Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

АХТЫРСКИЙ СЛОБОДСКОЙ ПОЛК

Общая информация, ссылки на публикации, сайты, переписи, архивные фонды.

Эта тема на карте:  Ахтырский 12-й гусарский полк (1651-1918)

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 11 12 13 14 15 16 Вперед →
Модераторы: valcha, РоманС, Yaroslav_Don
toptschij

toptschij

Сообщений: 313
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 155
Дата возникновения полка точно не документирована. Как Ахтырский казачий полк, так и его преемник — Ахтырский 12-й гусарский полк — официально вели своё основание от 1651 года.
Ахтырский слободской казачий полк был окончательно сформирован в 1658 году, при царе Алексее Михайловиче, в составе Белгородского разряда. Основной и наследственный кадр полка составили переселенцы с Левобережной и Правобережной Украины, известные под именем черкас.
Исторические судьбы Ахтырского полка неотделимы от судеб других слободских казачьих полков. Вместе они составляли Слободское казачье войско, оно же — Слобожанщина. То было несуверенное государство, вассальное по отношению к Русскому царю, но со своим особым законодательством. Слободская (Слобожанская) юридическая система резко отличалась от русской и частично — от правовых систем других казачьих войск…
За свою более, чем вековую историю, Ахтырский слободской казачий полк принял участие в многочисленных схватках с крымскими татарами, в Чигиринских походах, в Северной войне.
В 1718 году Ахтырский полк участвовал в строительстве Царицынской сторожевой линии.
Ахтырский казачий полк — один из четырёх полков СЛКВ, просуществовавших непрерывно от начала и до конца.
Конец СЛКВ наступил 26 июля 1765 года Манифестом «Ея императорского Величества Екатерины Второй» чисто-военное полковое устройство Слобожанщины преобразуется в военно-гражданское, управление территорией реформируется с учётом специфики Слобожанщины: созданные провинции территориально полностью соответствуют полкам. Учреждается Слободская губерния, в которую входят территории пяти бывших полков (Ахтырского, Сумского, Харьковского, Изюмского и Острогожского). И — самое главное — казачье звание упраздняется!



РоманС написал:
[q]
Уважаемые!

Как модератор выражаю огромную просьбу не засорять тему по Ахтырскому КОЗАЦКОМУ полку сообщениями об Ахтырском ГУСАРСКОМ полку --- несмотря на юридическую преемственность и комплектацию гусарского полка на первых порах бывшими ахтырскими козаками, по факту, это два совершенно разные соединения с разной хронологией и в последующем разным составом!
[/q]


Лайк (2)
BorodaevskiyVI

Сообщений: 499
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 324
РоманС

РГАДА г. Москва
Фонд Ф-210-Разрядный приказ
Опись 7А-Дела разных городов
Дело 97- Крестоприводные книги, 7190/1682г.


Города Ахтырского полка: Боровля, Гуляй Горы, Рублев, Колонтаев, Красный Кут, Городное, Мурафа, Богодухов, Сенное.

г. Боровля. Стр.41
Воевода Федор Петров сын Каменев.
Сотник Ян Кирилов сын Грек.
Приказной избы подьячий Емельян Ярыгин.
Писарь Алексей Стефанов.
Казаки: Панка Бородицын Стр.41об.
Иван Карпов, Яцко Ткач Стр.48
Стефан Бородай Стр.46
Иван Хорабра Стр.50

г. Рублев. Стр.53
Сотник рублевский Андрей Демьянов
Козаки: Грицько Колибаба Стр.54
Дешко Бородавченко Стр.54об.
Андрушко Золотаренко, Мирко Капустянской.
Воевода Федор Матвеев сын Онофриев Стр.56
Приказной избы подьячий Иван Федоров.

г. Колонтаев. Стр.60
Воевода Микита Корнеев сын Ширков.
Приказной избы подьячий Федор Демьянов.
Мещане:Михайло Животовский, Микита Капустянский, Васько Ольховский,
Макар Ольховский, Мишко Капустянский, Феско Капустянский.
Сотник Федор Боярский
Писарь Семен Иванов
Козаки: Стецко Тимошенко, Григорий Степанов, Прокоп Капустян,
Иван Боровой Стр.67об.

г. Красный Кут. Стр.69
Воевода Иван Ильин сын Бозаров
Мещане: Трофим Жаботинский, Яков Жаботинский, Аниско Жаботинский.
Сотник Федор Гмиря
Атаман Савил Романов
Козаки полковой службы: Харко, Яцко, Андрушка, Корнило, Нестор Жаботинские.


г. Городное. Стр.78
Воевода Иаким Андреев сын Озеров.
Сотник Трохим Кондратов сын Кучура.
Писарь Артем Галушка.
Полковые козаки: Семен Бородай Стр.78об.
Улас Бородаенко Стр.79
Лавр сын Животовского Стр.79об.
Лавр сын Бородатой

г. Мурафа. Стр.83
Приказной Микита Кондратьев сын Уманец
Сотник Иван Романенко, Степан Стецура.
Писарь Игнат Григорьев, Андрушко Грищенко.
Полковые козаки: Гаврило Бородаенко Стр.84об.
Процик Бородай Стр.85
Иван Иваницкий, Яцик Донец, Павло Шарой, Лукьян Тригуб, Иван Волошин.
Мещане: Дмитро Шарой.

г. Богодухов. Стр.86
Сотник Прокофий Филиппов сын Горбиков.
Козаки: Карп Бородатой Стр.87
Григорий Бородатый Стр.87об.
Михайло Бородай Стр.88об.

г. Сенное. Стр.91
Воевода Михайла Давидович Мезенцев
Сотник Семен Евстратьев сын Остраенько.
Козаки: Филипп Шишацкий, Лаврентий Диньковский, Семен Шишацкий, Трохим Капустянский, Антон Колибаба.

РГАДА, Фонд Ф-210, Опись 7А, Дело 97, Часть 2, 1682 год.Ахтырского Иванова полку Перекрестова сотник Федор Гмыря.
В городе Боровля козак Степан Бородай. Стр.590
В городе Сенное козак Семен Бородаенко Стр.590об.
В городе Городное козаки Семен Бородай
Михайло Бородаев Стр.591об.

Ахтырский полк Стр.827
Иван Иванович Перекрестов. Дети ево Данила и Яков.
Воевода Алексей Титов сын Раевский.
Полковой писарь Василий Григорьев.
Полковой есаул Андрей Прокофьев.
Обозный Павел Григорьев.
Подъесаул Данила Григорьев.
Сотники: Павел Григорьев, Влас Андреев.
Хорунжий Прокофий Гром.
Прапорщик Петр Васильев.
Сенянский сотник Семен Евстратенко.
Приказной избы подъячие: Роман Скочков, Кузьма Кардашов.
Козаки: Карп Емельянов, Юско Шарой
Ахтырские черкасы городовой службы:
Войт Карп Михайлов.
Сотники: Юско Литвин, Федор Чорной, Василий Орнаутенко.
Страница-4 ( ргада, Ф-210, Оп.7А, Дело 96, 1682год.)

Сама Ахтырка в крестоприводных представлена очень плохо. А вот Боровля, которая нас тоже интересует, расписана хорошо: всего на 12 страницах. Сумы, по-моему, тоже отсутствуют: там только Межирич, Лебедин, Краснополье и Белополье.
А список харьковского полка занимает аж 117 страниц.
Крестоприводные книги мы смотрели на заре наших генеалогических поисков. И выписывали только фамилии, связанные с нашим родом и кто стоит рядом. Сейчас, когда время не поджимает, мы смотрим на этот процесс более шире.
По фонду 1209 в следующем сообщении.

С уважением BorodaevskiyVI

Лайк (1)
РоманС
Модератор раздела
Станичный голова

РоманС

Белгород - Киев
Сообщений: 4208
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 24829
Здравствуйте!

Снимаю шляпу перед Вами за такие объёмы трудов по поиску материалов о предках!
Позволю и себе немного добавить в Вашу копилку.

Вам фигуранты по такому делу знакомы?

Дело
по прошению Харьковского полку сотника С. Аксентьева
О завладении шурином его Осипом Бородаевским и тещею его Агафиею Черницковою двором его и постройками, стоящими в городе Валках. 1729 -1730 гг.

С уважением, РоманС
---
Ищу фамилии Сапелин, Цепелин, Цапелин, Новоченко, Новаченко, Бережной, Столяров (Белгородская обл.), Бирюков, Тепляков, (с. Юрсово Пензенской обл.), Селезнев(г.Самара).
BorodaevskiyVI

Сообщений: 499
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 324
РоманС

Здравствуйте!
Спасибо за Вашу оценку наших усилий по родословию Бородаевских.
В созвучии с Вашим последним сообщением и в ответ на Ваш вопрос по поводу фонда 1209 размещаю один из документов по нашему роду из этого фонда.

РГАДА, г. Москва
Поместный приказ. Фонд Ф-1209
Вотчинная коллегия.Вотчинный департамент.
Опись 689-Дела старых лет. Г. Белгород
Общий №15853. Частный №3половины 1-й. №17.
Дело Максима Трофимова Горленского. Стр.680об.

Челобитная Слободского Харьковского полку. Полковой писарь Максим Трофимов сын Горленский. Подана 1744 года, августа, 9 дня.
Дед мой Григорий Иванов сын Чигринский в прошлых давних годах умре, а по нем имелись два сына Иван, Василий да дочь, а моя вышеупоменованого мать Евдокия.
И вышеписанные дяди мои Иван и Василий в Харьковском Преображенском монастыре пострижены в монахи и из них упомянутой Василий до пострижения своего, служа воинскую службу, был в слободском Харьковском полку, в местечке Валках сотником, а в том местечке имел за собой купленное и для пополнения службы ево и с тамошнего полкового уряду по черкасскому обыкновению данное недвижимое имение: хутор на речке Мже его инь называемое деревня Ивановка да хутор же на речке Орчине на дикой степи с принадлежащими к ним мельницам и протчими угодий. И потом оной дядя мой Василий, а в монашестве Венедикт умре и наследия по нем как мужеска, так и женска полу никого не осталось.
А помянутом недвижимом имении завладели свояки его бывшей чоргуевских калмыских и кормовых козаков полковник Семен Андреев сын Авксентьев да подпрапорный Осип Иванов сын Бородаевский…………..видом будто то недвижимое имение им Семену и Осипу от помянутого дяди моего продано.
В прошлом 743 году по челобитной в государственной вотчинной коллегии упомянутого полковника Авксентьева жены его вдовы Ульяны Филипповой дочери в споре с деверем ея Иваном Авксентьевым явилось, что то недвижимое имение мужа ея Семена с свояком своим Осипом Бородаевским присовокупили себе во владение неправильно по некоторой своеручной оного дяди моего Василия записи, которая писана в прошлом 725 году не у крепостных дел, но в монастыре монахом Мелхиседорком в противность указом и оная запись в государственной вотчинной коллегии разсматривана и яко неправильная и указом противная уничтожена, как о том значит по делу имянном.
И в том же 743 году, сентября, 12 дня да октября, 5 дня означенная полковница вдова Ульяна Авксентьева желая по смерти мужа своего тем недвижимым дяди моего имением завладеть себе сестрою своею вдовою Агафьей, что была в замужестве за подпрапорным Осипом Бородаевским по данным в государственную вотчинную коллегию челобитьем обьявила якобы то недвижимое имение крепко ей Ульяне и сестре ее Агафье по приданству от матери их Агафьи Григорьевой дочери Черняковой, а ей Агафьи будто в 715 году продал и купчую дал он же дядя мой Василий Чигринский и просила чтоб то недвижимое имение справить за нею Ульяною.
А понеже объявленного недвижимого имения реченой дядя мой Василий ето был в монахах Венедикт как матери ея Ульяной вдове Агафьи Черняковой так и мужу ея Ульянину и никому того недвижимого имения не продавал и купчей не давал и оная мать и вдова Чернякова на то имение никаких крепостей никогда не имела, то ко всему видно, что тем имением как преже всего полковник Семен Авксентьев с свояком своим Осипом Бородаевским владели так и …………по смерти их жены и вдовы Ульяна и Агафья Филипповы дочери называв оное имение приданым безо всякого основания хотят завладеть без крепостей напрасно ибо сама она вдова Ульяна Авксентьева в том же 743 году в государственной вотчинной коллегии при выписки под делом сказкой объявила ето помянутое якобы в 715 году данная матери ея от дяди моего купчая где у крепостных дел писана и где не имеется того она Ульяна не ведает Потому ето такой купчей никогда не было.
Прошение писал государственной вотчинной коллегии, копию приложилИван Лисятников.

Иосиф Иванов Бородаевский - внук Ивана Бородая.

С уважением BorodaevskiyVI








РоманС
Модератор раздела
Станичный голова

РоманС

Белгород - Киев
Сообщений: 4208
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 24829
BorodaevskiyVI

Это Вы, сударь, от души!!! Просто нет слов! Сколько Вы лет поиском уже занимаетесь?

Правда, Вы процитировали продолжение того дела, о котором я писал. Указанное же мною рассматривалось в предыдущей инстанции. И материалы лежат в Киеве, а не Москве. Но, коль скоро Вы имеете вердикт кассационной инстанции, то в общем-то, наверное, указанное мною Вам и ни к чему.

С большим уважением, РоманС
---
Ищу фамилии Сапелин, Цепелин, Цапелин, Новоченко, Новаченко, Бережной, Столяров (Белгородская обл.), Бирюков, Тепляков, (с. Юрсово Пензенской обл.), Селезнев(г.Самара).
starina

Сообщений: 459
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1104
BorodaevskiyVI
Очень интересные материалы. В Харьковском полку Сербины Вам не встречались?
BorodaevskiyVI

Сообщений: 499
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 324
starina

Здравствуйте!
Из-за нехватки времени Харьковским полком вплотную мы не занимались. Но некоторые записи есть.

ИРНБУВ, г.Киев, фонд XXIX-Данилевич В.Е., дело 148, стр.145.1680 г.,май -Именной список малороссийских слободских полков старшин и козаков, присланных в полк в Царе-Борисов к генерал-поручику и воеводе Григорию Косагову.
Полковник Харьковский Григорий Ерофеев сын Донец
Сын его Константин Григорьев сын Донец.
Сотники Харьковские: города Соколова - Иван Иванов сын Сербин.

Еще одна запись.
ИРНБУВ, г.Киев, фонд II - Реестры козацкой старшины.

Переяславский полк. Полковники: Павел Тетеря - 1653 г., Пойца Сербин - 1677 г.
Лубенский полк. Полковник: Иван Сербин - 1670 г.

С уважением BorodaevskiyVI
BorodaevskiyVI

Сообщений: 499
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 324
В своем труде «ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХИИ» Филарет (Гумилевский Дмитрий Григорьевич) писал:

АХТЫРСКИЙ УЕЗД. ГОРОД АХТЫРКА
В 106 верстах от Харькова, на ровном и частью болотистом месте, при трех озерах и при речках Ахтырке и Гусинице.

Татарское имя Ахтырки, означающее бе¬лый яр, само указывает на то, что на месте казацкой Ахтырки был татарский юрт, иначе притон кочевья татарского со стадами.
Население Ахтырки казаками относят к 1641 г. На этот год населения указывает записка об Ахтырском монастыре 1724 г. Сочи¬нителю географического словаря известна была грамота царя Алексея 1669 г., в которой сказано было, что город построен в августе 1641 г. под надзором королевского урядника Кульчевско¬го и в нем первым урядником был пан Якубов¬ский1. В акте размежевания границ 1647 г. ска¬зано, что Ахтырский город передан Польшей московскому царю вследствие бывшего пред тем договора2. По Чугуевской переписке Ах¬тырка является черкасским новопостроенным городом в 1654 г.3
Крепость Ахтырская была с 5 башнями и 2 бастионами, с воротами на запад и север. Остатки валов ее на левой стороне р. Ахтырки и поныне еще видны. Внутри ее стояли два хра¬ма — Спасский и Николаевский4. Площадь ее была необширна. Но ее окружали, как этобыло и в других городах черкасов, обширные предместья.
Ахтырка была полковым городом, где пол¬ковая канцелярия заведывала по военным и гражданским делам, кроме Ахтырки, местеч¬ками Красным Кутом, Богодуховом, Мура¬фой, Рублевкой, Колонтаевым, Коломаком, Боромлей, Хухрой, впоследствии и Котель¬вой. Здесь же постоянно было и духовное правление, или протопопия, двор духовный для церковных дел полка.
Ныне в Ахтырке 7 храмов: соборный Покровский, Успенский, Николаевский, Пре¬ображенский, Петропавловский, Георгиев¬ский и Михайловский, первые три – камен¬ные, остальные – деревянные.
Время построения Покровского деревянного храма подлин¬но неизвестно. Но при продаже ахтырского участка земли 30 сентября 1677 г. свидетелем был «Святопокровский поп Димитрий Рома¬нов». Две другие купчие крепости 1702 г. го¬ворят, что ахтырский Покровский священник Димитрий Тимофеевич продал пану Ивану Бо¬родаю а) две нивы и клин третьей — все три в одной стороне, б) три нивы пахотного поля, одну — близ Царина, другую недалеко от пер¬вой, а третью – у Красной могилы. ( Прим. Пан Иван Бородай – родоначальник Бородаевских )
Ахтырский храм Свят. Николая изве¬стен еще с 1665 г. Николаевский храм с первых времен своих пользовался особенным уважением. Так, «вдо¬ва панна Иванова Бородая Елена» в духовном завещании своем 1726 г. писала: «Тело мое грешное погребсти у храма Николая Чудотвор¬ца, где небожчик муж мой и я были вкладчика¬ми». Заметим еще одну особенность древнего Ни¬колаевского храма: при нем еще по акту 1675 г. видим школу.

(В этом разделе своей работы Филарет часто ссылается на Ахтырские купчие, которые являются бесценным источником для изучения истории Ахтырского края и составления родословий родов, живших на этой земле. Наши длительные поиски шнуровой книги 1734 года не увенчались успехом. Если кому известна ее судьба, просим сообщить или высказать предположение, где, в каких архивах, она может находиться.)


Лайк (1)
toptschij

toptschij

Сообщений: 313
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 155
РоманС
Здравствуйте!
в связи с 200 летием Гоголя видел сегодня в продаже с рук
издание Харьковской губернии "Гоголь" к 100 летию и сборник стихов такой же.
если интересно я завтра Вам вышлю фото (сегодня не получилось)
за цену еще не спрашивал не знаю реальной...
с уважением
---
все люди братья, ну, иногда сёстры...
toptschij

toptschij

Сообщений: 313
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 155
для любопытных исследователей есть такая вот ссылочка - встретились интересные фото!
http://ra.wap3.us
---
все люди братья, ну, иногда сёстры...
BorodaevskiyVI

Сообщений: 499
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 324
Нас очень интересует история Ахтырского Троицкого монастыря и документы, которые были при нем в период с повторного его освящения и вплоть до 1917 года.
Всем, кто имеет какие-либо сведения о изъятии и перемещении документов, просим разместить свою информацию в этой теме.
Заранее благодарны за Ваше внимание.

Филарет (Гумилевский Дмитрий Григорьевич) в своем труде "Историко-статистическое описание Харьковской Епархии" так писал об этом монастыре.

АХТЬIРСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЬIРЬ

Ахтырский Троицкий монастырь[139], после Святогорского первый по красоте своего местопо¬ложения. В четырех верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. Окружность ее около 200 саж., а высота отвесная до 15 саж.; при подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом, так что остается один перешеек для проезда. На северо-запад величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом; на юго-востоке — луга. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украйне.

Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею сво¬ею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и езуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно было бежать. Бедные странники вследствие сострадательной просьбы жителей г. Алешни, по царской воле, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями. Это было в 1654 г.72 Первый храм, деревянный, по¬строен был во имя Благовещения Богоматери, и монастырь назван Благовещенским. Ахтырский полковник Федор Осипович Осипов[140] построил каменный храм Благовещения.

Название Благо¬вещенского оставалось за монастырем около 70 лет, и память основателя чтили с благоговением. Так, в Святогорском Синодике 1710 г. записан «род иеромонаха Иоанникия, игумена монастыря Ахтыр¬скаго» и ниже «поминовение сродник и братий монастыря Благовещенскаго Ахтырскаго: помяни Го¬споди иеромонахов Иоанникия, Федора» и прочее.

В 1720 г. богатый Тростенец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему, Благовещенского собора протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимо¬фей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св. Троицы[141], оградив монастырь камен¬ною оградою на протяжении 269 саженей. Надпись под местным образом собора говорит:
«Во всех прославленный в честь и славу тричисленнаго своего имени устрои совершити храм сей 1724 года, при непобедимой державе Всепресветлейшаго Императора Российскаго Петра Вели¬каго, того же года коронование Ея Величества Государыни и Великой Княгини Екатерины Алек¬сеевны, особливым иждивением и трудами Их Величества духовника, протопресвитера Тимофея Васильевича». По благословению преосвященного Епифания, епископа Белгородского, мона¬стырь стал тогда называться Троицким. Тимофей Васильевич, царский духовник и в конце жиз¬ни ктитор и инок Ахтырского монастыря, был лицо замечательное. Он происходил из дворянской фамилии, переселившейся из-за Днепра в Украйну; приняв сан священства, он был священником, а потом протоиереем в слободе Тростенце, его незлобие и усердная служба престолу Божиему стали известными царю Петру, и он в 1703 г. призвал его ко двору своему в звание протоиерея придвор¬ного Благовещенского собора и духовника его царского величества. Вслед за тем Надаржинский был принят в звание духовника всей царской фамилии; по примеру же царя и многие вельможи, осо¬бенно военные, приняли его себе в духовного отца. Отец Тимофей был неотлучный спутник царя во всех его походах и путешествиях. В 1704 г. по взятии Нарвы государь пожаловал духовнику найден¬ный в этом городе драгоценный крест с мощами, осыпанный алмазами. В продолжение Шведской кампании он неустрашимо бывал на штурмах и сражениях вместе с Петром; о. Тимофей достав¬лял Петру и донос на Мазепу, к несчастию России, попавший после того в руки продажных судей. В Турецкую войну он также был на Пруте[144]: «жертву Богу приносил молящи, да бусурман на¬веты не успевают Христова раба одолети». Он отправлялся с Петром по морю и в Персидскую кампанию[145]; дикие волны Каспия едва не погрузили тогда на дно свое отважных путников; о. Тимофей подкреплял твердого Петра упованием на Бога. В 1712 г. Петр пожаловал о. Тимофею портрет свой, осыпанный бриллиантами, а царица своими руками пришила его на персях духовника. В 1717 г. он сопровождал царя в чужие края и был с ним в Париже. Надаржинский сохранил звание свое и в короткое царствование Екатерины I, а по смерти ее в 1727 г. удалился от двора в Тростенец. Здесь, лишась сына Алексея, которого нежно любил, он разделил имение свое между остальными детьми, обогатил вкладами обитель Ахтырскую в некоторые храмы и, «оставшись только с душею и телом», отказался от света, приняв схиму и имя Товии в Троицком монастыре.
«В Троицу верова в жизни, Троице при кончине даде обет служити
Убо и в сем чине Троица сама изволи три дни ему жити,
Еже тем веру к Себе его всем явити».
Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца; его положили на правой стороне внутри Троицкого собора. Это было в 1729 г.
Сын о. Товии, Осип Тимофеевич Надаржинский, построил каменную трапезу с колокольнею, боль¬ницу и в ней храм во имя Петра и Павла. Это было в 1741 г.
По сохранившейся описи монастыря 1732 г. видно, что тогда уже два храма обители — Троицкий и Благовещенский — украшены были богато. Например, одно Евангелие было обложено сверху и снизу серебром, на верхней доске — чеканный образ Святой Троицы, на нижней — такое же изо¬бражение Благовещения, пять других Евангелий также украшены были серебренными накладками, два креста серебряных чеканных, гробница, 3 потира с прибором, блюдо для благословения хлебов, 3 кадила, все серебренные; наконец, библиотека была довольно богата книгами.
Под местными иконами была надпись: «В честь и славу Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа, свят. Пречистой, Преблагословенной Божией Матери… за бытие великаго Господина Преосвященнаго Архиепископа Петра Смелича на престоле Белоградском, тщанием и трудами всечестнаго госпо¬дина о. игумена обители Святотроицкия Ахтырския, Феодосия Янковскаго с братиею, построены шаты сии на все четыре местные образы в р. 1738 февраля 3 дня, серебра казеннаго монастырска¬го, имеющагося от бригадира Феодора Осипова и прочих, также в дополнение от подаяния Бого¬любцев даннаго, их же як при обители имена в книгах, так и в вечных на небеси, яко любящих бла¬голепие дому Божия, суть записаны… Весу в них 24 ф. 38 зол.».
В топографическом описании Слободско-Украинской губернии 1782 г. сказано: «В нем (в монасты¬ре) сад небольшой регулярный, а за оградою другой виноградный». Остатки садов видны и ныне.

Еще и теперь остаются пещеры, выкопанные внутри горы, но заваленные камнями во время за¬пустения монастыря. Киевские подвижники пещер и здесь возбуждали иноков подражать дивной труженической жизни их.
Ахтырским монастырем, до закрытия его 1787 г., управляли игумены и только по временам ар¬химандриты. Известны следующие настоятели его:
1) Игумен иеромонах Иоанникий, основатель монастыря.
2) Игумен Мартиниан, известный по современной надписи 1693 г.
3) Игумен Вениамин, известный по продаже мельницы на р. Ворскле под деревнею Злодеев¬кою, которая подарена была монастырю вдовою Татьяною Шуменковою, а новым владельцем про¬дана была в 1704 г. за 400 р.
4) Игумен Серапион, известный в 1704 г. по крепостным бумагам75.
5) По описанию чудес Каплуновской иконы Божией Матери в «1715 г. Каплуновская Церковь поручися Ахтырскаго монастыря игумену Корнилию». И с того времени Ахтырский настоятель присылал в Каплуновку иеромонаха, которой служил молебны при чудотворной иконе[146]. Это продолжалось до 1730 г. Игумен Корнилий был из фамилии Перекрестовых76.
6) Игумен Пахомий Дежский, с 14 октября 1726 г. Он удален от должности по обвинениям в не¬радении об экономии монастыря в 1732 г.
7) Игумен Товия, известный по указу консистории от 29 ноября 1735 г.
8) В Синодике Сеннянского монастыря записан: «Игумен Ахтырскаго монастыря Феодосий; он известен по указам 1737–1742 г., где называется, Янкевичем и Янковским». Из Ахтырской обители он был переведен в Сергиеву лавру в звание наместника ее, а с 1745 г. был петербургским архиепи¬скопом и скончался 22 апреля 1750 г. Дела заботливости его о благолепии храмов Ахтырской обители мы уже видели. А вот и еще дар ревности его; в помянутом топографическом описании Харьковской
губернии сказано об Ахтырском монастыре: «В нем вещь достойная примечания — гробница высо¬кой работы, выписана из Германии коштом С.-Петербургскаго Архиепископа Феодосия Янковскаго». Куда девалась эта драгоценность, неизвестно77.
9) Игумен Иоанн Солунский, управлял монастырем с 1743 по 1767 гг., т. е. 24 года. О нем и до¬селе сохранилась память как о настоятеле жизни благочестивой, исполненном любви к подчиненным и притом распорядительном и умном.
10) Преемником его в 1768 г. был архимандрит Вениамин Расновский, до того времени Владимир, протоиерей Краснопольской соборной Успенской церкви; он скончался в апреле 1769 г.
11) Последним настоятелем древнего Ахтырского монастыря был архимандрит Венедикт. При нем по указу 1787 г. монастырь был закрыт. Иноки перешли доживать век в Куряжский монастырь78, а архимандрит Венедикт долго не хотел расстаться с любимою Ахтырскою горою, хотя и определен был в настоятеля Московского Данилова монастыря. Главный храм обители обращен был в при¬ходский, и то по усильным просьбам майора Ивана Войновича, владельца дер. Доброславки. Хра¬мы Благовещенский и Преображенский и монастырская ограда были разобраны, и кирпич продан был по 50 коп. за 1000. Тогдашний городничий Мандрыкин выстроил себе из кирпича ограды дом. Все пришло наконец в запустение.

Но жители окрестных мест не преставали питать благоговение к развалинам св. обители; дивная гора не преставала обращать на себя взоры благочестивых сердец; каждый год жители Ахтырки, жители окрестных сел, даже из дальних мест, почитали за священный долг хотя раз помолиться в храме Св. Троицы, где маливались их предки. Особенно на праздник св. духа многие приходили сюда и глубоко скорбели о запустении святыни.

К 1835 г. сожаления о запустевшей обители возросли до решительного намерения просить пра¬вительство о восстановлении древнего монастыря. Жители г. Ахтырки и многие из владельцев Ахтырского уезда в 1835 г. вошли с прошением к преосвященному Мелетию архиепископу о вос¬становлении древней обители, не требуя на то пособия от казны; прося общежития для монастыря древнего, но опустошенного, они принимали на себя обеспечить существование его пожертвовани¬ями, на которые приготовлены были и акты. Ахтырский уездный предводитель дворянства Рай¬кович[147] с братом своим жертвовали 36 дес. лесу с сенокосом, помещик Кулябка — 3 дес. лесу, помещик Бразоль — 2 дес. лесу (оба наследники части имения Надаржинского по супругам), купец г. Ахтырки Алтухов — 12 дес. земли, купец Греков с другими гражданами — 25 дес. ольхового
лесу с сенокосом, помещица, девица Зверева — 10 000 р. ассигнациями, помещица, вдова Наталья Костевская — 5000 р. ассигнациями, куряжский монах Николай Калашников с сыном своим Ми¬хаилом — 5000 р. ассигнациями, купеческий сын Григорий Клеца — 3000 р. ассигнациями. Благо¬честивый архипастырь изъявил живейшую радость о таком благочестивом деле и полную готовность ходатайствовать пред Святейшим Синодом об исполнении желаний благочестивых. По собрании сведений 10 февраля 1840 г. просьба представлена была Святейшему Синоду, но архипастырь Ме¬летий скончался, а дело возвращено было в консисторию для некоторых дополнений. В 1842 г. пре¬освященный Иннокентий снова вошел с прошением о возобновлении обители, и ноября 30 1842 г. последовало высочайшее соизволение на возобновление монастыря в виде общежития с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов, страждущих увечьем или от преклонности лет.

Настоятелем монастыря назначен духовник преосвященного Мелетия иеромонах Сергий, возведен¬ный в сан игумена, он отправлен на место запустевшей обители с 2 иеромонахами, с иеродиаконами и 3 послушниками. 15 января 1843 г. в первый раз игумен с иеромонахами совершил богослужение в Троицком храме. Была зима, а кроме Троицкого храма и колокольни на месте древнего богатого мо¬настыря стояла одна только ветхая, малая хата, где жил церковный сторож. Стужа указывала на не¬обходимость поместиться игумену с братиею на время зимы в городе, где у собора есть весьма удоб¬ные жилые покои, и настоятель собора предлагал их игумену. Но игумен, а по его примеру и братия, остались в сторожевой хате. Начало дела, достойное подвижника пустынного!

Неусыпною деятельностью настоятеля во время зимы приготовлены были материалы, а в начале весны явился на горе деревянный дом для помещения игумена и братии, а внизу горы — покойная го¬стиница для богомольцев. В июле совершено всенародное обновление монастыря. Ко 2 июля окрестное духовенство явилось в город; сюда же прибыли губернатор С. Н. Муханов, губернский предводитель дворянства, князь А. В. Голицын, уездные предводители дворянства Ахтырского и Валковского и множество других почетных лиц и простого народа. 2 июля, день явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, совершено было Богослужение преосвященным Иннокентием в Ахтырском соборе, а 3 июля в 7 часов начался крестный ход из города в монастырь, где по прибытии совершена литургия и благодарственный молебен, потом заложено было каменное здание для теплого храма и помещений братии. На будущее время положено совершаться крестному ходу с чудотворною иконою из города к храмовому празднику возобновленной обители накануне дня Св. Троицы. При радост¬ном торжестве предводитель дворянства князь Голицын и супруга его Софья Алексеевна, правнуч¬ка о. Тимофея Надаржинского, дали обители акт на 15 тыс. р. ассигнациями, по которому монастырь должен получать проценты, полковник артиллерии М. Т. Костырь с супругою пожертвовали 20 дес. земли и 20 дес. лесу, а после того девицы Жияновы передали монастырю 60 дес. земли.
Неусыпною заботливостью игумена Сергия обитель скоро стала восстановляться; в 4 года монастырь окружен каменною стеною на протяжении 600 сажень, внутри ее построены три деревянных корпуса и четвертый каменный; за оградою три гостиницы, в соборном храме возобновлен иконостас.
С давних времен стоит в сем храме икона Божией Матери Всех Скорбящих радость[148], от ко¬торой верующие получают утешение, как видно по опытам. На сию икону устроены серебряная вызла¬щенная риза, весом в 1 пуд 13 1/2 ф., ценою в 2986 р. сереб. и вызлащенный киот в 423 р. серебром.
Сосуд с прибором в 9 фунтов 90 золотников ценою в 470 р. серебром, две дароносицы, одна в 314 р. серебром, другая в 992 р. серебром — дары усердных к Богу. Приобретена и приличная риз¬ница, а от древнего монастыря оставались только здесь ветоши, едва походившие на св. утварь.
Новый плод трудов заботливого игумена — теплый обширный храм в каменном братском корпусе. Храм сей во имя Рождества Богоматери освящен Филаретом, епископом Харьковским, при много¬численном стечении народа в праздник Св. Духа.

---
Ищу сведения о Бородаевских.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 11 12 13 14 15 16 Вперед →
Модераторы: valcha, РоманС, Yaroslav_Don
Вверх ⇈