На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Очень стыдно, что даже не слышала раньше об этом Герое. Царство Небесное и Вечная слава!
Матвей Кузьмич Кузьмин (21 июля 1858, деревня Куракино, Псковская губерния — 14 февраля 1942, около деревни Малкино, Великолукский район, Калининская область, РСФСР, СССР) — русский крестьянин. Герой Советского Союза (1965), самый пожилой обладатель этого звания (совершил подвиг в возрасте 83 лет).
Матвей Кузьмин родился в деревне Куракино (ныне Великолукский район Псковской области) в семье крепостного крестьянина. Был крестьянином-единоличником (не состоял в колхозе) и жил охотой и рыбной ловлей на территории колхоза «Рассвет». Его считали «контриком»; за нелюдимый характер он был прозван «Бирюк».
В августе 1941 года Псковская область и родная деревня Кузьмина были оккупированы гитлеровцами. В его доме поселился комендант, выгнав хозяев дома в сарай. В начале февраля 1942 г., после завершения Торопецко-Холмской операции, части советской 3-й ударной армии заняли оборонительные позиции вблизи родных мест Кузьмина.
По свидетельству Б. Н. Полевого, в Куракино квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии, перед которым в феврале 1942 г. была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот. 13 февраля 1942 года командир батальона потребовал от восьмидесятитрёхлетнего Кузьмина выступить проводником и вывести часть к занятой советскими войсками деревне Першино (в 6 км от Куракина), пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружьё марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился. Однако, узнав по карте предполагаемый маршрут, он послал в Першино своего внука Васю, чтобы тот предупредил советские войска, и назначил им место для засады у деревни Малкино. Сам Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и, наконец, на рассвете вывел в Малкино, где уже занял позицию 2-й батальон 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады (полковник Степан Петрович Горбунов) Калининского фронта, занимавший тогда оборону на Малкинских высотах в районе деревень Макоедово, Малкино и Першино. Немецкий батальон попал под пулемётный огонь и понёс большие потери (более 50 убитых и 20 пленными. Сам Кузьмин был убит немецким командиром. М. К. Кузьмин был сначала похоронен в родной деревне Куракино. В 1954 году состоялось торжественное перезахоронение останков героя на братском кладбище города Великие Луки.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
О подвиге Кузьмина впервые стало известно благодаря статье корреспондента Бориса Полевого, напечатанной в газете «Правда». (Полевой оказался в этом районе и присутствовал на похоронах Кузьмина). 24 февраля 1942 года о подвиге сообщило Советское Информбюро. Для фронта были выпущены листовки, в газетах и журналах о Кузьмине печатались очерки, рассказы, стихи; один из рассказов («Последний день Матвея Кузьмина»), автором которого был сам Борис Полевой, был включён в программу начальной школы. Ему посвящали свои произведения писатели, поэты (например, в годы войны была широко известна баллада Е. Петунина), скульпторы. Именем Героя Советского Союза Матвея Кузьмина были названы улицы во многих городах СССР (в частности, в городе Великие Луки его именем названа школа и улица). В его честь также назван советский (а теперь российский) траулер. Впоследствии в Москве на одной из платформ станционного зала станции метро «Измайловская» (затем называлась «Измайловский парк», а ныне «Партизанская») и в Великих Луках на могиле героя были установлены памятники, а на месте подвига у деревни Малкино, на «Малкинской высоте» — обелиск. Под скульптурным изображением Кузьмина на станции метро «Партизанская» (работа М. Г. Манизера) указано, что он повторил подвиг Ивана Сусанина. Деревня Малкино является памятным местом. Мемориальная доска в память о Кузьмине установлена Российским военно-историческим обществом на здании Лычевской средней школы, где он учился.
Ровно 115 лет назад, 3 августа 1904 года, родился мой дед Александр Николаевич.
Старший сын в семье. Крестьянствовал, работал ломовым извозчиком, крючником, слесарем. Уже взрослым закончил семилетку. В 20 лет вступил в комсомол с целью «получить политическое образование», через год вышел. Стал отцом пятерых сыновей и дочери. Был ранен в финскую, признан "годным к нестроевой". В июле 1941 ушел добровольцем, хотя его год еще не призывался, а жена вот-вот должна была родить. Служил, судя по списку команды, санитаром, в какой части - Бог весть, от Вытегры, где его видели на станции в эшелоне в последний раз, до Лодейного Поля. Кто-то сообщил бабушке, что следы потерялись на Волховском. Сколько лет исполнилось деду - тридцать семь, тридцать девять, сорок - узнаю ли...
Царствие Небесное тебе, дедушка, воин Александр! Вот, в память о тебе, песня, которую вы с бабушкой певали и в радости и в горе:
Царствие Небесное тебе, дедушка, воин Александр! Вот, в память о тебе, песня, которую вы с бабушкой певали и в радости и в горе:
[/q]
Здравствуйте, Елена Николаевна! Один из миллионов без вести пропавших! Светлая, Вечная Память Александру Николаевичу! Пока мы живы и память живёт, и пусть памятная эстафета продолжается! Ваш дедушка из казаков получается....?
Песню послушала - всплакнула...и своего дядюшку вспомнила, тоже Волховский фронт и тоже б/в...в своё время читала и по радио интервью слышала, сейчас не вспомню фамилию женщины, занимающейся историей Волховского ф. - это был самый забытый, заброшенный фронт...она рассказывала в деталях, я была поражена напрочь...
Ничтоже бо покровенно есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется. (Лк.12)
3 марта 2017 года отошла ко Господу в возрасте 84 лет Изольда Анатольевна Иванова (в крещении Елизавета). Писатель, историк, исследователь битвы за Ленинград. Главным делом её жизни стало создание документально-исторической эпопеи о подвиге народа в Великой Отечественной войне. Она записала воспоминания участников и очевидцев самых трагических событий битвы за Ленинград. Она вызвала из небытия человеческой памяти сотни судеб, составивших живой венок боевой славы русского народа, его мужества, самоотверженности, стойкости.
Родилась Изольда Анатольевна в Ленинграде в 1932 году. Её мать Валентина Фёдоровна Кольцова была актрисой Большого драматического театра. Воспитывал девочку отчим Наум Самойлович Файнштейн, по профессии геолог. Отношения в семье были самыми тёплыми. В начале войны театр эвакуировали в город Киров (Вятку). Отчима призвали в армию 3 июля, как военного техника. В начале 1942 года связь с ним прервалась. На запрос из наркомата обороны в сентябре пришёл ответ: Н. С. Файнштейн в списках не значится. Потеря горячо любимого мужа и отчима была большим потрясением для семьи.
Лишь в 1985 году на очередной запрос пришло сообщение о том, что он находился во 2-й ударной армии. Стопятидесятитысячной армии, попавшей в котёл окружения в Мясном Бору в январе-июне 1942. С того года Изольда Анатольевна каждое 9 мая приезжала в Мясной Бор на встречу ветеранов, тех кто чудом остался в живых. Люди боялись говорить о трагедии армии, о том, что в действительности им пришлось пережить.
Эти скорбные встречи и побудили Изольду Анатольевну открыть такую тяжёлую страницу истории. Восстановить историческую правду для потомков, для живых, для всех героически павших. Она взяла на себя громадный и ответственнейший труд сбора всех доступных материалов. Мужество и ответственность у неё были. Всю жизнь она проработала хирургом. А выйдя на пенсию, полностью погрузилась в литературную и историческую работу.
После выхода в 1991 году книги «Долина смерти: Трагедия 2-й ударной армии» к Изольде Анатольевне стали обращаться десятки участников других операций битвы за Ленинград. И пренебречь живыми свидетелями великой истории было нельзя. Она трудилась в архивах, выезжала на поля былых сражений, встречалась с людьми. Собирала, записывала, систематизировала, комментировала и публиковала воспоминания. Из-за отсутствия средств часто книги издавались самыми малыми тиражами. А вырученные от продажи деньги шли на переиздание и публикацию новых. Работа по сбору воспоминаний не прекращалась. До тех пор, пока будет жить последний свидетель боёв отечественной войны, до тех пор, пока будет жива она. Все переиздания расширялись новыми материалами.
Она любила своих героев. И ветераны любили её. Они верили друг другу, гордились и дорожили дружбой. С великим уважением относились к ней военные. Она горячо поддерживала движение поисковиков и составила книгу очерков о работе молодежных поисковых отрядов Петербурга «Простите нас, солдаты...».
Изольда Анатольевна активно включалась в общественную деятельность по сохранению и увековечению памяти о войне. Была участницей встреч фронтовиков. Рассказывала о войне на конференциях, в библиотеках, в школах. Слово её было весомым при отстаивании мест сражений, как мемориальной земли.
В нашем Кировском районе Изольда Анатольевна бывала много раз. Усть-Тосно, Невский, Ивановский пятачки, Синявино, Погостье – места кровопролитных боёв. Места, которые оказались исторически соединены героической битвой за Ленинград. Ход военных операций в каждом из них она знала досконально: по годам, месяцам, дням и часам. Многих и многих участников обороны и прорыва она знала лично, помнила их судьбы, лица, имена. Она приняла в своё сердце их трагедию и славу, и делала всё, чтобы память о народном подвиге не исчезла в будущих поколениях.
Не раз ей доводилось участвовать в митингах в Дни Победы в Отрадном. Воспоминания многих наших земляков включены в военные сборники. Мы хорошо помним встречу-презентацию книги «Заслон на реке Тосне» в марте 2012 года, проходившую в культурном центре «Фортуна». Зал был полон. Мы увидели новыми глазами наших ветеранов, узнали об их героических судьбах.
Любовь к людям и историческая память Изольды Анатольевны были действенными. Мы помним её горячее участие в обращениях общественности к властям и в митингах протеста против плана размещения на Синявинских высотах мусорного полигона Петербурга в 2009 голу. Против поругания священной земли, пропитанной кровью солдат. Её труды сыграли значительную роль в отклонении кощунственного проекта.
Её книги являются для читателя воистину открытием. Написанные лёгким летящим языком, эти зарисовки человеческих жизней в своей множественности перерастают частность, но облекаются в ошеломляющий по достоверности и величию документ о ближайшей истории народа. Однажды встретившись с этими книгами, с ними невозможно расстаться. Это некий новый литературный жанр: в нём синтез художественной, документальной, исторической литературы. Здесь личностная судьба возрастает в образ времени, а образ времени оживотворяется множеством уникальных живых свидетельств. В этих сборниках присутствуют духовное измерение, философия народа, сакральный смысл русской истории и человеческой жизни, как носителя смысла этноса.
Вот они – фолианты, хранящие бесценные воспоминания, летопись событий и слепки человеческих душ. «Трагедия Мясного Бора», «Синявино: осенние бои 1941-1942 годов», «Заслон на реке Тосне», «За блокадным кольцом», «Погостье: жаркая зима 1941-42 годов». Последняя вышла накануне Дня Победы 2016 года (500 экз.). Изольда Анатольевна очень хотела завершить эту работу. Она не просила для себя ничего напрасного: «Мне нужно пожить ещё немного, чтобы дописать книгу о Погостье». И Господь дал.
В июле 2016 года Изольда Анатольевна обратилась к губернатору с письмом в поддержку придания статуса объектов культурного наследия регионального значения территориям, связанным с обороной Ленинграда: «Мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.» и «Плацдарм советских войск в битве за полное освобождение от блокады Ленинграда. «Невский пятачок» — «Невская Дубровка», 1941-1943 гг.» и предложила конкретные шаги для создания на их основе достопримечательных мест.
Более тридцати лет Изольда Анатольевна Иванова бескомпромиссно, с полной выкладкой служила делу увековечивания памяти русского солдата. Чтобы воистину «никто не был бы забыт и ничто не было бы забыто». По её трудам будут учиться понимать отечественную историю.
Сейчас рабу Божию Елизавету встречают Бессмертные Армии русского воинства, маршалом которого она была на земле.
От себя добавлю, что она была постоянной участницей Православных ярмарок, где спрашивающим рассказывала о подвиге солдат, о поисковой работе, предлагала сборники воспоминаний... Царство Небесное р.Б.Елисавете и Вечная Память!
Санкт-Петербург Сообщений: 6538 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14092
Наверх##13 сентября 2019 0:2225 сентября 2019 2:16
Больше 100 тысяч православных верующих вышли на улицы Петербурга
295 лет назад город получил мощи святого Александра Невского. В мужской монастырь их перенес сам Петр I. Годовщину по традиции отметили Крестным ходом. Священники, ученики духовных школ, жители северной столицы и множество паломников со всех концов страны, и даже из Сербии просто заполнили Невский проспект. Верующие пронесли мощи и еще одну из самых почитаемых в городе святынь — Казанскую икону Божией Матери.
"Сердечно поздравляю всех с днем памяти святого Александра Невского - небесного покровителя Санкт-Петербурга, великого полководца, мудрого правителя и дипломата. 12 сентября 1724 года Петр I повелел перенести из Владимира в молодую столицу, в учрежденный им Александро-Невский монастырь, мощи благоверного великого князя. Тем самым он не только обозначил свою преемственную связь с прославленным защитником северо-западных рубежей России, но и положил в основание Санкт-Петербурга великую святыню, духовный щит города", - отметил митрополит Варсонофий.
Санкт-Петербург Сообщений: 6538 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14092
Наверх##13 сентября 2019 0:4113 сентября 2019 0:44
Трое моих Александров - защитников Родины - не вернулись с фронтов Великой Отечественной. Двое из них были сегодня именинниками - дед Александр Николаевич https://forum.vgd.ru/post/3351/89193/p3043815.htm#pp3043815 и мамин брат Александр Васильевич, пропавший без вести под Киевом в первые дни войны. В день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского мы отмечаем 100-летие дяди Саши. Вечная память!
Глава из книги Максима Федорченко «Это — хорошо. Трудно ли быть человеком»
Есть в родословных что-то непобедимо притягательное. Люди желают знать, кто были их предки. Они не хотят оставаться без роду, без племени; наверное, чтобы не выпадать из некоего контекста: они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а [потому] исключены из священства (1 Езд. 2: 62).
Зная же записи родословной, можно найти своих — ведь человеку свойственно искать своих.
«Свои» — совсем короткое, но такое волнующее, такое емкое слово. Тот, кто не знает пароля, на окрик часового «Стой! Кто идет?» с надеждой отвечает: «Свои». Потому что по уставу положено стрелять, а по человечеству стрелять по своим — невозможно. Ведь свои же, свои!
Однако времена нынче рыночные. А рынок такая штука, которая любые свойства человеческой природы рассматривает как товарную нишу. И у нас уже сформировался рынок соответствующих услуг. Частные компании предлагают всем платежеспособным генеалогические изыскания. За солидную мзду дотошные люди перероют архивы, музеи, энциклопедии, словари и календари — все, что сохранило имена, даты и портреты. Айтишники подтянулись и предложили специальное программное обеспечение — конструкторы генеалогического дерева. Каждый может на своем рабочем столе посадить родословное дерево и, по мере поступления информации, отращивать ему корни, ветви и даже плоды. И пусть эти плоды — заслуга далекого предка, пусть даже заслуга вроде «знаменитой ошибки в одну копейку в балансе государственного банка». Но тут соль в чем — ведь я уже не просто так. Я — потомок славных предков. Я — наследник их достижений.
Ну да ладно, пусть себе чтит память славного предка, в конце концов, дело достойное — память. Однако эта память имеет значение не только для потомка. Люди почему-то готовы благоговеть не перед одними лишь гениями, но и перед любыми носителями великих имен независимо от того, насколько эти носители похожи на гениального предшественника. Этим свойством человеческой натуры ловко пользовался Остап Бендер, выдавая себя за сына лейтенанта Шмидта (имени которого Остап даже не знал), ведь «все дело в том, какой отец». И Остап был не одинок: в стране действовала целая каста жуликов: «фальшивые внуки Карла Маркса, несуществующие племянники Фридриха Энгельса, братья Луначарского, кузины Клары Цеткин или, на худой конец, потомки знаменитого анархиста князя Кропоткина».
Вот она — магия имени в действии. Волшебники в мире Гарри Поттера боялись произносить имя Волдеморта; люди в немагическом мире преклоняются перед наследниками имен славных, но давно почивших гениев. Или даже здравствующих — администраторов, судей, прокуроров, депутатов, министров...
Но что греха таить — есть, есть в родословных что-то непобедимо притягательное. И люди нанимают детективов, историков, архивариусов и делопроизводителей и ставят задачу. Чьих я буду? Не Рюриковичи ли мы? Что, нет? Как жаль...
Но сегодня это дело поправимое. Бумага все стерпит, а расходы будут оправданы. Специалисты за скромную плату изготовят любые документы. Фальшивый правнук погреется в щедрых лучах незаходящей славы великого, но совершенно постороннего «прадеда». Ведь все согласны, что «Кровь! Кровь — великое дело». Это, кажется, Воланд говорил...
Впрочем, не все одним миром мазаны. Кто-то кропотливо создает музеи своих великих предков. Кто-то всячески избегает нещепетильного использования увенчанного лаврами имени. А некоторые признанные гении ведут самый скромный — для общества предосудительно скромный — образ жизни. Не будем судить, исключения ли это из правила или наоборот.
Но хотелось бы сделать некий акцент. Кое-что напомнить. Какими бы длинными и прихотливыми или, напротив, короткими и прямыми ни оказались ветви генеалогических древ землян, начало у всех них одинаково. Это начало роднит нас со Спасителем, Который, по утверждению евангелиста Луки, был... Адамов, Божий (Лк. 3: 23‒38). И вот об этом следует помнить, почитая настоящих или фальшивых предков или забывая их. Такое родство дорогого — самого дорогого — стоит. Ведь только благодаря ему у нас будут хотя бы некоторые основания там, у последних врат, из-за которых воззовет Архангел «Стой! Кто идет?», с робостью, благоговением и надеждой ответить: «Свои».
1. «Дорогие братия и сестры! Господь общается с нами разными способами, но совершенно точно Он никогда не позвонит вам на мобильный, поэтому бесполезно держать телефон включенным во время богослужений!»