Поиск записей о рождении, браке и смерти
Церковные кондики и свидетельства болгарской гражданской администрации. Вопросы, обсуждения.
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3852 | Наверх ##
8 апреля 2015 21:07 18 мая 12:14 Для правильной ориентации поиска записей 19-го века в Болгарии и во избежание ненужных ожиданий нужно иметь в виду несколько важных дат:  1878-9 года - выход Болгарии из османской зависимости. Процесс в Болгарии известен как Освобождение и его результат - появление на карте Европы третьего болгарского государства - Княжества Болгарии. Это приблизительно северная часть современной Болгарии. До этого, в течение почти пяти веков, Болгария не существовала как независимое государство и не имела собственной администрации. Документы времен ранних болгарских государств (с седьмого по четырнадцатый век) существуют, но генеалогически связать упоминаемые там лица с современными неосуществимо.  1880 г. - принятие Закона о регистрации рождений, браков и смертей. Это временный закон. Регистрация должна была вестись приходскими священниками, имамами и раввинами. Тут все знакомо - регистрировалось каждое рождение, брак и смерть (открою скобку - действие этого закона не ввелось моментально, а позже, только после введения официальных регистров гражданского состояния в 1892 году).  1885 г. - присоединение к Княжеству Болгария значительных частей на юге Княжества и признание их частью княжества. Акт известен как Соединение с Восточной Румелией. Речь далее будет идти только о законах на этой расширенной территории.  1892 г. - ввод Регистра гражданского состояния. Муниципальным советам поручается заниматься регистрацией населения. В Болгарии администрация муниципальных советов известна как "Община". Хотя законы за это время изменились, общины до сих пор уполномочены вести этот регистр. При поиске нужно определить является ли искомое место самостоятельной общиной или принадлежит к другой, бóльшей.  1893 г. - закон расширен "Правилами записи актов рождения, брака и смерти". Фактически книги регистра начались вести после обнародования "Правил". До этого года официальных метрических записей болгар нет (не забываем, что до 1879 года они подданные османского султана). В связи с новыми законами вводятся фамилии подданных. Фамилии существовали и ранее, но главным образом в городах и не везде, и не имели юридической важности. В связи с этими переменами некоторые из прозвищ или профессий лиц превратились в фамилии. ******** Несмотря на эту общую неутешительную ситуацию скажу, что и до Освобождения существовало несколько систем регистрации населения. * Во-первых, османские власти регулярно проводили описания домохозяйств, похожие на переписи, в которых отмечались глава и члены семьи, включая родственников: внуков, племянников, зятьев, дядей и кузенов, причем явно указывалась родственная связь с главой домохозяйства, а и иногда их возраст, профессия и прозвища. Турецкие административные органы строго следили за точностью регистраций. Таким путем османская администрация контролировала налоговые обязательства каждого мужчины в домохозяйстве. Такие записи за разные периоды, вплоть до 16-го века, можно отыскать в исторических архивах современной Турции, куда была вывезена большая часть османской административной документации. Для успешного поиска в этих регистрах нужно провести предварительное исследование в изменениях имени населенного пункта, так как между современными болгарскими и прежними турецкими наименованиями существует почти всегда большая разница. Документы времени османского владычества на Балканах написаны на старотурецком языке дореформенной арабской письменностью и просто хорошее понимание турецкого языка тут недостаточно. * Во-вторых, параллельно с гражданской регистрацией, проводимой турецкими властями, в некоторых местах Болгарии проводилась и церковная регистрация населения, включающая рождения, браки, разводы, усыновления и смерти. Священники, для собственного контроля паства или из-за какого-нибудь другого события (бедствия, эпидемии, переселения), вели такие личные, неофициальные записи, называемые "кондики" или "дефтери". После 1862 года в некоторых местах это стало обязанностью священника, но книги оставшиеся при церквях трудно хранить в хороших условиях и мало что дожило до наших дней. Почему их так мало? Потому что Болгарская Православная Церковь институция отделенная от государства. Она ничем не обязана сдавать в госархивы или библиотеки свои книги. Книги остаются при храма навсегда. Очень минимальная возможность найти такие записи, все таки существует и обычно они находятся в разделе "Особенно ценные" областных архивов или, редко, в местных музеях. В архивах Северной Болгарии (подальше от центра османской власти) сохранилось чуть больше таких кондик, чем на юге. И после 1892 года параллельно с гражданской регистрацией в общине традиция отмечать в церковных книгах крещение ребенка, таинство венчания, место погребения усопшего и т. д. сохранилась. В некоторых храмах по сей день можно свободно читать церковные записи начала 20-го века... * В третьих, некоторые грамотные и богатые болгарские семьи - попы, торговцы или промышленники - вели самостоятельно летописи истории своих родов, местного строительства и тд. Тут как повезет, можно наткнуться на очень интересные истории. Но они редкость, как уже много раз упоминалось на форуме. --- Князь Павел Александрович Баратов
Графы Булгари
Бароны Розен
| | |
вичев Сообщений: 115 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 108
| Наверх ##
19 августа 2017 8:41 TatianaLGNN написал: [q] Где найти рождения человека в Габрове? [/q]
Можете обратиться с просбой к начальнику отдела в муниципалитета г.Габрово Аделина Симеонова по е-мейл: asimeonova@gabrovo.bg --- Помните свой род! | | |
Alexknp Новичок
Сообщений: 2 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 0 | Наверх ##
9 мая 2019 16:26 Здравствуйте, меня зовут Александр Конопасевич, я внук подполковника Александра Викторовича Конопасевич (похоронен в Пловдиве). В данный момент я ищу возможность получить архивную выписку (паспорт и свидетельство о рождении) моего отца Конопасевича Виктора Александровича и его матери Иорданы Иордановой. Эти документы нужны мне для подтверждения своего болгарского происхождения по линии своей бабушки. Мой отец, Конопасевич Виктор Александрович родился в Кочериново, ст. Димитрово, Болгария, 23 ноября 1929 года. Мы выяснили, что документы могут хранится в муниципалитете города Кюстендил. Писали туда запрос но без результатов (на этот сайт https://www.kn.government.bg/). Могли бы вы взяться за получение этих документов? Или порекомендовать кого-то. Я готов обсудить взаимовыгодные условия сотрудничества и буду вам очень благодарен за помощь. Контакты: Psalom22.2017@gmail.com С уважением, Александр Конопасевич | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3852 | Наверх ##
11 августа 2019 17:03 11 августа 2019 21:07 Немного о кондиках
Ко̀ндика, (с ударением на первом слоге), дневники, в которых записаны важные события в храмах, монастырях, школах, общине (муниципалитет) или профессиональном объединении. В западной историографии кондикам соответствует термин кодекс или хроника. Можно перевести также как летопись.
Термин кондика греческого происхождения, в современном языке не присутствует, кроме как в жаргонных фразах. Используется в контексте исторических документах, которые самоидентифицировались как таковые. Кроме всего прочего кондики важный источник личных данных в местах и эпохах, в которых не проводились никакие переписи.
В Болгарии церковные записи о рождении, браке и смерти так и называются - църковни кондики. Кондики могут хранится в самых разнообразных местах. В Болгарии нет законного обязательства сдавать в архив документацию по истечению стольких-то лет. Она обычно хранится 50 лет в издающих документ организациях и потом спокойно может уничтожиться если кто-нибудь о ней не позаботится. Но это индивидуальные решения. Есть общины, которые понимая ценность рукописи двухвековой давности, дарят документ архиву. Другие - нет.
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3852 | Наверх ##
11 августа 2019 17:08 26 июля 2020 12:20 Церковные кондики по местам Опишу те, которые мне довелось увидеть.
В больших действующих церквях г. София кондики за целый 20 век находятся на своих местах - в храмах. Это относится например к церкви "Святая София" или к католической церкви "Св. Йосифа". Нужно просто пройти в храм и попросить священника поискать дату события в книге. Если он не занят, садится за это сразу-же и через 5-10 минут результат появляется. Храм "Святой Недели" не имеет кондик при себе. Исследователи истории этого храма утверждают, что они или уничтожены или просто находятся в неизвестности.
Кондики храмов общины Самоков находятся в фонде 43К Софийского архива. Там данные приблизительно за 1885 - 1925 гг в рукописных книгах.
Когда смогу продолжу описание. | | |
yanapelt Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 0 | Наверх ##
17 сентября 2019 13:31Славчев Демьян Степанович Здравствуйте, подскажите как можно найти свидетельство о рождении моего прадедушки Славчев Демьян Степанович, который родился в Болгарии, ориентировочно в Варне в 1900 году | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3852 | Наверх ##
20 сентября 2019 18:26 yanapelt написал: [q] родилсяв Болгарии, ориентировочно в Варне в 1900 году [/q]
Подсказать было бы легче, зная национальность и вероисповедание искомого. | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3852 | Наверх ##
16 февраля 2020 18:44 Пару слов о том, какие метрические книги возможно отыскать и какие нет. Неознакомленные с болгарской историей часто просят найти их предков в болгарских церковных метриках 18 или первой половины 19 века. Таких записей практически почти не существует, никто их специально не хранил, христианский культ ограничивался властью, так как до 1878 года Болгария оставалась во владении Османской Империей. Администрация империи вела по местам учёт порабощенного населения и записи, похожие в некоторой степени на российские ревизские сказки, существовали. Но они велись на старотурецком (османском) языке, сильно отличающимся от современного турецкого языка не только лексикально, но и графически - османский язык пользовался арабским алфавитом. Огромное большинство таких административных документов вывезено турками при их уходе с территорий освобождённых Балканских народов, в том числе и Болгарии.
Некоторые документы остались на месте, но они непонятны никому, специалистов-османистов, способных заняться их расшифровкой в Болгарии мало и при сильном негативном отношении ко всему связанному с турецким игом, они долгое время плохо сохранялись. Поэтому совершенно нереально надеяться на нахождение информации по предкам из доосвобожденческих метрик.
Церковные записи (кондики) начали регулярно вестись в 80-года 19 века. Часть их хранится в региональных архивах, но что именно у них есть в наличности, нужно спрашивать в каждом региональном архиве поотдельности. Оцифрованых описей в провинциальных архивах почти нет. Если кондика попала в раздел особенно ценных документов, можно надеяться на её оцифровку или по-крайней мере микрофильмирование. | | |
gurtovoy_kg Участник
москва Сообщений: 87 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 83 | Наверх ##
4 июля 2020 14:44 4 июля 2020 22:36 Буду благодарен за помощь (возможно на платной основе) в поиске свидетельств о рождении и браке, а также других документов по генеалогии семьи Флиориных - Флориных. Эта ветвь моих предков происходит из Болгарии. По рассказам родственников - глава семьи, мой прадед Исидор Степанович (Стефанович) Флиорин (Флорин, Флiорин)(1857-1909), в Болгарии был фармацевтом и разбогател на поставках лекарств для русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-78. И.С. Флиорин имел "плантации риса", но затем ему "задержали воду", и этот "агробизнес" прекратился. Семья И.С. Флиорина перебралась в Россию в самом начале 20-го века - между 1901 и 1904 годами и проживала в Екатеринославе. Жена: Венгеровская Зинаида Саввишна (ок 1860-1942/43) Дети: Петр (до 1887-?), Пелагея (1888-1938), Борис (1890-1950), Елена (1892-1972) Флиорины (Флорины, Флiорины) Вероисповедание: православное Только старший сын Пётр Исидорович Флиорин (Флорин), судя по письмам-открыткам 1906-07 годов оставался в Болгарии в городах Разград и Шумен. По семейному преданию П.И. Флиорин (Флорин) и впоследствии жил в Болгарии. Вот фотография И.С. Флиорина (ок 1909):
 --- ищу: Маслов - Серпухов, Алексин; Горгоц - Энгельс, Саратов
Гуртовой (ый) - Веселые Терны, Екатеринослав губ; Флиорин ( Флорин ) - София
Параскева - Борисов ( Параскева, Борисов ) - Евпатория, Севастополь, Одесса
Гацкевич - Волынская губ., Одесса; Козаков - Лубны | | |
gurtovoy_kg Участник
москва Сообщений: 87 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 83 | Наверх ##
4 июля 2020 16:10 4 июля 2020 22:42 Вот самый старый документ Флиориных-Флориных, из имеющихся у меня: свидетельство о рождении моей бабушки Флиориной Пелагеи Исидоровны (1888-1938). Документ заверен в Российском вице-консульстве в 1901, видимо, при подготовке эмиграции семьи в Россию.
СВИДЪТЕЛСТВО ЗА СВЕТО КЪРЩЕНИЕ
№9 ------<>----- Вр. 160
Въ двадесет и деветый /29/ день на Декемврия /декабря/ мъсеца отъ хилядо и осемтотин и оседесетъ и седма /1887/ година роди се въ София у Софийска Епархия отъ православни родители: Исидора Флиорина и законната му съпруга Зинаида Ис. Флиорина /здесь ошибка в отчестве - прабабушку звали Венгеровская Зинаида Саввишна (ок 1860-1942/43)/ отроче отъ женски полъ, което се кърсти днесь отъ долеподписаний свещенникъ Сакелария Свещ. С. КАнев въ прихода на църквата Св. Кралъ Стефанъ [теперь cобор Святой Недели?] и се именува въ светото кърщение Пелагия и въсприя отъ свещенната купель отъ Подполковника Стефана Георгиевъ
За увърение се дана настоящето свидътелство.
17ий Юния 1893 г. Сакеларий Свещ. С. КАнев
Поддлинность ?а
<гербовая марка> № 4962
на положенитъ въ настоящето свидътелство свещеннически подписъ и печатъ завърявамъ
Гр София, 18 Августъ 1901 год.
За Софийский Митрополитъ и. д. Протосингелъ Iеромонахъ Iосиф
№60 Россiйское Императорское Вице-Консульство в Софiи, симъ свидътельствуетъ съ приложенiемъ казенной печати подлинность выше сего значащейся собственно ручной подписи лично Вице Консульству известнаго Протосингела Софiйской Митрополiи Iеромонаха Iосифа. Софiя 18го Августа 1901 года
За Вице Консула: Ник ?вичченко
Видимо, в метрических книгах этой же църквата Св. Кралъ Стефанъ (cобор Святой Недели?) могут быть и свидетельства о рождении её братьев Петра (до 1887 года рождения) и Бориса (1890 года рождения) и сестры Елены (1892 года рождения), а также другие документы на упомянутых выше членов семьи Флиориных-Флориных.
  --- ищу: Маслов - Серпухов, Алексин; Горгоц - Энгельс, Саратов
Гуртовой (ый) - Веселые Терны, Екатеринослав губ; Флиорин ( Флорин ) - София
Параскева - Борисов ( Параскева, Борисов ) - Евпатория, Севастополь, Одесса
Гацкевич - Волынская губ., Одесса; Козаков - Лубны | | |
gurtovoy_kg Участник
москва Сообщений: 87 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 83 | Наверх ##
4 июля 2020 16:20 На фотографии 1885 года, сделанной в Софии, "близкий приятель" моего прапрадеда Стефана/Степана Д. Флорина/Флиорина - поручик Георгиев.
Через 3 года в 1888 в свидетельстве о рождении моей бабушки Пелагея Исидоровна Флиорина фигурирует крестный - подполковник Стефан Георгиев. Возможно, это один и тот же персонаж.
Могут ли эти сведения помочь поискам других документов, касающихся семьи Флиориных-Флориных?
  --- ищу: Маслов - Серпухов, Алексин; Горгоц - Энгельс, Саратов
Гуртовой (ый) - Веселые Терны, Екатеринослав губ; Флиорин ( Флорин ) - София
Параскева - Борисов ( Параскева, Борисов ) - Евпатория, Севастополь, Одесса
Гацкевич - Волынская губ., Одесса; Козаков - Лубны | | |
|