Особняк Зиминых (Дом, Городская усадьба)
Москва, Дегтярный пер., д. 8, стр. 3
Особняк Зиминых – редкий образец богатого особняка конца XIX века, полностью
сохранившего архитектурный декор фасадов и элементы внутреннего убранства,
был построен для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина.
Объект расположен по красной линии Дегтярного переулка и выстроен в 1896 году
по проекту архитектора Э.С.Юдицкого в духе эклектики. Наиболее ранние сведения
о застройке современного домовладения № 8 по Дегтярному переулку относятся к
концу XVIII века.
В 1780-е годы часть его принадлежала так называемому "общему огороду",
расположенному в середине квартала. В XIX веке владельцами значатся: майор
А.М.Неронов; с 1806 года – надворный советник, доктор Иван Николаевич Яныш;
с 1835 года владелицей участка числится титулярная советница Жаркова Елена
Осиповна. С 1889 года собственником участка числится московский купец и
потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин, известный
табачный фабрикант.
В том же 1889 году вместо "пришедших в ветхость" старых ворот по красной линии
Дегтярного переулка он ставит во владении новые с металлическими створками на
каменных столбах. А в 1896 году уже в черновом варианте был построен особняк.
В 1913–1914 годах, когда владелицей усадьбы числилась Анна Ивановна Зимина,
его интерьеры подверглись некоторым переделкам. Сохранились подписанные
архитектором Алексеем Дмитриевичем Чичаговым, представителем третьего
поколения известной архитектурной династии Чичаговых, проектные чертежи.
Слева и справа вплотную объект примыкает к двум доходным домам. Фасад здания
украшен ризалитом. В правой части – оригинальное окно с лоджией и колоннами
тосканского ордера. В центре над входом – металлический козырек, по бокам
которого установлены светильники в виде факелов. Над центральным балконом
расположена дата постройки здания – "1896". Хорошо сохранились интерьеры
здания, в частности парадный вестибюль, стены которого украшают живописные
панно "Времена года".
На втором этаже расположены залы парадной анфилады, сохранившие декор
конца XIX века: наборные паркеты, деревянные панели и подшивные деревянные
потолки, изразцовые печи, лепной декор.
Декоративная отделка помещений отличается значительной роскошью и размахом.
В 1920-е годы здесь располагалось правление Коммунистического университета
им. Я.М.Свердлова. До 2015 года в здании располагался Научно-исследовательский
институт киноискусства ВГИК.
В настоящее время объект занимает ФГБУК "Агентство по управлению и
использованию памятников истории и культуры".
В рамках проекта реставрации здания были проведены масштабные натурные
исследования с целью выявления исторических элементов отделки помещений и
возможной коррективровки принятых ранее проектных решений. Обнаруженные
фрагменты подлинной отделки были зафиксированы и частично законсервированы.
Так, например, специалисты выяснили, что полихромная окраска плафонов и стен
характерной для рубежа XIX-XX веков колористической палитры присутствовала
не только в интерьерах парадных залов, но и в жилых комнатах. Обнаруженные
остатки деревянной облицовки откосов окон позволили восстановить цвет столярных
заполнений оконных и дверных проемов. В жилых комнатах на дверных откосах были
найдены фрагменты альфрейной росписи «под дерево». В нескольких помещениях
первого этажа под паркетом обнаружены фрагменты напольного покрытия из
метлахской плитки.
В интерьере вестибюля были отреставрированы живописный плафон и остекление
светового фонаря, входной тамбур с вешалкой начала XX века, лепной декор, полы
из метлахской плитки. Объемы вестибюля и парадной лестницы окрашены согласно
реставрационному проекту.
В помещениях второго этажа были выполнены работы по заделке трещин и
инъектированию кирпичной кладки, усилению проемов и перекрытий, демонтажу
поздних перегородок, расчистке стен и потолков. Проведена реставрация столярных
заполнений оконных и дверных проемов, воссоздание латунных скобяных изделий,
докомпоновка утраченных элементов лепного декора, восстановление и воссоздание
исторического паркета, реставрация изразцовой отделки печи-голландки,
изготовленной «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий
М. С. Кузнецова».
В Дубовом зале были отреставрированы живописный и деревянный плафоны, в
интерьере Зимнего сада специалисты работали над живописным панно, настенными
росписями, мозаичным полом, в Барочном зале — над настенными росписями и
лепным декором. В Белом (или Мраморном) зале выполнили облицовку стен из
оселкового мрамора, отреставрировали лепной декор кессонированного плафона,
потолочного карниза и стен.
Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
https://um.mos.ru/houses/osobnyak-ziminykh/Размах здания отражает статус богатейшего табачного фабриканта — здесь есть и
домашний театр, и бальный зал. При этом здание было построено с учетом всех
тогдашних достижений инженерного дела — о чем говорит и обнаруженная шахта с
топливом для котельной.
Снаружи особняк не особенно впечатляет. Обычное каменное здание конца XIX века,
на полуподвале, с проездной аркой, с фасадами в стиле поздней эклектики. Интерес
представляет прежде внутреннее убранство, хорошо сохранившаяся лепнина и
роспись, и почти оригинальное расположение помещений..
http://www.moscowsecret.ru/dom-zimina-v-degtyarnom-pereulke Каким способом был отреставрирован в таком случае Дом Зимина, и как там
оказалось Агентство, подробных сведений нет. Но утверждается, что реставрация
была выполнена за внебюджетные деньги. С другой стороны, для того, чтобы памятник
истории хорошо сохранялся, за ним надо хорошо ухаживать и агентство, наверное,
знает в этом толк. Единственное, есть вопрос с возможностью посещения дома
Зимина простыми любителями московской архитектуры. В 2017 году было всего пару
экскурсий в Дом Зимина в дни культурного и исторического наследия в апреле—мае
этого года и пару экскурсий в рамках проекта «Выход в город» в июле. Но этого явно
мало. Воссозданные интерьеры Дома Зиминах стоят того, чтобы их увидеть.
За проект восстановления Дома Зимина реставраторы были удостоены премии
«Московская реставрация — 2016». Реставраторами была проделана действительно
большая и кропотливая работа. В вестибюле восстановлена согласно историческим
чертежам парадная лестница, живописный плафон и остекление светового фонаря,
лепной декор и полы из метлахской плитки. В помещениях второго этажа были
выполнены работы по усилению проемов и перекрытий, демонтажу поздних перегородок,
расчистке стен и потолков. Проведена полная реставрация столярных заполнений
оконных и дверных проемов по сохранившимся единичным образцам, воссозданы
латунные скобяные изделий, восстановлены утраченные элементы лепного декора и
исторического паркета. В одном из помещений отреставрирована чудом
сохранившаяся изразцовая печь-голландка, изготовленная в конце 19-го века
«Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова»,
производившим знаменитый дулёвский фарфор.
Под аркой расположен т.н. Зимний сад, первоначально освещенный вторым световым
фонарем и двумя большими оконными проемами, выходящими на противоположные
фасады здания. Возможно это помещение было предназначено для домашнего театра
Зимина. Говорят, что Антон Павлович Чехов, живший по соседству, был частым гостем
светских вечеров в Доме Зимина. Достоверно известно, что писатель снимал квартиру
в соседнем доходном доме № 10 по Дегтярному переулку.
Изразцовая печь-голландка в одном из помещений особняка, изготовленная
«Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
Это предприятие производило до революции дулёвский фарфор, знаменитый на весь мир.
https://www.tourister.ru/world...onses/3431В домах по Дегтярному переулку, построенных до революции, были высокие потолки,
высота комнат - в районе 3,2 м. Неудобство было в том, что плохо выветривались запахи
и дым, который образовывался при курении. Зачастую при постройке этих домов
использовались не совсем качественные материалы.
http://progulkipomoskve.ru/fot...moskva.jpg