JGODA Сергей, здравствуйте!
На Успенском кладбище г. Челябинск похоронены отец и сын БАЛЖИ.
Михаил Федорович
БАЛЖИ (1908—1970) — конструктор тракторов и танков. Автор проекта тяжелого танка «ИС-3». Лауреат Сталинской премии первой степени.
Сергей Михайлович БАЛЖИ (1945-2004)
[
color=red]Конструктор с редкой фамилиейМихаил Федорович
Балжи (1908-1970) навсегда вписан в челябинскую историю выдающимся конструктором гражданских и боевых машин: С-65, С-2, КВ, С-80, ИС-2, ИС-3, ИС-4, АТС-2, Т-10: Он оставил стране и народу 150 научных работ и талантливых учеников! Был награжден за свой выдающийся труд орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени (1944-1945), Трудового Красного Знамени (1944), Красной Звезды (1943) и шестью медалями. А ведь мог стать крупным землевладельцем, жить безбедно и сытно, но госпожа история распорядилась иначе, перекроила его судьбу не единожды.
Отец Михаила
Балжи был греком. Переселившись однажды на Украину, Федор Кериакович развернулся во всю ширь на плодородной земле: имел 300 га, большое хозяйство и наемных работников. Жена Екатерина Ильинична родила ему восьмерых детей: Николая, Наталью, Александру, Сергея, Михаила, Екатерину, Надежду, Веру. Сын Михаил появился на свет 19 августа 1908 года в селе Боевое Юзовского уезда Екатеринославской губернии (Донецкая область).
Первая мировая, 1917 год, Гражданская война. Екатеринославскую губернию кто только не захватывал: Деникин, Махно, Красная Армия, Врангель. Власть в городе менялась 25 раз! Однако в 1920-м установилась советская. И для семьи крупного землевладельца Балжи наступило время потерь и лишений. Когда в 1922 году он умер, детям его пришлось стремительно взрослеть и самим зарабатывать на жизнь.
В августе 1923 года Михаил был принят смазчиком на газогенераторную мельницу в селе Ново-Каракуба. Мальчишка был похож на взъерошенного воробья: худенький, вихрастый, но подвижный и толковый. Он продолжал по-прежнему много читать, и через два года, несмотря на его происхождение, проф-ком, видя необыкновенную тягу парнишки к знаниям, решил помочь ему встать на ноги – дать рабочую профессию. Так профсоюз «Пищевкус» в 1925 году командировал его в Мариуполь, где Балжи стал учиться в профессионально-технической школе и получать стипендию от профсоюза.
В 1927 году Миша уже работал токарем на заводе «Комитета биржи труда». В 1928-м переехал в Харьков, где устроился по специальности на завод «Серп и молот». Но его по-прежнему тянуло к наукам. И опять ему пошли навстречу – руководство завода направило в институт. В сентябре 1930 года он стал студентом автотракторного факультета Харьковского механико-машиностроительного института вечернего отделения. В это же время в СССР началось планомерное развертывание танкостроения. На заводе «Серп и молот» Михаил занял должность инженера: сначала – инструктор по рационализации, затем – техник по оборудованию, потом – начальник конструкторского бюро. А в Харькове завершилось строительство второго в СССР тракторного завода. И Балжи был откомандирован туда старшим конструктором моторного цеха (1931-1935).
В 1933 году Михаил перевелся на дневное отделение института, повлияла на его решение Надежда Бреславец. Родом Надя была из-под Харькова (город Валки). Оставшись в шесть лет без матери, воспитывалась в Харькове у сестры. Познакомились Михаил и Надежда случайно, в трамвае, когда возвращались домой. Как оказалось, они работали на одном заводе. Вскоре поженились. Через два года Михаил окончил институт, получив диплом инженера-механика. Наркомат направил Балжи в Челябинск (1935), на тракторный завод имени Сталина. А Михаил был в Челябинске на преддипломной практике. И влюбился в завод! Был в восторге, когда узнал, что направили его туда, куда он мечтал.
На ЧТЗ работали конструкторы над созданием нового дизельного трактора С-65 («Сталинец-65»). Через два года Михаил Балжи был включен в состав опытно-конструкторской группы. И в мае 1937 года челябинский С-65 получил на Всемирной промышленной выставке, проходившей в Париже, Гран-при. Вскоре Михаил подключился к работе над совершенствованием конструкций тягача С-2 («Сталинец-2»). Тягач был внедрен в серийное производство, а Балжи награжден знаком «Передовой конструктор советского машиностроения». С 1937-го по 1938 год он руководил конструкторской группой трансмиссий и шасси.
Но на самом деле в жизни конструктора не все шло гладко. Ему часто напоминали о его происхождении: например, на второй съезд профсоюза тракторной промышленности он не поехал потому, что коммунисты во главе с И.С. Белостоцким отмели его кандидатуру. И старшего брата Сергея, умницу, окончившего классическую гимназию, а затем политехнический институт в Ленинграде, знавшего пять иностранных языков, арестовали в 1937-м и отправили в Казахстан. А жить надо было, и Михаил Балжи, несмотря на все перипетии, не унывал, тем более что в семье у него родилась дочка Ирина (1937).
В 1940 году вышел приказ наркома об организации на заводе производства тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). Танк был разработан на Кировском заводе Ленинграда. А на ЧТЗ было создано специальное конструкторское бюро (СКБ). Балжи стал заместителем начальника СКБ (1940-1941, 3-й танковый отдел). Ох, и наделал шуму танк на фронтах! Немцы в ужасе бежали от него. А генералы издали смешной приказ, запрещавший солдатам кричать при объявлении тревоги паническое «Русские танки!»
Да, перед самой войной вчерашним тракторостроителям нужно было наладить беспрерывное производство танков. Сделать это было непросто. В чертежах и документации было много неувязок. Челябинцам не хватало опыта, поэтому коллектив вскоре пополнился конструкторами-танкистами с Ленинградского завода имени Ворошилова. М.Ф. Балжи назначили старшим инженером по новым танкам (1941-1943). А вскоре он становится заместителем главного конструктора завода (1943).
И все равно на ЧТЗ остро ощущалась нехватка специалистов. У трудового коллектива появилась мысль о создании вуза. Совет народных комиссаров СССР принял постановление, разрешающее создать вуз. В организации института участвовал Кировский завод, разместившийся в годы войны в Челябинске. Занятия со студентами велись главным конструктором Ж.Я. Котиным (вернется вновь в Ленинград), его первым заместителем Н.Л. Духовым (переведется в Арзамас-16), а также другими конструкторами. Уже в военные годы на завод поступила первая группа выпускников. После войны специалисты разъехались, но на ЧТЗ остались свои доморощенные высококвалифицированные инженерные кадры – челябинские танкостроители (<Школа Духова>

.
Труд конструкторов, преподавателей, инженеров, всех работников завода в лихие годы был очень напряженным. Скудное питание и большой объем работы изматывали людей. Дни без отдыха подрывали здоровье. Нечасто Михаил Федорович видел своих родных. Все жили на заводе! Но в 1944 году недалеко от Челябинска на реке Миасс (поселок Шершни) кировцы построили летние дачи. В этом году впервые за все время войны Михаилу Федоровичу в августе неожиданно дали отпуск. Настоял Духов. Вытолкал его с завода на целых десять дней! Духову нужны были знания и способности талантливого конструктора как никогда, ведь перед отдыхом он познакомил Балжи с интересной статьей военного инженера полковника Завьялова. Завьялов вместе с сотрудниками Бронетанковой академии изучал характер повреждений наших танков вражескими снарядами. Советской армии нужен был иной танк, выносливее прежних.
В Шершнях Балжи бродил по лесу, плавал, а сам мысленно разрабатывал новый танк, башня у которого будет сферической формы, корпус следует сварить из сильно наклоненных броневых листов, а броню следует усилить и одновременно облегчить в местах теоретически безопасных. В конце сентября в кабинете Духова было развешано огромное количество чертежей. Духов одобрил планы Балжи, освободил его от остальной работы и дал в помощь сильных конструкторов: Т.В. Крученых, С.В. Федоренко, В.И. Торотько: Они были заняты только техническими проектами нового танка (ИС-3, «Победа»). В последних числах октября 1944 года первый образец танка вышел из ворот завода и был обкатан на Бродокалмакском тракте. Но до совершенства было далеко (танк ИС-3 установлен на Комсомольской площади, боевая техника времен войны имеется на выставке в саду Победы).
Говорят, после войны сильнее Балжи на заводе конструктора не было. В 1946 году он получил Государственную премию. В этом же году у него родился сын Сергей. Сергеем отец назвал его в честь своего родного брата, судьба которого к тому времени была неизвестна. Но именно в 1946 году Сергей Федорович Балжи был освобожден. И прежде чем поехать в Киев к семье, он добрался до Челябинска. Был страшно болен. Михаил Федорович лечил его в больнице, потому Сергей задержался в Челябинске месяца на четыре.
Надежда Федоровна после рождения сына Сережи ушла с работы и целиком отдала себя воспитанию детей. Михаил Федорович был назначен главным конструктором СКБ (1947-1952, после отъезда Н.Л. Духова). И на кафедре в институте Балжи подхватил дело Духова. Им дорабатывались ИС-2, ИС-3, ИС-4. Под его руководством была впервые применена дифференцированная форма брони. Измененная компоновка агрегатов машины делала танк короче и ниже – это уменьшало его уязвимость. Конструктор занимался тракторами С-65, С-80, внедрял в серийное производство артиллерийский тягач АТС-2, был занят разработкой и постановкой на производство тяжелого танка Т-10, плавающего танка ПТ-76 в составе опытно-конструкторской группы. А еще позже конструкторами разрабатывались и собирались опытные образцы танка-разведчика на воздушной подушке (объект 760), тяжелого танка с двигателем 1000 л.с., ракетного танка (объект 775).
1952-й стал для Михаила Балжи годом большой утраты – умерла его любимая жена. На отдыхе в курортной зоне Увильдов случился казус. <В помещение залетела летучая мышь, – рассказывает сегодня Ирина Михайловна Шуваева, дочь конструктора. – Сережа сильно испугался – был еще маленький. Мама стала выгонять непрошеную гостью. Переволновалась, а сосуды у нее были плохие, к утру поднялось давление – обширный инсульт:>
С 1956 года конструктор Балжи перешел в институт на постоянную работу: стал деканом автотракторного факультета (1956-1961 и 1965-1970) и заведующим кафедрой <Гусеничные и колесные машины>. В 1965-м Балжи стал доктором технических наук и профессором. «Мама умерла, мне было 14 лет, – вспоминает Ирина Михайловна. – Отец перешел в институт. Он стал для меня большим другом. Поддерживал как мог. Но дома его по-прежнему не было. Вот говорят, что у человека должно быть помимо работы какое-то увлечение, хобби. А у него работа была главным увлечением.
У нас была дружная семья. Когда мама была жива, мы всегда обедали поздно, в 18.00. Отца ждали, когда вернется с работы. Он любил, чтобы за обедом вся семья была в сборе. Чуть передохнет и с 21.00 – снова за рабочий стол. Спать валился после двух ночи. Про него очень много выдумывают теперь, слагают какие-то легенды по поводу знамен в его спальне и другое. Все это неправда! Он был очень скромным человеком, не любил шумихи около себя. Отказывал журналистам – не хотел, чтобы о нем писали. Женился второй раз только через восемь лет. Но у нас с новой его женой не сложилось: А с Таней, ее дочерью, мы подружились, с ней сложились хорошие отношения».
Второй женой конструктора Балжи стала Раиса Васильевна Громова, оперная певица, окончившая в 1954 году Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Приехала в Челябинск перед открытием оперного театра в 1955 году и стала его солисткой (1955-1967).
О Раисе Васильевне сведений в Челябинске осталось немного, сохранилась статья в «Комсомольце» о ее первых выступлениях в оперном: «Громова воплотила в Татьяне основные черты русской женщины – душевную чистоту, нежность, преданность, волю и стойкость, что нашло яркое выражение в заключительной сцене оперы («Евгений Онегин»)». Известно, что в годы войны она была связной в партизанском отряде. А пела впервые на сцене в 1946 году в Ленинграде и в этом же году стала лауреатом смотра вокалистов.
Ирина Михайловна окончила ЧПИ (строительный факультет). Замуж вышла за преподавателя института Сергея Михайловича Шуваева. Потом они уехали в Харьков. Ирина Михайловна так и живет в Харькове с 1973 года. Муж ее преподавал в ХАДИ (Харьковский автодорожный институт) до 2001 года, умер в 2006-м. Ирина Михайловна тоже преподавала до 1995 года в Харьковском институте сельского хозяйства на архитектурно-строительном факультете. Дочь их Ирина Сергеевна – искусствовед, хотя окончила в Харькове музыкальную школу, а потом в Ленинграде философский факультет, живет в Санкт-Петербурге и преподает искусствоведение. И дочка ее Маша учится на искусствоведа. О дочери Громовой Тане мало что известно, она окончила музыкальное училище в Челябинске по классу фортепиано. Сама Раиса Громова какое-то время преподавала вокал на музыкальном отделении в Челябинском педагогическом училище № 1. А затем вернулась в Ленинград. Сообщить о ней что-нибудь Ирина Михайловна не смогла. Они не общались.
По-разному сложилась жизнь у детей Михаила Федоровича Балжи. Но они всегда помнили, чьи они дети – выдающегося конструктора, гордились им. Любовь и уважение к отцу передали своим детям. Сегодня дедом гордятся внуки и правнуки. Гордимся и мы, челябинцы, необыкновенным и талантливым конструктором с редкой для уральских мест фамилией, вписавшим в историю завода, города, страны героическую страницу.