«4 марта 1902 года.
Секретно.
Отчёт Воронежского губернского управления.
Слух о переходе помещичьих земель к крестьянам среди всех вообще крестьян циркулируется издавна. Несколько времени тому назад слух этот особенно упорно стал поддерживаться крестьянами селений, расположенных друг от друга в 5–10 верстах, в Бобровском уезде:
Тишанке, Садовом, Ясырках, Новом Курлаке и других ближайших. Кто был инициатором слухов, едва ли можно установить, но в течение времени разговор об этом между крестьянами названных селений повторялся всё чаще и чаше и в значительной части крестьян вызвал убеждение, что это так должно и быть. Это обстоятельство и было главною причиною теперь улегшихся волнений между крестьянами Тишанского сельского общества, оно же лежит в основании и настоящих волнений крестьян села Нового Курлака.
Вслед за тишанцами возникло продолжающееся и теперь волнение между крестьянами Ново-Курлакского сельского общества, выражающееся несколько в иной, более резкой форме и поражающее безосновательностью требований крестьян и их поведением.
К земле крестьян села Н. Курлака прилегает лес и земли
господина Станкевича, всего в размере до 22 000 десятин. Имущество это поступило в род Станкевичей около 100 лет тому назад путём покупки его у князя Безбородко, которому оно было Высочайше даровано. Когда между крестьянами, как сказано выше, распространился слух о переходе помещичьей земли к крестьянам, крестьяне Нового Курлака, почему-то будучи уверены, что г-н Станкевич документов на владение землёю не имеет, приобрели в Чертёжном отделении Воронежского губернского правления план земли того времени, когда она находилась во владении князя Безбородко. На плане, между прочим, значится, что в числе дарованной князю земли находится и казённая земля, мерою в 16 000 десятин, находившаяся в то время в пользовании крестьян, которые также перешли к князю Безбородко. Основываясь на этом указании и истолковывая, что дарованную землю можно использовать только в течение века, то есть 100 лет, и что о переходе земли к г-ну Станкевичу документов не имеется, курлакские крестьяне заявляют, что в настоящее время земля эта – их собственная, так как ранее пользовались ею их предки. Этим толкованием и объясняются дальнейшие действия курлакских крестьян. В первой половине истекшего февраля месяца арендатор лесной дачи Станкевича приступил к рубке леса. Курлакские крестьяне тотчас послали в Воронеж к г-ну Губернатору ходоков, которые заявили Его Превосходительству, что лес рубят незаконно, так как он принадлежит им. Ходокам было разъяснено, что имеющийся у них план ничего не доказывает, что в настоящем деле он не имеет никакого значения, и что ни лес, ни земля им не принадлежат. Ходоки вернулись в Курлак. Был собран сход, приговором которого было объявлено, что словам начальника губернии, переданным им, курлакским крестьянам, их ходокам, они не верят, а потому постановляют: рубку леса не допускать и потребовать от господина Станкевича документы, определяющие его права на владение лесом и землёю, причём для представления документов назначили ему срок 17 число сего марта месяца. В силу этого приговора от арендатора
Морозова Дм. Дм. было потребовано, чтобы он прекратил рубку леса, что им из боязни и было исполнено. Управляющий г-на Станкевича (сам Станкевич больной, постоянно живёт в Москве) обратился к содействию полиции. На место рубки леса прибыли чины полиции, рубка леса возобновилась; со стороны крестьян никакого сопротивления не было оказано, но как только удалились чины полиции, на место рубки явилось до 500 чел. кр-н, вновь предъявивших к арендатору своё требование о прекращении рубки леса, что им и было исполнено. Снова является полиция, рубка возобновляется, полиция уходит, рубка леса прекращается. 27-го февраля в село Курлак прибыл г-н Воронежский вице-губернатор, который старался объяснить крестьянам всю незаконность их действия, но они не стали и слушать его, дерзко галдя: «Не верим ничему, всё ваше, Станкевич всех подкупил» и тому подобное. 28 февраля рубка леса началась под наблюдением полиции, но только что большая часть чинов полиции удалилась и на месте осталось только 3 урядника и несколько сотских, как крестьяне явились туда и, прогнав их, заставили прекратить рубку леса. В таком положении дело находилось к 1-му сего марта.
Главным воротилой дела курлакских крестьян является их односельчанин и однообщественник
Андрей Сидоров Малаховт – бывший кабатчик, пользующийся громадным влиянием на крестьян. Толпа в 500-600 чел. крестьян, не желавшая прекратить шум и гам по призыву Вице-Губернатора, немедленно смолкла при поднятии кверху руки Малахова; местный волостной старшина
Иван Абрамов Стеганцов 26-го февраля был спасён от ярости такой же толпы крестьян тем же Малаховым, приказавшим не трогать старшину, т.к. он был «при знаке и в присутствии» (волостном управлении). По делу курлакских крестьян Малахов имел совещание с
Михеевым, предводителем тишанских крестьян, и, кроме того, будто бы с неким
Егором Константиновым Колосовым, бывшим когда-то писарем у станового пристава, а теперь занимающийся «ходатайствами по делам». Колосов будто бы для совещания с Малаховым приезжал из Задонска в село Анна, отстоящее от Н. Курлака в 10-ти верстах. Как на ближайших пособников Малахова указывают на крестьян:
Артамона Степанова Водолазова, Алексея Маркелова Шигина, Петра Васильева Токовицкого и Тихона Леонтьева Курганова.Крестьяне окрестных селений (Садового, Ясырок) от какого-либо активного проявления своих взглядов воздерживаются, выжидают, чем кончится дело курлакских крестьян. Насколько интересуются делом курлакских крестьян крестьяне не только окрестных селений, но и ближайших селений Тамбовской губернии и смежного с Бобровским Воронежского уезда – видно из того, что в села Курлак и Тишанку ежедневно являются ходоки для совещаний с Малаховым и Михеевым; некоторые из крестьянских обществ посылают ходоков для «выправки» планов времён императора Павла. Общее положение дела вызывает немедленное принятие решительных мер против курлакских крестьян. Если дело это останется в настоящем его виде до весны, то могут произойти громадные осложнения; теперь уже некоторые из крестьян высказываются: «Подождём лучше весны, да и выйдем прямо пахать». Если дело примет этот оборот, то, несомненно, крестьяне всех обществ северной части Бобровского уезда с весны приступят к запашке помещичьих земель, и справиться с ними тогда будет довольно трудно.
О вышеизложенном доношу Вашему Высокоблагородию, вследствие предписания Вашего от 27-го прошедшего февраля за № 485.
Подполковник Глоба.
3-го марта наказано 22 крестьянина, зачинщиков, розгами, после чего волнения как будто приостановились. Войска оставлены на месте».
[Донесение жандармского подполковника Глобы командиру отдельного корпуса жандармов // Крестьянское движение в воронежской губернии в 1864-1904 гг.: Сборник документов. Воронеж, 1964 г. С. 71-72]
Источник:
http://urokiistorii.ru/node/1480
Жмите на ссылки ниже:
1. Диалоговая тема по Бобровскому уезду. Вопросы и ответы
2. Церковные приходы
3.
Расписании приходских церквей и причтов
4. Тема "Воронежская епархия"
5. Метрические книги Ф.И84(реквизиты)
6. Метрические книги Ф.И331(реквизиты)
7. Населённые места Бобровского уезда, 1859г.
8. Волости и важнейшие селения Бобровского уезда, 1880г.
9. Алфавитные списки населённых мест Бобровского уезда, 1887г.
10. Списки волостей Бобровского уезда, 1887г.
11. Населённые места Бобровского уезда, 1900г.
12. Сведения о населенных местах Бобровского уезда, 1906г.
13. Справочная книга для духовенства. Бобровский уезд
14. ГАВО И-18 , ревиз. сказки