Tesa Сообщений: 745 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 189 | Наверх ##
1 июня 2013 16:20 2 июня 2013 12:45Во что играли в Псковской губернии Во что играли в Псковской губернии Справляли крестьяне Псковской губернии все календарные праздники, но больше всего любили летние, особенно праздник Ивана Купала. Слово «купало», обозначавшее у славян мифологический персонаж, связанный с временем летнего солнцестояния, упоминалось еще в письменных источниках XVI столетия. Иванов день назывался на Псковщине «Цветной Иван», «Венишный Иван». На Псковщине костры жгли в ночь на Ивана. Самый высокий называли «купало», «колужье». Существовало поверье, согласно которому считалось, что солнце в этот день «играет», «купается». Костры жгли и ждали, когда и как будет всходить светило. Наблюдали, как оно, поднимаясь, проходит сквозь облака. «Подымиться сажень вверх и играет. Всё переливается всяким волнам. Оно прямо как-то рассыпается, сильно красиво...» У костров разворачивалось большое гулянье, которое длилось всю ночь до рассвета - «до белого дня». На гулянье собирались жители из окрестных деревень, пели песни: Как на Ивана солнце играло, рано, рано, солнце играло, И после Ивана перестало, рано, рано, перестало. Иван да Марья на Купальну, рано, рано, на Купальну, И девки, и мальцы приходили, рано, рано, приходили. И девки ноги умывали, рано, рано, умывали, А мальцы воду выпивали, рано, рано, выпивали. Водили хороводы, плясали. Сначала хороводы степенные, потом и быстрые, играли в «воробушки», «лен». Около костра проходила совместная трапеза - ели картошку, огурцы, печеные яйца, пироги, а также выпивали. Празднование Ивана Купалы непременно сопровождалось омовением водой. Купались целыми деревнями в реках и озерах, девушки обтирали лица росой, собранной в ивановскую ночь, умывались водой из трех лесных источников. Эти обряды должны были способствовать привлечению женихов. Обряды с водой могли совершаться ночью и на рассвете, а также в перерыве между церковными службами - заутреней и обедней. Игра «воробушки» Парни и девушки, взявшись за руки, водили хоровод по кругу и подскакивали в ритм, подражая движениям воробья. Громко и весело пели: Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью, Ах, братцы, всех моих. Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью, Ах, братцы, всех до малого, Всех до старого, Да всех во единый круг. Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собиралися на зеленый луг, Ах, на рябинушку. Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, На этих словах хороводный круг разрывался, девушки отделялись от парней и образовывали свой круг, припевая: Зароняют свою братью, Ах, братцы, всех до малого. Воробьи скачут, воробьи пляшут. Попелещут, пипилищут. Разгоняют свою братью И всех до старого. Затем одни девушки вели хоровод и пели: Красны девушки, все голубушки, Собирается, сходилися, Ах, на зеленый луг. Парни, оставшиеся за кругом, становились рядом с девушками и вновь составляли общий круг, припевая: Добрые молодцы разудалые Собиралися, сходилися К красным девушкам, Ах, во широкий круг. Все резвилися, веселилися С молодчиками, С удалыми совыкалися. В центр круга выходил парень, который исполнял роль «сизого воробушка». Все запевали: Сиз воробушек, сиз молоденькой, Доброй молодец разудаленькой, Разгонял, рассыпал красных девушек, Он с первой, он до последнего. Под эту песню водящий выгонял из круга сначала девушку, а потом парня. Последние четыре строчки пели до тех пор, пока водящий не разгонял всех играющих. Молодо - зелено, поиграть велено По народным представлениям с купальской ночи начинались зеленые святки. Как и в зимние Святки, молодежь на Купалу на Псковщине рядилась. Персонажами ряжения были животные - медведь, корова, бык. Их образы помогали создать шкуры или шубы с вывернутым мехом и рога. Наряжались ведьмой - чаровницей, надевали рваную одежду или шубу мехом наружу и скакали верхом на палке. На праздник Ивана Купалы молодежь шалила по деревням. Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, горланили частушки, ворота и двери заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранившимися во дворе, трубы закладывали мусором. Во время этих бесчинств молодежь обливала встречных водой, а кто не нравился, тех могли и грязью испачкать. Юноши и девушки сначала устраивали игры в полях, скакали через «стрекаву» (крапиву), катались по посевам, парни боролись во ржи. Очень любили игру куча-мала. Она носила и обрядовый характер - считалось, что после нее колос ржи быстрее созревал и урожай бывал больше. Игра куча-мала Парни и девушки большими группами бегали по ржаному полю, каждый из игравших старался повалить рядом бегущего на посевы. Как только кто-то падал, на него наваливались остальные игроки и громко кричали: Куча-мала! Куча-мала! В Псковской губернии в купальские дни девушки и парни загоняли в поле всех, кого звали Иваном и Марией. Пели при этом корильные песни: Как на горы купарос рос, А черт мальца за хохол трес. Потрес-потрес да в болото снес, Да к лозинки привязал. Красной девке приказал: «Красна девка, не отвяжи И никому не скажи». А затем, ближе к вечеру, в лесу разводили костры, устраивали гулянья. Танцевали под гармонь, балалайку, водили хороводы. Смельчаки перепрыгивали через костер. Одной из наиболее популярных игр купальских молодежных гуляний были горелки. Все игроки, их называли «горящие», выстраивались длиной вереницей попарно, одна пара, состоявшая из юноши и девушки, за другой. Ведущий вставал спиной к ним, и все хором кричали: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Гляди на небо, там птички летят, Колокольчики звенят! В это время ведущий должен был взглянуть вверх, а последняя пара побежать, разъединившись, по разным сторонам линии игроков и, поравнявшись с ведущим, ускориться и мчаться со всех ног вперед, стараясь соединиться, схватившись за руки. Ведущий должен был помешать этому: поймать кого-нибудь из них или просто осалить. Из пойманного и ведущего образовывалась новая пара, которая вставала впереди всех. Оставшийся без пары становился ведущим и ловил следующую пару. В день Ивана Купалы девушки, собравшись вместе, шли в ржаное поле, прихватив с собой обетную кашу. Они обходили посевы 8-10 раз, периодически останавливаясь, чтобы совершить на поле обрядовую трапезу. Едой им служила, особым образом, приготовленная каша из зерна - кулага. В Псковской губернии ее готовила пожилая женщина – знающая (Прим.:знахарка, колдунья, женщина, обладающая познаниями в медицине, магии). На приготовление каши уходило до двух недель. Зерна ржи замачивали в воде десять дней, затем высушивали и только потом варили в большом чугуне. Готовую кулагу женщина, положив в передник, выносила на улицу, где ее уже поджидали девушки. Получив по кусочку кулаги, они с песнями отправлялись в поле. Купальские гадания В ивановскую ночь девушки собирали целебные травы, иван-да-марью, зверобой, цветы, ромашки, васильки, колокольчики. Каждая мечтала найти цветок папоротника, потому что, по поверью, считалось: если увидишь его в ночь на Ивана, то сбудется любое желание. В старину верили, что если собрать чудодейственных купальских трав и на ночь положить их под подушку, то приснится вещий сон. Девушки мечтали увидеть в грезах своего суженого. Считалось, что чем больше видов трав войдет в гадальный набор, тем правдивее будет предсказание. Например, гадальный букет мог быть таким: богородская травка (чабрец), зверобой, ромашка, василек полевой, анютины глазки, вероника, донник, медвежье ухо (коровяк), кошачья лапка (бессмертник), калган, тысячелистник и череда. Цветы и венки, сплетенные накануне Ивана Купалы, вешали на окна, двери, ворота. Они должны были оберегать дом и домочадцев от злых духов, болезней и других напастей. В ивановскую ночь девушки гадали по венкам и веникам. В основном загадывали на замужество, на жизнь или смерть, на желание – сбудется или нет. В венки вплетали четыре травы, наделенные особой силой: медвежье ухо (коровяк), иван-да-марью, лопух и богородскую траву (чабрец). Затем венки пускали по течению реки и наблюдали, как они плывут. Тонущий венок был плохим предзнаменованием: «Венок утонул - милый обманул». И если венок расплетался, вытягивался в цепочку или распадался на отдельные цветы, то для девушки это было тревожным знаком - значит, не выйдет она в этот год замуж. Для паренья в бане готовились специальные купальские свежие березовые веники. В «иванский веник» добавляли цветы, травы, иван-да-марью, листья папоротника, наибольшей силой обладал веник, состоявший из двенадцати трав, собранных в ночь на Ивана. Таким веником парились для того, «чтобы здоровье было». С первым новым веником девушки гадали на замужество: выходя из бани, кидали его за спину - «куда комлем упадет, туда и замуж пойдешь». Закидывали на крышу: если веник там оставался - быть владелице в этом году замужем, скатывался - ходить в девках. Это гадание помогало также определить характер будущего мужа. Внимательно следили, какое положение занял веник на скате крыши. Лежит веник ручкой вверх - муж будет строгий, если вниз - добрый. Если веник упал горизонтально ручкой влево - выйти замуж за бедного, если ручка смотрит точно направо - выйти за богатого. (Из серии "Куклы в народных костюмах")
Прикрепленный файл (. Старинная открытка. Издание компании Зингер нач. XX в..pdf, 65198 байт)--- Истина где-то рядом, а может и нет...
Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников |
Проект по систематизации микрофильмов на FS - МК приходов Псковских уездов
Проект по созданию Базы данных по призывникам Гражданской войны