Забайкальская железная дорогаДорога строилась в составе Транссибирской магистрали с 1895 по 1905 год. Весной 1895 года были начаты работы по прокладке пути. Работами руководил инженер путей сообщения А. Н. Пушечников. На постройке дороги работало от 20 до 23 тысяч рабочих из местного населения. Кроме этого, сюда прибыли сотни рабочих из Европейской России. Важнейшими препятствиями явились сложный рельеф местности, пересечённой хребтами, реками и болотами, вечная мерзлота, низкие зимние температуры, а также стихийные бедствия. Так, летом 1897 года вода в реках поднялась на 6,5 метров. В долинах Хилка, Ингоды и Шилки вода размыла и унесла грунт земляного полотна на участке почти в 400 километров.
16 декабря 1899 года два участка Забайкальской железной дороги соединились в 345 верстах (368 км) от станции Мысовой (близ Толбаги). На этом месте до сих пор стоит часовня. С января 1900 года началось временное движение, а с 1 июля того же года была начата постоянная эксплуатация. В 1901 году завершено строительство южной ветки от разъезда Кайдалово (близ Карымской) до станции Мациевская, начатое в 1897 году.
Управление дороги находилось в Иркутске. Управление с 1908 по 1917 год издавало еженедельный журнал «Вестник Забайкальской железной дороги». Редактировал журнал Начальник дороги.
С запада дорога граничила с Кругобайкальской железной дорогой. Ранняя Забайкальская железная дорога существовала с 1900 по 1922 год.
Основные линии дороги: Иннокентьевская — Иркутск, Иркутск — Байкал, Мысовая — Сретенск, Китайский разъезд — Сретенск, Китайский разъезд — Маньчжурия, Танхой — Мысовая, Байкал — Танхой. Протяженность на 1913 год — 1701 верста или 1803 км.
В 1922 году был образован Сибирский округ путей сообщения, в который были включены линейные отделы Тюменской, Челябинской, Омской, Новониколаевской, Барнаульской, Томской, Красноярской, Иркутской и Забайкальской железных дорог[источник не указан 166 дней].
В 1923 году Сибирский округ путей сообщения был реорганизован. Из железных дорог, входивших в него, были сформированы Омская, Томская и Забайкальская железные дороги, а также увеличена Пермская железная дорога.
Приказом НКПС № 2305 от 31 августа 1925 года была образована Забайкальская железная дорога с управлением в Чите путём объединения Читинской и Забайкальской железных дорог.
4 мая 1936 года в соответствии с Постановлением СНК СССР от 03.05.1936 г. Забайкальская железная дорога была переименована в железную дорогу имени В. М. Молотова.
15 сентября 1943 года во исполнении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13.09.1943 г. железной дороге имени В. М. Молотова было возвращено название Забайкальская.
14 июля 1959 года Забайкальская железная дорога объединена с Амурской в Забайкальскую.
Источник