Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Православные церкви Витебской губернии

Список по состоянию на 1914 год

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Модератор: dobby
maxanechka
скончалась 26 октября 2015 г. Светлая память

maxanechka

Беларусь,Витебск
Сообщений: 1685
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1167
Благовещенская церковь

Благовещенская церковь — православный храм, архитектурный памятник второй четверти XII века. В 1961 году была взорвана, однако фундамент и часть кладки уцелели. В 1990-х реконструирована Г. А. Лаврецким. Благовещенская церковь сегодня по праву считается самым «намоленным» из действующих православных храмов Витебска. Расположена на площади Тысячелетия Витебска.

История
В письменных источниках время возведения первого витебского каменного храма дано неоднозначно. Согласно поздней «Летописи Витебска», Благовещенская церковь построена в X в. по приказу княгини Ольги. Однако первые документальные («Хроника...» М. Стрыйковского, «Хроника Быховца») исторические упоминания церкви относят постройку храма к XIV веку и связывают её с именем князя Ольгерда. Большая часть исследователей XIX - первой половины XX в. (А. Павлинов, А. Сапунов, М. Щекотихин и др.) считала, что в XIV в. проводилась лишь перестройка храма: были сделаны новые пристройки.
Исследования археологов (И. Хозеров, П. Барановский, Г. Штыхов, П. Раппопорт, А. Трусов) по ряду особенностей строительной техники и на основе анализа архитектурных форм определили приблизительное время возведения Благовещенской церкви — вторая четверть XII века, 1120 - 30 гг.
Существует мнение[1], что церковь построена балканским зодчими, которых в 1140-х гг. привезли ранее сосланные в Византию полоцкие князья.

Витебская Благовещенская церковь неоднократно перестраивалась и меняла облик. В 1619 г. по приказу короля Сигизмунда III Вазы этот православный храм был передан униатам. В XVII в. аутентичные покрытия закомар сменились двускатными крышами, однако купол сохранился, что отражено на известном чертеже Витебска 1644 г.

Благовещенская церковь с пристроенными башнями (справа) на акварели Ю. Пешки кон. XVIII — нач. XIX вв.
Сооружению был нанесен серьезный урон во время Северной войны. В полуразрушенном виде Благовещенская церковь простояла вплоть до ремонта в 1714 г., а в 1759 г. была перестроена в стиле позднего барокко. Купол на перекрестье был снят, а над алтарной частью возведена башенка со шпилем. На всю ширину древнего фасада пристроили новый входной объем с двумя многоярусными башнями по бокам и высоким фигурным фронтоном между ними. В интерьере появилась каменная алтарная перегородка, характерная для униатской обрядности. К северному фасаду присоединили ризницу, а к южному — двухэтажную пристройку. Обновление 1759 г. принципиально изменило характер архитектуры древней святыни, ее композицию, силуэт и декор.

В 1832 г. Благовещенскую церковь вернули православным, а через 10 лет снова капитально перестроили. При этом ей не вернули первоначальный архитектурный вид, лишь придали черты псевдорусского стиля. С главного фасада сняли башни и фронтон, выполненные в барокко, установили колоколенку и луковицеобразный купол на глухом барабане.

Во время Великой Отечественной войны церкви был нанесён урон на 13 млн. рублей по курсу 1913 года (эта сумма входила в иск, предъявленный на Нюрнбергском процессе)[2].
В декабре 1961 г. по инициативе исполнительных властей города Благовещенская церковь была взорвана. От памятника архитектуры сохранились остатки кладки, местами достигающие 5 м в высоту. В 1968 г. на руинах церкви проводились раскопки под началом М. Каргера, а в 1977 г. остатки храма были законсервированы. В 1990-х началась разработка проекта реставрации. Было решено возродить Благовещенскую церковь в ее первоначальном, древнейшем виде. Оригинальная каменная кладка, в отличие от надстройки, осталась неоштукатуренной, чтобы жители и гости Витебска могли ознакомиться с ней и воочию убедиться в древности сооружения.
Архитектурные особенности
Историки относят Благовещенскую церковь к полоцкой школе зодчества, однако отмечают ряд особенностей, не характерных для других сооружений этой школы. Как и большинство каменных храмов древнерусского периода, Благовещенская церковь в своей основе изначально имела крестово-купольную композицию, но вытянутую по продольной оси, что придавало ей черты базилики, особенно в интерьере. Шесть опорных столбов, поставленных в два ряда, делили внутреннее пространство на 3 нефа. При этом шаг столбов приближался к длине пролета между ними, поэтому ячейки центрального нефа в плане приобрели форму квадрата, как в романских базиликах, где каждая из ячеек перекрывалась одинаковым крестообразным сводом. В то же время, в витебской церкви квадратные ячейки сохранили цилиндрические своды, характерные для древнерусского зодчества.

Доминирующий в интерьере центральный неф с восточной стороны завершался большой полукруглой алтарной апсидой. Боковые нефы, почти в 3 раза более узкие, замыкались небольшими полукруглыми нишами, спрятанными в толще восточной стены, и снаружи были прямоугольными, что является отличительной чертой полоцкой школы зодчества. Западное членение храма (притвор, нартекс) занимали хоры, боковые части которых служили каплицами, такжес небольшими нишами в толще их восточных стенок (по измерениям Барановского 1944 г.). На сегодняшний день сохранились только опоры сводов, на которые опирались хоры.

Первоначальная объемно-пространственная композиция основанана соотношениях «золотого сечения». Размещенные по осям подкупольного квадрата, более высокие закомары образовывали в плане равносторонний греческий крест.

Сооружение имело высокий цоколь — пол Благовещенской церкви изначально находился почти на 1 метр выше уровня земли. Фундамент сложен из бутового камня насухо и частично на известковом растворе. Выше стены сложены из отесанных блоков местного желтоватого известняка, которые перемежались с 2-3 рядами плинфы, на которой сохранились знаки и клейма. Применялась «техника утопленного ряда». В кладке заметны следы двух ярусов дубовых связных конструкций. В мире две церкви имели такую кладку стен[2] — в Витебске и Константинополе. Стены были оштукатурены (только со внутренней стороны) и украшены фресками. Оформление входного портала было выполнено в технике граффити. Часть портала хранится в Витебском областном краеведческом музее.
Длина храма с апсидой 21 м (без — 18,2), ширина 11,1 метра, толщина стен 1,1 м (западной -1,5м)
Для справки: фресковые росписи Благовещенской церкви, которыми были покрыты все ее стены (не сохранились!), представляли большую художественную ценность. Полагают, что в первый раз росписи уничтожили еще в начале 20-х гг. XVII в., когда главный храм Витебска по приказу архиепископа Иосафата Кунцевича был передан от православных униатам, а уникальные древние фрески были закрашены известью. Архивные и литературные источники, свидетельства отдельных исследователей (например, И.М. Хозерова, П.А. Раппопорта и др.) подтверждают, что до Великой Отечественной войны фрески были спрятаны под наслоениями штукатурки и росписями разных времен. В некоторых местах штукатурка осыпалась и проявлялись отдельные фрагменты, сочетавшие евангельские сюжеты и орнаментальный декор с растительными и геометрическими мотивами. К примеру, на левом, центральном слое подкупольного пространства был виден фрагмент фрески с поясным изображением свт. Николая, на южной стене открылись части фигур, лиц, одежды, даже княжеский головной убор (вероятно, это было изображение одного из витебских князей, ктиторов церкви), на других столпах и на стенах были еще три росписи, свидетельствующие о высоком мастерстве древнерусских художников. Цветовая гамма росписей состояла из коричнево-красных (о коричневом фоне говорят, как о следах одного из пожаров), желтых и зеленых тонов бледной цветовой гаммы с мягкими переходами от одного цвета к другому.

Особый интерес у специалистов вызвал ряд граффити Благовещенской церкви, в частности, с изображением двух поясных фигур, которые имели близкие аналогии с гравированными рисунками на медных пластинах в Гродненской нижней церкви начала XII в. Особенно следует отметить рисунок воина, выполненный в технике граффити. Хотя его одежда (плащ) дана обобщенно, даже условно, все же в ней присутствует четкость и выразительность: военные доспехи состоят из панциря и двух рядов вертикально расположенных лат; с левого плеча по диагонали свешивается копье с треугольным наконечником.
Сегодня можно говорить еще об одной находке археолога Т.С. Бубенько - куске штукатурной обшивки со множеством изображений, знаков, символов (см. илл.). Выделяется исполненный в сложном тератологическом орнаменте крест, по разным сторонам которого процарапаны буквы «IС», «HI», «КА». Просматриваются около десятка разных форм крестов, в левом верхнем углу видно изображение (или икона) святого, несколько геометрических фигур.

Прикрепленный файл: Graffiti.jpg
maxanechka
скончалась 26 октября 2015 г. Светлая память

maxanechka

Беларусь,Витебск
Сообщений: 1685
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1167
Как взрывали храмы Витебска-2: Благовещенская церковь
Благовещенская церковь в Витебске, памятник архитектуры XII столетия, была взорвана в декабре 1961 года по указанию председателя Витебского горисполкома Николая Ильича Сабельникова.
Храм уцелел после боев и бомбежек 1941—1944 года. После пожара под слоем штукатурки открылась первоначальная фресковая роспись. В 1944 году в Витебск приехал и произвел обмеры, исследование, а также подготовил проект консервации и реставрации известный архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Ущерб, нанесенный войной памятнику архитектуры, был оценен в три миллиона рублей по курсу 1913 года. Эта сумма была включена в счет иска, который СССР предъявил Германии на Нюрнбергском процессе.

Постановлением Совета министров БССР от 13 сентября 1953 го храм Благовещения в Витебске был принят под охрану государства. Но в 1958 году напротив церкви построили здание нового городского театра. С этого момента начинаются злоключения Благовещенки. В 1961 году городские власти во главе с Николаем Сабельниковым добиваются снятия памятника с охраны и готовятся к сносу.
Об этих планах узнаёт Петр Дмитриевич Барановский. 15 декабря 1961 года он направляет первому секретарю ЦК КПБ Кириллу Мазурову телеграмму: «В Витебске местные власти собираются уничтожать Благовещенскую церковь – памятник мирового значения. Вы, как первое лицо республики, должны этому помешать!» Сам Барановский с комиссией по охране памятников спешит в Витебск.
Вот как происходящее описывает историк искусств, профессор А. С. Трофимов в книге «Петр Дмитриевич Барановский: Труды, воспоминания современников»: «В Витебске, в центре города, в пределах древней цитадели был взорван древнейший памятник русской архитектуры — Благовещенская церковь, современница похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на землю Половецкую в 1188 г.
Нашей комиссии по охране памятников стало известно о подготовке церкви Благовещения к взрыву. Мы не поверили. Ведь казалось, что время преднамеренного уничтожения исторических памятников прошло. Какие веские доводы могло выдвинуть правительство Белоруссии в защиту своих позиций? В сущности, никаких. Церковь стояла в городском саду и не мешала ни людям, ни транспорту. А причины сноса в обоих случаях — как с подворьем опричников в Москве, так и с церковью в Витебске, с нашей точки зрения, были попросту смехотворны.

В первом случае якобы понадобилась площадка в центре города для постройки средней школы, в которой должны были учиться дети лиц, проживавших на улице Грановского (в это же самое время по Москве закрывались школы из-за отсутствия необходимого количества учеников). Во втором — понадобилась танцевальная площадка для молодежи города Витебска!
Мы сделали запрос в Управление изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР и получили ответ, что нам не следует вмешиваться в культурную политику Белорусской ССР. Тогда мы предприняли последнюю отчаянную попытку предотвратить катастрофу и вылетели в Витебск. Петр Дмитриевич не предполагал, что мы встретим не только равнодушное, но и враждебное отношение руководителей горисполкома к нам и нашим просьбам, хотя эти просьбы были отнюдь не личного, а общественного характера. Никакие доводы не помогли, и нам посоветовали покинуть город. Вдогонку было сказано: «Не мешайте строить новую жизнь!»
Телеграмма, посланная нами на имя первого секретаря ЦК КП Белоруссии К. Т. Мазурова, возможно, только ускорила разрушение храма. Он был взорван через три дня после нашего отъезда из Витебска».

По воспоминаниям некоторых очевидцев сначала был взрыв, а потом за работу взялись танки. Поутру на декабрьском снегу на месте храма XII столетия кроваво краснело пятно раздавленной танками плинфы…
Все же, шумиха, поднятая вокруг варварского уничтожения памятника домонгольской архитектуры, оказалась не напрасной. В 1962 году сатирический тележурнал «Фитиль» делает выпуск о Витебске «Недолго думая». Руины церкви вновь берутся под охрану государством, в 1964 и 1968 годах здесь проводят раскопки, а в 1977 году их консервируют.
В 1992 году по остаткам стен Г. А. Лаврецким был разработан проект восстановления церкви в первоначальном виде. Работы по реставрации начались в 1993 году, а 1998 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы была восстановлен в облике XII века. Первая служба в нем прошла 8 января 1999 года

Прикрепленный файл: 800px-Bladovesch_hram_01.jpg
maxanechka
скончалась 26 октября 2015 г. Светлая память

maxanechka

Беларусь,Витебск
Сообщений: 1685
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1167

Православная архитектура Беларуси.

http://hram.by/areas/view/201
maxanechka
скончалась 26 октября 2015 г. Светлая память

maxanechka

Беларусь,Витебск
Сообщений: 1685
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1167
Костёл святого Иосифа (Юзефа), позже Николаевский кафедральный собор — несохранившийся храм в Нижнем замке, позднее на Соборной площади (современная площадь Свободы). Был построен при иезуитском коллегиуме. Существовал в XVII—XX веках

Кафедральный собор во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского украшал центр города Витебска. Он был обращен передним фасадом к Замковой или Соборной площади. Храм был построен в 1644 году иезуитами. Рядом с храмом находился жилой корпус монастыря. Во время войны России с Речью Посполитой 1654-1657гг. собор передан православному монастырю святого Алексия, человека Божия. В 1716 году началось строительство каменного костела. В 1731 году он был завершен.

После изгнания иезуитов из России костел принадлежал базилианам. В 1839 году все белорусские униаты присоединились к православным. Епископы униатской церкви составили и подписали достопамятный акт воссоединения, по которому все здания, имущество и паства переходили в Православие добровольно. 10 мая 1839 года свершилось в Витебске торжество этого воссоединения. Бывший костел переименован в собор святителя и чудотворца Николая.
Под храмом находились прекрасные подвалы, предназначавшиеся, как видно по множеству ниш, для погребения умерших. В склепах собора покоились и нетленные тела умерших. Стены церкви были белые; средняя, т. е. подкупольная часть ее, для сохранения теплоты, была накрыта огромным стеклянным колпаком. Собор украшал писаный на холсте большой образ «Снятие с креста». На нем представлен момент, когда святое тело Иисуса, снятое со креста, опустили на землю, чтобы завернуть его в плащаницу и положить во гроб. Тело окружают Иосиф из Аримафеи, Никодим, две Марии, Иоанн и еще один из благочестивых мужей. На лицах женщин видна мучительная тоска и отчаяние, выражение лиц мужчин полно сдержанной грусти и благоговения; в особенности выразительны лица Марии Магдалины и Никодима. Картина принадлежала кисти известного итальянского художника Сальватора Розы (1615 -1675 гг.) – члена римской Академии Виртуозов. Другие его картины, как иконы, находились в храме до Отечественной войны 1941-1945 годов.
В числе Евангелий находилось самое древнее – 1698 года, напечатанное в Москве и поступившее в Николаевский собор из Александро-Невской Лавры, в которую было пожертвовано, как видно из надписи на серебряном окладе оборотной стороны книги, в 1717 году дьяконом Войновым.
5 августа 1839 года Священным Синодом принято решение о перенесении православной епископской кафедры из Полоцка в Витебск. Архиерейский дом и консистория были помещены в быстро отремонтированный жилой корпус монастыря. Храм был отреставрирован на средства Священного Синода и архитектора Беттини.
17 октября 1843 года собор освящен Высокопреосвященнейшим Василием, архиепископом Полоцким и Витебским. С 26 октября 1844 года храм имеет статус кафедрального.
В 1869 году, из-за образовавшихся в здании собора трещин, состоялся капитальный ремонт храма. Был изменён наружный вид собора – сооружен купол над средней частью храма. Две фасадные башни получили другой вид – в них поместили колокола. Купол, своды и стены, под наблюдением академика Виноградова, расписали красками по свежей извести; устроены трехъярусный иконостас и киоты работы московского мастера П. Варфоломеева. Иконописцем Розановым были написаны иконы для иконостаса и всего храма.
Еще раз собор реставрировали в 1895 году. Обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев во время своего проезда через Витебск обратил внимание, что при соборе нет притвора. Был сделан проект пристройки, выделены деньги, произведен ремонт. Кафедральный собор святителя Николая обрел свой настоящий архитектурный облик.
Взорван в марте 1957

Прикрепленный файл: 180px-Nikol-sobor-urkovskiy-kon19v.jpg
maxanechka
скончалась 26 октября 2015 г. Светлая память

maxanechka

Беларусь,Витебск
Сообщений: 1685
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1167
Изьятие ценностей у религиозныз общин Витебской губ 1922г
http://www.sedmitza.ru/lib/text/3252431/

http://www.ekskursii.by/?typedesc&build_=1
Вид достопримечательности:
Церкви353
Археологические памятники73
Монастыри бернардинцев9
Дворцы и усадьбы117
Площади10
Ратуши8
Памятники92
Административные здания63
Мемориальный комплекс47
Парки, скверы27
Замки, крепости15
Брамы4
Башни5
Торговые ряды9
Костелы182
Синагоги13
Часовни23
Вокзалы и ж/д станции9
Мельницы7


http://213.171.53.29/bin/nkws....eWkUU*2e**

http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,186.1060.html
Храмы и монастыри г.Витебска
http://evitebsk.com/wiki/Утраченное_наследие_Витебска
Anastasia_Ud

Anastasia_Ud

Сообщений: 423
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 113

Наташа СМ написал:
[q]
Подскажите пожалуйста, кто знает, сохранились ли метрические книги по Велижскому уезду (конец 19 - нач. 20вв) ?? И где их искать? В НИАБе их нет, делала запрос. В Смоленском архиве (судя по описанию фондов) - тоже нет...
[/q]

У мармонов на сайте :

Прикрепленный файл: Снимок ц.JPG
---
Ищу сведения о Жилич,Кошикевич/Кашикевич(д.Озерница/Гродненская обл.),Молодой,Зайченок,Зайцев,Дорофеева(Ильино/Велижский уезд Витебской губернии/ныне Тверская область России).Сфотографирую могилы Ваших близких на кладбищах Минска
maxanechka
скончалась 26 октября 2015 г. Светлая память

maxanechka

Беларусь,Витебск
Сообщений: 1685
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1167
Anastasia_Ud А у мармонов на сайте нет метрических книг Обольской церкви( православный приход Святой Троицы)
Обольской волости Городокского уезда Витебской губернии.Спасибо.
Anastasia_Ud

Anastasia_Ud

Сообщений: 423
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 113
MAXANECHKA, нет к сожалению
---
Ищу сведения о Жилич,Кошикевич/Кашикевич(д.Озерница/Гродненская обл.),Молодой,Зайченок,Зайцев,Дорофеева(Ильино/Велижский уезд Витебской губернии/ныне Тверская область России).Сфотографирую могилы Ваших близких на кладбищах Минска
ledok
Участник

Сообщений: 67
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 41
Добрый день! Может кто нибудь находил Метрические Книги Мишневической церкви за 1903 - 1918 годы? В каком архиве они могут быть?
ledok
Участник

Сообщений: 67
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 41
В НИАБ обращалась, ответили, что у них ничего нет.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Модератор: dobby
Вверх ⇈