На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Коротоякский уезд Сообщений: 12910 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6972
Наверх##17 февраля 2015 14:1615 августа 2015 18:05
Село РУДКИНО
Село Рудкино расположено на правом берегу реки Дон в 22 км к югу от областного центра, в 30 км от районного центра р.п. Хохольский и в 26 км от железнодорожной станции Латная.
Впервые село упоминается в тексте «Дозорной книги» в 1657 году, когда был сооружен острожек около татарского «Перелаза». Рядом с ним поселилось 50 семей из города Костенска. Свое название село получило от впадающего в реку Дон небольшого ручья Рудкина Колодезя (колодезями тогда называли ручьи, вытекающие из родников). Преобладающим населением села были служилые люди и государственные крестьяне.
Первая деревянная церковь в с. Рудкино была построена в 1650 г. и освящена во имя Иоанна Богослова. В 1730 г. строится вторая деревянная церковь, которая просуществовала до 1790г. В конце XVIII – начале XIX века начинается строительство каменной церкви, которая была построена и освящена в 1810 году. Эта церковь расположена в центре села, на одной из террас правого берега р. Дон. Представляет собой характерный образец культурных зданий зрелого классицизма, является памятником архитектуры.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Рудкино Хохольского района Воронежской области. Рудкино - старинное русское село, основано в первой половине XVII века. До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Первая деревянная церковь в селе Рудкино была построена в 1650 году и освящена во имя Иоанна Богослова. В 1730 году строится вторая деревянная церковь, при ней упоминается «поп Евдоким». Храм простоял до 1790 года. Каменная церковь была построена и освящена в 1810 году. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Рудкине, Воронежского уезда, каменная, построена в 1810 году с каменной колокольнею. Земли 33 десятины. Прихожан 700 душ, хутор Ивановский (в 7 верстах)». По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Иоанн Васильевич Стефанов) и псаломщик-диакон (Петр Васильевич Ракитин). Приход насчитывал 345 дворов, в которых проживало 2246 человек.
Первые шаги колонизации Воронежского края начались собственно с конца XVI столетия. Вызванная чисто военными целями, колонизация производилась первоначально исключительно служилыми людьми. Это были казаки, стрельцы, ямщики, пушкари, затынщики(примеч. - так указано в книге) и другие представители тогдашнего военного сословия, охранявшие окраины государства. Ими основана Чижевка, Усмань, Рыкань, Ступино, Березово, Боровое, Ямская, Троицкая, Придача, Никоново(1590г.), Углянец(1597г.), Девица, Гремячье и прочие, то есть, самые старинные поселения в уезде, известные под именем однодворческих. Служилому же сословию обязаны своим существованием сёла Таврово, Костенки и Орлово, бывшие в прежние времена укреплёнными городами. Некоторые из названных селений в свою очередь выделили выходцев для новых поселений. Так, из Чижевки вышло первоначально 20 домохозяев, основавших село Подклетное, Подгоренской волости. Выходцы из Собакиной Усмани основали Рогачёвку. Углянец дал население для села Забугорского. Орловские жители образовали Верхнюю и Нижнюю Котуховку, Котуховской волости, и село Калмычек, Ивановской волости. Основатели села Рудкино вышли из Костёнок.
В то же время, когда размещались таким образом однодворческие поселения, - в двух волостях Московской и Можайской, было положено в XVII веке(примеч.- по всей видимости опечатка, имелось ввиду XVIII век) основанию целому ряду посёлков экономическими и казёнными крестьянами центральных губерний. Таковы Московское, Каширское, Боево, Бирюченское, Коломенское, Можайское, Верейское, Красный Лог, Епифановское, Данково, Мосальское, Новоклинское и другие поселения. Уже по одним этим названиям можно указать и те места, откуда вышли поселенцы. Так Московские выходцы удержали за своими посёлками название городов родной губернии - Москвы, Можайска, Вереи, Коломны, Клина и прочие. Каширский и Епифановский посёлки названы по именам Каширы и Епифани, уездных городов Тульской губернии, Данково - по имени Данкова, уездного города Рязанской губернии. Бирюченский посёлок был основан выходцами Верейского уезда, Московской губернии, Красный Лог - крестьянами Калужской губернии.
Наконец, помещики, часть перешедшие в Воронежскую губернию вместе с служилыми людьми, а часть вышедшие из их среды, со своей стороны выводили крепостных из разных мест России на пустующие земли Воронежского уезда. Так население села Никольского, Шукавской волости, переведено из Тамбовской губернии, население сёл Петровского и Красного, Ивановской волости, из Орловской губернии, население села Михайловское, той же волости, из Калужской губернии. Другие земледельцы населяли вновь основанные сёла крестьянами, скупленными в разных местах.Так основаны были сёла Марьевка, Ивановской волости, Красные Хохлы(примеч. - Холмы), Котуховской волости. Третьи, наконец, помещики заселяли пустующие земли крепостными из своих ближайших имений Воронежской же губернии. Село Лутовиновка, Рождественской волости, населено крепостными из Землянского уезда, Федоровка, Ивановской волости - крестьянами Задонского уезда.
Как замечено уже выше, старинные поселения, основанные служилыми людьми, оказались впоследствии центрами, из которых вышли основатели поселений позднейших. Тут очевидно происходило то же самое, что и в других местах России, колонизованных свободными сословиями. Раз, при обычных формах хозяйства, населению становилось жить тесно, не доставало земельных угодий, - разросшееся селение выделяло часть своих жителей, которые и выходили на ближайшие пустующие пространства, занимая их посёлками и хуторами на праве вольной заимки. Чтобы избежать тесноты, чижовцы вышли в Подклетное, а когда разрослось это последнее, то в свою очередь выделило выходцев, образовавших село Парусное 1-е или Подклетное в Усманской волости. Село Шукавка, по словам жителей, населено выходцами из разных мест Воронежской губернии, а когда жители его ощутили недостаток в земельных угодьях, то основали на отрезной земле Шукавские выселки, в Бобровском уезде. Часто, как в последнем случае, самыми названиями поселений отмечался такой ход. Метрополия давала выселки и оба получали одно и тоже название. Так, село Семилуки, дало Семилукские выселки, Усмань - Усманские выселки, Рыкань - Рыканские выселки, Хреновое - Хреновские выселки, Горки - Горенские выселки.
Само собою понятно, что, при неопределённости земельных границ, выходцы одних селений могли в описываемых случаях сталкиваться с жителями других посёлков. И действительно, здешняя колонизация не обошлась без таких столкновений: "Когда, рассказывают жители села Тарасовки(Дермяковки тож) наши отцы и деды пришли на нынешнее местожительства из Бобякова, при 5-й ревизии, земля была не делена и кругом было дикое поле. Наши заняли здесь землю, а коломенские и каширские(жители посёлков того же названия) жили уже подле и поэтому стали теснить наших.От этого происходили постоянные ссоры. Один раз все передрались между собою и человек пять было прибито даже на смерть." "Сперва вся степь была здесь усманская, передавали крестьяне хреновских выселок, и её снимали в аренду купцы. Затем, кроме хреновских, образовались Усманские, Тарасовские, Горенские и Рыканские выселки, а Новопокровские(выходцы из Верхней Хавы) влезли в наши выселки. Наши хотели было сослать отсюда новопокровских, да оброднились с ними и чрез то образовалось в Хреновских выселках два общества." Позже, когда жить стало ещё теснее и для крестьянских земель были проведены определённые границы, взаимные столкновения поселенцев, происходившие до того на почве межобщинных интересов, перешли в некоторых случаях в область внутренних отношений между общинами и их выселками.
Источник: "Сборник статистических сведений по Воронежской губернии": [в 12 т.] / [авт. вступ. ст. Ф. А. Щербина]. - Микрореп. изд.: Воронеж : Издание Воронежского губернского земства 1884 - 1899 (Тип. В. И. Исаева). Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина, 2013 - Т. 1 : вып. 1 : Воронежский уезд. - 2013 (1884). http://el.vrnlib.ru/category/dokumenty/istoriya/page/11/ http://dlib.rsl.ru/viewer/01003907201#?page=5
Село ВЕРХНЯЯ МАЗА. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Верхняя Маза Верхнехавского района Воронежской области. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. Казанская каменная церковь в селе была построена в 1814 г. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Верхней Мазе, Воронежского уезда, каменная с колокольнею, построена в 1814 году. Земли пахатной 33 десятины. Прихожан 1180 душ. Деревни: Фомичева (в 1 версте), Николаевка (2 версты) и Мазовка (в 6 верстах). Один причт. Получает причт % с билета (г. Кареева) в 50 рублей». Так же упоминается придел во имя святой мученицы Пелагии. По документам духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Михаил Иванович Мешковский), диакон (Потапов Василий Михайлович) и псаломщик (Алексей Иванович Владимиров). Приход насчитывал 329 дворов, в которых проживало 2924 человека.
Село ВЕРХНЯЯ ХАВА. Церковь Новомучеников и Исповедников Российских [Собор святых новомучеников и исповедников Российских]
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Верхняя Хава Верхнехавского района Воронежской области. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
История села Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Первоначально заселение села Хавы относят к XVI столетия. Первым поселенцами считаются четыре семьи, выселенныя из Киевской губернии помещиком Княжевым, - за тем к ним стали переселяться крестьяне из других мест, тка что к 1690 году здесь образовался поселок в 60 дворов. Село получило свое название от реки Хавы, на берегу которой оно расположено. О названии же реки Хавою народныя предания различны. По одному сказанию, что в этой местности лет тому 180-200 назад (конец XVII в. - прим.), здесь были непроходимые леса, в которых скрывались разбойные шайки; разбойники эти скрывали награбленное ими, или по местному говоря "ховали" среди непроходимых лесов в курганах. О курганах этих в народе ходит много легендарных сказаний: так на одном (Грачевском) будто бы видят огоньки - признак скрытаго клада, и слышат иногда шум, на другом - под Иванов день 24 июня ежегодно выходит огненная полоса, а третий курган в первый день Пасхи между первым и вторым ударами к утрени раскрывается и открывается скрытый в нем клад. Курганам приписывают татарское происхождение. По другому преданию, Хава заимствовала название свое от того, что татарская царевна Хава утонула в реке. Разбойничьи шайки были уничтожены высланными против них Правительством солдатами (но когда неизвестно), а по мнению других солдаты (в количестве 2000 человек) были высланы для тушения пожара. О существовании в этой местности разбойников доказывают и народныя песни, воспевающия русских солдат, которые, убив главнаго их атамана, разсеяли разбойничьи шайки и надгробные памятники (к сожалению, не сохранившиеся), на них были надписи: "кто и за что когда был убит разбойниками". Так на одном памятнике была надпись, что в 1680 году монах Иоанн был убит разбойниками за их обличения. В местности близ Хавы и доселе находят в земле разныя старинныя вещи; так в 1859 году в овраге на северной стороне села на глубине в полуаршин найдены были старинные монеты. На одной стороне что-то похожее на начертание быквы П, а другая сторона - совершенно гладкая; в 1865 году близ этой же местности были найдены чугунныя пули и заостренный осколок железа, а также большия серебряныя кольца».
Введенская церковь Архиепископ Самбикин в своих трудах пишет: «В 1701 году поселившиеся на реке Хаве крестьяне, с благословения святителя Митрофана, построили первую деревянную в честь Введения Божией Матери церковь. К этой церкви относились поселки: Перово (названное по фамилии помещика, ныне здесь устроена своя особая церковь), Таловое (ныне приписанное к церкви с. Гаев), Коверино, Лутовиново и др. Первоначальная церковь существовала до конца прошлаго века (конец XVIII века - прим.). Вторая, каменная церковь и в то же наименование (Введения), окончена и освящена в 1795 г., при чем в грамате, выданной священнику Федору Иванову Феофилом, епископом Тамбовским, предписывалось: "старую деревянную церковь продать; ради чего при разобрании оной церкви перстол снять и лес употребить в церковном строении, или на печенье просфор и алтарное место, где тайна совершалась приходским людям оградить и не прикосновенно хранить". На месте алтаря бывшей деревянной церкви поставлен из кирпича небольшой памятник. В 1869 году каменная церковь, по случаю ея обветшания, разобрана и начата постройкою; в этой церкви определено главный престол освятить в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а придел в честь Введения Пресвятой Девы. Придел был освящен в 1875 году, а настоящая еще доселе отстраивается. Прежде бывшая церковь была крестообразной формы, с удлиненными концами на восток и запад; окна в ней были продолговатыя, створчатыя с железными решетками. Колокольня, каменная, соединена с настоящею церковью посредством придела, шпиль деревянный, обитый белою жестью; высота ея 12 сажень; прежде в церковной ограде был фруктовый сад, но, по случаю постройки новаго храма, вырубленный. Из священников, служивших в Введенской церкви, известны: Калинник Кириллов, умерший в 1783 году, Феодор Иванов (из диаконов села Яблонова); с 16 марта 1795 года Феодор Смирницкий (родственник Антония архиепископа Воронежскаго), впоследствии был переведен в Вознесенскую церковь г. Воронежа. С 1815 года священник Иоанн Покровский; с 1853 года Феодор Разумовский; в настоящее время (1881-1884 - прим.) два священника: Иоанн Марковский и Димитрий Ключанский». В "Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884" Дмитрий Самбикин указывает так же Троицкую церковь, но в последующих документах, в частности, в "Справочной книге Воронежской епархии 1900 года" П. Никольского, Троицкий храм не фигурирует. Можно сделать предположение, что строящаяся Троицкая церковь в итоге была освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (данные уточняются). Дмитрий Самбикин же упоминает: «Троицкая церковь в Вехней Хаве, еще строится (с 1874 года) с приделами на правой стороне Покрова Божией Матери, на левой (в трапезной) Введения во храм Пресвятой Девы, каменная с такою же колокольнею. Земли (по плану 33 десятины, но причт пользуется издавна 45 десятинами); два штата, прихожан 2100 душ». Подводя итоги, можно сказать, что в 1874 г. село украсил большой трехпрестольный каменный храм с приделами во имя Покрова, Введения и Животворящей Троицы.
По документам Воронежской епархии, в 1900 году в штате церкви числились: два священника (протоиерей Иоанн Николаевич Марковский и Димитрий Иванович Ключанский), диакон (Иоанн Николаевич Аскоченский) и два псаломщика (Михаил Часовников и Стефан Яковлевич Трофимов). Приход насчитывал 611 дворов, в которых проживало 5265 человек. Незадолго до войны, храм был закрыт и в дальнейшем использовался под различные хозяйственные нужды. Уже в 1980-е годы обветшавшую церковь разобрали, а на ее месте построили здание районной администрации.
Новая церковь новомучеников Российских В годы возрождения веры православные верхнехавцы решили возродить порушенную святыню. 9 мая 1995 года на месте будущего храма был совершен молебен и освящен поклонный крест. Основные работы по возведению церкви начались в 1996 году. Спустя три года в храме прошло первое богослужение, однако до полного завершения строительства и отделки церкви тогда было еще далеко. Большую помощь приходу оказала районная администрация, многие местные предприятия приняли участие во всенародном деле. Большим событием на пути духовного становления общины стало принесение в 2000 году в храм ковчега с частицей мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Правая Хава Верхнехавского района Воронежской области. Возникновение села Правая Хава, по свидетельству историка Евгения Болховитинова, относится к 1780-1785 годам. Свое название село получило от расположения на реке Хава, на ее правом берегу. Первые жители пришли из крупных сел, расположенных по реке Усманке, вероятно из сел Орлово и Макарье. Ранее носило имена - Веневитинова Хава, Дмитриевская Хава. До 1928 года территориально село входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. По утверждению Болховитинова, в сентябре 1783 года, епископом Воронежским было назначено открытие церкви в селе Веневитиновой Хаве. Торжественное открытие церкви было приурочено владыкою ко дню приобретения мощей святого Димитрия, митрополита Ростовского. Первая церковь была деревянной. Каменная Дмитриевская церковь была построена в 1824 году в формах классицизма. Расположена на восточной окраине села в юго-западной части кладбища. Хорошо видна с подъездных дорог. Стройный силуэт церкви на высоком холме особенно выразителен с востока и северо-востока. Кирпичное здание оштукатурено и окрашено в белый и голубой цвета. Имеет крестообразную объемную композицию.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Веневитиновой (или Дмитриевской) Хаве, Воронежскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1824 году. Земли пахатной 36 десятин. В церковной караулке (каменная под железною крышею) помещается сельское училище. Прихожан 1330 душ. Деревни: Архангельская (1½ версты), Правая Хава (1 верста), Вислая Дуброва (2 версты), Ильинская (2 версты), Хлопотная (3 версты)». В 1882 году по инициативе просветителя Люстицкого была создана церковно-приходская школа - Веневитиново-Хавская. Первая земская школа была открыта 30 октября 1899 года и названа именем А.С. Пушкина. В школе училось 57 человек. В начале XX века школа обслуживала 4 населенных пункта с населением 2500 человек. Детей школьного возраста было 350 человек.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Алексей Феодорович Максимов), диакон (Стефан Васильевич Крыгин) и псаломщик (Петр Казьмич Митропольский). Приход насчитывал 364 двора, в которых проживал 2561 человек. Иконостас Дмитриевской церкви «позолоченный, красивой изящной резной работы в 5 рядов» был сооружен в 1897 году в Москве. Площадь алтаря составляла 37 кв.м., общая площадь храма 280 кв.м. Вместимость храма 1000-1100 человек. С 1930-х по 1990-е годы церковь использовалась под склад. Однако, по другим данным, церковь никогда не использовалась под склад. Более того, в период 1954-1962 гг. храм функционировал с небольшими перерывами, вызванными отсутствием священников. В 1990 году передана епархии и восстанавливается прихожанами. Во время запустения чудом фрагментарно сохранились росписи стен и рамы иконостаса.
Село УГЛЯНЕЦ. Церковь Архидиакона Стефана(Казанской иконы Божией Матери)
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Углянец Верхнехавского района Воронежской области. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
История села Первое поселение, возникшее на территории современного Углянца, датируется XVII веком. До 1617 года село имело название Телегино. Существует две основные версии происхождения названия села. Первое связано с местоположением Углянца. Поле и лес, встречаясь в единой точке, как бы образуют угол, где и находится село. Именно от слова угол и произошло название — Углянец. Согласно второй версии, Углянец получил свое название благодаря тому факту, что на территории села жгли уголь по приказу Петра Первого для строительства кораблей в Воронеже.
До XVIII века село Углянец было небольшим, на его территории находилось всего несколько десятков крестьянских домов. В поисках убежища от татар, которые предпринимали набеги на близлежащие районы, в селе Углянец стали селиться люди. Спустя сотню лет, о селе знали уже в Воронеже. А в сам Углянец городские купцы приезжали за углем. В 1778 году часть земель, которая принадлежала углянческим жителям, была отобрана помещиками. Известно, что в Углянце проживало два помещика: Крыжев и Сычев. Поместье Сычева находилось в районе санатория «Углянец». Вокруг его усадьбы были зеленые луга и пруды. Крыжев жил на противоположной стороне села. Он владел прибыльной табачной фабрикой в Воронеже. Позже рядом со своим поместьем Крыжев построил церковь Архидиакона Стефана, которая принимает прихожан по сей день. Но обо всем по-порядку.
Церковь Архидиакона Стефана Первая деревянная церковь в Углянце была построена в 1617-1624 годах на пожертвование прихожан, была обнесена сначала деревянной, а затем железной оградой. Как и было положено в то время вокруг церкви было кладбище, рядом располагался дом священника. В 1868 году на деньги местного помещика Крыжева была построена церковь Архидиакона Стефана. Церковь располагалась на краю села, тут же находилась и семейная усадьба помещика. Здание церкви было выполнено из кирпича. С высокой колокольни открывался обзор на пятнадцать километров вперед. Такая колокольня была нетипична для строений восемнадцатого века. Она состояла из четырех ярусов и находилась в западной части церковного ансамбля. Колокольня была покрыта кровлей, а сверху находился церковный шпиль. Храм соответствовал аналогичным строениям той эпохи. К основному четверику были пристроены более низкие здания апсиды и трапезной. Стиль отделки углянской церкви, скорее всего, относится к классицизму. Проемы церкви Архидиакона Стефана выполнены в виде арок. Окна первого этажа имеют округлую форму. На них виднеются решетки, выполненные из металла. Они представляют собой композицию из полуколец и прутьев.
Во второй половине XIX в. на территории храма была открыта церковно-приходская школа, в которой учились около двадцати детей состоятельных людей села. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Александр Яковлевич Кораблинов) и псаломщик (Иван Александрович Прозоровский). Церкви принадлежало 30 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 119 дворов, в которых проживало 803 человека. В 1930-х годах углянская церковь была закрыта и использовалась под склад. Одним из последних священников церкви, до ее закрытия, был Шульженко Геронтий Михайлович, 1877 г.р., постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 15.07.31 г. по ст. 58-10-2, 58-11 приговорен к 3 годам лишения свободы. В 1990 году храм был передан епархии.
Село ШУКАВКА. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской епархии. Расположена в селе Шукавка Верхнехавского района Воронежской области. Шукавка - старинное русское село. Ранее называлось Тамбовская Маза и Мало-Шукавка. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. Каменная Покровская церковь в Шукавке была построена в 1871 году. Строительство церкви длилось 40 недель и закончилось накануне великого праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Пресвятой Марии. В связи с этим церковь получила название Покровская, а Покров объявили престольным праздником.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Тамбовской Мазе, или Шукавке, Воронежского уезда, с приделами - с правой стороны св. Тихона Задонскаго (освящен в 1863 году), с левой - св. Николая чудотворца, каменная с такою же колокольнею, построена в 1871 году. Земли 33 десятины пахатной. Прихожан 1450 душ; (один штат), деревни: Архангельская, Шварцовка, Дмитриевка, Васильевка, Мурзинка (все в пяти верстах)».
В 1876 г. в Шукавке была создана начальная школа – священником Протопоповым. В 1880-х годах было уже 3 школы. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: два священника (Михаил Васильевич Попов и Димитрий Симеонович Харитонов), диакон (Симеон Феодорович Куликовский) и псаломщик (Василий Симеонович Потапов). Приход насчитывал 513 дворов, в которых проживало 4323 человека. В советское время использовалась под склад. Сегодня Покровский храм представляет собой удручающее зрелище.
Село ДАНКОВО. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Данково Каширского района Воронежской области. Данково основано в начале ХVIII в., как хутор Покровского женского монастыря Черницын (то есть принадлежал черницам, монашкам). После секуляризации (наложение запрета на пользование) монастырских земель, хутор перешел в ведение Коллегии Экономии. В 1765-1770 годах здесь поселились выходцы из села Данково (ныне - Липецкая область) и населенный пункт получил новое название "Данковский поселок, Черницино тож". В Данковском поселке в 1859 году было 55 дворов с населением 836 человек. До 1917 года село официально именовалось Новопокровское (по монастырю). До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. Данково сейчас состоит из трех ранее самостоятельных населенных пунктов: поселков Данковский, Епифановский и Казмадемьяновский, вытянутых вдоль реки Хворостань по ее левому берегу.
В 1770 году переселенцы построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которой образовался Новопокровский приход. В 1817 году деревянный храм, за ветхостью и теснотой, был разобран, а богослужение перенесено в новую каменную церковь под тем же названием. Ее сооружение началось в 1809 году, а освящение храма состоялось 1 октября 1821 года. Возведение каменного храма затянулось на 30 лет. На рубеже 1860-1870 годов церковь была распространена (расширена) двумя новыми приделами. В 1881 году для церкви был приобретен колокол весом 422 пуда 8 фунтов. Спустя три года в селе открылась церковно-приходская школа.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Новопокровском (Черницыно), Воронежскаго уезда, с приделами на правой стороне святителя Николая чудотворца (освящен осенью 1876 года - прим.), на левой - святителя Митрофана, каменная с таковою же колокольнею, построена в 1831 году. Земли пахатной 33 десятины. Прихожан 2700 душ. Деревни: Верхне-Марьевская (Коротоякскаго уезда), Епифанская, Карамышенская, Космодемьянская, Рябченская, Оболенская. Раскольников в этом селе до 100 душ».
П. Никольский в Справочной книги для Воронежской епархии отмечает дату постройки церкви - 1821 год. На рубеже XIX-XX веков в штате церкви числились: два священника (Петр Димитриевич Затонский и Иоанн Григорьевич Ферронский), диакон (Иоанн Ааронович Казьмин) и два псаломщика (Василий Яковлевич Щекин и Николай Капитонович Лебедев). У церкви отмечено 66 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 911, в них проживало 6545 человек.
В 1903 году в храме был позолочен иконостас, а в 1906 году позолочены и установлены кресты на церкви и колокольне. В 1922 году при большевистской власти началось изъятие части церковных ценностей в пользу голодающих. В мае 1936 года храм закрыли.
В 1941 году, перед Великой Отечественной войной, с колокольни Покровской церкви был снят и отправлен на металлолом колокол - краса и гордость храма. После войны, в 1950-х годах, началось систематическое разрушение храма: взорваны колокольня, церковный купол и своды над трапезной. Трактором снесли крест, стальной трос несколько раз рвался. В 1960-1980 годах в полуразрушенном храме находилось зернохранилище.
Село КАШИРСКОЕ. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Каширское Каширского района Воронежской области. По царскому указу 1764 года о секуляризации церковных владений, были отобраны земли у Покровского женского монастыря. Эти земли стали заселяться бывшими монастырскими крестьянами из центральных губерний: Московской, Калужской, Рязанской. При этом многие образовавшиеся населенные пункты получили свое название от уездов, из которых происходило переселение. Деревня Каширская была заселена в 1764 году крестьянами из Каширского уезда Московской губернии. Поселения на берегу реки Сухая Хворостань: Московское (ранее также называлось Покровское, Ново-Покровское или Сухая Хворостань) и деревня Каширская(примечание - Рождественская) в XX веке были объединены в одно село с названием Каширское. До объединения каждое из поселений имело свою церковь. Покровская церковь в Новопокровском (Московском)
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Новопокровском (или Сухая Хворостань), Воронежскаго уезда, с приделами на правой стороне Усекновения главы святаго Иоанна Предтечи, на левой - св. Митрофана, каменная с таковою же колокольнею, построена в 1815 году. В селе Хворостани Покровская церковь упоминается в 1732 году, при ней был поп Исидор. Земли 87 десятин пахатной (прежде было 99 десятин). Прихожан 2700 душ. Поселок Бирючье (4 версты)».
На рубеже XIX-XX веков храм в Новопокровском включал в себя: двух священников (Иаков Александрович Лебедев и Феоктист Алексеевич Глаголев), псаломщика-диакона (Петр Иванович Анохин) и псаломщика (Митрофана Яковлевича Лебедева). Дворов в приходе 577, в них проживало 3774 человека. Покровская церковь в Каширском Каменный Покровский храм в Каширском (Каширске) был построен в 1895 году. В штате церкви числились: священник (Андрей Андреевич Соболев), диакон (Алексей Васильевич Ковалевский) и псаломщик-диакон (Иоанн Иоаннович Чехов). У церкви отмечено 34 десятины земли. Дворов в приходе насчитывалось 367, в них проживало 2426 человек.
Село КРАСНЫЙ ЛОГ. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Красный Лог Каширского района Воронежской области. Село Красный Лог основано около 1765 года бывшими монастырскими крестьянами, переведенными сюда из-под Москвы. Название село получило по речке и балке Красный Лог в значении "красивый, хороший". В разное время носило названия: Успенское (по церкви), Масальской поселок. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Красном Логу, Воронежскаго уезда, каменная без колокольни, построена в 1871 году на месте прежде бывшей, построенной в бытность св. Тихона на Воронежской кафедре. Священник этой церкви Василий Иванов представил св. Тихону реэстр сколько потребно в церковь для служения книг, а именно: "Напрестольное Евангелие, Апостол, два октиоха, 12 месяч. Миней, общая Минея, следов. Псалтирь, Триод постная, Триод цветная, Устав церковный, Ирмологий, Толковое Евангелие, Пролог, Служебник, Чиновник, Книжица на восшествие на престол и коронацию, реэстр панихидной"; святитель Тихон на этом реэстре написал: "По сему реэстру какия найдутся в ризнице нашей из монастырей взятых книг или в консистории, выдать в церковь Краснаго Лога священникам с роспискою. Ризы и проч. подобныя и сосудов. Т.Е.В."».
Большинство книг было в итоге выдано, под реестром находится соотвествующая подпись: «Все вышеописанные книги и ризы с подризники, епитрахили, поручи, поесть, стихари и орари, воздухи и покровцы пелену и сосуды и кадило села Краснаго Логу Успенской церкви священник Всилий Иванов, принел и росписался». Этот священник «16 Марта 1777 г. по какому-то, неизвестно, делу подвергся запрещению священнослужения и вместо его был священник Прокопий, на котораго тот жаловался в недаче ему половины дохода денежных и от земли».
Также Дмитрий Самбикин упоминает: «Земли 33 десятины пахатной. Прихожан 2050 душ. Раскольников 684 душ мужскога полу». На рубеже XIX-XX веков в штате Успенской церкви числились: священник (Иоанн Иоаннович Казьмин), диакон (Михаил Скрябин) и псаломщик (Петр Никанорович Прядкин). Церковных земель отмечено 48 десятин. Дворов в приходе насчитывалось 775, в них проживало 4700 человек.
В годы советской власти храм закрыли. 30 лет помещение церкви использовалось под склад зерна. В 1950-е годы церковь активно рушили – растаскивали по кирпичам на строительство ферм, силосных ям. Осталась от прежней церкви только треть – трапезную подчистую смели, основное помещение сохранилось за счёт того, что использовалось как склад. Последние 20 лет храм был заколочен и заброшен. Утрачены все пять глав. Разрушена крыша. Чудом уцелели на стенах ценные фрески. В 2008 году, во время восстановительных работ, строители обнаружили рядом со стеной храма могилу. В ходе ее обследования выяснилось, что здесь покоится тело в священническом облачении, что соответствует традиции погребения духовенства рядом с храмом, вверенном ему при жизни. Кроме того, при обследовании останков обнаружилась их нетленность. Однако никаких - ни устных, ни письменных сведений, которые достоверно указывали бы на личность погребенного здесь пастыря и давали бы представление о датировке захоронения обнаружить пока не удалось. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия настоятель Успенского храма священник Владислав и протоиерей Михаил Мансуров, благочинный Новоусманского и Каширского округа, перед захоронением совершили панихиду и вместе с местными прихожанами молились об упокоении душ протоиерея Петра и протоиерея Иоанна, служителей храма. Отец Иоанн стал жертвой репрессий и был расстрелян в 30-х годах прошлого века. К сожалению, о протоиерее Петре, который служил здесь более века назад, практически ничего не известно. Но есть все основания предполагать, что найденные за алтарём останки принадлежат именно этому священнику.