Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
0_bce0f_4fa17f03_S.png
i.gif Пожалуйста, по своим личным поискам (по фамилиям рода) и отдельным населенным местам
открывайте фамильные или дневниковые темы.
Географический раздел по Полтавской губернии разбит на уезды/волости.
Придерживайтесь, пожалуйста, выбранной схемы, открывая новые темы.


i.gif
Пользуйтесь папками с микрофильмами, которые собрали участники форума -

Украинские архивы https://drive.google.com/drive...X3RUrhN9eb
https://drive.google.com/drive...DMzy5gXNvs


i.gif ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на то, что
ВСЕ украинские разделы и темы закрыты для редактирования...
Напечатав свое сообщение, не поленитесь проверить его на предмет грамматических ошибок и неточностей в изложении
через опцию "Предварительный просмотр"...и только потом отправляйте на форум через опцию "Отправить"..
________ Не забывайте из цитат участников в Ваших постах удалить лишнее, оставив только ту часть, на которую даете ответ
или задаете вопрос.


434248896.gif?1542195993
i.gif Коллеги, просьба не забалтывать ИНФОРМАТИВНЫЕ темы, которые (без вопросов/ответов).

i.gif Ведем дискуссии в рамках приличия, не нанося друг другу взаимных обид и оскорблений.
Взвешенно и аргументировано обсуждаем вопросы/ответы участников, работающих по регионам раздела.

Кобелякский уезд

уезд по АТД в составе Полтавской губ., существовавший в 1781 — 1923 годы. Уездный город — Кобеляки

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14  15 16 17 18 19 ... 69 70 71 72 73 74 Вперед →
Модератор: Ёжик
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5927
Кобелякский уезд — административно-территориальная единица в составе Полтавской губернии Российской империи, существовавшая в 1781 — 1923 годы. Уездный город — Кобеляки.

В 1913 году в состав уезда входила 21 волость:

Бреусовская — с. Бреусовка,
Село возникло на базе Зинковских хуторов, известных с XVIII века, среди которых был и казачий хутор Бреусовка
В настоящее время Бреусовка (укр. Бреусівка) — село, Бреусовский сельский совет, Козельщинский район, Полтавская область. Является административным центром Бреусовского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Винники, Красноселье, Новосёловка, Александровка Вторая, Хмарино и Чечужино.

Бригадировская — с. Бригадировка,
В настоящее время Бригадировка (укр. Бригадирівка) — село, Оленовский сельский совет, Козельщинский район, Полтавская область.

Бродщинская — с. Бродщина,
В настоящее время Бродщина (укр. Бродщина) — село, Бродщинский сельский совет, Кобелякский район, Полтавская область. Является административным центром Бродщинского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Леваневское, Николаевка, Павловка и Самарщина.

Беликская — м. Белики,
В настоящее время Бе́лики (укр. Білики) — посёлок городского типа, Беликский поселковый совет, Кобелякский район, Полтавская область.

Велико-Кобеликская — с. Столбина Долина, Давидовский хут.,
В настоящее время Столбина Долина (укр. Стовбина Долина) — село, Столбино-Долинский сельский совет, Новосанжарский район, Полтавская область. Является административным центром Столбино-Долинского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Грекопавловка, Давыдовка и Кобы.

Волчеречская — хут. Волчереч, Великий Кобелячек, с., Волчереч, хут., Морковка (Граповка), с., Попово, с., Супротивная Балка, хут.
В настоящее время Великий Кобелячек (укр. Великий Кобелячок) — село, Великокобелячковский сельский совет, Новосанжарский район, Полтавская область. Является административным центром Великокобелячковского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Козубы, Сулимы и Шелкоплясы.
В настоящее время Супротивная Балка (укр. Супротивна Балка) — село, Супротивнобалковский сельский совет, Новосанжарский район, Полтавская область. Является административным центром Супротивнобалковского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Кальницкое и Пасечное.

Китай-Городская — м. Китай-Городок, Китайгород, м., Рудчанский хут.
В настоящее время Кита́йгород (укр. Китайгород) — село, Китайгородская сельская территориальная община, Царичанский район, Днепропетровская область. Является административным центром Китайгородской сельской территориальной общины, в которую входят также сёла Рудка, Кравцовка, Рыбалки и Щербиновка.

Кишенская — м. Кишенка, Куты, д., Переволочна, м.
В настоящее время Кише́ньки (укр. Кише́ньки) — село, Светлогорский сельский совет, Кобелякский район, Полтавская область.

Клюсово-Зачепиловская — хут. Клюсовские, Зачепловские хут., Пологовские хут.
В настоящее время Клюсовка (укр. Клюсівка) — село, Клюсовский сельский совет, Новосанжарский район, Полтавская область.

Кобелякская — г. Кобеляки, Волчья Речка, с., Горешние Млины, с., Заворсклянский хут., Таранушечевский хут.
С 1765 года Кобеляки входили в Екатерининскую провинцию Новороссийской губернии,
здесь дислоцировался штаб Днепровского пикинёрного полка и его 4-я рота.
В 1773—1783 годах — ротный город 4-й роты Днепровского пикинёрского полка,
с 1796 года — входили в Кременчугский уезд Малороссийской губернии.
В настоящее время Кобеляки (укр. Кобеляки) — город, административный центр Кобелякского района Полтавской области.

Куликовская — хут. Куликовские, Задовчанский хут., Михновка, с., Николаевка, д. (Мазуровка), Пащенков хут., Решетиловские хут.
Шатраевка, д.

Кустоловская — с. Кустолово, Великий Степ, хут., Дробиновка, слоб., Кустоловский хут., Солонцы, хут.,
В настоящее время Кустолово (укр. Кустолове) — село, Кустоловский сельский совет, Новосанжарский район, Полтавская область. Является административным центром Кустоловского сельского совета, в который, кроме того, входит село Малые Солонцы.

Лашковская — с. Лашково,
В настоящее время Ля́шковка (укр. Ляшківка) — село, Ляшковский сельский совет, Царичанский район, Днепропетровская область. Является административным центром Ляшковского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Назаренки, Орловка и Шаровка.

Маячская — м. Маячка, Андреевка, с., Канавы, хут., Ливенское, с., Михайловка, с., Шидеева, д.
В настоящее время Маячка (укр. Маячка) — село, Маячковский сельский совет, Новосанжарский район, Полтавская область. Является административным центром Маячковского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Губаревка и Рекуновка.

Ново-Сенжаровская — м. Ново-Сенжары, Забродки, хут., Лелюховка, с.,
В настоящее время Но́вые Санжа́ры (укр. Нові Санжари) — посёлок городского типа, Новосанжарский поселковый совет, Новосанжарский район, Полтавская область.
Лелюховка (укр. Лелюхівка) — село, Лелюховский сельский совет, Новосанжарский район, Полтавская область. Является административным центром Лелюховского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Забродки.

Озерская — м. Озеры, Бригадировка, с., Комендантовка, д., Солошино, с.
В настоящее время Озера (укр. Озера) — село, Озерянский сельский совет, Кобелякский район, Полтавская область. Является административным центром Озерянского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Морозы, Поводы и Прощурады.

Орликская — м. Орлик, Заоченское, с.,Новый Орлик, м., Старый Орлик, м.
В настоящее время Орлик (укр. Орлик) — село, Орликский сельский совет, Кобелякский район, Полтавская область.

Сокольская — м. Соколка, Дашковы хут., Дриждовы, хут., Лучки, с., Ханделеевка, с.
В настоящее время Левобережная Соколка (укр. Лівобережна Сокілка) — село, Ольховатский сельский совет, Кобелякский район, Полтавская область.

Хорошковская — с. Хорошки, Буняковка, м., Голтва (с предместьем Горы), м., Замостье, с., Прилепка, д., Хорошковские хут., Юрки, с.
В настоящее время Хоришки́ (укр. Хорішки)— село, Хоришковский сельский совет, Козельщинский район Полтавская область. Является административным центром Хоришковского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Вольное, Загребелье, Костовка, Пашеновка, Юрки и Юрочки.

Царичанская
— м. Царичанка, Тарасовский хут.
Царича́нка (укр. Царичанка) — посёлок городского типа, Царичанский поселковый совет, Царичанский район, Днепропетровская область, Украина. Является административным центром Царичанского района и административным центром Царичанского поселкового совета, в который, кроме того, входят сёла Драговка, Дубовое, Калиновка, Лысковка, Пилиповка, Селяновка, Тарасовка и Турово.

Чорбовская — с. Чорбовка, Ивановка, с., Комаровка, с., Кустолова Чорбовка, с.
Чорбовка (укр. Чорбівка) — село в Кобелякском районе Полтавской области Украины. Является административным центром Чорбовского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Белоконовка, Комаровка и Червоное.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Лайк (5)
дарий
Новичок

Сообщений: 5
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 1
Уважаемая PElena спасибо вам.Андрей Река мой дваюродный дядя по материнской линии . Александр Река г.Новачеркасск 101.gif 101.gif 101.gif
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5927
http://www.soldat.ru/doc/sovinfburo/1943/1943_09.html

Оперативная сводка за 24 сентября 1943 года

На КУБАНИ и северо-западнее НОВОРОССИЙСКА наши войска, продолжая наступление, продвинулись вперёд от 4 до 8 километров и заняли несколько населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты ЧЕКОН, ГАСТАГАЕВСКАЯ, ОЛЬХОВКА, БЛАГОВЕЩЕНСКОЕ.

На ДНЕПРОПЕТРОВСКОМ направлении наши войска продолжали наступление и, продвинувшись на отдельных участках вперёд от 5 до 20 километров, заняли свыше 90 населённых пунктов, в том числе районный центр Днепропетровской области ЦАРИЧАНКА, районный центр Полтавской области КИШЕНЬКИ и крупные населённые пункты КРАСНОЕ, ХАНДЕЛЕЕВКА, КАКУРОВКА, КРАВЦОВКА, КИТАЙ-ГОРОД, МОГИЛЁВ 1-й и 2-й, НОВО-ПОДКРЯЖ, ПРЯДОВКА, ШЕВЧЕНКОВО, ПЕРВОЕ мая, ТАРАСОВКА, СПАССКОЕ, ПОПОВА-БАЛОВКА.

На КРЕМЕНЧУГСКОМ направлении наши войска продолжали развивать успешное наступление и, продвинувшись вперёд от 10 до 20 километров, заняли более 100 населённых пунктов, в том числе районные центры Полтавской области РЕШЕТИЛОВКА, НОВЫЕ СЕНЖАРЫ, крупные населённые пункты ТОЛСТАЯ, ТРОЙНИКИ, РАДИОНОВКА, МОСТОВИВЩИНА, БАЛАКЛИЯ, ДЕМИДОВКА, МАЧУХИ, СТАРЫЕ СЕНЖАРЫ, ДМИТРЕНКИ, СУДОВКА, ЛЕЛЮХОВКА, БОЯРКА, БЕЛИКИ и железнодорожные станции АБАЗОВКА, МАЛАЯ ПЕРЕЩЕПИНСКАЯ, НОВЫЕ СЕНЖАРЫ, ЛЕЩИНОВКА.

На КИЕВСКОМ направлении наши войска, продолжая развивать наступление, продвинулись вперёд от 10 до 20 километров и заняли свыше 50 населённых пунктов, в том числе город БОРИСПОЛЬ, районный центр Киевской области ВЫСШАЯ ДУБЕЧНЯ и крупные населённые пункты НИЗШАЯ ДУБЕЧНЯ, ПУХОВКА, МАРТУСОВКА, ИВАНЬКОВО, ГЛУБОКОЕ, РОГОЗОВ, ЛЮБОРЦЫ, СОШНИКОВ, КОВАЛИН, ДМИТРОВКА, КРАПИВНА, ЧАПАЕВКА.

На ГОМЕЛЬСКОМ направлении наши войска продолжали развивать успешное наступление и, продвинувшись на отдельных участках вперёд от 10 до 20 километров, заняли свыше 160 населённых пунктов, среди которых районный центр Орловской области КЛИМОВО, районные центры Черниговской области ГОРОДНЯ, ТУПИЧЕВ, крупные населённые пункты ДЕГТЯРЁВКА, НИВНОЕ, ЛЯЛИЧИ, ГЛУХОВКА, ЛЫЩИЧИ, ПАВЛИЧИ, ХАЛЕЕВИЧИ, ДУШКИНО, МЕДВЕДОВО, НИЖНЕЕ, КУРОЗНОВО, СЫТАЯ БУДА, СТАРЫЙ и НОВЫЙ РОПСК, ГЕТМАНСКАЯ БУДА, КУРШАНОВИЧИ, ВИШНЕВКА, МОГУНИЩЕ, ХРЕНОВКА, МОЩЁНКА, ХРИПОВКА, БОЛЬШОЙ ЛИСТВЕН, ВЫХВОСТОВО, ЗВЕНИЧЕВ, ОСНЯКИ, ХМЕЛЬНИЦА, РУДКА, ШЕБЕРИНОВКА, ПЛЕХОВО и железнодорожные станции НОВОРОПСК, КАМКА, ГОРОДНЯ.

На СМОЛЕНСКОМ направлении наши войска продолжали наступление и, продвинувшись на отдельных участках вперёд от 4 до 5 километров, заняли свыше 50 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты НОРЕЛЛЫ (11 километров северо-восточнее СМОЛЕНСКА), ИЛЬИНА, ЛАВРОВА, МОКШЕЕВО, МИТЮШИНО, СЛОБОДА.

Наши войска, наступающие северо-западнее СМОЛЕНСКА, на отдельных участках продвинулись вперёд от 4 до 5 километров и заняли более 20 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты МАЛАХИ, МАРЧЕНКИ, ВОЛОТЫ, МИХАЛКОВА, СОСЕНКА, ЗАХАРЬИНО, ШИТНИКИ, ЗЫКОЛИНО.

В течение 23 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 49 немецких танков. В воздушных беях и огнём зенитной артиллерии сбито 38 самолётов противника.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5927
http://www.heraldicum.ru/ukraine/towns/zacepi1.htm

с.Зачепиловка
(Полтавская область; Украина)

Герб Зачепиловки разработан А.Б.Гречило и утвержден 25 августа 1999 года решением сессии сельского совета.

"В золотом поле два зеленых яворовых листка, над ними - синяя 8-лучевая звезда".

В Зачепиловке родился поэт Борис Олейник. Сюжет герба связан с его стихотворением "Ты - звездой, а я - кленом", в котором воспевается самобытность и традиции села. Звезда подчеркивает историческую связь с Санжарами (село входило в Санжарскую сотню, а на гербе этого городка фигурировала звезда). Яворовые (кленовые) листья указывают на возрождение села, восстановление местного совета. Золотое поле означает богатство и благосостояние, земледельческую работу.

По материалам сайта "Украинская геральдика" и геральдического архива В.Маркова (Санкт-Петербург);
веб-оптимизация рисунка выполнена для "Геральдикума" Ю.Калинкиным

Прикрепленный файл: герб зачепиловки.gif
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5927
http://www.spadshina.pl.ua/ind...4-21-45-36

СПИСОК
нерухомих пам’яток археології місцевого значення Полтавської області (відповідно до додатків: № 2
до рішення виконкому обласної Ради народних депутатів від 23.04.1982 № 247 та №2
до рішення облвиконкому від 23.04.1984 № 165)

Новосанжарський район


58. Поселення епохи неоліту, бронзи, раннього слов’янського часу - с.Клюсівка, ур. Татарський бугор, Живилівка, Кунцівська с/р, лівий берег р.Ворскла - IV-III, II тис. до н.е., сер. – третя чверть I тис. н.е., доба неоліту, енеоліту, бронзового віку, ран­ньословянський час

59. Кургани (2насипи), майдан, селище та ґрунтовий могильник - с. Ливенське, ур.Попова гора, Ливенська с/р, правий берег р.Орель -
IІІ-І тис. до н. е., ІІІ-IV cт. н.е., доба бронзового віку, черняхівська культура, пізнє українське середньовіччя

60. Курган епохи бронзи II-Iст. до н.е. - с.Маячка, Маячківська с/р, правий берег рр. Орель та Маячка - ІІ тис. до н.е., доба бронзового віку

61. Група курганів (12 насипів, в т.ч. 1 майдан) - смт.Нові Санжари, ур.Гора – с.Лелюхівка, Новосанжарська селищ./р та Лелюхівська с/р, правий високий берег р. Ворскла - ІІ-І тис. до н.е., доба бронзового віку, скіфський час

62. Писарівське ранньослов’янськепоселення Черняхівської культури II-VI ст. н.е. - с.Писарівка, Малоперещепинська с/р, на північ від села, лівий берег р.Тагамлик - III-IV ст., черняхівська культура

63. Ранньо-слов’янський могильник Черняхівської культури II-VI ст. н.е. - с.Писарівка, ур.Ферма, Малоперещепинська с/р, лівий берег р.Тагамлик - III-IV ст., черняхівська культура

64. Поселення скіфського часу - с. Пристанційне (станція Малоперещепинська), Малоперещепинська с/р, лівий берег рр. Ворскла і Тагамлик - ІV-І тис. до н.е., III-IV, V-VII ст. Епоха неоліту – бронзового віку, доба раннього заліза, черня­хівська та пеньківська культури

65. Городище, рештки курганного могильника - с. Старі Санжари (Решетники), ур.Городище, «Городок», Ста­росанжарівська с/р, правий берег р.Ворскла - VІІ-ІІІ ст. до н.е., Х-ХІ, ХІ-ХІІІ ст., скіфський час, роменська культура, доба Київської Русі

66. Городище, селище, ґрунтовий могильник - с.Старі Санжари (Ре­шетники), ур. Ферма, Старосанжарівська с/р, правий берег р.Ворскла - ІV-ІІІ тис. до н.е., Х-ХІ, ХІ-ХІV ст., доба енеоліту, роменська культура, доба Київської Русі, золотоординський час
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5927
http://www.oko.kiev.ua/ReestrsTown.jsp?cityId=50006

Пам'ятки архітектури національного значення

Вітряк із с.Нехвороща Новосанжарського р-ну Полтавської обл. (дер.) к.19 ст.

Хата з с.Лелюхівка Новосанжарського р-ну Полтавської обл. (дер.) к.19 ст.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5927
http://www.ugraina.org/ugraina.../1991.html

Кельтські назви селищ та витоків річок України

Професор-мовознавець Костянтин Тищенко досліджує кельтьску субстратрну топонімію в Східній Європі та, зокрема, в Україні. Наприклад, українські ойконіми - Рожнівка, Рожин, Рогань - Тищенко схильний виводити із мертвої кімрської мови, яка буквально запеклася на географічній мапі Європи слов'янізованими знаками.

...У ті далекі бурхливі й непевні часи справжньою радістю і – невідомо, чи довгим – щастям було врятуватися, сховатися, уникнути загибелі чи полону. Саме така семантика й відповідає кімр. dihangfa “рятунок, втеча”, яке ми вважаємо причетним до назв укр. Диканька Пл, Деконка Дп, пол. Dziekanka під Бидгощем. Розташування полтавської Диканьки справді для такої мети унікальне: на високому й вузькому ґруні між Ворсклою і Середньою Говтвою, але водночас у непримітному місці в лісі біля витоку річки з немовби литовською назвою К удрина від лит. kudrf“ставок”. Щодо назви річки, є підстави припускати її попередню форму *Кудлина – такі пари справді існують (СГУ, 299). Крім того, в околицях Диканьки досі є кільканадцять інших кельтських топонімів: Тарани, Бухалівка, Волошкове, Малківщина, Чернишівка, Бухуни, Глухове, Носівка, Куклинці, Ґерґели, Бридуни, Лелюхівка, Лахни тощо. Кімр. dihangfa має сбрет. аналог dianc: < кельт. *dо-eks-nk-від кореня *enek-“досягати, прибувати”. Тут впадає в око, що на місці кімр. h в давнішому стані слова було k, якраз представлене в усіх трьох збережених слов’янських назвах як унаочнення їхньої прадавності. Значення слова dihangfa численні й розгалужені: “...рятунок, спосіб рятунку, втеча, визволення від небезпеки або лиха”. Споріднений прикметник dihangol – “врятований, безпечний, цілий і неушкоджений; вільний від небезпеки, переслідування” і, нарешті, “такий, що надає рятунок”, тобто “рятівний” (див. GPC, 1006). Саме останнє значення, очевидно, найбільше відповідало б характеру давньої семантики ойконіма Диканька. З цими ойконімами пов’язані і назви сіл Диханівка Чг, Диханівське Зп (з уже відомим нам кімрським переходом k ® h), а також Духанівка См, Духанки Чг: поруч з останнім існує с. Убіжичі (!) ...
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5927
http://www.nekhvoroscha.at.ua/

Нехвороща

Новосанжарський район Полтавської області


Неофіційний сайт села

НЕХВОРОЩА - село Новосанжарського району, центр сільської Ради народних депутатів. Розташована на правому березі річки Орелі, притоки Дніпра, за 41 км від райцентру і за 33 км від залізничної станції Нові Санжари (на лінії Полтава — Кременчук). Нехвороща заснована в 1673 році переселенцями з Правобережної України , які оселялися на берегах річок Орелі та Шедієвого та Нехворощі. Назва походить від кущовидної трави - нехворощ, з якої виготовляли віники.

У 1679 р. гетьман Скоропадський наділив землями сіл Нехворощі полтавського полковника І. Чернака. Для захисту південних кордонів від турецько-татарської агресії у 30—60-х рр. споруджується Українська лінія, а на ній Нехворощанська фортеця, названа Васильківською, де розміщувалась козача сотня. На горі побудували укріплення під назвою «Городок». В Нехворощі розміщувалась сотенна канцелярія та офіційна резиденція наказного сотника. Поселенці становили прикордонну варту, кінну і піхотну.

В 1692 році , коли Нехворощанська сотня була в поході, жителі самотужки відбили напад ворогів. У 1796, 1736 та 1737 р.р. містечко руйнували татари і багато нехворощан забрали в полон. Вони чинили опір будь - яким намаганням порушити їх права. «Ми, люди запорізькі, живимо в тутешніх місцях за вольностями запорізькими» (Зі скарги 1771р.)

У 1765р. Нехвороща в складі Царичанського повіту ввійшла до Новоросійської губернії. Через 20 років містечко перейменували на Алексополь. До Алексопольського повіту входили : Нові Санжари, Китайгород, Маячка, Царичанка, Кишеньки. В 1800р. було повернуто історичну назву.

У 1802 р. колишні військові поселенці стали кріпаками. У державних селян земля була в общинному користуванні, і кожні 6 років робився переділ за кількістю чоловічого населення.

У 1889 р. в Нехворощі було 980 дворів і проживало 7240 чоловік.

У 1892 в селі було 3 церкви, волосне управління, поліцейський урядник, хлібний магазин, салотопний завод, початкове училище з 2 вчителями, дві церковнопарафіяльні школи і дві школи грамоти , де навчалось 40 хлопчиків і лише 1 дівчинка. Щорічно проходило 3 ярмарки , щотижня — базар. Із 6223 жителів селян у 1893р. письменних було -158 чоловіків і 2 жінки. Існувало 2 монастирі, що підлягали кошу Запорізької Січі: Самарський ,Миколаївський та Нехворощанський ,Успенський на лівому «татарському» березі Орелі проти Нехворощі.

Під час Російсько-турецької війни 1735-1739 р.р. монастир укріпили валами бастіонних обрисів. Тут же знаходиться шпиталь для старих і немічних козаків, а ченцями були колишні запорожці.

Монастир володів Млином на Орелі, лісом, уступом Тира, двома рибними озерами, слободами Гупалівка та Нехворощанська Чернеччина. Одне із озер звалось Святим, а ліс - Рідкодубом. Монастир називався «войсковим» і відбудував певні повинності на користь війська.

Територія була окреслена, формою наближалася до квадрата розміром 50х50 сажнів. За валами знаходились Соборна та Трапезна церкви, келії, будинок настоятеля, господарські будівлі.

Після ліквідації січі Нехврощанський монастир почав занепадати, тут ще певний час доживали свій вік колишні запорожці. 1780р. в монастирі розташувалось Катеринославське духовне управління, а в 1786р. монастир ліквідовано.

1799р. Нехворощанську церкву перенесли в Нехворощанську Чернеччину. Згодом й інші монастирські будівлі зникли, згладились захисні вали.

Невисокий пагорб ,що звався монастирищем, став цвинтарем. Згодом і його пам’ятки – капличка, надгробники, почали зникати. Українська лінія укріплень,як фортифікаційний вал проти кочовиків. Вона мала довжину 285 км. і пролягала по кордонах Полтавського та Харківського полків від Дніпра при впаданні в нього Орелі до Сіверського Дінця, вздовж Орелі та її приток Берестової та Береки. Вона являла собою суцільний високий вал і широкий та глибокий рів.

Лінія мала 16 фортець та 49 редутів. Крім того багато реданів, форпостів, стінок і т.д. Поблизу Нехворощі знаходилася Васильківська фортеця. У довжину вона сягала 50-110 саженів, в поперек - 50 саженів, загальна ширина укріплень становила 200 саженів. Фортеця займала невелике підвищення на правому березі річки Оріль. У ХVІІ ст. захисні огорожі фортеці складались із земляного валу, рову, палісадовської огорожі та 5-ти дерев’яних башень.

Частина валу фортеці мала бастіонні окреслення. Українська лінія відігравала важливу роль в обороні південних кордонів, особливо в період російсько-турецької війни 1735-1739 р.р. а також у заселенні степових просторів Поорілля та басейну Сіверського Дінця. Стратегічне значення лінія втратила під час російсько-турецької війни 1768-1774 р.р., коли кордони Російської імперії перемістилися на південь і було збудовано Дніпровську лінію. Зараз лише залишки валів нагадують про неї.

НЕХВОРОЩАНСЬКА ФОРТЕЦЯ (17—18 ст.)

Виникла одночасно із заснуванням слободи, згодом містечка Нехвороща у 2-й пол. 17 ст. Зайняла невелике підвищення на правому березі річки Оріль і служила укріпленим ядром — замком Нехворощі.Фортеця витримувала неодноразові ординські напади в 17—18 ст. У 17 ст. захисні огорожі фортеці складалися із земляного валу, рову, палісадової огорожі та, ймовірно, 5 дерев'яних башт. За свідченням «Плану містечка Нехворощі» 1738, складеного під час будівництва у цій місцевості укріплень Української лінії, частина фортеці, звернута до р. Орілі, була на ті часи розмита повенями, а її укріплення складалися із земляного валу, полісаду, рову, рогаток, воріт. Частина валу фортеці, звернута до поселення, мала бастіонові окреслення. Всередині розташовувалися міська церква, сотенні установи, громадські й приватні двори та будівлі. В довжину фортеця сягала 50—110 саж., впоперек 55 саж., загальна довжина укріплень становила 200 саж. Втратила своє значення в 1780-х рр. Залишки укріплень фортеці простежуються на місцевості до сьогодні.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Лена-Полтавчанка
Начинающий

Полтава
Сообщений: 33
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 10
Добрий день! Збираю відомості про Полузерські села: Шпортьки, Гергелі, Бредуни. Ознайомилася з матеріалами Юрія Дмитренкеа про село Дмитренки. Багато інформації без підтвердження, багато питань без відповіді. Зацікавило два моменти:
1) якими документами користуваався автор, пишучи про гергелівський куркульський заколот 1933 року, чи є якісь подробиці;
2) яка є додаткова інформація про обстріли Полузерських сіл з бронепоїздів у 1918-1921 роках (мій прадід Шпортько Гаврило Панькович загинув у 1921 році "якось дивно").
---
Без знания прошлого нет будущего.
AllA Trilevskaya
Участник

AllA Trilevskaya

Подмосковье
Сообщений: 49
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 37
Доброе время суток!

Прошу помощи!!! Получила ответ из Полтавского архива о том, что книги регистрации актовых записей граждан пгт Новые Санжары на хранение в госархив области не поступали. Неужели совершенно ничего нет? Или может быть нужно искать в другом месте? Форумчане, поделитесь опытом!!! Что же теперь делать дальше? cray.gif
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5927
http://pravoslavie.poltava.ua/..._sanzhary/

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ в поселке Новые Санжары

До революции в поселке Новые Санжары было пять храмов. Последний из них был разрушен в конце 60-х годов ХХ века.

Нынешняя Свято-Троицкая церковь была основана в 1997 году по инициативе прихожан Свято-Георгиевского храма с. Лелюховка, а также жителей самих Новых Санжар. Помещение для храма предоставила местная нефтеразведывательная экспедиция. Основные средства на приспособление и оснащение храма были собраны прихожанами, которые жертвовали все необходимое для своей святыни: ковры, рушники, скатерти, церковную утварь.

Религиозная жизнь в поселке возобновилась. При временном храме действуют воскресная школа и православная библиотечка. Прихожане время от времени осуществляют паломнические поездки, в частности в Киев и Почаев. Приход предоставляет помощь пожилым людям, многодетным семьям, а также Новосанжарскому детдому. Ведется просветительская работа.

Параллельно в поселке Новые Санжары строится новый храм в честь Святой Троицы. В 2002 году Преосвященный епископ Полтавский и Кременчугский Филипп освятил место под его строительство. Основным спонсором новостройки выступило местное управление газового хозяйства.

------------------------

АДРЕС ХРАМА (действующего):

39300, Полтавская обл.,
пгт Новые Санжары,
пер. Коммунальный, 4

СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в с. Горобцы

В декабре 1970 года в с. Горобцы (Великокобелячковского сельского совета) Новосанжарского района случилось чрезвычайное событие – сгорела местная деревянная Преображенская церковь. В огне погиб один из самых красивых и богатых в то время храмов Полтавщины. Перенесенный в 1869 году из Новых Санжар на Велико-Кобелячковские хутора, он прослужил местным жителям свыше ста лет...

История этой уникальной церкви уходит корнями еще во вторую половину XVII века. Об этом свидетельствует упоминание о существовании в церковной библиотеке большого напрестольного Евангелия, изданного в Львове в 1690 году, где была надпись, сделанная священником этого храма Яковом Григориевым, о том, что эту книгу приобрело для Новосанжарской Свято-Спасской (Преображения Спаса Господнего) церкви в 1695 году местное скорняжное братство. Следовательно, к тому времени церковь уже существовала. Можно также предположить, что построили ее после того, как Новые Санжары стали сотенным городком Полтавского полка. Есть основания считать, что стояла церковь на Базарной площади, но какой имела вид – сведений об этом не сохранилось.

Известно, что в 1737 году во время похода на Украину, в частности, в Поворсклье, татарские орды разорили и опустошили Новые Санжары. Наверное, был уничтожен тогда и Преображенский храм. Вскоре его возродили, а в 1772 году – перестроили. Среди священников, которым пришлось быть настоятелями этой церкви, самой заметной фигурой можно считать Павла Петровича Гамалию, прослужившего в храме свыше 40 лет (до 1785 года) и являвшегося его покровителем и благодетелем. Именно его стараниями в 1780 году был устроен новый иконостас, именно на его средства была приобретена для храма наместная икона Спасителя и позолоченный серебряный напрестольный крест, а также несколько старинных богослужебных книг.

Начиная с 1782 года, вместе с отцом Павлом служил в храме и его сын Алексей Гамалия (до 1812), а потом внук – Василий Гамалия (до 1827). Сохранились и имена последующих настоятелей: Ф. И. Базилевич (1827–1832) и Ф. Д. Сребницкий (1832–1870).

В середине 60-х годов ХІХ века жители Велико-Кобелячковских и других близлежащих к ним хуторов, которые были прихожанами разных новосанжарских храмов, начали ходатайствовать перед епископом Полтавским и Кременчугским Иоанном о перенесении одной из церквей городка на эти хутора. Преосвященный Иоанн согласился и в 1867 году выдал резолюцию о том, что перенесению подлежит Преображенский храм. Но некоторые новосанжарцы не согласились с этим решением и подали в Священный Синод прошение оставить оный храм в Новых Санжарах. Рассмотрение дела затянулось, и только 29 апреля 1869 года было принято окончательное решение о перенесении на хутора именно Преображенской церкви.

Поставили ее в самом центре Велико-Кобелячковских, Вовчереченских, Супротивнобалковских, Пасешновских и других хуторов – вблизи тракта, пролегающего из Говтвы в Новые Санжары. Землю под храм подарила местная казачка Мелания Зимовец. Новопоставленная церковь была небольшой, деревянной, одноэтажной, крестообразной, однопрестольной.

28 октября 1869 года состоялось торжественное освящение храма. 26 апреля следующего года местные жители учредили при своей церкви опекунский совет, который должен был решать все вопросы церковной жизни, проявлять заботу о благоустройстве и благосостоянии церкви, причта и т. п. Председателем совета утвердили настоятеля храма священника Николая Базилевича, постоянными членами – церковного старосту казака Митрофана Кирчатого, волостного старшину казака Михаила Белозерского и приходского дьячка Ивана Подгаевского. Кроме них, в опекунский совет избрали еще 31 временных членов – местных казаков. Все они дружно взялись расстраивать свой приходской храм: собрали значительные средства на ремонт церкви, обновление икон, приобретение церковной утвари и пр. Именно благодаря заботам опекунского совета 12 ноября 1874 года впервые на хуторах была открыта церковноприходская школа. Вторую такую школу открыли в 1897 году на хуторах Пасечных.

Состоянием на 1881 год приход насчитывал почти три тысячи человек. Поскольку храм не мог вместить всех желающих, к тому же церковь стояла без фундамента и через определенное время стала разрушаться, возник вопрос о ее перестройке и расширении. Весной 1886 года Преображенскую церковь полностью разобрали и построили новое здание на том же месте.

11 сентября того же года нововозведенный храм был освящен. Он имел такие же архитектурные формы, как и старый, но был просторнее и наряднее (площадь помещения без алтаря составляла 300 кв. м). Снаружи храм был расписан картинами на библейские сюжеты, что делало его более привлекательным и более красивым. Внутри церковь была светла, поскольку имела 24 окна; ее стены были расписаны картинами из священной истории.

Поначалу в храме обустроили только один главный престол – “Преображение Господнее”, со временем открыли еще два боковых: “Святителя Николая” и “Всех скорбящих радость”. К западному притвору была пристроена деревянная трехъярусная колокольня, высота которой до креста составляла 24 метра. На верхнем ярусе было 6 колоколов, самый большой из которых весил 53 пуда 12 фунтов (почти 873 кг).

Интересны статистические данные за 1888 год. На ту пору приход насчитывал 2913 прихожан. В том году в Свято-Преображенском храме было совершено 30 брачных обрядов, окрестили 75 мальчиков и 63 девочки. Добавим, что за указанный год умерло 49 мужчин и 55 женщин, т. е. рождаемость среди населения значительно превышала естественную смертность.

В 1897 году при церкви было учреждено Иоанно-Богословское приходское братство. С того времени, вплоть до 1918 года, история Преображенского храма неразрывно связана с ним. Его члены регулярно ремонтировали и украшали храм, создали хор певчих, заботились о церковноприходских школах, предоставляли помощь нуждающимся, вели противосектантскую работу и т. п.

В начале ХХ века церковь была достаточно богатой (известно, например, что в 1907 году она смогла предоставить заем 1000 руб. на строительство Лубенского епархиального женского училища). Богатыми были также церковный архив и библиотека. Здесь хранились копии царских указов, начиная с 1718 года, метрические книги – с 1774 года, исповедные росписи – с 1786-го и т. п. Библиотека насчитывала 179 названий книг, среди которых было несколько уникальных, раритетных изданий, в частности: две украинские триоди Киевской печати 1631 и 1648 годов, уже упомянутое напрестольное Евангелие Львовской печати XVII века и др.

В конце ХІХ – в начале ХХ века настоятелями храма были: Н. П. Базилевич (1870–1894), его сын Иван (1882–1897), И. В. Пясецкий (1897–1902), И. С. Орда (1902–1917).

После революции Преображенская церковь продолжала действовать, но ей, как и большинству храмов, не удалось избегнуть гонений и репрессий со стороны органов властей. Так в мае 1929 года сотрудники Полтавского окружного отдела ГПУ арестовали священника Петра Алексеевича Базилевского. Его “окрестили” лидером местной контрреволюции и предъявили обвинение в том, что его антисоветская агитация привела “к срыву хлебозаготовки в районе”. В 1937 году арестовали и бросили в тюрьму двух других священников – Старчика и Андреева. В том же году церковь закрыли, колокола сняли, а помещение стали использовать в качестве зернохранилища. Возможно, это спасло храм от окончательного разорения.

Во время Великой Отечественной войны оккупанты разрешили открыть ряд храмов, в том числе были восстановлены богослужения и в Великокобелячковской Преображенской церкви. Состоялось это 10 октября 1941 года.

После освобождения района от фашистских захватчиков советская власть снова открыла храм – 23 октября 1943 года. К тому времени она в некоторой степени лояльно относилась к Церкви и рекомендовала местным своим органам воздерживаться от закрытия храмов, но брала под свой полный контроль все церковные дела. Вследствие этого 19 сентября 1944 года было официально зарегистрированы Великокобелячковская Преображенская церковь и религиозную общину при ней – как принадлежащие к Русской Православной Церкви. В эту общину вошел и настоятель храма священник В. А. Гусев, который служил с 1943 по 1949 год. После него настоятелями храма были Т. П. Шкляренко (1949–1952), П. М. Лысенко (1952–1953), П. З. Остапенко (1953–1955) и С. И. Дикун (1955–1962).

В начале 60-х годов начался новый этап гонений на религию и Церковь. Храмы закрывали, а иногда даже разрушали, происходили массовые притеснения духовенства и верующих. Дошла очередь и до Преображенской церкви.

Формальный повод, как всегда, нашелся, и священника фактически уволили. А церковь закрыли. Райисполком принял постановление о снятии с регистрации религиозной общины в с. Великий Кобелячок, поскольку она якобы распалась через свою малочисленность. Церковное помещение сначала собирались разобрать, а материалы использовать на строительство больницы, но позже решили переоборудовать его под музей. Однако местные жители стали на защиту своего храма. Они начали обращаться в различные инстанции с заявлениями о возобновлении богослужений и жалобами на действия местных властей. За восемь лет, в течение которых церковь не действовала, таких обращений было десятки, а то и сотни. Только за 5 месяцев осени и зимы 1969–1970 года на приеме у уполномоченного Совета по вопросам религии в Полтавской области побывали 57 человек, поступило 5 заявлений, под одним из которых стояло 479 подписей! Люди ездили в Киев и Москву, требуя “на высшем уровне” решить вопрос относительно открытия их храма, даже писали в газету “Известия”...

Дошло до того, что местные жители начали самовольно открывать церковное помещение, срывать замки и молиться там даже без священника. Сам Уполномоченный совета по делам религии УССР К. Литвин был удивлен сложившейся ситуацией. По-видимому, “свыше” поступила указание открыть церковь, потому что епархиальное управление даже прислало священника, но местная власть почему-то снова стала препятствовать этому. О ходе событий в последние месяцы 1970 года можно узнать из письма прихожанки П. Ф. Зубашич: “…мы десятки раз отпирали дверь церкви и ходили Богу молиться. И столько же раз бюрократы вызывали милицию, прокурора… и выгоняли людей, как собак. Тянули за руки, хулиганили. И каждый раз возили электросварку и заваривали двери. А мы все отбивали, поднимали восстание…”

Противостояние верующих и местного партактива закончилось 4 декабря 1970 года. В этот день по приказу председателя сельсовета, в присутствии милиции, в последний раз заварили церковную дверь. А в 22 часа возник пожар! За три часа церковное помещение сгорело дотла. Местные жители уверены, что этот пожар был заранее спланированной акцией, хотя органы власти утверждали, что его причиной стало... “неосторожное обращение с огнем лиц, которые самовольно проникли в церковное помещение”. Областное управление МВД, которое расследовало это дело, как и можно было ожидать, истину так и не установило.

Закономерным следствием пожара стало то, что 21 сентября 1971 года была снова снята с регистрации церковная община, – на этот раз с учетом веского аргумента: “в связи с тем, что помещение церкви сгорело”…

Только через 28 лет началось возрождение уже Горобцевской Преображенской религиозной общины. 24 апреля 1999 года был заложен первый камень, а 19 августа 2000-го новый Свято-Преображенский храм открыли и освятили. Это стало возможным благодаря инициативе жителей окружающих сел, финансовой поддержке руководителей местных хозяйств и активному содействию районной власти.

------------------------

АДРЕС ХРАМА:

39334, Полтавская обл.,
Новосанжарский р-н,
с. Горобцы

СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в с. Лелюховка

Согласно “Клировой книге Полтавской епархии на 1902 год”, церковь в этом селе была построена в 1771 году запорожскими казаками Иоанном Непей-Брагой и Иаковом Пархоменко. Она была деревянная, на каменном фундаменте, в одной связи с такой же колокольней, холодная. При церкви действовали церковноприходская школа, которая имела собственное помещение, и библиотека.

В приход входил хутор Малый Кобелячок. Состоянием на 1902 год приход насчитывал 1155 мужчин и 1149 женщин.

По преданиям, Свято-Георгиевскую церковь в этом селе строили российские зодчие, была она очень большая, самая большая изо всех близлежащих храмов, очень красивая, имела пять куполов, галерею, украшенную цветным стеклом. Колокола в Лелюховском храме были такие мощные, что их слышали во всей округе. В большие праздники они звонили весь день, а зимой и в ненастье звонили даже в будни, чтобы люди не блуждали в метели, а шли на звон. Внутри церковь имела восхитительные росписи, которые светились позолотой. Над каждым из трех входов были клиросы, там пели хоры...

Храм в Лелюховке закрыли в 1933 году, а позже разобрали. Материалы использовали на строительство сельского клуба. Во время немецкой оккупации церковь в клубе была восстановлена, и люди снесли в восстановленный храм старые иконы, свечи, церковную утварь. Но храм в своем родном помещении просуществовал только до освобождения села от немцев, потом там снова восстановили клуб. Церковь же перенесли в большой просторный дом, в которой прежде жила дочь первого священника этого села. К тому времени его хозяева уже давно выехали за границу; дом достроили, и с осени 1944 года здесь начал действовать храм. В 1945 году, за одно лето, на территории церкви прихожане выстроили также дом для священника.

Со временем церковь в Лелюховке была перестроена, расширена, ее внешний вид изменился.

------------------------

АДРЕС ХРАМА:

39363, Полтавская обл.,
Новосанжарский р-н,
с. Лелюховка

ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ в с. Дудкин Гай

Храм в с. Дудкин Гай был построен в 1901 году на средства жителей села Нездойминог Кирилла и Марии. В 1935 году этот храм большевики закрыли, а священника увезли в Новые Санжары, где расстреляли.

Во время немецкой оккупации, в 1942 году, церковь была открыта и богослужения возобновились. Благочестивые миряне радостно возвратились в храм.

В 1986 году, когда настоятелем в церкви был священник Роман Осадченко (с 2001 года – епископ Полтавский и Кременчугский Филипп), церковь была электрифицирована и сделан капитальный ремонт. В 1995 году храм покрыт оцинкованным железом. В 2002-ом Преосвященный Филипп освятил два новых креста, которые подняли и установили на куполах церкви. В том же году был построен приходской дом и устроен колодец, а земельный участок вокруг храма обнесен металлической изгородью.

Содержание храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Дудкин Гай и его ремонт осуществляется с помощью ООО “Чиста криниця”.

В храме ведется катехизаторская и просветительская работа, предоставляется помощь детям-сиротам.

----------------------------

АДРЕС ХРАМА:

39350, Полтавская обл.,
Новосанжарский р-н, п/о Крута Балка,
с. Дудкин Гай

СВЯТО-ПОКРОВСЬКА ЦЕРКОВЬ в с. Мала Перещепина

Село Мала Перещепина (до ХХ века – Перещепина) основано в ХУП столетии переселенцами из Правобережной Украины, но первое упоминание об этом поселении относится к VІ веку н. э., когда здесь кочевали древние болгарские племена. К тому же вблизи села выявлены остатки двух поселений поздней бронзы (ХП–ІХ века док н. э.), а в 1912 году за селом найден знаменитый Перещепинский клад – остатки погребения представителя высшей знати кочевников середины второй половины VII века н. э., сделавшие село знаменитым.

Как свидетельствует энциклопедический справочник “Полтавщина” (Киев, 1992), с 1846 года Мала Перещепина стала центром волости Константиноградского уезда, и в то время здесь было 1200 жителей, в основном казаки. Но уже в 1859 году село насчитывает 479 дворов и 4572 жителя, имеет две церкви и приходское училище. Состоянием на 1912 год в Малой Перещепине продолжают действовать два православных храма – каменный Николаевский и деревянный Покровский, при каждом – приходская школа.

Храм в честь святителя Николая уничтожили в первые годы Великой Отечественной войны. На территории этой церкви было погребение священнослужителей и благодетелей. Сейчас на том месте только небольшой холм.

Деревянная церковь – с центральным престолом в честь Покровы Божьей Матери и меньшими престолами святых великомучеников Георгия и Пантелеймона – сгорела после отступления немецких войск. Пожар возник во время богослужения, и старожилы вспоминают, что тогдашнего настоятеля храма, отца Андрея (Костенко), силком выводили из церкви, охваченной пламенем. Тогда же благочестивые прихожане вынесли из храма иконы, кресты, другие церковные вещи, и, благодаря этому, спасенные святыни украшают нынешний Покровский храм в селе.

На церковном фундаменте после войны построили дом культуры, пренебрегши тем, что возле храма лежат останки не только священников, но и солдат, погибших, защищая село.

Религиозная община не перестала действовать после пожара, уничтожившего храм, и в сентябре 1949 года приобрела сельский дом, который переоборудован под молитвенный дом. В нем и сейчас проводятся богослужения. В середине 60-х годов возле него построили дом на два входа, в одной половине которого жил (и сейчас живет) сельский священник.

В конце 90-х годов прихожане во главе с тогдашним настоятелем, отцом Иоанном (Винником), хотели построить в центре села новую каменную церковь. Освятили место под застройку (крест стоит там и сейчас), начали оформлять необходимые документы. Но геологическая комиссия запретила строить храм...

В 1994–1996 годах Свято-Покровскую церковь дважды обкрадывали, вынесли старинные иконы, другие церковные вещи. Прихожане были вынуждены замуровать окна с северной стороны и провести в храме сигнализацию.

----------------------------

АДРЕС ХРАМА:

39320, Полтавская обл.,
Новосанжарский р-н,
с. Мала Перещепина

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в с. Нехвороща

Рассказ о духовных святынях местечка Нехвороща следует начинать с истории древнего монастыря, который когда-то действовал вблизи, ведь, однозначно, прошлое края влияет на духовность его современности. К тому же, к сожалению, история о Нехвороще расскажет больше, чем современность, – сейчас в этом поселке о настоящих местных святынях остались только воспоминания...

Еще во второй половине XVII века на левом берегу речки Ориль, напротив местечка Нехвороща, находился Нехворощанский Успенский Заорильский мужской монастырь (урочище Монастырище). По преданиям, записанным в XVIII веке, обитель не раз разрушалась ордынскими нашествиями. А в конце XIX века на месте бывшей монастырской церкви стояла часовенка, в которой проживала только один монах...

После 1709 года, при игумене Феодосии Нестеровиче, Нехворощанский монастырь получил привилегии на владение мельницами, озерами, лугами и лесами на речке Орель. Обитель начала возрождаться. Сюда из-под Царичанки перенесли две деревянные церкви – соборную Успенскую и трапезную Николаевскую, обустроили кельи, построили дом настоятеля, хозяйственные и другие необходимые для деятельности обители здания. Соборная Успенская церковь была трехсрубной и трехкупольной, а трапезная Николаевская – однокупольной. Территория монастыря имела форму квадрата размерами 50 на 50 сажен.

Эта обитель была казацкой. В XVII-XVIII веках на Запорожье существовало два казацких монастыря, которые подлежали духовной юрисдикции Киевской Митрополии или соответствующих церковных учреждений Российского государства, а в светском отношении – Кошу Запорожской Сечи: Самарский Николаевский и Нехворощанский. Так вот, будучи расположенным на землях Орельской паланки Войска Запорожского, монастырь подлежал юрисдикции Запорожской Сечи и назывался “Военным” и “Заорельским”, а в реестре монастырей Киевской епархии 1723 года Нехворощанская обитель значилась в числе “заднепровских”. Она исполняла повинности в пользу войска. Со временем это вызывало некоторые “трения” между обителью и Кошем.

При монастыре работал госпиталь для старых и немощных казаков, а монахами обители были бывшие запорожцы. Войско Запорожское делало много ценных даров и пожертвований для этого монастыря: богослужебные книги, иконы, дарохранительницы, потиры и т. п. Интересный факт: на колокольне Здвиженской церкви г. Екатеринослава до 1917 года хранился монастырский колокол с такой надписью: “Зделан сей звон до обители Нехворощанскй до храму Успения Богоматери особливым коштом бувшого Славного Войска Запорожского атамана кошового Павла Иванова, а в монашестве тояе ж обители Петра, 1754 года октября 20 дня, а весу в нем 23 пуда и фунтов 10, за всякий фунт по девяти рублей, а весокошту 243 рублей”…

Во время российско-турецкой войны 1735–1739 годов монастырь был окружен земляным валом и рвом бастионного вида.

В этой обители умер и был похоронен Павел Козелецкий – кошевой атаман Запорожской Сечи (1747).

Монастырю принадлежали слободы Гупаливка и Нехворощанская Чернетчина.

В 1780 году в обители расположилось Екатеринославское духовное правление, а уже через шесть лет (в 1786-м) монастырь был ликвидирован. В 1799 году по разрешению митрополита Новороссийского и Днепровского Гавриила соборную Успенскую церковь бывшей обители перенесли в Чернетчину, а на ее месте в 1853 году построили часовенку. Трапезная Николаевская церковь была перенесена в Гупаливку. Со временем все другие монастырские здания прекратили свое существование, осунулись, сравнялись с землей и защитные валы. До сегодняшнего дня сохранились только остатки могил на бывшем монастырском кладбище.

Кроме остатков казацкого монастыря, Нехвороща знаменита еще тем, что здесь сохранились остатки валов Нехворощанской (Васильковской) крепости Украинской линии (приграничной фортификационной системы, сооруженной в 1731–1733 годах по решению правительства Российской империи для обороны южных границ Российского государства, Левобережной и Слободской Украины от турецко-татарской агрессии). Среди более древних исторических памятников: в урочище Пески – поселения черняховской культуры (III–IV век н. э.), на окраине Нехворощи – древнерусское поселение XII–XIII веков; здесь же в 1927 году был найден клад римских монет.

Само местечко Нехвороща было основано сотником Федором Гактего в 1674 году, в период гетманского правления Ивана Скоропадского. В 1763 году поселение упоминается уже как сотенный городок Полтавского полка, но уже в 1765-м оно входит в состав Донецкого пикинерского полка, а с 1784-го подчиняется Екатеринославскому наместничеству. С 1796 года Нехвороща входит в состав Малороссийской губернии, а с 1802-го – Полтавской. Уже в то время в Нехвороще было три церкви. Есть данные, что в приходском училище этого городка состоянием на 1847 год училось 47 учеников.

В начале XX века, до революции 1917 года, в поселке действовало тоже три храма: Михайловский (построенный в 1878 году), Николаевский (1781) и Преображенский (1880) – и при каждом работала приходская школа.

Но уже в 20-х годах прошлого века Нехвороща по известным причинам утратила все свои церкви. Только в 90-х местные жители начали активно ходатайствовать о возрождении в поселке хотя бы одного храма. В 1997 году Новосанжарский банк “Украина” предоставил помещения своего филиала (за арендную плату) для религиозных целей. Основными средствами на оснащение и ремонт будущего молитвенного дома стали пожертвования жителей Нехворощи. Все ремонтные роботы выполняли тоже “добровольцы”.

В том же 1997 году Свято-Николаевский храм был освящен, праздничную службу отслужил священник соседней, Маячковской, церкви Николай Опацкий.

В 2003 году решением сессии Нехворощанского сельсовета помещения ныне действующего храма передали в собственность религиозной общине церкви.

Сейчас церковь занимается просветительской деятельностью, шефствует над Андреевской школой-интернатом и исправительным учреждением в с. Божково, имеются воскресная школа и библиотечка духовной литературы.

Местная власть предоставила земельный участок для строительства новой церкви. Храм в поселке, действительно, очень нужен, ведь Нехвороща имеет очень глубокие духовные корни в своей истории.

----------------------------

АДРЕС ХРАМА:

39354, Полтавская обл.,
Новосанжарский р-н,
с. Нехвороща,
ул. Корчукова, 20-А
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14  15 16 17 18 19 ... 69 70 71 72 73 74 Вперед →
Модератор: Ёжик
Вверх ⇈