Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Итыгины

Поиск родных и однофамильцев. Сибирь.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 Вперед →
Модератор: Velizhanskaja
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Великий художник, великий ученый, великий писатель - это звучит очень гордо. Но есть в культуре и незаметная, будничная, но главная работа, её делает учитель. Он несет культуру в самую гущу народа. Он бросает первое звено на ниву таланта. И если кто-нибудь из вас станет большим, знаменитым человеком, пусть он, увидя скромного сельского учителя, с почтением снимет перед ним шляпу, помня, что этот незаметный труженик воспитывает и формирует самое лучшее, самое прекрасное творение природы - Человека (А. Рыбаков).

Итыгин Георгий Игнатьевич. Заведующий 1-й железнодорожной школой г. Красноярска (1913 - 1924)

Фото из семейного архива Алексея Колесникова (https://t.me/s/naslednikdv).
Алексей сообщил: "На фото из моего семейного архива — выпускники Красноярского железнодорожного училища, май 1914. На обороте рукой прадеда указаны имена мальчишек и преподавателей. И я впервые подумал: а кто был первым учителем моего прадедушки? И был потрясён, когда из темноты прошлого ко мне вышел Георгий Игнатьевич ИТЫГИН".

Прикрепленный файл: 1914_Красноярск_ЖД училище_архив_А_Колесникова_1 (2).jpg1914_Красноярск_ЖД училище_архив_А_Колесникова_1.jpg, 4090767 байт1914_Красноярск_ЖД училище_архив_А_Колесникова_2.jpg, 3971148 байт
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Георгий Итыгин. К вопросу о Тюркской республике.

В истории немало случаев, когда представители интеллигенции, думающие об интересах общества, волею судеб оказывались на руководящих постах. Обычно эти попытки происходили в кризисные эпохи, когда отлаженная система чередования элит давала сбои. Нередко этих людей упрекали в некомпетентности, непрактичности, нереальности и пр. Зачастую их попытки управлять заканчивались не слишком удачно, и на их место приходили новые, более эффективные личности. Но почему общество, нередко спустя десятилетия, вспоминает именно их? Может быть, какие-то из этих людей интересны и значительны тем, что именно им удалось открыть обществу новые ценности и стремления, новые надежды и перспективы?

Весьма показательна судьба Георгия Игнатьевича Итыгина (1873-1928).
Родился в семье «инородца», начальное образование получил в церковно-приходской школе с. Чебаки Ачинского округа.
С 1890 по 1893гг. обучался курсу в Красноярской Учительской Семинарии и с характеристикой «как учитель трудолюбивый и совестливый, должен быть особенно полезен в инородческой школе» начал свой путь учителя в школах Енисейской губернии.
В 1905 году награжден медалью «За усердие» серебряной нагрудной на Александровской ленте. За выслугу лет получил звание личного почетного гражданина.
В 1913 году назначен заведующим 1-й железнодорожной школой г. Красноярска.
В 1916 г. совместно с учителями создает первый в Сибири педагогический журнал «Сибирская школа» и становится его редактором.
В 1917 поддерживает большевиков, в 1918 был арестован за активную большевистскую деятельность. После установления в Красноярске Советской власти возвращается к прежней работе.
На 2-м Енисейском губернском Съезде Советов, проходившем в Красноярске с 11 по 16 июня 1921 года, Г.И. Итыгин избран членом Губернского Исполнительного Комитета (Губисполкома). Как знатока хакасского языка и культуры, назначен руководителем хакасской секции при губернском отделе народного образования.
В связи с выделением Ачинск-Минусинского инородческого района в самостоятельную единицу назначен председателем Хакасского Уревкома с 1.01.1924г.

Историческая справка.
В связи с выделением инородческого района в самостоятельную единицу президиум укома выставил на пост председателя Хакасского уревкома кандидатуру Катанова (предположительно Николая Гавриловича) – «испытанный товарищ, работал около двух лет в Красной Армии как политработник, пользуется большой популярностью среди инородцев, имеет среднее образование». Однако была утверждена кандидатура Итыгина Г.И.
Осознавал ли он тогда, что тем самым позволил вовлечь себя в сферы высокой политики, участниками которой становились все, кто занимал значительные посты системы органов власти? Посмеем предположить, что Георгий Игнатьевич и не помышлял о своем участии в игре политической.


В 1925 году Хакасский уезд был преобразован в Хакасский округ. Сам же Георгий Игнатьевич был избран председателем окрисполкома.
В 1927 году Сибирский крайком ВКП(б) счел нужным перевести Георгия Игнатьевича в Новосибирск. Ему было поручено руководить Советом просвещения национальных меньшинств краевого отдела народного образования.
Скончался от тифа в декабре 1928 года.
В 1934 году имя Георгия Итыгина вновь было отмечено, но не как просветителя и общественного деятеля, а с термином «буржуазный националист». А дальше - годы забвения. Роковое клеймо «буржуазного националиста» наложило отпечаток на судьбу детей Георгия Игнатьевича. Старший сын Эразм Георгиевич подвергся репрессиям, с 1937 по 1942 гг. отбывал наказание под г. Мариинском в Сусловском отделении Сиблага. «Сидел в одиночке…, ежовцы пытались применить 58-ю статью по ряду пунктов…» - писал в своих воспоминаниях Эразм Итыгин. Младший сын Ким Георгиевич пошел добровольцем на фронт, чтобы «смыть пятно». Ему не было еще и 18 лет. После ВОВ сменил имя и фамилию.

Замыслом этого исследования послужила статья Алексея Николаевича Гладышевского «Красивая мечта Георгия Итыгина», опубликованная в газете «Хакасия» в 2003 году, в которой автор указывает:
«В марте 1925 года на II съезде исполкома Г И. Итыгин выступил с докладом об объединении Хакасии с Ойротией (Горный Алтай)… Доклад как красивая мечта Георгия Итыгина, построенная в лирико-поэтической форме, произвел на делегатов съезда большое впечатление. По докладу съезд принял резолюцию: II Съезд уездного совета с полным удовлетворением отмечает, что такое объединение будет своевременным и необходимым для нас как родственных народностей. Съезд поручает уисполкому войти по этому вопросу в переговоры с Ойротией и Урянхайским Танна — Тувинским правительством — и довести об этом ВЦИК, через Сибирком и Губисполком и теперь же начать подготовительную работу к созданию Тюркской ССР».
Далее автор пишет:
«Как отнеслись в Ойротии к докладу Г.И. Итыгина? В Новосибирском областном партийном архиве сохранилось письмо секретаря Ойротского обкома партии Папарде на имя Коссиора (С.В. Коссиор с 1922 года был секретарем Сиббюро ЦК РКП (б)). «Посылаю Вам доклад Итыгина на хакасском уездном съезде о создании Тюркской республики и постановление съезда. Не вдаваясь в оценку этого документа по существу, обращаясь к Вам за указаниями, нас удивляет то обстоятельство, что такой вопрос, по своему характеру сугубо политический, попал сразу на Съезд советов и принял характер широкой массовой кампании. В докладе Итыгина нет ни одной здоровой мысли, ни одного трезвого довода… Как нам держать себя: позволить по примеру Хакасии “дискуссию" или считать такое дерганье вредным и творить национальную политику в ойротских условиях и границах?». Надо полагать, затем последовали из Сибиркома соответствующие указания, и вскоре как уездный, так и окружной комитеты партии не поддержали взгляды Г.И. Итыгина… В марте 1927 года Г.И. Итыгина отозвали в Новосибирск в краевой отдел народного образования, где он возглавил совет по просвещению национальных меньшинств… В 1928 году Г.И. Итыгина не стало…».

Мы не будем подробно рассматривать биографию Георгия Игнатьевича Итыгина, а остановимся на эпизоде его краткого «похода во власть», и что собой представляет Тюркская республика, о создании которой высказывался Итыгин?

Часть 1.

Идеологические истоки, приведшие к заявлению об автономии «Тюркский Ойрат», формировались намного раньше. Идея ойротской автономии возникла не вдруг и не благодаря Февральской революции 1917 года. Она родилась накануне первой русской революции 1905-1907 гг., и ее истоками стало общественно-политическое течение «Сибирское областничество», возникшее среди сибирской интеллигенции в середине 60-х годов XIX века. Одним из идеологов и основателей его являлся Григорий Потанин, русский ученый, общественный деятель. В 1865 году Г.Н. Потанин был арестован по делу «Общества независимости Сибири» и привлечен к суду по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России. В действительности же, под областничеством подразумевалась автономия в составе России.
В начале своего зарождения это движение не было реакционным. Проповедь сибирских патриотов не шла дальше самых мирных культурных задач: необходимости университета для Сибири, необходимости отмены ссылки, введение земских учреждений, обособленность Сибири в торгово-промышленном отношении и защита Сибири «от промышленной эксплуатации ее московским районом». Сторонники областничества указывали на слишком медленное развитие Сибири, связывая его с низким экономическим влиянием столичного центра из-за его чрезмерной отдаленности.
Кроме этих главных вопросов, охватывающих интересы целой области, сибирскими областниками выдвигались еще два отдельных вопроса, касающиеся только некоторой части сибирского населения. Это вопрос о правильном размещении переселенцев, разрешение конфликта между старожилами и новоселами (переселенческий) и вопрос об улучшении быта инородцев (инородческий).
Главным условием развития сибирского общества областники считали формирование местной интеллигенции как носительницы и выразительницы самосознания края. С этой целью предполагалось открытие в Сибири университета. Они считали, что без собственной интеллигенции сибирские инородцы будут обречены на ассимиляцию. Первое поколение инородческой интеллигенции составили выпускники миссионерских школ. Областники старались привлекать образованных инородцев к изучению своего этноса и края для того, чтобы сохранить и сделать более доступной материальную и духовную культуру сибирских народов.
Политическая программа сибирских областников (сформулированная довольно поздно, фактически, лишь в период Первой русской революции) допускала создание автономий сибирских инородцев. Заметных результатов в реализации своих планов областники добились на Алтае, где благодаря Чорос-Гуркину Г.И., ученику миссионерской школы, воспринявшему областнические идеи, удалось организовать национальное движение северо- и южно-алтайских этносов, итогом которого стало создание сначала Алтайской горной думы, а затем и Горно-Алтайской автономии.

Революция дала движению живой и привлекательный лозунг, который был подхвачен алтайцами, «руководимыми своими интеллигентами-областниками», - лозунг национального самоопределения.
Все национальности необъятной России на основании республиканских свобод стали самоопределяться. Глядя на них, и инородцы Горного Алтая, численностью до 75000 человек, решили объединиться и взять свое внутреннее управление в свои руки.
17 июня 1917 г. Временное правительство России приняло постановление о создании в сибирских губерниях органов местного самоуправления – земств, как единственной формой власти на местах с подчинением Министерству внутренних дел и губернским комиссарам Временного правительства. Законодательным актом от 17 июня 1917 г. Временное правительство выделило из Томской губернии Алтайскую губернию в составе шести уездов. Горный Алтай, не получив национальной автономии, остался в составе Бийского уезда.
Но незадолго до этого в мае 1917 г. Томское губернское Народное собрание распорядилось провести в г. Бийске Алтайский инородческий съезд для решения вопросов создания самоуправления коренного населения Бийского и Кузнецкого уездов.
1 июля 1917 г. в Бийске открылся «Съезд представителей инородческих волостей Горного Алтая» (1 – 6 июля). На нем присутствовало 60 делегатов – уполномоченных от инородческих волостей Бийского и Кузнецкого уездов. По кардинальному вопросу о самоуправлении съезд постановил «обратиться в надлежащие инстанции о признании самоопределения в самостоятельную земскую единицу, а пока, на переходное время, до признания, временно организовать свой собственный исполнительный орган, назвав его Алтайской Горной Думой».
Председателем Алтайской горной думы был избран активный общественный и политический деятель, художник Г.И. Гуркин. Почетным членом думы единогласно избрали сибирского областника и ученого-этнографа Г.Н. Потанина.
С приветственной речью к съезду обратился делегат от минусинских инородцев К.С. Тодышев.
Стремления, связанные с мечтами о восстановлении великого государства Ойрат, были очень сильны среди руководящего состава Алтайской Горной Думы. Так, например, Г.М. Токмашев, старший инструктор Горной Думы сообщает в письме от 15 января 1918 года:
«Я лично все-таки мечтаю, если будет возможно, выделиться в особую самостоятельную земскую единицу, в федерацию Алтая в союзе с минусинцами и, может быть, к нам присоединится Урянхайский край. Очень было бы хорошо и
очень возможно. К этому будем стремиться».


Эти стремления подогревались усиленной агитацией сибирских областников.
Тот же Токмашев в феврале 1918 г. сообщает Горной Думе: «В национальном Совете движет почти всю работу В.И. Анучин. Он подает нам готовые законопроекты на наше рассмотрение. Об устройстве Алтая Василий Иванович мыслит так: Алтай должен быть самостоятельным штатом с присоединением к нему минусинцев и Урянхая. Когда он делал мне это предложение, мне показалось очень возможным осуществление этого предположения Анучина, т.е. о создании этих народов в одну автономию. Конечно, Анучин, как автономист, прекрасно знаком со всеми устройствами республик и приводил много примеров. Выделение в самостоятельный штат – штука очень заманчивая. Почему не быть самостоятельными, почему не пользоваться нам, совместно с минусинцами всеми богатствами Алтая? Но для осуществления возможно ли? Он все-таки легко может устроить. У него много источников и предположений и он не прочь бы переехать к нам на какую-нибудь службу».

Первостепенной задачей Алтайского горной думы стала борьба за выделение Горного Алтая из состава Бийского уезда.
Но Бийское земское уездное собрание отказалось поддержать решения Алтайской горной думы.
Тогда Алтайская горная дума провела в Улале Учредительный Горно-Алтайский съезд инородческих и крестьянских депутатов. 21 февраля (6 марта) 1918 года съезд был открыт председателем Алтайской Горной Думы художником Гр. Ив. Гуркиным следующими словами: «С божьего благословения и благословения народа, пославшего вас на этот съезд, граждане, объявляю съезд открытым» .
Председателем съезда был избран В.И. Анучин.
В.И. Анучин выступил с докладом «О необходимости объединения земель бывшего государства Ойрат в самостоятельную республику, с присоединением к российской республике»:
«Осуществить это не трудно, - говорил Анучин, - и вот почему. Население русского Алтая, монгольского Алтая, потом Хакассы, урянхайцы, сойоты и жители Джунгарии составляют одно племя, один род; язык, нравы и обычаи у них одни; все они «кижи». Когда-то составляли все вместе великий народ «Ойрот». Соединить их опять в одну семью, в одно государство тем более необходимо, что эти племена всеми заброшены и жаждут объединения. Из них образуется великая азиатская республика, в пространстве которой уложатся несколько раз Германия и Франция, взятые вместе. Недра Алтая безмерно богаты, промышленность разовьется легко, будут проложены железнодорожные пути. Выпуск своих денежных знаков избавит Алтай от бедствий предстоящей девальвации. Округ вам ничего не даст: ни законодательной инициативы, ни денег, - вы будете в зависимости. Мы творим историю, мы должны идти революционным путем и ничего не бояться».

По докладу Анучина была единогласно принята следующая резолюция:
«Учредительный Горно-Алтайский краевой съезд инородческих и крестьянских депутатов 22 февраля 1918 года в селе Улала решил:
1) в силу права на самоопределение народностей, созданного великой русской революцией, съезд признал за благо объединить в самостоятельную республику земли, входившие некогда в состав государства Ойрот, а именно: Русский Алтай, земли Минусинских туземцев, Урянхай, Монгольский Алтай и Джунгарию.
2) Новая республика должна войти как составная часть в обще-российскую федерацию.
3) Для учреждения республики назначается курултай (съезд депутатов) от народов названных земель, который состоится в местности Кош-Агач 23 июня 1918 г.
4) Каждая из названных земель посылает на курултай депутатов в числе по одному от каждых трех тысяч населения.
5) Для организации, созыва и открытия курултая, а также всех могущих возникнуть переговоров по делам республики, избирается особо-уполномоченная комиссия из трех лиц.
7 марта 1918 г. Учредительный съезд принял знаковое решение о выходе Горного Алтая из состава Бийского уезда. Новое территориальное образование получило наименование – Каракорум-Алтайский округ с центром в Улале .
Съезд долго и подробно занимался вопросами о создании великого государства Ойрат и не разрешил ни одного вопроса классового и социально-экономического характера, из-за которых бурлил Горный Алтай. Национальные отношения между русскими и алтайцами своего разрешения в постановлениях съезда тоже не нашли.

Становление национальной автономии Горного Алтая совпало по времени с гражданской войной в стране. Начались вооруженные конфликты между Каракорумом и Бийским советом солдатских и крестьянских депутатов.
После учредительного краевого Горно-Алтайского съезда руководство Каракорум-Алтайской Окружной Управой осталось в руках небольшой группы представителей немногочисленной национальной интеллигенции во главе с художником Г.И. Гуркиным, бывшим председателем Алтайской Горной Думы. Совершенно не имея опыта политической борьбы, неприспособленная к активной политической борьбе, неумеющая ориентироваться в тех сложных классовых и национальных переплетах, с которыми ей пришлось столкнуться на первых же шагах своей деятельности, эта группа оказалась щепкой на волнах той напряженной классовой борьбы и гражданской войны, которыми был охвачен не только Алтай, но и все необъятные просторы Российской Империи.
После захвата власти в Сибири Колчаком с лозунгом «единой и неделимой России» Гуркин был арестован и некоторое время провел в Бийской тюрьме. Его обвиняли в сепаратизме. После освобождения эмигрировал в Монголию .
Противостояние «белых» и «красных» в Горном Алтае закончилось в декабре 1919 г. восстановлением в нем советской власти.
Установление советской власти на Горном Алтае возродило прежние административные споры. С ликвидацией «колчаковщины» была ликвидирована не только Каракорум-Алтайская управа, но вместе с ней и Каракорум-Алтайский округ, как самостоятельная административная единица. Горный Алтай был вновь включен в состав Бийского уезда .

5 сентября 1921 года вопрос о создании Республики Ойрат был внесён в повестку дня коллегии Наркома по делам национальностей, который возглавлял И.В. Сталин. Было заслушано сообщение Сары-Сепа Козынчакова (Конзычакова), заместителя председателя Алтайского национального комитета. Он предлагал объединить Горно-Алтайский, Бийский, Кузнецкий, Минусинский и Ачинский уезды в единую Республику Ойрат. Не располагая достаточными аргументами в пользу национального объединения, Козынчаков пытался обосновать его с помощью легенд и народных сказаний. Коллегия, кажется, заподозрила в этом проекте стремление алтайского байства к созданию «великого среднеазиатского государства Ойрот». В итоге проект был охарактеризован не только как «совершенно нежизненный», но и «политически опасный».
И всё же 1 июня 1922 года указом ВЦИК РСФСР была образована автономная область ойротского народа в составе Алтайской губернии, иначе именуемая Ойратской автономной областью. Административным центром нового территориального образования стало село Улала, позднее переименованное в Ойрот-Туру, ныне город Горно-Алтайск.
В 1922–1925 годах национальная интеллигенция Ойротии продолжала настаивать на расширении автономии. Речь по-прежнему велась об объединении Горного Алтая, Хакасии, Горной Шории и Тувы в одну Тюркскую Советскую республику. Эти предложения не нашли поддержки в советских властных кабинетах.

После победы Февральской революции 1917 г. на территории современной Хакасии также развернулось активное национальное движение. Во главе его встал видный общественный деятель и ученый С.Д. Майнагашев. Он вместе с немногочисленным отрядом национальной интеллигенции, окрыленной демократическими идеями, включился в борьбу за возрождение хакасской государственности.
В «Известиях Сибирского Организационного Комитета» от 1917 года указано:
«Язык и религия являются тем цементом, который послужит для осуществления племенам своего национального самоопределения на началах автономии, для осуществления великого принципа свободы малых народностей, который был провозглашен на весь мир русской революционной демократией и который давно уже обсуждался сибирскими областниками и нашел свое выражение в постановлении Сибирской конференции представителей общественных организаций. …туземные сибирские племена должны получить персонально-территориальную и экс-территориальную автономию. …Представители этих народов (тюркские народности Алтая, Кузнецкого Алатау и Минусинского края) участвовали в заседаниях Сибирской Конференции, высказавшись за единую Сибирскую Думу. Особенно исчерпывающе высказался по вопросу об автономии туземных племен представитель минусинцев Майнагашев. Он начертил план объединения туземных племен в автономные группы и указал, что на первое время наиболее отсталые их туземцев и не думают помышлять об автономии во всей её полноте и что автономия туземных племен не есть сепаратизм, а только форма наиболее тесного и дружественного сожительства с Сибирским крестьянином иноплеменного туземца…» .

Фактором, предопределившим социальный катаклизм 1917 г. и сыгравшим важную роль в политической борьбе, стало обострение национального вопроса в начале XX века. Среди причин этого следует назвать ухудшение положения аборигенных этносов в связи с переселениями и поземельным устройством, ограничивающим их наделы 15 дес. на душу. Акция сопровождалась изъятием земли в пользу новоселов и казаков, обострив проблемы кочевников. «Широки сибирские края, чтоб принять ораву новосел…». Еще одним фактором, обострившим национальный вопрос в регионе, стало формирование у отдельных этносов национальной интеллигенции, а также национального самосознания.

Проявлением одной из форм национального движения являлось проведение «инородческих съездов».
6-7 апреля 1917г. в с. Аскиз открылся первый съезд хакасского народа. В резолюции, принятой съездом, за хакасами закреплялись все находившиеся в фактическом пользовании земли, было постановлено прекратить переселение русских на неиспользованные участки, объединиться с хакасами Aчинского уезда и создать свое национальное уездное земство .
Работа второго съезда (20 – 30 июня 1917г.) проходила в ожесточенных спорах. Особенно длительным было обсуждение вопроса о местном самоуправлении. Наиболее реакционная часть делегатов предлагала выделиться из состава Енисейской губернии и создать административное государственное объединение в виде федерации с алтайцами и тувинцами. Другие делегаты считали необходимым образовать самостоятельную губернию, третьи – уездное земство. К единому мнению съезд не пришел и поручил образованному на съезде постоянному национальному комитету изучить более обстоятельно данную проблему и подготовить соответствующий проект для следующего съезда. В состав национального комитета вошли: И.И. Аланов – председатель Усть-Абаканской волостной управы, И.В. Барашков – народный социалист, С.Д. Майнагашев – эсер, И.П. Окунев, Н.И. Орешков, П.С. Доможаков и др. всего 18 человек .
В период временного Сибирского правительства Колчака, в течение 1918-1919 гг. было проведено еще несколько съездов.
После восстановления власти Советов в Минусинском (сентябрь 1919 г.) и Ачинском (январь 1920 г.) уездах Енисейской губернии партийные и государственные органы приступили к рассмотрению одного из важнейших вопросов - вопроса о предоставлении автономии хакасскому народу.

Своеобразным продолжением съездов хакасского народа в условиях победившей Советской власти стали инородческие беспартийные конференции, проводившиеся в 1921 – 1923 гг. На одной из таких конференций, в июне 1922 г., вновь поднимался вопрос о создании республики «Ойрот» – федерации алтайского, шорского и хакасского народов и Урянхайского края (Танну – Тувинской республики) . Эта идея не была поддержана советской властью, поскольку ее реализация провоцировала опасность отторжения народов юга Сибири от Советской России. Против создания республики были выдвинуты следующие доводы. Говорилось о том, что алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы не составляют единой народности, каждый из этих народов имеет свой язык, свои исторически сложившиеся бытовые, культурные, экономические особенности. Отмечались и такие факторы как сложность сообщения между народами, обусловленная географическим фактором (почти непроходимые горы – Саянский хребет и Кузнецкий Ала-Тау) и нарушение исторически сложившихся экономических и культурных связей народов с промышленными и земледельческими соседними районами, что могло бы серьезно затормозить их развитие .

Учитывая стремление хакасского населения к территориальному объединению, в ноябре 1923 года Президиум ВЦИК принял декрет об образовании Хакасского уезда Енисейской губернии. Его центром стало село Усть-Абаканское, а первым председателем национального уревкома назначили Г.И. Итыгина. В мае 1925 года президиум ВЦИК принял решение о создании Хакасского округа, включавшего пять районов.


---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Часть 2. «Нецелесообразный проект».

Итак, к 1925 году из Алтайской губернии была выделена Ойратская автономная область (1 июня 1922г.), а на территории Енисейской губернии образован Хакасский уезд (14 ноября 1923г.).
В марте 1925 года на втором уездном съезде Советов председатель Хакасского уисполкома Итыгин выступает с докладом по национальной политике, в котором обратил внимание делегатов на идею создания Тюркской социалистической республики, которая объединила бы Хакасию, Ойротию и Урянхайский край. Что заставило Итыгина вновь поднять вопрос объединения Хакасии и Ойротии? Предположить, что Георгий Игнатьевич поддерживал идеи областничества? Наоборот, он их считал «возмутителями спокойствия хакасского населения». Свое отношение к ним он выразил в 1921 году:
«Инородческое население Ачинского и Минусинского уездов Енисейской губернии всегда отличалось мирным укладом своей жизни. Время войны 14-16 гг. не могло всколыхнуть этот народ, - и лишь время революции 17 года и контр-революция 18-19гг., благодаря усиленной агитации членов, так называемого Временного Сибирского Правительства и Колчаковщины, в лице особенно черного гражданина Н.Н. Козьмина , который своими статьями в газете и приказами от имени губернского Комиссара, должность которого он тогда занимал, инородцы окончательно были взбудоражены. Среди них началось контр-революционное движение, направленное против большевиков-коммунистов. Благодаря неумелому управлению 1 Советской власти 17-18гг, это движение сделалось настолько обширным, что в рядах его появились не одни представители инородческой интеллигенции и зажиточного класса, но и пролетариат, за интересы которого боролись преследуемые ими товарищи коммунисты… Контр-революционное движение не приняло форм общенародного движения, а вылилось в бандитизм…» .

Известно также, что ещё в 1921 году Георгий Игнатьевич считает объединение алтайцев, кузнецких и минусинских инородцев в одну республику несвоевременным:
«… нет тех существенных противоречий, которые могли бы считаться непреоборимыми, чтобы этим инородцам объединиться в одну автономную единицу, будет ли это Республика Ойрат или Алтайская федерация родственных племен, - все равно. Но при всем том, такое объединение невозможно в силу территориальных условий… Нам долго еще придется ждать, когда появятся у нас связующие пути сообщения…» .

В 1924 году тема о создании Тюркской республики путем объединения Ойратской автономии и Хакасского уезда вновь стала предметом обсуждения. Однако 18 сентября Губисполком высказался отрицательно, назвав это предложение «нецелесообразным проектом» . Основания: географическое положение и утрата единства национального быта народностей.
Тем не менее, в апреле 1925 года на Хакасском уездном съезде Советов Итыгин поднимает вопрос объединения Тюркских народностей с включением Урянхая. Но все было тщетно. Президиум Енгубисполкома «приостанавливает постановление Хакасского съезда» .
Что послужило причиной Итыгину изменить свои взгляды в 1924-1925гг.?
Мы же понимаем, что Георгий Игнатьевич не лично, не в одиночку старался улучшить, видоизменить, преобразовать Хакасский уезд. Это было желание народа.

Комментарии.
В основе всей советской государственности лежало право наций на самоопределение.
В самом первом документе, принятом в июле 1917 г. провозглашалось, что Советская власть «обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».
В этом была своя идеологическая логика: неважно, в какое государство самоопределится тот или иной народ – лишь бы оно было коммунистическим. К тому же тезис о праве наций на самоопределение был полезен большевикам в борьбе за власть, привлекая на их сторону национальные движения окраин Российской империи.
В 1923 году Хакасский уезд получает статус пусть и формальной, но государственной единицы. Вместе с тем, власть заблаговременно застраховалась от превращения национальных административно-территориальных единиц в очаги сепаратизма: они в соответствии с действующим законодательством не имели законодательной, исполнительной и судебной самостоятельности. Национальный принцип районирования оказался чрезвычайно удачной и своевременной находкой большевиков. Он помог нормализовать межнациональные отношения в державе в наиболее критический период ее существования. Параллельно с этим происходил процесс признания советской властью хакасов отдельной от русских национальностью, со своим особым языком, бытом, традициями. Таким образом, Советская власть нашла формулу государственности. Эта формула заключалась в том, что народам было предложено собраться в единое государство на основе совместного общежития, «национального по форме, социалистического по содержанию». В рамках единого социалистического государства народы России получили право на поэтапное создание национальной государственности в форме национального округа, автономной области, автономной и союзной республик. Для того чтобы нейтрализовать национализм, точнее взять его под контроль, Советская власть сознательно готовила и продвигала местные кадры для руководства нерусскими республиками, поощряла развитие национальных языков, культур и национального самосознания нерусских народов. В то же время положительная деятельность советского государства в национальной сфере действительно претворила в жизнь право многих народов на определенные формы национальной государственности: обеспечила подготовку квалифицированных национальных кадров, в том числе управленцев, развитие образования на родных национальных языках, создание профессиональной художественной культуры (литературы, театра, изобразительного искусства), национального книгоиздания и средств массовой информации.
С другой стороны, все автономные области входили не только в состав РСФСР, но и одновременно в состав края, образуя тем самым уникальные по меркам мировой практики территориальные образования. Модель отношений между краем и входящей в него автономной областью (округа) была достаточно жесткой.


Хакасский уезд подчинялся Енисейскому губернскому исполкому (г. Красноярск).
В 1924 году Итыгин пишет: «…Смета уревкома урезана больше, чем на 50%. Дотация в полной мере не выдана… Бюджет Хакасского уезда слаб. Средства от промышленных предприятий попадают в кассу не связанных с интересами Хакассии органов…» .
На своем этапе становления Хакасский уезд терпит огромные расходы по организации разоренного гражданской войной хозяйства. Расходы по восстановлению промыслов, по устройству дорог, организации врачебно-ветеринарных и агрономических пунктов слишком велики, а волости в уезде маломощны и в результате следует их разорение, а не восстановление. Средства внутри себя уезд достать не может.
Не это ли обстоятельство вынуждает его обратиться к съезду с докладом о слиянии Хакасского уезда с автономной Ойратской республикой по национальному признаку?
Итыгин считает присоединение необходимым отчасти в финансовых соображениях.
Но основной причиной, по мнению Итыгина, является законное право хакасов быть равными и свободными в семье великих народов.
Георгий Игнатьевич в 1925 году выразил свою позицию: «…все время [Уком ВКП(б)] обсуждают только партийные дела и назначают русских. Хакассов же не допускают к работе. И оказалось, что Хакасское правительство – без хакассов. Мы должны согласиться с тем, что за Хакасским народом надо признать известные права, а этого нет…».

В июле 1925 года Итыгин пишет о нуждах Хакассии:
«Хакассии необходимо помочь в следующем:
1)Наладить типографию и ввести преподавание в школах на родном языке…
2)Уравнять в административно-политических правах с Ойротией, т.к. число жителей в Хакассии больше, чем в Ойротии.
3)Наладить кооперацию и вывести ее из хаотического состояния.
4)Отдать Хакассии все 100 проц. с.-х. налога, так же как и в Ойротии и этим дать возможность укрепить ее бюджет (прим. - размер отчислений в местные средства от поступлений государственного единого сельско-хозяйственного налога).
5)Урегулировать чересполосицу, которая ведет к земельной неразберихе. Необходимо Бейский район, часть Березовского и Новоселовского присоединить к Хакассии, как имеющие общие экономические признаки» .

Не следует забывать, что в 1924 году началась реформа районирования Енисейской губернии. Сначала низового – слияние волостей в районы. А 25 мая 1925 года Енисейская губерния была упразднена. Вся ее территория была включена в состав вновь образованного Сибирского края с центром в городе Новониколаевске (Новосибирске). Благоприятный период заявить о праве на самостоятельность. С ликвидацией уездов возник вопрос о том, в форме какой территориальной единицы Хакасия войдет в состав нового края: как образование национальное или обычное административное. Но ввиду слабой системы хозяйства и малочисленности национальных кадров, предоставление Хакасии автономии в тот период сочли преждевременным, и она вошла в состав Сибирского края на правах округа.

---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Часть 3. «Слаб в Советской работе, не устойчив как коммунист, но с населением сработался, пользуется авторитетом…».

Поворотным моментом в судьбе Г.И. Итыгина (будучи еще заведующим 1-й железнодорожной школы г. Красноярска) стало назначение его в июне 1921 года членом Губернского Исполнительного Комитета (Губисполкома), как знатока хакасского языка и культуры, руководителем хакасской секции при губернском отделе народного образования. И по этой же причине, в июле и августе 1921 года, командируется в Ачинский и Минусинский уезды в качестве председателя полномочной комиссии (Губревтрибунала) Губисполкома «для ознакомления с положением инородцев и в целях мирной ликвидации бандитизма» .
К заслугам первого председателя Хакасского уревкома следует также отнести урегулирование межнациональных противоречий и конфликтов, снижение напряжения в межнациональных отношениях.

Если к деятельности Итыгина летом 1921 года Сибревком отнесся положительно, то в Енгубисполкоме нашлись возражатели этой оценки. Например, секретарь Ачинского укома Ильинский замечает: «Вопрос, который нам Ачинцам надоел – это о тех методах, которыми Уревком боролся с Соловьевым . Тов. Итыгин этого бандита приводит на съезд, дает ему слово и чуть ли не устраивает овацию этому бандиту. Это не воспитание Хакасского народа…» .

Комментарии.
Мнения исследователей о времени гражданской войны и бандитизма неоднозначны. Но несомненно то, что гражданская война – дело черное. Бессудных казней, в результате которых гибли невинные, и со стороны «белых» и со стороны «красных» совершалось огромное количество. Вся страна трещала по швам. Огульными обвинениями сыпать не надо, нельзя, потому что в любом случае мы обвиняем свой народ, своих предков. То противостояние было нашей общей бедой, и вину за нее надо поровну делить, а не навешивать на одних, обеляя других. Разница во мнениях, которая неизбежно существует и должна существовать, - это лишь повод для диалога, основа для компромисса, а не для конфликта.

Не все благополучно складывалось и в отношениях между Итыгиным и уездным комитетом ВКП(б).
Свое нерасположение к деятельности Итыгина на должности председателя Уревкома высказывал секретарь Хакасского Укома Котляр. В своем докладе «О состоянии Хакасского уезда» в 1924 году он указывает: «Работа в уезде идет организационная. Отрицательные моменты – национальный уклон. Бедняцкое население Хакассов идет за кулацким и интеллигентским элементом. От организации отдельного уезда они ждали какой-то автономии… Возникает вопрос о замене тов. Итыгина, который является виновником национального уклона…» .
Итыгин замечает: «Самые главные разногласия у нас – это великорусский шовинизм… Шовинизм выражается в том, что все время обсуждают только партийные дела и назначают русских. Хакассов же не допускают к работе. И оказалось, что Хакасское правительство – без хакассов. Мы должны согласиться с тем, что за Хакасским народом надо признать известные права, а этого нет, и хакассы смотрят на нас косо. Этот большой вопрос, по которому у нас были недоразумения…» .
Председатель Губисполкома Шиханов П.И. дает справку: «Еще и до сей поры отношение к Хакассии угнетательное. На их землях селятся, их грабят, и ясно, что такие явления могут вызвать недовольство… Я считаю, что и тактика т. Котляра и тактика т. Итыгина не подходят… Тов. Котляр построил хороший шкаф, но полочки у него пустые, и Хакассией там не пахнет. У тов. Итыгина есть стремление раздувать штаты… Штаты надо сжать и сделать аппарат работоспособным…» .

В марте 1925 года в целях проверки сложившейся ситуации в Хакасию была направлена комиссия Сибкрайкома партии во главе с краевым прокурором П.Г. Алимовым, которая установила, что «члены укома, будучи работниками уездного масштаба с маленьким кругозором, вместо того, чтобы использовать Итыгина в интересах партии, как единственного из уездных работников, пользующегося авторитетом среди населения, особенно хакасов, стараются ловить его на каждом слове, везде и всюду обвиняя в национальном уклоне» .
Однако Алимов заметил, что «Итыгин все-таки слаб в Советской работе и не так устойчив, как коммунист, но с населением сработался, пользуется авторитетом и, поскольку нет другой подходящей кандидатуры, его следует оставить» .
Во всей этой непростой ситуации Итыгин показал себя как человек распорядительный и бескомпромиссный. На наш взгляд, Георгий Игнатьевич видел перед собой две главные задачи, дополняющие одна другую, - строить и просвещать.
Комиссия постановила: «Констатировать чрезвычайно тяжелое финансовое положение Хакасского уезда… Поставить вопрос пред Сибкрайкомом о финансовой помощи Хакассии и уравнении её с другими национальными уездами и областями…» .
На основе этой и других записей можно предположить, что способности Георгия Игнатьевича, как человека опытного, образованного и знающего язык коренного населения, требовались только на определенном этапе становления советской власти в Хакасии.

Тем не менее, в апреле 1925 года Итыгина избирают делегатом от Енисейской губернии на XII Всероссийский и Союзный съезд Советов, проходивший в Москве с 7 по 16 мая .
Кроме того, с образованием в 1925 году Хакасского округа Георгий Игнатьевич дважды избирался председателем окружного исполнительного комитета.
В 1927 году Сибирский крайком ВКП(б) счел нужным перевести Георгия Игнатьевича в Новосибирск. «Советская власть и коммунистическая партия призвали тов. Итыгина на не менее ответственную работу – старшего инспектора по просвещению нацменьшинств Сибири…».
Трудно сказать, в чем крылась причина перевода. Было ли это повышение (продвижение из округа в область) или же наоборот, отстранение. Как показывает практика, зачастую вдохновители преобразований, обладающие политической возможностью, не доделывали свои дела до конца. Приблизившись к власти, они попадали в поле высокого напряжения и становились заложниками неподвластных им сил, где игра велась по особым правилам. На каком-то этапе их отстраняли от власти. Многие из них рано или поздно оказывались в опале.

Георгий Игнатьевич являлся государственным деятелем, усилия которого были направлены на политическую, территориальную, культурную, языковую самостоятельность хакасского народа. «В его лице туземцы Сибири потеряли одного из лучших защитников их интересов, болевшего душой за их судьбу…» (Ф. Тельгереков).

Часть 4. «Буржуазный националист».

Призыв Итыгина к созданию Тюркской ССР получил зловещий отклик в 1934 году.
В начале 1934 года Абакан потряс скандал государственного масштаба. В Хакассии «разоблачили подпольную группу» из трех десятков человек. В списке арестованных известные литераторы, учителя, работники культуры и партийные деятели. К изумлению обывателей оказалось, что эти образованные и уважаемые в области люди «объединились в шайку под названием «Союз Сибирских тюрок», чтобы совершить антисоветский переворот».
В состав «Союза» входила интеллигенция Ойротии, Хакасии и Шории. Идея «Союза» - создание на юге Сибири Тюркской республики в составе СССР. По своему составу «Союз» был многонациональным. В него входили ойроты, шорцы, хакасы, а также представители других национальностей: башкиры, чуваши, евреи и др. Всего было арестовано 37 человек (Тугужекова В. Вернуть доброе имя.) .
Судебный политический процесс проходил в центре Западно-Сибирского края в г. Новосибирске 20 августа 1934 года (в тот период Хакасия входила в Западно-Сибирский край). Краевым судом было осуждено более 30 человек.
Они обвинены по ст. 58 УК РСФСР пунктам:
п.2 (Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственного отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории…),
п.10 (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти…),
п.11 (Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой…) был отягощающим довеском к любому из предыдущих, если деяние готовилось организационно или преступники вступили в организацию.

Краевой суд первым пунктом отметил:
«Зарождение к-р (контрреволюционного) националистического движения среди хакассов, ойротов и шорцев за объединение тюркских народностей в одну независимую буржуазную республику относится к 1923-1924 г. Это движение определилось в процессе возросшей к-р активности буржуазно-националистических элементов Ойротии, Хакассии и Шории, отдельные представители которых проникли в ряды партии и, прикрываясь партийностью, проводили к-р работу, направленную к реставрации частнокапиталистического уклада в национальных районах, маскируя эту работу деятельностью по поднятию культурного уровня национальных областей.
В своем развитии к-р националистическое движение имело три основных этапа:
Первый этап – с 1923 по 1931 г. – заключает в себе период легальной и полулегальной деятельности буржуазно-националистической интеллигенции, не разделявшей политики партии в национальном вопросе, лидерами которой в то время являлись: бывший председатель Хакасского Окрисполкома Итыгин (умер), бывшие сибобластники и каракорумцы в Ойротии Токмашев Г.М., Манеев и вернувшийся из эмиграции известный художник-алтаец областник Чорос-Гуркин Григорий Иванович. В то время националисты Хакассии и Ойротии распространяли идею о тюркской республике среди молодых выдвигавшихся нац. работников. Центр этой деятельности находился в Москве.
В Москве, в КУТВ им. Сталина , по инициативе националистически настроенных ойротов – членов ВКП(б) – Михайлова-Очи Ивана Николаевича и Эдокова Леонида Мироновича было создано землячество, на закрытых собраниях которого обсуждались вопросы создания автономной тюркской республики».

Это был первый судебный процесс по политическим мотивам в истории Хакасии советского периода. В действительности же, как позднее выяснилось, работа участников этой организации сводилась к агитации среди хакасов, шорцев и алтайцев идеи объединения народов Южной Сибири и сбора подписей для подачи петиции Правительству СССР об образовании автономной советской социалистической республики тюрков Южной Сибири в составе РСФСР.
Репрессии конца 1920-х, середины 1930-х годов, и особая страница, годы «большого террора» 1937-38гг. - это самая сложная и страшная страница во всей советской истории. И вряд ли когда-нибудь общество придет в этом вопросе к единому мнению. Нет никакой возможности рассуждать о репрессиях с моральной точки зрения. Это была катастрофа. Мы действительно должны помнить поименно каждого пострадавшего невинно. Однако, есть и другая задача – восстановление подлинных сведений о тех временах. «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий» (В.О. Ключевский).

После 1934 года и до конца 50-х годов имя Г.И. Итыгина замалчивалось, а если и упоминалось, то с ярлыком «буржуазный националист».
В настоящее время память о нем увековечена в названии одной из улиц Абакана. Также с именем Г.И. Итыгина связан объект культурного наследия регионального значения: «Здание, в котором с января по ноябрь 1924 г. размещался первый уездный революционный комитет Хакасии, руководимый большевиком Итыгиным Георгием Игнатьевичем», расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Набережная, 4.
И для жителей Хакасии памятны имена тех, кто проявил себя на ниве реформ, просвещения или в иных сферах деятельности, но деятельности не разрушительной, а созидательной.


Прикрепленный файл: Здание уревкома. Абакан. памятная доска..jpgЗдание уревкома. Абакан..jpg, 176223 байтСоюз сибирских тюрок. 1934. 1.webp, 58574 байтСоюз сибирских тюрок. 1934. 4..webp, 125524 байтСоюз сибирских тюрок. 1934..webp, 129204 байт
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Эразм Георгиевич Итыгин

Родился Эразм Георгиевич 7(19) сентября 1896 года в селе Усть-Абаканском (будущий г. Абакан) Минусинского уезда Енисейской губернии. Село это являлось центром Абаканской инородной управы, расположено на левом берегу р. Абакана в 18 верстах от г. Минусинска. Отец Эразма Георгий Игнатьевич Итыгин, окончивший в свое время курс Красноярской учительской семинарии, служил учителем в местной церковно-приходской школе. Считая, что детство и юность определяют многое, если не всю дальнейшую жизнь человека, предпринял все усилия, чтобы Эразм получил достойное образование.
В 1916 году Эразм окончил Красноярскую губернскую гимназию.

На фото: Красноярская губернская гимназия. Эразм Георгиевич Итыгин (отмечен на фото). Март 1915 года. 8 класс. Преподаватель литературы Оносовский Александр Порфирьевич.

Прикрепленный файл: Ф. Р-1788. Оп. 1. Д. 18.__51_0051.jpg
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Далее...

В 1916 году Эразм Георгиевич был мобилизован на фронт. «Вернулся с военной службы калекой на костылях», — писал в своей краткой биографии Э.Г. Итыгин.
Во время Первой Мировой войны с 1916 по 1917 г. – солдат, юнкер, прапорщик.
В 1917 г. демобилизован.
Вероятно, в этот период знакомится с подпоручиком Куровским - братом своей будущей жены Галины.
Союз Эразма Георгиевича Итыгина и Галины Петровны Куровской оказался долгим и счастливым, через всю жизнь супруги пронесли любовь, преданность и трепетное, нежное отношение друг к другу. Галина Петровна на четыре десятилетия стала для мужа ближайшей помощницей, другом, опорой и поддержкой в любых трудностях.

На фото: Галина Петровна Куровская (фото 1911 года) - жена Эразма Георгиевича Итыгина

Прикрепленный файл: Ф. Р-1788. Оп. 1. Д. 18.__49_0049.jpg
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Далее...

В 1917 г. – член Союза учителей-интернационалистов.
После Февральской революции 1917 года Эразм окунулся в череду бурных событий с головой: вёл агитацию среди учащейся молодёжи, участвовал в подпольной работе, был членом революционного штаба Комитета РКП(б).
В начале ноября 1919 года контрразведка Колчака «накрыла» подпольную организацию. Наиболее активные члены комитета были арестованы, часть расстреляны, часть приговорены к расстрелу, в том числе и Эразм Георгиевич. Освобожден с приходом Красной Армии в Красноярск.

На фото: Работники Красноярской нелегальной коммунистической организации (1918-1920гг.)

Прикрепленный файл: Ф. Р-1788. Оп. 1. Д. 18.__61_0061.jpg
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Далее...

В декабре 1919 года Эразм Георгиевич вступил в большевистскую партию.
Делегат II Всероссийского съезда работников просвещения и социалистической культуры (1920).

Историческая справка. Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. В 1919 состоялся 1-й Всероссийский съезд работников просвещения и социалистической культуры, избравший ЦК Союза работников просвещения и социалистической культуры. На Съезде обсуждались политические и культурно-просветительские вопросы, велась энергичная пропаганда революционных принципов организации народного образования, целей, задач и принципов советской школы. Второй съезд работников просвещения и социалистической культуры состоялся с 25 августа по 8 сентября 1920 года. На съезде обсуждались текущие вопросы образования.

В 1920 г. Эразм Георгиевич председатель чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (при Енисейском губернском народном образовании – Енгубнаробраз) .

Историческая справка. Практически сразу после революции, в декабре 1917 года, в Наркомате просвещения РСФСР, который возглавил Луначарский, был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской. В 1918 году вышел декрет о единой трудовой школе. Новая школа стала доступной: пятилетняя – от 8 до 13 лет и четырехлетняя – от 13 до 18 лет. Она была основана на принципах всеобщности и обязательности, единства программы, бесплатности и национального характера. Чуть позже, 26 декабря 1919 года, Советом Народных Комиссаров был принят декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном и русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, чтобы предоставить им возможность сознательно участвовать «в политической жизни страны». В декрете за подписью председателя Совнаркома В.И. Ленина декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было более 15 человек, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности (ликпункт). Обучение шло 3-4 месяца. Под эти ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Под это специально обучающимся сокращали рабочий день на 2 часа. По сути, за счет государства организовывали полноценные курсы грамотности. 19 июля 1920 года появился новый декрет «Об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности» - ВЧК ЛБ, а также её отделов на местах. Комиссия занималась общим руководством всей этой работы. На начальном этапе людей учили техники чтения, письма и простого счета. Человеку прививалась культура чтения.

Вырезки из газеты "Красноярский рабочий" за 1920 год.

Прикрепленный файл: Кр.раб. 1920. №271..pngКр.раб. 1920. №291. Эразм..png, 1380204 байт
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Далее...

Эразм Георгиевич Итыгин.

Заведующий Енисейского губернского отдела народного образования (1920–1921).
Инструктор школьного подотдела Енисейского губернского союза кооперативов (1921-1923).
Заместитель и член коллегии Енисейской губернской комиссии милиции, начальник политсектора политкурсов комсостава (1921–1922).
Председатель партячейки РКП (б) (1922).
Член профсоюза работников низшей и средней школы (1922).
Секретарь Енисейского губернского правления международной организации помощи борцам революции (1923–1924).

С 18 января 1921 по 10 января 1922 г. – начальник политсектора политкурсов комсостава при Енгубком милиции. Одновременно – председатель партийной ячейки РКП, лектор по истории революционного движения.

Вырезки из газеты "Красноярский рабочий" за 1921 год. №255.

Прикрепленный файл: Кр.раб. 1921. № 255. Эразм Итыгин. 1..pngКр.раб. 1921. № 255. Эразм Итыгин. 2..png, 534124 байт
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 354
Далее...

Эразм Георгиевич Итыгин
Окончил Московский институт востоковедения им. Нариманова (1925–1929).
Лектор по истории революционного движения.
Избран действительным членом Хакасского общества краеведов (1929).
Заведующий и секретарь-бухгалтер опорной китайско-корейской школы в г. Новосибирске (1929–1930).
Экономист при Западно-Сибирском краевом союзе кооперативов (1930–1931).
Экономист Западно-Сибирского отдела «ОГИЗа» (1931).
Научный сотрудник Западно-Сибирского института краеведения (1931–1932).
Бухгалтер при городском обществе «Долой неграмотность», преподаватель в китайской школе (1932–1933).
Секретарь-консультант при Сибирском представительстве Далькрайисполкома (1933–1935).
Библиограф, секретарь-бухгалтер Западно-Сибирской краевой научной библиотеки (1935–1936).
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 Вперед →
Модератор: Velizhanskaja
Вверх ⇈