Церковь в Лаврово
История создания и восстановления.
Андрей_Б Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10518 | Наверх ##
26 июня 2019 0:17 26 июня 2019 14:38 Церковь в селе Лаврово
Закончил просмотр Тульских Епархиальных ведомостей Последний имеющийся год 1918.
К изложенной в предыдущих сообщениях информации по церкви в Лаврово можно добавить немного нового.
1915 г. № 35, 36
Священникъ села Лаврова, Ефремовскаго уѣзда, Евгенiй Рождественскій перемещен къ Успенской Кладбищенской гор. Богородицка церкви — 4 сентября
Вакантные мѣста. Священническія:
Села Лаврова, Ефремовскаго уѣзда, съ 4 сентября с.г. Земли церковной 36 дес. Прихожанъ м. н. 701. Причта положено быть: священнику и псаломщику. Для причта имѣется церковное помѣщеніе.
1915 г. № 41
Рукоположенъ псаломщикъ церкви села Новоприборной слободы, Bеневскаro уѣзда, Владиміръ Орловъ во священника къ церкви села Лаврова, Ефремовскаго уѣзда — 11 октября.
1916 г. №7, 8
Списокъ пожертвованій
Въ Богородице рождественнскую церковь села Лаврова Ефремовскаго уѣзда пожертвованъ прихожанами сей церкви новый колоколъ вѣсомъ 109 пудовъ (1752 кг.) стоимостью 2300 руб.;
Теперь бы раздобыть Клировые ведомости по Лаврово. Может там есть еще информация. Правда все зависит от того насколько они подробны, т.к. не все священники соблюдали требования Епархии по их написанию. --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
Андрей_Б Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10518 | Наверх ##
27 июня 2019 20:50 Строительство и содержание церквейСтроительство храма было одним из необходимых условий для открытия прихода и определения причта к строившейся церкви. Как же происходило строительство церквей в XIX веке? Как и в XVIII веке "весь процесс строительства новых церквей жестко регламентировался центральными властями". Вплоть до 1865 г. постройка любых церквей разрешалась епархиальному начальству только после рассмотрения и согласия Синода. По указу 25 августа 1865 г. епархиальным архиереям было предоставлено право "без испрашивания Синода разрешать постройку, перестройку и расширение церквей во всех городах и селах". Далее оговаривалось, что в случае открытия нового прихода и назначения к нему причта, документы по строительству необходимо было направлять в Синод. Указ 1886 г. закреплял это решение, согласно которому "построение церквей приходских и кладбищенских в городах и селах разрешается епархиальным архиереем, но на открытие вновь приходов надлежит испрашивать разрешения Святейшего Синода". Процедура строительства церквей в XIX веке была следующей. Община, желавшая выстроить новую церковь или восстановить старую, отправляла прошение на имя епископа. В данном прошении прихожане обосновывали причину, по которой необходимо построить новую церковь или возобновить старую. Прошение отправлялось в духовную консисторию через ходатая, а в казенных селениях (с 40-х гг. XIX века) через Палату государственных имуществ. Затем в консистории наводились справки о составе прихода, расстоянии до ближайшей церкви; если приход новый, и наличии препятствий при сообщении с ней. С 1826 г. к обязательным документам по церковному строительству добавилось утверждение плана и фасада церкви "губернскими, или другими привилегированными архитекторами". По Уставу духовных консисторий 1841 г. при составлении проектов на построение православных церквей "должен быть сохранен вкус древнего византийского зодчества" . Это же правило было подтверждено в Строительном уставе, изданном в 1900 г. Далее, если делу давался ход, производилось обследование места будущей постройки. Для этого епархиальный архиерей обращался к губернатору с требованием командировать губернского архитектора для освидетельствования местоположения и фунта земли, а также для определения и рекомендации относительно строительного материала и наемных рабочих . Затем архитектором составлялись план, фасад и смета на строительство церкви. При освидетельствовании должен был присутствовать благочинный или депутат с духовной стороны, а также представитель от прихожан . При этом церкви рекомендовалось строить на возвышенном месте и в центре населенного пункта, согласно требованиям Устава духовных консисторий, где предписывалось также строить "на площадях, а не посреди обывательских строений". Впоследствии все документы вновь поступали в консисторию, откуда, если строилась новая церковь, отправлялись в Синод. Затем, после одобрения высшей церковной власти, обратно в консисторию. Епископ, получив одобрение Синода, давал свое благословение и выдавал, засвидетельствованную своей печатью, "храмозданную грамоту". В этих грамотах давались очень подробные указания относительно устройства церкви, повторявшиеся во всех грамотах и отличавшиеся только в мелочах. Вначале говорилось о составе причта к новой церкви, затем о заложении и освящении церкви. Место строительства обычно освящал благочинный. В документе указывалось на обязанность просителей по строению церкви "убрать иконостас святыми иконами и снабдить церковной утварью". Кроме этого, оговаривались размеры престола, его месторасположение, конкретные материалы, как для церковной утвари, так и для облачения священников. Данная регламентация была разработана еще в указах Синода XVIII века, где говорилось в частности, что посуда в церкви должна быть серебряной, а одежда священников шелковой . В грамотах перечислялись деревни, входившие в новый приход, а также указывался класс церкви (после 1845 г.). Если церковь строилась вместо старой или ремонтировалась, то в документе указывалось, как следовало поступать с оставшейся ветхой церковью и куда следовало использовать оставшийся материал (кирпич, лес, даже щепу). В "храмозданных грамотах" XIX века, кроме этого, к обязанностям строителей относилось обеспечение жильем священно и церковнослужителей и отвод им пашенной и сенокосной земли. Получив "храмозданную грамоту", вместе с которой в случае недостатка средств выдавалась и книга для сбора денег на строительство, можно было приступать к постройке церкви. По завершении строительства здания, благочинный подавал рапорт в консисторию, указывая на то, какие работы еще предстоит сделать. После оснащения церкви необходимой утварью и иконами, в консисторию священником подавался рапорт о готовности церкви к освящению, вместе с "храмозданной грамотой" и описью церковного имущества. Получив рапорт, епископ отправлял "благословенную грамоту", в которой вначале кратко воспроизводился текст рапорта, а затем давалось благословение на освящение храма -"церковь освятить по чиноположению благословляю". Последним документом в процедуре по строительству церкви являлся рапорт благочинного или духовного правления об освящении храма, имевший как правило одну формулировку: "Сего года числа...месяца... сия церковь освящена" . Главным в этой процедуре было освящение престола церкви. Престол - это главная святыня храма, "знаменующая престол Пресвятой Троицы". https://vuzlit.ru/431333/stroitelstvo_soderzhanie_tserkvey --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
Андрей_Б Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10518 | Наверх ##
29 июня 2019 13:48 Нашел интересное издание на тему строительства церквей в 19-20 в. "Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовень, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях, 1911 г." Вполне возможно, что и наша церковь в основе была построена по подобным рекомендациям. http://elib.shpl.ru/nodes/23261#mode/inspect/page/1/zoom/4Может она по компоновочному решению была такой?
 --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
Андрей_Б Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10518 | Наверх ##
21 августа 2019 16:53 Церковь в селе Лаврово
В ГАТО нашел два дела о строительстве Богородицерождественской церкви в с. Лаврово Ефремовского уезда
Ф. 3 Оп. 7 Д. 3358 Дело о строительстве Богородицерождественской церкви в селе Лаврово Ефремовского уезда Дело не отсканировано Хронологические рамки: 1893-1907 гг.
Ф. 3 Оп. 10 Д. 3596 Дело о строительстве новой каменной Богородицерождественской церкви в селе Лаврово Ефремовского уезда Дело не отсканировано Хронологические рамки : 1907-1918 гг.
Может быть, что там та же, информация, которую я уже выкладывал из Тульских Епархиальных ведомостей...
А может там, что-то новое и еще не известное нам... --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
Андрей_Б Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10518 | Наверх ##
28 февраля 2020 22:24 28 февраля 2020 22:43 Церковь в ЛавровоКак я писал в дневнике ранее в ГАТО есть два дела о строительстве нашей церкви. Ф. 3 Оп. 7 Д. 3358 Дело о строительстве Богородицерождественской церкви в селе Лаврово Ефремовского уезда. Хронологические рамки: 1893-1907 гг. Ф. 3 Оп. 10 Д. 3596 Дело о строительстве новой каменной Богородицерождественской церкви в селе Лаврово Ефремовского уезда. Хронологические рамки : 1907-1918 гг. Но я тянул и не заказывал, т.к. были сомнения, что найду там что-то новое... На днях получил сообщение от Татьяны (lavrovoDUBIKI), которое с ее позволения публикую в дневнике. 8 мая 1893 г. крестьяне деревень Лаврово и Дубики подали прошение архиепископу Тульскому и Белевскому Никандру с просьбой разрешить строительство собственного Храма. Разрешение было получено в декабре 1894 г. Председателем строительного комитета был назначен помещик (???? - вопрос от меня, откуда в Лаврово помещик) деревни Лаврово статский советник Михаил Тихонович Яблочков. Построена Церковь была в 1900 г. Приход открыт в 1908 г. Здание Церкви кирпичное, на каменном фундаменте. Колокольня крыта железом. По штату положены священник и псаломщик. В Церкви два престола: во имя Великомученика Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. (Как моя бабушка и говорила: в Дубиках Престольные два Николы: Вешний и Зимний, а в Лаврово - Георгий и Рождество Богородицы). В приходе имеются две земские школы. Ни фотографий, ни чертежа Храма не прислали, хотя я и запрашивала . . .На первый взгляд действительно ничего нового. Но сразу захотелось выяснить про помещика д. Лавровой статского советника Михаила Тихоновича Яблочкова. Очевидно известная фамилия, но в связи с нашими местами я ее не встречал. Каково же было мое изумление когда я осознал, что это тот самый М.Т. Яблочков... Русский историк и генеалог и еще много чего... Родился 16 (28) июля 1848 года в селе Плоское Ефремовского уезда Тульской губернии. Принадлежал к древнему дворянскому роду. Умер в селе Липяги 16 (29) марта 1906 года. Лепяги в 2 км от Вязово и в 5 км от Дубиков. И до Лаврово примерно столько же. Вот это открытие! Конечно открыл М.Т. Яблочков "Дворянское сословие Тульской губернии Т.8" и прочитал, что он написал про свой род Яблочковых. Нашел там и о том как он стал помещиком д. Лавровой. Его супруга, Александра Александровна, в девичестве Ростовцева. Имеет в селе Лаврове Ефремовского уезда 206 д. Родилась в 1851 г. Теперь понятно почему Председателем строительства был назначен именно М.Т. Яблочков. И несмотря на то, что теперь выяснилось про отсутствие в ГАТО каких либо изображений церкви, я считаю что открыт еще один важный момент, связанный с историей строительства церкви, да и с историей Лаврово тоже. Благодаря уважаемой Татьяне мы имеем такое интересное открытие. Спасибо!
    --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
tamgo Новичок
Сообщений: 14 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 87 | Наверх ##
3 марта 2020 2:59 О церкви села Лаврова из книги Георгиевской Т.В., Петровой М.В. "Синодики Тульской губернии. Ефремовский уезд", Тула, 2013.
Лаврово. Богвродицерождественская церковь (с. Лаврово Шиловского сельского округа Ефремовского р-на) Село расположено слева (в 2 верстах) от дороги из г. Ефремова в г. Данков Липецкой обл. и отстоит в 28 верстах от г. Епифани и в 5 верстах от с. Солдатского, в приход которого входила д. Лаврове (до 1900), когда тщанием прихожан и помощью сторонних доброхотных дателей в ней был построен двухпрестольный Богородицерождественский храм. Престолы: по правой стороне во имя св. Николая по левой стороне во имя вмч. Георгия. Здание кирпичное, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею в одной связи, крыты железом. Дома для священноцерковнослужителей находились на церковной земле, построены иждивением прихожан и составляли собственность церкви. «Храм был очень большой и высокий, белым с серебристыми куполами в 3 яруса. С колокольни был виден Ефремов. Вокруг храма была каменная изгородь, а так же небольшой церковный домик для сторожа. Во время ВОВ зимой 1941 г. фашисты заняли д. Яндовку, в 30 км от Лаврова, местные жители, опасаясь, что могут захватить и Лаврово и с колокольни будут обстреливать Ефремов, взорвали храм. Во время взрыва разрушилась колокольня и обвалились купола, само здание храма уцелело и стоит до сих пор. В послевоенное время здание использовалось как зернохранилище и склад минеральных удобрений. Внутри оно просторно настолько, что в нем разворачивался грузовик с зерном». (КПО, г. Ефремов)
В 1857 г. в деревне проживало 671 чел. В 1916 г. в приходе: приход кол-во дворов душ м.пола душ ж. пола школы с. Лаврово 148 384 412 ЗШ д. Дубики в 2 верстах 91 297 281 ЗШ д. Лаврова в 1 версте 6 20 25 В 2004 г. в селе проживало 72 чел В 2008 г. тщанием и иждивением ОРЛОВА А.П. и ПОНОМАРЕВОЙ С.А. при содействии жителей села установлена часовня. Кирпичная церковь находится в полуразрушенном состоянии(2012). Священники РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Евгений Иванович (1908-1915) ОРЛОВ Владимир Николаевич (1915-1917) ЛИСИЦЫН Александр Андреев (1925-1937) НЕАР0НОВ Михаил Иванович (1934)
Псаломщики САХАРОВ Венедикт Викторов (1906-1922)
Учителя СОБОЛЕВ Димитрий Максимов (1866) САХАРОВ Иван Григориевич (1876) СИГУНОВА Наталья Антоновна (1908-1917) ЯРЧИНСКАЯ Мария Феликсовна (1908-1917) ГЛАГОЛЕВА Елизавета Васильевна (1916-1917)
Старосты ЛЕОНОВ Андрей Егоров (1906-1917)
Благотворители (2008) ОРЛОВ Анатолий Петрович ПОНОМАРЕВА С.А. | | |
Андрей_Б Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10518 | Наверх ##
3 марта 2020 22:43 3 марта 2020 22:56 tamgo написал: [q] «Храм был очень большой и высокий, белым с серебристыми куполами в 3 яруса. С колокольни был виден Ефремов. [/q]
Тамара, спасибо. Уверен, что рано или поздно мы соберем полностью всю картину, как в пазле. --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
lavrovoDUBIKI Новичок
Сообщений: 7 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 80 | Наверх ##
9 мая 2021 9:15 Андрей, добрый день! С праздником Вас, с Днем Победы! Мира, добра и удачи в поисках! Я была неделю в Дубиках. В Дубинско-Лавровской Церкви установили ворота, навесили замок, закрыли окна пластиком . . . Может, реставрация намечается? . . . | | |
Андрей_Б Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10518 | Наверх ##
9 мая 2021 10:10 lavrovoDUBIKI написал: [q] Андрей, добрый день! С праздником Вас, с Днем Победы! Мира, добра и удачи в поисках! Я была неделю в Дубиках. В Дубинско-Лавровской Церкви установили ворота, навесили замок, закрыли окна пластиком . . . Может, реставрация намечается? . . .
[/q]
Татьяна, добрый день. С Днём ПОБЕДЫ! Спасибо за приятные новости по работам в церкви. Здоровья! --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
Sh-45 Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
19 июля 2023 17:05 Добрый день!
В документах Государственного учреждения «Государственный архив Тульской области», в фонде «Тульская духовная консистория», в делах о строительстве Богородицерождественской церкви в селе Лаврово Ефремовского уезда за 1893-1918 гг. имеются следующие сведения. 8 мая 1893 г. крестьяне деревни Лаврово и Дубики Солдатской волости Ефремовского уезда подали прошение архиепископу Тульскому и Белевскому Никандру с просьбой разрешить строительство нового храма. Деревня Лаврово состоит в приходе Богородицерождественской церкви села Солдатское, а деревня Дубики - Никольской церкви села Вязово. Обе деревни отделены от своих церквей на расстояние 4-5 верст, путь пересекается тремя глубокими оврагами, которые в половодье наполняются водой, и рекой Красивая Меча. Как следствие, сообщение между означенными деревнями и их приходами, особенно во время осенней и весенний распутицы, крайне затруднено. Упомянутые церкви маловместительны, в праздники прихожане вынуждены молиться в крайней тесноте. Учитывая подобные обстоятельства, крестьяне решились выстроить для своих двух деревень (в деревне Лаврово проживает 600 душ, в деревне Дубики - 300) особый храм в деревне Лаврово и образовать новый самостоятельный приход. Крестьяне деревни Лаврово обязуются выделить 3 десятины* земли под церковь и кладбище и 33 десятины для причта и выстроить за свой счёт кирпичный храм: сначала трапезную, а потом настоящий храм во имя святителя Николая Чудотворца и праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Председателем строительного комитета по постройки храма назначен помещик деревни Лаврово статский советник Михаил Тихонович Яблочков, а после его смерти председателем строительного комитета по постройке местного приходского храма избран ефремовский купец Николай Алексеев Окороков. Постройка нового каменного храма в деревне Лаврово Ефремовского уезда по просьбе крестьян сей деревни и соседней деревни Дубики разрешена по определению епархиального начальства от 14-19 декабря 1894 г. Храм разрешено строить с образованием при нем нового прихода из упомянутых деревень при населении 729 душ мужского пола и с учреждением особого причта из двух лиц: священника и псаломщика. Для довольства будущего причта при церкви деревни Лаврово крестьянами отведена полевая усадебная земля в количестве 36 десятин. В рапорте исполняющего обязанности благочинного Ефремовского округа священника Григория Алферьева в Тульскую духовную консисторию от 16 декабря 1910 года значится, что постройка храма в с. Лаврово производится по проекту, утвержденному Строительным отделением, трапезная часть храма окончена и освящена в 1900 м году, колокольня окончена в том же году, постройка производилась под наблюдением архитекторов Магидена и Скавронского. Новопостроеный трапезный храм освящен 18 декабря 1900 г. во имя святителя Николая Чудотворца. 30 ноября 1907 г. по представлению архиепископа Тульского и Белевского Святейший Синод постановил открыть самостоятельный приход церкви в деревне Лаврово исключительно на изысканные местные средства. 10 апреля 1914 года председателем, членами Строительного комитета и причта Богородице-Рождественской церкви с. Лаврово Его Преосвященству Парфению, епископу Тульскому и Белевскому, были направлены «Сведения», в которых значилось, что построена трапезная часть храма и колокольня, начали строить настоящую часть храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, забутили бут и начали класть фундамент, но еще не закончили, но предполагаем в настоящем году закончить и приступить к закладке храма. На постройку храма по сборной книге доброхотных подаяний поступило 6821 рубль 17 копеек и прихожанами пожертвовано 11 488 рублей 61 копейка. Израсходовано денег на всю постройку 17870 рублей 6 копеек. В фонде «Тульская духовная консистория» **, в клировой ведомости о православном Богородицерождественском храме села Лаврово Ефремовского уезда Тульской епархии за 1916 год имеются следующие сведения. Церковь построена в 1900 г. тщанием и иждивением доброхотных дателей. Приход открыт в 1908 г. Здание церкви кирпичное, на каменном фундаменте. Колокольня крыта железом. По штату положены священник и псаломщик. Кружечных доходов за 1916 г. получено 384 руб. 40 коп. В церкви два престола: во имя Великомученика Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. Утварью достаточна. Земли при церкви: усадебной вместе с погостом 9 десятин и 200 квадратных саженей***; пахотной 33 десятины. Дома для священноцерковнослужителей построены прихожанами. Расстояние церкви от консистории 130 верст, от уездного города Ефремова 30 верст. Количество прихожан: 384 мужского пола и 412 женского пола. В приходе работали две земские школы - в селе Лаврово и деревне Дубики. Штат Лавровской земской школы состоял из 2 учительниц. Основание: Ф. 3. Оп. 7. Д. 3358. Л. 1, 1 об., 11, 13, 33, 67. Д. 3596. Л. 27, 28-28 об., 39, 45, 49, 50, 53-55, 62, 80. Оп. 17. Д. 548. Л. 261 – 269. Примечание: * - 1 десятина равна 1,09 га. - в соответствии с Уставом духовных комиссий от 27 марта 1841 года Духовная консистория являлась присутственным местом Православной Российской церкви, * - 1 сажень равен 2,13 м
    | | Лайк (1) |
|