На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
Спасибо, в ГАКО есть отдельное дело по военным обывателям г. Фатежа. Я думал, что в и.в. должно было бы это быть прописано.
[/q]
Войсковые обыватели это бывшие козаки слободских полков, и хотя среди них служило немало русских, основной их контингент это всё-таки черкасы(сейчас мы их украинцами называем). Тем не менее, посмотреть стоит, я так пару тупиковых веточек нашёл. Но, основной упор сделайте на отставных солдат, если по ним есть отдельная сказка.
Добрый вечер! Прошу вашего совета. Опишу кратко вопрос. Во 2-ой ревизии во дворе моего родственника однодворца – Федора Котлярова проживает семья однодворца с совершенно другой фамилией – Лазарев. В третий ревизии сказано: «Оной Федор з братом...живут особо и скаску ... подадут особую». Четвертая ревизия по данной деревне не сохранилась. А в пятой Лазаревых уже нет. Я конечно смею предположить, что он являлся родственником. Но все же у него другая фамилия. Кем мог быть этот Лазырев и что писец имел ввиду по «особой сказкой»?
--- Ищу сведения о Котляровых, Пономаревых, Аболмасовых, Черниковых...
Добрый вечер! Прошу вашего совета. Опишу кратко вопрос. Во 2-ой ревизии во дворе моего родственника однодворца – Федора Котлярова проживает семья однодворца с совершенно другой фамилией – Лазарев. В третий ревизии сказано: «Оной Федор з братом...живут особо и скаску ... подадут особую». Четвертая ревизия по данной деревне не сохранилась. А в пятой Лазаревых уже нет. Я конечно смею предположить, что он являлся родственником. Но все же у него другая фамилия. Кем мог быть этот Лазырев и что писец имел ввиду по «особой сказкой»?
[/q]
Не очень понял суть проблемы. Данный Лазарев может быть как родственником или свойственником, например братом жены, или совсем посторонним человеком, пошедшим жить в соседи(возможно в подмастерья) к Котлярову.
С житием же отдельно, ИМХО, ничего сложного -- повзрослевшие дети Прокофия Иванова сына Лазарева Фёдор с братом Ильею повзрослели и отделились от отца с образованием нового двора, который в Сказке записан отдельно.
Спасибо большое! Проблема заключалась гораздо раньше, 3-ий ревизии. Дело в том, что в 1-й ревизии изучаемые мною Котлеровы числятся в пасанках у рейтара Озерова. Озеровы, довольно древний род,. Пришли в Усожском стан из Орловского края, а вот Котлеровых среди землевладельцев нет. Знакомый исследователь утверждает, что они относились к безземельным черкасам. А для меня странно, как уважаемый однодворец, взял в жены вдову черкаса, с пятью детьми и еще ее семью брата - Лазарева в подарок. В последствии дал им земельный наделы. Младший Котляров - драгун, носил фамилию отчима, и только к началу 18 века стал Котляровым. Благовещенский в "Четвертном праве" Котляровых относит к солдатам. «… После такого разбора оказывается возможным внести только Озерова, Колоколова, Асеева, Котлярова, Наздрачева и Руднева. Всего 6 фамилий. Всего здесь было поселено не менее 20 солдатских семейств. Но источников на это нет.
--- Ищу сведения о Котляровых, Пономаревых, Аболмасовых, Черниковых...
Добрый вечер! Прошу вашего совета. Опишу кратко вопрос. Во 2-ой ревизии во дворе моего родственника однодворца – Федора Котлярова проживает семья однодворца с совершенно другой фамилией – Лазарев. В третий ревизии сказано: «Оной Федор з братом...живут особо и скаску ... подадут особую». Четвертая ревизия по данной деревне не сохранилась. А в пятой Лазаревых уже нет. Я конечно смею предположить, что он являлся родственником. Но все же у него другая фамилия. Кем мог быть этот Лазырев и что писец имел ввиду по «особой сказкой»?
[/q]
Прокофий Лазаревич Иванов-Лазарев в данном случае отчество Федор Прокофьев с женой Дарьей Мелентьевой Дураковой- надо искать Федора Прокофьева или Федора Иванова
--- В связи с разрешением модераторов, писать сообщения на данном русскоязычном форуме, на родном языке, согласно заселения и проживания на территории - пишу на болгарском!!!
Тоже одно из названий нынешних украинцев но несколько более позднее. Так, применительно к Белгородчине-Курщине-Воронежчине по моим чисто эмпирическим наблюдениям, термин "черкасы" использовался в основном к тем кто переселися в XVII -- первой половине XVIII века, а кто позднее, их чаще писали "малороссами". Тем не менее, каких-то жёстких и устоявшихся правил не было, нередко встречал по одной и той же слободе в ревизии 1782 года одни и те же люди записаны " подданными черкасами" а уже в ревизии 1795 года "подданными малороссами". И даже 1760(ч) -- 1782(м) -- 1795(ч).
Первые упоминания черкасов в русских летописях относятся к XIV веку:
Ясские и Черкасские горы упомянуты в повести о смерти Михаила Тверского; черкасы — один из народов Золотой Орды, пострадавший от мора 1346 года; черкасы названы среди жителей египетской Александрии, пострадавших от похода 1365 года; также «черказы» были среди участников войска Мамая во время Куликовской битвы; в Воскресенской летописи XVI века при описании событий 1152 года название Чёрные клобуки поясняется «еже зовутся Черкасы», однако в более ранних летописях (например, Ипатьевской) такое пояснение отсутствует. Период XIII—XIV веков характеризуется массовой миграцией черкасов в регион среднего Поднепровья (от устья Десны до острова Хортица, — конец Днепровских порогов), получивший в связи с этим наименование «Черкасии».
Также, согласно Карамзину, в XV веке: «между Азовским и Каспийским морем, сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своём представляющих смесь Европейских с Азиатскими чертами; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и наездников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои — говорим о славных Донских Козаках … они считались Российскими беглецами; искали дикой вольности и добычи в опустевших Улусах Орды Батыевой, в местах ненаселённых, но плодоносных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в Северную Европу; утвердились в нынешней своей области; взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским, или Козачьим (ибо то и другое имя знаменовало одно); доставали себе жён, как вероятно, из земли Черкесской и могли сими браками сообщить детям нечто Азиатское в наружности.
Это подтверждает и Сигизмунд фон Герберштейн, посол германского императора, посетивший Великое княжество Московское в 1517 и в 1526 годах, который, в частности, рассказывал, что там, где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили черкасы пятигорские или чики (chiki): « Этот народ, надеясь на защиту своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на славянском языке, которым главным образом и пользуются. Они по большей части смелые пираты. Спускаясь в море по рекам, которые текут с их гор, они грабят, кого попало, а особенно купцов, плывущих из Кафы в Константинополь.
В 1552 году черкасы владели берегами Каспия и низовьями Волги. Передали Астрахань в 1556 году Ивану Грозному, проложив Черкасскую и Кабардинскую дороги для сообщения с далёким союзником и покровителем — царём России — и другими северокавказскими племенами, часто обижали ногайцев. Ногайский Мурза Белек писал Государю: «Аккобек царь с Черкасы в свойстве учинили, и они ему Юрт его, взяв, дали: и Ямгурчей царевич в свойстве учинился и ему Юрт его, взяв, дали ж»
C 1625 года к титулу царя Михаила Фёдоровича добавляется фраза: «Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей», что нашло позднее своё отражение и на гербе Российской империи. (На рисунке — один из щитов Большого государственного герба Российской империи, поля которого указывают на титулы Российского Императора, как на «Черкасских и Горских князей и иных Наследного государя и обладателя», за исключением 4-го поля, в котором находится герб титула «Государь области Арменския» — в золотом щите червлёный коронованный лев.
« …нашего великого государя, против его государских недругов, рать собирается многая и несчётная, а строения бывает разного: ... Казаки донские, терские, яицкие бьются огненным боем; а запорожские черкасы — и огненным, и лучным. — Описание Русского войска, данное Козимо Медичи, во Флоренции, стольником И. И. Чемодановым (посол в Венеции), в 1656 году
В то же время российское правительство отличало черкасов от остального населения Малороссии. В указе императрицы Екатерины II от 8 декабря 1765 года сказано: « Буде ж кто из помещиков, захватя в своё владение из порозжих Государевых земель, поселили на тех землях разных наций людей, яко то Малороссиян и Черкас и другого звания, которых в вечность за собою укреплять запрещено, а они за ними остаться и ныне пожелают, то и на оных Малороссиян и Черкас отмерить же земли на число душ предписанную…
Черкас, скачущий на белом коне, является одним из изображений на гербе княжеского рода Черкасских, ведущего начало от Инала, родоначальника кабардинских, бесленеевских, темиргоевских, хатукаевских и части хегакских княжеских родов, предположительно мамлюкского султана Египта середины XV века.
То есть черкасы-черкесы это народ с азиатской внешностью "КАБАРДИНЦЫ", христиане, живущие по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на славянском языке,
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (том 18А, 1896 год), описывал малороссов следующим образом: Малороссы (в антр. отнош.), или южно-русы, — одна из трёх русских народностей, превышающая, по численности, в 4 раза белорусов и уступающая в 2 ⅓ раза великорусам. Некоторые видят в М. потомков древних полян, угличей, тивердов, древлян и других южно-русских племен; но, по-видимому, большинство этих племен исчезло ещё в начале русской истории, подвергшись разорению и смешению с тюркскими кочевниками (половцами и др.), а затем страна была опустошена монгольско-татарским нашествием, причем все оставшееся население бежало на запад. Здесь, в Галиции и на Волыни, и сложилась, по-видимому, малорусская народность (Малая Россия), выступающая уже отчетливо, с особенностями своего языка, в XIV в. отсюда она заселила, мало-помалу, все Приднепровье, дав начало различным малоросским говорам.
Трудно переоценить важность изучения этнографической истории народов России. Видное место в ней занимает труд действительного члена Русского географического общества Густава-Теодора Паули (1817—1867), немца по происхождению, известного в России под именем Фёдор Христианович. В фундаментальном сводном труде по этнографии всех народов России, включая малороссов, созданном на уникальных коллекциях Географического общества и изданным в 1862 году под заглавием «Description ethnographique des Peuples de la Russie» («Этнографическое описание народов России») Паули писал: Нынешние малороссы происходят от туземного населения, они сохранили древнюю веру своих предков, и до отделения Малороссии от России жили вместе с русскими — единоверной и братской нацией. Малороссы суть, так сказать, народ древнейших времен, предающийся мечтаниям о прошлом и отрицающий настоящее вместе с нынешним прогрессом. Вместе с тем, земли, которые они населяют, удачно расположенные на юге, несомненно сохранили несметные богатства, которые в будущем приведут малороссов к процветанию. Малороссы остались свободными от внешних влияний и сохранили чистоту нации.
--- В связи с разрешением модераторов, писать сообщения на данном русскоязычном форуме, на родном языке, согласно заселения и проживания на территории - пишу на болгарском!!!
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.