Дело по обвинению граждан Мучкапского района от 03.08.1930 г.Обвиняются:
Казарин Петр Петрович
Королев Василий Ефремович
Кулаев Иван Романович (приговор: 5 лет концлагерей)
Нечуйкин Иван Матвеевич (приговор: 5 лет концлагерей)
Пальцев Михаил Федорович
Трубников Иван Алексеевич
Трубников Максим Данилович (приговор: 10 лет концлагерей)
Филатов Иван Илларионович (приговор: расстрелян)
Христорождественский Григорий Алексеевич (приговор: расстрелян)
Чуриков Димитрий Макарович
Шамкин Дмитрий Семенович (приговор: 5 лет концлагерей)
Статья Священника Евгения Большова
Ссылка на источникПраведники земли Мучкапской
ПОСЛЕДНИЙ ЭКЗАМЕНС самого начала служения в Мучкапе я видел в поминаниях за упокой имя протоиерея Григория. Расспрашивая людей, не добился ничего больше. Был такой, служил в 20 годы, потом его расстреляли за чтение какой-то «Протокольной книги». А как фамилия, остались ли родственники и каков он был – не помнили. Но воля Божия проявилась. Из администрации района мне передали письмо Любови Наумовны Краснопольской, разыскивающей своих предков. Она написала наугад. Оказалось, что она внучка протоиерея Григория и тут информация стала прибавляться.
Протоиерей Григорий Алексеевич Христорождественский родился в 1872 году, окончил Тамбовскую семинарию, служил в Мучкапе с 1915 по 1930 год. Семья его состояла из матушки и трёх детей. Характером обладал властным и сильным. При антоновском восстании не поддерживал мятежников, противостоя своей даже семье. К обновленцам относился крайне отрицательно. В это время в Мучкап приехал обновленческий священник Алексей. По воспоминаниям людей, он активно поддерживал преобразования советской власти. Будучи назначен благочинным, он ездил в уездный город Борисоглебск, где переодевался в кожанку и так ходил по учреждениям. Однажды он собрал духовенство Мучкапа и окрестностей на собрание, где сказал, что, мол, теперь свобода, и священникам разрешается брить бороду, носить мирскую одежду, торговать на рынке. Протоиерей Григорий встал и резко сказал: «Таковых ожидает ад!» И вышел из помещения. Служил он также без сокращений, по старому обычаю. Это вызвало запрещение в служении от обновленческих церковных властей. На Тамбовщине тогда не было вовсе тихоновских церквей. Доставалось ему и от соввласти. За неуплату огромного продналога в 1929 году его посадили в тюрьму, здесь же, в Мучкапе. Сердобольные селяне носили ему еду. Моя соседка Мария Ивановна сама носила и помнит, что он уговаривал её не отказываться от Бога, помнить веру. А было-то ей 10 лет всего. Собрав за него налог, люди выкупили пастыря из темницы. Но ненадолго.
В 1930 году ОГПУ начало дело «Мучкапской группы» по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Коллективизация не оставляла места в деревне ни попам, ни кулакам, ни несознательным верующим. Поводом для расправы послужила книга «Протоколы сионских мудрецов», в списках ходившая по рукам мучкапских обывателей. Бедные крестьяне, замучанные налогами, административными запретами, испытывающие тяготы от слома привычной жизни, легко находили связь между окружающей их действительностью и описанными в книге пророчествами. На базаре в посёлке сходились мужики и обсуждали книгу, читали её вместе в домах, переписывали. Советская власть той книги боялась как огня. Случайно ли?
Однако стоп. Забегаю вперёд. Любовь Наумовна мне ничего про дело не сказала. У неё была на руках справка о реабилитации и всё. Как добыть подробности? Проживая в Пущино, она не могла достать дело, да и нужно ведь доказать, что она внучка осуждённого, а того сделать не можно было. Документы не сохранились.
Думал я, думал, да и решился на штурм ФСБ. Одел подрясник, взял паспорт и справку о реабилитации и пошёл в тёмные двери под тяжёлые своды. Дежурный спросил паспорт и вызвал служащую, которая беседовала со мной в отдельной кабине. Так они доносы принимают, что ли? Выслушав, она сказала: «Ну что же, я знаю это дело, подождите минут 20, я принесу.» Не послышалось ли мне? Ожидая, я всё думал, что мне это мерещится. Но вот появилась архивистка и положила передо мной папку листов в сто. Ознакомляйтесь. И тут-то я проявил находчивость, обычно мне несвойственную. «А можно скопировать некоторые листы?» – спросил я. Поколебавшсь, она сказала: «Ну, вообще-то да, только у нас ксерокс занят очень». «Не беспокойтесь, он не нужен», – и я вытащил из кармана цифровой фотоапарат. Под изумлённым взглядом девушки я за 10 минут переснял почти все листы. Благодарствую, можете уносить в архив.
Дело
По делу было допрошено более 30 человек. Листы с протоколом допроса отца Григория в деле №86-87. Чтение протоколов допросов – чрезвычайно интересное занятие. На страницах, заполненных химическим карандашом, проявляется слепок жизни Мучкапа 30 года. Надежды, страхи, неясные мысли, трудный быт мучкапцев вызывает чувство истории. И видны характеры людей. Брат с удовольствием сдаёт брата, мол, клеветал на советскую власть. Простак тщательно перечисляет всех, замеченных им на сходке, не понимая, что сам себе роет яму. Благонамеренный партиец высокомерно поучает несознательных верующих, просвещает их о политике партии в промышленности. Злобный образованец шесть с половиной листов исписал своей рукой (!), наслаждаясь властью доносчика. Простоватая баба выгораживает батюшку, неумело, но искренне. Мудрый мужик сухо режет: не знаю, не видел, не слышал, не читал.
И как же чисто вёл себя отец Григорий! Он и не был уличён ни в чтении книги той, ни в переписывании оной, ни в даче её кому-либо. Даже и не обсуждал он книгу, никто про это не донёс. Единственный случай был, признанный им, когда он в разговоре на улице посетовал, что храмы закрывают и священников арестовывают. И сказал, что жизнь тяжёлая. Всё. Виновным себя не признал.
Осуждены были 7 человек. Двое расстреляны: протоиерей Григорий Христорождественский и Филатов И.И. Одному дали 10 лет лагерей, четырём по пять. Логики в приговоре не найти. Переписывающий и читающий книгу отделался 5 годами. Даже в руках её не держащий – расстрелян. В конце дела три листочка справки из мучкапского сельсовета о священнике. Три строчки в конце: «Всегда и всюду ведёт агитацию против всех мероприятий, проводимых Соввластью, группирует возле себя тёмную и несознательную массу». Вот и причина приговора, за подписью и печатью...
Расстрел произошёл в г. Тамбове, на территории Казанского монастыря. Там, в подвале храма, стены были выщерблены от пуль. Здесь располагалось ГПУ. И тут же отец Григорий в юности учился в семинарии. Последний свой экзамен он сдал в 58 лет.
АУФСБ ТО Д.Р.- 12319.
Ссылка на фотографии дела