На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
Файл можно получить по ссылке: М.М.БЕНЦИАНОВ ДЕТИ БОЯРСКИЕ - НАУГОРОДСКИЕ ПОМЕЩИКИ. НОВГОРОДСКАЯ СЛУЖИЛАЯ КОРПОРАЦИЯ В КОНЦЕ XV-СЕРЕДИНЕ XVI В. .pdf https://yadi.sk/i/ZGtERDjOeF7Vg
Октября 20. Наказ Окольничему Князю Долгорукову и Дьяку Тимашеву. — О верстании во всех городах детей Боярских и недорослей, способных в службу, поместными и денежными окладами. С приложением крестоцеловальных записей и росписи поместных окладов.
Лета 7161 Октября в 20 день, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руссии, велел Окольничему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгорукову, да Дьяку Ивану Тимашеву, на Москве новиков детей Боярских всех городов, и новокрещенов, и Татар верстать поместными и денежными оклады. Которые новики из недорослей в Государеву службу поспели, а Государевым жалованием, поместными оклады и деньгами по се места не верстаны, и Окольничему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгоруково, да Дьяку Ивану Тимашеву, велел новиков детей Боярских разных городов и новокрещенов, у себя в приказе по их челобитью писать, и про них сыскивати, кто именем, и которых кто городов новики, служилые и неслужилые, и кто каких лет, и которые новики, служилые и неслужилые, лет по пятнадцати и больше, тех пересмотря и перебрав, Государевым Царевым и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, жалованьем поместными денежными оклады верстать кто в которую статью пригодится. А у верстанья велел быть с собой окладчиком, тех же городов Дворянам, детем Боярским и новокрещеном, с крестным целованием, а привести окладчиков ко кресту, что им будучи с ними, и про новиков у верстанья сказывать, по Государеву крестному целованью, кто именем новики, служилые и неслужилые, и кто каков отечеством и службой, и кто в которую статью пригодится. А то окладчиком у верстанья сказывать именно, чтоб они всяких чинов людей, неслужилых отцов детей, Государевым жалованьем, по местными н денежными оклады не верстали, а верстали б тех, у которых отцы были в детях Боярских, и служили с городы, и самим им беречь того накрепко, чтоб однолично неслужилых отцов детей, поместивший денежными оклады, никого не поверстати, да итого беречь, чтоб новиков выше указных статей и выше отцов их, и большие их братья, поместными и денежными оклады никого не поверстать, а верстати новиков поместными и денежными оклады, ниже поместных и денежных окладов отцов и большие их братьи. А сверстав новиков поместными и денежными оклады, велеть и их привести к крестному целованью, по записи, какого запись по Государеву указу из Розряду послана к ним в приказ. А то окладчикам сказать именно, которые окладчики не служилых отцов детей повергают Государевым жалованьем, поместными и денежными оклады, а после про то сыщется: и тем окладчиком быть от Государя в великой опале. А в которых городах старые окладчики выбыли, и в тех городах велеть для новичного верстанья окладчиков выбрать новых, городами, лучших людей, и на тех окладчиков взять у городов выборы за руками, и тем окладчикам велеть быть с собой у новичного верстанья, и велеть их привести ко кресту при себе, что им про новиков, про детей Боярских сказывать в правду, которые служат и которые в службу поспели, а по ся мест не служат, и сколько в котором городе недорослей, и кольких лет которой недоросль, и что за кем поместья и вотчин, и в которых городах, и которым новиком мочно служить, и которым не мочно, и кто в которую статью пригодится, и в том во всем другу не дружити, и недругу немстити, и по дружбе, и по свойству, и не по отечеству, и не по службе, у верстанья новиков никого в большую статью не взносите, а по не дружбе никого в меньшую статью не сносити, и неслужилых отцов, половых детей, и холопей боярских, и иных никаких неслужилых, мимо Государева указу, поместными денежными оклады не верстать, и от того ото всего ни у кого посулов и поминков не имать, и старого верстанья новиков, которые верстаны напред сего поместными и денежными оклады, вновь не переверстывать, а сказывать им про детей Боярских про новиков в правду, по Государеву, Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руссии, крестному целованию. А то им окладчикам сказывать именно, кто по ком покроет для дружбы, или кто про кого скажет неправду для не дружбы, а после про то сыщется: и тем окладчикам от Государя быть в великой опале и в казни. И верстати им новиков, служилых и неслужилых Государевым жалованьем, поместным окладом, и деньгами, которые напред сего поместными и денежными оклады сверстаны. И у которых новиков отцы служат, а их у отцов сына по три, по четыре и по пяти, а поместья за отцы их по 500 четвертей, и больше: и из тех дву братьев, меньших поместным окладом не верстать, а написать их на отцов поместье, а большую братью поместными оклады поверстать в отвод, а денежным жалованьем поверстать всех, которые службу поспели, и служити им велеть с городы. А у кого сына по два, или по три, и по четыре, и больши, а поместья за отцы их меньши 500 четвертей: и из тех на отцовых поместьях меньшую ж братью оставливать по одному человеку, а большую братью поместным окладом повергать в отвод, а Государевым денежным жалованьем всех поверстать, которые в службу поспели, и служить им велел с городы. А у кого сын один в службу поспел, а иные дети недоросли: и того, которой в службу поспел поверстать от отца в отвод, а меньшим его детем ждать отцова поместья. А за которыми поместья по 300, и по 250, и по 200, и по 150, и по 100 четвертей, а детей у них сына по два, и по три, и по четыре, и по пяти: и тех по одному ж оставить на отцовых поместьях, будет добры и в службу поспели, а достальных поместным окладом поверстать в отвод, а деньгами поверстать всех, которые в службу поспели, и служити им велеть. А. которые новики живут на прожиточных поместьях, брата по два, или по три и по четыре, а в службу поспели, а поместья за ними больше 500 четвертей, и больше: и тех оставить на прожиточных поместьях по два брата, а достальных, поместным окладом поверстать в отвод, а денежным жалованьем всех поверстать, которые в службу поспели. А которые новики живут на отцовских, на прожиточных поместьях по одному, а поместья заними по 50, и по 100, и по 150, ипо 200 четвертей, а сами будет добры, и служат: и тех поверстать чего стоят. А которые новики живут на прожиточных поместьях на 300 четвертях, и меньши, брата по два и по три, а станут бить челом Государю все о верстанье: и тех разсмотреть, будет и все добры, и в службу поспели, их всех поверстать чего стоят, и велеть им служить с городы. А которые дети Боярские живут на вотчинах, а поместным окладом не верстаны, и службы не служивали, а впредь им служити мочно: и тех поверстать, чего стоят. А которые новики у верстанья скажутся, что они безпоместные и безвотчинные, а живут у племяни, а отцы их Государеву службу служили: и про тех сыскивать окладчики, какие они люди, и из которых городов отцы их служили, и где отцов их поместья, и по сыску, тех новиков поверстать, чего стоят. А верстать им и разбирать служилых и неслужилых новиков, по статьям, и новиков служилых распрашивать, и окладчики про них сыскивать, кто сколько лет служит, и что за кем поместья и вотчин, и в которых городах, и росписать им служилых и неслужилых новиков, порознь по статьям, служилых новиков себе статьей, и сколько лет кто служит, а неслужилых новиков себе ж статьей. А верстать им новиков служилых и неслужилых, которые служат, и которые вперед в службу пригодятся, а худых новиков и увечных в которые вперед в службу не пригодятся, и недорослей, и неслужилых отцов детей, однолично ни кого не верстать. И того беречи накрепко, чтоб новики подставой, и иным никаким воровством у них не верстался. А разобрав и поверстав новиков Государевым Гаревым и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии жалованьем, поместными и денежными оклады, и росписав служилых и неслужилых новиков по городом порознь, пересмотреть всех на лицо, и поместные и денежные им оклады сказати, кто в которую статью поверстан. А сколько, которых городов служилых и неслужилых новиков нынешней зимы повергают, и им про то сказати Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, а которых городов новики, дети Боярские новокрещены, и Татаровя у них в Приказе к верстанью напишутся, и тех городов об вкладчиках и новичных статьях ссылатся в Розряд памятьми. А что которым новиком, детем Боярским и новокрещанам, и Татаром, кому именем, поместной и денежной оклад учинят, и что за кем в которых городах поместей и вотчин, и что в поместьях и в вотчинах крестьян, и каков кто по окладчикове сказке, на Государеве службе будет копен и оружен, и люден, и кто именем с ними у новичного верстанья окладчики будут, и Окольничему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгоруково, и Дьяку то все велети написать, своего верстанья в десятки по городом порознь, и те десятни, и против десятен, именные списки с пометсными оклады велеть прислать, в Розряд к Думному Дворянину к Ивану Афонасьевичу Гавреневу, да к Дьяком, к Думному к Семену Заборовскому, да к Григорью Ларионову, да к Ивану Северову, за Дьячьей приписью, в Апреле, месяце нынешнего 161 года, для того, что новиком нынешняго лета по Государеву указу быти на Государеве службе сгороды, а по выбору и по дворовому списку верстанья своего новиков в десятнех и в списках писать не велети по тому, что по Государеву указу, детей Боярских велено по выбору и по дворовому списку писать в Розряде по родству и за службы, которые служат старо, а новиков по выбору и по дворовому списку писать невелено.
I. Запись крест оцеловальная, приводить по ней к Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, крестному целованью отгадчиков. Дворян и детей Боярскихразных городов нынешнего 161 году.
Имярек целую сей Святый и животворящий Крест Господень, натом, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии указу, быти мне на Москве у новичного верстанья, с Окольничим со Князем Дмитрием Алексеевичем Долгоруково, да с Дьяком с Иваном Тимашевым, и которые новики у верстанья будут, и мне у того новичного верстанья сказывать тех новиков про отцов, в правду, сколько у кого детей или братьи, и которые служат, и которые в службы поспели, и кольких лет которой недоросль, и что за кем поместья и вотчин, и в которых городах, и про новиков, про их отечество, и про службу, и кто сколько лет служит, и где кто на Государеве службе был, и каков кто службой, и сколько за кем прожиточного поместья и вотчин, и в которых городах, и которым новиком мочно служить, и которым служить немочно, и кто в которую статью пригодится, потомуж сказывать в правду, а в том во всем другу не дружити и недругу не мстить у и по недружбе, и по свойству, и не по отечеству и не по службе, у верстанья новиков ни кого не хвалить, и но не дружбе никого не хулить, и не служилых отцов детей, и холопий боярских, мимо Государева указу, поместными и денежными оклады не верстать, и от того ото всего ни у кого посулов и поминков не имать, и старого верстанья новиков, которые верстаны до разбору и у разбору, во 130 году и после разбору поместным окладом, и деньгами не переверстывати, а сказывать, имярек, про детей Боярских про новиков, в правду по сему Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, крестному целованью. Целую сей Святый и животворящий крест Господень, на том на всем, как в сей записи написано.
II. Запись крестоцеловальная, приводит по ней к Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михаиловича всея Руссии, крестному целованью новиков, детей Боярских разных городов и новокрещенов и Белозерцов, нынешняго 161 года.
Аз имярек целую, крест Господень Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и его Благоверной Царице и Великой Княгине Марье Ильиничне, и их Государским детем на том, служити мне, ему Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, и прямити, и добра хотети во всем в правду, безо всякие хитрости, и его Государского здоровья мне во всем оберегать и ни какаго лиха, ему Государю не мыслити и опричь Государя своего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, на Владимирское и Московское Государство, и на все великие Государства Российского Царствия, иного Государя из иных Государств, Польского, и Литовского, и Немецких Реш Королей и Королевичей, и из разных земель Царей и Царевичей, и из Русских родов, никого не хотети, и Государства под ним Государем не подыскивай ни какими мерами и ни которой хитростью. А где уведаю, или услышу на Государя своего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, и на его Благоверную Царицу и Великую Княгиню Марью Ильиничну, и на их Государские дети, в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, и мне за Государя своего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, и за Государыню Царицу и Великую Княгиню Марью Ильиничну и за их Государских детей, с теми людьми битися, и будет мочь сядет и мне их переплав, перевести к Государю, а будет за которыми мерами тех людей поймать не мочно, и мне про тат скоп и заговор, сказать Государю, или его Государевым Боярам, и ближним людем, или в городех Воеводам, и приказным люден. А где велит Государь мне быти на своей Государеве службе, и мне, будучи на его Государеве службе, ему Государю служити, и с недруги, его с Крымскими, и с Нагайскими, и Литовскими и с Немецкими людьми, битися за него Государя, не щадя головы своей до смерти, и в Крым, и в Литву, и в Немцы, и в иные ни в которые Государства не отъехать и из города, и из полков, и с посылок без Государева указу, и без отпуску не сехать, и города не сдать, и в полках Воевод не покинуть, и с его Государевыми изменники не ссылатися и ни в чем мне Государю своему Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и Его Царского Величества детем, не изменити ни которыми делы и ни которой хитростью. А кто не станет Государю Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и Его Царского Величества детем, служити и прямити, или кто учнет с изменники, или с Татары, или с Литовскими, и с Немецкими людьми ссылаться, и мне с теми людьми за Государей своих, за их Государство, битися да смерти, а самому мне ни к какой измене, и к вороству ни к какому, и ни к какой воровской прелести не приставать. А служити мне Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и его Царского Величества благородным детем, и которых ему Государю впредь Бог даст, и прамяти во всем, по сему крестному целованью. Также мне самовольством, скопом, и заговор ж, ни на кого не приходить и ни кого не грабить и не побивать, и по сыскам во всяких делех сказывать против Государского крестного целованья в правду, по свойству и по дружбе ни по ком не покрывать а по не дружбе ни на кого ложно не сказывать, и во всем мне, Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и его Царскаго Величества детем, служити, и прямити, и добра хотети, безо всякие хитрости, по сему крестному целованью. Аз имярек целую сей Святый и животворящий крест Господень, патом на всем, как в сей записи написано, потому мне, Государю своему Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руссии, и Его Царского Величества детем, которых ему Государю впредь Бог даст, служити, и прямити, и добра хотети во всем, в правду, безо всякие хитрости, и до своей смерти, по сему крестному целованью.
III. Роспись, которых городов детей Боярских и новокрещенов, и Татар, и Белозерцов, и атаманов, и козаков, и в которые статьи Государевым жалованьем, поместными и денежными оклады верстать, Окольничему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгорукову, да Дьяку Ивану Тимашеву, нынешняго 161 году.
Украйные городы: Тула, Кошира, Калуга, Серпухов, Алексин, Коломна, Переславль-Рязанской, Таруса, Воротынеск, Мещовск, Медынь, Лихвин, Серпейск, Козелеск, Боровеск, Ярославец Малой, Верея, Солова, Ментора, Брянск. Служилым новиком: 1 статье, отеческим детям самым лучшим 350 четвертей, денег, с городом 12 руб. 2 статье 300 четвертей, денег с городом 10 руб. 3 статье 250 четвертей, денег с городом 9 руб. 4 статье 200 четвертей, денег с городом 7 руб. Неслужилым: 1 статье, отеческим детям, самым лучшим 300 четвертей, денег с городом 10 руб. 2 статье 250 четвертей, денег с городом 8 руб. 3 статье 200 четвертей, денег с городом 7 руб. 4 статье 150 четвертей, денег с городом 6 руб. 5 статье 100 четвертей, денег 5 руб. Белев, Карачев, Волхов, Мценск. Служилым: 1 статье, отеческим детям самым лучшим 350 четвертей, денег с городом 11 руб. 2 статье 300 четвертей, денег 10 руб. 3 статье 250 четвертей, денег 8 руб. 4 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 5 статье 150 четвертей, денег 6 руб. Неслужилым: 1 статье, отеческим детям, самым лучшим 300 четвертей, денег с городом 9 руб. 2 статье 250 четвертей, денег 8 руб. 3 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 4 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 5 статье 100 четвертей, денег 5 руб. Орел, Кромы, Чернь, Новосиль. Служилым: 1 статье отческим детям 250 четвертей, денег с городом 8 руб. 2 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 3 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 4 статье 100 четвертей, денег 5 руб. 5 статье 80 четвертей, денег 4 руб. Неслужилым: 1 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 2 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 3 статье 100 четвертей, денег 5 руб. 4 статье 70 четвертей, денег 4 руб. 5 статье 50 четвертей, денег 3 руб. 50 копеек. Старо дуб, Почеп, Рославль, Новгородок Северской, Путивль, Чернигов, Рылеск, Одоев, Ряской. Служилым: 1 статье 300 четвертей, денег с городом 10 руб. 2 статье 250 четвертей, денег 8 руб. 3 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 4 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 5 статье 100 четвертей, денег 5 руб. Неслужилым: 1 статье 250 четвертей, денег с городом 8 руб. 2 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 3 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 4 статье 100 четвертей, денег 5 руб. 5 статье 80 четвертей, денег 4 руб. Новокрещены и Татарове Московские, Боровские, Серпуховские, Каломенские, Коширские, Калужские. Служилым: 1 статье 250 четвертей, денег с городом 8 руб. 2 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 3 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 4 статье 100 четвертей, денег 5 руб. 5 статье 70 четвертей, денег 4 руб. Неслужилым: 1 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 2 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 5 статье 100 четвертей, денег 5 руб. 4 статье 70 четвертей, денег 4 руб. 5 статье 50 четвертей, денег 4 руб. Куреск, Елец, Воронеж, Белгород, Оскол, Епифань, Ливны. Служилым: 1 статье 200 четвертей, денег 6 руб. 2 статье 150 четвертей, денег 5 руб. 3 статье 100 четвертей, денег 4 руб. 4 статье 70 четвертей, денег 3 руб. 50 копеек. 5 статье 50 четвертей, денег 3 руб. Неслужилым: 1 статье 150 четвертей, денег 5 руб. 2 статье 100 четвертей, денег 4 руб. 3 статье 70 четвертей, денег 3 руб. 50 копеек. 4 статье 50 четвертей, денег 3 руб. 5 статье 40 четвертей, денег 3 руб. Лебедянь, Донков. 1 статье 100 четвертей, денег 5 руб. 2 статье 70 четвертей, денег 4 руб. 3 статье 60 четвертей, денег 4 руб. 4 статье 50 четвертей, денег 3 руб. 50 коп. 5 статье 40 четвертей, денег 3 руб. Замосковные, и Новгородские, и Понизовые городы: Володимир, Великий Новгород, Суздаль, Юрьев Польской, Лух, Гороховец, Муром, Нижний, Арзамас, Алатырь, Курмыш, Атемар, Переславль Залеской, Ростов, Ярославль, Кострома, Галич, Вологда, Романов, Пошехонье, Волок, Дмитров, Кашин, Углич, Бежецкой верх, Тверь, Торжок, Старица, Ржева, Володимирова, Псков, Луки Великие, Торопец, Ржева Пустая, Невль, Звенигород, Руза, Верея, Можайск, Вязьма, Смоленск, Дорогобуж, Белая. Служилым новикам: 1 статье, отеческим детям, самым лучшим 350 четвертей, денег с городом 12 руб. 2 статье 300 четвертей, денег с городом 10 руб. 3 статье 250 четвертей, денег с городом 9 руб. 4 статье 200 четвертей денег с городом 7 руб. 5 статье 150 четвертей, денег с городом 6 руб. Неслужилым: 1 статье, отеческим детям, самым лучшим 300 четвертей, денег с городом 10 руб. 2 статье 250 четвертей, денег с городом 8 руб. 3 статье 200 четвертей, денег с городом 7 руб. 4 статье 150 четвертей, денег с городом 6 руб. 5 статье 100 четвертей, денег с городом 5 руб. Ярославские и Романовские новокрещены и Татарове. Служилым: 1 статье 300 четвертей, денег 10 руб. 2 статье 250 четвертей, денег 8 руб. 3 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 4 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 5 статье 100 .четвертей, денег 5 руб. Неслужилым: 1 статье 250 четвертей, денег 8 руб. 2 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 3 статье 150 четвертей, денег 5 руб. 4 статье 100 четвертей, денег 4 руб. Белозерцы и Бордаковские новокрещены. Служилым: 1 статье 250 четвертей, денег 8 руб. 2 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 3 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 4 статье 100 четвертей, денег 5 руб. Неслужилым: 1 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 2 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 3 статье 100 четвертей, денег 4 руб. Казачьи дети, у которых отцы была верстаны и изпомещены. 1 статье 200 четвертей, денег 7 руб. 2 статье 150 четвертей, денег 6 руб. 3 статье 100 четвертей, денег 5 руб. 4 статье 80 четвертей, денег 4 руб. 5 статье 50 четвертей, денег 3 руб. А у которых казачьих детей, отцы были неверстаны, и поместей за ними не было, и тех не верстать.
Встретилось интересное "доношение" в делах Лебедянского уездного суда в фондах Липецкого архива.. Как разрешилось следствие неизвестно, так как документы не сохранились. ГАЛО фонд Ф-264 опись 2 дело 21. “Дело по доношению Данковской округи с. Круглого Васильевской церкви священника Кирилла и дьякона Ивана Семеновых о проживании в селе Круглом однодворцев с незаконными женами.” Из Воронежской духовной консистории в Рязанское наместническое правление.
Лебедянское духовное правление консистории представляет сего 1785 года марта 27 дня поданным в то духовное правление Рязанского наместничества Данковской округи с. Круглого Васильевской церкви священник Кирилл и диакон Иван Семеновы доношением объявили, что приходу их означенного села Круглого однадворцы Максим Ермолов и Гаврила Емельянов дети Овсянниковы, Лука Дементьев сын Ахматов, Иван Семенов сын Кабанов живут в домах отцов своих не знаемо с какими женками как с законными своими женами. А венчаны ли они иль нет и кем имянно, о том они священник и дьякон не знают, и потому в исповедных росписях и в метрических книгах писать их законными женами без настоящего обыска писать опасны. По оному доношению вышеписанные однодворцы для допросов требованы от Данковского нижнего земского суда тремя сообщениями. Те однодворцы с женками не присланы. Консисториею определено: в Рязанское наместническое правление сообщить и требовать дабы благоволено было Данковскому нижнему земскому суду показанных людей сыскать и для допросов и следствия отослать в Лебедянское духовное правление и о том консисторию уведомить. Сентября 10-го дня 1785 года.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ОДНОДВОРЦЕВ В СИБИРЬ: 1840-Е И 1890-Е – 1910-Е ГГ.*
Составной частью процесса реформирования государственной деревни в Европейской России в первой половине XIX в. было переселение крестьян в Сибирь. Первые шаги в этом направлении были сделаны М.М. Сперанским, подробно изучавшим материалы о ссылке и пришедшего к выводу о неэффективности этого метода колонизации Сибири. 10 апреля 1822 г. принимается указ «О дозволении казенным крестьянам переселяться на земли сибирских губерний», действие которого распространялось лишь на государственных крестьян малоземельных губерний1. Процесс переселения по этому указу осложнялся требованием оформления крестьянами массы документов, в связи с чем выдача разрешения на переезд занимала, в лучшем случае, 1,5–2 года.
Сибирское начальство на местах оказалось не подготовлено к приему и размещению больших партий переселенцев. За период с 1822 по 1833 гг. в Омской области было наделено землей 4841 чел. м.п., но около 32% оказались недовольны выделенными участками и самовольно выехали в Оренбургскую губернию. Среди крестьян, получивших наделы в Среднем Прииртышье, 75% составили выходцы из Воронежской и Курской губерний (2083 и 1517 чел. м.п. соответственно). На третьем месте по количеству переселенцев находилась Оренбургская губ, из которой землю в Омской области получили 588 чел. м. п. Далее следовали Слободская Украина – 165 чел. м. п., Пензенская и Тверская губернии – 188 чел. м. п. из каждой, Рязанская губернии – 67, Тамбовская – 42 и Пермская – 3 чел. м. п.2
В результате выполнения указа от 10 апреля 1822 г. на землях Сибирского казачьего войска Пресногорьковской линии поселяются крестьяне и однодворцы из Курской и Воронежской губерний, которые сселяться в деревнях Воскресенской, Ершовке, Нижне-Алабужской, Филиповой, Успенской и др. Петропавловского уезда3. В 1827 г. на поселение в Петропавловский уезд Омской области собирались отправить 1291 д.м.п. однодворцев из Нижнедвинского и Землянского уездов Воронежской губернии. Однако 11 д.м.п. в дальнейшем от переселения отказалось, а 36 д.м.п. в ходе переезда остались на поселении в Оренбургской губернии4. В крестьянском состоянии эти переселенцы проживали на линии военных укреплений до 1847 г., после чего были зачислены в казаки.
Учитывая опыт переселения 1820-х гг., сибирская администрация в следующем десятилетии организовала землеустроительные работы для определения площади угодий и изъятия излишков земель у старожилов для размещения переселенцев на этих участках5. В 1837–1841 гг. проводилась реформа государственной деревни под руководством П.Д. Киселева, составной частью которой являлась организация крестьянского переселения в Сибирь. Первые партии переселенцев по направлению Министерства государственного имущества прибыли в Западную Сибирь в 1845 г. из числа государственных крестьян Псковской и Смоленской губерний. Но в дальнейшем среди переселенцев возобладала категория однодворцев6. Как отмечал П.Т. Сигутов, в течение 30–50-х гг. XIX в. в Среднее Прииртышье переселялось население преимущественно из Смоленской, Тамбовской, Орловской, Рязанской, Курской, Тульской, Пензенской, Витебской и Черниговской губерний7. По подсчетам А.Д. Колесников, в середине XIX в. в Среднее Прииртышье переселилось более 30 тыс. человек из европейских губерний России8.
В первой половине XIX в. однодворцы занимали промежуточную позицию в социальной структуре населения между дворянами и государственными крестьянами, а часть однодворцев являлась владельцами крестьян, получивших название однодворческие. По материалам VIII ревизии населения, проходившей в 1833–1834 гг., в России насчитывалось 10877 чел. м.п., в том числе 8 крестьян принадлежало однодворцам, переселившимся в Омскую область9. Однодворческие крестьяне проживали вместе со своими владельцами на однодворческих землях, а иногда в одних с ними домах. По закону они не могли быть продаваемы представителям других сословных групп, а только таким же однодворцам, но, при этом, управляющий V Отделением СЕИВК П.Д. Киселев по сути рассматривал однодворцев в качестве крестьянского населения. В своем письме от 31 октября 1851 г. к управляющему II Отделением СЕИВК Д.Н. Блудову П.Д. Киселев писал: «Неприличие подобного рода владения побудило Правительство принять меры к уничтожению его; но что бы сделать менее недовольных, положено было сначала предложить однодворцам уступить своих крестьян добровольно в счет недоимок с доплатою остающейся суммы из особо ассигнуемых сумм из Государственного Казначейства»10. В результате предпринятых усилий, с 1841 по 1851 гг. казной было приобретено 7955 м.д. однодворческих крестьян и 2579 м.д. осталось во владении однодворцев, не пожелавших уступать своих крестьян государству11. П.Д. Киселев полагал, что в 1851 г. «… настало время постановить окончательную меру для уничтожения права однодворцев владеть крестьянами»12.
Часть однодворцев, представители которых дослужились до офицерских чинов, вошла в состав безземельного и мелкопоместного дворянства, охарактеризованного в 1844 г. сенатором Ф.А. Дурасовым как «…класс … людей, снискивающих себе пропитание, между прочим, чрез сочинение ябеднических просьб и других бумаг…»13. Присоединение однодворцев к дворянскому состоянию привело к тому, что «в самих казенных волостях и селениях образовались чересполосные мелкие владения, которые вследствие захватов и возникающих от того споров, нарушают общее спокойствие, составляя предмет нескончаемых дел и переписки, обременяющей присутственные места»14.
Сенатором было предложено неслужащим дворянам Курской губернии разрешить переселяться в Оренбургскую губернию на линии военных укреплений и отводить каждому мужчине по 104 десятины, с условием не отчуждать и не дробить между членами семьи. В качестве средства мотивации, случае если однодворцы отказались бы переселяться, предлагалось записать их в податное сословие, пока они не возобновят прав дворянства на государственной службе. По мнению Ф.А. Дурасова поселение однодворцев на Киргизской линии «введет в страну, почти необитаемую народонаселение, Православную веру и Русский язык»15. Главноуправляющий II-м Отделением Собственной его Императорского Величества Канцелярии статс-секртарь Д.Н. Блудов поддержал идею переселения однодворцев на пограничные линии для несения военной службы, заметив только, что поселять их можно не только в Оренбургской губернии, но и в Западной Сибири: землю давать в собственность по 100–150 десятин с обязанностью водвориться, землю не отчуждать никому, кроме своих прямых наследников по нисходящей мужской линии, с сохранением дворянских прав и преимуществ служить в казачьих войсках; по выслуге лет прибавлять еще земли (100–150 дес.) в пожизненное пользование. Таким образом создавалась бы группа «служилых дворян» из которой в последствии, по далеко идущим планам чиновников, можно было бы создать особые полки, с наименованием «земского» или «пограничного дворянского войска».
Безземельные дворяне, к которым относилась часть однодворческих семей, не приписанных к крестьянскому состоянию, обладающие правом свободного передвижения по стране, добирались до Сибири беспрепятственно, выписывая себе бессрочные паспорта в полицейских управлениях или проходные свидетельства в земских управах. Однако они не имели права на льготные проездные тарифы, которыми пользовались ходоки и крестьяне-переселенцы, получившие официальное разрешение на поселение в Сибири. Но самые большие сложности возникали у дворян-земледельцев уже по прибытии в Сибирь и связаны они были с процессом наделения казенной землей. Поселяясь в деревнях сибирских старожилов или переселенческих поселках дворяне, в силу своего социального положения, не могли быть причислены к сельским обществам, а без причисления к сельскому обществу они не могли землю в свое пользование.
Показательна в этом отношении история воронежских дворян Корчагиных, поведанная чиновником особых поручений Переселенческого управления МВД в своей записке от 29 января 1898 г., адресованной начальнику Переселенческого управления. До своего переселения в Сибирь Корчагины проживали в с. Сенном Задонского уезда Воронежской губернии, где владели около 45 дес. земли. В конце 1830-х гг. в результате семейных интриг они лишились своего земельного участка: земля «… отнята была… одним дьяконом, женившимся на родственнице…», которой в приданое отдали треть земельного участка, вследствие махинаций дьякона вся земля Корчагиных оказалась в его собственности16. В результате этого несчастья Корчагиным пришлось арендовать землю небольшими участками у ближайших помещиков по цене 15 руб. за десятину и собственноручно обрабатывать ее под посев. После того как помещики подняли арендную плату за землю, Корчагиным пришлось арендовать свободные душевые наделы у крестьян с. Сенного, которым, помимо аренды, приходилось поставлять каждый год ½ ведра водки с десятины.
Дальнейший рост арендных цен на землю вынудил дворян Корчагиных (двух братьев и 27-летнего сына одного из них) на переезд в Сибирь. Их выбор пал на д. Большие Чирки Ражевской волости Ишимского уезда Тобольской губернии, но, являясь дворянами, надельные участки от крестьянской общины этого поселения Корчагины получить не могли. Поэтому 27-летний сын главы незадачливого дворянского семейства,
Марей Иванов Корчагин, выпросил у крестьянского общества д. Большие Чирки приемный приговор и инициировал ходатайство в Задонское полицейское управление Воронежской губернии о причислении в крестьяне.
Чиновник Переселенческого управления, описавший эту историю, отметил, что случай с переселением дворян Корчагиных далеко не единственный и что большинство переселяющихся в Сибирь дворян-земледельцев прибывает из Центральной земледельческой полосы: Курской, Орловской, Калужской, Рязанской губерний.
Те из дворян, которые пришли в Сибирь с крестьянской переселенческой волной рубежа 1880–1890-х гг. смогли на основе «захватного права» получить участки казенной земли под пашню и официально водворится на этих участках на основании закона 13 июля 1881 г. Пять семей курских дворян Лихошерстовых и четыре семьи Степановых, поселившиеся в пос. Троицком Итатской волости Мариинского уезда Томской губернии в 1889 г., спустя 10 лет проживали в поселке на правах разночинцев17, имея крайне напряженные отношения с соседями-крестьянами18. В дальнейшем, однодворцы, которым удавалось доказать свое дворянское происхождение, получали возможность беспрепятственного переселения в Сибирь на основании закона 22 июня 1900 г. о переселении в Сибирь дворян-земледельцев.
Таким образом, в середине XIX в. шел процесс социального размежевания группы однодворцев, в результате которого бóльшая часть однодворцев оказалась в составе сословия сельских обывателей в качестве государственных крестьян, меньшая – в составе малоземельного дворянства. Исходя из этого переселение однодворцев в Сибирь в XIX – начале XX вв. регулировалось различными для крестьян и дворян законодательными актами и на разных условиях.
Примечания
1 Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. – Новосибирск, 1982. – С. 169. 2 Там же. – С. 170. 3 ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 64. Лл. 163-163 об, 164 об; Д. 145. Лл. 169, 238 об, 269 об, 291 об, 512 об. 4 РГИА. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 215. Л. 1-19. 5 Колесников А.Д. История заселения Омской области // Конференция по географии Западной Сибири. – Омск, 1977. – С. 55. 6 Колесников А.Д. Состав переселенцев в Сибирь // Вопросы формирования русского населения Сибири в XVII – начале XIX вв. – Томск, 1978. – С. 9–10. 7 Сигутов П.Т. Состав населения Омской области по районам выхода // Природа, население и хозяйство Омской области. – Омск, 1974. – С. 52. 8 Колесников А.Д. О национальном составе населения Омской области (Исторический процесс формирования населения Среднего Прииртышья в этническом и национальном отношениях) // Материалы к третьему научному совещанию географов Сибири и Дальнего Востока. Вып. 1. – Омск, 1966. – С. 94. 9 РГИА. Ф. 1589. Оп. 4. Д. 21. Л. 3. 10 Там же. Оп. 1. Д. 1034. Л. 44 об. – 45. 11 Там же. Л. 45. 12 Там же. 13 РГИА. Ф. 1589. Оп. 1. Д. 1034. Л. 68 об. 14 Там же. Л. 68 об. – 69. 15 Там же. Л. 69. 16 РГИА. Ф. 391. Оп. 2. Д. 388. Л. 2–2 об. 17 Там же. Л. 68 об.–70. 18 Там же. Оп.1. Д. 714. Л. 1 об.–2; Оп. 2. Д. 298. Л. 109.
Рязанские однодворцы и их потомки – переселенцы в восточные губ., в Сибирь, на Кавказ, и др.
в кон.18-нач.19вв.
Значительная часть потомков служилых людей, записанных в нижних статьях по перенаселенному Каменскому (в меньшей степени Пехлецкому и Старорязанскому) стану, потеряв вначале крестьян, а потом и большую часть поместий, в кон.18-нач.19вв. находится в однодворческом сословии. Впоследствие, по упразднении в сер.19в. однодворчества, они пополнили ряды гос.крестьян Рязанской и соседних губерний. И именно они, при начале массового заселения Оренбуржья, Саратовской, Уфимской и др. губ., Кавказской укреп.линии - составили основную массу переселенцев. Для примера – «срез» по однодворцам – переселенцам в 1795-1811гг. из Рязанской губернии, по материалам 6-й ревизии.
Здесь и далее сокращения – Кавк – Кавказ, Мозд – Моздокская линия, Тавр – Таврическая губ., Уф – Уфимская, Ворон – Воронежская, Новохоп – Новохоперская крепость, Борисогл – Борисоглебская крепость, Оренб – Оренбуржская, Сар – Саратовская, Сам – Самарская, Том – Томская, ? – место переселение не указано. Однодворцы - переселенцы Сапожковского уезда
с.Грачевки (Оренб., Бузулук.у.) Злобин (2 семьи) г.Демшинска (-«»-) Сапрыкин с.Завального Кулов д.Матронки Коровякин с.Маханова гос.крестьяне (Оренб.губ., Челябинск.у., без фамилий) c.Ищеина – (без фамилий, экономич.крестьяне, в Бугурусл.у.) Переселенцы Лебедянского уезда (по кн.1060) 1848г. Лебедянского у. экономические крестьяне – в Оренб.губ.: Коновалов, Чистяков, Носков, Камышников, Панфилцев, Каширин, Ухин, Давыдов, Вошин, Немцов, Блутырский, Кундруков, Гришкин. Переселенцы Темниковского уезда 1832-34гг.
ГАТО, там же, кн.1059 оп.1
д.Малых Кашал Арга тож (Уф., Оренб., без фамили, единств.с фамилией – Семен Степанов Позняков уехал ранее, в 1816г.) д.Лушбор Голышевской вол (Сар., Вольский у., без фамилии, ясашные крестьяне), а также Кесенкин, Казаков, Федякин, Любаев, Дасаев, Шенкин (остальные без фамилий) д.Крюковки (Оренб., Орск., ясашные без фамилии), а также Сергеев, Октойкин с.Ст.Кашалы Никольское тож Ардашевской вол (Лашманск у., ясашные крестьяне, без фамилий) д.Козловки (-«»-, пересел в д.Кашалы Бузулукского у.)
Переселенцы Тамбовского уезда 1832г.
с.Лысых гор и Красногородской слободы (в Омскую губ). Неронов, Пятов, Плотников, Гагулин, Кожевников, Синельников, Усков, Урюпин, Лихачев, Попов, Пудовскин, Баннников, Романцов, Стрельцов, Рыбников, с.Лысых гор (в Бузулук.у., в д.Покровка Сулина тож) Кочергин, Синельников, Околелов, Попов Переселенцы Кирсановского уезда 1834г.
Там же, Кн.1061
с.Богословское Новый Гаи тож (Сар.губ.) Щекочихины, Объедковы, Радины, Добрынины, Зауловы, Кинжаловы, Тютрюмов Переселенцы Усманского уезда 1842-48гг.
Там же, Кн.1060
д.Полевая (Уф.губ., без фамилий, гос.крестьяне). с Кривки Демшинск вол. (Оренб., Бугурусл.у., -«»-) с.Дрезги (Сар.губ. и Оренб., Бугурусл.у., 1842-48) и т.д.
В едином южнорусском массиве населения имеется довольно много разных по происхождению групп русских (этнотерриториальных, сословных, конфессиональных). Здесь население обязано своим происхождением характеру заселения лесостепной и степной полосы России. В XIII-XV вв. эта часть страны во время ордынского владычества и набегов кочевников была опустошена: население было полонено или уходило на север. Позднее окраина стала вновь заселяться выходцами из различных мест по мере продвижения границ Русского государства на юг. Так, среди южнорусских поселенцев постепенно сформировались этнотерриториальные образования. Жители Калужско-Брянского Полесья - полехи (бассейны Десны, Сейма) - потомки древнейшего населения лесной полосы. Вместе с тем их близость к западным соседям русских и, вероятно, этноконтакты с ними привели к значительной общности с культурой белорусов и частично литовцев. К полехам примыкают горюны, живущие на территории бывшего Путивльского уезда Курской губернии и получившие такое название по кличке, которая образовалась от того, что они якобы "горевали гре", а по другой версии - жили в "местах сгоревших лесов", т.е. так же, как и полехи - лесные жители.
О происхождении горюнов, зафиксированных в документах уже с XVI в., существует много версий, в том числе и такая, будто они потомки древнего племени северян. Но наиболее доказанным является мнение, что они действительно потомки автохтонного населения Полесья (Посемья), впитавшего в себя и новые переселенческие волны XVI-XVII вв. из ближайших к ним районов Чернигова и Брянска (бассейн Десны и верховье Днепра). Этнический состав населения этих районов был смешанным; в частности в районе, где живут горюны, у населения остались отличительные черты в говоре и в народном костюме (акающие или якающие егуны с украинско-белорусскими чертами в культуре).
Некоторыми языковыми особенностяим отличаются жители бывшего Дмитровского уезда Курской губернии жеки и зекуны (первые, говоря, употребляют частицу же, вторые - зе).
Своеобразной является и группа саянов из Курской губернии, из Посемья (Курский, Щигровский, Фатежский, Льговский уезды), которую можно отнести не только к этнотерриториальным, но и к сословным подразделениям народа: саяны с 1600 г. создавали в незаселенных местах монастырские деревни Коренского Рождественского и Курского Знаменского монастырей, среди жителей которых находились выходцы из Литвы и Белоруссии. Не исключено, что их первооснова - древние северянские группы. Белорусско-полесские особенности в языке (замена "ц" и "щ" на "с", "ж", "з", аканье, яканье и др.) и быте (южнорусские черты в западном варианте) заметно отличают саянов от остального населения.
С древним военнослужилым пограничным сословием связано и происхождение курских севрюков, предки которых несли службу по наблюдению за степными кочевниками.
Значительный по сословному происхождению группой южнорусского населения являются однодворцы - потомки военнослужилых людей низшего разряда конца XVI - начала XVII в. (стрельцов, пушкарей, служилых казаков и др.). Служилые люди происходили в основном из замосковных уездов северно- и среднерусской полосы и несли с собой на юг характерный севернорусский бытовой уклад. В социальном отношении однодворцы заняли промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками, но не слились ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие их культурно-бытового типа.
Позднее, в XVIII в. в степи после ее «замирения» происходило вторичное заселение земель крестьянами, беглыми и теми, кто был переселен помещиками из других губерний. Первые и более поздние переселенцы долго различались, особенно в одежде: крестьянки из коренных жителей носили поневу и «рогатую» кичку, однодворки – костюм с сарафаном (либо полосатой юбкой) и кокошники. В XIX в. олтдельные группы однодворцев были известны под прозвищами: «галманы» (иронич. – бранные, бестолковые) – однодворцы Воронежской, Тульской и Тамбовской губерний; «ионки» - часть однодворцев Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии (от ион – он), более образованные, чем другие, утратившие архаизмы в говоре, носившие городской костюм; «коннозаводские крестьяне», в состав которых были причислены для работы на конных заводах однодворцы Скопинского и других уездов Рязанской губернии. Имелись и общие прозвища-клички для однодворцев: «индюки» (гордые), «талагаи» (бездельники, невежи), «щекуны» (грубого нрава, говорившие «що» вместо «что») Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Различия между группами однодворцев были столь велики, что они не вступали между собой в родственные связи.
Подобные прозвища среди южнорусского населения давались не только однодворцам, но и крестьянам. Одним – по особенностям говора, как, например, «цуканам» (так их называли однодворцы) в Воронежской, Курской, Орловской губерниях, различавшимся в первой половине XVIII в. по сословно-владельческой принадлежности (помещичьи, монастырские крестьяне, переселенные сюда из центральных губерний позднее, в 60-е годы). В языке «цуканов» звучало «ц» вместо «ч», но в начале XX в. их говор слился с говором соседей-однодворцев. По особенностям языка получили прозвище «ягуны» и «кагуны» (кагокающий говор) – орловские и воронежские крестьяне. Прозвища других произошли от фамилий их владельцев-помещиков: «репнинщина», «голицынщина», «шувалики» (крепостные Шуваловых в московском Верейском уезде с южнорусскими чертами в культуре), «карамыши»; в отношении последних высказывалось мнение, что они – потомки древних вятичей. Иные прозвища произошли от сословной, иногда от этносословной принадлежности – «мананки» Белгороского уезда Тульской губернии – женщины из монастырских крестьян; в происхождении их участвовало русское, украинское, литовское население; «поляне» Масальского уезда Калужской губернии – из помещичьих и государственных крестьян; «мамоны» в левобережье Северского Донца (в Белгородском уезде), заселявшие с XVII в. дворцовые и церковные селения. Синтез черт южно-, севернорусской и украинской культуры говорит об их сложном происхождении.
Многие из перечисленных групп населения имели характерные культурные и языковые особенности. Сословные различия оказали влияние на обособление южнорусских говоров – больше, чем на Русском Севере. Говоры однодворцев, монастырских и помещичьих крестьян, мещан, казенных кузнецов, майданников обособились на сословной почве. В частности, на образование однодворческого говора влияли московский, западнополесский, орловско-калужский и восточнорязанский говоры, хранившие старые «степные» особенности, литовские говоры через выходцев из-за западного рубежа. В подмосковных местах однодворчнский говор с аканьем, кагоканьем и мягким окончанием глаголов (-ть) постепенно исчез.
На востоке южнорусской территории в левобережном Заочье русское население было известно под названием мещера (от Мещерской стороны). Жители этого края – славянское население, ассимилировавшее местных финно-угров, поэтому их считали обрусевшей финской мещерой. Небольшие островки мещеры долго сохранялись в Пензенской и Саратовской областях, куда она попала в результате миграций из Рязанщины на юго-восток. На примере мещеры прослеживаются связи в культуре всего населения среднего течения Оки с соседними народами Поволжья. Особенно много сходных черт в орнаменте, расцветке костюма, убранстве жилища.
Мелкие этнические образования можно еще отметить в ряде центральных русских областей, которые в XIX в. были известны под этническими или специфическими наименованиями-прозвищами. Так, «корелы» - небольшая группа жителей в Калужской губернии в Медынском уезде – переселились от карел Тверской губернии. «Ляхи» - остатки якобы пленных поляков – жили в Балахнинском уезде Владимирской губернии. «Паны» Лукояновского уезда Нижегородской губернии «тянули» по происхождению к белорусам, долго сохраняя белорусский говор и белорусский костюм.
Кроме этнотерриториальных, сословных групп русских в центральных и южных регионах Европейской России, так же как и на ее Севере, существуют их конфессиональные образования. Значительную прослойку составляли занимавшие довольно обособленное положение заволжские старообрядцы (по Ветлуге, Керженцу, Волге), поселившиеся в XVII-XVIII вв. и сохранившие, как и остальные раскольники, своеобразие своего замкнутого бытового уклада и многие старинные черты русской культуры. В южнорусской зоне старообрядцы имелись уполехов, живших в глухих местах Полесья, распространилось старообрядство и среди казаков.
Оба направления раскола – поповское и беспоповское разных толков – существуют у населения центральных и южнорусских губерний. Поповщина с конца XVII в. распространилась у нижегородских староверов на Керженце, на Дону, у жителей Московской, Калужской, Рязанской, Симбирской, Саратовской, Астраханской, Казанской, Оренбургской губерний. Беспоповцы жили в Нижнем Новгороде, Ирбите, а также в Московской, Калужской, Саратовской, Тульской, Орловской, Тамбовской губерниях. В начале XVIII в. беспоповщина проникла от донских казаков в Ставрополье и на Кубань, где жили некрасовцы (по имени атамана Игната Некрасова). Оттуда часть их переселилась в Закавказье и Турцию.
Однодворцы не были затронуты старообрядчеством, но у них, как и у другого южнорусского населения, появилось сектантство. В 1880-е годы от донских казаков в Воронежскую губернию «перешла» хлыстовская секта. Ее приверженцы жили также в Костромской, Владимирской, Нижегородской, Московской губерниях. Известны и другие секты: субботники с конца XVII – начала XVIII в. в центральных губерниях у помещичьих крестьян; духоборцы – с середины XVIII в. у государственных крестьян Воронежской губернии, откуда они переселились в Екатеринославскую и Херсонскую губернии; в начале XIX в. они появились в Тамбовской, Таврической губерниях, в Закавказье. Молокане известны с 60-х годов XIX в. среди тамбовских крестьян, а также в Ставрополье, Крыму, Закавказье; с начала XIX в. существовал их «донской» толк, а с 40-х годов XIX в. – еще и толк «прыгунов».
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.