igorpopov Северодвинск Сообщений: 509 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
4 октября 2022 18:35 Дело дочитал. Жаль что в писцовой 73 года и в дозоре 93 года не написаны имена половников. Возможно в оригинале они были, а в выписке для судного дела их не написали. Возможны ошибки на ставах.
ГАВО 1260-9-22
Судное дело о податях с деревень Борок и Искрецово. 15 сентября 1615го года.
Суда своего и сыску список и обоих исцов (истцов) за поруками. И по ниж записи поручные прислали к нам, к Москве, в Устюжскую четверть, к думному диеку (дьяку) нашему Петру Третьякову.
Писан на Москве лета 7123 сентября в 15 день.
И воевода Степан Васильевич Голянищев да подьячей Пятой Филатов выслушав государеву грамоту посылали на Устюг Великий протодиякона Игнатья да подьякона Василья, пристава Гришу Попова с отпиской. А велели ему, по наказу, отдав боярину и воеводе Михаилу Александровичю Нагово да дьяку Ивану Богданову отписку протодьякона Игнатья да дьякона Василья подавати на поруки з да письму. А за порукою, велети им стать по той де грамоте к ответу у Соли с собою вместе. А в отписке и в наказной памяти пишет.
Лета 7123 генваря в 28 день по Государеву, Цареву и Великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу грамоте, воевода Степан Васильевич Голянищев да подьячей Пятой Филатов велели ехать усольскому стрельцу Игнаше Попову на Устюг Великий, для того в нынешнем во 123 году декабря в 4 день, прислана к нам к Соли Вычегоцкой, Государя, Царя и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии грамота из Устюжские четверти за приписью государева думного дьяка Петра Третьякова. По челобитью Устюжского уезду Вондокурского черного стану старосты Дениска Клыкова и во всех крестьян место Вондокурского черного стану на Устюжеского на собор(ного) Успенского протодиакона на Игнатья Иванова сына Дружкова да на диякона на Василья Кондратьева в мирских податех в неплатежу з деревни з Борку да з деревни Искрецова со 106го году. И приехал стре(ль)цу Грише Попову на Устюг Великий подати отписка, боярину и воеводе Михаилу Александровичю Нагово да ди(я)ку Ивану Богданову и подавати на поруки з записьми, его соборново Успеньского протодьякона Игнатья Дружкова да диякона Василья Кондратьева. А за порукою велети им ехать с собою вместе к Соли Вычегоцкой тотчяс и слушати государевы грамоты к сей памяти.
Воевода Степан Васильевич Голянищев печать свою приложил.
И нынешнего же 123го году февраля в 9 день у Соли Вычегоцкие, в судной избе, пред воеводою, пред Степаном Васильевичем Голянищевым да пред подьячим Пятым Филатовым и Устюжеской соборный протодьякон Игнатей Дружков, в дияконово Васильево место, по государеве громоте, стал да положил боярина и воеводы Михаила Александровича Нагово да дияка Ивана Богданова отписку.
А в отписке:
Господам: Степану Васильевичю да Пятому Фалелеевичю, Михайло Нагово да Иван Богданов челом бьют. В нынешном господа, во 123м году генваря в 30 день писали вы к нам на Устюг Великий и с усольцом, розсыльщиком Гришею Поповым, что в нынешном же 123м году декабря в 4 день присланы к вам, к Соли Вычегоцкой, Государевы, Царевы и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии две грамоты, из Устюжские четверти за приписью думново диека Петра Третьякова.
По одной государеве грамоте, по челобитью князя Ивана Михайловича Борятинского, велено давати на поруки з записью Устюжского уезда деревни Федоровские Тимошку Батурьева, в ыску в восьмидесят в дву рублев с полтиною, к ответу прислати к Москве, в Устюжскую четверть.
А по другой государеве грамоте, по челобитью Устюжского уезда Дениска Клыкова, велено вам на Устюжсково на Успеньского протодиякона Игнатья да на диекона Василья Кондратьева, ему Дениску Клыкову в неплатежу деревни Искрецова да деревни Борку со 106го году дать суд. И в нынешном же Господа во 123м году генваря в 30 день бил челом Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, Устюга Великого соборные церкви Успения Пресвятыя Богородицы протодиякон Игнатей и клав перед на прежних Государей грамоту и нынешного Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии жаловальную грамоту, а в государеве грамоте писано.
Как к нам его государева грамота придет и нам прежних грамот и его царские жаловальные грамоты, которая дана протопопу з братьею ни в чем ни кому рудити не велети. А велети о всем ходити по тому, как в его государеве жаловальной грамоте написано, а мимо от тое его Государеву грамоту ни чего делати не велети, ни кому. Что дана их та его Государева жалованная грамота вместо руги и млстыну (милостыню?) против иных соборов и то господам самим ведомо, что тот Вондокурской стан в Устюжском уезде, а по государеву указу, те крестьяне у нас под судом. А тот Дениско Клыков Государю бил челом на протодиякона Игнатья да на диякона Василья ложно неж объявя ему Государю его государевы жалованные грамоты и ево государева указу. Что нам их велено оберегати и его царские жаловальные грамоты ни в чем рудити не велети. И мимио тое государевых грамот ни чего делати не велети ни кому. Что дана им та его осударева жаловальная грамота вместо руги и млстыну против иных соборов.
И воевода Степан Васильевич Голянищев да подъячей Пятой Филатов выслушав отписки, велел приставу исца Дениска Клыкова на суд пред собою. И пристав исца Дениска Клыкова в судной избе поставил, а с ним Дениском пришли в судную избу Вондокурского черного стану крестьяне: Осипко Терентьев, Матюшка Федоров, Микифорко Корноков, Ивашко Костин. И Государева Царева и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии грамота исцу и ответчику чтена (прочитана).
И ответчик протодиякон Игнатей выслушав Государеву Цареву и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии грамоту и в дияконово Васильево место бил челом. А сказал по государеве жаловальной грамоте какова им дана, протопопоу з братьею, искати и отвечяти на Москве. Только он протодиякон Игнатей, не безответен, а отвечяет за себя и за диякона Василья, по государеве грамоте Дениску Клыкову одному. А которые крестьяне в судную избу пришли, он тем не отвечает, по тому, что оне в государеве грамоте Денискове челобитье имяны (имена) не писаны. В том волен Бог да Государь Царь и Великий князь Михаил Федорович всеа Русии.
А в ответе протодиякон Игнатей и в дияконово место Васильево сказал. В Вондокурскрм стану деревня Борок да деревня Искрецово Пресвятые Богородицы соборные церкви вотчинные деревни. И в государеве в жаловальной грамоте их, Богородицкие деревни Борок и Искрецово написаны. А владели тою деревней Борком прежние протодияконы, а протодиекон Игнатей как и поставлен в протодияконы, тою деревнею не владел. А диякон Василей деревнею Искрецовым не владеет же. А владеют деревнею Борком всем собором, всею братьею. Искрецовым почял владети недавно соборной диякон Гаврило. А государевы подати с тех деревень платят оне по государеве жаловальной грамоте на Москве, особно. А с ними, с Вондокурскими с черными деревнями, ни каких податей платити им, по государеве жаловальной грамоте, не велено. А в том слался ответчик протдиякон на Государеву жаловальную грамоту, какова дана им с прежние государевы грамоты и на весь Устюжский собор, на всю братью. А на государеву жаловальную грамоту слался в том что им велено с прес(вяти)тельских вотчин государевы подати плати(ти) на Москве, а не с ними, Вондокурскими черными деревнями. А на Устюжской собор слался в том что он деревнею Борком не владеет, а владют всею братиею, а не один протодиякон. А деревнею Искрецовом владеет диякон Гаврило, а не Василей.
И истец Дениско на государеву жаловальную грамоту слал(ся) же. И как учал тем словом на него протодиякон бити челом. И он, Дениско, сказал: шлю де я на старую жаловальную грамоту, а новая де их жаловальная грамота дана по их челобитью, а не против старые жаловальные грамоты и бил челом чтоб влети протодиякону Игнатью положити старую грамоту. А на Устюской собор слался в послушество, а сказал, что сей протодьякон Игнатей велит говорити, то оне и говорят.
И ответчик протодиякон Игнатей сказал. Старую ж у них жаловальную грамоту взял диякон Андрей Арцыбашев, а им дал, по государеву приказу список с нее, государеву жаловальную грамоту. И оне по той государеве жаловальной грамоте тою Богородицкою вотчиною владеют и подати Государевы платят сами, на Москве.
Да истец же Дениско Клыков слался из виноватых Николы Чюдотворца Прилуцкого монастыря на келаря и на всю братью да Вондокурского черного стану всех крестьян в том, что деревнею Борком владеет протодиякон Игнатей, а деревнею Искрецовым владеет диякон Василей.
И протодиякон Игнатей на келаря и на всю братью слал(ся) же в том, что деревнею Борком до него, до протодиякона владе(ли) иные прежние протодияконы. А он, протодиякон Игнатей, после тех прежних протодияконов тою деревнею не владеет. А Василей диякон тою деревнею Искрецовым не владеет же. А владеет де тою деревнею Искрецовым диякон Гаврило, а Бо(р)ком владеют оне всею братею. А Вондокурского черного стану на крестьян слался в послушество, а сказал что бил челом на них Государю он, Дениско, во всех Вондокурских крестьян место. А ныне он Дениско, на тех же крестьян и шлется.
Да бил челом ответчик протодиякон Игнатей, а сказал. В прошлом де во 107м году дана им, протопопу з братьею, на Богородицкю на всю вотчину и на те две деревни: на Борок и на Искрецово царя Бориса (Годунова) жаловальная грамота за приписью дияка Андрея Арцыбашева. С прежних жаловальные грамоты блаженные памяти Государя Царя и Великого князя Ивана Васильевичя (Грозного) всеа Русии в 57м году за приписью дияка Юрья Сидорова. Что им з Богороцкие вотчины с черными с тяглыми людьми не тянути ни в которые мир(ские) проторы? ни в розметы. А во 116м году после царя Бориса та их царская жаловальная грамота подписано имя Царя Василья (Шуйского?) за приписью дияка Павла Матюшкина. А во 122м году та их жаловальная грамота подписана на имя Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии за приписью дияка Ивана Болотникова. Что тое их государевы жаловальные грамоты ни в чем ни кому рудити не велено. А велено ходити о всем по тому как в государеве жаловальной грамоте писано.
А ныне по Денискову челобитью Клыкова в Государеве и Цареве и Великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте, по которой он Дениско, на нем ищет написано бутто (будто) оне протопоп Костянтин и он протодиякон з братьею били челом Государю, что у них на Богородицкие деревни жаловальная грамота прежних (лет) горела, по сгибом изотлела. И умысля бутто били челом Государю о новой жаловальной грамоте, а написали в челобитной те две деревни в Вондокурском стану: Борок и Искрецово с теми же старыми деревняими которые у Пресвятые (Богородицы собора) искон(н)и вечно. Не хотя с ними государевых доходов платити. И по тому их челобитье бутто те две деревни Брок и Искрецово написаны в новую жаловальную грамоту. И его Дениска в том допросити, почему он ту государеву жаловальную грамоту рудит и государевых дияков лживит. Да положил в суд государеву жаловальную грамоту за красною печтью. Да з старые государевы грамоты список ветх и по ставом изотлело. А в новой государеве грамоте пишет.
И воевода Степан Васильевич Голянищев да подьячей Пятой Филатов выслушав государеву жаловальную грамоту и на грамоте прежних Государей и Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии за дяьчими приписьми веле(л) тот список з государевы старые грамоты с новою грамотю справити (сравнить). И тот список с новою грамотою сошелся слово в слово. И Богородицкие деревни Искрецово и Борок в том списке написаны.
И воевода Степан Васильевич Голянищев да подьячей Пятой Филатов по новой государеве жаловальной грамоте и по списку, исца Дениска Клыкова допрашивал.
В государеве жаловальной грамоте царя Бориса деревня Борок да деревни Искрецово написаны с Пречистеньскими вотчинами. А та государева грамота дана им с прежние государевы грамоты блаженные памяти Царя и Великого князя Ивана Васильевичя всеа Русии и прежних Государей и Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии. Имя на той государеве грамоте пописано и з диячьими припис(ь)ми. И он (Дениско) бы про то сказал почему он тое государеву жаловальную грамоту и подписи рудит и дияков лживит. И почему он те деревни Борок и Искрецово в черные деревни, в Вондокурской стан данью и оброком и всякими мирскими розметы притягивает.
Истец Дениско Клыков выслушав государеву грамоту по допросу сказал: дьяконов которые государеву жаловальную грамоту подписывали не лживит, а протопоп и протодиякон били челом Государю ложно. А написали те деревни в новой грамоте по их челобитью, а не против старые жаловальные грамоты. И слался в том истец Дениско на старую жаловальную грамоту и бил челом, что он протодиякон положил старую государеву жаловальную грамоту и отписи платежные почему то не с тех деревень государевы подати платят. А Богородицкие оыне деревни Борок и Искрецово Вондокурской стан в черные деревни притягивают по сотным грамотам.
И протодиякон Игнатей сказал: буде да он, Дениско тем и прав и виноват бытии. И протодиякон отписи платежные положит на всегова.
И истец Дениско на отписи платежные слался. Да положил истец Дениско две сотные грамоты: одна с книг письма и меры Ивана Невежина да подьячево Петра Афонасьева 73го году, а другую сотную положил, за приписью дияка Елизарья Вылузгина, с книг письма и дозору Мини Нестерова да подьячих Василья Павлова да Володимера Иванова 93го году.
И воевода Степан Васильевич Голянищев да Пятой Филатов веле(ли) те обе сотных исцу Дениску и ответчику протодиякону Игнатью вычести. А те Богородицкие деревни Борок да Искрецово выписав из сотных велели вклеити в дело. И сотные исцу и ответчику чтены. А в выписке с сотных пишет.
В сотной с книги половина Устюжского уезда письма и меры Ивана Невежина да подьячего Петра Афонасьева 7073 году за приписью того ж подьячего Петра ж Афанасьева написано. Стан Вондокурской А в нем Царя и Великого князя деревни черные. Да в той ж сотной, за перечнем Вондокурского стана черных деревень и после вотчин Оникея Строганова и деревень городцких людей. Себе статьею. В Вондокурском стану три деревни церковные данью и оброком. Себе статьею. Деревня Иванцово Никольская с Прилука, на озерке. Во дворе половник церковной. Пашни середние, земли четыре четверти…. Деревня Борок Пресвятые с посаду. А в ней половник церковной. Пашни середние, земли четыре четверти…. Деревня Митрофановская, Искрецово на Вондокурье Пресвятые с посаду. А в ней живут половники четыре двора, четыре человека. Пашни середние, земли десять четвертей…. А оброку на все три деревни положено опричь черных деревень два рубли с полуденьгою да пошлины с того оброку по четыре алтына да с сена оброку одинацеть алтын без деньги на год.
А в сотной письма и дозору Мины Нестерова да подьячих Василья Павлова да Володимера Иванова 93го году написано в Вондокурском стану с черными деревнями Богороцкие деревни. Деревня Борок, а в ней половник. Пашни середние, земли шести четверти…. Деревня Митрофановская, а Искрецово тож. А в ней четыре двора, да четыре человека половников. Пашни средние, земли три четверти да худые земли… А дани и оброку с черными деревнями порознь не розписано.
И ответчик протодиякон Игнатей выслушав сотные грамоты, сказал. Те де деревни Борок и Искрецово даны в дом Пресвятой Богородицы изстари и в сотной их грамоте с книг письма и меры Ивана Невежина да подьячего Петра Офонасьева те Богородицкие деревни вытьми, данью и оброком написаны опричь их Вондокурских крестьян себе статею. А дозорщик Миня Нестеров с товарыщи и те их Богородицкие деревни Борок и Искрецово написали в Вондокурском стану написали с черными деревнями по их Вондокурских крестьян скаске, а не против старой сотной. По тому что те в Вондокурском стану крестьяне хотя(т) их тем притянути к себе в тягло. А старую у них жаловальную грамоту взял диякон Андрей Арцыбашев в те поры как ю им дал новую государеву жаловальную грамоту. И в прошлом де во 104м году Вондокурские крестьяне, судейка Степанко Селин с товарыщи били челом блаженные памяти Государю Царю и Великому князю Федору Ивановичю всея Русии на те их деревни на Борок и Искрецово ложно. А называли те Пречистенские в Вондокурском стану черными деревнями и накладывали на те их деревни подати насильством. И в прошлом же де во 107м году, бил челом царю Борису (Годунову) на тех крестьян, на Степанка Селина с товарыщи Пречистенской протопоп Констентин з братиею, против их ложного челобитья, в их насильстве о судимой грамоте. И по их де протопопову з братиею челобитью дана им на тех крестьян в том насильстве судная грамота.
На Устюг Великий к Ивану Нащокину по той государеве грамоте, Иван Нащокин тех крестьян с протопопом з братьею, судил. И то судное дело посылал к Государю, к Москве, в Устюжскую четверть. И по тому их судному делу дияк Василей Марков тех Вондокурских крестьян, по государеве жаловал(ь)ной грамоте, в тех Богородицких деревнях обинил (обвинил). А потопопа Костянтина з братьею по государеве жаловальной грамоте оправил (оправдал). И рудити государевы жаловал(ь)ные грамоты не велено. И подписал на том судном списке приговор, прислал на Устюг Великий. И после того судного дела с теми же Вондокурскими крестьяны, было у них о той же деревне Искрецове другое судное дело, за прошлые годы, в 50 рублях. И те де Вондокурские крестьяне, в том деле с ними помирились да и мировую на себя в том дали. Да в том слался: на судное дело и на приговор и на мировую запись.
И истец Дениско на судное дело и на приговор слался же, а сказал. В чем они обинены в том и помирились. А по другому судному делу, по мировой записи сказал: тогда у них были зборщики молотчие, худые люди, а он токовы мировые записи, не девает.
И ответчик протодиякон Игнатей подал в суд ото всего Пречистенского собору челобитную, за руками. А в челобитной пишет, а протодиакона Игнатья до приговору дати на повседневную поруку.
А по протодияконовой челобитной о старых судных делах и о приговоре, для вершения судного дела, на Устюг к боярину и воеводе к Михаилу Александровичю и к дияку Ивану Богданову писали. А мировую запись протодиякону Игнатью, какову у себя сказал, велели положити пред собою в судной избе. И на Устюг Великий, к боярину, отписк(а) послана такова, а в ней пишет.
Господам Михаилу Александровичю да дияку Ивану Богдановичю Степан Голянищев да Пятой Филатов челом бьют. В нынешном господа, во 123м году февраля в 9 день писали вы к нам, к Соли Вычегоцкой, с устюжским протодияконом Игнатьем Дружковым. А в отписке его да вашей написано что мы по Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии грамоте, послали к вам на Устюг Великий усольского розсыльщика Гришку Попова. По Устюжского собор(у) протодиякона Игнатья да подьякона по Василья Кондратьева, по челобитью Вондокурского стану Дениска Клыкова и во всех крестьян место в неплатежу деревни Искрецова да деревни Борку со 106го году да по нынешной 123й год генваря в 31 день. Бил челом Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии Устюга Велико(го) соборныя церкви протодиякон Игнатей Дружков клал пред вас прежних Государей и Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии жаловальные грамоты. А в государеве де грамоте писано: как к вам государева придет и вам б прежних государевых грамот и его царские жаловальные грамоты которая дана протопопу з братьею, ни в чем ни кому рудити не велети. А велети о всем ходити по тому как во государеве грамоте жаловальной писано. А мимо тое его государеву грамоту ни чего делати не велети. А та государева жаловальная грамота дана им вместо руги и млстыни против иных соборов. А тот де Вондокурской стан Устюжского уезда, а по Государеву указу те крестьяне удась? под судом. А тот Дениско Клыков и во всех крестьян место Государю бил челом на протодиякона Игнатья и на диякона Василья ложно, не объявя тое государевы жаловальной грамоты, что вам их велено обрегати. И в февраля в 7 день протодиякон Игнатей Дружков бил челом Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, а сказал прежде сего о том же деле у них дважды, суд был на Устюге. И по суду де те крестьяне в том же деле обинены. И Государь его протодиякона Игнатья пожаловал велете судные дела положить бы у Соли. И вам бы господам те судные дела велети сыскав прислати к Соле, для сыску. А по протодиякона господина Игнатья от Соли, по государеве грамоте, послали мы пристава, а срок ему велели учинити стать у Соли в третье воскресение великого поста нынешного 123го году.
И нынешняго же 123го году писал Устюга Великого боярин и воевода Михайло Александрович Нагово да диек Иван Богданов прислал под отсписку (расписку?) по судному делу с приговором список (копию). А протодиякон Игнатей в судной избе, перед воеводою, перед Степаном Васильевичем Голянищовым да перед подьячим Пятым Филатовым положил государеву судимую грамоту да мировую запись. А в боярской отписке и мировой записи пишет.
Господам Степану Васильевичю да подьячему Пятому Фалелеевичю Михайло Нагово да Иван Богданов челом биют. В нынешном господа, в 123м году марта в 10 день писали вы к нам на Устюг Великий, что в нынешном же 123м году февраля в 7 день, бил челом Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии протодиякон Игнатей Дружков и сказал вам прежде всего.
Вондокурского стану крестьяны в Богороцких деревнях, о Искрецове да о Борку, у протопопа з братьею, в их крестьянском насильстве и правеж на Устюге суд был. И по суду де те крестьяне в том деле и обинены (обвинены). И мы господа, на Устюге Великом, в государеве казне, о том деле судной подписной список, за приписью государева дияка Василья Маркова сыскали. А каков господа приговор: на судном списке за приписью государева дияка Василья Макарова написали им. И с того приговору списав список, поклея под сю отписку, послали к вам к Соле (Вычегоцкой). А другово господа судного списка мы сыскати не успели. И в том деле протодиякон Игнатей у себя сказал мировую запись.
Список приговору. И под приговором пишет: список з государевы грамоты.
А бил челом протопоп з братьею на Вондокуроцов: на судю на Степанка Селина да на старосту на Родионка (Иванова) и на всех крестьян Вондокуроцов.
А под списком грамоты пишет: список с мировые, что мирился Иван диякон Жужгин с Вондокурцы: с Офонею с Ыдоковым в 50 рублев, доискался.
Список с подпись новой з докладного с приговороного списка «слово в слово»
Лета 108го года августа в 5 день, в (Устюжской?) четверти, перед Государевым Царевым и Великого Князя Бориса Федоровичя всеа Русии дияком, пред Васильем Марковым, с Устюга Великого Ивана Нащокина устюжанин посацкой человек Пашук Селезнев сей судной докладной список положил. А про истцев и про ответчиков сказал что он им к докладу на Москве не стали. И нынешного 111го году февраля в 23 день в ысцово во в протопопа в Костентиново место, диякон Иван Дмитреев встав, по сему списку таков сказал. Судим таков с ым (им) и по Государеву Цареву и Великого князя Бориса Федоровичя всеа Русии дияк Василей Петров сын Марков по сему списку приговорил.
По Государеве Цареве и Великого князя Бориса Федоровичя всеа Русии жаловальна грамот(а) Вондокурского стану в деревню Борок да в деревню Искрецово, ответчиком Вондокурского стану крестьяном: Степанку Селину да Родионку Иванову с товарыщи и всем крестьяном впредь вступаться ни во что не велети. И дани и оброку и всяких податей (вз)имати с тех деревень и накладывти на те церковные деревни не велети же. А велети, теми деревнями владети по Государеве Цареве и Великого князя Бориса Федоровичя всеа Русии жаловальной грамоте исцу, протопопу з братьею. И дань и оброк с тех деревень влети платити по прежнему ему, протопопу Костентину з братьею с иными своими деревнями вместе. По тому что те деревни у протопопа Костентина з братьею написаны в Государеве Цареве и Великого князя Бориса Федоровичя всеа Русии жаловальной грамоте.
Ивану Павловичю Нащокину велети поставити пред собою обоих исцов и сказав им по сему списку приговор. Две церковные деревни, Вондокурского черного стану крестьяном, Степанку Селину с товарыщи да и всем крестьяном, вступаться ни во что не велети. И впредь с них дани и оброку и всяких податей имати не велети. А велети теми деревнями владети по Государеве Цареве и Великого князя Бориса Федоровичя всеа Русии жаловальной грамоте исцу, протопопу Костентину з братьею. И дань и оброк с тех деревень влети платити по прежнему ему, протопопу Костентину з братьею с иными своими деревнями вместе. Припись у подписи и всего судного списка государева дияка Василья Петрова сына Маркова.
Лета 7124 октября в 27 день, у Соли Вычегоцкие в судной избе бил челом Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, а воеводе Степану Васильевичю Голянищеву да подьячему Пятому Филатову подал челобитную с Устюга Великого соборныя церкви Успения Пречистой Богородицы протодиякон Игнатей Дружков, а в челобитной его написано.
В прошлом де, во 123м году февраля в 9 день по государеве грамоте, искал на нем, на протодияконе Игнатье Устюжского уезда Вондокурского черного стану крестьянин Дениско Клыков и во всех крестьян место, у Соли Вычегоцкой, пред ним, воеводою, пред Степаном Васильевичем Голянищевым да пред подьячим Пятым Филатовым, Богородицких деревень: деревни Борку да деревни Искрецово податей за прошлые годы, со 106го году да по 123й год: дани, оброку и Сибирских запасов и всяких мирских розметов. И по тому судному делу и по прежним указам, он протодиякон Игнатей оправлен, а Дениско Клыков обинен. И Государь Царь и Великий князь Михайло Федорович всеа Русии его протодиякона Игнатья пожаловал, велел ему протодиякону, с приговору судново списка, дати список, по чему впередь, теми Богородцкими деревнями владети и государевы подати платити. И по Государеву Цареву и Великого князя Михаила Федоровичя всеа Русии указу Воевода Степан Васильевич Голянищев да подьячей Пятой Филатов велели ему протодиякону Игнатью отдати с приговору список, за своею печатью и за приписью.
А в приговоре пишет. 124го году октября в 9 день воевода Степан Васильевич Голянищев да подьячей Пятой Филатов сево судного списка слушав, приговорили. Устюга Великого соборные церкви Пречистые Богородицы ответчика протодиякона Игнатья Дружкова и в товарыща его место, дияконово Васильево, в домовых церквях в Вондокурском стану деревни Борку да деревни Искрецовы, в податех оправдати. А исца Дениска Клыкова и во всех крестьян место Вондокурского стану, в том их иску отказати. И государевы пошлины с ыску доправити на исце. И впредь на домовые деревни Богородицкие: на Борок, на Искрецово вондокурцам ни какие подати и тягла себе в подсобь в Вондокурской стан не накладывати.
По тому искал он Денико Клыков во всех крестьян место Вондокурского стану, по государеве грамоте на протодияконе Игнатье и в товарыща его место, дияконово Васильево. Владеет де он протодиякон Игнатей, деревнею Борком, а диякон владеет деревнею Искрецовым, а те де внове, а не исстари. И по писцовым де книгам писца Юрья Пильемова сошным письмом и государевыми доходы списаны с ними, с Вондокурскими с черными деревнями вместе. А по писцовым же книгам Ивана Недежина те деревни Богородицкие в ыным письме с ними ж Вондокурского стану со крестьяны вместе. И после де морового поветрия написали у них писцы Иван Лугвицын да Миня Нестеров и по их де письму в тех деревнях Борку да в Ыскрецове написано выть с четвертью с ними ж вместе. А платят де они государева вытного оброку на всякой год с своих вытей и за пустые деревни и за те Богородицкие деревни по два рубля с выти. А по мирскому окладу положено на те Богородицкие деревни пол семы белки. И тот де протодиякон Игнатей и диякон (Василей) теми деревнями владеют, а государевых доходов, дани и оброку и всяких четвертных доходов с тех своих деревень с ними не платят со 107го году. А сказывают де оне, что у них те две деревни написаны в государеве жаловальной грамоте с их старынными деревнями которые у Пречистые Богородицы иско(н)ни вечно. По тому что те соборные протопоп и протодиякон з братьею били челом Государю, что у них на Богородицкие деревни жаловальная грамота прежних Государей. И та де их грамота по згибом изотлела. И умысля де написали в челобитной те две деревни в Вондокурском стану, Борок и Искрецово с теми ж старыми деревнями, которые у Пречистые иско(н)ни вечно. Не хотя с ними государевых доходов платити, а на них де, Вондокурского стану дань и оброк и всякие четвертные доходы в государеву казну, по книгам емлют, сполна им Сибирские запасы отпущают по вся годы и ямские деньги на Устюге платят займуючи (взяв в долг?) сполна ж и за их деревни Богородицкие: за Борок и Искрецово.
А протдиякон Игнатей и в диаконово Васильево место в ответе сказал. Вондокурского стану деревня Борок да деревни Искрецово во Пречистыя Богородицы соборныя церкви вотчинные деревни. И в государеве жаловальной грамоте те их Богородцкие деревни: Борок и Искрецово написаны. И подати оне с тех деревень платят, по государеве жаловальной грамоте на Москве, особно. Да в том ответчик протодиякон, слался на государеву жаловальную грамоту какова им дана с прежние государевы жаловальные грамоты, что им велено платити с тех деревень на Москве, а не с ними Вондокурскими крестьяны.
А истец Дениско на государеву жаловальную грамоту слался же. И как ответчик протодиякон учал на Дениска тем словом, бить челом. И он, Дениско, слался на старую жаловальную грамоту, а та де им новая жаловальная грамота дана по их челобитью, а не против старые государевы жаловальные грамоты. И бил челом Дениско, чтоб протодиякону положити старую грамоту.
И ответчик протодиякон сказал. Старую де у них жаловальную грамоту взял дияк Андрей Арцыбашев, а им дал, по государеву приказу список с нее, государеву жаловальную новую грамоту во 107м году. И оне по той государеве грамоте и владеют и подати платят сами, на Москве. А во де 117м году, после царя Бориса (Годунова), та их жаловальная грамота подписана на имя царя Василья (Шуйского), за приписью диака Павла Матюшкина. А во де 122м году, та их жаловальная грамота подписана на имя Государя Царя и Великого князя Михайла Федоровича всеа Русии, за приписью диака Ивана Болотникова. Что тое их жаловальные грамоты ни в чем ни кому рудити не велено. И положил ответчик, протодиякон в суд, государеву жаловальную грамоту с красной печатью да старые государевы жаловальные грамоты список (копию), ветх и по ставом изотлело. А в новой государеве жаловальной грамоте в Вондокурском стану деревня Митрофановское, а Искрецово тож да деревня Борок написаны с ыными Богородицкими деревнями вместе. А дань и оброк и всякие подати велено им платити на Москве, особно. А список с старые жаловальные грамоты с новою жаловальною грамотою сошелся «слово в слово» и Богородцкие деревни Борок и Искрецово в том списке написаны.
А истец Дениско Клыков выслушав государевы жаловальные грамоты и подписей на грамоте прежних Государей и Государя Царя и Великого князя Михайла Федоровича всеа Русии имя за дьячими приписьми (сказал?). Государевы грамоты и диаков которые государеву грамоту писывали не лживит. По том ему Денису, по государевы грамотам, в податех за Богородицкие деревни: за Борок и за Искрецово отказати. Да по тому приговорили: исца Дениска в ыска(х) его, в податех обинити. Что положил в суд ответчик Дениско Клыков две сотные грамоты. Одна с книг письма и меры Ивана Недежина да подьячего Петра Афонасьева 73го году, а другую сотную положил, за приписью дияка Елизарья Вылузгина, с книг письма и дозору Мини Нестерова да подьячих Василья Павлова да Володимера Иванова 93го году за приписью дияка Елизарья Вылузгина.
В сотной с книг письма и меры Ивана Недежина написано. Стан Вондокурской, а в нем Царя и Великого князя деревни черные. Да в том же Вондокурском стану, за перечнем Вондокурского стану черных деревень и после вотчин Оникея Строганова и деревень городцких людей написано. Себе статьею. В Вондокурском стану деревни церковные данью и оброком. Себе статьею. Деревня Иванцово да Богородцкие деревни: Борок Пречистые с посаду да деревня Митрофановское, а Искрецово тоже, на Вондокурье Пречистые с посаду. А оброку на все три деревни положено, опричь черных деревень, 2 рубля с полуденьгою. Да пошлин с того обороку 4 алтына да с сена оброку 11 алтын без деньги.
А в другой сотной с книг письма и дозору Мини Нестерова те Богородцкие деревни Борок и Искрецово написаны себе вытным письмом с черными с Вондокурскими деревнями выть с четью.
А ответчик протодиякон, выслушав сотных грамот сказал. Те деревни Борок да Искрецово даны в дом Пречистой Богородицы истари да и в сотной де грамоте Богородицкие деревни написаны особно, за перечнем. И по тому истец Дениско и виноват, что и в сотных грамотах те деревни написаны Богородицкие себе статьею. А в государеве грамоте Денискова челобитья, написано, что те две деревни Богродицкие списаны по сотным, с ними, Вондокурскими крестьяны вместе. Да и по тому истец Дениско Клыков виноват, что ответчик протодиякон в ответе сказал.
В прошлом де во 104м году Вондокурского стану судейка Степанко Селин с товарыщи били челом блаженные памяти Государю Царю и Великому князю Федору Ивановичю всеа Русии на те их деревни: на Борок и на Искрецово ложно. Называли те деревни Вондокурскими черными деревнями и накладывали на те деревни подати насильством.
И в прошлом же де во 107м году бил челом царю Борису (Годунову) на Степанка Селина с товарыщи Пречистенской протопоп Костянтин з братьею против того их ложново челобитья, в их насильстве о судимой грамоте и по протопопову челобитью, дана им судимая грамота на Устюг Великий к Ивану Нащокину. И в том де у них суд был и то де судное дело было на Москве. В докладе и по тому делу делу диак Василей Марков, тех Вондокурских крестьян, в тех деревнях обинил, а протопопа Костянтина оправил. И государевы их жаловальные грамоты рудити не велено. И то дело прислано на Устюг.
А после де тово судного дела, с теми же крестьяны, было у них о той же деревне Искрецово судное дело в платежах за прошлые годы в 50 рублех. И те де Вондокурские крестьяне в том деле с ними помирились да и мировую запись на себя дали.
Да в том слался ответчик: на судное дело и на приговор и на мировую запись. А истец Дениско: на судное дело и на приговор слал же. А мировые записи сказал таковы не знает. То(го) года де у них были зборщики люди молодчие, худые.
А в списке с приговору, каков прислали с Устюга Великого боярин Михайло Александрович Нагово да диак Иван Богданов написано. Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всеа Русии диак Василей Петров сын Марков по списку приговорил. По Государеве Цареве и Великого князя Бориса Федоровича всеа Русии жаловальной грамоте Вондокурсково стану в деревню Борок да в деревню Искрецово ответчиком Вондокурского стану крестьяном Степанку Селину да Родионку Иванову с товарыщи и всем крестьяном впередь не вступатися ни во что. И дани и оброку и всяких податей имати с тех деревень и накладывати на те церковные деревни не велети. А велено теми деревнями владети по государеве жаловальной грамоте и суду протопопу з братьею И дани и оброк с тех деревень велети платити по прежнему, протопопу Костянтину з братьею с ыными своими деревнями вместе. По тому что те деревни у протопопа Костянтина з братьею написаны в государеве жаловальной грамоте. По тому истец Дениско Клыков и виноват.
И по Государеву Цареву и Великого князя Михайла Федоровича всеа Русии указу и по государеве жаловальной грамоте и по прежнему приговору и по мировым записям и по сему судному делу и по приговору: протодиякону Игнатью з братьею или хто будет на Устюге Великом у соборные церкви Пречистые Богородицы протопоп. И им: протопопу и протодиякону и попом и дияконом и всему собору теми Богородицкими деревнями: Борком и Искрецовым владети по прежнему. А дань и оброк с тех деревень платити самим на Москве, по государеве жаловальной грамоте с иными Богородицкими деревнями вместе, особно, кроме Вондокурского стану крестьян. А Вондокурского стану крестьяном в те Богородицкие деревни в Борок и в Искрецово впередь не вступати: даней и оброку и ни каких потугов ни в ямские пуски ни в хлебные запасы на их не имати. По тому что те деревни, по государеве жаловальной грамоте даны в дом Пречистые Богородицы вместо руги и млстыни. А с Денискова иску Клыкова с товарыщи пошлины по приговору, на исце Дениске взяты и в книги записаны.
К сему списку воевода Степан Васильевич Голянищев печать свою приложил. Черновосковая печать. |