На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Донецк-Украина Сообщений: 592 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 591
Наверх##16 декабря 2013 22:1916 декабря 2013 22:59
Васильевский М., св. Слобода Николаевка Бирюченского уезда (историко-статистическое описание церкви и прихода) // Воронежские Епархиальные Ведомости. 1889. № 16-18; 20. http://leb.nlr.ru/edoc/332221/...1%82%D0%B8
Скрябин И. Летопись Бирюченского уезда слободы Алексеевки Крестовоздвиженской церкви // Воронежские епархиальные ведомости. - 1868. - № 7. Скрябин И. Слобода Алексеевка Бирюч.уезда. // Воронежские епархиальные ведомости. - 1868. - № 8; http://leb.nlr.ru/edoc/274756/...1%82%D0%B8
Нашел в Яндексе заметку про Камышеватую, собрал, обработал текст. Пунктуацию не исправлял, только там, где сильно бросалось в глаза. https://yandex.ru/archive/cata...59b76b9/45 Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж, 1866–1917 1884 № 12 (стр. 421)
Слобода Камышеватая Бирюченского уезда
Местоположение слободы Камышеватой довольно красиво: по полугорью довольно возвышенной местности раскинуты малороссийские хатки, без определенного плана, окруженные почти каждая из них садиком, так, что, каждая хатка уютно прячется в зелени, в саду. Между слободой и лесом к юж. стороне находится яр, служащий левадой (по местному наречию), покрытой капустниками и другими растениями, любящими влажную низменную почву. На этой леваде величественно возвышаются вербы, имеющие в объеме иногда до полутора аршина в диаметре. Один недостаток в сл. Камышеватке, это - отсутствие реки. Протекает по леваде проток, остаток от бывшей речки Калитвы, которая имела здесь начало и, в былые времена, лет около 80 тому назад, на этой реке, ныне леваде, существовала водяная мельница, остатки которой заметны и до сего времени. В настоящее время о существовании реки говорит только влажная почва, да рассказы стариков про бывалые годы, когда они купались в реке и даже утопали в ней. Причина засорения реки та, что родники по берегам и в окружающем когда-то лесе время от времени засорились, к тому же распашная земля была далека от берегов реки, а окружающая степь не давала возможности засоряться землей руслу реки. Теперь же распашная земля приблизилась к самому руслу реки и наносный ил засорил не только самые родники, но и русло реки, почему существование реки обратилось в предание. Дома расположены в несколько порядков правильных и неправильных. Каждый селился - в первое время по выгодам и удобствам для себя; с течением времени, когда усадебные места стали иметь цену, то заселялись те уголки, которые в начале были и не удобны, и не выгодны, от этого последовало неправильное расположение улиц и переулков. Камышеватая занимает угол двух довольно глубоких яров, служивших началом выше упомянутой реки Калитвы. Слобода граничит с северной стороны яром и довольно глубоким, - с южной и восточной - лесом, а с запада ровной площадью, на которой находится церковь: По направлению к северу - через яр - в расстоянии одной версты, находится хутор Сыроватский, принадлежащий приходом к сл. Камышеватой; к югу, по ровной местности, находится хутор Зварыкин, также принадлежащий приходом к слободе Камышеватой; с юго - восточной стороны - хутор Папушин в одной версте, по длине яра, служившего некогда руслом для реки Калитвы; хутор этот принадлежит приходом к слободе Ногольной (Бубликова тож); на западе по ровной местности, в расстоянии 2-х верст находится хутор Станичный, принадлежащий приходом к селу Хлевищу. Ближайшие церкви: Рождество Богородицкая, сл. Ногольной, в семи верстах к югу, и Предтеченская сл. Теплинской, в пяти верстах к востоку. От уездного гор. Бирюча в 25 верстах, а от губернского гор. Воронежа в 160 верстах. Ближайшая почтовая станция в гор. Бирюче, там же и телеграфная. Железнодорожная станция в Евдаковой расстоянием около 70 верст. Название свое слоб. Камышеватая получила от росшего здесь камыша. В прежнее время, около 80 лет тому назад, на горе, где расположена слобода, было довольно глубокое озеро, поросшее толстым камышом; внизу же, по длине яра, протекала река Калитва, на которой имелась даже водяная мельница, выстроенная более 100 лет тому назад, по рассказам стариков, каким - то Коваленковым, выселившимся сюда, по всей вероятности, из слободы Алексеевки. Один старик говорит, что когда он еще маленьким прибыл в Камышеватую, то она состояла всего из шести дворов. Заселение слободы Камышеватой происходило таким образом: когда Алексеевскому торгашу не везло в торговле, то обыкновенно ему советовали отправляться к камышам, где в те привольные времена земля была без всякого раздела. Степь на огромное пространство раскидывала свой узорчатый ковер, на этой то степи неудавшемуся торгашу удавалось разводить скот, который с течением времени давал капитал предпринимателю. "Эта безграничная степь прежде принадлежала князю Черкасскому, в настоящее же время графу Шереметьеву, который позволял заселять его землю" без всяких предварительных условий, отчего заселение его владений совершалось быстро. Если сто лет тому назад была почти голая степь, то теперь не минешь пятой версты, как встретишь хутор или слободу с храмом Божиим. При таких условиях бывший хутор, а ныне слобода, заселился и возрос с одной водяной мельницы и шесть дворов, а в настоящее время более ста дворов. Лет пятьдесят тому назад хуторяне Камышеватские приходом состояли к слободе Алексеевке (в 19 верстах). Такое отдаленное положение прихода ставило прихожан в большие затруднение, так, храм Божий посещали только по удобствам времени. Священника в своем хуторе видели не более двух раз в год. Многим из прихожан случалось бывать в храме Божием только в Великий пост в дни покаяние. Один старик рассказывает, что когда его привезли Великим постом в слободу (т. е. Алексеевку), то он был удивлен зверем, который, по его рассказу, был «вивця - ни вивця, а похоже на вивцу, только с рогами и бородой», впоследствии времени узнал, что это была коза. Это свидетельствует только о том, что сообщение с Алексеевкой было довольно редкое и, следовательно, необходимые нужды христианина оставались без удовлетворения. С устройством храма Божие в слободе Ногольной (Бубликова тож), Камышеватовцы перешли приходом в Ногольную, а с 1863 года Камышеватовцы составили самостоятельный приход, выстроив у себя каменный молитвенный дом. К ним примкнул хутор Сыроватский, отчислившийся от Ногольной. Кроме хутора Сыроватского примкнуло 12 дворов из хутора Зварыкина, Валуйского уезда; последние присоединились по той причине, что они находились в трех верстах от Камышеватой и в 12 верстах от Никитовки, к которой они принадлежали приходом. Таким образом приход составился из 764 душ мужеск. пола. Хотя приход маловат и не подходит под новое расписание приходов, но самостоятельная церковь при нем необходима, так как неудобства, сопряженные при отправлении необходимых христианских обязанностей, были так велики, что, хотя с большим усилием и трудом, заставили изыскать средства к постройке церкви и содержанию причта. Впрочем на средства содержание причта мало обращалось внимание. В конце 50 и в начале 60 годов постройка церквей вошла в какую - то манию, строились церкви по нужде, строились они и без особенной нужды; годы были урожайные, а потому как только сходка порешила выстроить у себя церковь, то сейчас же подают прошение, не определив предварительно средств для постройки. Разрешение постройки получалось без замедления. Поэтому и церкви строились такие, что не сразу распознаешь в ней церковь. Если не увидишь колоколов на столбах, да креста на церкви, то и проедешь мимо, не обратив особого внимание. Камышеватовцам и хутору Сыроватскому в постройке церкви была нужда настоятельная, потому что на расстоянии семи верст к слоб. Ногольной им встречались препятствия - три яра, которые в разлив воды были положительно не проходимые и не проездные, почему особенно Великий праздник и Пасха Христова для них не существовал, так как очень немногие отправлялась к Богослужению для освящения «куличей» верхом на лошади. К тому же по многочисленности прихожан, церковь не могла вместить всех, а от этого происходили большие неудобства - приходилось стоять вне храма. Эти-то причины и заставили устроить в Камышеватой самостоятельный храм. Окрестность слободы Камышеватой хотя и представляет в настоящее время однообразный ровный вид, тем не менее рассказы стариков делают эту окрестность привлекательной и занимательной. Ходит много легенд про былое, но легенды довольно неясные, без фактических данных; вот некоторые из них. Так, в приходе слоб. Камышеватой, в З-х верстах расстояние есть местечко, которое называется «шкарбным». По преданию в этой местности раскапывали шкарбы (клады); но в настоящее время этих кладов не находят; местность же удержала свое название. Говорят, что эта местность лет 80 тому назад покрыт была густым лесом, населенным всякого рода хищными зверями и, будто бы здесь водились даже медведи. Если заходил крестьянский скот в самую глубь леса, то и не решались его разыскивать из боязни хищных зверей и разбойников. Кто был атаманом разбойников - неизвестно. Вообще же говорят, что мелкие помещики всегда устраивали "банды" разбойничьи. Награбленное добро зарывали в местечке, называемом "шкарбным». Камышеватовские крестьяне о существовании шкарбного узнали в более позднейшее время, когда стали чумаковать, или иначе ходить в извоз в Донские места - Черкасск, Ростов и Таганрог; там им сообщали сведение о кладах те лица, которые, по всей вероятности, служили в прежних бандах, а потому и знали об этих кладах. Во всяком случае, как говорят в прежние годы бывали случаи, что находили клады. Больших подробностей нельзя узнать, кто и какой клад находил, так как нашедший клад всегда старался в свой очередь скрыть свой находку от других, иногда из боязни быть ограбленным. О кладах в Камышеватовке вообще много говорят. Так лет 15 тому назад кто-то выкопал клад в "могиле" или кургане, находившемся не в далеком расстоянии от слободы за выгоном. Об этом сообщают так: что на утро дня увидели раскопанную яму в рост человека, с обозначением в земле формы казанка, или иначе котла, и в тоже время заметны были следы колес телеги, на которой подъезжали к откопанному кладу. Кто откопал клад неизвестно. Другой случай был таков: к северу от церкви в версте расстояние находится яр с малым протоком воды. Протекающую воду запруживают для мочки конопли. Женщина из одного семейства, по фамилии Коваленко, копала дерн для притужки конопли и вдруг железной лопатой она стукнула о что-то твердое. При дальнейшей раскопке показался глиняный кувшин довольно большой формы с выпуклым дном. Были ли деньги в этом кувшине - неизвестно. Хозяин найденного кувшина говорил, что не было, а самый кувшин показывал очень многим. Интересно в данном случае то, что кувшин был кавкасской формы, но какими путями попал в Камышеватский яр - неизвестно. Вокруг слободы Камышеватой существуют только два кургана и то небольших вследствие того, что они обратились в распашную землю. О происхождении этих курганов ничего неизвестно. С большой вероятностью можно полагать, что эти курганы следы татарщины. К роду выдающихся случаев природных явлений можно отнести то, что три года тому назад (1881 г.) в леску на северо-запад заметно было в одной части его понижение почвы почти на целый сажень, а окружностью на три или четыре квадратных сажени. Причина осевшей земли, как можно полагать та, что на этом месте в давние времена существовал или тайник, или же землянка, потому говорю в давние времена, что земля осела вместе с росшими на этом месте деревьями. В стене, образовавшейся от понижения почвы, видны корни, грунт же земли почти одна красная глина. Раскопку этого места никто не решился производить, почему причина осевшей земли неизвестна. К этому можно отнести и то явление, что по средине этого леска по балкам едва были заметны родники, но этот год вода появилась во многих местах; в одном же месте стал пробиваться родник из отвесной стенки, как будто нарочно кто-то просверлил отверстие круглой палкой. Вода в этом роднике очень приятная и даже лучшая чем во всех колодезях, существующих в самой слободе. Прихожане слоб. Камышеватой все малороссы, за исключением 12-ти дворов хутора Зварыкина - великоруссов. Прежде до 1861 года прихожане слоб. Камышеватой и хутора Сыроватского были крестьянами графа Шереметьева; в настоящее же время все крестьяне собственники, жители же хутора Зварыкина в настоящее время государственные крестьяне, а в былые годы деды и прадеды их были мелкопоместные дворяне, имевшие кто 10, а кто и одну душу крестьян. Один из Зварыкинцев рассказывает, что у его отца, теперь умершего, имелось всего на всего одна «душа» крестьян. С этой одной душой его отцу приходилось вместе отправлять все домашние и полевые работы - вместе косить и пахать, ругаться и драться, но все же таки эта душа была в повиновении - в крепостничестве. С течением времени с обеднением этих дворян самое дворянство их переименовалось в однодворчество, а теперь они уже называются государственными крестьянами. В прочем лет семь тому назад в Камышев. церкви был перевенчан один из Зварыкинцев, который удержал свое дворянство, почему и записан в обыск дворянином. Этот дворянин не мог подписаться под обыск, а расписался за него отец. С малых лет этот дворянин проживал в одном из ближайших хуторов в работниках, почему и ничем не отличается от заурядных крестьян. Крестьяне слоб. Камышеватой и хут. Сыроватского не чисто коренные жители. Об этом можно судить по фамилиям, которые носят название городов-местечек, из которых они выселились. Так есть Миргородские, выселившиеся из Миргорода, Грайворонские из Грайворона и др. Есть фамилии, которые указывают на ремесло, занятие дедов и отцов, как-то: Дегтяри, Коваленки (от занятия продажей дегтя и кузнечного ремесла). Эти тоже в свою очередь выселенцы из торговой слободы Алексеевки. Из прихожан слободы Камышеватой и хуг. Сыроватского, когда стало теснее жить с увеличением числа жителей, были случаи выселение на Волгу в прежнее время, а в позднейшее в Ставропольскую, Оренбургскую и даже на Амур. Участь этих выселенцев, говорят, не завидна: об этом свидетельствуют случаи возвращения опять на свои родные места. Каждый из выселенцев продает на родине всю свою худобу и во время пути истрачивает все наличные деньги, так что по приходе на вольные места у них нет даже самого необходимого для обзаведения первоначальным хозяйством, почему им приходится быть батраками. Некоторые из них не выдерживают подобной жизни и возвращаются назад. Всех прихожан числится в настоящее время 764 душ муже. п. и 770 жен. п. По сословиям разделяются: на крестьян собственников (большая часть) и государственных крестьян (меньшая часть). Все прихожане отличаются религиозностью; каждого дня отправляют все христианские обязанности. Много этому способствует отсутствие различного рода старообрядческих сект, которых даже и вблизи нет. Смущают по временам наших прихожан разного рода проходимцы, выдающие себя за афонских монахов или побывавших в разных святых местах. Такие проходимцы показывают камешки, раковины, пузыречки с жидкостями, имеющими будто бы целебное свойство, стружки якобы от Гроба Господня и т.п. В последнее время стали появляться иконы будто бы с Афона. Эти иконы продаются обыкновенно так называемым черничкам, какими-то монахами, живущими в Одессе. За икону назначается огромная сумма иногда до 150 рублей. Такую сумму черничка обязывается собрать с крестьян, ходя с иконой, и уже собранную сумму отсылает по назначению. Уничтожить совсем подобное шарлатанство почти невозможно, так как прихожане - малороссы, по своей набожности и любознательности, всегда стараются оказать приют подобным проходимцам, как странникам ко святым местам. Эти проходимцы иногда заносят новые свои суеверные обычаи и иногда стараются подорвать авторитет духовенства. Кроме двунадесятых господских и богородичных праздников, прихожане чествуют храмовой праздник - день памяти святителя и чудотворца Тихона, Епископа Воронежского (13 августа). Из св. угодников Божиих особенно почитают великомученика Пантелеймона (27 июля.) В этот день прихожане оставляют всякие полевые и домашние работы по той причине, что всякий, кто решится в этот день работать, непременно будет наказан св. Пантелеймоном. В подтверждение этого прихожане приводят много случаев наказания: так один крестьянин в день Пантелеймона, по нужде ли или без нужды, пустил ветряную мельницу и, спустя час или полчаса, мельница загорелась. Другой случай подобного же рода: одним тоже крестьянином пущена была мельница, вдруг собралась грозовая туча и от удара молнии мельница загорелась, а пустившый мельницу был убит. Вообще - же можно сказать, что общий характер наказаний Пантелеимона, по народному мнению, наказание посредством пожара. Св. Пророк Илия, (20 июля) кроме церковного чествование, чествуется прихожанами из боязни не быть наказанными за предпринятую в этот день работу посредством грома и молнии. К числу праздников, празднуемых прихожанами из боязни быть наказанным, за работу относится празднование Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня). Все же остальные праздники, установленные православной церковью, празднуются по правилам церкви. Если же встречается особенная нужда, как напр. по причине безветрия чувствуется у прихожан недостаток в муке, то прихожане, не смотря на малый праздник, идут к местному священнику, прося разрешение пустить ветряки. Кроме праздников обще-чтимых православной церковью, у прихожан существуют некоторые религиозные обычаи. Так, в начале мая месяца избирается день, в который с образами и хоругвями ходят по полям. В эти крестные ходы освящаются поля. В этот же день освящаются полевые крыныци при молебствии с водосвятием. По возвращение с поля устраивается общественный обед на выгоне того хутора, поля которого были освящены, День этот, не смотря на будничное время, обращается в праздник. Крестьяне и крестьянки одеваются в нарядное платье по праздничному и приготовленные в доме кушанья выносят на выгон, где после общего молебствия и общей панихиды по умершим приступают к явствам и питиям. Так как день освящения полей назначается за несколько времени вперед, то он становится известным окружным жителям, и беднейшие из них стекаются со всех сторон покушать и даже выпить на общественный счет. В этот же день совершается молебствие св. Власию над домашним скотом, прося в молитвах избавить скот от падежей, болезней и т.п. Отправляют прихожане молебствие и по другим причинам в жизни: бездождие, при освящении вновь устроенных колодезей, при различных недугах, болезнях и тому под. Занятие жителей сл. Камышеватки. Пятнадцать лет тому назад преимущественным занятием прихожан служило сеяние подсолнечника, дававшего обильные урожаи, почему крестьяне от собранного с полей подсолнечника выручали сумму не только потребную на уплату всех податей, но даже и для образования запасного капитала. Сеяли также пшеницу, рожь, овес, гречу и другие злаки, но в таких размерах, чтобы только доставало на прокормление семьи и домашнего скота. С 1869 или 1870 г.г. подсолнечник, по неизвестным причинам, перестал давать обильные плоды и даже в последнее время наступил полный неурожай. С постепенным течением неурожайных годов и прихожане стали постепенно беднеть. Каждый все предполагал, что если не удался один год, то следующий непременно выручит; но выходило всегда наоборот. Большая часть поля засевалась подсолнечником, а меньшая злаками; но и злаки в последнее время не давали необходимой пищи для прокормления семьи. И, таким образом, богатые прихожане обратились в бедняков. Неурожай подсолнечника нанес крестьянам значительный материальный ущерб. От подсолнечника крестьянин получал материал продовольствия, отопления, освещения, частью корм для скота, в некоторых случаях огорожу, а самое главное давал капитал для уплаты податей. Былья от подсолнуха шли на огорожу, отопление, а шапки для корма овец и коров; жмых или макуха - для корма лошадей и свиней; остатки - подонки масла для освещения хат; после всей продажи масла у крестьян оставалось масло для годового продовольствия, - шелуха от обрушки подсолнечника употреблялась на топку в маслобойнях. От выгодной статьи подсолнечника прихожане перешли к сеянию гавуса (аниса), но и анис не всегда оправдывал надежды. С урожаем гануса, а больше по той причине, что его стал сеять почти каждый прихожанин, он (гавусъ) стал дешеветь, почему и на него стало обращаться мало внимания. Большее внимание стали обращать в последнее время на посев ржи, сбыт которой сделался очень выгодным, так как агенты разных хлебных фирм стали производить приемку ржи и пшеницы в Бирюче и в слободе Алексеевке. До открытия Воронежско-Ростовской ж. дороги некоторые из прихожан занимались чумачеством. Возили разные товары в Ростов, Таганрог, в Урюпинск и даже Москву. Но с открытием железной дороги чумачество прекратилось, а между прочим чумачество в былые годы доставляло довольно выгодную статью дохода, так что чумак считался богатым человеком. Чумак не занимался земледелием, а потому с упадком чумачества, чумаки, как неспособные к земледелию, обратились в бедняков. Кроме земледелия прихожане не занимаются никакими другими ремеслами. Образование стоит на низшей ступени развития, так как школ не было. Обучением чтению и письму занимались отставные малограмотные солдаты, почему из десяти набранных мальчиков выучивали не более трех или четырех мальчиков. В 1879 году по убеждению местного священника крестьяне решились открыть школу. Много стоило усилий и трудов для открытия школы. С одной стороны тормозили мироеды, находя открытие школы совершенно излишним как по расходам, так и по той пользе, какую может принести обучение, с другой стороны тормозило волостное начальство (слободы Бубликовой, куда Камыневатовцы приписаны по волости) долго тормозило открытие школы. Дело в том, что в Бубликовой существует школа, на содержание которой положена известная сумма и с Камышеватовцев (по 10 к. с души). А так как Камышеватовцы захотели отделиться, то и взнос суммы должен прекратится. А это-то и не нравилось волостным дельцам; в особенности писарю. Но благодаря старанием местного священника все препятствия были побеждены, и школа открыта. С открытием школы стали у нас появляться льготные по воинской повинности, а это последнее повело к тому, что новая школа переполнена была желающими учиться. Школа помещается в церковной караулке. Каждый год обучается в этой школе до ста мальчиков, а иногда и более; в том числе самый незначительный процент девочек (от 2 до 5). Ежегодно делается выпуск окончивших курс мальчиков от 8 до 4. Средства содержания школы от земства и от прихожан. Земство платит учителю 240 рублей в год, а законоучитель местный священник проходит свой должность безмездно. Общество ремонтирует школу, покупает книги и письменные принадлежности. Общий процент грамотности можно выразить так 10 человек на 100. В приходе фабрик, заводов и других промышленных заведений нет за исключением незначительных плетеных маслобоень, но и последние с неурожаем подсолнечника постепенно разрушаются. Существуют ветряные мельницы (до 20), но они служат плохим подспорьем для Камышев. жителей. Церковь. Храм Божий устроен в 1863 году, а освящен в 1864, во имя Святителя и Чудотворца Тихона, Епископа Воронежского. Зданием каменный, построенный по благословению Высокопреосвященнейшего Иосифа Архиепископа Воронежского. Храмосоздатели местные прихожане. Храмосоздательная грамота хранится в целости и сохранности. Привожу ее в буквальном виде:
Божией милостию Смиренный Госиф Архиенископ Воронежский и Задонский.
По благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа чрез Святых Его Апостолов и их Наместников и Преемников, блогословили мы устроить вновь каменным зданием Молитвенный Дом во имя Святителя Тихона, Епископа Воронежского и Чудотворца, Бирюченского уезда, в хуторе Камышеватом с тем, чтобы храм сей, по чину и обычаю Грековосточной церкви, устроен был алтарем на восток и благолепно украшен был святыми иконами, писанными по образцам Греческой живописи и достаточно снабжен был церковной утварью Богослужебными книгами. По совершении же сего здание по уготовлении всей нужной утваря церковной, строители имеют просить об освящении оного. Дана сие грамота за подписом нашим и приложением печати Воронежской Архерейской кафедры в Богоспасаемом граде Воронеже, которая по устроении храма, должна храниться в святом алтаре в нарочито устроенной раме. Февраля 28 дня 1862 г.
Первоначально храм устроен был в форме продолговатого четырех угольного здания и назван был каменным молитвенным домом. В 1881 году к этому каменному молитвенному дому была пристроена колокольня, постройка которой обошлась в 3200 рублей, при чем не последовало никакого изменения в прежнем здании. Колокольня выстроена по той причине, что церковный староста, благодаря истинной христианской заботливости о храме Божием, в течении 12-летнего служения, собрал для этой целя почти положенную сумму, а остальная половина собрана от доброхотных даяний по книге, выданной из Духовной Консистории. Этим же церковным старостой, благодаря его усердию и бережливости церковных сумм в 1876 году был переменен иконостас. По недостатку средств прежний иконостас устроен был почти без всяких украшений золотой резьбы. Настоящий же иконостас устроен с полуколоннами с резьбой и разн. украшениями. Наружный вид храма представляется в виде равностороннего продолговатого здания с приделанным к нему в виде полукружия алтарем на восток. Посредине здания возвышается деревянный, покрытый белой жестью купол с глухими окнами. Окна в храме в один ярус по три на каждой стороне. По обоим сторонам храма боковые двери; в алтаре три окна и в колокольне два, все окна с прочными железными решетками. Кресты на церкви восьмиконечные. Кровля железная, а на колокольне купол покрыт белой жестью. Внутреннее расположение церкви соответствует внешнему, т.е. представляет продолговатую равностороннюю площадь, имейщую в длину до алтаря 24 аршина, а в ширину 12 аршин. Пол в церкви деревянный. Церковь холодная без всякого отопления. Солея возвышена на пять вершков; клиросы помещаются на солее. Алтарь полукруглый без приделов; диаметр полукружия алтаря шесть аршин. Престол четырехугольный, без сени. Жертвенник помещается на северной стороне алтаря; - устроен в виде шкафа с двустворчатыми стеклянными дверками вверху, а снизу с глухими деревянными. На южной стороне помещается диаконник, где сохраняется ризница и в нижнем отделении - все церковные документы с архивом. Так как церковь существует всего 20 лет, то архив церковный, - состоящий из метрических обыскных и исповедных княг, - не велик и помещение для него (архива) очень удовлетворительно. Иконостас в два яруса, верхний ярус в виде полукружия, соответственно сводам церковным. В нижнем ярусе помещены с правой стороны: Спаситель, южная дверь, на которой изображен архистр. Михаил, за южной дверью - Св. Тихон и Св. Николай, - с левой стороны: Божие Матерь, на северных дверях архистрат. Гавриил, далее Св. Митрофаний и пр. Антоний и Ѳеодосий Печерские; все иконы одинакового размера, в золотых багетных рамах с золотой резьбой. Изображение ликов св. угодников на досках без стекла. В верхнем ярусе над царскими дверями изображена Тайная вечеря, - по обоим сторонам праздники Господские и Богородичные в шестигранных рамах. Общий фон окраски иконостаса темнозеленый. Царские двери устроены из золотой просвечивающей резьбы с изображениями на них круглых икон ликов Св. Евангелистов. Стены церковные окрашены в голубой цвет; в простенках - же между окнами помещены изображение св. Иоанна Крестителя, великомуч. Варвары, Иоанна Воина и др. на задней стене по обоим сторонам главных входных дверей изображены мытарь и фарисей. В верху на сводах изображен Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Время расписания церкви относится к 1873 году. Существуют дарственные старинные иконы, но без всяких надписей и подписей, и даже лики св. угодников Божиим от времени стерлись так, что невозможно узнать имя св. угодника Божия. Утварь церковная в самом ограниченном количестве. Хотя напрестольных крестов имеется три, но все они приобретены на суммы церковные. Есть вклады, но они не особенно ценны - это две хоругви в виде звезд, - несколько не особенно ценных икон и шелковых платков; потир, дискос, звездица, лжица и ковник - серебряные вызолощенные, что же касается до других принадлежностей, то все они или медные, или же жестяные. Ризница состоит из двух перемен светлых праздничных и одна перемена постовых траурных. Из серебряной парчи нет ни одного облачения - все мишурные. Колокольня устроена при храме во фронтонной части церкви. Колоколов имеется в настоящее время 4; самый большой в 32 пуда и самый малый в ½ пуда. Но церковный староста, прежде бывший, в 1884 году, задумал, с устройством колокольни, приобрести большой колокол не менее как в 60 пудов. Для этой цели он собрал потребную сумму; да и сами обстоятельства заставили его исполнить задуманный план, так как прежний колокол разбился. Вокруг церкви существует деревянная ограда, устроенная из дубового дерева. Ограда устроена была спустя два или три года по устройстве самого храма. Что же касается до библиотеки церковной, о ней нельзя сказать ничего, так как местный священник, все книги, за исключением употребительных церковных, приобретает на свой счет. Дарственных книг не имеется. Архив церковный весь заключается в исповедных и метрических книгах. Исповедные ведутся с 1862 года, а метрические с 1863 г. Недвижимое имущество церковное все заключается в земле, отведенной прихожанами из собственного участка законным порядком, именно: под усадьбы церковного причта три десятины и полевой - 33 десятины. Земель от казны, дарственных лавок, мельниц а также и вкладных капиталов не имеется. Кладбища. В приходе слободы Камышеватой существует три кладбища по числу хуторов, составляющих приход. О времени устроения этих кладбищ определенного мнения сказать невозможно. Можно полагать, что с основанием каждого хутора было заведено и кладбище. Если бы существовали в каждом хуторе записи или летописи, то тогда, пожалуй, и возможно определенно составить и сказание о них. Или же если бы существовали на кладбищах часовни, молитвенные дома и, в крайнем случае, погребены замечательные лица, с памятниками на могилах, то тогда еще, пожалуй, бы можно хотя отчасти составить приблизительный год основания. Между прочим, памятников на могилах не существует; существуют деревянные полуразрушенные срубики, в виде гробниц, но без надписей; но они только говорят за одно прошлое одним своим наружным видом без всякого указания кто, когда и в какое время был погребен. Существуют, правда маленькие домашние кладбища - в садах с крестами на могилах, но кто погребен в них не могут сказать об этом даже те, на чьих владениях погребены тела умерших. Говорят, обыкновенно в прежние годы их деды хоронили своих родичей. Оград вокруг кладбищ не имеется. Вокруг кладбища проходят довольно глубокие рвы, не позволяющие пасущемуся на выгоне скоту вторгаться на кладбище. Церковн. причт. В 1863 году, с устройством храма было положено три члена причта при церкви, именно: Священник, дьячек и пономарь. В настоящее - же время существуют только двое, а третье место за смертью дьячка согласно новому расписанию приходов (1867 г.) - упразднено; пономарь переименован в и.д. псаломщика. Содержание причт получает исключительно от прихода - от добровольных даяний прихожан за различные требоисправления. Других же источников содержания как-то: руги, угодий, лавок, мельниц, вкладных капиталов, причт не имеет. Священник живет в подцерковном доме, а и.д. псаломщика в своем. Первоначально священник имел свой дом, но по особенной нужде, вследствие перехода из прежнего прихода (слоб. Бубликовой) на настоящий приход, а также и по той причине, что о. Тихонов возбудил против него гонение, следствием чего были частые поездки в Консистоpию, средства священника иссякли, почему он кое-как уговорил прихожан купить его собственный дом и обратить в подцерковный. Прихожане купили. Предложили дьячку и пономарю, которые также имели свои дома. Дьячек продал, но пономарь не согласился, почему и до сего времени живет в своем доме. Священник Михаил Богоявленский с 1863 года состоит и по настоящее время при Тихоновской церкви слободы Камышеватой. В 1866 году определен Благочинным, каковую должность бессменно проходит и по настоящее время. Дьячек Константин Быльев в 1865 году был посвящен во диакона, а в 1868 году умер и место его было упразднено. Пономарь Петр Азаров до 1882 года проходил свою должность, а в 1882 году по преклонным летам уступил свое место дочери, выдав ее за исключенного из Словесности Семена Богомолова, который и до настоящего 1884 года числится вторым членом причта и.д. псаломщика при Тихоновской церкви.
Книга актовых записей о смерти по Карасукской волости за 1924 г. [ГАНО - Государственный архив Новосибирской области. Р-2189, оп.1, д.924] Файл 313 стр.154 Крикун Митрофан, 54 года, смерть - 02.04.1924 г. Место смерти - пос. Николаевка Карасукского района Славгородского округа Омской губернии Место рождения и постоянного местожительства умершего - Воронежская губерния Бирючинский уезд Род занятий умершего - хлебопашество Семейное положение - женат Причина смерти - воспаление легких Заявитель - Крикунова Дарья, пос.Николаевка Место погребения - д.Николаевка, на общем кладбище
Делюсь выписками из описи РГАДА, которая содержит 6–10 РЕВИЗИИ слободы Веселой и деревни Красненькой Бирюченского уезда, а также других селений Курской и Харьковской губернии, бывших во владении Юсуповых.
Для меня было неожиданностью, что в РГАДА могут быть поздние ревизии, но это так!
Выписывал те дела, которые могут быть полезны в генеалогических поисках. Большая же часть этого фрагмента описи содержит текущую переписку и документацию правлений.
РГАДА фонд 1290, опись 3 (часть 5: Переписка Московской домовой канцелярии с Главным Ракитянским правлением украинских вотчин об имениях в Воронежской, Курской и Харьковской губ.). Скан полной рукописной описи есть на сайте РГАДА.
Д. 4833. Ревизская сказка слободы Веселой Бирюченского уезда Воронежской губ., составленная 1811 г. (копия) [16 июля 1813 г.] Д. 4859. Списки вольнонаемных, дворовых по Ракитянской канцелярии, работающих на фабриках, отпущенных на оброк и пр. (ветх) [1815 г.] Д. 4860. Ведомость о крестьянах слободы Веселой и деревни Красненькой Бирюченского уезда Воронежской губернии к 1 янв. 1815 г. [4 февр. 1815 г.] Д. 4873. Ревизские сказки Курской губ. Грайворонского уезд. слободы: Ракитная, Мокрушина и Новоберезки, хутора: Бобровский, Ильковский и деревня Псковская. Обоянский уезд, слободы: Рыбинские буды. Корочанский уезд. Слобода Никольская и слободка Пелцовка. [1816 г.] Д. 4874. Ревизские сказки Харьковской губ. Богодуховский уезд. Слободы: Большая Писаревка, Груньки, Ясново, Новоселовка и Мартыновка. Слободка Юсуповка и деревни Ницака и Крынчанки. [1816 г.] Д. 4875. Ревизские сказки Воронежской губ. Бирюченского уезда, слободы Веселой и деревни Красненькой. [1816 г.] Д. 4918. Реестр крестьян слободы Ракитной, находящихся в Москве и подмосковных имениях. [23 августа 1819 г.] Д. 4958. Ведомость о дворовых людях подведомственных Ракитянской канцелярии вотчины за 1823 г. [1824 г.] Д. 4966. Ревизская сказка (копия) слободы Веселой Бирюченского уезда Воронежской губ. [1825 г.] Д. 4982. Ведомость о дворовых людях подведомственных Ракитянской канцелярии вотчины за 1826 г. [15 января 1827 г.] Д. 4983. Ведомость о дворовых людях подведомственных Ракитянской канцелярии вотчины за 1827 г. [1827 г.] Д. 4992. Подворная опись крестьянских семей слободы «Рыбинские буды» Курской губерни Обоянского уезда с указанием количества крестьян мужского и женского пола и состоящей за ними оброчной недоимки, об имеющихся у них строениях, лошадях, крупном и мелком рогатом скоте, свиньях и хлебе. [1828 г.] Д. 4993. Подворная опись крестьянских семей слободы Писаревки Харьковской губернии Богодуховского уезда, с указанием количества крестьян общего пола и о состоящей за ними оброчной недоимки, об имеющихся у них строениях, лошадях, крупном и мелком рогатом скоте, свиньях и хлебе. [1828 г.] Д. 4994. Подворная опись имущества по Веселовскому правлению с указанием числящихся за крестьянами недоимком. [1828 г.] Д. 4995. Расчеты с крестьянами слободы Рыбинских буд за земляную работу в Московских домах и подмосковных селениях [1828 г.] Д. 5016. Ведомость о дворовых людях, находившихся в вотчинах Ракитянской канцелярии. [1830 г.] Д. 5017. Подворная опись крестьянских семей слободы Ракитной Курской губ. Грайворонского уезда, опись имеющихся у них строениях, мельниц, лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, свиней и ульев пчел [1830 г.] Д. 5018. Подворная опись крестьянских семей слободы Веселой о числе крестьян мужского и женского пола и имеющихся у них строений, лошадей, волов, коров и разного мелкого скота и мельниц [1830 г.] Д. 5019. Подворная опись крестьянских семей слободы Груньки Харьсковской губ. Лебединского уезда, опись имеющихся у них строений, мельниц, скота и ульев пчел. [1830 г.] Д. 5020. Подворная опись крестьянских семей хутора Ильковского Курской губ. Грайворонского уезда о числе имеющихся у них строений, мельниц, скота и ульев пчел [1830 г.] Д. 5021. Подворная опись крестьянских семей слободы Мартыновки Харьковской губернии Лебединского уезда о числе имеющихся у них строений, мельниц, скота и ульев пчел [1830 г.] Д. 5022. Подворная опись крестьянских семей слободы Мокрушинской Курской губ. Грайворонского уезда о числе имеющихся у них строений, мельниц, скота и ульев пчел [1830 г.] Д. 5023. Опись жилых домой и имущества крестьян слободы Новоберезовки Курской губернии 1830 г.] Д. 5024. Подворная опись слободы Новоберезовки Хотмыжскго уезда Курской губернии [1830 г.] Д. 5025. Подворная опись крестьянских семей слободы Писаревки Курской губернии Богодуховского уезда и числе имеющихся у них строений, мельниц, лошадей, крупного и мелкого скота, свиней и ульев пчел [1830 г.] Д. 5026. Подворная опись крестьянских семей слободы Рыбинские буды Курской губернии Обоянского уезда о числе имеющихся у них строений, мельниц, скота и ульев пчел. губернии [1830 г.] Д. 5027. Опись деревни Скапской и села Веденского крестьян мужского и женского пола и их имущества и слободки Юсуповки. [1830 г.] Д. 5050. Списки крестьян, умерших, отданных в рекруты и прочих, за которыми числятся оброчные недоимки [1831 г.] Д. 5074. Ведомость о дворовых людях …. вотчин с указанием занимаемых ими должностей и получаемых ими содержания в главном правлении и в экономиях [1832 г.] Д. 5075. Сведения о прибылых и убылых дворовых людях по Ракитянскому главному правлению [1832 г.] Д. 5076. Подворные описи крестьянских семей слободы: Ракитянская, Мокрушинской, Новоберезовская, хутора Ильковский и Бобровский Грайворонского уезда. Слобода Рыбинские буды Обоянского уезда и слободка Юсуповка Сумского уезда с указанием о числе конных и пеших тяг.., о занятиях крестьян и имеющихся у них строениях, …., водяных и ветряных мельниц, лошадей, крупного и рогатого скота, свиней и ульев пчел [1832 г.] Д. 5077. Подворные описи крестьянских семей слобод: Писаревки, Новоселовки, Ясиновой и Мартыновки Харьковской губернии Богодуховского и Лебединского уездов о числе крестьян с указанием их занятиый, конных и пеших тяг…, и имеющихся у них строений и жилых изб, водяных и ветряных мельниц, лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, свиней и ульев пчел [1832 г.] Д. 5078. Подворная опись крестьянских семей слободы Веселой Воронежской губернии Бирюченского уезда о числе крестьян мужского и женского пола, об имеющихся у них строений, о крупном и мелком скоте и сведения об основных и побочных занятиях [1832 г.] Д. 5105. Списки дворовых людей главного Ракитянского имения [1833 г.] Д. 5128. Ревизская сказка по сл. Ракитной и Рыбинским будам [1834 г.] Д. 5129. Ревизские сказки по имениям главного Ракитянского правления [1834 г.] Д. 5130. Списки вольнонаемных, …., дворовых, находившихся в имениях главного Ракитянского правления [1834 г.] Д. 5152. Ревизские сказки Харьковской губ. Богодуховского уезда слободы Большая Писаревка, Новоселовка, Груньки и Ясново и Мартыновка. Слободка Юсуповка, хутора Подгорно..новский и Вольновский, деревни Нищаха и Крынчанка [1835 г.] Д. 5154. Списки и сведения о вольнонаемных, дворовых и …….. по главному Ракитянскому правлению [1835 г.] Д. 5179. Списки дворовых людей по Ракитянскому главному правлению [1836 г.] Д. 5209. Подворные описи слободы Ракитной [1837 г.] Д. 5210. Подворная опись слободы Борисовой (главное Ракитянское правление) [1837 г.] Д. 5211. Подворная опись слободы Мокрушинской (главное Ракитянское правление) [1837 г.] Д. 5212. Подворная опись слободы Николаевки (главное Ракитянское правление) [1837 г.] Д. 5213. Подворная опись слободы Новоберезовки (главное Ракитянское правление) [1837 г.] Д. 5214. Подворная опись слободы Новоселовки (главное Ракитянское правление) [1837 г.] Д. 5215. Подворные описи хуторов Ильковского и Бобровского (главное Ракитянское правление) [1837 г.] Д. 5216. Списки дворовых людей главного Ракитянского имени [1837 г.] Д. 5247. Списки вольнонаемных, дворовых людей и ……, находившихся в слободе Ракитной и др. селениях [1838 г.] Д. 5281. Списки вольнослужащих, …., дворовых по главному Ракитянского правлению [1839 г.] Д. 5312. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых по ведомству главного Ракитянского правления [1840 г.] Д. 5347. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых по ведомству главного Ракитянского правления [1841 г.] Д. 5378. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых по ведомству главного Ракитянского правления [1842 г.] Д. 5409. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых по ведомству главного Ракитянского правления [1843 г.] Д. 5440. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых по ведомству главного Ракитянского правления [1844 г.] Д. 5471. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых по ведомству главного Ракитянского правления [1845 г.] Д. 5499. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых, находившихся в слободе Ракитной и других селениях [1846 г.] Д. 5500. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых , находившихся в слободе Ракитной и других селениях [1846 г.] Д. 5564. Дело о земле с однодворцами слободы Пели Обоянского уезда Курской губернии [1848 г.] Д. 5595. Дело о спорной земле с государственными крестьянами Грайворонского уезда Курской губернии [1849 г.] Д. 5597. Списки вольнонаемных, пенсионеров и дворовых, в слободе Ракитной и других селениях [1849 г.] Д. 5639. Ревизские сказки Курской губернии Грайворонского уезда слободы: Ракитная, Мокрушинская, Новоберозовка. Слободки: Святославка, Борисовка, Брисполь, Отрада и Зеландела. Хутора: Бобровский, Ильковский, и деревня Псковская. Обоянский уезд. Слободка Рыбинские буды. Корочанский уезд село Никольское и деревня Пещовка. [1850 г.] Д. 5640. Ревизские сказки Харьковской губернии Богодуховский уезд. Слободы: Новоселовка, Юсуповка. Хутора: Подгорючин…вский, Вольновский. [1850 г.] Д. 5641. Ревизские сказки Воронежской губернии Бирюченского уезда слободы Веселой и деревни Красненькой [1850 г.] Д. 5642. Списки дворовых людей по ведомству главного Ракитянского правления [1850 г.] Д. 5643. Семейные списки дворовых людей слобод Ракитной, Рыбинских буд, Большой Писаревки(?) [1850 г.] Д. 5644. Предметные сведения по главному Ракитянскому правлению о прибыли и убыли дворовых людей [1850 г.] Д. 5645. Наряды крестьян ведомства главного Ракитянского правления на работы в экономии и в заведениях Ракитянского правления [январь-март 1850 г.] Д. 5646. Наряды тягловым крестьянам слободы Ракитной на экономические и другие работы [апрель-июль 1850 г.] Д. 5647. Наряды тягловым крестьянам слободы Ракитной на экономические и другие работы [июль-ноябрь 1850 г.] Д. 5678. Семейные списки дворовых людей в слободах Ракитной и Ясиновой (копии) [1851 г.] Д. 5733. Ревизские сказки по имениям Юсупова в Курской губернии Грайворонского уезда [1852 г.] Д. 5776. Списки вольнонаемных и пенсионеров, находящихся на окладе в имении слободы Ракитной и др. местах [1853 г.] Д. 5777. Списки должностных лиц Никольской суконной фабрики [6 декабря 1853 г.] Д. 5841. Семейные списки дворовых и вольнослужащих людей по экономиям подведомственным главному правлению слободы Ракитной. Список должностных лиц Ряшской фабрики [1855 г.] Д. 5842. Годовые сведения о прибыли и убыли дворовых людей по ведомству главного Ракитянского правления за 1854 г. [7 марта 1855 г.] Д. 5924. Списки крестьян и дворовых записанных по 9-й ревизии в ведомстве главного Ракитянского правления, а проживающих в Великоросских губерниях и наоборот [2 декабря 1857 г.] Д. 5939. Ревизские сказки Курской губернии Грайворонского уезда слободы Ракитной с подведомственными селениями [1858 г.] Д. 5940. Ревизская сказка слободы Рыбинских Буд [1858 г.] Д. 5941. Ревизская сказка слободы Ясиновой Харьковской губернии [1858 г.] Д. 5942. Ревизская сказка слободы Большой Писаревки [1858 г.] Д. 5943. Ревизская сказка слободы Веселой [1858 г.] Д. 5945. Сказки дворовых и вольнонаемных людей слободы Ракитной [1858 г.] Д. 5946. Список дворовых и крестьян, проживающих в разных местах, с объяснением где кто записан по 9-й ревизии и куда следует записать по 10-й [январь 1858 г.] Д. 6042. Списки вольнонаемных и дворовых людей, находящихся в имении Ракитном [1862 г.]
РГИА фонд 383 опись 1 дело 28. Это распределение всех селений по волостям и сельским обществам Воронежской губернии с момента образования сельских обществ 1839 - 1840 годы
лл 133 № 7 Воронежской губернии Бирючинский Округ
значится в нем Волостей --- 3 Сельских обществ --- 14 Душ, платящих подати --- 25096 Не платящих податей --- 165 ____________________________- Итого --- 25261 душ
1 Иловская волость. Место пребывания волостного Начальника в с. Илова, от уездного города Бирюча в 20 верстах.
Сельские общества.
1 Татариновское --- 1128 душ сельское управление в дер Татариновке --- 7001 в дер Матренке --- 127
2 Ольшанская --- 1979 душ сельское управление в бывшем г.Ольшанске, к коем слободы в сл Стрелецкая --- 803 сл Пушкарская --- 128 в х Песковатом --- 38 в х Студеном --- 143 в дер Репенке и Репная --- 364 в х Шинкине --- 228 в х Часношныем --- 275
3 Иловская -- 2776 душ сельское управление в с..Иловском в дер Иловке --- 1657 в с. Глуховке --- 159
4 Ильинское --- 1021 душ сельское управление в с. Ильинской --- 743 в с. Подсердном --- 278
5 Покровская --- 1187 душ сельское управление в с. Нижнем Покровском ---.308 в дер Сорокине --- 310 в с. Верхнем Покровском ---- 446 в дер Бабкине --- 123 ____________________________----- Итого по волости --- 7431 души, в том числе не платящих податей --- 20 душ
2 Засосенская волость Место пребывания волостного Начальства в слободе Засосенской, от уездного города Бирюча в 2 –х верстах
Сельские общества.
1 Усердское --- 1053 душ сельское управление в бывшем городе Усерда, в нем слободы в сл. Стрелецкая – 253 в сл. Казачья --- 291 в х Быков --- 278 в х. Муховке --- 109 в дер. Репинской --- 122
2 Засосенское --- 4506 душ сельское управление в сл. Засосенской --- 1362 в х Ковалев --- 140 в х Гнилуши --- 165 в х Коломицыне --- 100 в х Котлярове --- 110 в сл. Новинькая --- 671 в х Городном --- 10 в сл. Дубовская --- 301 в г Бирюч --- 818 в сл Бирючковская --- 195 в сл. Землянская --- 190 в х Усть Борецком --- 85 в дер. Кабылинской --- 59
3 Верхнесосенской --- 2033 душ сельское управление в бывшем г. Верхнесосенском в коем слободы в сл. Гремяченкой --- 361 в с. Казачьей --- 471 в сл. Данковской --- 382 в сл. Пятницкой --- 406 в с. Прилепы --- 410
4 Раздорное --- 1346 душ сельское управление в с.Раздорном --- 355 в с. Гредякине --- 333 в дер. Малиновской --- 112 в дер. Голопузова --- 5 в дер. Остроухова --- 154 в дер. Завальском --- 297 ______________________________- Итого по волости --- 8936 душ, в том числе не платящих податей --- 74 души
3 Палатовская волость. Место пребывания волостного Наальства в селе Пригородном Палатове, от уездного города иБирюча в 30 верстах
Сельскея общества.
1 Ливенское --- 3203 душ сельское управление в бывшем г. Ливенка в г Ливенке --- 1117 в сл Николаевке --- 368 в сл Троцкой --- 308 в х Терешкине и Высоком --- 163 в х Есеновом --- 39 в х Палатовском --- 239 в х Злыдневе и Попазном --- 278 в х Валуй --- 283 в х Полужникове, Филькине и Бабикове --- 413
2 Палатовское --- 1556 душ сельское управление в селе Пригородке Палатове --- 1940 в сл. Карабутовке --- 221 в дер. Лазареная --- 95
3 Старопузинское --- 1753 душ сельское управление в с. Старопузине --- 111 в дер. Новопузина --- 313 в дер. Подлесная --- 313 в дер. Юрьева --- 61 в дер Новосельская --- 407 в дер Фощеватская --- 383 в дер. Плоская --- 32 в дер. Арепьевка --- 112
4 Хмелевское --- 1062 душ сельское управление в с. Хмелевом --- 372 в дер Шумилина --- 150 в дер. Басова --- 131 в дер. Новой Изроге --- 26 ( так в тексте) в дер Тимонова --- 254 в дер Луковницкой --- 15 в дер. Углова --- 114
5 Коровинское --- 1318 душ сельское управление в сл Коровиной --- 358 в с. Афонькино --- 547 в дер. Заломная --- 69 в дер. Старосельцова --- 219 в дер. Лубянка --- 98 Свободных хлебопашев с. Пятницкаго и деревни Алексеевской --- 27 ________________________________________________________- Итого по волости --- 8892 душ, в том числе не платящих податей 41 душ.
--- ищу сведения о Сергеевых, Трубицыных, Сухоруковых
Жмите на ссылки ниже:
1. Диалоговая тема по Бирюченскому уезду. Вопросы и ответы
2. Церковные приходы
3.
Расписании приходских церквей и причтов
4. Тема "Воронежская епархия"
5. ГАВО И-18 , ревиз. сказки
6. Населённые места Бирюченского уезда, 1859г.
7. Волости и Важнейшие селения Бирюченского уезда, 1880г.
8. Алфавитные списки населённых Бирюченского уезда, 1887г.
9. Списки волостей Бирюченского уезда, 1887г.
10. Населённые места Бирюченского уезда, 1900г.
11. Сведения о населенных местах Бирюченского уезда, 1906г.
12. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Бирюченский уезд