Книги о Донских казаках
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11496 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9796 | Наверх ##
5 апреля 2014 0:22 Размещаю по просьбе Гусева В.А. Добрый день! Уважаемые читатели! Предлагаю приобрести мои книги! Я, Гусев Виталий Александрович, проживаю в г. Волгограде, историк, занимаюсь исследовательской работой в области генеалогии и истории донского казачества. Мои предки – донские казаки. За продолжительное время работы в архивах ГАРО, РГАДА, РГВИА, РГВА, ГАВО накопилось много копий архивных документов 17-нач. 20 вв., которые необходимо публиковать, чем занимаюсь в настоящее время. Уже вышло из печати 3 моих книги, на март-апрель 2014 г. намечен выход 4 книги. Идет подготовка 5 книги. Всем кому интересны мои книги, обращайтесь по тел. 89023641710 или пишите на: guseffv@mail.ru Концепция данных выпусков – предоставить читателю возможность лично ознакомиться с источниками, после чего он сможет самостоятельно оценивать качество научных или научно-популярных трудов по истории и генеалогии казачества. Широкие массы интересующихся этой темой, особенно под влиянием выложенного в Интернете огромного количества разных откровенных «сочинительств», за незнанием источников охотно верят таковым. В последнее время каждый может объявить себя историком и писать все, что ему заблагорассудится, путая при этом исторический и литературный подход. Архивные изыскания для таких авторов – занятие сложное и непопулярное. А когда недостает фактов и источниковедческой базы для выдвинутых ими версий, в качестве аргументации используются «предания», под прикрытием которых очень удобно сочинять все, что приходит в голову. ПРОДАЮ КНИГИ: -ПРИСЯГИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ 1718 год. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск I. -"О происхождении донских казаков". Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 2. -Поселение на Волге ДОНСКИХ КАЗАКОВ. XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 3. -готовится к выпуску:Сказочные казаки на Дону. Переселение на Терек сказочных и волгских казаков. XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 4. -готовится к выпуску: Служба донских казаков. XVII-XVIII века. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 5. содержание книг | | Лайк (5) |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
13 апреля 2020 15:17 О "казачьем чванстве" на примерах из жизни волгских казаков Для начала приведу отрывки из статьи "С Дона выдачи нет! Факты и мифы о происхождении казачества" https://rg.ru/2018/02/26/rodina-kazachestvo.html"... с подавлением Булавинского восстания (1707-1708 гг.), после того, как приток извне и свободный прием в казачество были прекращены и оно превратилось в замкнутое привилегированное сословие, казаки стали быстро забывать о своих корнях, а свое все более усиливавшееся и бросающееся в глаза отличие от "мужика" начали объяснять экзотическими родословными, тем более что и свое дворянство у казаков сформировалось, а ему претила мысль о "мужичьем" происхождении. Появилось сословное чванство, которое в свою очередь перерастало в чванство этническое." А теперь изучаем документы о первых годах пребывания на новом месте "переведенных з Дону к Волге казаков", а в частности о попытке сместить войскового атамана Макара Персидского с должности. Среди наиболее активных возмутителей были "старшина" Семен Игнатьев, "бывший войсковой есаул" Дементей Иванов, казак Илья Тимофеев и другие. В сентябре 1736 года они приехали в станицу Балыклейскую "и велели закликать збор" станичный. Заявляли, "бутто у них указ есть". Но тут же выяснилось что "никакого указу у него не явилось". Тогда они принуждали балыклейских казаков подписать жалобу на войскового атамана Персидского, "и грозили всячески, а кто не подписывался, то наругаяся, бороды рвали". При этом "поносили" Макара Персидского "такими словами: чего де ради вы к мужику плуту к Макарке подписывались, разве де вы изменники?". Уже многократно писал, что во 2 и 3 сборниках имеется подробнейшая информация о каждом из записавшихся к переселению на Волгу. О происхождении донских казаков XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. II / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. Поселение на Волге донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. III / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. Отец Макара Персидского в прошлом был действительно "ИЗ МУЖИКОВ" по казачьим понятиям. Из его личных показаний от 30 января 1733 г.: «В службе я Войска Данскаго Ея Императорскому Величеству служю с 709 году, родился я но Воронеже и отец мой был города Воронежа посацкой ч[е]л[о]в[е]к, в Черкаской привезен меня малолетно". Смотрим 1 сборник: Присяги донских казаков 1718 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. I / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2012. В "Крестоприводной книге" и "Присягах города Черкаского" 1718 г. находим его как полноправного донского казака Дурновской станицы Макара Никитина, подписавшегося "своеручно" за себя и остальных. Так кто же называл "мужиком" войскового атамана? Открываем 2 и 3 выпуски: "1733-го году марта 19-го дня записавшихся казаков для поселения на Царицынскую линию..., показанные от станичных атаманов по реэстру значит ниже:" "Средней станицы... ... Семен Игнатьев города Старого Скола ... ... Дементей Иванов с[ы]н ... родом города Воронежа житель дьечков с[ы]н, сошел на Дон своею охотою в 707 году, в казачью службу написан в 727 году ....на Царицынскую линию написан капитаном Максимовым своею охотою..." Скарадумовской станицы ... Илья Тимофеев с[ы]н ... уроженец отец ево в Обояне, переведен на житье в Азов, а я родилса в Азове, пришел в Черкаск в 711 году, в казачью службу не записан..." Кстати, у всех этих казаков указаны их родовые фамилии. И как оказалось, при записи они казаками на Дону стали недавно или вообще до этого не были на казачьей службе, да и происхождение шибко хромало! Так откуда у них за столь короткий срок, всего каких-то пары-тройки лет, появилось презрение к таким же, каковыми были прежде они, а также их отцы и деды? О чем тогда можно вообще дискутировать, если прошли с тех времен столетия, а в памяти потомков только бравые казаки-"прадеды" начала XX века? Может и поэтому нет охоты узнавать о далеких пращурах, т.к. документальные факты на самом деле сильно расходятся с их пожеланиями? Ведь под напором фактов многие имеют реальное представление о своих истоках. Но как в этом признаться? --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
23 апреля 2020 15:11 О "БЫВШЕМ КАЗАКЕ"
Изучая материалы по Волгскому Войску, "переведенных з Дону к Волге казаков", попадается ряд лиц-ябедников, судя по их многочисленным жалобам, как будто недовольных всем. Но благодаря таким кляузам до нас дошли следственные дела, содержащие массу интересных документов.
Расскажу об одном из них - это казак Дубовской станицы "Федор Иванов ...".
Еще в 1735 г. он слал доносы "на войскового атамана Макара Персидского и других, о бое и грабеже оным Персидским и о прочем"
В 1740 на атамана же Персицкого "во удержанном у казаков жалованьи".
Кстати, информация к размышлению для поклонников "древне-народных...": сама формулировка - "БЫВШЕЙ КАЗАК" уже примечательна, и повторяется много раз, после того, как в 1740 г. его отстранили о казачьей службы, а он между прочим, был до записи на Царицынскую линию не "сходец" какой-то, а "уроженец на Дону".
Неугомонный казак, по всей видимости, сильно всех доконал, т.к. кроме жалоб, успел еще и нахамить "Санктпитербурхского гарнизона"премьер-майору Петру Трубникову, который был в 1737 г. "по определению Военной коллегии ... для изследования показанных на помянутого Персицкого с товарыщи от казака Федора Иванова дел послан на Дубовку и в протчие городки". "Он маэора Трубникова называл государственным вором, плутом и живопродавцом". "Чего не доказал и по делу не выявилось". А еще был замечен в кражах да со службы сбегал.
16 апреля 1740 г. по "определению Военной коллегии велено ...учинить ему, Иванову, публичное наказание, бить кнутом, дать дватцать пять ударов, и послать в каторжную работу на три года, а по прошествии трех лет сослать ево в Оренбурх на вечное житье. По тому определению означенному казаку Федору Иванову наказание кнутом учинено и в каторжную работу послан тогож апреля 18 дня". На каторгу "бывшей казак" "послан был при Санкт Питербурке на каторжной двор на три года".
А в 1742 г. "по силе состоявшагося вашего императорского величества по вступлении вашего императорского величества на всероссийский престол 741-го году всемилостивейшаго указу", и его челобитью, где он просился нести в Оренбурге вновь "казачью службу", с "каторжной работы" освобожден, и "по определению Военной колегии апреля 6 дня по желанию ево определен Оренбурхской экспедиции в Илецкой городок, и отослан для отправления к тамошней команде в Московское Оренбурхское камисарство при указе тогож апреля 7 дня".
"А потом явился в Волском Войске /куда ... отпущен якобы для забрания скарбу своего", и заодно накатал новое заявление на Макара Персидского.
В 1743 г. возбуждено "разследование по доносу бывшаго казака Федора Иванова о сделанных атаманом Персидским сверх жалованных 2-х знамен и одном бунчуке". "А ево, казака Иванова, сыскав, в Царицыне держать под караулом".
И тут "по силе состоявшагося в прошлом 1744-м году июля 15 дня ея императорскаго величества всемилостивейшаго указа велено для благополучного заключения с Швецкою короною вечного мира, всем людем, впадшим в погрешение /кроме богохульников и важнейших по первым двум пунктам, и воров, и разбойников, и смертно убийцов/, учиненныя ими вины всемилостивейшее простить". На что Иванов "бил челом", что он "доныне содержитца под караулом, и требовал о том указа". И велено: "ежели до него другово какого дела не касаетца, ис под караула свободить, и выслать ево на житье в город Илецк по-прежнему немедленно, а Волское Волйко для житья отнюдь ево не допускать, дабы от него еще каких между казаками непорядочных поступок произходить не могло".
Но Иванов "в Оренбурх не пошел, а пришел в Санктпитербурх" и просил об "освобождении ...за ... скорбию, старостию и увечьем от аренбурской казачьей службы", и жить "в Волском Войске при Дубовской станице", "при детех и сродниках", но без "казачьей службы". Но ему отказали. Тогда он просился отпустить на Дону в Романовскую станицу, где у него остался "брат родной казак" и другие "сродственники", "и к тому собственной мой сад" - будет с чего на старости кормиться.
И все же "приказали оного казака Иванова по силе Военной коллегии определении выслать в Илецкой городок по-прежнему, а Войска Донское и Волское для житья ево не пускать", "чтоб ево кроме показанного Илецкого городка нигде отнюдь под жестоким штрафом жить не допускать, и о том послать указ, а Войскам Донскому и Волскому для ведома грамоты"
Попутно замечу, что в одном из писем, Иванов упоминал, что во время ареста с него "сняли саблю" и требовал ее вернуть.
Все подробности, том числе и о его родовой фамилии, о семье, о последующих поколениях, а также о брате на Дону, и многое другое можно будет прочесть в 14 сборнике "Казаки на Дону, Волге и Тереке. XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества". Как показал пример, у большинства записавшихся когда-то на линию, на Дону оставались сородичи. Поэтому современным потомкам донским казачьих родов следует более внимательно изучать информацию о волгских и терских казаках. К тому же по каждой фамилии есть из уст самих же казаков уникальные данные об их происхождении!
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
25 апреля 2020 10:41 О КОЛИЧЕСТВЕ ДОНСКИХ КАЗАКОВ в XVIII веке. Из сборников "Материалы по истории и генеалогии казачества".
Служба донских казаков XVIII век. Отставные казаки Войска Донского 1777 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск XII. / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград 2019.
Переписка из канцелярии графа Апраксина 1711 г. «Ведомо тебе буди, писали ко мне войсковой атаман и все Донское Войско, что в Черкаском и по Дону ниже Паншина зело безлюдно. И для того от нас послан г[о]с[у]д[а]р[е]в указ, чтоб з запольных рек, а имянно: с Хопра, с Медведицы, з Бузулуку, перевесть по десяти станиц и поселить ниже Паншина по тем же станицам до Черкаского. Для Б[о]га о сем постарайся, зело будет изрядно для пополнения Войска, и ворам, что они за воровство сведутца, впредь будет страх. »
«В Черкаской к Василью Фролову с[ы]ну Минаеву. Ведомо тебе буди, писали ко мне войсковой атаман и все Донское Войско, что в Черкаском и по Дону ниже Паншина зело безлюдно. И для того от нас послан г[о]с[у]д[а]р[е]в указ, чтоб з запольных рек, а имянно: с Хопра, с Медведицы, з Бузулуку, перевесть по десяти станиц и поселить ниже Паншина по тем же станицам до Черкаского».
«А от Петиизб до Черкаского городки вельми малолюдны, а у нас в Войске в Черкаском по смете станищных атаманьев во всех станицах, что есть казаков – тысеча четыреста ч[е]л[о]в[е]к».
Как видно, ни о каких «низовых» да «верховых» современным потомкам говорить не приходится. Там такая мешанина была. И большинство из пополнивших низовые станицы казаков — как раз и были переселенцы из хоперских, медведицких, бузулуцких, т.е. «из ВЕРХОВЫХ».
Смотрим далее:
Присяги донских казаков 1718 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. I / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2012.
По "Крестоприводной книге 1718 г." в 119 станицах – 15753 казаков, да в некоторых городках указаны еще и малолетки — 302 человека.
Сыскные дела о донских казаках XVII-XVIII вв.: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. X / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград 2017.
1766 г. Ведомость учиненная ис поданных от бывших у производства по делу раскольническому Донскаго Войска в станицах штап и обер афицерами следствия ведомостей: сколько в каждой станице /кроме в Черкаску состоящих десети/, имеетца служащих и неслужащих казаков, и их малолетков, об оном явствует у сего ниже:
№
В которых станицах
Служащих - 15470
Отставных - 3914
Малолетков - 3970
"Всего во всех станицах" - 23354 человек
Отмечу, что А. П.Пронштейн писал в своем масштабном труде: «По данным крестоприводной книги 1718 г., число их равнялось 16840.» (Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д. 1961. С. 37.). А вот кто для него так считал, не понятно! А главное, что после, не удосужившись перепроверить, полагаясь на авторитет историка, все только это и повторяли в своих работах. По крайней мере, разница в 1087 казаков значительная, и тем самым, у Пронштейна точно были неверные сведения. Я специально пересчитывал по несколько раз каждого из упомянутых казаков. Даже если прибавить 302 малолетка - цифры все равно не сходятся.
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
2 мая 2020 16:54 2 мая 2020 17:08 Наказание в Волском Войске атамана Дубовской станицы
По доносу на войскового атамана Макара Персидского казака Доспеченка для следственных дел в Дубовку прибыл "Азовскаго драгунскаго полку" премьер-майор "Трафим Иевлев", который установил, что пункты жалобы не подтвердились. А также выявил "из сообщников доносителя" - атамана Дубовской станицы "Матросенка, он же Греков". По царскому указу Матросенок "назначен ко определению в Кизляр за неимением по нем порук".
И вот в 1747 году "по секретному делу" "в Государственную Военную коллегию от брегадира Де Фридерицы" пришло сообщение по отписке "Волскаго Войска":
25 августа 1747 г. бывший атаман Матросенок, он же Греков, перед высылкой в Кизляр, вместе с караульным казаком был отпущен домой "для убирания и продажи дому". А "при склонении дня к вечеру тот караульной казак стал ему говорить", "чтоб он шел в свое место", Матросенок заявил, что никуда не пойдет. Тогда на помощь пришли "для взятья ево войсковыя есаулы ... Аркашарин и ... Ефимов". "То он, запершись в своем курене, кричал за собою слово и дело государево", а еще угрожал, мол попробуйте, зайдите к нему, то он и "человек десять ножем порежет"!
26 августа "рано поутру он, Греков, в войсковую канцелярию взят, и при собрании секретно по тому делу спрашиван", и первоначально снова объявил "что он то слово и дело государево за собою кричал, и то имеет по первым двум пунктам". Тогда ему прочли эти "два пункта" из доноса Доспеченка, и потребовали разъяснить, "в какой оне силе состоят", и может ли "в чем на кого доказать". И тут Матросенок пошел на попятную: мол "подлинно по первым дву пунктам ни в чем ни на кого доказать не может, и в какой силе два первыя пункта состоят, за неумением грамоте не знал, и то показал напрасно", а порезать 10 человек "ножем, не говаривал". "В бытность в доме своем 25 числа, запершись, слово и дело государево кричал по первым двум пунктам, усташась, что около двора ево пославлен был караул чрез всю ночь и ломились в ызбу ...".
"По указу ея императорскаго величества Государственная Военная коллегия, слушав доношения брегадира Дефридерицыи, ... приказали: помянутому казаку Матросенку за вышепоказанную продерзость учинить при Войске наказание плетьми, и о высылке ево от оного Войска исполнение учинить по прежде посланному из Военной коллегии указу".
7 декабря 1747 г. "Войска Волскаго войсковой атаман Макар Персицков, старшины и все Войско Волское всепокорнейшее" в Военную коллегию отчитались, что "вышеписанной казак ... Матросенок при собрании круга плетьми наказан", а отправка его в Кизляр "только разве будущею весною, ибо ныне ево за зимним путем править не на чем".
Все подробности в 14 выпуске "Казаки на Дону, Волге и Тереке".
О происхождении этого казака смотрим публикации во 2-м и 3-м сборниках:
О происхождении донских казаков XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. II / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 262 с. – Показания о своем происхождении донских казаков из различных документов 1703-1734 гг.
Поселение на Волге донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. III / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 288 с. – Продолжение дела со списками казаков записавшихся к переселению на Волгу с данными по каждому о происхождении, семье и службе, заверенные станичными атаманами и стариками 1732-34 гг.
Оказывается его отец жил на Дону в Прибылянской станице - "с[ы]н Греченин отставной матрос, на Дон пришол своею волею в 711 году, в казачью службу не написан... на Царицынскую линию написан капитаном Максимовым своею охотою". "Оной грек служил в матросах и отставлен по указу покойного генерала адмирала графа Апраксина 711 году в сентябре м[е]с[я]це ... у него дети желающие в козацкую службу ... да малолетние". Старший сын женат, имеет сына и дочь "полугоду".
По всей видимости, на Дон этот грек и "отставной матрос" перебрался после сдачи Азова в 1711 году обратно туркам. Поэтому стоит внимательнее присмотреться ко всем азовским жителям начала 18 века: и к солдатам, и матросам, и к выходцам из плена, а тем более к казакам. Не первый случай прихода из Азова на Дон впоследствии его возврата под власть Турции, чьи дети становились казаками.
Потомки казака Матросенка - Грековы были среди переселяемых семей на Терек.
О них в 4 книге:
Сказочные казаки на Дону. Переселение на Терек сказочных и волгских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. IV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2014.
В 1770 г. "Волскаго Войска войсковой атаман Макар Персидский, старшины и все Войско Волское всеподданнейше" просили "при выборе ... из Волскаго Войска в Моздоцкой казацкой полк г[о]с[под]ином полковником и Ц[а]р[и]цынским комендантом Цыплетевым пяти сот семнатцати семей", Дубовской станицы казака Грекова "по искуству его для шитья казакам платья, каковых им подобных других не осталось", семью Грекова и другого казака, знающего калмыцкий язык, из списков "как необходимо самонужных для общества людей, выключить".
А по "имянным спискам Волскаго Войска служащим и семейным старшинам и казакам 1778 года", значились семьи других Грековых из той же Дубовской станицы.
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
5 мая 2020 14:17 Драка на свадьбе казака Дубовской станицы и смерть рыбного ловца
Это произошло в 1736 г. "Князь Алексея Черкаского крестьянин" Семен я дядею родным Василием Михайловым "на Волге при урочище Погромном ловили рыбу". И в феврале "для своей нужды" "пришли оне на Дубовку ... х казаку ...Бурацкову", а того казака дома не оказалось, он был приглашен на свадьбу: той же Дубовской станицы казак ...Чурбак женил сына своего. Пришел на эту свадьбу и рыбак Михайлов. И вдруг во время гулянки жениху стало плохо: "по женитьбе того де ево сына испортили". И тут рыбак Василий Михайлов заявил: "я де ту порчу отхожу". И запросил за это ведро вина! Хозяин был казаком небогатым. Кое-как "за убожеством хозяйским сложились на пол ведра вина, которое было куплено". "Ловец Михайлов" все до дна и выпил, и сразу же забыл про свое обещание, а "напившись пьян, стал их всех бранить матерно"! Тогда один из казаков Турбин не выдержав подобной наглости, "ухватя полено, ударил в голову ... и проломил голову, и еще бил смертно по всему телу", и "бил ловца приговаривая: для чего ты на свадьбу незваной ходишь". И прогнал "со двора того ловца". Дядя с племянником ушли в своей зимовье, где они "обретаютца для рыбной ловли".
Через несколько дней рыбаку стало плохо. Привезли его в Дубовку. Вызвали попа Дубовской станицы, который его исповедал и причастил "святых тайн, и потому на другой день и умре".
Началось следствие. Из Царицына прислали "Астраханского гарнизона Царицынскаго полку капрала ...Панова".
"А тогож 736 году марта 1-го дня по ордеру царицынского каменданта Петра Федорова сына Кольцова показанного ловца Василья Михайлова мертвое тело подлекарем иноземца осматривано ...на том убитом крестьянине значит: боевых знаков на голове в теме прошибено на два вершка и правая бровь опухла, и меж плеч синие знаки имеютца".
Казак Турбин оправдывался, да и другие казаки-свидетели утверждали, что Турбин взял "с печи" лишь "небольшую хворостину, и ударил ево чрез плечо по спине трижды". А после тот ловец еще несколько дней ходил здоровый, и даже якобы "на пятой день" казак Турбин с "казаком Поповым и с атаманом ... Садовым в бане для парения у казака Бурацкова, и по выпарении, вошед все в избу по званию того дому реченного хозяина, где при том случае был и помянутой Михайлов с племянником своим Семеном Федоровым, и по разговорам с оным Михайловым, что он ево на той свадьбе зашиб, в том дому помирились".
22 мая 1736 г. племянник убитого "сын Арефьев" "подал в Царицынскую канцелярию на имя ея имераторскаго величества челобитную, в которой между протчим написал, что он на казака ... Турбина в вышеписанном бою дяди ево Василья Михайлова не челобитчик и от дела отстал. И более по Царицынской канцелярии то дело не доследовано и ни чем не вершено".
Но в 1747 г. в своем доносе казак Доспеченок заявил, что среди сторонников атамана Макара Персицкого много "смертоубивцов", и вспомнил заодно казака Турбина. Следствие возобновилось вновь ...
А кем же был прежде тот казак Турбин до прихода на Волгу? Как всегда, смотрим 2 и 3 сборники:
О происхождении донских казаков XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. II / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 262 с. – Показания о своем происхождении донских казаков из различных документов 1703-1734 гг.
Поселение на Волге донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. III / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 288 с. – Продолжение дела со списками казаков записавшихся к переселению на Волгу с данными по каждому о происхождении, семье и службе, заверенные станичными атаманами и стариками 1732-34 гг.
В Войске Донском Турбин был казаком Луганской станицы, "откуды сшел, неизвестно". Но после уточнили, что "с[ы]н Турбин родом города Макшана села Руской поляны ... сошел на Дон своею охотою в 703 году, в казачью службу написан в 715 году". А вот отличным поведением не отличался и прежде. Как-то раз со "своим батраком разбили на дороге Краснянского жителя и взяли у него корову и всякие пожитки, да должен попу Казьме ...". А еще "жил блудно с падчерицею своею", и ее мужа, "зятя своего", "ночною порою ... бил сметным боем, и тощил ево в воду"- хотел утопить! Но хорошо, что вовремя прибежали казаки, того зятя "отбили", чем от смертного греха избавили. За это Турбина посадили в колодку "под караул", но он оттуда сбежал, и записался к переселению на Царицынскую линию...
Подробности в 14 книге "КАЗАКИ на ДОНУ, ВОЛГЕ и ТЕРЕКЕ. XVIII век"
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
11 мая 2020 13:18 Волгское войско. Наказание за ночное "нарушение тишины и покоя"
В 1745 г. на имя "Всепресветлейшей державнейшей великой государыни императрицы Елисавет Петровны самодержицы всероссийской государыня" доносил "Волскаго Войска казак ... ... сын Доспеченок тогож Войска на войсковаго атамана Макара Персицкого и протчих ево единомышленников", старшин и казаков, среди которых якобы:
"... Нырок явился в воровстве, в Луганской станице покрал баранов".
"... Лотырев, которому Макар Персицкой из удержанного у Войска жолованья дал сто рублев; он же, Лотырев, у купленых своих у татарки прижил блудно двух младенцов мужеска и женска полу, да у другой девки робенка ж".
"... Игнатьев, которой обще с атаманом Персицким удержали у Войска денежное и хлебное жолованье"
"писарь ...Бешенов бил дву человек церковных плотников смертным боем якобы в покраже денег, и потом жег их огнем, зазжа веник, и посыпал горячим песком"
"Волской станицы: Станищной сего году атаман ...Косой ездил с старшиною вниз, потом в верхние городки по хуторам для сыску пришлых, где чинил в небытность козаков казачьим женам насильство"
"... Золотарев, которой, будучи в Кубанском походе, украл у казака Сыченова с ружья серебреные бляхи"
"Старшина Венюков ... жену свою законную оставя, женился на другой, которая была первей ево жене при браке их посаженою матерью"
"... Карцов сидел под караулом за то, ибо брат ево родной был Бахмуцкой правинции пришлой, и взят в Бахмут по-прежнему, а он сидел за то под караулом, и знатно, что чрез взятки"
" ... Мамыхин бил в ночное время Волской станицы казака ... Савельева и жену ево Афимью за то, якобы приличилась оная Афимья в прелюбодействе, которая в то время спала с тем своим мужем, и посадя ее в тюрьму, которая от нестерпимых ево побои в ту ж ночь и выкинула дву младенцов, одного мужеска, а другова женска полу мертвых".
И другое.
На все перечисленные в жалобе казака Доспеченка "пункты" проводилось следствие, опрашивались обвиняемые, пострадавшие со слов Доспеченка, свидетели-казаки, их жены и родственники.
Жена казака Савельева "Афимья объявила: ... в осеннее время часу в третьем или четвертом ночи бывшей тогда войсковым есаулом ... Мамихин пришед в дом мужа ее, и сказал: для чего де у вас не в указныя часы в курене огонь горит; и ударил ее войсковою насекою торчьмя в левой бок; и от того удару она упола в безпаметстве; и он де еще лежачею тою ж насекою бил ее брюхатую по спине и по бокам, и, взяв, оттоща, посадил в тюрьму", а когда наказной атаман Поляков "ис тюрьмы ее в тож время и выпустил, и как привели ее в дом, той же ночи часа за четыре до свету выкинула она от тех побои дву младенцов, не донося до сроку за месяц; и по рождении те младенцы: один де был мальчик, а другая дочка, и живы были только с час, только голосу от них не было и не гледели, и в тот же час по крещении и померли".
Далее в деле жуткие подробности осмотра тел младенцев, "боевых знаков" будто бы от побоев.
1747 г. "марта 15 дня Дубовской станицы бывшей старшина ... Мамихин в бою в ночное время казачей жены Афимьи, от которых побои выкинула дву младенцов", "допрашеван" и все отрицал: "Волской станицы казака ...Савельева жены ево ... Афимьи он никогда не бивал и в тюрьму ея не сажал, и оная де жена дву младенцов от него никогда не выкидывала. А в 739 де году в октябре месяце муж ея ... просил на него в Царицынской канцелярии, якобы оная жена ево мною бита, и от тех побои выкинула дву младенцов, почему он взят был во оную канцелярию и зледовано, по которому де следствию, как и выше сего показано, винности ево не нашлось, и из оной канцелярии освобожден он бес штрафу, и о том де из Царицынской в войсковую канцелярию и указ прислан".
Тщательно изучались все имеющиеся материалы, а также дополнительно опрошены очевидцы гибели младенцев. 2 июня 1747 г. прислан из "Царицынской канцелярии к следствию экстракт".
Оказывается жена казака Савельева Афимья была дочерью "закнижнова ...Ребова Курганщика". И доме его зятя постоянно устраивались ночные гулянки. Как бы сейчас сказали - явное несоблюдение "закона о тишине". В сентябре 1738 г. даже "загорелся курень, потом отнели; а на третей день у оного ж ... в дому ево стали игры и пляски". Тогда выбранный "в прошлом де 738-м году ... войсковым есаулом" Мамихин "того дому хозяев побрал за такие их непорядки и посажал под караул, а бить их не бил, и из дочери де ево Афимьи дву ребят не выбивал". В доказатели просил "Волской станице Николаевской церкви попа Василья Михайлова". И "означенной поп Василей Михайлов сказал, что де он тем младенцам молитву давал и крестил, а язв на них и побои не видал". "А по привозе в Царицынскую канцелярию оной Мамихин в допросе показал, что он вышеписанного казака ....Савельева жены ево не бивал и дву младенцов не выбивал". Затем "повытчик" Савельев умер на службе. "И оное дело и ... не доследовано и не решено". А "Мамихин из Царицынской канцелярии освобожден".
Все подробности в 14 сборнике "КАЗАКИ на ДОНУ, ВОЛГЕ и ТЕРЕКЕ: материалы по истории и генеалогии казачества".
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
12 мая 2020 18:03 О бедной вдовушке-казачке
В старину у казаков девушек очень рано выдавали замуж, в документах XVIII века часто попадались жены казаков 14-15 лет от роду, да притом уже имевшие и малолетних детей. Зачастую и девочек-сирот, совсем еще детей, брали в семью "законного мужа", где они росли "до способности к супружеской жизни".
Нередко бывало и мужья погибали в многочисленных сражениях, а супруги оставались молодыми вдовами, в самом расцвете красоты, чем вызывали "беспокойство" соседским казакам.
Приведу выписку из "следственных дел по доносам Волского Войска казаков на войскового атамана и прочих", 1734-1748 гг. Речь пойдет бывшем донском казаке, пришедшем с Дона, "определенного на место умершаго казака" вновь созданного Волгского Войска, где вскоре стал "войсковым старшиной". А "сказал о себе: я де города Черкаска Дурновской станицы казачей сын и радился тамо в Дурновской станицы; и был в службах в Низавом корпусе ... во многих походах бывал...".
Итак, в 1745 году, "в Великой пост" к Дубовской станицы казачьей жене вдове Марье "в ночи часу в третьем" пришла работница старшины их же станицы, "и сказывала де ей, что хозяин ее и з женою своею едут на хутор, а я де остаюсь одна, и просила, чтоб она к ней пришла начевать". А далее дополнила: "и хозяива ее тебя приказали просить".
Марья "в дом пришла". А жена хозяина "часу в четвертом ночи, взяв с собою девку свою ..., на хутор поехала", а он почему-то остался, "и мало помешкав, выслал из избы имеющегося де у него калмыченина новокрещеннова Митьку закрывать окна, и жена ево Федосья вышла ш вон". А Марья с ним "осталась одна в ызбе". "То он, ухватя ее за ворот, бросил на постелю и насильствовал".
Вот что показывал в Царицынской канцелярии "новокрещенной калмыченин Дмитрей", которому кстати было всего 12 лет, а его жена Федосья тоже была у того старшины "работница девка", и она "по приказу оного хозяина и хозяйки их призвала в дом свой казачью жену вдову Марью ..., чтоб она у них начевала, для того что хозяйка их в то время отъезжала на хутор". "И как оная вдова Марья к ним пришла, то оная их хозяйка... поехала на хутор". Едва вторая половина удалилась, "бывшей старшина" вначале стал "гонятца" за женой своего слуги-калмыка - Федосьею, "чтоб ее износиловать". Но "калмыченин" "от такова нападения сказал он жене своей, что она на время от него ушла". Тогда неугомонный "хозяин ево вдову Марью оставил с собою в ызбе, а ево выслал ис светлицы окны закрывать, а сам запер двери". "И показанную де вдову Марью ... дочь блудно износиловал". "И как он ее насиловал", слышал слуга, "что она ево просила с великим плачем и криком, чтоб он ее не осквернил, она де только другой день, как причащалась, только он того не чювствовал...". А "учиня то насилие, отпер двери, и оная вдова Марья идет из избы ... в сенях горько плачит, и пошла в дом свой". "Митька" жене своей Федосье "о том насильном блуде сказывал", "на другой день хозяйка их ... с хутора в дом свой приехала, то он и ей, хозяйки своей, о том блудном насилии сказывал же". Но ничего не изменилось. По словам слуги, "и после де того многократно он оного хозяина своего ... с женою своею Федосьею заставал в прелюбодеянии многнократно, и о том ему жена ево сказывала, что он с нею то блудодеяние чинит насилием...".
После на следствие "бывший старшина ... с работником ево новокрещенным калмыченином Дмитрием ..., а ево ... крестным сыном, призван был к очной ставке". Но "на очную ставку не пошел", а заявил, мол тот Митька ему не ровня - "затем что де он, Дмитрей, ево ... купленной".
Когда вдова Марья от насильника "вырвалась, и поутру о том насильстве объявила отцу своему духовному свещеннику Василью Федорову, у которого она пред тем дни за четыре исповедывалась и приобщалась святых тайн; и в тот же день объявляля войсковому атаману Макару Персицкому и старшине Михайле Дикому, и станичному атаману Средней станицы Осипу Терскому". Войсковой атаман приказал ей "в том насилии подать доношение". Но чего она могла сделать? "Только она за бедностию не подавала". Лишь "прилучился быть на Дубовке Астраханской архиерей Иларион в прошлом 746 году в осени, и о том насилии она ево преосвещеннаго просила". Появилась хоть какая-то надежда на справедливость. Но обидчик-старшина позже утверждал: "по некоторой злости или науке оная вдова просила на него у Астраханскова архиерея Илариона якобы в насильном ей им блуде, почему и следовано, только де тем своим ложным прошением ево ничем не доказала, и за то от того архиерея публично отогната"...
Фамилию "героя" специально не стал называть. Его потомкам, возможно будет неловко за своего пращура. Хотя с другой стороны ничего нового для нас тогда не произошло - все тоже самое, как и сейчас. А подробности можно будет узнать из 14 сборника "КАЗАКИ на ДОНУ, ВОЛГЕ и ТЕРЕКЕ, XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества".
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
18 мая 2020 18:58 О предках терских казаков из сборников "Материалы по истории и генеалогии казачества"
Сычинов Андрей Петрович Мл. урядник 2-й Волгский полк Терского казачьего войска Терская обл. Пятигорский отдел Ранен 4 декабря 1916 г. в Румынии. Поступил 15 декабря 1916 г. в Тираспольский Лазарет Всероссийского Земского Союза
Кем же был его пращур? Обратимся к выпускам:
Присяги донских казаков 1718 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. I / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2012. 224 с. – Первая поименная перепись донских казаков Войска Донского 1718 г.
О происхождении донских казаков XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. II / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 262 с. – Показания о своем происхождении донских казаков из различных документов 1703-1734 гг.
Поселение на Волге донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. III / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 288 с. – Продолжение дела со списками казаков записавшихся к переселению на Волгу с данными по каждому о происхождении, семье и службе, заверенные станичными атаманами и стариками 1732-34 гг.
Родоначальник рода в 1733 г. поминается казаком Каменской станицы "... ...с[ы]н Сыченой - родом города Казлова житель, сошел на Дон своею охотою в 700 году, в казачью службу написан в 710 году". В Крестоприводной книге 1718 г. вероятно он значился среди казаков соседней станицы на Донце Гундоровской.
"На Царицынскую линию написан своею охотою капитаном Максимовым".
О нем будет много информации в книге Казаки на Дону, Волге и Тереке XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. ХIV
"1734 году сентября 20 дня записная роздаточная книга, а кто именны и которых станиц, об оных значит ниже сего о денежной казне на строение дворов казакам:
Каменской станицы казак "... Сыченой получил двенатцать рублев"
"1734 году ноября 1 дня по приговору Войска Волскаго в кругу с каждого казака брать по семи гривен на войсковыя необходимыя нужды" с него взяты эти деньги.
В Волгском Войске казак Дубовской станицы присутствовал на многих войсковых кругах.
В 1736 г. пришел "указ почтенному атаману переведенных з Дону к Волге казаков" Персицкому: "для разорения и искоренения кубанцов х Кубанскому походу" велено "з добрыми старшинами триста человек выслать, чтоб оные к пять на десять числу октября всемерно к Черкаскому прибыть могли". "Болыклейской станицы: ... Золотарев, которой, будучи в Кубанском походе, украл у казака Сыченова с ружья серебреные бляхи, в чем и изобличен"
В 1744 г. "весною, а в котором месяце и числе, не упомнит, ездил он для сыску пропалой своей лошади, и на реке Илавле Коровайской станицы на хуторе казака ... Жопина на утренней зоре наехали на него незнаемо какие люди два человека на дву лошадях в телеге, и как они наехав на него, остановились, у которых осмотрел он в телеге простой хамут, два безмена, слесарской снасти, пилок, трубак и протчего 15 штук". Сыченой спросил их: "что де вы за люди". Те "в словах стали мятца" по-началу, "и объявили о себе, что они бурлаки". "И он, видя, что у бурлак такой снасти быть неподлежит, ударил из них одного в щоку", и получил признание, "что мы де воры".
Опущу все подробности, но в итоге Сыченой забрал у них всю "рухледь" и коней, а их отпустил, и даже дал им "рубашку с портками да котел".
А примерно в те же времена "работными людьми" Волского Войска Средней станицы атамана Венюкова "в степе в урочище Погожей в отножине в баираке растоянием от хутора Сыченова по примеру верстах в трех или с половиною " обнаружили мертвого человека, а "кем он убит или сам умер, и давно ль, и какой он человек, не знают". "И о том сказали Сыченову, и ездили они, Худяков с Сыченовым, для осмотру того мертваго человека, котораго нашед, точию осмотрели, и по приезду к Войску, Худяков объявил станичному атаману". "А как видно, что оное мертвое тело лежало на том месте несколько времени, от которого был великой дух". А еще работник атамана Венюкова по прозвищу Черной "ехал к Дубовке мимо хутора казака ... Сыченова, и усмотрел: на оном ево хуторе ходят две лошади, о которых он спросил у работника ево, Сыченого, что оные за лошади. И об оном оной работник ему объявил, что де оные лошади приведены хозяином ево показанным ...Сыченым с короваинских хуторов". А когда стали разбираться, прознали и про эпизод с ворами, и "о воровских лошадях". В итоге всех причастных забрали в Царицынскую канцелярию. А "1744 году августа 26-го по указу ея императорскаго величества подполковник и царицынской камендант Кишенсков, слушав допросных речей содержащихся под караулом присланных в Царицынскую канцелярию при отписке от Войска Волскаго того Войска казаков Дубовской... сына Сыченова, Волской ... сына Худякова, Короваинской станицы ...сына Горшенина, пришлых людей ...сына Попова, ... сына Иванова" выяснили, что "он, казак Сыченой, реченных пойманных им воров дву человек отпустил и взятых у тех воров дву лошадей и протчего скарба нигде не объявил более для того, чтоб оное получить себе в корысть."
"А в Соборном уложении в 21 главе в 83 статье напечатано: пошлют которого недельщика имать татей и разбойников, и ему имая татей и разбойников без хитрости, а не наровити ему никому, а изымав ему татей и разбойников, не отпустити, и от того посулов не имати; а поноворит которой недельщик татю или разбойнику по посулам и его отпустит, и про то сыщетца допряма, и на том недельщике исцов иск доправить, да его ж бити кнутом. А реченной казак Сыченой хотя за пойманными и отпущенными им ворами был и не посылан, однакож надлежало было ему по присяжной своей должности по поимке тех воров не отпускать, но как возможно, привесть к Войску. И по силе оного Соборнаго уложения 83 статьи вышеупоминаемому казаку ... Сыченову за отпуск изо взятков воров дву человек подлежит ему учинить наказание кнутом; також и казакам ... Горшеневу – за ведомое ево необъявление, что как Сыченой воров отпустил, ... Худякову – что он в допросе своем при Войске показал якобы для осмотру с казаком Сыченовым наденнаго мертвего человека не ездил, а в Царицынской канцелярии показав, что ездил, ...надлежит же им учинить при Войске по казачьему обыкновению наказание плетьми, дабы смотря на то, другим тако чинить, было неповадно. "
"А по силе состоявшегося сего 744 году июля 15 дня всемилостивейшаго ея императорскаго величества за подписанием ея императорскаго величества собственные руки указу и напечатанного в Москве при Сенате тогож июля 16 числа по 3-му пункту велено ... вышеписанных Войска Волскаго казаков ...Сыченова, ...Худякова, ... Горшенева ис под караула без всякого наказания освободить, и при указе ея императорскаго величества отослать по-прежнему к Войску Волскому, объявя, что показанные их вины по силе всемилостивейшаго ея императорскаго величества указа прощены, и чтоб при том Войске взяты с них подписки, дабы они и впредь того чинить не дерзали. "
Сказочные казаки на Дону. Переселение на Терек сказочных и волгских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. IV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2014. 280 с.
"Список имянной сочиненной в силу присланнаго из Г[о]с[у]д[а]рственной Военной коллегии Ея Императорскаго Величества указу выбранным из Волскаго войска для поселения в Маздок пяти сот семнатцети семьям и с их старшынами 5", 1770 г.
В семья "квартермистра" с фамилией уже Сычинов "брат ево ... Сыченов ", оба с сыновьями.
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
23 мая 2020 23:49 Из доноса казака Доспеченка на "бывшаго есаула" Волского Войска
В одном из пунктов обширной жалобы на "единомышленников атамана Макара Персицкого" значилось, что якобы "бывшей есаул ... Лотырев, у купленых своих у татарки прижил блудно двух младенцов мужеска и женска полу, да у другой девки робенка ж".
По проведенному следствию были допрошен казак Дубовской станицы Лотырев, который показал, что никаких детей он "блудно не приживал". Татарку "купил с мальчиком" да уже беременной - "другим она была черевата". А потом она еще одного мальчика родила от мельника. "А девку рускую в Москве купил он череватую ж, которая здесь и родила, и в покупке той девки он крепость имел".
"Татарка и по покупке крещена на другой год свещенником ... Михайловым в 738-м году майя 30 дня ... а по крещении дано имя татарке – Евдокея, а по-татарски звали Абоя, мальчику – Иван".
"Купленная ево руская девка Авдотья ответом показала: .... Бывшей де войсковой есаул, а ее хозяин... ее купил в прошлом 744-м году в октябре месяце в Москве Сенатской роты умершаго каптенармуса ... Фишерова у жены ево вдовы ..., за которую отдана была в приданые". "А по той покупке она с ним никогда блудного жития не имела, а которого рабенка родила, тот прижит не с ним, Лотыревым, он де ее купил череватую, а прижит тот рабенок" "той помещицы з дворовым человеком ... Яковлевым". "Привезена на Дубовку брюхата", а по привозу, родила она в 1745 г. дочь Анну ... крестил дубовской священник .... Леонтьев, а восприемником был Дубовской станицы казак ... Сафонов".
"Купленая ево работница татарка" тоже Авдотья, "ответом показала", что с хозяином не блудила, купил он ее "у калмык в арде, а она де родом татарка с Кубану, с одним череватую". И родила она сына названного Григорием, а "восприемником был Дубовской станицы казак ... Ильин". А когда есаул Лотырев "был послан от Войска в Санктпитербурх", крещенная татарка, говоря на современном сленге, "замутила" "на мельнице с работником ево малоросианином ... Мартыновым", который, кстати, тут же "от того" и сбежал.
"И оные с нею жительство имеют у него, Лотырева, и поныне".
Когда далее буду разбирать документы о пребывании на Волге "переведенных с Дона казаков", попробую отследить и судьбу этих детей.
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
24 мая 2020 15:42 Из следственных дел по доносам Волского Войска казаков на войскового атамана и прочих, 1734-1748 годы
Уже приводились выписки "ис проведеннаго следствия Волскаго Войска по доносу казака ... Доспеченка" от "определенного на Дубовке для следствия о разных делах Азовскаго драгунского полку маэора Иевлева". Как оказалось, часть из них вроде казались откровенными поклепами, другие - явно "сводились на нет", видимо, чтобы не ворошить "улей". Но есть и такие, что заставляют более внимательнее присматриваться ко всем прежним "пунктам жалобы", и не всегда верить оправдательным итогам розыска.
Итак, казак Доспеченок утверждал, что старшина Винюков "учинил насильство Середней станицы казака ... Мельникова дочери, которая на него, Винюкова, в полном кругу у Персицкого и просила, точию суда ей в том не дано. Да как ездил оной Винюков в верховые станицы для сыску пришлых людей, и на речке Лавле взял казачью жену, и чинил с нею тож насильство".
Но старшина Винюков отвечал на обвинения: "Посылан де он был в верховые станицы для сыску пришлых людей в 1744-м году в ноябре месяце из войсковой канцелярии за денною инструкцыею, и на речке Иловле казачей жене вдове насильствия не чинил и по хуторам ее для такова ж насильствия не возил". Бывший с ним казак Волской станицы ... Косой показал: "Ездя он [с] старшиною Винюковым в верховые станицы и по хуторам, казачьим женам блуда никакого он не чинил, а просила на него якобы в насильстве им блуда Антиповской станицы баба, а как ее завут и чья дочь, не знает, в войсковой канцелярии якобы в блудном насилии, с которою он и помирился".
Ну как не поверить уважаемому старшине да казаку? Вот только "по требованию от следствия" прислана копия "мирового письма": "в которой написано: 1745 году декабря 1 дня Волского Войска Антиповской станицы казак ... и жена ево ... Григорьева даем сие мировое письмо бывшему войсковому есаулу ... Касову, казакам ... Растригину, ... Болдыреву в том, что когда был посланной от Войска войсковой старшина ...Винюков для изыскания и высылки всякого чина людей при реке Иловле, и в той бытности" приехали на хутор истца "реченой Касой с казаками Растригиным и Болдыревым, и взял ево жену, предписанную ...Григорьеву, якоб под караул, и чинили над нею блудное падение и немилостиво били плетьми".
И как же ответил муж обидчикам на "бесчестие жены ево"? "Не хотя итьти в дальной суд подобровольно, он, ... и жена ево ... Григорьева с ним, есаулам Касым и с казаками Растригиным и Болдыревым помирились на десяти рублях"!
Хороший "заработок" получился?!
Да затем еще и расписку написал, "впредь, как ему ... и жене ево не бить челом и нигде не искать, а ежели он ... или жена ево ... Григорьева станит какими случаями на них просить, то в том ему и жене ево не верить, и взять ему, Касову, с товарыщи тогда на нем или на жене ево сто рублев бездоговорочно."
После подобных веских доказательств "бывшей старшина ... в пополнение объявил: ... Хотя де в прежнем своем ответе он показал, что в бытность ево, когда он посылан был по хуторам, казачьей жены никакой не брал и насилия блуднова не чинил". Так то он просто "за долгопрошедшим времянем показать запамятовал..."
В тех же поездках для "сыску беглых" старшина с казаками забрали "казачью жену", возили ее с собой, чиня "блудное насильство ". Оправдывались, что не знали дороги до хутора, поэтому "на хуторах Дубовской станицы" Винюков "приказал он каманды своей казакам взять какова нибудь казака для показания дороги да другова хутора", но "не сыскав мужеского полу", взяли жену казачью, но божились, что "по показании того хутора, обратно отпущена на свой хутор" та женка...
Пусть читатели не думают, что я специально для дискредитации выискиваю исключительно негативные исторические отрезки из прошлого казаков. Надо учитывать, что разбирается текст расследования, а в нем по большому счету иного и не будет.
А далее в 14 сборнике "Казаки на Дону, Волге и Тереке XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества" еще будут акты о переселении большей части этих казаков на Терек, описание первых лет пребывания на Кавказе, столкновения с горцами, ведомости "убитых, раненных и пленных при нападении закубанцев", о поиске "бежавших к некрасовцам яицких казаков", списки волжских казаков, освобожденных от переселения на линию, кто-то из них даже возвращался жить на Дон, списки колодников, присланных с Дона на Моздокскую линию, о нападении на Дубовку пугачевцев. И, как я уже ранее писал, если хватит места, в первую часть книги войдут отчеты 1708 г. о "Донском походе" против Кондратия Булавина царских войск с описанием действий восставших. #архиввиталиягусева
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
|