Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тотемский уезд

Поиск и обмен информацией по Тотемскому уезду Вологодской губернии

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 29 30 31 32 33 * 34 35 36 37 ... 84 85 86 87 88 89 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
hanir

Сообщений: 868
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 655
Прошу писать всех, кто занимался исследованием материалов по Тотемскому уезду: какие есть данные: списки населенных пунктов, церковные приходы, названия волостей, данные из метрических книг, исповедных ведомостей, других источников.

---
вся Вологодская губерния
Лайк (2)
KIrnira

Сибирь
Сообщений: 485
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 964
Серия «Осколки времени» стала уже по-своему легендарной для Тотьмы, и многие ждут выхода нового тома с нетерпением.

Первый том с дореволюционными фотографиями был издан в 2017 году благодаря краудфандинговому проекту, запущенному кружком юных краеведов Тотемского центра дополнительного образования в содружестве с музейщиками Тотьмы.

http://cultinfo.ru/news/2017/8...f-time-pub
В Тотьме презентовали альбом «Осколки времени», изданный на народные средства
... Помимо двухсот фотографий, альбом сопровождается обстоятельным повествованием о повседневной жизни уездной Тотьмы начала ХХ века. Авторами материалов стали сотрудники музея: Алексей Новоселов (составитель и ответственный редактор), Наталья Коренева, Вера Галушкина, Валентина Притчина и Елена Филиппова, а также выпускница магистратуры отделения культурологии ВоГУ Ольга Полоцкая. В редколлегию вошли известные вологодские историки Фёдор Коновалов, Леонид Панов, Александр Суворов, краеведы Игорь Воронин и Александр Кузнецов.

http://cultinfo.ru/news/index....2-totma-on
А для выпуска второго тома (1917–1953) тотьмичами-ветеранами в 2019 году был получен и реализован президентский грант на 500 тысяч рублей. Они же завоевали президентский грант 500 тысяч рублей на выпуск нынешнего тома.
.... иллюстрированный альбом «Осколки времени – 2: Тотьма на фотографиях 1917-1953 годов».
Книга, продолжившая серию «Осколки времени», ставшую по-настоящему популярной среди тотьмичей,
содержит более 250 снимков периода первых десятилетий советской власти из фондов ТМО и личных архивов горожан.
Работа над новым альбомом велась почти год, а профинансировал издание Фонд президентских грантов в рамках проекта, инициированного Тотемским районным советом ветеранов.

http://cultinfo.ru/news/2021/1...otografiya
Вышел альбом «Осколки времени – 3: Тотьма на фотографиях 1953-1985 годов»

... В издании приведено порядка 300 фотографий.
Альбом выпущен в год 85-летия поэта Николая Рубцова, самого талантливого тотьмича изучаемой эпохи.
...Но не только сбором материалов запомнился проект «Осколки времени – 3». Истории о жизни Тотьмы второй половины ХХ века решили перевести в удобный для молодежи формат коротких видеороликов, работой над которыми занимался специалист Тотемского музейного объединения Анатолий Пахнин вместе с молодежной студией «WHO?», работающей при творческом пространстве «АнтреСоль» под руководством еще одного сотрудника музея Светланы Немировой. Ветераны тоже помогли составить ролики и даже согласились выступить на камеру. Всего было снято восемь видеороликов. Их можно посмотреть в группе vk.com/totma35

....Альбомы «Осколки времени» вышел в издательстве «Древности Севера». Он будет передан в библиотеки Тотемского района и в редакцию местной газеты. По вопросам приобретения книги можно обратиться в Тотемское музейное объединение vk.com/totma35
---
Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы
KIrnira

Сибирь
Сообщений: 485
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 964
http://drevnostisevera.ru/wp-c...%D0%B5.pdf

УДК 930.26 ББК 63.4 Н 62

Никитинский И. Ф.
Тиуновское святилище – школа кокшаров XV века?
– Вологда, 2007. – 6
4 с.
...
Сведения о результатах этих работ опубликованы автором в 1996 году в статье «Исследования археологических памятников
XIV–XV веках на Верхней Кокшеньге».1 Результаты этих работ позволяют полагать, что на Верхней Кокшеньге в XIV–XV веках
формируется своеобразная этнографическая группа русского населения – кокшары.

Термин «кокшары»
впервые появляется в летописи под 1453 годом в связи с событиями междоусобной войны
между великим князем Василием Васильевичем (Темным) и его сыном Иваном Васильевичем, с одной стороны,
а с другой – князем Дмитрием Шемякой.

Устюжский летописный свод так повествует об этих событиях: «А князь великий Иван с Ондреивых селищ и з Галищины пошел на

Городишную, да на Сухону реку, да в Саленгу на Кокшенгу, воюючи, а городок Кокшенгский взял, а кокшаров секл множество, а с

Кокшеньги на Вологду».

Вологодско-пермская летопись добавляет, что «градков» было несколько: «градки их поимаша».
Отметим факт многочисленности кокшаров в середине XV века и то,
что современные археологические данные свидетельствуют о том же.

...
Можно полагать, что Тиуновское святилище, говоря современным языком, является трех-

мерной информационной системой, хранящей знания об окружающем мире, системе хозяйства и Вселенной.

Возможно, это одна из своеобразных древних ГИС (геоинформационных систем).
Информация на святилище передана в виде символов-петроглифов
и их блоков-сюжетов, нанесенных на большой четырехугольный
куполообразный камень, а также в устройстве всего святилища.

У Тиуновского святилища, скорее всего, было несколько функций, о

каждой из которых стоило бы поговорить отдельно.

Одной из основных его функций была функция обучения кокшаров.

Детей и подростков там могли обучать основам грамоты, математики, гео-

графии, а наиболее успешных учеников, вероятно, – астрономии

и представлениям о Вселенной.

В наше время информация наносится в виде графических
(письменных) или цифровых символов на бумажный или электронный носитель.
Примером такого информационного блока может служить запись:
«Тиуновское святилище имеет координаты
60°30′ северной широты и 44°39′ восточной долготы. Оно находит-
ся в 144 м выше уровня Балтийского моря. Магнитное склонение в данной местности составляет 11°06′ к востоку».

Население Верхней Кокшеньги в XIV–XV веках, надо полагать, накопило достаточно большой объем информации
об окружающем мире, и мастер грамоты нанес эту информацию в виде
имевших хождение в то время символов на долговременный
носитель – камень. Архаичность символов (илл. 39–42), примененных создателями святилища
(Солнце-громовержец, богиня – Мать всего живого с ветвью в руке и т.д.),
может быть объяснена консервацией древнерусских образцов культуры в процессе
освоения Северо-Востока Европы.
...
Известно, что древняя символика, заключенная в традиционной народной вышивке и резьбе по дереву,
доживает на Русском Севере до XIX и даже до XX века (илл. 13–15, 28, 29).
Впрочем, на святилище символичны не только петроглифы, но также и его
положение в пространстве, то есть на местности.
....
Соотношение южного основания трапеции камня с ее высотой (3 : 2,4 м)

такое же, как соотношение длины реки Сухоны от города Вологды

до Великого Устюга с расстоянием от реки Сухоны до реки Емцы
(500 : 400 км) и равно 1,25. Удивительно, что создателям святилища
удалось найти подходящий по размерам и пропорциям камень.


С Заволочьем топонимист А. К. Матвеев связывает распространение гидронимов с формантом «ньга» (илл. 23), например: река
Кокшеньга, река Сельменьга и т.д. Население, оставившее эти
гидронимы, известно по русским летописям и могильникам начала II тыс. н.э. (илл. 24) как «заволочская чудь».
Это население предшествовало русскому в данном регионе.
...
Возможно, были и знания тайные, не всем доступные. Свидетельство тому – надпись из четырех знаков в нижней части
ствола Древа Жизни, скрытая под землей.
Этими тайными знаниями могли обладать учитель и его далекие знакомые-грамотеи
откуда-то из Москвы, Новгорода, может быть, из первых крупных северных монастырей.



---
Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы
KIrnira

Сибирь
Сообщений: 485
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 964
ak.gif

А. В. Кузнецов
ДОСЛАВЯНСКИЕ ТОПОНИМЫ ТОТЕМСКОГО КРАЯ


https://www.booksite.ru/fulltext/1to/tma/alm/ana/3.htm
-----
https://www.booksite.ru/fulltext/two/tot/ma/4.htm

А. В. Кузнецов
РУССКИЕ ТОПОНИМЫ ТОТЕМСКОГО КРАЯ
(Из названий деревень)

5.gif
---
Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы
EugeniaShushlebina
Начинающий

EugeniaShushlebina

Вологда
Сообщений: 46
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 31
Добрый день, форумчане! Меня интересует любая информация об Экономических крестьянах Тотемского уезда. Когда и землю какой церкви они получили? Какой жизнью жили? Где можно найти информацию об этих людях? (Ревизскую сказку 1816г. просматривала) Если есть знатоки, поделитесь, пожалуйста, информацией!
KIrnira

Сибирь
Сообщений: 485
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 964
https://mir-knig.com/read_222875-3#

Черкасова М.С.
Северная Русь: История сурового края в ХIII–ХVII вв.

– Москва:
Центрполиграф, 2017. – С. 103–108.
....
При обращении к источникам по Вологде, Тотьме и Устюгу XVI–XIX вв. в них обнаруживаются и термин "улус", и – как уменьшительное от него – "улусец" . Удалось установить любопытное совпадение погоста древнерусского времени (XII в.) и улусца конца XVII в. Оно относится к известному по уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1136/37 г. погосту Векшенга . В переписных книгах 70–80-х гг. XVII в. фигурирует Векшенский улусец в значении "часть", "доля" в составе Векшенской волости (в улусце отмечена лишь деревня Глухая, принадлежавшая гостю И. Д. Панкратьеву). В это время и улусец, и волость входили в Тотемский уезд, сам же уезд формировался во второй половине XVI – первой четверти XVII в. из восточных волостей Вологодской и западных волостей Устюжской земли. О составе поселений погоста Векшенга на "дикой (правой. – М. Ч. ) стороне" Сухоны можно узнать из одной челобитной 1651 г. В погост входили следующие селения: слободка Пьянково по р. Сухоне ниже по её течению, до устья рч. Толшмы, дер. Куницыно подле Пьянковой слободы, дер. Выставка на устье рч. Ихалицы, дер. Глухая на речке Глухой и, наконец, искомая дер. Векшенья Воробьево тож. Несмотря на сильную хронологическую разведённость сведений о Векшенге как погосте XII в. и волости XVII в. (с частью её – улусцем), "прямое попадание" прихода и улусца в одну точку само по себе весьма показательно и, несмотря на исключительную редкость, побуждает к дальнейшим поискам. Речь в данном случае идёт о преемственности погостов древнерусского времени и позднейших административно-налоговых опорных пунктов в продолжавшемся освоении этой части Русского Севера, в том числе и в ордынскую эпоху.

Помимо Векшенского, в Тотемском уезде XVII в. были и другие улусцы. В волости Стрелице (на левой стороне Сухоны) известен Нутренской улусец на речке Нутрянке (то есть и он был её частью). В составе ещё одной тотемской волости – Толшмы (на правой стороне Сухоны) – и тоже как часть её переписные книги 1670–1680-х гг. отмечают Маныловский улусец (приход ц. Рождества Христова). Остальная же часть этой волости улусцем не называлась и образовывала приход церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на устье р. Толшмы, существовавший уже к середине XVI в. Здесь был местный торжок и Усть-Толшменская таможня (ныне – с. Красное). В одной крестьянской челобитной преосв. Александру Устюжскому и Тотемскому 1697 г. фигурирует Верхоеденгский улусец – приход церкви Николая Чудотворца.

Тотемские улусцы продолжали существовать и во второй половине XVIII в. В окладной книге Устюжской епархии 1755 г. (в неё тогда входил и Тотемский уезд) отмечены следующие улусцы-приходы: Нутренской, Векшенский, Чаловский, Ихалицкий (во всех – церковь Николая Чудотворца), Маныловский (с той же церковью Рождества Христова) и Верхоеденский Старототемской волости. Географически улусцы располагались как по правому, так и по левому берегу р. Сухоны. Заметное присутствие в них Никольских храмоименований не случайно, учитывая охранительные функции этого святого для плавающих по водам. Исторически тотемские погосты, несомненно, относились к территории Устюжской земли, западный рубеж которой с Вологодской землёй ранее всего фиксируется в 1540-х гг., а затем – в комплексе писцовых и переписных книг XVII в. Он проходил по Сямженской волости, расположенной по частям и в Вологодском, и в Устюжском (в XVII в. – в Тотемском) уезде. В составе Сямженской волости в XVII в. был Рубежский станок, а в соседней тотемской волости Моле – деревня с выразительным названием Порубеж. Вологодско-устюжское разграничение в районе Сямжи-Молы отражало разную политическую и владельческую принадлежность данных земель – восточный рубеж вотчин старшей ветви ярославских князей (Пенковых) на их вологодской окраине и мелкие уделы Ростовского княжества (князей Голениных – старшей линии Ростовского дома) на западной оконечности Устюжской земли. В условиях ордынского ига к этому политическому разграничению мог добавиться ещё учёт податных округов для выплаты выхода с северных окраин Ярославского и Ростовского княжеств.
---
Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы
KIrnira

Сибирь
Сообщений: 485
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 964
https://mir-knig.com/read_222875-36#
Черкасова М.С.
Северная Русь: История сурового края в ХIII–ХVII вв.
– Москва:
Центрполиграф, 2017. – С. 103–108.

№ 3

1670 г. марта 18. Купчая московского торгового иноземца Т. А. Келдермана Г. М. Фетиеву на варницу в Тотьме

(Сст. 4) Се яз, московской торговой иноземец Томос Андреев сын Келдерман, продал есми вологжанину посацкому человеку Гавриле Мартынову сыну Фетиеву и жене ево и детем на Тотме варницу свою со всякими угодьи с цереном да в новой трубе десятая доля трубы. А наставка то ж, что я купил у дьяка у Ивана Хорламова. Да у тои же варницы анбар саленой да двор с хоромами, что есть на дворе хором, да у двора огород да три сусловки полянки с пашнею и сенными покосы, что на Тотме на посаде на всполье в межах с Рожественским попом Анофреем, а другая половина в межах с Климатовским попом Офонасьем, а третья полянка с Предтеченским попом Иваном да полянка на Медветке реке, что бывало Дмитрея Симонова смежно Зиновием Васильевым, да против двора по другой стороне улицы сенные покосы прозвище Бовыкино и со всеми угодьи к тое варнице, что к той варнице есть.

А взял я, Томас, за тое варницу со всеми угодьи, что к тои варнице есть, у него, у Гаврила, триста рублев денег серебряных. А та моя варница со всеми угодьи и с сенными покосы опричь Гаврила иному никому не продана и не заложена и по душе ни по кокой не отказано и в приданые ни за кем не отдано и в ынех ни в каких крепостях ни у кого (сст. 5) ничем не написано и не укреплено и на великого государя ни в которой приказ ни за что не отписано. А будет хто у него, Гаврила Фетиева, или у жены ево и у детей учнет по каким крепостям в ту варницу или в какие угодья вступатца, и мне, Томосу, ото крепостей очищать и убытка ничево никакова не довести. А будет от каких крепостей или от записки на великого государя в которой приказ, в коком моем, Томасовом, долгу не очищу и убытка отчево каково до него, Гаврила, или до жене ево и да детей в той их варнице или в каком угодье в своем неочищенье доведу, и ему, Гаврилу, и жене ево и детем взяти на мне, Томосе, той варнице и всяким угодьем от всяких крепостей и от записки на великого государя очиска да убытки свои в моем, Томасове неочищенье учинятца все сполна по ево, Гаврилове скаске, что он скажет. А будет ту варницу или каковое угодье у него, Гаврила, возмут на великого государя в каком моем, Томасовом, долгу или в начетных государевых денгах или по каким крепостям или по чему ни будет, а будет тое варницу отдадут мои, Томасовы, сородичи или кому ни буди на выкуп и ему, Гаврилу, взять на тех выкупщиках те свои денги триста рублев по сей купчей все сполна да за прибылое строенье, что Гаврила внов построит всякого варнишного и хоромного строенья, на тех выкупщиках взять ему, Гаврилу, по своей скаске. Да мне ж, Томосу, свою варницу со всеми угодьи записать по сей купчей в приказе Устюжския Чети на ево, Гаврилово, имя в записные книги. А что у меня, Томоса, на тое варницу была старая купчая Ивана Харламова, и тое старою свою купчую отдал я, Томас, ему, Гаврилу.

А на то послуси: Афонасей Татаринов, Ипат Григорьев, Герасим Микифоров, Василей Веневцов. А купчую писал Ивановские площади подьячей Артюшка Иванов лета 7 тысяч сто семьдесят осмаго году апреля в восм на десять день.

На обороте : К сей купчей Томас Келдерманов варницу свою без цырена продал и денег триста рублев взял и руку

Послух Фомка руку приложил.

Послух Патко руку приложил.

ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. № 1357. Подлинник писан на столбце из двух пронумерованных сставов – 4-го и 5-го.
---
Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы
Лайк (1)
jeinorl

Россия, Пермь
Сообщений: 267
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 149
Подскажите, пожалуйста, в 1916 наши родственники (прабабушка и прадедушка) уехали из СПб в Тотьму и 26.02.1917 года родили там первую дочку - нашу бабушку. Бабушка всегда говорила, что родилась в Тотьме, не упоминая никакой деревни. В начале 1917 года еще были метрические книги. Подскажите, какие в то время были рабочие церкви в Тотьме, где они могли крестить бабушку? Получить бы скан метрики как доказательство родства, для дальнейшего заказа из ЗАГСа сведений о смерти пра-прабабушки (она скорее всего умерла перед 1934 в Тотьме тоже.

Спасибо!
---
Варнашевы, Морошкины, Цыкины
Stephen

Вологда
Сообщений: 196
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 216

jeinorl написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, в 1916 наши родственники (прабабушка и прадедушка) уехали из СПб в Тотьму и 26.02.1917 года родили там первую дочку - нашу бабушку. Бабушка всегда говорила, что родилась в Тотьме, не упоминая никакой деревни. В начале 1917 года еще были метрические книги. Подскажите, какие в то время были рабочие церкви в Тотьме, где они могли крестить бабушку? Получить бы скан метрики как доказательство родства, для дальнейшего заказа из ЗАГСа сведений о смерти пра-прабабушки (она скорее всего умерла перед 1934 в Тотьме тоже.

Спасибо!
[/q]


В ГАВО есть метрики за 1917 год, вот ссылка:
https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/494121
Правда, пока не оцифрованы и не выложены.
Можете подать запрос на поиск записи о рождении. Вам не обязательно знать конкретную церковь. Просмотрят все.
Лайк (1)
jeinorl

Россия, Пермь
Сообщений: 267
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 149

Stephen написал:
[q]
В ГАВО есть метрики за 1917 год, вот ссылка:
[/q]

Я правильно понимаю, что там находится информация о приходах? Церкви, священнослужители, информация об имуществе. Или там еще метрики есть?
Спасибо за ответ!
---
Варнашевы, Морошкины, Цыкины
dimarex
Модератор раздела
Ведущий историк-генеалог, писатель-краевед

dimarex

Частный специалист

Север - Вологда, Антарктида станция ВГД
Сообщений: 3230
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3760

Stephen написал:
[q]

jeinorl написал:
[q]

Подскажите, пожалуйста, в 1916 наши родственники (прабабушка и прадедушка) уехали из СПб в Тотьму и 26.02.1917 года родили там первую дочку - нашу бабушку. Бабушка всегда говорила, что родилась в Тотьме, не упоминая никакой деревни. В начале 1917 года еще были метрические книги. Подскажите, какие в то время были рабочие церкви в Тотьме, где они могли крестить бабушку? Получить бы скан метрики как доказательство родства, для дальнейшего заказа из ЗАГСа сведений о смерти пра-прабабушки (она скорее всего умерла перед 1934 в Тотьме тоже.

Спасибо!
[/q]



В ГАВО есть метрики за 1917 год, вот ссылка:
https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/494121
Правда, пока не оцифрованы и не выложены.
Можете подать запрос на поиск записи о рождении. Вам не обязательно знать конкретную церковь. Просмотрят все.
[/q]

Так это совершенно не то, ибо КВ, а не МК.
---
Чтить! Помнить! Поминать!
Я нужен людям, поэтому и должен... к/с "Черная метка" (Майкл Вестен)
Генеалогические исследования: абсолютно все Вологодские фамилии. Дневник dimarex и почта: dimaximus72@yandex.ru
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 29 30 31 32 33 * 34 35 36 37 ... 84 85 86 87 88 89 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈