Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Яренский уезд

Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
Поиск и обмен информацией.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 37 38 39 40  41 42 43 44 45 ... 153 154 155 156 157 158 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Глеб Горбовский

ЗЫРЯНЕ

Моей бабке А.А. Сухановой

Издревле мы, из рани,
древляне, ведуны,
дремучие зыряне,
на воду шептуны.
Голубоглазый воздух
над нашей головой.
Из мёда мы, из воска,
из ягоды живой.
С кислинкою, с грустинкой,
с куделью бороды,
с прозрачной паутинкой,
летящей вдаль мечты…
Из нежити, из драни,
из стыни и огня —
зоряне, северяне,
зелёная родня!
…Не оттого ль, однако,
как бред во мне, как бес,
сидит занозой тяга —
в глушь вековую, в лес?
Из рвани — не в дворяне,
с топориком — в рассвет!
Таёжные цыгане,
мы есть и как бы — нет…
Порхают наши дети,
как пчёлы без цветов,
пока не ткнутся в сети
прелестных городов.
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Лайк (19)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://vologda-1914.ru/kartote...&cr=30
побежденные, но не забытые

Тимохов Дмитрий Яренский
Туркин Афанасий Иванович Яренский
Тучнолюбов Илья Александрович Яренский
Тырин Василий Иванович Яренский
Чувашев Александр Степанович Яренский
Шуктомов Степан Васильевич Яренский
Шухтинов Иван Яренский
Щеголев Василий Иванович Яренский
Яковлев Иван Данилович Яренский

Страница: 1 2 3 из: 3
найдено записей: 69 из 5045
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://gazetazarya.ru/sport/tr...-2013.html
О РОДИЧАХ, СОПЛЕМЕННИКАХ, ЗЕМЛЯКАХ

Настоящее лето в Троицко-Печорске наступает, когда на месте слияния Печоры и Мылвы образуется большой песчаный остров. Постепенно, под воздействием лучей нещедрого северного солнца он прогревается и превращается на радость обитателей и гостей поселка в прекрасный пляж «золотые пески». Не каждый год удается там позагорать, иногда солнечного тепла не хватает, и пляжный сезон отменяется. Но каждый год весенние воды подмывают высокий берег Печоры, наступая на огороды деревни Заречье и увеличивая наш пляж.
Этот песчаный остров – остаток размытого мыса, который раньше выдавался далеко в Печору. По преданию, именно на этом мысе с благословения преемника святителя Стефана, второго епископа Пермского Исаакия, был построен скит Ульяновского монастыря. Митрополит Макарий в своем главном историческом труде «История русской церкви», изданном в 1880 году, пишет: «Преемникам святого Стефана оставалось только продолжать начатое им и идти по пути, им указанному. И известно, что еще в XV в. пермскими епископами основана в 600 верстах от Усть-Сысольска к северо-востоку Троицкая пустынь для проповедников Евангелия зырянам, жившим по реке Печоре, у которых они долгое время исполняли обязанности и приходских священников». Этот легендарный скит и дал начало современному Троицко-Печорску.
Первые документы, в которых упоминается селение как починок Кузьминский, а позже – село Печорское, датируются 1674 годом, который и считается официальным годом рождения Троицко-Печорска (Мылдина).
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://www.artlad.ru/magazine/all/480/510/525/530
Биармия никуда не исчезала – это наша Парма
Артур Артеев
Интервью

Книги известной коми-пермяцкой писательницы Анны Истоминой можно найти разве что на её родине – в Кудымкаре. Но, благодаря Интернету, сейчас их ожно прочитать в любой стране. И всем тем, кто интересуется происхождением коми народа, его историей и языком, тайной племени чудь, хорошо известно творчество этой исследовательницы. «Как рождаются языки и народы?», «Загадка чуди, или О чём рассказывают коми-пермяцкие предания и лексика, фамилии и географические названия Урала» – эти и другие её работы я нашёл и прочитал во всемирной паутине. Связался по электронке с автором, познакомился, а, позже, приехав в столицу Коми-Пермяцкого округа встретился с Анной Юрьевной на главной площади Кудымкара. Здесь, в сердце Пармы, на земле легендарного Кудым-Оша мы и поговорили о древних тайнах коми народа, об ариях и чуди...
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/60790
"Зырянить начну в мае..."

Северные дома и предметы зырянского быта вызывали у художника удивление и восхищение.

Картину "Пестрая жизнь" и другие произведения В.Кандинского исследователи напрямую связывают с его путешествием в Коми.
В творчестве выдающегося художника-абстракциониста Василия Кандинского многое предопределили увлечение этнографией, путешествие в Коми край, а также его финно-угорские корни

На страницах приложения «Дым Отечества» уже выходили публикации, посвященные выдающемуся русскому художнику Василию Кандинскому и влиянию на его творчество путешествия в Коми край, предпринятому им в 1889 году. Главный и самый явственный итог экспедиции студента-юриста Московского университета в Зырянский край – «перерождение» будущего правоведа в художника, ставшего впоследствии одним из отцов-основателей нового направления в искусстве – абстракционизма. К короткому, но насыщенному встречами и событиями пребыванию на севере среди самобытного народа В.Кандинский возвращался в течение всей своей жизни.
А запечатлевшиеся в памяти картинки зырянской жизни и быта
на его холстах выливались в оригинальные образы. Появившиеся
в последние годы новые материалы и исследования, посвященные судьбе и творчеству великого художника, позволяют говорить
и о его финно-угорском происхождении. А также о том, что путешествие на север России совсем еще юного столичного студента и положило первый кирпичик в основание выстраданного
и воплощенного им в жизнь художественного направления в искусстве.
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Софроновка - дер. в устье речек Кижмолы и Кишеры. Впервые упомянута в дозорной книге 1608 г. В переписной книге 1678 г.
записано: " Да к Еренскому городку в Окологородской волоси врозни деревни: дер. Софроновская на речке на Кижьме, Закишерье тож ". Население имело фамилии: Закишерский, Кузнецов, Фотиев, Бобраков, Игин и др. Во второй половине19 в., появились фамилии: Голеневы, Никулины, Летяевы, Пироговы. В перепис. книге 1646 г. записано - 10 дворов и 14 чел. муж. пола. ( о жен. сведений нет ).
1887 г. - 25 хоз., 179 чел.
1926 г. - 44 хоз., 180 чел.
1933 г. - 40 хоз., 156 чел.
1938 г. - 39 хоз., 106 чел.
1974 г. - 62 хоз., 161 чел.
1985 г. - 91 хоз., 224 чел.
1996 г. - 105 хоз., 324 чел.
на 1.01.2006 г. - 275чел.
В период 1810 - 1814 гг. в Софроновке работала фабрика по производству солдатского сукна. До 1921 г. в деревне находилось волостное управление. В 1926 г. организуется "ТОЗ " Новая деревня " преобразованная в том же году в колхоз " Звезда ", с 1936 г. колхоз им Молотова, в 1940 г объеденяется с колхозом им Бр. Покровских, с 1958 г. стал именоваться колхозом " Ленинец ". В 1969 г колхоз "Ленинец "
преобразовался в совхоз " Яренский " с конторой в дер. Софроновка, с 1992 г. АО " Нива ". С северной стороны на бору в 70-ые годы построены: Животн. комплекс на 1200 г.
крупного рогатого скота, свинарник, при комплексе - столовая, красный уголок ( комната отдыха ), АВМ, склады в кирпичном исполнении, пилорама. Вдоль угора р. Кижмолы построены 2 двухэтажных двенадцатиквартирных деревянных дома. В 1990-е годы поля у деревни с северной стороны застраиваются индивидуальными домами, образовались новые улицы.
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Тукма - дер. на озере Тукменском (старица Яренги ). Впервые упомянута в дозорной книге 1608 г.
Дрв. Тукма: в. Трофимка Володимеров молотчей, м. дворовое Грибанка приходца, умер. Пашни паханые худые земли 3 осмины да перелогом одна четверть в поле, а в дву по тому ж; сена 20 копён.
В переписной книге1646 г. записано: " Дер. Тукма на озере на Тукманинском, а в ней крестьянин Осипко Трофимов сын Вележанинов с детьми...". Всего перечислено 8 чел. мужского пола.
В 1887 г. - 10 хоз., 78 чел.
1926 г. - 37 хоз., 115 чел.
1938 г. - 14 хоз., 62 чел.
С начала 1970-х годов нежилая. В 1909 -1910 учебном году было открыто земством сельское начальное училище.
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
Юргино - дер. в 1 км к западу от Яренска за речкой Кижмола.
Впервые упомянута в дозорной книге 1608 г., где указано" на реке на Яренге. В 1646 г. записано 10 чел. мужского пола а так же " дер. Другое Ерьгино, в которой проживало 3 чел. "
В 1997 г. в дер 8 хоз., 36 чел.
В 1926 г. - 9 хоз., 43 чел.
В 1938 г. - 9 хоз., 38 чел.
В 1985 г. - 11 хоз., 20 чел.
В 1996 г. - 7 хоз., 17 чел.
на 1.01.2006 г. - 24 чел.
В 1931 г. образовался колхоз " Ударник " с деревнями Борок и Матлуг. В 1940. объединяется с колхозом им Бр. Покровских, с 1969 г.- бригада совхоза " Яренский "
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://csfu.mrsu.ru/arh/2009/2/44-51.pdf
Научные исследования
финского ученого
Юрьё Вихманна
на земле Коми
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://ruch.selakomi.ru/o_sele/
История села

Глава 1. Возникновение починка Руч

Возникновение починка Руч связано с общим заселением верхней Вычегды во II половине XVII века. Источником изучения миграционных процессов Коми этого периода являются Переписные книги Яренского уезда (перепись - занесение всего населения всех существующих на этот год населённых пунктов в специальные книги).

Так перепись 1646 года впервые отметила на Вычегде население Сторожево, Шойнатскую, Усть - Кулом, Керчому, Усть - нем, Кужбу, Нёбдино (принято утверждать, что до середины XVII века начинается активное переселение людей вверх по реке Вычегда, выше устья реки Вишера). Руч впервые попадает в перепись 1678 году. В документе записано: "Деревня Ручь, на речке Руч - ю, поселились после переписных книг тому 8 лет: во дворе крестьян Савка Никитин сын Минин, у него брат Лазарка в возрасте, у Савки сын Федька 10 лет, я поселился он с погосту Шешок с Сысолы во дворе бобыль Петрушка Стефанов сын Ульныров, у него браг Тихонка 15 лет, у него ж Петрушки сосед Илюшка Иванов бездетен, а поселились они с Сысольские волости с погосту Большого Ибу".

Получается, что приход первых переселенцев в Руч приходится на 1670 год. Первыми жителями деревни были Савелий и Лазарь Никитичи Минины, переселившиеся сюда "с погосту Шошек с Сысолы" (теперь - село Шошка Сыктывдинского района), Петр и Тихой Степановичи Ульныровы и Илья Иванович Ульныров "родом с Сысольские волости с погосту Большого Ыбу" (нынешнее село Ыб того же района).

Перепись 1678 года также показывает, что по соседству на 12 лет раньше Ручи появились деревня Деревянный кряж (ныне Деревянск) и на 7 лет рань­ше починок Аныб.

Однако, есть основание утверждать, что первые жители в Руч пере­селились раньше 1670 году. В грамоте царя Алексея Михайловича 1671 году об отводе земель Ульяновскому монастырю говорится: "А в нынешнем в 179 году (1671 г. по новому стилю) писал нам, великому государь, Усть-Куломскому приходу ниже оброчного места с Деревянского кряжу крестьянин Сенька Дементьев с товарищи: "в прошлые де годах поселился оне на те кряжи над деревянного курьею и над Ручьемской, вверх реки Вычегды, по обе стороны, вниз по Аныбе речке на пустых местах, из черного леса расчистили в нашим и в сеченые покосы, и дворы поставили и дани они дают, и стрелецкие деньги и сибирские запасы платят, и иные всякие подати с Вишеры и с Усть - Куломцы вместе"".

В грамоте четко говорится о переселении людей в эти "пустые места" (т.е. до них здесь никто не проживал) "в прошлых де годах" (т.е. ранее 1671 г.), четко указано место ("Ручьемской", видимо, курьей), чем занимались они в первые годы.

О более раннем расселении говорит и следующее сравнение. Переписная книга 1678 г. первыми жителями называет Савелия и Лазурку Никитиных Мининых, а также Петра и Тихона Стефановых Ульныровых. Между тем записанных рассказах старожилов села первым жителем настойчиво называется Стефан Ульныров, видимо отец Петра и Тихона. Поэтому, будет правильнее сказать, что первые жители в с. Руч переселились в период между двумя переписями, с 1646 по 1678 год. До переселения они проживали на реке Сысола и нижней Вычегде (ниже современного Сыктывкара). Переселиться на новые места крестьян заставляла сама жизнь: они бежали от налогов царских властей на новые земли, мечтали о высоких урожаях хлебов, большей свободы. Их занятиями в первую очередь были земледелие, (подсечное), скотоводство, а потом уже охота.

При этом нельзя забывать, что до их переселения в эти места уже ступала нога человека. На берегу речки Руч - ю где-то в районе современного клад­бища несколько десятков лет назад в земле находили бронзовые украшения. Сейчас эта находка хранится в Коми филиале Академии наук (г. Сыктывкар). В эти места делали набеги вогулы (манси) с более северных или восточных территорий. В этих местах охотились более ранние коми, может проживали племена чуди...

.... Стефан Ульныров поселился на горе (в полукилометре от нынешнего озера Руч - ты). Теперь мы называем это место Чоййыв шмак. Несомненно, его жилище представляло собой чёрную избу - четырехстенку, выполненную только топором, с отверстиями в стене для выпуска дыма, бревенчатым полом, уложенным прямо на землю (му джоджа сёйысь вартом пача сьод керка). Не случайно такие же дома этого периода в Керчомье называли понятием "кер чом". Пилу тогда коми еще не знали.

В переписной книге 1678 г. в деревне Руч отмечено несколько дворов, считай домов. Их 3, людей проживало 6, женщин нет. Никаких дополнительных сведений больше нет.

Название села "Руч" скорее всего коми происхождения, и в буквальном переводе на русский язык означает "лиса". Старожитель села Иван Федорович Ульныров (Педь Вань- 1903 - 1985 г.р.) часто рассказывал услы­шанную в детстве от дедов историю о том, как первые жители удачно охотились на лис и это дало название их деревне. Точно такое же название имеет и река, протекающая с Пармы и впадающая в Вычегду. Такое совпадение дает некоторым историкам - ученым основание утверждать, что река дала название селу (И.Жеребцов, Л.Рощевская). Для примера, в с. Деревянск точно так же: есть село Деревянск и есть река Деревянка.

Другим местом, куда поселились первые жители, стал Лева - сикт на крутом берегу р. Руч - ю. Все жители этой части села были Зезеговы. В местечке "катыд", по имеющимся воспоминаниям старожилов, первым поселился Елизар Холопов (Еля), переселившийся из д. Кочпон близ нынешнего Сыктывкара...

Так, год за годом, поколение за поколением, крестьяне - переселенцы топором и подсекой расчищали от лесов земли под камни и луга. Способы обработки земли, орудие труда, приемы содержания скота, охоты и рыболовства у них были такие же как на Сысоле и нижней Вычегде.

Строить новые дома было трудно, поэтому крестьянские дворы постепенно разрастались до 15-20 человек и более. Отцы держали сыновей с их женами при себе. В последующем старшие сыновья обзаводились своими дворами, но, как правило, недалеко от отцовского. Вновь прибывающие обзаводились хозяйством на значительном удалении от Ульныровых, Зезеговых, Холоповых. По именам первожителей в Кывтыде возникает Исак сикт, Ӧлеш сикт, Савва сикт, Ӧне сикт и позднее Пашӧ сикт (небольшие поселение). В Катыде возникают Рӧман сикт, Шор дор, Катыд пом. Лева сикт растёт как в южном, так и в северном направлении здесь возникают Кассян, Кассян - лунбок. Лева сикт - Войбок. Центр села заселяет относительно поздно (и этот процесс здесь идет до сих пор). Название этих поселений сохранены до сих пор. Узкой линией беспорядочно поставленных дворов деревня (под понятием "деревня" здесь подразумевается поселение, где нет церкви и местных органов власти) растянулась почти на 7 км. Исторически (т.е. постепенно по мере прихода новых жильцов) получилось, что в каждой части деревни стали проживать однофамильцы в Кывтыде это Ульныровы, Есевы, Расовы, Мозымовы, Порошкины, в Катыде — Холоповы, Поповы, в центре - Зезеговы, Гуляевы, Кирушевы, Юдины, Чувьюровы.

Ульныровы переселились в 1646 году с погоста Ыба Сыктывдинского района: «Федька да Ивашка Дмитриевы дети прозвище Ульныровы, у Ивашки сын Стелька 12 лет» . Ульныровы в Ыбе в наше время уже нету, они переселились также в Деревянск в 1656 году. Уль - "мокрый" и ныр - "нос" - Мокроносов.

Есевы - Есевы когда - то были жителями Усть-Сысольского погоста. В нынешнее время Есевы в Руче и в Деревянске встречаются. Фамилии произошло от имени Иосифа. У русских Оська, у коми Еська, Еся формы. Есесянь - Есев, он же Осипов. Также у русских Федосюк, Осипов - Есип -Еськов.

Мозымовы и Чувьюровы переселились из Деревянска.

Поповы - фамилие старое и по Коми земле большего всего распространено. Самые первые Поповы были дети попскими, позже прозвище могли дать слугам, казакам "бобылям".

Холоповы - в 1645 году в переписной книге написано то, что в Ыбе Сыктывдинском районе при переписи было указано, что "в нежилом ломе сына Дмитрейко Андрюшкова было прозвише Холопов, от "холопа""

Юдины - фамилие - Юда (шодка), имени церкви

Зезеговы - от слова гусь, "дзодзӧг".

Гуляевы - выходец из Шошки в 1678 году в Деревянск, "гуляй" означает, что любитель погулять.

Некоторые фамилии имеют русское происхождение и вообще в образе жизни, традициях с.Руч много русского. Видимо когда — то (еще в доручевские времена) бассейны рек Вычегда и Сысола имели часть русскоязычного населения, но они восприняли коми язык и стали коми.

В первое столетие деревня росла медленно. Так, в 1743 г. документы отмечают 36 дворов. В экономических примечаниях к Генеральному Межеванию (Генеральное межевание - точное определение границ земельных владений отдельных лиц, общин черносошных крестьян, городов, церквей и других учреждений, произведенное в России с 1765 г. до середины XIX в) по Усть-Сысольскому уезду, проведенному в 1784 - 1886 гг., здесь отмечен 58 дворов, 186 мужского и 190 человек женского населения (поревизских душ)


Глава 2. Преобразование починка в село Руч

Большую роль в дальнейшем более чем двухсотлетнем развитии деревни сыграл тот факт, что все административное и религиозное управление велось из Деревянска. В 1784 году там была построена деревянная церковь с двумя куполами, в последующем построена другая, тоже деревянная. В 1874 - 1878 годы там была построена кирпичная церковь, открыта церковно-приходская, а позже Земская второклассная школа.(Второклассная школа в Деревянске была открыта 1 октября 1900 года7). Для Ручи Деревянск долгие годы был погостом (вичкоа сикт, т.е. село с церковью), здесь же находилась и волостная администрация, сюда собирались мирские деньги, здесь отмечали рождение ребенка, здесь отпевали умерших, сюда хоронили. Здесь же находилась и почта. Все это создавало большие трудности, задерживало развитие деревни Руч, население которого с XVIII века быстро увеличивалось. В 1885 году в Ручи уже насчитывалось 160 дворов, 992 человек населения. В Кывтыде и Катыде появилась часовня. Все взрослое население упорно продолжало работать над расширением пахотных земель, лугов. Из каждых 10 семей 9 стали иметь лошадь, 7 корову. Большое внимание отводилось выращиванию хлеба, но в северных условиях многим на круглый год не хватало. С годами не стало хватать и окрестных земель, чтобы посеять его больше. В неурожайные годы наступал голод, приходилось есть кач - нянь (кач - нянь - муку делали из коры дерева, ели этот хлеб тогда, когда совсем есть ничего не было; от такого хлеба живот твердел, хлеб не проходил через кишечник, человек очень сильно болел). Чтобы накормить семью, некоторые крестьяне стали делать подсечные земельные участки в верховьях рек Кузӧб (Стахей Юдин, Иван Попов -починки "Стахей" и "Вальӧ" Аныб (Андрей Попов - ''Егор Ӧньӧ"). В местечке Войпока из Деревянска переселились сначала Александр Попов (Сандрик, годы жизни 1816 - 1878 г.), потом Пока Попов, именем которого и стала называться деревня (коми люди букву "ф" произносили как "п" - Пока, Войпока).

Еще раньше, сын Саввы Расова из Кывтыда, Фока Расов отделился от отца и построил дом в 10 км. от Ручи на реке Аныб. Постепенно возникает самобытная деревня Лун - Пока. Известно, что сын Фоки Леонтий жил в 1782 - 1842 годах. Все жители Лунпоки несет фамилию Расов.

К концу XIX века в связи с развитием буржуазных отношений в Коми крае, в Ручи появляются более состоятельные люди. В отдельных семьях стали содержать от 3 до 7 голов крупного рогатого скота. Славу местных купцов приобретают Иван Николаевич Есев (по прозвищу Микулов) и приезжий Дмитрий Ильич Савельев (Семен зять), которые разворачивают торговлю привозными промышленными товарами и солью, открывают лавки — магазины в Ручи и в Деревянске, строят мельницы. Местожительство этих и других более состоятельных людей легко можно определить по их большим, обычно двухэтажным домом (дома купца Микулова и Савельева стояли рядом возле мирской дороги, под горой на уровне нынешнего дома частного предпринимателя С.Жаровского).

С Войпоки Николай Иванович Попов становится большим специалистом по возделыванию кожи, начинает нанимать на работу до 4-5 батраков, укрупняет производство и превращается в настоящего предпринимателя. Клиенты пошли к нему от Корткероса по всей верхней Вычегде, включая Вишеру. Вместе с тем все более становилось ясно, что статус деревни задерживает развитие села. Сознавая это, "ручевские крестьяне неоднократно писали просьбы в Усть-Сысольскую Земскую управу открыть в деревне школу, разрешить останавливаться земской почте, построить церковь, открыть свое волостное правление".

"Школа грамоты, функционировавшая с конца XIX века в приспособленных крестьянских комнатах, не решала проблему начального обучения детей. Наконец-то просьбы были услышаны и в 1902 году в деревне открывается земское начальное народное училище (если назвать просто-начальная школа, где обучали три года)".

В 1905-1910 годы в центре села на пустующем месте на возвышенности возводиться красивая кирпичная церковь, получившая название Сретенской (христианский праздник Сретение Господня отмечается ежегодно 15 февраля). Рядом строится деревянные жилые дома для священников. На должность местного священника с Архангельска или Великого Устюга приезжает выпускник духовной семинарии Николай Перебатинский с женой Лидией.

Все это положительно повлияло на жизнь деревни. Её жители как бы просыпаются от вековой спячки и усиливают борьбу за получение полной независимости. Строится свой хлебозапасной магазин (хлебозапасной магазин-зерновой склад, построенный обществом, т.е всей деревней на свои средства и своими силами. В магазине хранили запасы зерна на случай неурожайного года. Здание сохранилось и простояло до 2003 года, спилили на дрова).

«1июля 1913 года село Руч полностью отделяется от Деревянской волости». Во вновь построенном здании открывается волостное правление, выбираются волостной старшина и писарь (Попов Федор и Матории).

"В это время в Ручевской волости проживало 1320 человек, в Войпоке-36 человек, в Лунпоке-106 человек. В 1914 году число хозяйств достигает цифры 383". За январь-октябрь этого года провели 11 сходов граждан, на которые в каждый раз приходило от 200 до 300 человек (обычно глав семьи).

Принимались приговоры (приговор-решение схода; на сходе принималось несколько приговоров по самым различным вопросом) начиная с ремонта общественных изгородей и кончая обсуждением проблем начавшейся I Мировой войны.

110.jpg 19.jpg


Приложение 1

Из личной рукописи жильца с.Руч Ивана Фёдоровича Ульнырова (Педь Вань)

До 1850 годов одежды из фабричного производства не было. Одевались из собственного производства: ткали, пряли и шили. Сеяли лён и коноплю, стебли льна и конопли выдергивали обмолачивали. После этого стебли конопли замачивали, а лён расстилали на лугу. Затем все это сушили на печи. Стебли льна и кудели мяли. Трепали кудель трепалом, из наилучшего сорта пряли хлопчатобумажные нити, идущие на ткачество тонкого полотна. Из кудели низкого качества (очески) скручивали веревки. Шерсть с овцы стригли пружинными ножницами, чесали на ручных чесалках. Пряли на прялках с использованием веретена. В 1900 году появляются шерстяные костюмы в крестьянских семьях, а именно рабочие завода (около 10). Раньше не знали фуфайку, носили рубаху (шабур дӧрӧм), которого шили из толстой нитки, а во время дождей носили кожаный лаз. Под низ вязанный ной и очень было тепло.

Заводскими рабочими одеждами не пользовались, все одежды были изготовлены ручными.

Только после 1870 года ручевские купцы начали ввозить фабрично-заводских товаров и инструментов.

Расскажу, как жили и какие богатства было у ручевских крестьян до первой империалистической войны.

Одна лошадь была из 100 крестьян у 90. Корова у 70%. Но многие держали от трех до семь коров (попа, купцы Микулов и Семен зять, зажиточные крестьяне). Многие держали овец, у некоторых 50 голов. Без лошадей и коров было немного семей, обычно это батраки.

В 1910 году была построена мельница в местечке Кывтыд-ёль купцом Микулов (Иван Николаевич Есев).

С 1890 года братья Афанасий, Михаил и Николай Ивановичи Поповы решили построить завод по производству кожи и а 1900 году был построен. Для работ приглашали 4-5 рабочих из Корткероса и Вишеры. Работал до 1919 года, потом конфисковали. Взял под аренду Педёв Доромей -Ярасин, а потом кустпрому. Возле пристани построили большой дом.

В Ручи жил Василий Афанасьевич Есев, который умел украшать шиты ткани на синем цвете белыми кружочками. Женщины с 1850-1925 годов из такой ткани шили шушун.

Как и откуда раньше привозили мелкие товары - иглы, пуговицы и остальное — не знаю. А с 1850 года привозили с Нёбдино на санях, в ящике укладывали мелкие товары и продавали. Называли - лавка с ножками.
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
Лайк (1)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1915
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3306
http://csfu.mrsu.ru/arh/2009/4/76-81.pdf
Крестьянская семья в Коми крае
во второй половине
XIX – начале ХХ в.:
семейные разделы
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 37 38 39 40  41 42 43 44 45 ... 153 154 155 156 157 158 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈