⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | 21.01.2005 / Шесть мифов из истории Ямала. Я уже давно убедился, что наши граждане не только великие футбольные специалисты и доктора, но и крупные историки. Вот только знания у них, мягко говоря устаревшие, обрывочные и сумбурные. Но не только они плохо знают историю. В последние годы пытливые исследователи установили, что историческая наука полна мифов, домыслов и даже прямых фальсификаций. Это касается и прошлого Ямала. Многие версии, при ближайшем рассмотрении не выдерживают никакой критики. Откуда и как появились мифы в науке? Зачем нужно было подтасовывать факты? Все началось, как это обычно бывает, с незнания, потом добавилось желание видеть историю в том свете, в каком хочется. Естественно вмешивается политика, происходит засекречивание архивов и так далее. И вот уже кем-то высказанное мнение, прочно закрепляется в общественном сознании становясь истинной в последней инстанции. А уж потом переубедить человека, непростая задача. Мифы разрушать неблагодарная задача, поверьте. В последние годы многие историки начали подвергать серьезной критике устоявшиеся представления в истории. Их исследования проливают свет на многие скрытые факты и процессы, которые открывают историю с иной стороны. Одним из таких ученых является кандидат исторических наук преподаватель кафедры Отечественной истории Тюменского государственного университета, Сергей Туров. Миф первый. Колонизация Сибири. В первую очередь разберемся с определениями. Туров правильно заметил, что слово «колонизация» почему-то несет в себе негативный оттенок. Но давайте посмотрим как его трактует Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона – это «массовая иммиграция из цивилизованного государства в некультурные страны». Оставим на совести авторов замечание о «некультурных странах», потому что культура везде своя, причем, как доказывают археологи и этнографы, культура в этих странах была самобытной и очень интересной. Позже трактовка этого понятия изменилась. В Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) написано: «процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны». Тоже неподходящее определение для Сибири, ведь здесь издревле жили люди, вели свое хозяйство. Вот и первая проблема, с которой сталкиваются историки – найти слова, которые бы отражали истинную суть происходящих здесь событий. Тем более некоторые определения почему-то вызывают отрицательные эмоции. Для примера еще одно слово – «абориген», на самом деле это всего лишь – «коренные обитатели страны». Кстати согласно древнеримским преданиям, аборигенами называлось древнее племя, жившее в Италии. Вторая проблема, о которой в последнее время начали говорить в полный голос, это фальсификация истории. Действительно, мы не знаем истинного положения дел в каком-нибудь «Юкосе», или настоящие причины начала Великой Отечественной войны, а что уж говорить о событиях, которые происходили несколько веков назад. Единственно, что утешает, так это что древнюю историю изучать безопасней, чем современную. Хотя некоторые факты тех эпох могут очень громко выстрелить в настоящем. Об этом речь пойдет ниже. Туров правильно заметил, что «главная причина создания всех мифов, это то, что велась целенаправленная работа в конце XIX - начале XX веков, а потом подхваченная большевиками, по разрушению самосознания и традиционных мировоззрений. Все это было направлено на разрушение Российской империи. Поэтому создавался миф, что Россия является «тюрьмой народов». А отсюда начинает выстраиваться целая система мифов. Русские угнетатели, русские паразиты и в итоге классовая война». Здесь надо особо отметить, что фальсификация истории, подлог фактов начался задолго до большевиков. Но это тема для отдельной статьи. Естественно возникает вопрос, а кому это было надо, и как удалось так ловко запудрить мозги последователям. Туров четко обозначает этих людей - «политические ссыльные». Действительно, они были грамотными людьми, недолюбливавшими царскую власть. В ссылке делать им было особо нечего, вот и писали, подгоняя факты под собственное видение мира, то есть оценивая с классовых позиций. Кстати, этим же грешил один провинциальный немецкий журналист, которого звали Карл Маркс. Результаты его трудов мы наблюдаем до сих пор. Туров привел совсем новый яркий пример, что на Ямале история во многом состоит из мифов. «Доходит даже до смешного. В Салехарде в прошлом году снесли здание Речного порта, на месте которого до революции стояла Васильевская церковь. Там археологи начали искать Обдорский острог, и к их удивлению его там не оказалось. Ну не было его там никогда. Надо было почитать опубликованные источники, а там написано, что он был в устье реки Шайтанка. Но существует же миф, что Обдорский острог стоит там. Без проработки источников зачем махать лопатой? Мы ничего не знаем об Обдорске, даже год основания. А уж что говорить о тундре, четыре шага в тундру, и полная неизвестность. То есть толком это никогда не изучалось. Одни и те же мифы продуцировались, продуцировались превращаясь со временем в источники, на которые до сих пор ссылаются». Миф второй. Ваули Пиеттомин – кто ты? Мифы бывают разными, со временем они могут трансформироваться, так что их трактовка может оказаться диаметрально противоположной. Поэтому эта глава может кому-то показаться кощунственной, но как говориться против фактов не пойдешь. Давайте вспомним как Пиеттомина подавали до революции – он бандит, уголовник, поднявший восстание в тундре, после подавления которого был сослан. При советской власти его деяния уже освещаются в другом свете. В БСЭ написано, что «Во главе вооружённой дружины вёл борьбу против местных князьков, богатых оленеводов, купцов и царских чиновников. В январе 1841 года с отрядом в 400 дружинников подступил к Обдорску. Обманным путём он и его ближайшие товарищи были захвачены в плен и сосланы на каторгу в Восточную Сибирь…». Туров предлагает спокойно разобраться в этой истории, тем более она все-таки сыграла большую роль в социальной жизни тундровиков. «Он борец за народное счастье, то есть герой классовой войны. Против кого он воевал? Оказывается, воевал против обдорских купцов, негодяев-эксплуататоров, против администрации. Ведь он же понимал, что есть хорошие русские и плохие, эксплуататоры рабочего народа. Пытался даже солидазироваться с простым людом Обдорска. В общем, полная мешанина. Но настораживает, что в «Обдорских летописях», которые скоро опубликуются, написано, что он злоумышлял даже против святой церкви. При допросах они показали, что у них была одной из задач, уничтожить всех русских. И церкви разграбить и сжечь». Невозможно разобраться в этом вопросе, если его рассматривать отдельно от процессов, которые протекали за пределами тундры. Оказывается, что все было намного сложнее, чем об этом говорилось официальными историками. «Если мы посмотрим, что творилось в это время в тундре, то увидим, что экологическая ситуация на Севере весьма ухудшается. Так ухудшается, что система традиционного хозяйства рушиться. Несколько лет продолжалась эпизоотия, сибирская язва прокатилась по всей стране. Идет сильный падеж оленей, коров и так далее. Но этого мало. Ухудшается и погода, ранние заморозки, засуха, недороды, голод. На Севере особенно. МВД даже создает специальную комиссию, чтобы перераспределять продукты. Кроме этого, у ненцев начинается мощный демографический взрыв. Население увеличивается почти в два раза, за период с конца 20-х до середины 50-х годов». Из-за голода, люди, особенно зыряне, начали искать «хлебные» места, поэтому пошли мощные миграционные процессы. К сожалению, до сих пор точно не установлено, что в это время происходило в тундре. Но, исходя из документов, Туров уверен, что там тоже не все было спокойно. Почему-то часть ненцев решили откаслать подальше на Восток. «Так что это не русофобия. Они Обдорск рассматривали, как пакгауз, где можно запастись едой. Никаких революционных настроений. Эти ребята, которых допрашивали, рассказывают, что они собирались вырезать всех русских, потом запастись жратвой и уйти на Енисей, к тунгусам, чтобы захватить их промыслы. Так что никакой классовой вражды. Просто нормальная стратегия нормального мужика, которому куда-то нужно сдернуть, а для этого запастись всем необходимым. В долг же не дадут, чтобы на Енисей поехать. И еще одно подтверждение. В 80-е годы появляются слухи, что ненцы снова собираются придти, вырезать всех русских, сжечь Обдорск, а потом идти долбить тунгусов на Енисее. Маршрут тот же». Наверное кое-кому не понравиться такая интерпретация событий. Как известно мифы появляются от незнания, но очень живучи в народе. Поэтому необходимо дальнейшее исследование этой истории. Миф третий. Долгое время в исторической литературе встречалось утверждение, что русские и зыряне в Сибири в основном занимались грабительской торговлей, захватывали лучшие места для охоты и рыболовства. Совращали аборигенов, спаивая их. Этот миф оказался очень живучим, и принес с собой немало проблем. На самом деле все было не так просто. Во время интервью Туров просто не смог пройти мимо этих утверждений. Во время непредвзятого и внимательного изучения документов он заметил многочисленные нестыковки между официальной версией и истинным положением дел. Особенно его возмущала легенда, что русские и зыряне здесь вели паразитический образ жизни. «В документах можно прочитать, что в поселках Нори и Хэ в начале XX века сажали картофель, репу, редис, редьку, огурцы. Держали коров, овец, лошадей. Уже не будем говорить, что занимались рыбной ловлей и охотой. То есть зыряне здесь вели устойчивое традиционное хозяйство, которое вполне обеспечивало семьи. Кстати, лодки у ненцев появились лишь в конце XIX века, когда они стали заимствовать способы рыболовства у русских и зырян». Историки до сих пор спорят, как и когда у ненцев и ханты появилось оленеводство. Но можно с полной уверенностью утверждать, что интенсивное, промышленное оленеводство было ими заимствовано у зырян. До этого кочевники держали оленей только для собственных нужд. А зыряне напротив, стали торговать олениной, впервые накормив Обдорск, и даже стали вывозить мясо в Европу. Кстати, загонную охоту на песцов ненцы тоже позаимствовали у зырян. «В связи с предприимчивостью зырян снова возник миф, что они плохие, воруют оленей, вытаптывают ягельники. На самом деле все было не так. Ту надо посмотреть, чьи олени вытаптывали тундру. У зырян стада обычно не превышали нескольких сотен голов, а у ненцев поголовье доходило иногда до полутора тысяч. Такие сложности в отношениях между кочевниками, русским, с одной стороны и зырянами были вызваны элементарной конкуренцией, так как зыряне были более оборотистыми, поэтому на них и жаловались начальству, обвиняя во всех грехах. И этот миф живет до сих пор». Миф четвертый. Экология Об экологии сейчас говорят где только можно. В связи с этим крепко держится миф об экологичности традиционных методов хозяйствования. Но так ли это на самом деле? Туров заметил, что любое хозяйство направлено на уничтожение природы, поэтому говорить об экологичности любого хозяйства не стоит. «Несколько веков кочевники убивали диких оленей, пока их поголовье не сократилось настолько, что пришлось переходить к домашнему оленеводству. Конечно, причин этому было несколько. Но как бы там ни было, в XVIII веке произошел переход к крупностадному оленеводству. Это привело к появлению так называемой пятнистой тундры. Это печальное явление появляется после прохода тысячного стада оленей, которые перевертывают пласты тундры, вытаптывают ягельник. А тундра восстанавливается несколько десятилетий. Так что это началось давно, не с вездеходов. Поэтому можно лишь говорить, что более вредно». Здесь уместно вспомнить, как кочевники ловили песцов. Они ставили капканы и уходили кочевать, поэтому капкан с добычей мог простоять не один месяц. За это время пойманные песцы умирали, а их тушки съедали хищники. Мифы зарождались и в Обдорске. Бытует мнение, что лес в окрестностях был вырублен русскими, когда они поставили здесь крепость, и позже, когда активно стало строиться село - до сих пор сохранились дома, срубленные из крупных бревен. Это предположение зародилось в 1929 году прошлого столетия, когда в низовьях Оби работала землеустроительная партия. Исходя из их отчетов можно сделать такой вывод. Туров и здесь разрушает устоявшееся мнение. Он говорит, что стоит только почитать приходскую обдорскую летопись, как становиться понятным, что лес сплавлялся с верховьев Оби. К тому же крупный лес здесь никогда не рос. Это подтверждают исследования, проведенные лабораторией дендрохронологии Института экологии растений и животных УроРАН под руководством доктора лесотехнических наук Степана Шиятова. Миф пятый. Жизнь или смерть? При советской власти исследователи закрепили в общественном сознании миф, о том, что кочевники вымирали. Но так ли было на самом деле. Исследуя документы Туров определил, что за все время колонизации не было ни одного периода, чтобы инородческое население резко сократилось. Конечно были эпидемии, падеж оленей, который приводил к голоду и к смертям. Но никакого сравнения, например, с Америкой, где были выбиты многие племена. Здесь существовала система хлебозапасных магазинов, через которые оказывалась продовольственная помощь. Конечно, не все было гладко, но помощь все же была. Туров прав, что «сегодня все эти народы существуют и развиваются. Здесь как сидели селькупы, ненцы, ханты, так и сидят. Их не стало меньше, наоборот, их стало больше. Конечно, относительно русского населения их мало. Но ведь это неправильная, смешная пропорция. Считается-то не так». Миф шестой. Религия на Ямале. Изучая аборигенное население края, этнографы создали миф, что ненцы и ханты до сих пор язычники. На самом деле не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Почему-то сложилось мнение, что они остались такими же как, какими были в XVII веке. Туров приводит наглядный пример. «Взять хотя бы 90-е годы XIX века. В Обдорске стояла Васильевская миссионерская церковь. Во время богослужения в ней собирались русские, зыряне. В это время во двор церкви въезжают ненцы, режут оленя и пьют кровь. На первый взгляд дико, ну, настоящие язычники. Но кому они приносят жертву? Русскому богу – Николаю Угоднику. Это уже другое состояние язычника». Сергей Туров продолжает свою мысль, что если бы не было мощной струи христианизации, той кропотливой работы, которую провели первые миссионеры, то сегодня бы не было бы ненцев ни в парламенте, ни в школах, ни в вузах. Ничего бы за эти 70 лет не успели сделать. Ведь необходимо, чтобы сменилось несколько поколений. Так что при советской власти просто была продолжена работа, начатая задолго до них. Многие священники были выходцами из инородческой среды. Пришлые просто не выдерживали суровых северных условий. Они активно переводят Божье слово – Новый завет, Библию, создают учебники на родных языках. Их дети пошли еще дальше. Например, отец Герасимов служил в Шаркалымских юртах (ХМАО), потом стал действительным членом-корреспондентом Русского географического общества. Занимался археологией, печатался в газетах Тюмени и Тобольска с научными статьями. А его отец был тундровый ненец, которого мальчишкой забрали в Обдорскую школу, потом он учился в семинарии, вернулся в миссионерский стан. Но даже прирожденный тундровик не выдержал суровых условий жизни в миссии. Руководство вошло в его положение и отозвало в Тобольск, по дороге он умер. Туров заметил, что на рубеже веков происходило «становление христианского самосознания, что называется – народное православие». Он вспомнил, что когда рабочие разбирали храм в поселке Хэ, то в стенах находили монетки. Он задается вопросом «Кто их туда положил? И кому? Скорее всего, инородец жертву приносил Христу. Кстати, они не были фанатиками. Об этом говорит такой случай. В начале двадцатых годов ситуация в Обдорске была напряженной. В1921-1922 годах было крестьянское восстание, в это же время большевики конфисковывают имущество зажиточных обдорян и церковную утварь. Являются самоеды из тундры, более 200 человек, и заявляют, что хотят создать церковную общину. Под документом - более двухсот подписей, тамги, крестики. А вот еще случай. В 60-е годы XIX века первые миссионеры подгребли к Мангазее, а там часовня стоит – Василия Мангазейского. Мощей там давно нет. Их вывезли в Туруханск, во время ликвидации городка. Кстати, часть мощей не дотащили, потеряли по дороге. В часовне запас свечей. А в округе только ненцы». Сохранились документы, в которых описываются рассказы кочевников, которым являлись Бородица, Николай Угодник. «Вся семья болеет, лежит, он выходит из чума, а там стоит старик весь в белом, с бородой. Русский старик. И говорит ему, что семья твоя будет здорова, но ты должен их окрестить в Обдорском храме. Он приходит и сам рассказывает в Обдорске, никто его за язык не тянет». P.S. Непредвзятое изучение прошлого невозможно. Всегда найдутся факторы, которые могут исказить истинное положение вещей. Но изучать историю необходимо, хотя бы для того, что бы раздвинуть горизонты собственного сознания, не быть простым обывателем, верящим всему и вся. В статье затронуты лишь некоторые вопросы, которые сейчас решают историки. На самом деле проблема гораздо глубже и серьезнее, и в одной статье ее не охватить. Мы продолжим разговор о фальсификациях в истории в ближайших номерах газеты «Красный Север». Всеволод ЛИПАТОВ http://ilebts.narod.ru/turov.htm |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Евгений ВЕРШИНИН, кандидат исторических наук Пермь Великая Как Москва пришла на Урал 21 декабря 1645 года воевода Верхотурья М. Ф. Стрешнев прочитал присланную из Москвы грамоту, в которой указывалось ему отпустить в столицу проживавшего в городе опального князя Матвея Великопермского. Получив одну "подводку", князь Матвей незамедлительно двинулся в путь, а 18 февраля 1646 года уже явился в Сибирский приказ и доложил о своем прибытии(1). Ехал князь из Верхотурья по так называемой Бабиновской дороге, что кратчайшим образом выводила к Соликамску. И не мог князь Матвей Федорович не знать, что Соликамск вместе с Чердынью являются двумя городами того обширного Приуральского края, который и в XVII веке еще назывался по традиции Пермью Великой. И что правили этим краем когда-то его предки - князья Великопермские, от которых ссыльный князь и московский дворянин унаследовал свой громкий титул. О чем думал Матвей Великопермский, подъезжая в зимних санях к Соликамску, никто и никогда уже не расскажет… Русские средневековые источники знают несколько географических областей, которые имели название "Пермь". В договоре 1264 года между Новгородом Великим и тверским князем перечислены новгородские владения: "А се волости новгородские: Бежиче, Городець, Мелечя, Егна, Вологда, Заволоцье, Колоперемь, Тре, Перемь, Югра, Печера…" В этом списке фигурируют "пермь" Кольская и "пермь" Вычегодская. Прошло немного времен, и к ним добавилась Пермь Великая (Камская). В 1324 году московский князь Юрий Данилович совершил свою последнюю поездку в Орду (там он был убит), избрав в силу обстоятельств довольно кружной путь: из земель новгородского Заволочья он "шел на Пермь Великую и поиде по Каме реке". Если мы не имеем дела с позднейшей интерполяцией в летописный текст, то название "Пермь Великая" входит в русский язык уже в первой четверти XIV века. Большинство историков не возражает, что русская "Перемь" и скандинавская "Бьярмия" эпохи викингов означают примерно одно и то же и происходят от прибалтийско-финского выражения pera-maa ("задняя земля"). Но если Бьярмия скандинавских саг к началу XI века навеки застыла в образе легендарной восточной земли, то Пермь русских летописей, отодвигаясь на восток, стала приобретать вполне конкретные черты. Осевшие некогда на новгородском Севере скандинавы утратили свой этнический облик, хотя, возможно, передали новгородским славянам мощный импульс колонизации двинского Заволочья. Вместе с колонизационным процессом в северо-восточном направлении начала свое путешествие и "земля за рубежом" - Пермь. Географическую разноликость "Перми" русских источников можно объяснить, если принять существующую версию о том, что выражение pera-maa было усвоено новгородскими славянами из языка вепсов (летописные племена весь). Последние в XI-XII веках проживали на территории юго-восточного Приладожья, через которую стали проходить пути новгородской колонизации к берегам Белого моря и в Заволочье. Возможно, что для вепсов земли на севере (населенные саамами) и на востоке (куда мигрировали отдельные группы вепсов и где они встретились с предками коми-зырян) представлялись одинаково неведомой землей - "землей за рубежом". Этнические различия обитателей Кольского полуострова и племен коми в данном случае не имели никакого значения. Прошло два столетия, и этническая карта европейского Северо-Востока стала хорошо известна русским книжникам. За предками коми-зырян к XIV веку прочно закрепилось название "пермь", хотя этимология и значение слова были, видимо, давно забыты. Русское влияние в коми-зырянских землях, шедшее через Устюг Великий, постепенно усиливалось, пока в конце XIV столетия не увенчалось миссионерской деятельностью Стефана и образованием в 1383 году Пермской епархии. К этому времени русские уже открыли для себя земли Верхнего Прикамья, которые назвали Пермью Великой. Почему? Разгадка кроется, скорее всего, в первых впечатлениях русских людей от знакомства с Пермью Камской. По каким-то причинам край этот показался им весьма обширным, а его обитатели - многочисленными. Отголосок таких впечатлений слышится в словах Епифания Премудрого, написавшего в конце XVI века "Житие" Стефана Пермского: "Четвертая же река - по имени Кама; эта река протекает по всей земле Пермской, сквозь нее; и по ней многие народы живут…"(2) Итак, в XV веке к северо-востоку от Москвы существовало две Перми - Вычегодская и Великая. Нет ничего удивительного в том, что жители центрально-русских земель их иногда путали. Например, Типографская летопись под 1498 годом повествует: "Того же лета априля в 26 день, на память Стефана, епископа Перьми Великиа, палъ снег в полголени…"(3) Между тем Стефан был епископом Перми Вычегодской, но отнюдь не Перми Великой. Путают их подчас и современные историки. Так, А. А. Зимин и Т. И. Пашкова, занимаясь историей наместнического управления в XV веке, переносят наместников из Перми Вычегодской в Пермь Великую и обратно(4). На самом деле эти две огромные географические области имели разных наместников. Процесс политического подчинения Москве северо-восточных земель, вплоть до Северного Приуралья, освещен русскими летописцами крайне слабо. Констатируя не очень понятный принцип избирательности летописных известий, современный историк Н. С. Борисов замечает: "Что делать! Таков характер нашей древней летописи. Она капризна, как женщина, и непредсказуема в выборе своих фаворитов…"(5) Земли и люди Северо-Востока явно не принадлежали к числу фаворитов столичных хронистов. В лучшем случае на страницы летописей попадали редкие сообщения о миссионерских и военно-экспедиционных эпизодах проникновения Москвы на Восток. Следствием дефицита информации наших источников явился досадный факт: мы до сих пор толком не знаем, что представлял собой процесс вхождения в состав растущего Московского государства Перми Вычегодской и Перми Великой. В 1994 году на территории Российской Федерации проживало около 336 тысяч коми-зырян. Народ не маленький. Но где история его борьбы против вторжений русских войск и героических восстаний? Где история славянских колонистов в коми-зырянских землях, теснящих местное население? Почти ничего этого нет. Историки давно выработали немудреную схему. Подчинение вычегодских пермян Русью шло в основном через Устюг, основанный в 1212 году. Кто владел Устюгом, тот имел право собирать "пермские дани". При Дмитрии Донском Устюг перешел под контроль Москвы, что автоматически означало присоединение Перми Вычегодской к Московскому княжеству. С данной схемой можно согласиться и все же остаться в неведении относительно того, как целый народ оказался интегрированным в состав Великороссии. Миссионерская деятельность Стефана Пермского тоже мало что объясняет. То ли коми-зыряне к его приходу были настолько "придавлены" Москвой, что без особого сопротивления позволили ему в одиночку крушить языческих идолов. То ли проповедь нового апостола оказалась настолько проникновенной, что склонила лесные племена к быстрому подчинению христианскому правителю. В последнем случае мы имеем дело с чудом, перед которым рационально-критическая мысль должна отступить. В этом вкрадчивом и неспешном характере присоединения Перми Вычегодской проявилась загадочная особенность русского колонизационного процесса. В 1927 году писатель и краевед П. Г. Доронин обнаружил в Усть-Выми рукописную книгу, которая содержала небольшую, но весьма ценную провинциальную летопись, созданную на рубеже XVI-XVII веков. Она получила название Вычегодско-Вымской (далее ВВЛ) и была опубликована в 1958 году(6). Сведения ВВЛ (и грамот Ивана III, находившихся в той же рукописи) в некоторой степени заполнили пробел официальных летописей об истории двух пермских земель в XV веке. Несмотря на то что ВВЛ несколько раз переписывалась и дошла до нас в поздней копии (отчего в текст вкрались ошибки и описки), в целом ей можно доверять. Исключение фальсификаторского характера ВВЛ имеет принципиальное значение, так как ряд ее известий носит уникальный характер. К числу таких уникальных сообщений относится и запись под 1451 годом: "Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегодцкою. А старшего сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной". Некоторые уральские исследователи слишком доверчиво отнеслись к "верейскому" происхождению князей Великопермских и создали по этому поводу целый миф. Между тем городок Верея вместе с Белоозером принадлежал с 1432 года удельному князю Михаилу Андреевичу, который приходился двоюродным братом и свояком великому князю Василию Темному. Младший сын Михаила Андреевича, Иван, умер бездетным между 1476 и 1483 годами. Дочь Анастасия была замужем за служилым князем О. А. Дорогобужским, который в 1485 году перешел от тверского князя к московскому. А вот старший сын, Василий Михайлович, действительно носил титул князя Верейского (и имел прозвище - Удалой). Но был он птицей слишком высокого полета, чтобы иметь хоть какое-то отношение к пермским наместникам. Василий Удалой женат был на племяннице Софье Палеолог, а в 1483 году вместе с супругой бежал от гнева Ивана III в Литву. Старый же князь Михаил Андреевич умер в 1486-м и завещал все свои владения великому князю. Таким образом, версия о верейских княжеских корнях пермских правителей оказывается несостоятельной. Скорее всего, дело заключается в двух буквах, неправильно прочтенных кем-то из составителей или переписчиков ВВЛ. В оригинальном тексте, послужившем первичным источником информации, стояло, видимо, слово "перемских", а не "вереиских" (буква "в" писалась в XV-XVI столетиях часто в виде вертикального прямоугольника). Привлечение "инородческой" знати на свою сторону и сохранение за ней определенных владельческих привилегий широко практиковались московским правительством в XVI-XVII веках. Поэтому в автохтонном (или туземном) происхождении пермских князей нет ничего удивительного. Загадкой остается географическая локализация фамильного "гнезда Ермоличей". По ряду соображений более верно предположение о том, что князь Ермолай и его потомство были связаны изначально с Пермью Великой. Следует обратить внимание на терминологическое различие в цитированной выше статье ВВЛ: Ермолая с Василием московский князь "прислал… правити пермской землей Вычегоцкою", а Михаила Ермолича "отпустил на Великая Пермь". В летописных текстах XV века последнее обычно означает - "отпустить обратно, восвояси". Итак, на излете кровавой схватки за власть между Василием Темным и Дмитрием Шемякой на службу к первому поступили князьки из далекой Перми Камской. Что подтолкнуло их к этому? Точного ответа, увы, нам уже никогда не узнать. Возможно, что набеги воинственных приуральских соседей - вогулов, которых даже Дмитрий Шемяка призывал к себе в союзники. Источники же свидетельствуют, что в XV веке вогулы (предки манси) весьма враждебно относились к населению двух пермских земель. Поступая "под руку" московского князя, Ермолай и его сыновья приняли христианство и соответствующе имена, после чего Ермолай с Василием в качестве великокняжеских наместников отправились в Пермь Вычегодскую (она же реально подчинялась Москве), а Михаил, князек в коми-пермяцких землях, вернулся в родные края. С точки зрения Москвы он стал вассальным правителем всей Перми Великой, но на деле его зависимость от Москвы была шаткой, а власть в Перми Великой - весьма скромной. С этого времени Ермолай с Василием получили титул князей Вымских, а Михаил - князя Великопермского. С 1443/44 года епископом Пермским являлся Питирим, занявший эту должность, когда кафедра митрополита в Северо-Восточной Руси пустовала. В декабре 1448 года главой русской церкви был избран рязанский епископ Иона, причем в избирательном соборе участвовал и владыка Пермский Питирим. На фоне этих фактов несколько странно звучит утверждение одного произведения церковной литературы XV века. Это "Память о епископе Питириме", в котором без указания на дату сказано, что Питирим "причтом святейшего… собора и рукоположением Ионы митрополита Киевского и всея Руси поставлен бысть епискапом Велицей Перми…"(7) Как мы видели, к моменту избрания Ионы в митрополиты Питирим уже несколько лет был епископом Пермским (т. е. в вычегодско-вымских землях). Логично предположить, что Иона дополнительно рукоположил Питирима в епископы именно Перми Великой. А основанием для расширения границ епархии Питирима мог послужить приезд пермских князей в Москву и обращение Михаила в христианство. Все эти события имели место не ранее 1452 года (до этого Питирим находился в плену у Дмитрия Шемяки). Тогда становится обоснованной поездка Питирима в 1455 году в Пермь Великую, куда он отправился "крестити ко святей вере чердынцев". На обратном пути, уже в вычегодских землях, Питирим был убит вогулами, совершившими набег под предводительством своего воинственного князя Асыки. Есть сведения, что смерть его была мучительной: вогулы "содрали с него кожу заживо и умертвили". Трудно сказать, неприятием чего явилась эта показательная казнь - христианства или политических поползновений Москвы. Князья Вымские продержались в Перми Вычегодской в качестве наместников ровно 50 лет. Кроме Ермолая и Василия этот титул носили сыновья последнего Петр и Федор. Иногда встречается ошибочное утверждение, что Пермь Вычегодскую отдали князьям Вымским в наследственное владение. Это не так. Они были именно наместниками, рядом с которыми существовали органы местного самоуправления в лице сотников, представлявших перед центральной властью отдельные коми-зырянские "волости-земли". Как и другие наместники, князья Вымские не имели права вмешиваться в собор и доставку положенных им "кормов". Размеры кормов, кстати, строго фиксировались в уставных грамотах. Впрочем, князья Вымские являлись не совсем обычными для той эпохи наместниками. Во-первых, наместничество для них было наследственным. Во-вторых, в Перми Вычегодской они владели так называемой "княщиной" (т. е. вотчинными землями), которая возникла как пожалование великого князя. Очевидно, что московские государи видели какой-то смысл в существовании наследственного наместничества князей Вымских. Пока Пермь Вычегодская была крайним северо-восточным плацдармом Москвы, князья Вымские представляли ее военную руку и дипломатическое лицо. В 1465 году князь Василий возглавлял отряды коми-зырян в походе войска устюжан в земли Югры, а в 1480-м бесславно погиб от рук своих же вымичей. Следующие наместники Петр и Федор участвовали в заключении Усть-Вымского мира с югорскими князьями (1484) и большом походе русского войска за Урал (1499-1500). Петр в этом походе нашел свою смерть, а Федор в 1502 году был отправлен "правити на Пустеозере волостью Печорою; а на Выме не быти ему, потому место Вымское не порубежное". Со смертью Федора династия князей Вымских пресеклась. А что же Пермь Великая? Ее христианизация, начатая Питиримом, была продолжена епископом Ионой, который в 1462 году "добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых крести" (ВВЛ). Это событие нашло отражение и в центральном летописании: "… Иона, епископ Пермский, крести Великую Пермь и князя их и церкви постави и игумены и попы" (Типографская летопись). ВВЛ более точна, потому что ее составитель знал о имевшем место ранее крещении князя Михаила и правильно указал на крещении Ионой лишь его детей. До 1472 года положение Михаила Великопермского было двусмысленным, поскольку обстоятельства вынуждали его, как и других пермских вождей, лавировать между интересами Москвы и более близкой Казани. Поход на Пермь Великую московских войск в 1472 году положил конец этой двусмысленности, а заодно и свободе князя Михаила. В качестве пленника он был увезен в Москву. Там ему удалось оправдаться, и вскоре он вернулся обратно. В качестве кого - московского наместника или самостоятельного удельного правителя? Об этом ничего определенного сказать нельзя. В 1481 году злокозненный Асыка, князь пелымских вогулов, напал на Пермь Великую. При защите своей резиденции в городке Покча погиб князь Михаил и несколько его сыновей. Правителем (или наследственным наместником?) в Приуралье стал Матвей Михайлович Великопермский. Какие-либо факты его долгого правления нам неизвестны. Зато известен неожиданный финал: весной 1505 года чем-то разгневанный Иван III "свел с Великие Перми вотчича своево князя Матфея и родню и братию ево". В Пермь Великую был прислан наместник князь В. А. Ковер, "первыи от русских князей". А куда же был "сведен" Матвей Великопермский и его многочисленная родня? Наши источники молчат. Об этом мог бы рассказать тульский помещик князь Семен Иванович Великопермский, что промелькнул в документах за 1587-1589 годы. Или ссыльный московский дворянин князь Матвей Великопермский, с которого мы начали наш рассказ. Известно, что на Верхотурье он был сослан в 1641-м с указом следить за ним, дабы он не убежал к калмыкам, и содержать его на три копейки в день. Видимо, заподозрен был Матвей Федорович в отсутствии политической лояльности, поскольку верхотурский воевода князь Н. Ф. Мещерский обозвал его как-то "вором и изменником". Впрочем, потомок князей Великопермских счел это страшным оскорблением и не побоялся подать на Мещерского челобитную. О возвращении Матвея Федоровича в Москву уже говорилось. Досадно, что Матвею II Великопермскому не пришла в голову мысль не терять даром времени в ссылке, а сесть и записать фамильные предания о том, как князья пермские ходили в Москву и как Москва пришла на Урал. Примечания 1. РГАДА. Ф. 214. Стб. 143. Л. 284-284 об. 2. Святитель Стефан Пермский. СПб. 1995. С. 67. 3. Русские летописи. Рязань. 2001. Т. 9: Типографская летопись. С. 273. 4. Зимин А. А. Наместническое управление в Русском государстве второй половины XV - первой трети XVI в.//Исторические записки. М. 1974. Т. 94. С. 284; Пашкова Т. И. Местное управление в Русском государстве первой половины XVI века: Наместники и волостели. М. 2000. С. 133. 5. Борисов Н. С. Иван III. М. 2000. С. 403. 6. Вторая публикация ВВЛ осуществлена в "Родниках пармы". Сыктывкар. 1989. С. 23-32. 7. История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Сыктывкар. 1996. С. 96. другие статьи раздела Нина Архипова, кандидат географических наук почетный член Русского географического общества Тайны "превысочайшего Камня"» Нина Архипова, кандидат географических наук, почетный член Русского географического общества Великий Пояс - Горы Каменные» Геннадий ЗДАНОВИЧ Страна городов» Елена ГЛАВАЦКАЯ "Так не похож на брата брат..."» Владимир ШКЕРИН, кандидат исторических наук Золотая лодка на берегах Сылвы» Евгений ВЕРШИНИН, кандидат исторических наук Пермь Великая» Игорь КУЧУМОВ, кандидат исторических наук Научный интерес бухгалтера» Владислав ЛИПАТОВ, кандидат филологических наук Данила-мастер» Людмила Ермакова, собственный корреспондент по Уралу и Сибири журнала "Родина" Между Европой и Азией» http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=196&n=14 |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Питирим Сорокин Современные зыряне http://foto11.com/komi/ethnogr...ans1.shtml http://foto11.com/komi/ethnogr...ans2.shtml |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | В Архангельской области обнаружено поселение древних коми-зырян 24.01.2008 17:18 Совместная экспедиция археологов Поморского университета и сотрудников Котласского краеведческого музея обнаружила в окрестностях поселка Вычегодский следы поселения древних коми-зырян. В частности, обнаружены следы валов и рвов средневекового городища, а также керамика. Ученые датировали ее XII-XIII веками нашей эры и определили, что она близка посуде культуры Перми Вычегодской. "Присланные рисунки свидетельствуют о том, что найденные фрагменты сосудов действительно близки керамике древних коми. Важно и то, что наряду с лепной керамикой древних пермян обнаружен один фрагмент славянского сосуда. Следовательно, этот памятник относится ко времени древнерусской колонизации Нижней Вычегды и может быть датирован указанным периодом времени", - сообщила "Комиинформ" доктор исторических наук, руководитель отдела археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Элеонора Савельева Имеющиеся в настоящее время источники позволяют предположить, что предки коми жили в те времена вплоть до устья Вычегды. Если последующие раскопки подтвердят, что найденное городище относится к культуре Перми Вычегодской, это станет еще одним доказательством широкого расселения древних коми. "По легендам и житию Стефана Пермского известно, что святитель начал христианизацию пермян с поселения Пырас, что переводится как "вход". Неподалеку от найденного древнего поселения сегодня существует одноименная железнодорожная станция", - пояснила Элеонора Савельева. Приглашение осмотреть найденный материал и место поселения от архангельских коллег уже поступило. Весной, когда начнется археологический сезон, Элеонора Савельева намерена отправиться туда для более тщательного изучения сделанного открытия. Версия для печати http://regions.ru/news/2120664/ |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | А.К. Матвеев ВЕРШИНЫ КАМЕННОГО ПОЯСА Названия гор Урала Издание второе, переработанное и дополненное Челябинск Южно-Уральское книжное издательство 1990 http://meridian.perm.ru/06_others/matveev.shtml |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Сталин на Вычегде Город, который основали коми-зыряне, хранит главную загадку Иосифа Сталина На днях мне довелось побывать в Сольвычегодске. На машине от Сыктывкара до этого небольшого старинного городка Архангельской области можно доехать всего за четыре часа. Вначале — на юг по кировской трассе, затем — поворот на Широкий Прилук. Где-то в лесах по пути встретится граница между Коми и Архангельской областью. В Коряжме нужно через понтонный мост форсировать Вычегду (за проезд берут стольник с машины), и уже на том берегу реки стоит Сольвычегодск. Город славится своими старинными храмами и еще тем, что здесь родина известного литературного персонажа Козьмы Пруткова. Но самое интересное, что в этом городе работает последний и единственный в России музей Сталина. Просто Мария Город издавна был местом политической ссылки. Так, еще дядю Пушкина, Павла Ганнибала, сослали в Сольвычегодск в 1826 году. В начале XX века в городе проживало 450 ссыльных. Сталин в Сольвычегодске был не проездом, а провел здесь несколько лет. Иосиф Джугашвили дважды находился в политической ссылке в этом курортном городке. Первый раз он был сослан туда в марте 1909 года. Через два месяца бежал. В марте 1910 года был снова арестован. После шестимесячного заключения в Баку Джугашвили вновь отправили в Сольвычегодск. В городе сохранилось сразу два дома, в которых жил Сталин. Небольшие деревянные здания стоят vis-à-vis на одной улице. Один из них много лет уже как закрыт на реставрацию, а во втором — действующий музей. Удивительно, но сохранилась практически вся мебель, которая стояла здесь век назад. Судя по добротной обстановке, жил Сталин неплохо. Да и скучно ему здесь не было. Остановился он в доме молодой вдовы Марии Прокопьевны Кузаковой, у которой было несколько детей. Ее муж Степан погиб на русско-японской войне. Мария Кузакова, как могла, скрасила годы ссылки молодого и пламенного революционера-горца. Сталин платил хозяйке за хлеб, молоко и жилье (от царской казны он получал 7 руб. 40 копеек в месяц – приличные по тем временам деньги), а обедать ходил в другой дом, где в складчину столовались пятеро других ссыльных. Весной 1911 года у Марьи Прокопьевны родился сын Константин. Однако постоялец от женитьбы уклонился, сославшись на свою трудную, полную скитаний революционную судьбу. Муж Марии погиб за два года до рождения младенца. Тем не менее, документы на Константина Кузакова, родившегося уже после отъезда грузина-квартиранта, были оформлены так, будто он законный сын Степана. Черноволосый Костя заметно отличался от своих светловолосых братьев и сестер. Только в 1995 году Константин Кузаков впервые открыто заговорил о своем происхождении: «У меня было три брата и две сестры от законного брака моей матери и ее мужа Степана Михайловича, он умер за два года до моего рождения, — вспоминал он. — Я не понимал, насколько сильно отличаюсь от своих сверстников. Черные-пречерные волосы — ребенок, как теперь говорят, кавказской национальности. На меня все поглядывали с любопытством. И как-то я заметил — один ссыльный пристально смотрит на меня. Потом он подошел ко мне, спросил, как зовут. — Костя, — ответил я. — Так это ты сын Иосифа Джугашвили? Похож, похож…» Мама рассказывала Косте, как помогала Сталину налаживать связи с товарищами. Договаривалась с соседями, чтобы на их имя приходили для него письма. Она сама забирала почту Сталина и приносила ему. В доме стояла скульптурка, и в ее полость ссыльные прятали пистолет, таким образом, передавая его друг другу, по цепочке. Последним, кто взял пистолет и уехал с ним, был Сталин. В 1937 году за 3500 рублей Мария Кузакова передала свой дом под музей политических ссыльных, а взамен получила квартиру в Ленинграде. В этом городе она и умерла в дни блокады в декабре 1941 года. Сын за отца не отвечает После революции Мария узнала, что ее квартирант стал членом правительства, и написала ему письмо с просьбой о помощи. Но ответа не получила. Тогда она написала Ленину. Это письмо попало к жене Сталина Надежде Аллилуевой, работавшей в секретариате председателя Совнаркома. Ничего не сказав мужу, она оказала денежную помощь семье Кузаковых. В 1927 году Константин приехал в Ленинград, поступил в Институт философии, литературы и искусства. В 1932 году его вызвали в НКВД и потребовали дать подписку о неразглашении «тайны происхождения». Хотя Константин Кузаков считал себя сыном Сталина, но не болтал об этом. Чтобы не подчеркивать сходства, он даже никогда не носил усы. После окончания института Константин преподавал философию в Военно-механическом институте, работал лектором в обкоме партии. В 1939 году вступил в ВКП(б) и вскоре стал заместителем начальника Управления пропаганды ЦК партии. Он редактировал тексты выступлений всех участников партийных съездов и сессий Верховного Совета СССР. Вождь судьбой сына официально не интересовался, да и Мария предпочитала помалкивать. Видимо, не хотела выглядеть в общественном мнении гулящей бабой. А так – сын от законного мужа, и отчество его Степанович. Но при этом Сталин все-таки незримо вел незаконного сына по жизни и даже спас от Берии, который в 1947-м обвинил Кузакова в причастности к «атомному шпионажу». Сталин просто сказал Берии, что он не видит оснований для ареста Кузакова. Кузаков работал директором Всесоюзного издательства «Искусство», начальником одного из управлений Министерства культуры, был членом коллегии Гостелерадио. Самое интересное, что отец и сын ни разу не виделись. Между тем и законные дети не радовали Сталина: Яков погиб в плену, Василий спивался, а Светлана прогневала отца тем, что влюбилась в еврея. Мистическая тайна Внук вождя, Владимир Кузаков, — историк, автор книг по истории Древней Руси, иной раз приезжает в Сольвычегодск. Он считает, что единственная книга, достойная его деда – это исследование Алексея Меняйлова «Сталин. Прозрение волхва». Автор этой книги утверждает, будто Сталин в ссылке на Вычегде прошел некое мистическое посвящение. В предисловии к «Волхву» написано: «Бывает, человек меняется настолько резко, что возникают легенды о его подмене — чем и пытаются объяснить странное превращение Кобы в Сталина в 1911 году, во время ссылки в Сольвычегодск. Инициация — это пробуждение прежде недвижимых слоев подсознания, подсознание же – во многом наслоение опыта всех предков человека. Эта книга — открытие века не потому, что произошедшее со Сталиным в Сольвычегодске превращение названо своим именем, а потому, что расшифрован комплекс инициирующих факторов. Сталин и понимающие его еще более велики, чем можно себе представить. Не случайно древнее пророчество, возраст которого тысячи и тысячи лет, говорит о Сталине, минуя многих и многих людей, которых у нас с упорством называют великими. Коба (древнерус. — верховный волхв) в Сольвычегодске не мог не увидеть себя в этом пророчестве — и стал Сталиным». В Сольвычегодске произошло что-то загадочное. В заштатный городок приехал Коба, а уехал из него Сталин. Произошла так называемая «вычегодская инициация». В результате заурядный в общем-то человек, с психологией мелкого уголовника, превратился в настоящее чудовище, в будущего кровавого диктатора. Столица империи А чем же еще известен Сольвычегодск? Ныне один из самых маленьких городов России, когда-то он считался крупным центром солеварения, опорным пунктом освоения Сибири. Сольвычегодск, или по-коми — Сов-дор, был основан на правом берегу Вычегды в XIV веке местным коми населением и выходцами из Новгородской земли. Впервые упоминается в исторических актах под 1492 годом – это как раз год открытия Америки. Само название «Сов-дор» («Около соли») произошло от того, что первоначально народ селился у Соляного озера. С конца XV и начала XVI века богатые соляные варницы города и место его на торговом пути с сибирскими инородцами привлекали поселенцев из Московского государства, в числе которых были и Строгановы. В XVI веке предприимчивые Строгановы установили монополию на производство соли, которая принесла им баснословное богатство. В то время Сольвычегодск был центром своеобразной империи Строгановых. Возле собора сейчас стоит памятник графу Строганову, за ним — фамильная усыпальница. Появление в XVIII и XIX веках новых торговых путей снизило значение города, и он превратился в маленький курорт, известный своими минеральными водами и источниками. Академик Иван Лепехин, посетивший в 1781 году Сольвычегодск, застал в нем 16 церквей (из них 8 каменных), один монастырь и четыреста домов. А нынче только два Строгановских собора по-прежнему гордо высятся во всем своем великолепии. С колокольни одного из соборов город виден как на ладони. Сейчас население города около двух тысяч человек. Город патриархален и живописен — состоит из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, в которых в советское время размещались предприятия и мастерские. Современных домов практически нет. Родина Пруткова Сольвычегодцы гордятся еще и тем, что согласно «биографии» Козьмы Петровича он родился в окрестностях Сольвычегодска. Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы выбрали местом рождения своего литературного героя деревню Тентелево близ Сольвычегодска. Городская набережная носит имя Козьмы Пруткова. Это один из немногих примеров названий улиц в честь литературных персонажей. Есть и музейчик Козьмы Пруткова. На пути в город мы случайно попали в одну полузаброшенную деревню Козьмино (вероятно, это и есть родина вымышленного острослова). На разрушенной автобусной остановке красуется афоризм Козьмы Пруткова: «Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален». И это весьма символично для отдаленной автобусной остановки на берегу Вычегды... Наталия ЕВСТИФЕЕВА. /15.04.2011/ |
Лайк (3) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Каллистрат Фалалеевич 1866 ЖАКОВ 1926 Лев Толстой, Николай Рерих, Максим Горький, Питирим Сорокин и другие величайшие мыслители рубежа веков высоко ценили его, сказочника земли северной и путешественника, не ведающего покоя, в терзаниях и лишениях ишущего ответы на вопросы, которые сам себе задавал. Вся его жизнь прошла в поисках высшей духовности, которую не нашёл он ни среди учителей, ни среди учёных, ни среди философов. Что, впрочем, не помешало ему самому стать и прекрасным учителем, и большим учёным - математиком, астрономом, этнографом, филологом, лингвистом, и просто великим мудрецом. До самого конца своей долгой и тяжёлой жизни, в нищете и лишениях, проповедовал он, Калистрат Жаков, сын резчика по дереву и крестьянки, учёный-энциклопедист и поэт, свою собственную универсальную религию. "Сквозь строй жизни" Главы из автобиографического романа Каллистрата Жакова (К.Жаков "СКВОЗЬ СТРОЙ ЖИЗНИ"-Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1996. с.346-349) http://www.komi.com/zhakov/biogr_ru.html |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Изменения климата и демографическая история Европейского Севера И. Л. Жеребцов Жеребцов Игорь Любомирович — доктор исторических наук, заместитель директора Института языка, литературы и истории Коми Научного центра Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар) Все развитие человечества в той или иной мере было связано с его сопротивлением пагубному воздействию неблагоприятных природно-климатических условий, со стремлением найти «место под солнцем», позволяющее избежать этого воздействия или хотя бы минимизировать таковое. Никакими человеческими усилиями невозможно было остановить или замедлить глобальные природные катаклизмы, подобные оледенениям. Напор ледников ломал относительно устоявшуюся жизнь древнего человека, стирал племена с лица земли или заставлял их перемещаться на огромные расстояния, лишая возможности развивать свою культуру. И лишь тысячелетия спустя, с отступлением льда, у людей появилась возможность обживать новые пространства, осваиваться, постепенно формируя свои особенные традиции жизнедеятельности. http://www.rsijournal.net/izme...go-severa/ |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Глава из книги "Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа." / Под ред. Н.Д. Конакова. - Сыктывкар: Коми книжно е издательство, 2004. - 432 с.mor http://www.academia.edu/1256900/_._._._._._._-_2004._-_432_ Т.И. Чудова СИМВОЛИКА ПИЩИ В КОНТЕКСТЕ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ КОМИ (ЗЫРЯН) http://vestnik.udsu.ru/2012/2012-054/vuu_12_054_12.pdf |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Список населённых пунктов Ленского района Архангельской области Материал из Википедии — свободной энциклопедии Основная статья: Ленский район (Архангельская область) Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. *Административные центры указаны жирным шрифтом Козьминское сельское поселение — деревни: Базлук, Берег, Бережная, Березник, Большой Гыжег, Бор, Борисовская, Васильевская-1, Васильевская-2, Вожем, Голяниновская, Голяшово, Дорофеевская, Забелино, Залужье, Захаринская, Звоз, Ивановка, Карповская, Кононовская, Костино, Кулига, Лукинская, Малая Толша, Малая Шонома, Малый Гыжег, Мыс, Некрасовская, Ошмановская, Речка, Самыловская, Серединская, Томиловская, Устюг, Фоминская, Цилиба, Шалевская, Шаровицы, Шубинская, Юрчаково, Юрчаково-Пахомовская, Ярант, посёлки: Гыжег, Песочный сёла: Козьмино, Лена, Урдома. Сафроновское сельское поселение — сёла: Ирта, Тохта, Яренск, деревни: Берег, Богослово, Большой Кряж, Борок, Верхний Базлук, Выемково, Гора, ГЭС, Жуково, Заполье, Кересаг, Конец-Озерья, Крюковка, Курейная, Лантыш, Лопатино, Матлуг, Микшина Гора, Новая Деревня, Паладино, Паста, Пристань Яренск, Пустошь, Сафроновка, Шордынь, Юргино посёлки: Запань Яреньга, Лысимо, Пантый, Савкино, Усть-Очея. Сойгинское сельское поселение — деревни: Белопашино, Бердышиха, Березовская, Бызовская, Вандыш, Германовская, Горка, Григорьевская, Губинская, Дегилевская, Емельяновская, Заимка, Конюшевская, Коротовинская, Кочуринская, Кулига, Литвино, Лупья, Мосеева Гора, Нефедовская, Нечаевская, Новоселова Гора, Рябово, Рязановская, Седуновская, Селивановская, Сендуга, Слудка, Средняя Софроновская, Тимасова Гора, Устье, Ушаковская, Фоминская, Харинская, Чакула, Черныханы, Чернышевская, Шеинская, Шипино, Якимовская, посёлки: 52-го квартала, Запань Лупья, Литвино, Сойга село: Слободчиково. Урдомское городское поселение — посёлки: Урдома, Вандыш, Витюнино, Железнодорожный, Лупья, Пилес, Тыва, железнодорожные станции: 1180 км, Светик, Слободчиково, Тыва, Тыла-Иоль, Шиес деревни: Большой Мыс, Бор, Верхний Конец, Загарье, Заречье, Ошлапье, Суходол. Категория: Списки населённых пунктов Архангельской области |
Лайк (1) |
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |