На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
Похоже еще на одежду ливенских однодворок по описанию литературного критика середины 19 века В. П. Боткина. «Не могу не сказать о женщинах, или точнее — одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках»
Наверное распостранено было в большинстве южнорусских губерний.
Хотя нет - у рязанок, тамбовок там другая, с юбками-поневами
А вот бусы - ЯНТАРНЫЕ.
Скорее всего однодворцы - действительно потомки наемного служилого люда из ВКЛ.
Белгородская область Сообщений: 4236 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 30249
Наверх##26 сентября 2015 19:4427 сентября 2015 0:46
Виктор Зайцев написал:
[q]
Скорее всего однодворцы - действительно потомки наемного служилого люда из ВКЛ.
[/q]
Только некоторая часть. Если Вы почитаете работы по костюму Тех же Белгородских и Воронежских земель, вы увидите большое разнообразие оных. Правда, выделяемые в сарафанный комплекс, понёвный комплекс и т.п.
Нашел запись о браке своих самарских однодворцев с курскими из села Баево Курского уезда, подскажите как такое возможно? И можете дать информацию по Баево - однодворческое село?
В женской одежде преобладает общелитовский тип туникообразной рубахи с наплечниками с красным браным узором, но в Клайпедском районе и по нижнему Неману встречались рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани, и растит. орнамент, вышитый гладью; к кон. 19 в. распространились вышивка крестом и английской гладью, орнаментация кружевом и зубчатой тесьмой, браная техника орнамента сохранилась только в Восточной Жемайтии. Жемайтийская юбка (sijonas, sejonas) — шерстяная (больше на востоке) или полушерстяная (больше на западе) в складку, реже в сборку, продольно-полосатая (больше на западе) или клетчатая (больше на востоке) (преобладает, особенно на севере, красный цвет). Характерны короткая безрукавка и кофта со сборками или складками под грудью. Девичий головной убор — венок в виде короны с прикреплёнными треугольниками из разноцветных лент (рангай); на западе и в Понеманье вокруг кос, уложенных венком, повязывали чёрную бархатную ленту. Охотно носились украшения из янтаря, особенно бусы.
Жемайтия - Западная Литва, пограничье с Ливонией.
Если вспомнить историю -
Ливонская война, которую вела Московия, разделяется на три периода. Первый период (1558 – 1561) увенчался успехом русских войск, Ливонский орден был уничтожен. На втором периоде (1561 – 1578) в войну вступили польско-литовские войска, и война приобрела затяжной характер. Третий период (1579 – 1583) сопровождался победами Речи Посполитой и Швеции.
Вывозить пленных в глубь страны и принимать их на "государеву службу" - обычная российская практика того, и даже более позднего времени.
Лев Николаевич Толстой писал: '...они (однодворцы) никогда не знали помещиков-крепостников. Это и сказывалось на их свободном и доверительном отношении и чувстве собственного достоинства. Они относились к дворянам не как к господам, а как к богатым хуторянам и, здороваясь, протягивали руки, приглашали их в гости, не стеснялись, не притворялись'.
Давеча сидел в универовской кафешке на 6-м этаже в старом корпусе БелГУ и неспешно завтракаполдничал в ожидании пары. За соседним столиком сидели два юных студиозуса-очника, одно место у них было свободно. В кафешку зашёл столь же юный их сотоварищ. Подходя к столику, он обратился к однокашникам: - Парни, можно я тут к вам присуседюсь? Услышав эту фразу, меня порвало - невыносимый приступ радости бытия захлестнул мою душу! Ведь эта фраза за 400-500 лет практически не изменилась на нашем Южном порубежье. Так и представился белгородский кабак начала XVII века, стол за которым сидят и трапезничают станичные ездоки, и с глинянной миской щей и миской каши пытается "присуседится" к ним станичной вож и "хлебоядец" из той же станицы! В общем, жив наш южно-русский диалект, жив! И осознание этого факта наполнило душевной радостью тот день мой!
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.