Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Яренский уезд

Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
Поиск и обмен информацией.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 49 50 51 52 53 * 54 55 56 57 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Глеб Горбовский

ЗЫРЯНЕ

Моей бабке А.А. Сухановой

Издревле мы, из рани,
древляне, ведуны,
дремучие зыряне,
на воду шептуны.
Голубоглазый воздух
над нашей головой.
Из мёда мы, из воска,
из ягоды живой.
С кислинкою, с грустинкой,
с куделью бороды,
с прозрачной паутинкой,
летящей вдаль мечты…
Из нежити, из драни,
из стыни и огня —
зоряне, северяне,
зелёная родня!
…Не оттого ль, однако,
как бред во мне, как бес,
сидит занозой тяга —
в глушь вековую, в лес?
Из рвани — не в дворяне,
с топориком — в рассвет!
Таёжные цыгане,
мы есть и как бы — нет…
Порхают наши дети,
как пчёлы без цветов,
пока не ткнутся в сети
прелестных городов.
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Лайк (19)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://www.booksite.ru/fulltext/mater_1/1_17.pdf
Н. П. Воскобойникова

ПИСЦОВЫЕ И ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ
ЯРЕНСКОГО УЕЗДА XVI—XVII вв. КАК
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Автор настоящей статьи ставил перед собой задачу изу­
чить писцовые и переписные книги Яренского уезда, одного
из 22 уездов области Поморья.
Писцовые и переписные книги вообще изучались разны­
ми историками в дореволюционное и советское время. Мно­
гие историки (С. В. Веселовский, А. Ц. Мерзон и др.) изуча­
ли их в общем плане, ставили вопросы об описаниях земель
Русского государства и давали оценку писцовых и пе­
реписных книг как исторического источника. Кроме изуче­
ния писцовых и переписных книг, как особого вида источ­
ника, необходимо их изучать и конкретно, регионально. Это
особенно важно потому, что каждый район нашей страны
имел специфику своего историко-экономического развития,
которая отразилась как на содержании книг, так и во мно­
гом повлияла на характер их составления.
В данной статье дается анализ писцовых и переписных
книг как источника. Статья охватывает период с к. XV I в.
по XVI I в. В качестве основных источников нами привлека­
лись сотные грамоты 1585—1586 гг., писцовая дозорная
книга 1608 г. и переписные книги Яренского уезда 1646 и
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://statehistory.ru/books/A...XVIII-v-/8
Урал и Западная Сибирь в конце 16 - начале 17 вв.

3. «Гулящие люди» на Урале и в Западной Сибири

В сравнении с 30-ми годами сохранили высокое место кроме устюжан также вычегжане, сольвычегодцы и важане. Однако всем пришлось потесниться перед яренчанами, которые сейчас намного обгоняют остальных 417. Поскольку мы в дальнейшем не встречаемся с первенствующей ролью выходцев из Яренского уезда, то приходится предполагать, что на этой территории в начале 80-х годов XVII столетия произошли какие-то особые события, заставившие большую группу людей искать стороннего заработка за Уралом. Как увидим ниже, данное обстоятельство нельзя принимать за единственное объяснение происходящих сдвигов, лежащих, полагаем, глубже. Н. В. Устюгов в одной из своих последних работ проанализировал данные писцовых и переписных книг XVII в. по Яренскому уезду и пришел к выводу, что уход жителей в Сибирь (постоянный и временный) являлся давним и довольно интенсивным. За 1631/32—1646 гг. в уезде отмечено 762 случая ухода в Сибирь. По переписным книгам 1678 г., учитывавшим лишь постоянный отход, в Сибирь отправилось 73 человека (18,9% отходников)418.
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1814

Гобан написал:
[q]
3. «Гулящие люди» на Урале и в Западной Сибири
[/q]

Интересный материал.
Меня удивило, что многие "гулящие" шли на речной путь "Сылва - Чусовая" до Кунгура.
Пишу дальше по памяти.
Я сплавлялся на байдарке по Сылве. Чусовая, более интересная река, протекает по другую сторону горного массива. Сейчас она так "испорчена", что по ней мы не пошли. Воду использовать для питья нельзя!
Характер рек и берегов схож. На Чусовой больше значительных шивер, порогов. Из крупных населённых пунктов на Сылве проходили Суксун и Кунгур. В Суксуне видели много Демидовских заводов-строений. Видели старые разработки, возможно демидовского времени, медной руды.
Конечно, времени прошло немало. Характер реки, наверно, сильно изменился. Сейчас Сылва -очень маловодная река. Только к Кунгуру она набирает "глубины". Много мелководных перекатов и шивер, тудно проходимых даже на плоскодонной байдарке. Берега сильно лесные. Причём один берег всегда представляет собой "стенку" высотой 20-70м. Кажется, что зто - камень. Поднявшись на "камень" можно убедиться, что это просто высокий берег. Другой берег - лесной. Характер берегов постоянно меняется. Лес - елово-пихтовая трудно проходимая тайга. Есть несколько отдельно стоящих "камней". Самый значительный на Сылве - "Ермак".
Деревень мало. Пригодной для земледелия земли я видел мало. Только к Кунгуру появляются свободные от леса земли. В 16-17 вв, думаю, везде была трудно проходимая тайга.
Не представляю себе, чтобы "гулящие" занимались на новых местах по берегам Сылвы, Чусовой. земледелием. Наверно, занимались пушным промыслом. Но вернуться назад против течения, чтобы сбыть пушнину, - сложный путь.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
gegrby73

gegrby73

Дальний Восток
Сообщений: 2273
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2685
БРАЧНЫЕ КОНТАКТЫ КОМИ-ЗЫРЯН В ЯЛУТОРОВСКОМ УЕЗДЕ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ)
А.Х. Машарипова

Достаточно большой по численности группой коми в Ивановской волости были образованы такие населенные пункты, как с. Ивановское и дд. Александровка, Большое и Малое Тихвино. По данным переписи 1897 г., численность населения в Ивановской волости составила 1631 житель, из них: 1458 – зыряне, 173 – русские. Зыряне этой группы являлись выходцами из Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии. Большая часть русского населения в этой волости была сосредоточена в д. Малое Тихвино.

http://kak.znate.ru/docs/index-58272.html?page=36


gegrby73 написал:
[q]
мои предки Шешуковы из Тобольской губернии, значит возможно пришли туда из ваших мест, и тогда вероятно они коми-зыряне?
[/q]


Только автор пишет, что
[q]
Появление компактных групп коми на территории Ялуторовского уезда относится к сер. XIX – нач. XX в. [Повод, 2008. С.141].
[/q]

Но лично мои Шешуковы проживали компактно как минимум с середины 18 века. А фамилия встречается с 1710 и довольно часто.


ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1210
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1814
Зыряне на Сылве
http://urbibl.ru/Stat/Kladi/zolotaya_lodka_na_silve.htm

Мои сомнения насчёт похода коми-людей на Сылву оказались безосновательным. Даже название реки, "талая вода", коми-пермяцкий гидроним.
Вот о чём говорит "Кунгурская летопись".
Зыряне входили в отряд казаков Ермака. На "Ледяной горе" ниже Кунгура по течению Сылвы поставили сторожевой пост из коми-зырян. Здесь зыряне остались с жёнами после ухода основного отряда Ермака.

Дальше моё отступление.
Местность в округе Кунгура изобилует карстовыми "провалами" и "горами". Под "горой", как правило, полость - пещера.
В Кунгуре находится знаменитая Кунгурская ледяная пещера. Наш сплав по Сылве был закончен в Кунгуре. Поставили палатки прямо в городе на газоне около вокзала и у входа в пещеру. Рано утром посетили пещеру с проводником. Предусмотрительно оделись тепло. В пещере лёд 1000-летней давности. Кристаллы льда, сталактиты. Очень красиво. В старое время пещеру использовали купцы для хранения мясных припасов.
Ход в пещере широкий, много "залов", сделано освещение. Неожиданно проводник сказал: "сейчас будет кромешная темнота" и выключил свет. Думаю, в такой темноте выбраться из пещеры невозможно.

Возможно "Ледяная гора" в летописи - это "Кунгурская ледяная пещера". Дело в том, что пещера находится под горой.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Marusia70
Новичок

Сообщений: 7
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 5
Скажите пожалуйста, а что известно из исследований Марии Ельсовой по фамилии кочев?
---
Ищу сведения о Карлагиных, Кочевых, Череповых, Тюкаловых из Пермского края.
Гагаркиных, Колобовых из Забайкалья
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://www.hcpncr.com/journ2213/journ2213ammatsuk1.html
Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 2 (22), 2013 г.
Вопросы истории и культуры
северных стран и территорий
-------------------------------------
Historical and cultural problems
of northern countries and regions

Научные статьи


А.М. Мацук
(Сыктывкар, Россия)

Православные приходские храмы Яренского уезда в начале XX века


Одним из важнейших аспектов повседневной религиозной жизни населения является обеспеченность его молитвенными зданиями (храмами и часовнями). Приходский храм был тем местом, в котором проходили самые важные моменты жизни человека, начиная от Крещения младенцем до отпевания умершего, зачастую, стариком. Несмотря на это в литературе, посвященной истории Европейского Северо-Востока, в первую очередь, Коми края нет полного реестра приходских храмов и часовен в последние годы Российской империи. Существует лишь список приходов, располагавшихся на территории современной Республики Коми. Этот список является приложением к карте «Православные приходы в XIX – начале XX века» (автор М.Б. Рогачев) [1]. Интересно, что не все приходы отмечены в списке, хотя и присутствуют на карте. Мы подготовили три работы, посвященные приходским храмам и часовням разных частей Европейского Северо-Востока. В этом номере журнала, наряду с данной статьей, публикуется наша статья о приходах, расположенных в Печорском уезде [2]. Напомним, что территория Европейского Северо-Востока в начале XX века в административном плане делилась на три уезда: Печорский уезд Архангельской губернии (в настоящее время территории Ненецкого автономного округа, Усть-Цилемский, Усинский и Ижемский районы, города Воркута, Инта, Усинск Республики Коми); Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии (в настоящее время Сыктывдинский, Сысольский, Койгородский, Прилузский, Корткеросский, Усть-Куломский и Троицко-Печорский районы, города Сыктывкар, Вуктыл и Печора Республики Коми) и Яренский уезд Вологодской губернии (в настоящее время Усть-Вымский, Княжпогостский, Сосногорский и Удорский районы, города Ухта, Сосногорск, Емва, Микунь Республики Коми и Ленский район Архангельской области).
В данной статье рассмотрим вопрос о наличии приходских храмов и часовен в Яренском уезде. Напомним, что Яренский уезд включал в себя как территорию, заселенную русскими (волости в непосредственной близости от уездного центра – города Яренска), так и весьма более обширную территорию, заселенную коми (вычегодские, вымские и удорские волости).
Мы основываем свою статью на документе, отложившемся в Национальном архиве Республики Коми – клировых ведомостях Яренского уезда 1912 года [2]. Источниковедческий анализ этого типа документа сделан авторами, профессионально исследовавшими историю Русской Православной Церкви второй половины XIX – начала XX века. Здесь скажем лишь, что данный документ представляет собой обширный том (356 л.), в картонном переплете. В этом томе сброшюрованы сведения о различных сторонах жизни приходских храмов, большей частью заполненных от руки на типографских бланках, а, в случае ряда приписных храмов, на отдельных листах бумаги.
Всего в Яренском уезде в 1912 году было 37 приходов. Кроме того, в уезде существовал Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь. Все приходы были разделены на 3 благочиннических округа.
Из большого круга разных данных, помещенных в клировых ведомостях, для данной статьи мы выбрали данные о времени постройки приходского храма (включая приписанные к главному храму церкви); о наименовании главного и предельных престолов; об обеспечении приходской церкви церковной утварью и о штате церковного клира конкретного прихода. Кроме того, мы обращаем внимание на численность прихожан и на территориальную величину приходов (сведения об отдаленности наиболее дальних населенных пунктов прихода от приходского храма). Мы постарались максимально сохранить стиль составителей данных – приходских священников. Названия церквей и населенных пунктов приводятся исключительно в стиле документа.

№1

Приход соборной Спасо-Преображенской церкви города Яренска [3]. В приходе четыре церкви: две главные: Спасо-Преображенская и Скорбященская (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») и две приписанных: кладбищенская Всех-Святская и тюремная в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Также в приходе три приписанные к главным храмам часовни: в честь Христа Спасителя; во имя святых Космы и Дамиана; во имя святого великомученика Георгия.
Спасо-Преображенская церковь была построена в 1745 – 1775 годах «тщанием прихожан»; Скорбященская церковь построена в 1803 – 1820 гг. «тщанием частию прихожан, а частию яренского купца Михаила Федоровича Иовлева»; кладбищенская Всех-Святская построена в 1863 г. «тщанием Павла Андриановича Кочиева, состоявшего уездным исправником и старостою Спасо-Преображенского собора»; тюремная Богородская «Утоли моя печали» построена в 1902 – 1903 гг. «яренским уездным земством, тюремным отделением и частными лицами».
В Спасо-Преображенском храме три престола: в честь Преображения Господня; во имя Иоанна Предтечи; во имя Апостола и Евангелиста Луки.
В Скорбященской церкви три престола: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; во имя святителя Николая Чудотворца.
В кладбищенской Всех-Святской церкви два престола: во имя всех Святых; в честь Животворящего Креста Господня.
В тюремной Богородской «Утоли моя печали» один престол: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Все церкви были достаточно обеспечены церковной утварью.
Штаты клира двух главных храмов включали: протоиерея, священника, диакона, двух псаломщиков, просфирню и уездного наблюдателя церковных школ.
Приход охватывал часть города Яренска и 6 деревень (расстояние не указано): всего 210 дворохозяйств, 597 человек мужского пола и 650 человек женского пола. Всего 1247 человек.

№ 2

Приход Яренской городской Покровской церкви [4].
В приходе две церкви: Покровская и Иоанно-Предтеченская. Покровская церковь построена в 1795 году «тщанием купцов Аммоса Ивакина и Андрея Новоселова». Иоанно-Предтеченская церковь устроена под колокольней в 1879 г. «тщанием надворного советника Константина Алексеевича Попова» [5]. К храмам приписанных часовен две: в деревне Березнике: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; в деревне Микшегорской: во имя святителя Николая Чудотворца.
В Покровской церкви престолов два: в честь Покрова Пресвятой Богородицы; во имя святителя Стефана епископа Пермского.
В Иоанно-Предтеченской церкви престол один: во имя Иоанна Предтечи.
Утварью достаточны.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход охватывал часть города Яренска и 14 деревень (от 1 до 7 верст от приходского храма): всего 294 дворохозяйства, 673 человека мужского пола и 737 человек женского пола. Всего 1410 человек.

№ 3

Троицкая церковь Вожемского прихода [6].
В приходе две церкви: Вожемская Троицкая и приписанная к ней Цылибская Христорождественская. Одна часовня: в селе Цылиб «близ церкви, на площади с северной стороны есть деревянная часовня, в коей под спудом почивают мощи Преподобного Димитрия Цылибского Чудотворца. Пред гробницею над могилою Угодника Божия совершаются по желанию богомольцев панихиды».
Вожемская Троицкая церковь построена в 1772 г. «тщанием прихожан», освящена в 1779 г. Цылибская Христорождественская церковь построена в 1713 г. «тщанием прихожанина Петра Афанасьевича Осколкова», освящена в 1714 г.
В Вожемской Троицкой церкви престолов два: во имя Живоначальной Троицы; во имя святой великомученицы Екатерины.
В Цылибской Христорождественской церкви престолов два: в честь Рождества Христова; во имя Архистратига Михаила и прочих сил безплотных.
Утварью достаточны.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход Вожемской Троицкой церкви – село Вожем и 7 деревень (от 1 до 6 верст от приходского храма): всего 96 дворохозяйств, 321 человек мужского пола и 303 человека женского пола. Всего 624 человека.
Приход Цылибской Христорождественской церкви – село Цылиб и 10 деревень (от 0,5 до 5,5 верст до приходского храма): всего 82 дворохозяйства, 237 человек мужского пола и 247 человек женского пола. Всего 484 человека.
Обоего всего 1108 человек.

№ 4

Георгиевская церковь Выемковского прихода [7].
Церковь святого великомученика Георгия построена в 1831 г. «тщанием прихожан», освящена в 1840 г.
В церкви два престола: во имя святого великомученика Георгия; во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход – село Выемково: всего 121 дворохозяйство, 345 человек мужского пола и 343 человека женского пола. Всего 688 человек.

№ 5

Михаило-Архангельская церковь Гамского прихода [8].
Церковь построена в 1851 г. «тщанием крестьян прихода».
В церкви четыре престола: во имя Архистратига Михаила; во имя святителя Димитрия митрополита Ростовского; во имя святителя Стефана епископа Пермского; в честь Воскресения Христова.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
К Михаило-Архангельской церкви приписанная церковь Покровская Арабацкая и две часовни: в деревне Камсамас и деревне Карыбъив.
Арабацкая Покровская церковь построена в 1892 г. «усердием крестьян деревни Арабацкой».
Престол один: в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение в ней производится 5 раз в год.
Утварью достаточна.
Приход Михаило-Архангельской церкви – село Гам и 13 деревень (от 1 до 10 верст до приходского храма): всего 481 дворохозяйство, 1422 человека мужского пола и 1427 человек женского пола. Всего 2849 человек.

№ 6

Спасская церковь Жешартского прихода [9].
Построена в 1807 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Нерукотворенного Образа Спасова; во имя святого Пророка Илии; во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик и просфорня.
К Жешартской Спасской церкви приписанная одна церковь Межогская Рождества Пресвятой Богородицы и одна часовня.
Межогская церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1875 г. «усердием крестьян деревни Межога».
Престол в церкви один: в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Утварью достаточна.
Богослужение в ней совершается до 6 раз в год.
Сведений о часовне в документе нет.
Приход Жешартской Спасской церкви – село Жешарт и 3 деревни (от 5 до 10 верст до приходского храма): всего 426 дворохозяйств, 1214 человек мужского пола и 1320 человек женского пола. Всего 2534 человека.


№ 7

Воскресенская церковь Иртовского прихода [10].
Церковь построена в 1813 – 1820 гг. «тщанием прихожан».
Престолов в ней три: в честь Воскресения Христова; в честь Успения Божией Матери; во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик, просфорня.
Приписанных к церкви церквей одна, часовня одна.
Приписанная к Воскресенской церкви церковь (наименование церкви, наличие и наименование престолов не указано) построена в селе Ирта в 1755 г. «тщанием прихожанина Феодора Кожевникова». Часовня построена на церковном погосте в 1869 г. «в память 2-х кратного спасения жизни государя императора Александра II от злодейских покушений».
Приход Иртовской Воскресенской церкви – село Ирта и 11 деревень (от 2 до 6 верст до приходского храма): всего 326 дворохозяйств, 898 человек мужского пола и 903 человека женского пола. Всего 1801 человек.

№ 8

Спасская церковь Ленского прихода [11].
В приходе две церкви: Спасская теплая и Успенская холодная. Успенская церковь построена в 1774 г. «тщанием прихожан»; «теплая когда и кем построена - неизвестно».
В Спасской церкви три престола: в честь Нерукотворенного Образа Спасова; во имя святителя Николая Чудотворца; во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
В Успенской церкви один престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Церкви утварью достаточны.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных часовен четыре: две в селе Лене: на приходском кладбище и во вратах церковной ограды; и две «в деревнях прихода».
Приход – село Лена и 11 деревень (от 2 до 6 верст от приходского храма): всего 316 дворохозяйств, 846 человек мужского пола и 956 человек женского пола. Всего 1802 человека.
№ 9

Сретенская церковь Ошлапецкого прихода [12].
Церковь построена в 1839 г. «тщанием прихожан и крестьянином Григорием Феодоровичем Иельским, бывшим церковным старостой». Главный престол освящен в 1842 г., престолы в пределах освящены в 1844 г.; в 1849 г. надстроена верхняя холодная церковь, престол освящен в 1853 г.
Престолов четыре: в честь Сретенья Господня; во имя святого великомученика Димитрия Солунского; во имя святой великомученицы Варвары; в верхней церкви – во имя святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
К церкви приписана одна часовня «при деревне Княжине».
Приход – село Ошлапье и 11 деревень (от 1 до 10 верст до приходского храма): всего 224 дворохозяйства, 613 человек мужского пола и 672 человека женского пола. Всего 1285 человек.

№ 10

Иоанно-Богословская церковь Подгородного прихода [13].
Церковь построена в 1851 г. вместо деревянной «тщанием прихожан и сторонних лиц».
Престолов в церкви два: во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; во имя святой мученицы Параскевы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
Приписанные к Иоанно-Богословской церкви две церкви: Георгиевская в деревне Черве и Екатерининская в деревне Тохте.
Церковь Георгиевская в деревне Черве, приписная к Подгородной Иоанно-Богословской церкви построена в 1880 г. вместо часовни, существовавшей «в сей деревне с 1730 г. усердием жителей деревни Червы и помощью сторонних лиц. В церкви находится святая икона древней живописи с изображением святого великомученика Георгия. Икону сию по преданию устному считают за явленную. Религиозное чувство благоговения к сей и послужило основанием для постройки храма». Освящена церковь 5 июля 1884 г.
Престол в церкви один: во имя святого великомученика Георгия.
Утварью достаточна.
Богослужения проводятся несколько раз в год по требованию.
Церковь Екатерининская в селении Тохтинском, приписная к Подгородной Иоанно-Богословской построена в 1890 г. «вместо часовни, существовавшей в сем месте с 1730 г. в память чудесного события 17 октября 1888 г. усердием крестьянина, проживающего в г. С.-Петербурге Иосифа Андреевича Жданова, местных жителей и посторонних лиц». Освящена 18 июня 1893 г.
В церкви престол один: во имя святой великомученицы Екатерины.
Приход – село Подгородное Иоанно-Богословское и 16 деревень (от 1 до 25 верст (деревня Черва) до приходского храма): всего 329 дворохозяйств, 860 человек мужского пола и 900 человек женского пола. Всего 1760 человек.

№ 11

Благовещенская церковь Туглимского прихода [14].
Церковь построена в 1710 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев; во имя святого Иоанна Предтечи.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
Приход – село Туглим и 5 деревень (от 1 до 5 верст до приходского храма): всего 93 дворохозяйства, 231 человек мужского пола и 267 человек женского пола. Всего 498 человек.

№ 12

Богоявленская церковь Шеномского прихода [15].
Церковь построена в 1780 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Богоявления Господня; во имя святого Пророка Илии; во имя святого великомученика Георгия.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик и просфорня.
К Богоявленской церкви приписана одна часовня в деревне Княжинье, построена в 1898 г.
Приход – село Шеном и 19 деревень (от 0,5 до 13 верст до приходского храма): всего 368 дворохозяйств, 1156 человек мужского пола и 1212 человек женского пола. Всего 2368 человек.

№ 13

Николаевская церковь Веслянского прихода [16].
Старая церковь построена в 1818 г. «тщанием прихожан». По указу Вологодской Духовной Консистории вместо нее в 1896 г. построена новая церковь.
В церквях престолов три:
В старой – один: во имя святителя Николая Чудотворца.
В новой – два: во имя святителя Николая Чудотворца; в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
К Николаевской церкви приписана одна часовня на кладбище.
Приход – село Весляна и одна деревня (6 верст до приходского храма): всего 99 дворохозяйств, 242 человека мужского пола и 255 человек женского пола. Всего 497 человек.

№ 14

Зосимо-Савватиевская церковь Ипатовского прихода [17].
Церковь построена в 1875 г. «тщанием прихожан», освящена в 1877 г.
В церкви престол один: во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
К Ипатовской Зосимо-Савватиевской церкви приписана одна церковь Сретенская в деревне Шиладорской. Церковь освящена 11 сентября 1895 г.
Престол в церкви один: в честь Сретенья Господня.
Приход – село Ипатово и одна деревня (9 верст до приходского храма): всего 230 дворохозяйств, 579 человек мужского пола и 584 человека женского пола. Всего 1163 человека.

№ 15

Успенская церковь Княжпогостского прихода [18].
Церковь построена в 1830 г. «тщанием и усердием местных прихожан».
В церкви престолов три: в честь Успения Божией Матери; во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; во имя святого великомученика Димитрия Солунского.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к сей церкви церквей одна, часовен – три. Приписная церковь в деревне Синдор в 65 верстах от приходского храма. В честь чего или во имя кого – данных нет. Часовни в деревнях: Половницкой, Раковицкой и Кыркочской.
Приход – село Княжпогост и 9 деревень (от 0,5 до 65 верст до приходского храма): всего 350 дворохозяйств, 962 человека мужского пола и 985 человек женского пола. Всего 1947 человек.

№ 16

Христорождественская церковь Коквицкого прихода [19].
В приходе две церкви. Первая построена в 1837 г., вторая в 1862 г. «тщанием прихожан».
Престолов в первой церкви два: в честь Рождества Христова; в честь Успения Божией Матери.
Во второй церкви престол один: во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы.
Утварью достаточны.
Штаты: священник, диакон, псаломщик.
Приписанных церквей нет, часовен – три: в деревне Кырувской, во имя великомученика Георгия; в деревне Пальтыдорской, во имя мучеников Кирика и Иулитты; в деревне Сюлатинской, во имя святителя Николая Чудотворца.
Приход – село Коквицы и 7 деревень (от 1 до 6 верст до приходского храма): всего 480 дворохозяйств, 1199 человек мужского пола и 1328 человек женского пола. Всего 2527 человек.

№ 17

Троицкая церковь Лыатинского прихода [20].
Церковь перестроена из часовни в 1898 г. «тщанием прихожан».
Престол один: во имя Святой Живоначальной Троицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
Приход – село Лыатинское и 4 деревни (от 1 до 4 верст от приходского храма): всего 200 дворохозяйств, 542 человека мужского пола и 526 человек женского пола. Всего 1068 человек.

№ 18

Богоявленская церковь Ляльского прихода [21].
Церковь построена в 1856 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в нижней церкви два престола: в честь Богоявления Господня; во имя Николая Чудотворца; в верхней церкви один престол: в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных церквей нет, часовня – одна: в деревне Кошецкой во имя Иоанна Предтечи.
Приход – село Ляли и 3 деревни (от 1,5 до 12 верст от приходского храма): всего 191 дворохозяйство, 517 человек мужского пола и 509 человек женского пола. Всего 1026 человек.


№ 19

Введенская церковь Оквадского прихода [22].
В селе две церкви: холодная Ильинская, построена в 1822 г.; теплая Введенская, построена в 1841 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церквях четыре: в теплой церкви один престол: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; в холодной церкви три престола: во имя святого Пророка Илии; во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.
Утварью достаточны.
Штаты: священник, диакон, псаломщик и просфорня.
Приписанных церквей одна – Николаевская в деревне Кожмудорской; часовен – одна Николаевская в деревне Тыдорской.
Приход – село Оквад и 5 деревень (от 2 до 7 верст): всего 405 дворохозяйств, 1221 человек мужского пола и 1212 человек женского пола. Всего 2433 человека.

№ 20

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Онежского прихода [23].
Церковь построена в 1856 г. «тщанием прихожан».
Престолов два: в честь Рождества Пресвятой Богородицы; во имя Архангела Михаила и прочих безплотных сил.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
Приписанных церквей одна – Вознесенская в деревне Нижней Отле; часовен две: в деревне Катыдъпожской во имя святителя Афанасия Великого; в деревне Средней Отле в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Вознесенская церковь в деревне Нижней Отле, приписная, перестроена из часовни. По указу Вологодской Духовной Консистории от 3 сентября 1897 г. в память события 17 октября 1888 г., жители деревни Нижней Отлы к часовне пристроили алтарь. Храм освящен 4 октября 1901 г.
Престол один: в честь Вознесения Господня.
Утварью не вполне достаточна.
Особого причта не положено.
Приход – село Онежское и 9 деревень (от 1,5 до 6 верст от приходского храма): всего 289 дворохозяйств, 781 человек мужского пола и 819 человек женского пола. Всего 1600 человек.


№ 21

Покровская церковь Палевицкого прихода [24].
Церковь построена в 1804 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Покрова Божией Матери; во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца; во имя святого великомученика Георгия.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик.
К церкви приписаны; церковь одна, часовен – 6. Приписная церковь находится на приходском кладбище. Построена в 1885 г. Освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Часовни находятся в деревнях: Сотчемской; Светдорской; Гавриловской; Гервасьдорской; Ивановской и Тупицынской.
Приход – село Палевицы и 5 деревень (от 1 до 6 верст от приходского храма): всего 543 дворохозяйства, 1469 человек мужского пола и 1514 человек женского пола. Всего 2983 человека.

№ 22

Николаевская церковь Семуковского прихода [25].
Церковь построена в 1900 г. «тщанием прихожан».
Престол один: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
Приписанных церквей нет, часовен – две: в деревнях Кырсинской Айкинской волости и Попкеросской Коквицкой волости.
Приход – село Семуково и 2 деревни (3 версты от приходского храма): всего 182 дворохозяйства, 525 человек мужского пола и 616 человек женского пола. Всего 1141 человек.

№ 23

Успенская церковь Сереговского прихода [26].
Церковь построена в 1768 г. вместо деревянной «тщанием бывших Сереговских заводовладельцев Вологодских купцов Рыбниковых».
Престолов в церкви четыре: в честь Успения Божией Матери; во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца; в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»; во имя священномученика Климента Папы Римского.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход – село Серегово и 3 деревни (6 верст от приходского храма): всего 186 дворохозяйств, 556 человек мужского пола и 563 человека женского пола. Всего 1119 человек.

№ 24

Спасская церковь Слудского прихода [27].
В приходе две церкви. Церковь построена в 1894 г. «тщанием прихожан», освящена 30 августа 1896 г. Когда построена другая церковь – данных нет.
Престолов в церквях три: в одной один престол: в честь Всемилостивого Спаса; в другой два престола: во имя Пресвятой Живоначальной Троицы; в честь Казанской иконы Божией Матери.
Утварью достаточны.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных церквей нет, часовня – одна: в деревне Прокопьевской в честь Рождества Предтечи Господня Иоанна.
Приход – село Слудское и 2 деревни (от 3 до 7 верст от приходской церкви): всего 212 дворохозяйств, 522 человека мужского пола и 566 человек женского пола. Всего 1088 человек.

№ 25

Воскресенская церковь Турьинского прихода [28].
Церковь построена в 1851 – 1867 гг.
Престолов в церкви три: в честь Воскресения Христова; в честь Покрова Пресвятой Богородицы; во имя Николая Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
Приписанных церквей – одна, часовен – три. Приписная церковь в деревне Конях Николаевская. Построена в 1903 г.
В церкви два престола: во имя святителя Николая Чудотворца; во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Данных о месте расположения часовен нет.
Приход – село Турьинское и 2 деревни (от 4 до 8 верст от приходского храма): всего 328 дворохозяйств, 894 человека мужского пола и 958 человек женского пола. Всего 1852 человека.

№ 26

Благовещенская церковь Усть-Вымского Благовещенского прихода [29].
В приходе две церкви. Одна построена в 1734 г. вместо деревянной «тщанием прихожан», другая построена в 1755 г.
В церквях три престола: в честь Благовещения Божией Матери; во имя Всех Святых; во имя святителя Стефана Пермского.
Утварью достаточны.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных церквей нет, часовен – две: в деревне Ибской – в честь Казанской иконы Божией Матери; в деревне Ероздинской – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Приход – село Усть-Вымь и 8 деревень (от 0,5 до 13 верст от приходского храма): всего 241 дворохозяйство, 742 человека мужского пола и 768 человек женского пола. Всего 1510 человек.

№ 27

Михаило-Архангельская церковь Усть-Вымского Михаило-Архангельского прихода [30].
В приходе две церкви. Одна построена в 1711 г., другая построена в 1795 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церквях три: в одной – один престол: во имя Архистратига Михаила и прочих сил безплотных.
В другой церкви два престола: в честь Вознесения Господня; во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Утварью достаточны.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход – село Усть-Вымь и 6 деревень (от 1 до 7 верст от приходской церкви): всего 240 дворохозяйств, 756 человек мужского пола и 812 человек женского пола. Всего 1568 человек.

№ 28

Спасская церковь Часовского прихода [31].
В селе две церкви. Одна построена в 1824 г., другая «постройкою окончена» в 1910 г. «тщанием прихожан».
Престолов в старой церкви два: во имя Всемилостивого Спаса; во имя святителя Василия Великого. Новая церковь на момент составления документа еще не была освящена.
Утварью недостаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
Приписанных церквей нет, часовен – три: на приходском кладбище, построена в 1884 г.; в деревне Большой Слуде, построена в 1875 г.; в деревне Кряжской, построена в 1863 г.
Приход – село Часово и 4 деревни (от 3 до 7 верст от приходского храма): всего 294 дворохозяйства, 922 человека мужского пола и 994 человека женского пола. Всего 1916 человек.

№ 29

Спасо-Преображенская церковь Шежамского прихода [32].
Церковь построена в 1792 – 1795 гг. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Преображения Господня; в честь Рождества Пресвятой Богородицы; во имя святого великомученика Георгия.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик и просфорня.
Приписанных церквей – одна; часовен – три. Данных о месторасположении приписных церкви и часовен, а также каких-либо других данных о приписной церкви нет.
Приход – село Шежамское и 10 деревень (от 1 до 10 верст от приходского храма) и 1 поселок Яренга (57 верст по Удорскому тракту от приходского храма): всего 478 дворохозяйств, 1363 человека мужского пола и 1447 человек женского пола. Всего 2810 человек.

№ 30

Николаевская церковь Шешецкого прихода [33].
Церковь построена в 1870 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, псаломщик и просфорня.
Приход – село Шешецкое и 5 деревень (от 1 до 3 верст от приходского храма): всего 169 дворохозяйств, 461 человек мужского пола и 490 человек женского пола. Всего 951 человек.

№ 31

Воскресенская церковь Важгортского прихода [34].
Церковь построена в 1847 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Воскресения Христова; во имя святителя Николая Чудотворца; во имя святого Пророка Илии.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных церквей нет; часовен – шесть: в деревне Кривонаволоцкой; в деревне Чиркской; в деревне Островской; в деревне Выльгортской; в деревне Пучкомской; в деревне Тоимской.
Приход – село Важгорт и 9 деревень (от 3 до 25 верст от приходского храма): всего 470 дворохозяйств, 1280 человек мужского пола и 1255 человек женского пола. Всего 2535 человек.



№ 32

Успенская церковь Венденгского прихода [35].
Построена в 1872 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: в честь Успения Божией Матери.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных церквей нет; часовен – четыре: в деревне Мыкинской во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца; в деревне Устьвачерской во имя святой великомученицы Екатерины; в деревне Георгиевской во имя святого великомученика Георгия Победоносца; в деревне Лоптюжской в честь иконы «Знамения Божией Матери».
Приход – село Венденгское Успенское и 7 деревень (от 5 до 25 верст от приходского храма): всего 168 дворохозяйств, 487 человек мужского пола и 497 человек женского пола. Всего 984 человека.

№ 33

Троицкая церковь Ертомского прихода [36].
Построена в 1877 г. «тщанием прихожан и на добровольные пожертвования благотворителей».
Престол в церкви один: во имя Живоначальной Троицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных церквей нет; часовен – три: в деревне Коздинской во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла; в деревне Крестовской две часовни. Одна из них Крестовоздвиженская, уже ветхая; другая во имя святой мученицы Параскевы; в деревне Ибской в 1905 г. построена школа-часовня.
Приход – село Ертом и 7 деревень (от 0,5 до 30 верст от приходского храма): всего 179 дворохозяйств, 498 человек мужского пола и 546 человек женского пола. Всего 1044 человека.

№ 34

Христорождественская церковь Глотовского прихода [37].
Построена в 1865 – 1884 гг. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Рождества Христова; во имя святителя Николая Чудотворца; во имя святых мучеников Флора и Лавра.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к сей церкви церквей – одна; часовен – шесть. Сведений о церкви и часовнях нет.
Приход – село Глотово и 7 деревень (от 0,5 до 40 верст от приходского храма): всего 284 дворохозяйства, 843 человека мужского пола и 850 человек женского пола. Всего 1693 человека.

№ 35

Ильинская церковь Косланского прихода [38].
В селе две церкви. Первая построена в 1776 г., вторая – в 1856 г. «тщанием прихожан и добровольных пожертвований разных благотворителей».
В церквях четыре престола:
В первой церкви один престол: во имя святого Пророка Илии.
Во второй церкви три престола: в честь Вознесения Господня; во имя святителей Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских; во имя святых мучеников Флора и Лавра.
Утварью достаточны.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных церквей нет; часовен – три: в деревне Разгортской в честь Преображения Господня; в деревне Бутканской во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и святого великомученика Георгия Победоносца; в деревне Нижнее-Вылибской в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя святителя Василия Великого.
Приход – село Косланское и 4 деревни (от 1 до 20 верст от приходского храма): всего 223 дворохозяйства, 806 человек мужского пола и 784 человека женского пола. Всего 1590 человек.

№ 36

Богоявленская церковь Селибского прихода [39].
Построена в 1865 г. «тщанием прихожан на Министерскую сумму Государственных имуществ».
Престолов в церкви два: в честь Богоявления Господня; во имя Иоанна Предтечи.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных церквей нет; часовен – три. Сведений о месторасположении часовен нет.
Приход – село Селиб и 4 деревни (от 8 до 40 верст от приходского храма): всего 204 дворохозяйства, 520 человек мужского пола и 571 человек женского пола. Всего 1091 человек.

№ 37

Спасская церковь Чупровского прихода [40].
Построена в 1888 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Освящен 2 июня 1890 г.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных церквей одна – Георгиевская церковь в селе Коптюге; часовня одна: в деревне Муфтюге.
Приход – село Чупрово, село Коптюга и 2 деревни (от 7 до 16 верст от приходского храма): всего 238 дворохозяйств, 696 человек мужского пола и 695 человек женского пола. Всего 1391 человек.

Итак, в предреволюционный период в Яренском уезде существовала исторически сложившаяся система приходов. Эта система не была застывшей. Она, по мере необходимости развивалась, появлялись новые приходы. Так, Лыатинский приход стал самостоятельным в конце XIX века (храм построен в 1898 г.), также как Чупровский приход (храм построен в 1888 г., освящен в 1890 г.) и Семуковский приход – на рубеже XIX и XX веков (храм построен в 1900 г.).
Внутри приходов, наряду с главным, приходским храмом, прихожане, для лучшего удовлетворения их религиозных потребностей, строили храмы и часовни, являвшиеся приписными к приходскому храму. Так, в 37 приходах имелось 65 церквей (из них 17 церквей приписных) и 73 часовни.
В приходских храмах, иногда, было более одного престола, то есть фактически в одном здании храма было два или более храмов. В трех храмах было по 4 престола; в 16 – по три престола; в 15 – по 2 престола. 23 храма было однопрестольных. О количестве престолов в 6 храмах – нет сведений в документе. Возможно, они также имели по одному престолу. Наконец, в одном храме ко времени составления документа не было освящено ни одного престола.
Все храмы, за исключением Спасской церкви Часовского прихода были достаточно обеспечены церковной утварью.
Все храмы были обеспечены штатными священно и церковнослужителями. Всего на приходах Яренского уезда служили один протоиерей, 37 священников, 10 диаконов, 38 псаломщиков. Отмечено также наличие 15 просфорен. Вероятно, просфорни были в каждом приходе, но, поскольку они не получали за печение просфор официального денежного содержания, не все приходские священники, при заполнении годовых отчетов – клировых ведомостей, включали их в состав штатных единиц приходской церкви.
Размеры приходов, по расстоянию населенных пунктов от приходского храма, в Яренском уезде были небольшими. В 21 приходе это расстояние от приходского храма до большинства (или всех) населенных пунктов было менее 10 верст; в 7 приходах – от 10 до 15 верст. И лишь в 9 приходах некоторые населенные пункты располагались на достаточно значительных расстояниях от приходского храма (от 16 до 65 верст). Эти приходы находились, в основном, в достаточно редко заселенном районе Удоры.
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что в Яренском уезде Вологодской губернии имевшиеся храмы и часовни обеспечивали удовлетворение религиозных потребностей населения.

Рогачев М.Б. Православные приходы в XIX – начале XX века // Историко-культурный атлас Республики Коми. М.: «Дрофа» и «ДиК», 1997. С. 93.
Мацук А.М. Православные приходские храмы Печорского уезда в начале XX века // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. № 2 (22). 2013. С. 55 – 68.
ГУРК НАРК. Ф. 231. Оп.1. Д. 82. Л. 1 – 356.
Там же. Л. 1 – 8.
Там же. Л. 13 – 16.
Другие данные об этой церкви в документе отсутствуют.
ГУРК НАРК. Ф. 231. Оп.1. Д. 82. Л. 23 – 35.
Там же. Л. 42 – 46.
Там же. С. 51 – 56.
Там же. С. 63 – 68.
Там же. С. 74 – 77.
Там же. Л. 82 – 85.
Там же. Л. 90 – 93.
Там же. Л. 99 – 106.
Там же. Л. 113 – 116.
Там же. Л. 122 – 125.
Там же. Л. 132 – 135.
Там же. Л. 140 – 143.
Там же. Л. 149 – 152.
Там же. Л. 158 – 161.
Там же. Л. 167 – 171.
Там же. Л. 177 – 180.
Там же. Л. 186 – 189.
Там же. Л. 196 – 200.
Там же. Л. 206 – 209.
Там же. Л. 214 – 217.
Там же. Л. 224 – 227.
Там же. Л. 233 – 236.
Там же. Л. 242 – 245.
Там же. Л. 251 – 254.
Там же. Л. 260 – 263.
Там же. Л. 268 – 271.
Там же. Л. 276 – 279.
Там же. Л. 284 – 287.
Там же. Л. 293 – 298 об.
Там же. Л. 303 – 306.
Там же. Л. 312 – 317 об.
Там же. Л. 319 – 323.
Там же. Л. 329 – 332.
Там же. Л. 339 – 344 об.
Там же. Л. 347 – 353 об.

© А.М. Мацук
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://vmek.oszk.hu/06800/06838/06838.pdf
А. Г. Мусанов (Сыктывкар)
Гидронимия Средней Язьвы



Район исследования — бассейн средней Язьвы — административно относится к Красновишерскому району Пермской области. Река Язьва является одним из крупных левых притоков р. Вишера, левого притока р. Кама; образуется она при слиянии рек Северная Язьва и Полуденная
Язьва, стекающих с хребта Кваркуш (район г. Дормык); протекает большей частью по заболоченной низменности на юг Красновишерского района Пермской обл., течет на запад и северо-запад и впадает в р. Вишера ниже Красновишерска. Общая протяженность реки составляет около 271 км. Основные притоки первого порядка: левые — Кабакайка, Мазерика, Жакшор, Фоминлог, Молмыс, Кукай, Беззадая, Мель, Кульсим, Зынайка, Бортом, Верхняя Перша, Нижняя Перша, Глухая ,Вильва, Колынва; правые — Цепёл, Большая Осиновка, Верхняя Тулымка, Колчим, Трехрассошная, Суя, Ветлянка, Пулт, Шудъя, Корнышиха, Ближняя Сурдъя, Ныръя, Сетера.
Первые исторические упоминания о территории бассейна р. Язьва и о населении содержат писцовые книги Чердынского уезда Ивана Яхонтова 1579 г. и Михаила Кайсарова 1623 г.: в 1579 г. в числе населенных пунктов Нижнего стана указываются «д. Язва на р. Язве», д. Немзя, и
починок Орефин; в писцовой книге 1623 г., кроме названных выше поселений, указываются: д. Ивашка, д. Ивановская
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://na.rkomi.ru/s62.html
Национальный архив Республики Коми
Прейскурант платных услуг
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ

ф. 29, 32721 д., 1744-1923

Образована по указу Синода от 9 июля 1744 "О именовании архиерейских домовых правлений консисториями". Возглавлялась епархиальным архиереем. Руководила работой духовных правлений и благочинных. 2 декабря 1918 по указу Синода заменена Архангельским епархиальным советом.

http://guides.rusarchives.ru/b...sid=185072
Указы Сената, Синода, епархиального архиерея; протоколы заседаний Архангельской духовной консистории. Дела о постройке и ремонте церковных зданий, об отдаче крестьянам во владение церковных земель и рыбных ловель, об организации помощи лицам духовного звания. Ведомости церковных сборов, книги выдачи денег монастырям и церквам, записи неокладных сумм. Экономические и главные описи церковного и ризничного имуществ. Клировые ведомости церквей, духовные росписи, алтарные книги, книги брачных обысков. Метрические книги церквей Архангельской епархии, церквей Вельского, Великоустюжского и Яренского уездов Вологодской епархии, церквей Каргопольского, Повенецкого и Пудожского уездов Олонецкой епархии 1780-1909. Исторические описания приходов, церквей и хранящихся в них древних икон, рукописей и вещей.

В фонде имеются дела и документы, относящиеся к деятельности Архангельского епархиального совета 1918-1920 и Временного Архангельского епархиального управления 1920-1923.
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 49 50 51 52 53 * 54 55 56 57 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈