На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее...
Так к какому сословию принадлежали однодворцы Западных губерний - к крестьянам? Или это отдельное сословие? Изучал «Списки населенных мест Минской губ. по уездам, приходам, еврейским обществам со сведениями об их расположении и народонаселении : 1857 г. - 1857. - 803 л.. - (Фонд Центрального статистического комитета МВД. Опись № 4)», РГИА. Ф. 1290. Оп.4. Д.79. В 1857 волостной старшина население застенков Самохваловичской волости Минского уезда массово указывал не в графе "Крестьян", а в графе "Других сословий". При этом в описании прихода Озерской православной церкви её прихожане из этих застенков указаны как однодворцы, в описании прихода Койдановского римско-католического костела его прихожане из тех же застенков указаны как "дворяне и мещане", "дворяне солдаты и мещане", "дворяне и хлебопашцы", "хлебопашцы и мещане", "дворяне однодворцы хлебопашцы мещане".
Прав волостной старшина, относя этих "однодворцев" и "хлебопашцев" к "другим сословиям"? По мещанам понятно - матералы по ним стоит искать в Минской мещанской управе или возможно Койдановском мещанском обществе. А если однодворцы - крестьяне, они были приписаны к сельским обществам? Какие-нибудь списки однодворцев/хлебопашцев искать в волостном правлении?
--- Козолупы Брацлавского уезда Подольской губернии/Немировского района Винницкой области, Крыловы, Крюковы Вологодского уезда Вологодской губернии/Сокольского района, Зубовичи, Шпилевские, Багрицевичи Минского и Игуменского уездов
Стал копать свои новосильские корни - фамилия моей бабки по матери была Рощупкина.
Нашел такие документы -
«Государю, Царю и великому кянзю Всеа Русии Алексею Михайловичу, холоп твой Моксимка Ладажев челом бьет низкий. Государь, в 1647 году июля в 29 день прислана...грамота из Розряду за приписью дьяка Григоря Ларионова ко мне, холопу твоему. А по твоей, Государь, грамоте велено... мне, холопу твоему, из Новасиля в новой в Верхососенской город на вечное житье выбрати навосилцов - детей боярских пятдесят человек, а козаков дватцет человек з женами и з детми и со всеми их животы, самых лутчих пражиточных людей, которых бы Государь, были на твоей Государевой службе и з домовое строения и, у которых бы, Государь, было сына по два наю три и, у которых бы, Государь, были братия и племянники, и внучата, и зятья, и соседи, и падсоседники, и приемоши, и живут в одном дворе и пад одном хлеве. А для новя, Государь, селитбищ велено детем боярским и козаком в твоем Государеве в новом Цареве Алексееве городе дати твоего Государева Царева и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии денежного жалования на дворовое строения и на перевоску. Детем боярским по двенатцети (12) рублев человеку, а козаком, Государь, по десяти (10) рублев человеку. А которые, Государь, козаки по твоему Государеву указу из Новасиля взяты в новой в Верхососенской город на вечное житье и в тех, Государь, козаков место велено, Государь, мне, холопу твоиму, прибирать вновь на их место... Денежное жалованя новоприборнем козаком дати по шти (6) рубли человеку, а стрелцом, Государь, по пяти (5) рублев».
Среди переселенных в Верхнесосенский уезд новосильских детей боярских были - Рощупкин Артюха Семенов, Рощупкин Мартын Бунаков, Рощупкин Семен Бунаков, Рощупкин Федор Семенов. Скорее всего два брата - старший и младший и сыновья одного из братьев. Фамилия Рощупкины встречается также среди жителей Воротынцево Новосильского уезда. А это село считалось "казачим".
Оскольская десятня 1647-1649 гг.
“Лета 7157 Апреля 1 день по Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии указу, воевода Федор Иванович Ловчиков да подьячей Михайла Усков давали Государево, Царево и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии денежное жалованье на Осколе Оскольским станичником головам, атаманом, ездокам и вожем на нынешний на 157 год оклады их вполы головам по 5 рублев, атаманом по 4 рубли, ездокам и вожем по 3 рубли человеку, все на лицо с порукою, что им Государева Царева и Великого Князя всеа Русии служба служити, в станицы ездить до урочищ и сакм тотарских переезжать, и вестей про татар и про всяких воинских людей проведывать подлинно, а из станиц на отведки приезжати с прямыми вестеми, а для станичной службы держати им по два коня, или х коню по мерину по доброму, а ездити станичником по прежнему Государеву указу с Благовещеньева дни или ранее и во все лето и в осень до болших снегов в Яблоново по 25 человек, переменяясь по две недели, а из Яблонова ездить станичники к Волчьим водам к Малиновому простенку по 5 человек, а переезжая Изюмскую сакму повыше Белгородских станичников, а проезду из Яблонова к Волчьим водам и до Малинового пристенка о дву конь наскоро полтора дни, а назад тож, а что кому Государева, Царева и Великого Князя Алексей Михайловича всеа Русии денежного жалованья Оскольским станичником для станичные службы на нынешней на 157 год дано и хто по ком в Государеве денежном жалованье и с службе порука, и хто в станичную службу вновь взят и на нем стоит, писано в сей десятне подлинно, на жалование оскольским станичником: головам, и атаманом, и ездокам, и вожем Государевы денежные казны прислано на Осколе с подьячим Михайлою Усковым 330 рублев”.
5-я станица. По 200 четей по 8 рублев. Голова Григорей Сидоров сын Рощупкин.
6-я станица. По 300 четей по 9 рублев. Голова Осей Обрамов сын Рощупкин. По 100 четей по 8 рублев. Атаман Сысой Григорьев сын Рощупкин.
РГАДА, Ф. 210, Оп. 12, Д. 1478. 1697 г. Сказки, подданыя в Старом Осколе стольнику А. С.Титову старооскольцами-детьми боярскими городовой службы и рейтарами, подьячими приказной избы, стрельцами, пушкарями, казенными кузнецами, казаками, об их службе, семейном составе и о состоящих за ними поместьях Конон Федоров сын Рощупкин, село Пузачье
Фамилия Рощупкин Вам при исследованиях не попадалась??
Впрочим, однодворцы с "барскими" старались не смешиваться, да и с помещиками тоже, жили своим мирком.
Часть села была в Новосильском уезде, часть - в Ефремовском. ЭП по Новосильскому уезду были составлены в 1863 году. Шесть десятин в деревне Домны указаны как владение однодворки села Лазавка Ефремовского уезда Елены Захаровой-Белолипской.
В ЭП по Ефремовскому уезду (составлены в 1868 году) 2317 десятин числятся за казенными крестьянами села Лазавка и 115 десятин - за крестьянами-собственниками села Лазавка.
составленном в 1867 году также указаны собственники 115 десятин на 42 души. Это получается 2,74 десятины на душу. Тогда подушно считалось только взрослое население или же туда входили и дети ?
Сословная группа однодворцев была упразднена в 1866 году. 24 ноября 1866 был принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886.
Может быть бывшие однодворцы здесь записаны как "крестьяне-собственники". ???
Друзья форумчане, попадалалась ли кому из вас сказка по Первой ревизии слободы Боровская, Бахмутской провинции Азовской (Воронежской губернии)?.. Может у кого-то из вас есть её отцифровка. Интересуют также и сказки той же Ревизия и по другим слободам Подонцовья: Трехизбенская, Новая и Старая Айдарь, Краснянка, Сухоревская, Райгородская и др.
С уважением Боровского городка донецкий казак Олег
Большинство однодворцев Юга Европейской части РФ (области Тульская, Орловская, Курская, Рязанская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская) пооизошли от детей боярских Украинного разряда, служивших сторожевыми казаками. Сторожевые и городские казаки, это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Городовые (полковые) казаки были вспомогательной легкой кавалерией. Впрочем были и тяжеловооруженные - каширские например. В 1571 году было принято уложение о сторожевой и станичной службы «на Поле». По нему на сторожевых казаков возлагались также и разведовательно-диверсионные задачи - "имать" языков, незаметно отслеживать передвижение обнаруженного отряда татар или "воровских" людей, ликвидировать неприятельские дозоры и начальников. Для этого необходимо было обладать быстрым умом и реакцией, физической силой, уметь маскироваться на любой местности, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя, холодным и огнестрельным оружием тех времен и при этом постоянно поддерживать себя в хорошей физической форме. Естественно, эти подразделения считались "элитными", управлялись своими "головами" и атаманами и получали за свою службу земельные наделы и гораздо большее, по сравнению с городовыми казаками, денежное содержание. Крепостных и холопов туда не брали. Может быть именно сторожевых казаков и следует считать первыми российскими спецназовцвми ?
г. Липецк Сообщений: 963 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 10484
Наверх##22 октября 2014 16:3924 октября 2014 17:33
Помогите, пожалуйста, разобраться. В 1745 году Никита Матвеевич Кириллов записан в ревизскую сказку, как дворовый Петра Гавриловича Меншикова. Если бы его отпустили на волю, мог ли он быть причислен к однодворцам, если бы купил землю у однодворца?
Россия, Центральный округ
» Нижне-Девицкий уезд Воронежской губернии (однодворцы)
» Однодворцы Орловской губернии
Дневник Nathalie » Орловские дети боярские - однодворцы - крестьяне
П » Пы - Пя » Пятых : с. Рогачёвка (Никольское) Воронежского уезда (Новоусманского района) Воронежской области. Однодворцы.