ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усть-Сысольский уезд

Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии - история, демография, поиск и обмен информацией.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 38 39 40 41 42 43 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3217
Голубкова О.В. (г.Петрозаводск)
Нижнеобский центр народной культуры ижемских коми-зырян

http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/332.html
Работа выполнена по программе 21.4 Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям (проект 21.4.3).

Коми издавна знали пути в Зауралье и поддерживали торговые связи с местным населением (народами ханты, манси, ненцами), промышляли пушнину. Манси интенсивно контактировали с коми–пермяками на Урале и коми–зырянами восточных районов Коми края (в XV–XVI вв. вогулы неоднократно совершали набеги на земли коми, а те, в свою очередь, принимали активное участие в военных походах русских князей за Урал во владения манси). Ижемские оленеводы кочевали в восточных предгорьях Полярного Урала и бассейне Нижней Оби. На Сибирском Севере коми–зыряне основали ряд торговых и промысловых поселков (Обдорск, Мангазею, Уркар, Войкар), участвовали в строительстве городов (Березов, Пелым, Верхотурье) и селились в них в качестве посадских, торговых и служилых людей. В XVI–XVII вв. группы северных зырян довольно широко расселились по Зауралью и северу Западной Сибири[1]. С 1840-х гг. началось активное переселение ижемских оленеводов на сибирские земли, положившее начало формированию этноареальной группы обских коми. Ижемцы основали д.Саранпауль, обосновались в г. Березове и с.Мужи; на рубеже XIХ–ХХ вв. появились в поселках Ломбовож, Няксимволь, Казым, Подгорный, Овгорт, Ямгорт[2]. Процесс заселения Нижнего Приобья ижемскими зырянами происходил стремительными темпами. К началу ХХ в. в ряде поселков хозяйства коми стали составлять значительную часть относительно мансийских и хантыйских дворов, а нередко – численно преобладали[3]. Таким образом сформировался Нижнеобский центр культуры ижемских коми–зырян.

Переселившись за Урал, ижемцы продолжали заниматься оленеводством, выделкой кожи, охотничьим промыслом, рыболовством. Характерной особенностью обских зырян являлись интенсивные торговые и миграционные контакты с Коми краем; сохранялись культурные и хозяйственно–бытовые традиции. Вместе с тем, осваивая западносибирские земли, коми неизбежно становились участниками культурно–бытовых взаимоотношений с народами ханты и манси, ранее обосновавшимися на данной территории, что приводило к некоторым изменениям в культурно–бытовом укладе зырян, причем не только в секторе материальной культуры, но и в религиозно–обрядовом комплексе. Следует отметить, что модификации, касающиеся сфер духовной культуры, были связаны не с заимствованием у обских угров тех или иных традиций, а, в основном, являлись результатом переосмысления издавна существовавших у коми обычаев и обрядов.

На территории Нижнего Приобья угры «подчинены» в культурном отношении зырянам, которые для них являются основными носителями и посредниками в трансляции «русской культуры».

На сегодняшний день западносибирские коми–зыряне довольно четко определяют для себя границу своего и чужого пространства. Несмотря на относительную давность проживания в Сибири, зыряне продолжают считать данную территорию хантыйской и мансийской. Рассказы о духах – лесных хозяевах, вторгающихся в жилища людей, на территории Нижнего Приобья в представлениях коми связаны с хантыйскими и мансийскими захоронениями. Аналогичные былички известны в Коми крае, в том числе в бассейне Печоры и Ижмы. Однако ижемцы, живущие в Европейской России, происхождение вредоносных мифологических персонажей (лешака, банного демона гуреньки и т.п.) обычно не соотносят с иными этносами, например ненцами. Там (на Ижме) всегда почему–то чудилось. То ли за Урал нечистая сила не переходит. Там всегда рассказывали, случаи разные были. А здесь – другое. Нечистая сила не могла Урал пересечь[4].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ландшафтно–мифологическая граница обозначалась поклонными и обетными крестами, традиция установки которых была распространена на Русском Севере, а также в Коми крае[5]. Деревянный крест был сооружен на Северном Урале первыми ижемскими колонистами Нижнего Приобья в знак памяти о переходе через Урал, отмечая середину пути. Народ в Сибирь шел с Ижмы, с Коми-то. Многие семьи со своими оленями, с баранами через Урал перевалили. Много народа пришло сюда. И на гору сюда поднялись. И увидели реку. Река, значит, кончаются горы, скоро поселок будет. И на этом месте крест поставили[6]. Около этого креста оленеводы останавливались передохнуть, молились, приносили жертву (хлеб, спиртное) и пили водку из медных колокольчиков, снимая их с оленей[7]. Связанные с крестом легенды представляют собой обращение к его апотропейным функциям. Предания повествуют о неоднократных разрушениях и восстановлениях креста. В настоящее время на том месте стоит новый крест, воздвигнутый в 1990-х гг.; он является объектом паломничества зауральских коми.

Ключевым моментом противопоставления зырянами себя автохтонному населению севера Западной Сибири является антитеза язычества и христианства. Осознавая себя народом православным и глубоко верующим (несмотря на пласт развитых народно–христианских воззрений и внушительный пандемонимум), коми относятся к ритуально–обрядовой сфере хантов и манси весьма пренебрежительно (на личные соседские взаимоотношения это не распространяется).

На современном этапе развития этноареальной группы обских коми происходит переосмысление ее носителями ряда традиций, существовавших до переселения за Урал и сохранившихся у зырян Европейской части России. Побудительным мотивом такого рода процессов стало противопоставление своих традиций хантыйским и мансийским. В случае совпадения зырянских обычаев с угорскими коми могут от них отказаться, мотивируя этот факт своей приверженностью к православной вере. Подобное отношение затронуло даже самую консервативную часть ритуальной сферы, став причиной переосмысления ряда элементов похоронно–поминальной обрядности. Например, зыряне пос. Овгорт (ЯНАО, р.Сыня) утверждали, что у них не принято устраивать на кладбище поминальных трапез, поскольку считается, что приносить еду и спиртное на могилы и угощать там покойников – традиция исключительно хантыйская, то есть языческая. Они же, как истинные христиане, после посещения кладбища (обычно в родительские дни и дату смерти) устраивают поминальное застолье дома. При этом нередко к столу «приглашают» и умерших родственников[8]. Следует отметить, что поминальные трапезы на могилах – распространенное явление в обрядовой практике как русских, так и коми (зырян и пермяков). В частности, в Республике Коми (и ряде других регионов, где проживают русские, зыряне, пермяки) приношение еды на кладбище в дни поминовения широко практикуется и считается непременным условием общения с умершими. В поселках Овгорт и Ямгорт (ЯНАО, р.Сыня), где хантыйское население численно превышает коми–зырянское, от обычая приносить на кладбище пищу в первую очередь отрекались женщины. В качестве аргумента они утверждали, что приносят еду на могилы только язычники–ханты, а православные люди не делают этого в принципе. Мужчины признавали, что трапеза на могилах была для коми–ижемцев обычным явлением еще в недавнем прошлом (до начала 1970–х гг.), когда хантыйские и зырянские кладбища при этих поселках существовали отдельно. С той поры, когда ханты начали устраивать свои захоронения (и совершать соответствующие обряды) неподалеку от погребений коми, зыряне перестали угощать там предков[9]. Таким образом, стремление противопоставить свою обрядовую практику хантыйской оказывается у зырян, живущих по реке Сыня, сильнее желания сохранить некоторые традиции.

В ряде поселков Нижнего Приобья обращает на себя внимание факт повседневного ношения женщинами преклонного возраста традиционного костюма ижемских зырян (см. рис.1). Он состоит из сарафана на узких лямках с перелиной под грудь, нижней юбки, рубахи с длинными пышными рукавами на широких манжетах и пуговицами впереди (вшивные плечи и воротник–стойка отличаются по цвету), длинного фартука и пояса. На голову надевается кокошник, поверх него повязывается большой шерстяной платок – концами назад. Праздничный вариант костюма включает украшения: бусы, серебряную цепочку и брошь, прикалываемую высоко, у горла (см. рис.2). Иногда на праздничную сорочку специально не пришивают верхнюю пуговицу, чтобы воротник закалывать брошью. На парадный фартук пришивают кружевную полосу. Ижемский пояс плетется из цветных шерстяных ниток особым способом – «в елочку», его концы оформлены большими кистями. Длина праздничного женского пояса достигает 2,5–3 м. Его дважды обматывают вокруг тела под грудью и завязывают сбоку на бант; один конец должен свисать ниже другого. Иногда плетеный пояс заменяют широкой атласной лентой, повязывая ее тем же способом. В будние дни вместо пояса используют узкую ленточку или тесьму (длиной около 2 м), также обматываясь ею дважды, но завязывая на узел. Дома на голове обычно носят кокошник (см. рис.3). Выходя на улицу или встречая гостей, поверх кокошника повязывают платок. Как в праздничном, так и в повседневном костюме используются яркие разноцветные ткани. Широко применяются современные материалы, в том числе и синтетические; в пояса вплетаются люрексовые нитки. Для изготовления праздничного наряда преимущество отдается атласу или парче. Будничный костюм шьют из простых тканей, таких как ситец или сатин.

Молодые женщины и мужчины всех возрастов сегодня носят одежду современного покроя (называемую местными жителями «русской»). Многие женщины старшего поколения, отказавшись от повседневной носки национального костюма, перешли на фабричное платье – как более удобный в быту вариант одежды; в торжественных случаях одеваются в ижемский наряд. Иногда пожилые зырянки, не желая отказываться от традиционного сарафана (будничный покрой которого постепенно упрощался и на современном этапе превратился в юбку на лямках, одеваемую под грудь), совмещают основные элементы ижемского костюма (сарафан, фартук, кокошник) с магазинными кофточками.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Республике Коми традиция ношения повседневного национального костюма практически исчезла. Например, на Ижме большинство женщин преклонного возраста хотя и имеют традиционный праздничный костюм, одевают его крайне редко. Здесь встречаются сарафаны, сшитые еще в середине XIX в. и доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек (см. рис.4). Чаще всего эти наряды приготовлены для собственного погребения. Некоторые бабушки отдали свои сарафаны правнучкам и внучкам, которые одевают их по случаю возобновившихся сельских праздничных гуляний, для выступлений в фольклорных коллективах.

Вероятно, ношение традиционного костюма, потерявшее актуальность в Республике Коми – преимущественно однородной этнической среде – обрело особую значимость у коми–ижемцев западносибирского Севера, в условиях иноэтничного окружения. Стимулом для повседневного использования обскими зырянами традиционной одежды (или хотя бы ее элементов), скорее всего, явился пример народов ханты и манси, женщины которых ходят в национальных костюмах. Таким образом, ношением ижемского наряда может выражаться стремление зырян обозначить свою принадлежность к коми этносу и подчеркнуть национальную самобытность диаспоры (см. рис.5).

Еще одним существенным аспектом возвращения к традиционному костюму ижемских зырянок может являться их преклонный возраст. Ношение кокошника, сарафана и пояса слывет богоугодным делом, что особенно важно накануне пути в «вечный» мир. Считается желательным предстать перед Богом в национальном одеянии, которое почти у каждой старушки припасено на смертный час, даже если она и не носила сарафан повседневно. Соответственно, традиционный костюм – это не только показатель национальной принадлежности, но и сакральный атрибут пожилой женщины, выражающий ее духовность.

Таким образом, приобские поселки зырян являются своеобразными центрами коми–ижемской культуры за Уралом. Обосновавшись на территории западносибирского Севера, в окружении иноэтничного населения, обские коми консолидировались в стремлении сохранить собственные этнокультурные традиции. В этой ситуации имели место факты этнокультурной дивергентности, основанной на противопоставлении православного и языческого культов. И таким образом происходил процесс эндоэтнической консолидации, наиболее актуальной для диаспор.

[1] Бахрушин С. В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII вв. // Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т.3. С.113–114; Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с другими народами. М., 1982. С.177 и сл.
[2] Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения... С.180.
[3] Конаков Н.Д., Котов О.В. Этноареальные группы коми. Формирование и современное этнокультурное состояние. М., 1991. С.49–59.
[4] Полевые материалы автора (ПМА): Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), п.Мужи, 2004.
[5] Подробнее см.: Голубкова О.В. Этнокультурное взаимодействие русских и северных коми-зырян в сфере сакрального символизма // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. №3. С.101–111.
[6] ПМА, ЯНАО, п.Мужи, 2004.
[7] ПМА, там же.
[8] ПМА, 2004.
[9] ПМА, 2004.
// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
По всем вопросам обращайтесь: contact@kizhi.karelia.ru
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3217
http://www.e-reading-lib.org/c..._Rusi.html
Вычегда
Река расположена в северных районах европейской части России. Вычегда является правым притоком Северной Двины.
С давних времен многие легенды объясняют название этой реки, но, не дают научного объяснения. На самом же деле название этой реке дали древние манси, которые жили на ней. С языка манси «вич» переводится как «сыроватый луг», а «игда» обозначает понятие «река», «поток». Таким образом, на русский язык название реки переводится как «река, протекающая среди заболоченных лугов». Своеобразные климатические условия и ландшафты дали ей название.
Можно привести несколько легенд или притч, в некоторой степени обосновывающих происхождение названия реки. Конечно же, эти рассказы относятся к произведениям устного народного творчества. Как рассказывает одна из легенд, давным-давно в одной деревне жил старый человек, с рождения слепой. Как только ни пробовал он вылечить эту болезнь, ничего не помогало ему. Однажды подошел он к берегу реки и стал плакать, горюя о своем недуге. Речные волны коснулись его ног, и задумал старик утопиться. Как только вошел он полностью в воду, захватила его река и понесла по течению. Старик испугался и перестал сопротивляться потоку.
Вынесли его волны совершенно без чувств на противоположный берег, а когда старик очнулся и открыл глаза, то увидел перед собой голубое небо и зеленую травку. Впервые увидел старик свет белый, обрадовался он, поблагодарил реку, которая помогла ему вылечиться, и возвратился в свое селение. По необычному имени рода этого старика и была названа река Вычегдой.
Конечно же, эта легенда является народным вымыслом, но она переносится из поколения в поколение среди народов, населяющих берега Вычегды.
В настоящее время на реке находится город Сыктывкар, а также Сольвычегодск. В районе, где расположен город Котлас, находится устье этой реки, тут она впадает в Северную Двину. Вычегда – судоходная река протяженностью около 1 130 км.
Вычегда
Река расположена в северных районах европейской части России. Вычегда является правым притоком Северной Двины.
С давних времен многие легенды объясняют название этой реки, но, не дают научного объяснения. На самом же деле название этой реке дали древние манси, которые жили на ней. С языка манси «вич» переводится как «сыроватый луг», а «игда» обозначает понятие «река», «поток». Таким образом, на русский язык название реки переводится как «река, протекающая среди заболоченных лугов». Своеобразные климатические условия и ландшафты дали ей название.
Можно привести несколько легенд или притч, в некоторой степени обосновывающих происхождение названия реки. Конечно же, эти рассказы относятся к произведениям устного народного творчества. Как рассказывает одна из легенд, давным-давно в одной деревне жил старый человек, с рождения слепой. Как только ни пробовал он вылечить эту болезнь, ничего не помогало ему. Однажды подошел он к берегу реки и стал плакать, горюя о своем недуге. Речные волны коснулись его ног, и задумал старик утопиться. Как только вошел он полностью в воду, захватила его река и понесла по течению. Старик испугался и перестал сопротивляться потоку.
Вынесли его волны совершенно без чувств на противоположный берег, а когда старик очнулся и открыл глаза, то увидел перед собой голубое небо и зеленую травку. Впервые увидел старик свет белый, обрадовался он, поблагодарил реку, которая помогла ему вылечиться, и возвратился в свое селение. По необычному имени рода этого старика и была названа река Вычегдой.
Конечно же, эта легенда является народным вымыслом, но она переносится из поколения в поколение среди народов, населяющих берега Вычегды.
В настоящее время на реке находится город Сыктывкар, а также Сольвычегодск. В районе, где расположен город Котлас, находится устье этой реки, тут она впадает в Северную Двину. Вычегда – судоходная река протяженностью около 1 130 км.Вычегда
Река расположена в северных районах европейской части России. Вычегда является правым притоком Северной Двины.
С давних времен многие легенды объясняют название этой реки, но, не дают научного объяснения. На самом же деле название этой реке дали древние манси, которые жили на ней. С языка манси «вич» переводится как «сыроватый луг», а «игда» обозначает понятие «река», «поток». Таким образом, на русский язык название реки переводится как «река, протекающая среди заболоченных лугов». Своеобразные климатические условия и ландшафты дали ей название.
Можно привести несколько легенд или притч, в некоторой степени обосновывающих происхождение названия реки. Конечно же, эти рассказы относятся к произведениям устного народного творчества. Как рассказывает одна из легенд, давным-давно в одной деревне жил старый человек, с рождения слепой. Как только ни пробовал он вылечить эту болезнь, ничего не помогало ему. Однажды подошел он к берегу реки и стал плакать, горюя о своем недуге. Речные волны коснулись его ног, и задумал старик утопиться. Как только вошел он полностью в воду, захватила его река и понесла по течению. Старик испугался и перестал сопротивляться потоку.
Вынесли его волны совершенно без чувств на противоположный берег, а когда старик очнулся и открыл глаза, то увидел перед собой голубое небо и зеленую травку. Впервые увидел старик свет белый, обрадовался он, поблагодарил реку, которая помогла ему вылечиться, и возвратился в свое селение. По необычному имени рода этого старика и была названа река Вычегдой.
Конечно же, эта легенда является народным вымыслом, но она переносится из поколения в поколение среди народов, населяющих берега Вычегды.
В настоящее время на реке находится город Сыктывкар, а также Сольвычегодск. В районе, где расположен город Котлас, находится устье этой реки, тут она впадает в Северную Двину. Вычегда – судоходная река протяженностью около 1 130 км.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3217
http://xn----ttbdejohge1g.xn--p1ai/?page_id=982
«К верховьям реки Вычегды»
Вычегда – вторая по величине река в Республике Коми и самый большой приток Северной Двины, который впадает в неё с правой стороны у города Котлас на 615-м км от устья. Своё начало река Вычегда берёт на южной окраине Тиманского кряжа, на обширном водораздельном плато Кальцек-Керос вытекает речушками Вой-Вож и Лун-Вож из болота Дзюр-Нор, находящегося на высоте около 225 м над уровнем моря.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3217
http://www.booksite.ru/reise/lebedev/index.htm
От Яренска до Устьсысольска и Ульянова.

Г. Яренск. Гам и Шежорт. Устьвым и его прошлое. Коквицы. Зыряне. Г. Устьсысольск. Соборы и Стефановский храм. Села по Вычегде. Деревянское. Ульянов монастырь у зырян. Устькулом. Природа дальнего севера.

Следующий уездный город близ реки Вычегды – Яренск, отстоящий от своего губернского города на 723 вер. Название свое получил или от р. Яреньги, или от Яран, каковым именем называлась Чудь или Самоеды, жившие здесь. В первый раз Яренск упоминается в 1612 г. Первоначально гор. Яренск находился за речкою Кижмолою, ниже нынешнего места, близ реки Вычегды и впадающей в нее реки Яреньги. Город Яренск ныне уже на третьем месте, переселиться на которое заставили жителей, около 1632 г. частые наводнения. Яренск окружают речки Кижмола и Кишера; город расположен на болотистом месте, в длину простирается на одну версту, в ширину менее версты. В самом городе протекают два ручейка, впадающие в р. Кижмолу. Когда при Строгановых г. Сольвычегодск вел торговлю с Сибирью, Яренск, как лежавший на пути, имел значение, служа складочным местом; ныне же он совсем упал. В начала XVIII века город Яренск значился в Архангелогородской губернии и при росписании провинций в 1719 г. вошел в состав Велико-Устюжской провинции. При учреждении Вологодского наместничества и областей в 1780 г., Яренск остался в Устюжск. области, а затем по уничтожении в 1797 г. Устюжского областного управления г. Яренск стал уездным городом в Вологодской губ. Яренск нередко служил местом ссылки, так здесь находились в ссылке боярин Василий Никитич Романов и князь Василий Васильевич Голицын (в 1690–1691 г.). Постройка в городе почти вся деревянная, улицы немощеные. Названия улиц довольно громкие – Миллионная, Бархатная. Около Яренска развита охота за белками или векшами, почему в былое время ярекшан называли «векшеедами».
Кроме соборного храма, в городе три церкви. Собор состоит из двух отдельных храмов – теплый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» и холодный Спасо-Преображенский. Нынешний Скорбященский собор построен в начале XIX века, трехэтажный, в окружности имеет 45 сажен увенчан пятью главами. Храм имеет отопление нагретым воздухом. В соборе, кроме главного престола, два придела: левый в честь святителя Николая Мирликийского, и правый – во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Все три алтаря рядом. В ноябре 1870 г. собор значительно пострадал от пожара. Внутри теплый собор благолепный и поместительный: своды его поддерживаются на четырех колоннах. Иконостас двухъярусный. В теплом соборе есть несколько икон особенно чтимых, древних и ценных по украшению. (Так, на западной стене храма образ Господа Вседержителя, написанный в древне-греческом стиле, древнейший из всех икон собора, из старого г. Яренска). Холодный Спасо-Преображенский собор построен в половине XVIII в.; собор увенчан одною главою. Иконостас пятиярусный. Стены храма украшены живописью. Направо придел – во имя Иоанна Предтечи, налево – во имя евангелиста Луки. (Здесь есть несколько икон, на которых указано время написания их и иконописец, главным образом от начала XVIII в., больше же написаны изографом Иваном Дьяковым). Придельные иконостасы в два яруса. В этом соборе замечательны иконы: 1) Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 2) Неопалимая Купина (с надписью старославянскими буквами: «и сия Божественная Купина Неопалимая разумеся Божия воплощения таинство збытия». На сей иконе изображено множество ликов: пророков и праотцев, царей – Давида и Соломона, судии Гедеона, первосвященника Аарона, Евангелистов и пр. с надписями, относящимися к изображенным лицам) и 3) Образ Нерукотворенного Спаса. Все эти иконы пользуются особым почитанием у граждан и окрестных жителей. В церковной соборной ризнице хранятся древние Евангелия от 1677 (два от этого года), и от 1698 г.; потир со лжицею с подписью на нем: «потир сей принесен вкладом в Спасо-Преображенский собор Вел. Княз. Сергеем Александровичем, в память посещения Им города Яренска 2 июня 1898 г.». Книги: «Жезл Правления» от 1667 г. «Вечеря душевная». иером. Симеона Полоцкого, от 1676 г.
В Покровской церкви г. Яренска есть замечательн. икона «Похвала Пресв. Богородицы». В средине иконы изображен храм с тремя главами, наверху иконы в ряд шесть изображений. Рождество Богородицы, Казанская икона Божией Матери, икона Знамения Б. М., еще два изображения и икона Покрова Пресв. Богородицы. (Кругом храма написаны начала икосов и кондаков из акафиста Божией Матери). При кладбищенской церкви погребен в 1795 г. юродивый Афанасий, который доныне пользуется большим почитанием: ежегодно после Пасхи бывает крестный ход к его могиле и здесь совершается по нем панихида.
В г. Яренске около 1000 жителей. Из учебных заведений имеются женская прогимназия, городское трехклассное училище и приходское. Бывают в году две ярмарки, во время которых торгуют, кроме обычных товаров, пушным, дичью и рыбой.
За Яренском по берегам р. Вычегды лежит несколько погостов с древнезырянскими названиями, таково, например, село Гам с Михаило-Архангельскою церковью, в 40 вер. от города Яренска, в 1 ? версте от правого берега р. Вычегды. Сюда в 1379 году св. Стефан Пермский прибыл из Котласа и проповедовал о Христе. Здесь была главная идольская кумирница. Св. Стефан сжег кумирницу, за что гамичи ожесточились против него, почему святитель удалился от них, назвав Гам «слепым», каковое название существует за ним и доселе. Население села Гама исключительно зырянское, плохо понимает русскую речь. Гамичи занимаются хлебопашеством и отчасти лесным промыслом. Далее на правом берегу р. Вычегды селение Шежарт с Спасскою церковью. Из Гама и Шежарт св. Стефан Пермский перенес свою проповедь на устье реки Выми в Устьвым.
Село Устьвым находится на правом берегу р. Выми, впадающей в р. Вычегду близ него, в 85 в. от Яренска к гор. Устьсысольску и в 800 в. от Вологды. Это место одно из любопытнейших; здесь до сих пор уцелели следы первых просветителей зырян, повторяются интересные рассказы о подвигах. Село Устьвым красиво раскинулось на отлогом берегу реки Выми. Храмы Устьвымские высятся на двух высоких холмах. Белокаменные храмы со многими домами издали кажутся красивым городком. За домами зеленеют пашни, а по берегам Выми и Вычегды расстилаются обильные травою луга, а далее тянется в необозримую даль густой лес. Основание Устьвыми относится к глубокой древности. Особенное же значение это селение получило со времени святителя Стефана Пермского, просветителя зырян. Здесь он поставил первую в земле пермской церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Затем Устьвым вскоре становится «владычным городом»: кафедральным местом для Устьвымских или пермских святителей. Здесь, в Устьвыми епископы жили с 1383 г. до 1503 г., когда архиерейская кафедра была перенесена в Вологду. С образованием Устьвымской или Пермской епархии первоначальная Благовещенская церковь сделалась кафедральным собором.
Вскоре около Благовещенской церкви св. Стефан основал Михаило-Архангельский мужской монастырь. В этом монастыре жили пермские епископы, и Архангельская церковь сделалась домовою или Крестовою церковью Устьвымских архиереев. Вблизи уже построенных церквей на месте победы своей над кудесником Памой св. Стефан устроил третью церковь во имя святителя Мирликийского Николая, а немного позднее – в честь Вознесения Господня. Когда Устьвымская епархия была упразднена, и епископы стали жить в Вологде, бывший кафедральный Благовещенский собор обращен в приходскую церковь, а Михаило-Архангельский монастырь оставлен под именем Устьвымской Михаило-Архангельской пустыни, с настоятельством игуменским, а иногда строительским до штатов 1764 г., в этом же году монастырь-пустыня упразднена и обращена в приходскую церковь. Село Устьвым с перемещением отсюда епископов стало принадлежать к Вологодской епархии, с учреждением же в 1689 г. Устюжской епархии Устьвым перешла к последней; по упразднении же в 1786 г. Устюжской епархии, Устьвым снова присоединен к Вологодской епархии. В древнее время на Устьвым неоднократно нападали враги, напр., новгородская вольница, вогуличи. Для защиты от неприятелей устьвымцы на холмах, где находятся церкви, устраивали бойницы или башни. До половины XIX в. в Михаило-Архангельской пустынской церкви хранилась семипяденная пищаль, служившая для обороны монастыря при нападении на Устьвым врагов.
В Устьвыми, кроме св. Стефана Пермского, были святители Исаакий, Герасим, Питирим, Иона, Амфилохий, Филофей и Никон. Устьвымские епископы пользовались высоким уважением Московских великих князей, митрополитов и всех современников. Хотя Устьвымская епархия отстояла весьма далеко от Москвы, и пути сообщения были очень неудобны, тем не менее, святители Устьвымские часто были вызываемы в Москву и принимали деятельное участие во всех важных церковных делах. Святителей Стефана, Герасима, Питирима и Иону Господь прославил даром чудес. Православная церковь за святую их жизнь и чудеса причислила к лику святых российской церкви. Святитель Стефан скончался в Москве и погребен в церкви у Спаса на Бору; где и доныне его св. мощи покоятся под спудом. Св. мощи епископов Герасима, Питирима и Ионы покоятся под одною ракою в бывшем их кафедральном соборе Благовещенской церкви. В настоящее время прежний «Владычный город» представляет обыкновенное небогатое село. Хотя четыре столетия прошли, как перестали здесь жить епископы, но до сих пор в народной памяти слышатся указания на эти давние времена.
Народ доселе Благовещенскую церковь именует собором, Михаило-Архангельскую – монастырем, священника первой – соборным, второй – монастырским; место, где жил святит. Стефан, обозначено крестом под навесом, ближайшую деревню называют «монастырская пустыня» от имени Михаило-Архангельского монастыря или пустыни; указывают место, где святитель Стефан построил училище для приготовления пастырей из природных зырян, в котором сам был первым наставником и проч.
В селе Устьвыми ныне четыре отдельные церкви и пятая колокольня отдельным зданием, два прихода. В одном приходе Благовещенская церковь и близ нее церковь во имя святителя Стефана Пермского и чрез почтовую трактовую дорогу колокольня. Благовещенская церковь каменная, холодная, одноэтажная двухсветная, освящена в 1746 г. на месте деревянной бывшей кафедральной пермских святителей. В ней старинный семиярусный иконостас, в 1903 г. значительно ремонтированный. В нижнем ярусе золоченые столбцы и капители с искусной резьбой, по столбцам вьются виноградные лозы с ягодами. В нижнем ярусе иконостаса замечательны по древности иконы: 1) храмовая икона Благовещения Пресв. Богородицы старинного столпового письма с 24 изображениями из акафиста Божией Матери, 2) старинная икона святителя Стефана Пермского, 3) икона Божией Матери Одигитрии, писанная яичными красками, 4) икона Живоначальныя Троицы или явление трех Ангелов патриарху Аврааму под дубом мамврийским. В нижней части иконы изображен юноша в красной короткой одежде и сапогах, восседающий на спине бегущего овна, правой рукой вонзает нож под голову овна, а левой держит его за правый рог. 5) Во втором ярусе на иконе Благовещения Пресв. Дева Мария представлена стоящею на коленях, архан. Гавриил пред нею с крестом в руках, между ними на полу раскрытая книга. К главному холодному храму Благовещения в конце XVIII веке с северной стороны пристроен каменный, одноэтажный двухсветный придел во имя всех святых вместо деревянной церкви, здесь же стоявшей, во имя святителей Устьвымских Герасима, Питирима и Ионы над их святыми мощами под спудом. Иконостас здесь трехъярусный с столбцами и капителями. Главная достопримечательность этого храма – общая гробница над тремя почивающими здесь под спудом пермскими епископами: Герасимом, Питиримом и Ионою с лежащею на ней старинною иконою (дата на иконе 1607 г.) в человеческий рост Устьвымских святителей. Пред гробницею висит сребро-позлащенная лампада с разноцветною эмалью, пожертвованная великим князем Сергеем Александровичем в память посещения Им села Устьвыми 2 июня 1898 г. Есть рукописные тетради с записью чудес, совершившихся по молитвам Устьвымских святителей.
Неподалеку от холодной церкви к западу - каменная теплая церковь во имя святителя Стефана Великопермского, построенная в 1755–1768 гг. Иконостас здесь пятиярусный. В Стефановской церкви есть также несколько древних икон, но особенно много таковых в особой палатке при Стефановской церкви. К западу от храмов чрез большую дорогу высится каменная двухъярусная колокольня. Между колоколами выделяется по древности и звуку иностранный колокол, весом 58 п. 30 ф. с голландско-немецкого надписью: «Николай Нольд, начальник во время Андрея Мойера священника, в 1628 г., Яков Зант-фон-Марле областной начальник в Бургайне. Святого Мартина колоколом называюсь я, грозу разгоняю я; во имя Бога вышел я из огня, Мартин Шмане Кюстринский лил меня в Гейдельберге в 1628 г.». В ризнице Благовещенской церкви хранятся: деревянный потир, по преданию, от времен Стефана Пермского, раскольническое кадило с стальной ручкой и железный венец для брачующихся. В библиотеке есть древние книги, напр. Апостол 1676 г. и 1697 г., минея 1625 г., рукописная служба Устьвымским святителям, священ. служебные сосуды, сребро-золоченые – дар преосвящ. Вологодского Евгения, впоследствии киевского митрополита, сребро-золоченый напрестольный крест, пожертвованный великим князем Сергеем Александровичем на память посещения Им Устьвыми.
В 40 саж. от Благовещенской церкви и прихода есть другой Михаило-Архангельский храм, обращенный из монастыря в 1764 г. Нынешняя каменная теплая Михаило-Архангельская церковь построена в 1795–1806 гг., круглой формы с пятиярусным иконостасом. В этом приходе самая древняя из Устьвымских церквей двухэтажная Вознесенская церковь от 1771 г. По всей вероятности, в нижнем отделении ее была монастырская трапеза, на что указывает внутреннее ее устройство. В особой палатке при Михаило-Архангельской церкви очень много старинных икон, некоторые очень хорошего письма и прекрасно сохранились. В ризнице Михаило-Архангельской церкви хранятся евангелие 1668 г., типикон 1682 г., оловянные богослужебные сосуды и проч.
В настоящее время в селе Устьвыми до 100 домов, до 25 торговых лавок для бывающих здесь ярмарок с оборотом около 100 т. рублей в год, жителей обоего пола около 700 человек; стефановская двухклассная мужская и одноклассная церковно-приходская школы. Население зырянское, но понимает русскую речь и говорит по-русски. Постройка небогатая, дома большею частию небольшие, есть с плоскими крышами, с разнообразными по величине окнами в одном и том же доме и даже не на одинаковой линии.
За Устьвымом на правом берегу р. Вычегды Христорождественская Коквицкая церковь в двух отдельных зданиях. Одна из них двух этажная, обычного стиля, с очень поместительной папертью. Другую церковь украшают пять небольших глав. Коквицкие храмы посетил вел. кн. Сергей Александрович 2 июня 1898 г., и на память о посещении прислал в церковь сребропозлащенный напрестольный крест. Недалеко от Коквицких храмов небольшая приписная к ним Иоанно-Предтеченская Ижелтинская церковь. Местность здесь открытая, и виднеется много деревень. В реках попадаются песчаные наносные острова, нередко покрытые травою и даже поросшие ивой. По берегам выходит много крестьян-зырян.
Зыряне очень любопытны, всем интересуются. Некоторые понимают русскую речь, а есть и совершенно непонимающие по-русски. Народ грязный. Одежда у них своеобразная и больше собственного изделия. Мужчины носят на головах шляпы из овечьей шерсти, или шапки-долгоушки из оленьей шкуры, женщины – повойники и платки. Рубашки зырян из грубого крашеного холста домашнего приготовления. Верхняя одежда – малица – род кафтана из оленьей шкуры, шерстью вниз; совики – похожи на малицу только шерстью наружу. Малицы и совики не имеют пол, с отверстием для головы. К ним пришиваются шапка и рукавицы. Малицы покрываются дешевым сукном, а совики ничем не покрываются. На спине иногда носят лаз или лузан – вроде кожаного мешка или жилета, обыкновенно внутрь его зыряне кладут все необходимое, когда идут на охоту или на рыбную ловлю. На руках носят кушенчи или рукавицы из собачьей шкуры, на ногах коты – вроде галош, или бродни – сапоги с длинными голенищами, пестрые вышитые чулки, а в холодное время – пимы – обувь из оленьей шкуры шерстью наружу. Вместо пояса носят ремень с пришитою скобою – для топора. Летом для защиты от мошек и комаров зырянин носит комаровку из холста или колпак, который покрывает голову и шею; любимые цвета зырянина – красный, белый и синий. Зыряне занимаются охотой и славятся, как искусные стрелки, напр., на расстоянии 80 сажен попадают белке в нос или глаз, не испортивши шкуры. В сентябре у зырян начинается первое лесовое – осеннее, которое продолжается около трех месяцев, с января по апрель – зимнее. Часто промышленники из дома отлучаются на 300–400 верст, нередко уходя в сибирские пределы.
Далее на левом берегу Вычегды небольшая Спасская часовская церковь, здесь же строится новая церковь. В Яренском и Устьсысольском уездах много выстроено часовен в деревнях или на открытом месте; здесь часто встречаются деревянные кресты, поставленные без всякого повода. Верст за 25 от Устьсысольска на правом берегу стоит одноэтажная с высокою круглою двухъярусною колокольнею и таковым же шпилем Богоявленская Зеленецкая церковь. Над срединой церкви высокий купол с пятью небольшими главами. Эта церковь несколько уклоняется от общего здесь типа постройки церквей. Обычная архитектура здешних церквей однообразна: низменная колокольня с высоким шпилем, в один ярус, двухэтажные церкви, верхний этаж часто двух ярусный. В селе Зеленец великий князь Сергей Александрович 3 июня 1898 г. посетил храм и школу. Берега здесь унылые, природа чахлая, только ель да сосна; небо белое, а не голубое, облака спускаются низко над землею, стелется туман. В мае и июне по ночам совершенно светло, можно и без огня читать всю ночь. Версты за 3 до Устьсысольска пароход въезжает в р. Сысолу. Правый берег этой речки пред Устьсысольском красивый, с отдельными небольшими холмами. Пред г. Устьсысольском но правому берегу тянется большая деревня Теньтюково, где находится на высоком пригорке деревянная большая часовня.
Г. Устьсысольск - самый отдаленный из городов Вологодской губернии, от г. Вологды в 879 верстах. Город расположен на левом берегу р. Сысолы, впадающей в Вычегду. Прежде здесь было зырянское селение Сысольское. В первой половине XVIII в. Устьсысольское селение было центром Устьсысольской волости, подчиненное в административном отношении Яренскому воеводству. Зыряне зовут этот город «Сыктылдъин-пон». С 1780 г. Устьсысольск стал уездным городом Вологодской губернии. И ныне это небольшой город с населением около 4 тысяч человек. Здания большею частию деревянные. Есть в нем духовное училище (1822 г.), едва ли не лучшее здание в городе, на высоком берегу, недалеко от берега р. Сысолы; четырехклассная женская прогимназия, трехклассное городское училище, два приходские училища – мужское и женское две церковно-приходские школы и школа грамоты. В городе нет приличного садика, где бы можно было погулять. Правда, есть небольшой с немногочисленными и небольшими березками, но он отдан частному лицу в аренду для сенокоса, а другой жалкий садик – с чахлыми деревцами на берегу р. Сысолы. И при частных домах редко можно видеть садики. За то в городе, и особенно около него можно встретить посеянную рожь или ячмень. В городе бывает одна Георгиевская ярмарка с 23 ноября до 4 декабря; оборот ее иногда доходит до 150 т. руб. Торгуют пушным товаром, лесною дичью, мануфактурными, бакалейными и галантерейными товарами. В Устьсысольске повсюду слышится зырянская речь. Крестьяне, умеющие говорить по-русски, предпочитают зырянскую речь, говорят – «проще по-зырянски». Окрестности Устьсысольска небогатые; природа бедная. Из цветов попадаются кое-где желтые, и лишь изредка голубые. Жители Устьсысольска, держащие рогатый скот, на лето переправляют его на другую сторону р. Сысолы для пастбища и там устраивают летние помещения для скота. Утром и вечером прислуга или хозяева отправляются туда за молоком с большими берестовыми «бураками».
Пути сообщения, особенно зимой, очень неудобны. Почта доставляется здесь поздно, напр., Петербургские газеты получаются часто чрез две недели по выходе, а весной и осенью иногда через месяц.
В городе, кроме соборных церквей, есть обширный Стефановский храм, кладбищенский, деревянный Воскресенский, церковь при подворье Стефано-Ульяновского монастыря и деревянный храм при тюремном замке (отдельное здание). Холодный соборный храм с колокольнею, во имя Живоначальныя Троицы, построен в 1753 году, одноэтажный, одноглавый, с приделами направо во имя св. ап. Петра и Павла, налево – во имя святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В главном храме иконостас пятиярусный, в приделах в два яруса. В Троицком соборе обращают внимание по древности и письму следующие иконы: 1) за южными дверями пред клиросом образ Воскресения Христова, в средине его изображен И. Христос, налево сатана, ангелы освобождают души людей из ада, кругом в 18 клеймах представлена история страданий Христа, начиная с умовения ног и кончая «Пилат повели печатати гроб». На иконе сделана запись «1679 г. Октября 12 совершишася сия св. икона в державе Московского государства на Устюге Великом устюжанин Афанасий Петров Соколов. За золото и за краски и за работу и за все взял пятнадцать рублев». 2) в трапезной части церкви – «образ Господа нашего Иисуса Христа, начало индикта». При этом соборе двухъярусная колокольня; на верху второго яруса ее железные часы с разными приводами. Колокольня соединяется с летним собором особой длинной галереей. Теплый собор двух этажный с одною главою во имя Покрова Пресв. Богородицы, построен в 1733 г. В нижнем этажи, кроме главного храма, два придела – направо во имя св. Иоанна Предтечи, налево – во имя великомученика Георгия. Иконостас двухъярусный; в церкви низко и темно. В храме пользуются особенным почитанием две иконы с частицами св. мощей, причем в одной иконе более 120 частиц св. мощей, в другой более 60. Над Покровскою церковью в 1792 г. надстроена очень поместительная, высокая, светлая церковь, в два света, в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, освященная в 1808 г. епископом Вологодским Евгением, впоследствии митрополитом Киевским. Представляется здесь величественным иконостас с своими массивными золочеными колоннами. В этом храме и в трапезной его части собрано много старинных икон, напр., на одной иконе в трапезе изображено сотворение жены и грехопадение прародителей. В алтаре примечателен сребропозолоченный кубок с крышкой, на коей герб Российского государства; по краям кубка вычеканено: «Божиею милостию Великий Государь царь и Великий князь Петр Алексеевич и всея великия и малыя и белыя России самодержец пожаловал сим кубком весом в 3 ф. Китайского отпуска купчину гостиной сотни Ивана Прокопьева, сына Саватеева, за многорадетельную его службу, что он учинил в нашу Великаго Государя казну в покупки и продаже товаров прибыли 53796... Дан на Москве из Сибирскаго приказу лета от Р. X. 1706 июля в 9». Высота кубка с крышкой 14 в., в диаметре около 3 ? вер. В особой соборной палатке хранится несколько старинных икон. В ризнице соборной есть старинные книги, напр., Евангелия от 1688 г., 1697 г., 1703 г. и др. от XVII в. и девять грамот от XVII и XVIII в.в. Устьсысольские соборы стоят на самом обрывистом берегу р. Сысолы. Берег постепенно осыпается; у самого берега виднеется чья-то могила, по преданию, строителя соборов. В земле под соборами есть водяные ключи. Были попытки укреплять берег, но ключи находили ход. Замечено, что соборы постепенно понижаются. Вообще в будущем многим церквам, устроенным на берегах Сухоны и Вычегды, напр. в Устюге, в Тотьме, грозит опасность падения. Величественный Стефановский храм окончен постройкой в конце XIX в. Храм двухэтажный. Вверху один придел в честь св. Стефана Пермского. В церкви очень высоко, много света, так как окна в два ряда и, кроме того, в куполе четыре большие окна. Посреди церкви массивные четыре столба. Иконостас позолоченный, в четыре яруса. В иконостасе замечательн. три большие иконы на холсте из С.-Петербургского Исаакиевского собора: Спасителя, благословляющего детей, Владимирской иконы Божией Матери и Снятие со креста. В нижнем отделении Стефановского храма два придела в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и св. Харлампия. Двухъярусная колокольня при Стефановском храме высится отдельным зданием. Стефановский храм мог бы быть украшением губернского города и не затерялся бы среди столичных храмов. Прочие Устьсысольские храмы ничем не выдаются.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3217
http://lib.ru/TURIZM/oldways/p14-m56.htm
С Камы на Вычегду

Протяженность -- 430 км.
Число ходовых дней -- 25.
Сезонность -- июль -- август.
Категория сложности -- III (Схема No-37).

Начало маршрута -- от села Бондюг, куда можно доехать на попутных машинах от
города Чердынь (34 км). О Чердыни см.маршрут 57. Первое упоминание о селе Бондюг
относится к 1579 г. Из памятников архитектуры сохранилась каменная Крестовоздви-
женская церковь середины XIX в. Собрав байдарки, идти вверх по Каме. Река здесь
мелкая, с песчаными отмелями. Через 12 км устье левого притока -- Пильвы, а еще
через 6 км устье Южной Кельтмы, по которой проходит дальнейший путь. На Каме
много рукавов и стариц, надо быть внимательным, чтобы не пропустить устье Южной
Кепьтмы, и входить в протоку с наиболее сильным течением.
В низовьях Южной Кельтмы лес вплотную подходит к реке. Берега часто изменя-
ются: то правый крутой, а левый пологий, с заливными лугами, то наоборот, много
мелей. После устья правого притока -- Тимшера Южная Кельтма становится уже, глуб-
же, вода темнеет, русло делается извилистым. На поворотах красивые омуты. Часто
попадаются топляки. Кругом вырубки. В устье левого притока Нижний Мал располо-
жено лесничество. Этот участок реки сильно зарос. Через 63 км от устья, на высоком
левом берегу, поселок Ольховка (почта, магазины, столовая). Выше поселка река очень
извилиста, топляков меньше, по-прежнему в русле много коряг и затонувших деревьев.
Южная Кельтма -- сплавная река, и кроме топляков могут встретиться "пыжи" (заторы
бревен).
В 20 км не доходя устья левого притока--Джурича заброшенная деревня Кедровка
и лагеря лесозаготовителей. Выше Южная Кельтма принимает левый приток-- Лопью.
Лес захламлен, и с местами для стоячок плохо. Хорошее место для бивака в 15 минутах
хода выше устья Джурича, после чего надо вернуться, войти в его устье и двигаться по
нему вверх. Джурич -- таежная речка с болотистыми берегами, поросшими черемухой
и смородиной. Отдельные участки сильно заросли травой. Много завалов. Лес вплот-
ную подходит к берегам. Встречаются три несложных переката, и после них (26 км от
устья) слева по ходу открывается 200-метровая просека -- трасса бывшего Северо-Ека-
терининского канала, по которому идет дальнейший путь.
Берега канала сухие, а лес болотистый, захламленный. Шлюзы разрушены, русло
заросло осокой, в середине 1--3-метровая полоса воды.Справа и слева по краям широ-
кой просеки шумят березы. На 4-м км канал пересекает просека -- граница Пермской
области с Коми АССР, а еще через 2 км -- речка. Отсюда на запад проложена тропа к
озеру Розовое. В северной части канал сильно засорен. Особенно труднопроходимы
остатки шлюзов. Предстоит проводка, а возможно, и обносы.
У самого выхода канала в Северную Кельтму деревня Канава, история которой
целиком связана со строительством канала. Его постройка привлекла сюда на житель-
ство людей со всех концов Зырянского края, нынешней республики Коми. Люди сели-
лись в этой немыслимой глуши частенько уже после того, как исходили в поисках
счастья и отхожих промыслов Сибирь, Урал, Вятскую, Архангельскую и другие губер-
нии. Когда-то тут были дом управляющего каналом, казармы рабочих, но от них не
осталось и следа. В 1918 г. в деревню из Перми проник по каналу отряд колчаковцев с
намерением прорваться в бассейн Вычегды, но его отбросили красноармейцы и парти-
заны. В 1930 г. в деревне организовали колхоз. Старики в Канаве еще помнят, как в
каждом доме жгли лучину, а сейчас деревня электрифицирована и радиофицирована.
Имеются школа, клуб, магазины, детские учреждения, авиасообщение с Усть-Куломом.
Дорог нет, только зимник.
Дальше путь лежит вниз по Северной Кельтме (приток Вычегды). Это мелкая
извилистая река со множеством песчаных отмелей. Населенных пунктов нет. В русле
затонувшие бревна и коряги. На этом участке предстоит немало проводок. В 10 км от
деревни Канава Северная Кельтма принимает справа приток Дозмару. Еще через 30 км
на левом берегу брошенная деревня Кирда. После впадения правого притока Суса-Ель
Северная Кельтма становится значительно полноводнее, идти легче. По берегам луга
чередуются со смешанным лесом. За 20 км до устья слева впадает крупный приток
Вочь. Недалеко от берега группа лесных озер. Ниже Северная Кельтма делается еще
глубже и шире, мелей мало, левый берег высокий, лесистый, правый -- низкий,
болотистый. Слева впадает приток Пруб, в его устье два песчаных острова. По мере
приближения к устью Северная Кельтма становится шире, появляются песчаные отме-
ли, и она впадает в Вычегду.
Вычегда (длина 1130 км) -- основная водная магистраль Коми АССР, Река сплав-
ная. Чуть ниже устья Северной Кельтмы; слева, вдали от берега, село Керчемья. Сразу
же на пути встретится остров, который надо обойти слева. Через 30 км, на высоком
правом берегу, районный центр Усть-Кулом, связанный водным, автомобильным и
авиасообщением с Сыктывкаром. Здесь маршрут заканчивается.
При наличии времени можно дойти своим ходом до Сыктывкара (еще 289 км).
Ниже Усть-Кулома Вычегда течет на север, потом поворачивает на северо-запад. На
26-м км рядом с пристанью Ульяново расположен памятник архитектуры -- Ульянов-
ский монастырь.После села Деревянск(44-й км) река образует ряд петель, течет в высо-
ких берегах. Перед селом Сторожевск справа впадает крупный приток -- Вишера.
Сторожевск стоит на том же,правом берегу.Далее Вычегда поворачивает на юго-запад.
Берега красивые, лесистые, в русле много песчаных отмелей. Появляется речная обста-
новка. Наконец, в устье реки Сысола, на левом высоком берегу Вычегды, Сыктывкар
столица Коми АССР, крупный промышленный и культурный центр РСФСР. Чтобы
попасть ближе к центру города, нужно подняться по Сысоле до пристани.
Сыктывкар, в прошлом Усть-Сысольск, был известен как поселение уже в 1586 г.,
о чем упоминается в Яренской писцовой книге о селении на устье Сысолы реки". В
1780 г. указом Екатерины II получил статус города. При царизме место политической
ссылки. Здесь отбывали ссылку историк и критик Н.И. Надеждин, путешественник В.А.
Русанов. На Красной площади установлен обелиск 14 краснофлотцам, погибшим при
освобождении города в гражданскую войну. Рекомендуется посетить краеведческий и
художественный музеи. Сыктывкар связан железнодорожным, авиа- и автомобильным
сообщением со многими городами Советского Союза.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3217
http://siktivkar.bezformata.ru.../11314049/
В Зырянском крае

Известно, что ещё в начале ХХ столетия, в 1903 г., наши места посетил учащийся Могилёвской гимназии Сергей Сергель, перешедший в выпускной класс гимназии. Он родился 23 сентября 1883 г. в местечке Синявка Слуцкого уезда Минской губернии Белоруссии в семье волостного писаря. Во время учёбы в Могилёвской гимназии он освобождался от платы за обучение и ежегодно получал денежные пособия. В 1903 г. Сергей Сергель предпринял в одиночку дальнее путешествие на северную реку Печору. Туда он отправился, по его словам, побуждаемый страстью к путешествиям. Выехав из Чердыни на лодке, он поднялся до верховьев реки Колвы, перебрался волоком по Унье, притоку Печоры, по которой на лодке дошёл до верховьев Печоры. Затем пешком отправился в горы южной части северного Урала. Там он столкнулся с не знакомым ему укладом жизни проживающих там народов — коми-зырян, манси, ненцев и русских старообрядцев.

Эта поездка определила и выбор жизненного пути. В 1904 г., окончив гимназию, Сергей Сергель поступил в Санкт-Петербургский университет, на естественное отделение физмата, в группу, где готовили географов. Жизнь в Петербурге складывалась нелегко, так как ему отказали в освобождении от платы за обучение. Зарабатывал деньги репетиторством.

В феврале 1906 г. он пишет заявление в этнографический отдел Русского музея с просьбой выделить ему 1000 рублей для сбора коллекций и этнографического обследования зырянского населения, живущего по берегам рек. Просьбу его удовлетворили, так как три года назад он уже побывал в этих краях.

Весной 1906 года Сергей Сергель отправился из Вологды по реке Сухоне пароходом, шедшим на север. Добравшись до Великого Устюга, он пересел на другой пароход и через несколько суток сошёл на берег в уездном центре Зырянского края Усть-Сысольске.

В конце июня 1906 г. он добрался до волостного села Помоздино. Вот как он описал его потом. «Помоздино — это большое село на правом берегу реки Вычегды при впадении в неё речки Помоза, место сухое, здоровое, кругом растут сосны. Дома и строения жителей, как вообще на севере, обширны, часто двухэтажные. Видна зажиточность и домовитость. Слышится почти зырянская речь».

Сначала Сергель зашёл в волостное правление. «Официальные занятия уже закончились, а неофициальные продолжались. За письменным столом, покрытым зелёным сукном, сидел «цвет» помоздинского общества — волостной писарь, фельдшер, дьяк и ещё какой-то зырянин. В руках у всех были карты, часть их лежала на столе. На меня внимания не обратили и продолжали игру. Когда дьяк проиграл, все остальные по очереди дали ему в нос по сочному щелчку. Похоже, что дьяку не везло, так как нос его имел пунцовую окраску и был слишком велик. Рядом, на лавке, стояла четверть водки и ведро. После каждой игры партнёры выпивали по полчашки водки и запивали её водой из медного ковшика, ходившего по кругу от одного к другому».

Его направили к местному учителю, по совету которого Сергель поехал в село Бадь-ёль, расположенное в нескольких километрах к западу от Помоздино, прожил там два месяца, занимаясь исследованием образа жизни коми-зырян. Учитель Бадьёльской школы Попов устроил Сергеля в хороший крестьянский дом, ему была отведена летняя половина дома в 6 окон.

«Хозяином был 70-летний старик Вась-Иван Уляшев. Это был крепкий, хорошо сбитый старик. В крепости ему не уступала и его старуха. Их сын Терентий сорока лет всегда работал, не работал только когда ел и спал. Водки совсем не пил, но после работы любил выпить чёрного и густого сусла. Терентий отбывал воинскую повинность и хорошо говорил по-русски. Бадьёльцы хлебом довольно богаты. Если взять область Коми в целом, то ей своего хлеба хватает лишь на полгода, остальные полгода идёт в еду привозной хлеб.

Сеют здесь главным образом ячмень и рожь, причём под ячмень отводится вдвое большая площадь, чем под рожь. Земля здесь малоплодородная, лёгкая, требует хорошего удобрения. Удобрение даёт скот, а для скота нужно сено. Сенокосы расположены далеко от селений, да и урожай трав не всегда хорош. В среднем с гектара снимают ржи до 1000 кг, ячменя и овса — по 1150 кг.

Лесозаготовки, дающие населению хороший заработок, местами захватывают всё работоспособное население. Если к этому прибавить ещё уход летом на сплав, то некому оказывается вести сельское хозяйство, и оно сильно падает.

Питаются зыряне неплохо, в мясе недостатка нет, зимой рябчиков бывает очень много, да и в другой дичи недостатка нет».

За четыре месяца пребывания в Помоздинской волости Сергей Сергель собрал 490 этнографических памятников, сделал более 200 фотографий.

Материалы, собранные Сергелем, уникальны, в них зафиксирован пласт уже ушедшей культуры коми народа. Диплом об окончании университета Сергель получил только в конце 1912 года.

В советское время, в 1928 г., Сергей Иванович написал и опубликовал книгу «В Зырянском крае».

Сегодня лесозаготовки не дают заработков местному населению, так как лесные предприятия обанкротились и закрылись, сплав по рекам прекращён, да и хлеба своего в Республике Коми совсем нет.
ЖЕНЕВЬЕВА 24

ЖЕНЕВЬЕВА 24

Калининград
Сообщений: 180
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 74
Всем привет! мои предки тоже из ваших краев! Священнослужители Кокшаровы. Койгородок-Усть-Сысольск.
---
Кокшаровы (Усть-Сысольск, Вологда), Чесноковы ( Вологда, КВЖД, Харбин, Буэнос-Айрес), Черевков (станица Раздорская, Харбин)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3217

ЖЕНЕВЬЕВА 24 написал:
[q]
мои предки тоже из ваших краев! Священнослужители Кокшаровы. Койгородок-Усть-Сысольск.
[/q]


Вам удалось проследить их линию?
У нас неплохо изучена генеалогия священнослужителей .
ЖЕНЕВЬЕВА 24

ЖЕНЕВЬЕВА 24

Калининград
Сообщений: 180
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 74
Только начала этим заниматься!
---
Кокшаровы (Усть-Сысольск, Вологда), Чесноковы ( Вологда, КВЖД, Харбин, Буэнос-Айрес), Черевков (станица Раздорская, Харбин)
dominoart
Новичок

Санкт-Петербург
Сообщений: 11
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 2
К сожалению, переписывание истории Коми края продолжается. confused.gif Вот уже потомки новгородца Чюпра - Чупровы, в полный рост Коми. И Шашевых, пришедших в Коми край из Великого Устюга, туда записали. И многая другая информация на сайтах истории Коми полная ложь. К сожалению это уже не изменить smile_030.gif несмотря на факты и наглядные документы. Бедные старики вынуждены были с этим мириться, лишь повторяя для окружающих, что они не коми-зыряне. Имею право так говорить, так как и к одной и к другой фамилиям имею самое конкретное отношение.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 38 39 40 41 42 43 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈