Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Помощь в Санкт-Петербурге


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 34 35 36 37  38 39 40 41 42 ... 422 423 424 425 426 427 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Veiksme

Кто знает что-нибудь о школе барона Штиглица( я имею ввиду архивы) или сразу на Шпалерную???
ksologub

ksologub

Москва
Сообщений: 7449
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 12758
LenaLukst


Галина Власова

Фото Ирина Туминине, Владимир Теребенин


Школа художественного мастерства



У истоков Училища стоял зять Штиглица, известный государственный деятель А.А.Половцов, который взял на себя все организационные заботы по созданию нового учебного заведения. Он был бессменным руководителем Училища с момента основания и до последних дней своей жизни — Товарищем Почетного попечителя (А.Л.Штиглиц 4 марта 1877 года утвержден «Пожизненным Почетным попечителем» Училища), Председателем Совета Училища. Возглавляемая Половцовым Комиссия, в которую входили Н.Х.Вессель, П.А.Брюллов, Н.И.Макаров, Н.В.Исаков, Н.В.Набоков, Я.Т.Михайловский, А.В.Прахов и А.И.Кракау, 5 ноября 1877 года утвердила Устав С.-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица1. Принятый Устав определил основную задачу Училища — обучать ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактуры, а также учителей рисования и черчения, и кроме этого содействовать развитию художественных способностей рабочих и ремесленников. Согласно Уставу Училище находилось в ведении Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов.

Контролирующим органом являлся Совет училища, в обязанности которого входило избрание директора и инспектора, надзор за учебным процессом, хозяйственной и финансовой деятельностью. Совет был уполномочен вносить изменения в Устав, присуждать звания, выдавать дипломы о завершении образования, направлять отличившихся учащихся в пенсионерские поездки2. Первым директором Училища по рекомендации барона Штиглица Совет назначил талантливого архитектора и педагога Максимилиана Егоровича Месмахера, который занимал эту должность с 1877 по 1896 год. В разные годы членами Совета состояли известные представители государственной власти, промышленности и торговли, деятели науки и культуры, такие как вице-президент Академии художеств граф А.А.Бобринский, статс-секретарь, сенатор, министр иностранных дел князь А.Б.Лобанов-Ростовский, член Государственного Совета, попечитель и член Совета Александровского лицея генерал-лейтенант Н.А. Протасов-Бахметьев, гоф-мейстер Императорского Двора, Товарищ управляющего Государственным банком П.Х.Шванебах, граф П.С. Строганов, академик Петербургской Академии художеств М.Т.Преображенский, владелец чугуно-литейного и механического заводов Ф.К.Сан-Гали, живописец А.П.Боголюбов, скульптор М.М. Антокольский, известный живописец и коллекционер М.П. Боткин, архитектор А.Н.Бенуа.

В начале 1877 года для Училища был подобран участок земли в районе Соляного городка, который ранее был закреплен за Музеем прикладных знаний Русского технического общества в бессрочное пользование. По желанию барона Штиглица разработка проекта здания и руководство строительством были возложены на архитектора А.И.Кракау. Штиглиц хорошо его знал — в 1862 году Кракау построил для него на Английской набережной дворец в стиле венецианских палаццо эпохи Возрождения, а также церковь Святой Троицы в Нарве. Закладка здания Училища состоялась 1 июня 1878 года в присутствии великого князя Алексея Александровича.

Но еще до окончания строительства собственного здания 12 января 1879 года открылась Начальная школа рисования, черчения и лепления. В нее принимали детей в возрасте от 10 до 14 лет. При Школе была устроена форматорная (гипсомодельная) мастерская для изготовления учебных пособий — слепков с архитектурных орнаментов, античной скульптуры, объемных геометрических форм3.

Собственное здание Центрального училища технического рисования барона Штиглица было построено за два с половиной года. 29 декабря 1881 года состоялась торжественно обставленная церемония его освящения. Присутствовали великие князья Владимир Александрович и Алексей Александрович, министр финансов Н.Х.Бунге, министр народного просвещения А.П.Николаи, губернатор Санкт-Петербурга И.О. Лутковский, Академию Художеств представляли А.И. Резанов и Ф.И.Гордон, а Общество поощрения художеств — Н.Н.Островский, Д.В.Григорович и Е.Н. Сабанеев. Приехал из Москвы директор Строгановского училища А.Н.Оленин.

Учебный курс в Училище Штиглица состоял из общеобразовательных и художественных дисциплин. Программы и учебные планы по художественным предметам утверждались министром финансов, по общеобразовательным — министром народного просвещения. Общеобразовательный курс, рассчитанный на четыре года, включал следующие предметы: закон Божий, русская словесность, начертательная геометрия, теория перспективы и теория теней, всеобщая и русская история, история изящных и прикладных искусств, практическая эстетика, основы анатомии, основы химии и технологии, методика преподавания рисования, иностранный язык по выбору (немецкий или французский). К обязательным предметам в общехудожественных и специальных классах относились рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение, съемка или обмеры различных предметов, рисование орнаментов, рисование живых цветов, лепка и проектирование образцов для художественной промышленности.

Все поступившие в училище делились на учеников и вольнослушателей.После первого года обучения учащиеся начинали осваивать избранную профессию, посещая специальные классы и мастерские. К 1903 году сформировались специальные классы: ксилографии и офорта (преподаватели В.В.Матэ, Н.З.Панов) майолики (Э.Я.Кремер), живописи на фарфоре (К.Пассе, Г.И.Кузик, К.И.Бренцен), тиснения кожи (Э.К.Вестфален), чеканки (И.А.Мурзанов), рисования образцов для ткацкого и ситценабивного дела (Ю.И.Яункальнин), декоративной живописи (Н.И.Блинов, М.Д.Салтыков), лепки (М.А.Чижов, М.Я.Харламов, театральных декораций (П.Б.Ламбин), керамики (К.И.Келер), резьбы по дереву (А.И.Адамсон, Г. де Камелли). Курс обучения в этих классах был рассчитан на два года. Нередко учащиеся посещали два или три класса одновременно, расширяя свой арсенал профессиональных навыков, осваивая способы обработки и декорирования различных материалов.

«Занятия начинались в 9 часов утра и кончались в 5 часов вечера. Ни минуты нельзя было опоздать в класс: двери закрывались и входить не разрешалось. По коридору расхаживал сам директор Месмахер, держа руки назад, его величественная фигура с большими пышными волосами напоминала льва. Опоздавшему ученику лучше было не попадаться ему на глаза», — вспоминал о годах учебы живописец-пейзажист А.А. Рылов, закончивший училище в 1891 году4. Строгий порядок, царивший в Училище Штиглица, отмечали многие. Так выдающийся русский художник Кузьма Петров-Водкин, который учился в 1895–1897 годах, писал: «Чистота коридоров и прекрасно оборудованных классов была невероятной для меня. Казалось, как же работать здесь, когда и пошевелиться страшно, чтоб не запачкать помещение. Казалось, что и порядок здесь должен быть особенный, по движениям служителей в темно-синих сюртуках, по рассчитанности их шагов, порядок предчувствовался, да он и был таким»5.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Училище Штиглица отличалось демократичностью. Сюда, в отличие от Академии художеств, принимали всех без различия сословий и пола, необходимо было лишь иметь знания в объеме первых четырех классов гимназии или реального училища и успешно выдержать экзамен по рисунку. Плата за обучение составляла 12 рублей в год. По решению Совета Училища ученикам предоставлялись бесплатные завтраки и обеды, а недостаточным учащимся выплачивались стипендии. Желая упрочить финансовое положение своего детища и дать ему возможность дальнейшего развития, Штиглиц в 1884 году, незадолго до смерти (24 октября 1884 года), завещал Училищу очень значительную сумму6. Новое пожертвование Штиглица сделало Училище самым состоятельным учебным заведением России. Стало возможным более свободное расходование средств на пополнение собраний библиотеки и музея училища, совершенствование учебного процесса, организации пансионерских поездок за границу и экспедиций по стране, приглашения талантливых педагогов, таких как В.Е.Савинский, Н.А. Кошелев, А.Н.Новоскольцев, Н.А.Бруни, М.А.Чижов. Заметный след оставили художники-передвижники М.П. Клодт и К.А.Савицкий, хотя преподавали в Училище не долго. Историю изящных искусств читал К.Д.Чичагов, курс орнаментов вели И.И.Термен и Э.К.Кверфельд, который сам был выпускником Училища. В 1884 году преподавателем класса офорта был приглашен известный гравер В.В. Матэ.

Большое внимание в учебной программе уделялось черчению. Первым начал преподавать эту дисциплину М.Е.Месмахер, который как архитектор владел им в совершенстве.

Максимилиан Егорович Месмахер до 1886 года также вел занятия в классе акварели. Работы, выполненные под его руководством, отличались мастерской лепкой форм, тонким колоритом, силой и чистотой тона. Блестящий рисовальщик, виртуозный акварелист, талантливый декоратор и знаток истории художественных стилей, Месмахер заражал своей энергией и страстью к творчеству учеников, которые отвечали ему почтением и любовью. «Властный, умный и энергичный человек… Он был строг и требователен, но в нем была простота в обращении, правдивость, искренность и справедливость» — так написала о своем учителе А.П. Остроумова-Лебедева7.

В классе акварели преподавали архитектор А.А. Парланд, живописец, реставратор, создатель театральных костюмов М.П.Клодт. В 1903 году помощником Парланда был назначен выпускник Училища Штиглица П.И. Долгов.

Для постановок в классе акварели использовались экспонаты богатейшего собрания Музея училища — рыцарские доспехи, украшенные глубоким травленым орнаментом или тончайшей гравировкой, чеканные шлемы-бургиньоты, старинные зеркала в оловянных ажурных оправах, расшитые золотными нитями и речным жемчугом кокошники и кички, парчовые, шелковые и бархатные ткани, серебряные кубки и чаши, китайские вазы-селадоны и другие памятники художественного ремесла и прикладного искусства прошлых веков.

Ежегодно в конце декабря Училище проводило отчетные выставки ученических работ, которые привлекали большое количество посетителей. Многие из представленных работ приобретались как любителями и коллекционерами, так и агентами предприятий и фирм.

По инициативе члена Совета Училища, председателя Императорской археологической комиссии зятя Н.М. и А.А. Половцовых графа А.А.Бобринского с 1896 по 1914 год издавались «Сборники классных работ», призванные «знакомить общество с задачами и работами Училища, а также создать учебное пособие для технических рисовальных школ и сборники образцов для художественно-промышленных производств»8.

Активная просветительская и пропагандистская деятельность Училища барона Штиглица привела к тому, что были открыты его филиалы: в Саратове — Боголюбовское рисовальное училище, в Иваново-Вознесенске — Рисовальная школа, в селе Красном Костромской губернии — Художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, в Нарве — Рисовальные классы при суконной и льнопрядильной мануфактуре. В этих филиалах преподавали выпускники Центрального училища технического рисования — В.В.Быковский, А.Н. Парамонов, В.П. Коренев, О. Грюн и другие.

На протяжении всей своей деятельности Училище принимало активное участие в международных выставках. Первой выставкой, которая принесла успех Училищу, была выставка предметов женского труда в Глазго в 1887 году. Затем были выставки в Праге, Чикаго, Вене, Париже и Копенгагене, на которых работы учеников неизменно привлекали к себе внимание новыми художественными идеями и высоким качеством исполнения.

Этому немало способствовало то, что учащиеся в конце 1890-х годов начали проходить производственную практику на промышленных предприятиях, таких, к примеру, как Прохоровская Трехгорная мануфактура в Москве, мебельная фабрика Ф.Мельцера в Петербурге, Императорский фарфоровый завод, ювелирная фирма К.Фаберже. Это начинание Училища Штиглица было поддержано Министерством финансов, которое 10 июня 1902 года утвердило новое «Положение о художественно-промышленных учебных заведениях», коренным образом изменившее программы обучения и «коим был окончательно узаконен принцип необходимости совместного теоретического и практического обучения в художественно-промышленных учебных заведениях»9.

Обучение в Училище завершалось выполнением проекта на заданную тему. Это мог быть проект царской кареты или письменного стола в различных стилях, ковров для храма Воскресения Христова в Петербурге, фарфорового столового сервиза, серебряного туалетного прибора или мебели для будуара. Ученики, прошедшие полный курс и успешно выдержавшие экзамены по общеобразовательным и художественным предметам получали диплом на звание художника по прикладному искусству. Тем из них, кто прошел педагогическую практику в Начальной школе Училища, вручались особые свидетельства, дающие право преподавания в средних и низших учебных заведениях. Выпускники Училища причислялись беспошлинно к сословию личных почетных граждан и пользовались по должности всеми правами Х класса Табели о рангах. Не окончившие полный курс, но прошедшие обучение во всех обязательных классах, кроме натурного, до 1904 года получали звания ученых рисовальщиков.

Центральное училище технического рисования барона Штиглица существовало сорок лет и за это время оставило значительный след в истории отечественной культуры. Его выпускники работали на Императорском фарфором заводе, (Э. Кремер, Р. Вильде, М. Куллер, М. Рафаэль и А.Лапшин), в ювелирной фирме Карла Фаберже, (И.Либерг, Е.Якобсон, О.Май и М.Муселиус), на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, (О. Грюн), на Московской ситценабивной мануфактуре Н.Циндаля, (Е. Кузнецов), в московской ювелирной мастерской П.Овчинникова, (А.Миненко), на Невской обойной фабрике М.И.Лихачевой, (В.Морозов), в декорационной мастерской Императорского Мариинского театра, (П. Кундзин и М.Бобышев).



1 Устав С.-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица. СПб., 1877.

2 Там же, параграфы 37-41.

3 РГИА. Ф.790. Оп.1. Д.20. Л.38.

4 Рылов А.А. Воспоминания. М., 1954. С. 30.

5 Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. СПб., 2000. С. 387-379.

6 Сумма, завещанная Штиглицем, известна в двух цифрах: на 24 октября 1886 г. она составляла 9690642 рубля серебром 32 коп. (см.: РГИА. Ф.790. Оп.1. Д.З70. Журнал Совета за 1878–1895 гг. Л.83); на 21 марта 1896 г. — 5748329 рублей серебром 29 коп. (см.: Там же. Д.43. Л.371). Вторая цифра представляется более убедительной.

7 Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. Т. I-II. М., 1974. С.43.

8 Отчет о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его отделений за 1897–1898 учебный год. СПб., 1899. С.12.

9 Ежегодник Министерства торговли и промышленности по вопросам художественно-промышленного образования. Вып.I. М., 1913. С.7.


http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7706.php
---
Униформология Российской империи
ksologub

ksologub

Москва
Сообщений: 7449
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 12758
И еще на ту же тему http://www.addesign.ru/publications/different/muha.htm
---
Униформология Российской империи
Veiksme
Общество взаимопомощи русск.художн.Начальник рисовальной школы центр.уч.технич.рисования барона Штиглица." Что это вообще за должность-начальник в творческом заведении???
AlexU

AlexU

Нижний Новгород
Сообщений: 1597
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1046

LenaLukst написал:
[q]

Собирая информацию о нерусской родне по маминой линии,сделала открытие,что русская родня по папиной линии не менее интересна.Оказывается мой прадед Матвеев Матвей Александрович-"Общество взаимопомощи русск.художн.Начальник рисовальной школы центр.уч.технич.рисования барона Штиглица."Так записано в алфавитном указателе жителей "СПб" за 1901 или 1913гг.Как попроще истолковать эту запись?Имеет ли отношение рисовальная школа к школе барона Штиглица? Ведь школа Штиглица это подготовка в РАХ. Кто знает что-нибудь о школе барона Штиглица( я имею ввиду архивы) или сразу на Шпалерную???
[/q]

Здравствуйте LenaLukst
В книге "Словарь русских художников" упоминаются ряд Матвеевых :
Александр Терентьевич (1878-1960) скульптор
Андрей Матвеевич (Меркурьевич) (1701/04-1739) живописец
Николай Сергеевич (1855-1939) живописец
Семен Матвеевич (1861-1918) живописец-миниатюрист
Федор Михайлович (1758-1826) живописец
Если кто-то заинтересовал обращайтесь. Не подскажите в каком фонде хранятся личные дела художников Российской академии художеств
---
C уважением Алексей Ульянов
Поиск Веселкины, Волковы, Галины, Гурьевы, Доможировы, Исаевы, Кабановы, Калкау, Киреевские, Коминс, Линденер, Мальчуковские, Мелиховы, Можаровы, Назарьевы, Нестеровы, Плетневы, Потетенкины, Путиловы, Пчелины, Рихтер, Ульяновы, Штробель, Шутлеворт
Veiksme
AlexU
Личные дела всех учившихся в российской академии художеств хранятся там же в архиве академии на В.О.
Адрес в "Жёлтых страницах СПб".Уточните когда у них обед.Запаситесь бумагой или деньгами,т.к. в деле масса разных бумажек: огромная анкета ,паспортные данные,объяснительные записки и т.д. Я переписывала 2 часа.Когда поняла ,что начинаю упускать часть информации ,попросила отксерить оставшиеся листы.
AlexU

AlexU

Нижний Новгород
Сообщений: 1597
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1046

LenaLukst написал:
[q]

AlexU Личные дела всех учившихся в российской академии художеств хранятся там же в архиве академии на В.О. Адрес в "Жёлтых страницах СПб".Уточните когда у них обед.Запаситесь бумагой или деньгами,т.к. в деле масса разных бумажек: огромная анкета ,паспортные данные,объяснительные записки и т.д. Я переписывала 2 часа.Когда поняла ,что начинаю упускать часть информации ,попросила отксерить оставшиеся листы(всего 100 р) О том, кем я являюсь Лукстынь Яну спросили под конец,Документов не спрашивали ,но паспорт возьмите.От информации о Матвеевых не откажусь,но и вопросы начну задавать по мере поступления информации.Сейчас же о тех ,кто был всегда рядом я НИЧЕГО не знаю.Стыдно,но прадеда я нашла исключительно по адресу.
[/q]

Большое спасибо, обязательно обращусь в архив
---
C уважением Алексей Ульянов
Поиск Веселкины, Волковы, Галины, Гурьевы, Доможировы, Исаевы, Кабановы, Калкау, Киреевские, Коминс, Линденер, Мальчуковские, Мелиховы, Можаровы, Назарьевы, Нестеровы, Плетневы, Потетенкины, Путиловы, Пчелины, Рихтер, Ульяновы, Штробель, Шутлеворт
Иван Коваленко

Иван Коваленко

Симферополь, Крым
Сообщений: 381
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 135
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сможете ли подсказать что-либо и направить верный путь поиска о моих предках из Питера.

Родители моей прабабки Екатерины Тимофеевны Шебеко (родилась в 1880 г в Витебской губернии)- Шебеко Тимофей Акимович и его жена Феодосия были родом из Санкт-Петербурга, где были зажиточными людьми, но однажды переехали из С-Петербурга в глухую местность Витебской области - где купили хутор Боровинка, где начали много выпивать, после чего хутор пришел в упадок. Непонятна причина смены Санкт-Петербурга на имение в Витебской губернии...
После разорения хутора и революции, прабабушка уехала к родственникам родителей обратно в Питер, где работала прислугой, а затем вышла замуж за некоего Александра Ваганова - сотрудника НКВД-ЧК-ГПУ и там же работала в аппарате секретаршей или стенографисткой. Там же она познакомилась с знакомым Ваганова – Петром Величко, которого полюбила и будучи беременной моей бабушкой уехала в 1924 году на родину Петра в Могилев. Вот такая авантюрно-загадочная история..

Поскольку сам вряд ли смогу поработать в архивах Питера (далеко ехать 101.gif ), может обратиться в архив Питера? Знают ли они что-такое электронная почта и производят ли платные работы по поиску информации? Может подскажете реально работающие контакты? Спасибо
---
Помощь в ГАРК (Крым)

Коваленко, Коваленковы (Воронежская область, Россошанский район)
Василенко (Воронежская обл, Россошанский район),
Величко (Могилевская губерня)
Шебеко (Витебская губерня)
Боровецкие (Могилев, Шклов)
Колеровы (Тверская губерня, Кашин, Кимры)
Елена Бойкова

Елена Бойкова

Сообщений: 152
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 110
Добрый день! Интересует , где можно получить сведения о сотрудниках компании Зингера. Сестра моей бабушки Берзина Елизавета Мартыновна работала в компании и пропала бесследно. Вероятно была арестована. По переписи населения 1913 года, она есть в списке, а далее неразборчиво для меня (сокращения).
---
Большое спасибо.
Star

Краснодар
Сообщений: 341
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 85
И ещё.. Где можно найти выписку из домовой книги Санкт-Петербурга, ул. Морская, д.4? Предположительно в конце 1890г.-начале 1900г. наши предки семья Воронцовых проживала по этому адресу.
Заранее спасибо за помощь!!!
---
Ищу Воронцовых (США,Франция,С.-Петербург,Владивосток,Владикавказ), Титенко, Волошины (Ростов. обл.,Краснодар. край,Украина), Никитины, Глебовы (Казан. губ.,Узбекистан), Леута, Дьяченко (Черниг. обл.,Краснодар. кр.), Ломан (С.-Петерб.,Турция,Марокко
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 34 35 36 37  38 39 40 41 42 ... 422 423 424 425 426 427 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈