Бурденко, сохранилось до наших дней и имеет статус памятника культурного наследия России (в настоящее время там располагается факультет стоматологии медицинского института Пензенского госуниверситета). В 1891 году Николай Бурденко поступил в Пензенскую духовную семинарию. Окончив её, Бурденко сдал на отличные оценки вступительные экзамены в Петербургскую духовную академию. Однако, он резко изменил свои намерения и 1 сентября 1897 года поехал в Томск, где поступил на недавно открывшийся медицинский факультет Томского университета. Там он увлёкся анатомией, и к началу третьего курса был назначен помощником прозектора. Помимо работы в анатомическом театре, он занимался оперативной хирургией, много и охотно помогал отстающим студентам. Николай Бурденко принимал участие в студенческих «беспорядках», которые возникли в Томском университете в связи с движением, охватившим русское студенчество в 1890-х годах. В 1899 году Николай Бурденко был исключён из Томского университета за участие в первой томской забастовке студентов. Подал прошение о восстановлении и снова вернулся в университет. В 1901 году его имя снова появилось в списке забастовщиков, по некоторым сведениям, случайно. Тем не менее, Бурденко вынужден был покинуть Томск и 11 октября 1901 года перевестись в Юрьевский университет (ныне университет в Тарту, Эстония) на четвёртый курс медицинского факультета. Занимаясь науками, Николай Бурденко принимал активное участие и в студенческом политическом движении. После участия в студенческой сходке ему пришлось прервать занятия в университете. По приглашению земства он прибыл в Херсонскую губернию для лечения эпидемии сыпного тифа и острых детских заболеваний. Здесь Бурденко, по собственным словам, впервые приобщился к практической хирургии. Проработав почти год в колонии для больных туберкулёзом детей, благодаря помощи профессоров, он смог вернуться в Юрьевский университет. В университете Николай Бурденко работал в хирургической клинике помощником ассистента. В Юрьеве он познакомился с трудами видного российского хирурга Николая Ивановича Пирогова, которые произвели на него глубокое впечатление. ![]() В соответствии с порядком того времени, студенты и преподаватели выезжали на борьбу с эпидемическими заболеваниями. Николай Бурденко в составе таких медицинских отрядов участвовал в ликвидации эпидемий тифа, чёрной оспы, скарлатины. В 1914 году доктор медицины (с 1909 года) Бурденко отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Он провел колоссальную работу по снижению уровня смертности и ампутаций в результате ранений солдат, изучал и развивал методы Пирогова. Фронт покинул летом 1917-го после контузии и встал во главе кафедры хирургии Юрьевского университета. Для уменьшения смертности и числа ампутаций Бурденко занимался проблемами сортировки раненых (чтобы раненых направляли именно в те лечебные учреждения, где им могла быть оказана квалифицированная помощь), скорейшей их транспортировки до госпиталей. Высокая смертность раненых в живот, которых перевозили на далёкие расстояния, побудила Николая Бурденко организовать возможность быстрого оперирования таких раненых в ближайших к боевым действиям лечебных учреждениях Красного Креста. Под его управлением в лазаретах были организованы специальные отделения для раненых в живот, в лёгкие, в череп. Впервые в полевой хирургии Николай Бурденко применил первичную обработку раны и шов при повреждениях черепа, впоследствии перенеся этот метод в другие разделы хирургии. Оказавшись в эвакуации с университетом в Воронеже (с 1918 года), Бурденко посвятил себя организации военных госпиталей РККА, преподавал на созданных им спецкурсах по военно-полевой хирургии и основал школу для медсестер. В тот же период выступил организатором гражданского здравоохранения. Переехав в Москву в 1923 году, Бурденко, используя накопленный в Первой мировой войне материал в области лечения нервной системы, многое сделал для выделения нейрохирургии в самостоятельный раздел медицины. Например, в 1932 году был создан первый в мире Центральный нейрохирургический институт. В 1939—1940 годах во время советско-финской войны 64-летний Бурденко выехал на фронт и провёл там весь период боевых действий,руководя организацией хирургической помощи в действующей армии. По опыту советско-финской войны он разработал положение о военно-полевой хирургии. Благодаря деятельности Бурденко после Гражданской войны в России, военная медицина СССР оказалась достаточно подготовленной к началу Великой Отечественной войны. ![]() В начале Великой Отечественной сам мэтр – главный хирург Красной Армии – провел несколько тысяч операций в непосредственной близости от фронта, был контужен, перенес инсульт, почти полностью потерял слух, получил назначение в Чрезвычайную государственную комиссию, которая занималась установлением и расследованием злодеяний немецко-фашистских захватчиков, продолжал вести практическую и исследовательскую деятельность. ![]() В 1944 году был представлен к званию генерал-полковника медицинской службы. В годы войны, благодаря проводимым Бурденко испытаниям пенициллина, сульфидина и стрептоцида, эти лекарства стали использоваться хирургами во всех военных госпиталях, что позволило спасти тысячи жизней. Среди множества нововведений и открытий Бурденко – операция для верхнего отдела спинного мозга – бульботомия. Великого хирурга с мировым именем, оставившего после себя более 400 научных работ, не стало 11 ноября 1946 года в Москве в результате последствий третьего инсульта. Несмотря на непрекращающуюся работу, Николаю удалось построить счастливую личную жизнь. Его женой стала Мария Эмильевна, которая впоследствии была не только его супругой, но и верным другом, помощником и опорой. В браке у них родился ребенок, его назвали Владимиром. Сведений о других детях хирурга нет. Он не пошел по стопам отца, вместо этого решил посвятить себя службе. Владимир Бурденко был капитаном II ранга, преподавал в Рижском военно-морском училище, а в годы Великой Отечественной войны командовал подводной лодкой. |
Лайк (1) |
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 36 37 38 39 40 * 41 42 43 44 Вперед → Модератор: Tina1960 |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Tina1960 » КаленДарь - ни дня без праздника » КаленДарь - ни дня без праздника. [тема №102624] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
Галина!Спасибо за дополнение.