Усадьбы
Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
2 января 2018 21:27 Городская усадьба Всеволожских. Дом № 7 на Пречистенке — памятник московского классицизма. Владелец усадьбы В. А. Всеволожский был очень состоятельным человеком. Пройдя по палатам особняка можно увидеть, насколько богатая планировка и отделка дома. Особняк совсем не похож на своих архитектурных собратьев, возводившихся на рубеже ХVIII — XIX веков. Этот каменный дом находился на красной линии улицы; первоначально он был двухэтажным. На главном фасаде был широкий плоский ризалит с колоннами, на дворовом — широкая галерея с террасой-полуротондой посредине. Позади дома был парадный двор с полукружием служб, дальше до Остоженки — хозяйственный двор с каменными и деревянными постройками. Просторные залы усадьбы были отлично приспособлены для проведения концертов и балов. Хозяин дома очень любил музыку, у него даже был собственный оркестр, который был одним из лучших крепостных собраний музыкантов. Роскошные залы для музыки не порушил даже пожар 1812 года. После нашествия Наполеона потребовалось почти полное восстановление особняка. В результате к дому пристроили третий этаж, застроили дворовую галерею. Балы и музыкальные четверги, проходящие в городской усадьбе В.А. Всеволожского, знала вся Москва. Однако полностью восстановление усадьбы произошло уже при другом хозяине купце М. В. Степанове. Завладев в 1867 году этим полуразрушенном домом, о перестроил особняк в стиле громоздкого псевдоклассицизма, убрал фронтон с гербом Всеволожских, декорировал двенадцатью коринфскими полуколоннами фасад. Теперь это был настоящий дворец, в центре которого разместился яхт-клуб, а по бокам — квартиры. В 1872 — 1877 годах дворец был отдан для экспозиции Политехнического музея. В 1875 году здесь разместился политехнический музей. Тут же проводил свои опыты изобретатель лампы накаливания П. Яблочков. Когда музей перешел в новое здание, дом был куплен военным ведомством, и в нем поместился штаб Московского военного округа. В 1917 г. дом был оплотом белых и за овладение им шел жестокий бой. Сейчас дом тоже занимают военные. Источники: http://gidtravel.com/country/r...p4612.htmlhttps://liveinmsk.ru/places/a-415.htmlФото:http://www.yamoskva.com/sites/default/files/imagecache/ib_large/images/07.% 20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0% BD%D0%BA%D0%B0.%20%D0%B47.%2023.04.17.01..jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
2 января 2018 21:58 Усадьба Лопухиных - Станицкой Улица Пречистенка, 11. В начале XIX века усадьба на улице Пречистенка, 11 в Москве принадлежала семье Лопухиных.Точно не установлено, когда участок был приобретен семьей Лопухиных, но в начале ХVШ в. в списках домов г. Москвы на 1793 г. владение уже числилось за коллежским советником Василием Авраамовичем Лопухиным. Участок, расположенный в плотно застроенном городском квартале, был ограничен ул. Большой Пречистенкой с севера, Лопухинским переулком с запада и соседними владениями с юга и востока. Он имел небольшие размеры, план его приближался к форме неправильного прямоугольника и был вытянут вдоль Лопухинского переулка. Постановка главного дома и ворот вдоль красной линии улицы была обусловлена требованием эпохи классицизма, заключающемся в обязательном включении жилой застройки в общий ансамбль улицы. Небольшой, вероятно, неозелененный усадебный двор, по существу совмещающий функции парадного и хозяйственного, был сформирован двумя корпусами — деревянным и каменным вдоль южной и западной границ владения и деревянной хозяйственной постройкой, размещенной параллельно главному дому. Произвольно расположенные по периметру участка разновременные постройки были достаточно самостоятельны и не образовывали цельного ансамбля. Только главный дом, выстроенный в лучших традициях московского ампира (архитектором А.Г. Григорьевым (предположительно), и фланкирующие его ворота конца ХVШ века составляли единое целое и способствовали формированию цельной застройки улицы. Идентичные западные и восточные ворота представляли собой два белокаменных пилона с калитками и примыкающие к ним прясла стен. Дом имел традиционное для классицизма 3-х частное членение фасада. Центр его был выделен монументальным портиком, увенчанным невысоким треугольным фронтоном. В течение нескольких десятков лет в усадьбе не производилось значительных строительных работ. В 1892 году по духовному завещанию А.В.Лопухиной — жены одного из сыновей строителя дома,- владение переходит к ее племянникам П.И. и И.И.Ворониным, при которых проводились только ремонтные работы в главном доме. В конце XIX столетия владелицей усадьбы была генеральша Е.И. Станицкая. Сразу после покупки участка она начала крупные строительные работы, которыми руководил академик архитектуры С.У. Соловьев. В 1895-96 годах был полностью перестроен жилой флигель по Лопухинскому переулку. Объем его, увеличенный почти вдвое, затеснил и без того небольшой усадебный двор и обозначил границу между его парадной и хозяйственной частями. К восточному торцу служебного корпуса пристраивается небольшой 1-этажный каменный объем. Оформленный в духе классицизма, он способствовал формированию целостности архитектурного решения парадной части усадьбы. Тогда же разбираются сторожка по Лопухинскому переулку, западные ворота по Пречистенской и старая обветшавшая ограда. На их месте возводится новая металлическая ограда «в каменных частях», спрямившая линию предшествующей. В 1897 году архитектор Анатолий Александрович Остроградский возвел во дворе Пречистенки, 11 еще одно служебное здание. Сам главный дом сохранил свой первоначальный облик При следующих владельцах Ф.В. Челнокове (1911-1917) и А.П. Генчь-Оглуевой (1917) перестроек в усадьбе не производилось. В 1920 году здесь открылся музей Л.Н. Толстого, существующий до настоящего времени. Сама усадьба не связана с жизнью Толстого, и он здесь никогда не бывал. В музее создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве писателя. Здесь же хранятся его рукописи. Здание главного дома подвергалось лишь частичной реставрации и неоднократно косметическому ремонту. Укрепление живописи, лепнины, перестилка полов проводились в 1945, 1947, 1949, 1956-59, 1971, 1983 годах. В жилом флигеле в 1978-80 годах производились ремонтно-восстановительные работы с приспособлением его под фондохранилище. В 1974 году проведены ремонтной-восстановительные работы корпуса служб. В 1957 году проведены обмеры ворот и частичные ремонтной-восстановительные работы. В 1972 году рядом со зданием музея по улице Пречистенка, 11, в бывшем саду, установили памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором С.Д. Меркуровым. Композиция была перенесена сюда с прежнего места - из сквера Девичьего поля. Источники: http://progulkipomoskve.ru/pub...39-1-0-100http://www.mosculture.ru/object/47259/Фото: http://s7.drugiegoroda.ru/7/67...1_home.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
2 января 2018 22:35 3 января 2018 18:34 Усадьба Долгоруковых. Дом Долгоруковых. Ул. Пречистенка д. 19/11 В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского генерал-губернатора с 1865 по 1891 год. Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» М.Ф. Казакова. Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи полагают, что восстановлением занимался архитектор Ф.И. Кампорези. В пользу этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки. В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает 1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов. В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову. С 1863 года усадьбу на Пречистенке, 19 арендовало Александро-Мариинское училище для девочек, созданное В.Е. Чертовой, женой генерала П.А. Чертова. В народе это учебное заведение в шутку называли «чертовским училищем». В 1868 году Чертова выкупила усадьбу. Проводится ремонт, перепланировка главного дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы. В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности, по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до трех этажей. Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст, Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до 1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц - прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения. В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек, к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора Н.Д. Струкова. В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного ведомства. В 1921 году здание подверглось очередной перепланировке и ремонту и в здание была переведена часть Военной академии РККА, которая с 1925 года носила имя возглавлявшего ее М.В. Фрунзе. В 1932 - 1935 годах начальником академии был Б.М. Шапошников. Среди преподавателей академии был Д.М. Карбышев. В академии учились выдающиеся советские военачальники - К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин и многие другие. В 1990-х годах в доме размещалась телевизионная и радиовещательная студия министерства обороны. В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели». https://um.mos.ru/houses/4780/ Автор: Юлия мезенцева. http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1004Фото:http://aboutmoskva.ru/hran/risunki/1579sred.jpg?t=1513999718
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
2 января 2018 23:06 Усадьба И.А. Морозова Ул. Пречистенка, д. 21 В 1810 году генерал-майор А.А. Тучков выстраивает на углу Пречистенки и Мансуровского переулка усадебный комплекс из трех зданий: главный дом – на месте старых палат, флигель и, в глубине двора, службы. Во время пожара 1812 года главный дом не пострадал, и около 1817 года все владение покупает граф С.П. Потемкин. Его жена - урожденная княжна Е.П. Трубецкая, сестра декабриста С.П. Трубецкого - была посаженой матерью на свадьбе А.С. Пушкина. Сам Пушкин тоже бывал в этом доме. Затем владельцы еще несколько раз меняются, в 1871-1872 годах по заказу новой хозяйки А.П. Мартыновой архитектор П.С. Кампиони переделывает главный дом – появляется пристройка со стороны переулка, а фасад отделывают в стиле эклектики. В 1889 году усадьбу приобретает Иван Абрамович Морозов, известный промышленник и меценат. При нем перестраивается служебный корпус (ныне здание Института истории искусств), появляется каменная ограда, отделяющая усадьбу от Александро -Мариинского училища благородных девиц. Главный дом в 1905 году реконструируется под руководством архитектора Л.Н. Кекушева для размещения морозовской коллекции западно-европейской и русской живописи конца XIX - нач. ХХ вв. В особняке появляется так называемая несгораемая комната: толстые каменные стены, бетонированный сводчатый потолок, два маленьких окна и двустворчатая дверь были устроены по системе несгораемых шкафов – с внутренними ставнями. В случае надобности в этой комнате можно было спрятать всю коллекцию. (В 1920-е музей Л.Н. Толстого использовал комнату для хранения рукописей писателя). Архитектор также удалил обильную лепку анфиладных комнат, выходящих на Пречистенку, в прежнем виде осталась столовая, декорированная в готическом стиле. Декоративные панно и скульптура для концертного зала и парадной лестницы были выполнены известными французскими художниками М. Дени (серия декоративных панно на тему мифа о Психее), А. Майолем (бронзовые декоративные скульптуры «Памона» и «Флора».), П. Боннаром (триптих «Средиземное море» в помещении парадной лестницы). Коллекция И.А. Морозова была почти недоступна для осмотра, со временем владелец намеревался подарить ее Москве, но случилась революция. В начале 1918 года дом Морозова захватили анархисты. Дни и ночи они просиживали в особняке, притесняя хозяев. Когда вышло постановление Совнаркома о национализации морозовского собрания в числе других частных коллекций, Морозов был даже рад этому — он хорошо запомнил дни, проведенные под одной крышей с вооруженными бандитами. Теперь он получил охранную грамоту от нового государства, защищавшую его от всяких посягательств. Коллекционер стал пожизненным заместителем директора II Музея нового западного искусства — так стал называться теперь его пречистенский дом. С увлечением человека, влюбленного в дело всей жизни, Морозов водил посетителей по залам галереи. Однако экскурсоводом по собственному дому он пробыл совсем недолго: его семья не перенесла всех тягот и бедствий революционного времени и в самом конце 1918 года уехала на Запад. Известно, что Музей нового западного искусства очень любил посещать Осип Мандельштам. Здесь он мог видеть импрессионистов, Ван Гога, Сезанна и других близких ему художников. С посещениями этого музея связано стихотворение «Импрессионизм» («Художник нам изобразил…», 1932) и глава «Французы» из «Путешествия в Армению». В 1929 году проводилась частичная реконструкция главного дома. По проекту архитектора С. Калугина проводились работы по устройству нового выставочного зала. С 1947 года в усадьбе разместился Президиум Академии художеств СССР, в настоящее время Российская академия художеств, совместно с НИИ теории и истории изобразительных искусств. Источники: https://um.mos.ru/houses/7286/ Автор: Юлия Мезенцева. http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1005http://www.liveinternet.ru/use...362903581/Фото: https://upload.wikimedia.org/w...nka_05.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
3 января 2018 13:05 Городская усадьба генерала Орлова. Дом генерала Орлова ул. Пречистенка, 10 В основе дома 10 — сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли. (1) Особняк в XVIII века принадлежал семействам Ржевских, Лихачевых и князю И. М. Одоевскому. Затем здесь поселился декабрист, герой Отечественной войны 1812 года генерал Орлов. Генерал Орлов. Михаил Фёдорович был одним из основателей Союза благоденствия и активно участвовал в движении декабристов, за что находился под следствием.(2) В 1823 году его отстраняют от занимаемой им должности начальника дивизии в Кишиневе за политическую пропаганду декабриста В. Раевского, которую он допустил в подчиненных ему воинских частях. Позже его и вовсе отправили в отставку и подвергли следствию по делу о декабристах и заключили в Петропавловскую крепость. (3) Был отправлен в ссылку. Однако следствие вел его брат, Алексей Фёдорович, поэтому с 1831 году Михаилу Орлову было разрешено вернуться в Москву. Интересным будет о тметить, что Орлов и его супруга были близкими друзьями Александра Сергеевича Пушкина, который даже посвятил стихотворение Екатерине Орловой и запечатлел ее черты в образе Марины Мнишек в поэме «Борис Годунов».(2) В особняке на Пречистенке, 10(2) он жил с 1839 по 1842 год вместе со своей женой Екатериной Николаевной, дочерью генерала Н.Н. Раевского. Михаила Орлова еще в Кишиневе связали с поэтом приятельские отношения, они виделись чуть не каждый день, и до сих пор в среде литературоведов не утихают споры о том, какая же из двух женщин была «южной любовью» Пушкина – Мария Волконская или же жена Орлова Екатерина.Пушкин запечатлел посвятил стихотворение «Увы! Зачем она блистает минутной, нежной красотой?», и о ней же он отзывался как о «женщине необыкновенной». В 1842 году Михаил Орлов умер, он был похоронен на Новодевичьем кладбище(3) После смерти Орлова часть его владения стала представлять собой меблированные комнаты, которые предназначались под сдачу постояльцам. Одним из таких постояльцев был молодой Исаак Левитан. Комната являлась для него одновременно и домом, и мастерской, сюда к нему нередко захаживал в гости Антон Павлович Чехов. Уже в начале XX века перед революцией домом владел француз, крупный коллекционер живописи и фарфора, купец-галантерейщик, Мориц Филипп. Домашним учителем его сына Вальтера, "славного и привязчивого мальчика", стал Борис Пастернак, который тоже жил здесь какое-то время. Филиппу принадлежал крупный универсальный магазин на Лубянской площади. С 1905 года он вместе с семьей жил в этом доме на углу Пречистенки и Царицынского переулка. Начало Первой мировой войны застало Филиппов в Германии, но осенью они уже вернулись в Россию, с которой были связаны не только коммерческими отношениями, но и всем жизненным укладом. Вальтеру в то время было 12 лет, он учился в частной г имназии А.Е.Флерова. Б.Пастернаку предложили стать воспитателем Вальтера и временно поселиться в особняке на Пречистенке в отдельной комнате. В начале весны 1915 г. он дал согласие и перевез на Пречистенку свои вещи, книги и рукописи. Сходную ситуацию описывает Пастернак в «Повести» — ее герой Сергей Спекторский становится гувернером мальчика Гарри, сына богатого фабриканта Фрельстена: «Как вдруг <…> он очутился во фрельстенском особняке воспитателем хозяйского сына и тут остался <…>. И не удивительно. Его взяли на всем готовом, предложив сверх того оклад вдвое больше учительского, огромную трехоконную комнату об стену с учениковой и полное пользование досугом, какой ему заблагорассудится для себя отвесть без ущерба для занятий с воспитанником». Вальтер Филипп сохранил самые теплые воспоминания о занятиях с Б.Пастернаком, о чем писал в 1982 г.: «Борю в роли учителя я вспоминаю сравнительно хорошо, он очень увлекательно рассказывал, на какую бы тему мы ни говорили, и всегда старался объяснить мне все просто и ясно — будь то физика, история или литература». Однако спокойная жизнь в пречистенском особняке была внезапно прервана: 28 мая 1915 г. состоялся чудовищный погром живших в Москве немцев. В «Людях и положениях» Пастернак вспоминал об этом: «Летом во время московских противонемецких беспорядков в числе крупнейших фирм Эйнема, Ферейна и других громили также Филиппа, контору и жилой особняк. Разрушения производили по плану, с ведома полиции. Имущества служащих не трогали, только хозяйское. В творившемся хаосе мне сохранили белье, гардероб и другие вещи, но мои книги и рукописи попали в общую кашу и были уничтожены <…>. Из разоренного и наполовину сожженного дома Филиппы перебрались в наемную квартиру. Тут тоже имелась для меня отдельная комната». Наемная квартира располагалась в Шереметьевском (ныне — Романовом) переулке (дом №3 кв.90). Пастернак продолжал заниматься с Вальтером до своего отъезда из Москвы зимой 1916 г. на Урал. Уезжая, он предложил продолжить занятия с мальчиком только что окончившему университет А.Ф.Лосеву. После революции 1917 года в усадьбе стало располагаться множество общественных организаций. В годы Великой Отечественной войны здесь находился Еврейский антифашистский комитет. Сегодня здание полностью отреставрировано, в нем располагаются Международная ассоциация Фонда мира и Комитет за мир и сотрудничество.(2) 1. http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/2. https://um.mos.ru/houses/2147/ Автор:Анна Сергеева-Клятис 3. http://www.liveinternet.ru/users/5477037/post422900586/Фото: https://img.localway.ru/fullsize/558507.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
3 января 2018 17:14 Усадьба Истоминых. Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Ул. Пречистенка, д. 8 Эта небольшая городская усадьба на Пречистенке имеет весьма богатую историю. В XVIII веке эта территория входила во владение полковника Я.Я. Протасова. В 1752 году здесь, по красной линии улицы, уже стояли каменные палаты. Они, позднее дважды достроенные и перестроенные, сохранились до настоящего времени и входят в современное здание. В 1794 году обширное владение, занимавшее половину квартала, принадлежало княгине С.И. Волконской. С 1809 года хозяином участка числится московский купец Степан Миляков, а после его смерти – вдова М.А.Милякова. https://um.mos.ru/houses/7130/ Юлия Мезенцева В гостях у хозяев, наездами из Петербурга, бывала их родственница - известная балерина Авдотья Истомина. Авдотья Ильинична известна и как покорительница мужских сердец. Дружили или ухаживали за ней такие известные личности, как В.В. Шереметев, А.С. Пушкин и А.С. Грибоедов. http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1016В 1860-х участок делится на три самостоятельных домовладения. Последними владельцами с 1892 года и до революции становятся сыновья купца А.М.Истомина Николай и Михаил, которые проживали в квартирах двух верхних этажей главного дома, состоявших из 10 и 9 комнат. Квартира нижнего этажа из семи комнат сдавалась внаем. В адресной и справочной книге «Вся Москва» за 1915 год сохранились сведения о живших в усадьбе, среди них: Истомина Александра Николаевна – «Московская Голутвинская ткацкая мануфактура среднеазиатских и внутренних изделий», сукно; Истомина Лидия Александровна – «Хамовническое городское попечительство о бедных, общество для пособий недостаточным слушателям коммерческого института»; Истомин Михаил Алексеевич, сын Алексея Михайловича и Александры Николаевны, петербургский купец I гильдии, член правления «Товарищества Голутвинской ткацкой мануфактуры», а после смерти отца – директор «Товарищества…», казначей «Дамского попечительства о бедных, общества для пособий недостаточным слушателям коммерческого института». Жена Алексея Михайловича, Александра Николаевна, после смерти мужа стала членом правления товарищества. https://um.mos.ru/houses/7130/ Юлия Мезенцева С 1884 года на фабрике устанавливаются первые механические ткацкие станки и к 1913 году обороты товарищества составляют 2,6 млн. руб., основной капитал - 600 тыс. руб. (600 паев по 1000 руб.), баланс - 3 841 044 руб., дивиденд - 10%. На предприятии занято около 2000 рабочих. http://moskva.kotoroy.net/userdata/1168426797 И не только успешно справлялась с сугубо мужским делом, но и пожертвовала в 1910 году Московскому городскому общественному управлению 10 тысяч рублей на постройку детского приюта. По тем временам деньги огромные. Для сравнения: престижный особняк с дворовыми постройками стоил порядка 30 тысяч рублей, а царская семья, к примеру, жертвовала на нужды ОСВОДа по пяти тысяч рублей в год. И эта сумма считалась более чем щедрой и достаточной. В 1921 году товарищество переименовали в «Красный текстильщик». Михаил Алексеевич продолжал состоять при фабрике вплоть до 1924 года, но уже в должности казначея, вел бухгалтерские дела. После революции Истомины остались в своей усадьбе, расположенной между Пречистенкой и Гагаринским переулком. Главный дом выходил на саму Пречистенку, здесь же были палисадник, парадный вход и главные ворота. В Гагаринский выходили забор и калитка. Вплотную к дому №6 примыкали каретные сараи и сторожка. Она в 20-х годах пришла в полную негодность, и дворнику пришлось поселиться в цокольном этаже главного дома, разделив его с еще одной семьей (Истоминых, само собой, уплотнили). Сами Истомины занимали ряд комнат в главном доме. На втором этаже даже ванную преобразовали в жилую комнату. В квартиры превратились и кабинет с библиотекой, и комната для прислуги. Окончательно Истоминых выселили с Пречистенки после войны. Интересна судьба каретного сарая. Он еще в 1920-е был приспособлен под жилье. У жильцов этого дома в гостях бывали известнейшие люди. Художник-живописец, на тот момент директор Центральных реставрационных мастерских в Москве, Игорь Эммануилович Грабарь; Марина Ивановна Цветаева; поэт, автор ценных работ по теории стиха Николай Николаевич Асеев; известный филолог-лингвист, автор Толкового словаря, настольной книги каждого уважающего себя дома, – Сергей Иванович Ожегов. Сергей Иванович, кстати, переехав из Петербурга в Москву, долгое время жил совсем недалеко от дома по Пречистенке – в коммуналке на Смоленском бульваре (д. 3/5). Во время войны, став директором Института языка и письменности АН СССР, он ежедневно ходил на работу пустынными пречистенскими переулками… Пережив войну, каретный сарай вновь сменил владельцев. С 1980 года в нем разместился детско-родительский клуб-мастерская «Левша». А в 1995 году часть городской усадьбы купца Истомина была выкуплена под нужды одного акционерного общества. Детский клуб выселили, а каретный сарай снесли. Главный дом, по счастью, не был продан и уцелел. Его фасад, решенный в стиле эклектики, с балконом на втором этаже, и ныне является неотъемлемой частью исторической застройки Пречистенки https://um.mos.ru/houses/7130/ Юлия Мезенцева Представляю письмо Петра Князева: «Уважаемые господа, касательно судеб и потомков купцов Истоминых (Пречистенка, д.8, стр.3). Я являюсь прямым (в 4-ом поколении) потомком Истомина Михаила Алексеевича. Его дочь, Александра Михайловна (по мужу Милованова), моя прабабка, которую хорошо помню, умерла в 1974 году, а ее сестра Екатерина четырьмя годами позже. Жив мой дед Милованов Алексей Пантелеймонович, старший сын Александры Михайловны… Если Вас интересуют подробности, пишите или звоните. Петр Князев». Фото: https://pastvu.com/_p/a/9/f/7/...b9aebf.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
3 января 2018 17:41 3 января 2018 17:43 Усадьба Самсоновых-Голубевых-фон Мекк. Пречистенка, 35 - усадьба построенная в 1813-1817 годах. Если не знать заранее, трудно догадаться, что этот дом с мезонином - деревянный. Дом выстроен на каменном основании - полуподвале, и оштукатурен. Ансамбль усадебного дома дополняет и каменный флигель слева, построенный в 1836 году на фундаментах строений XVIII века, и въездные ворота, правый флигель усадьбы не сохранился. Главный усадебный дом в стиле ампир оформлен шестиколонным портиком коринфского ордера. Дом является объектом культурного наследия федерального значения. Украшением особняка служит великолепная лепнина и шесть каннелированных коринфских колонн. Колонны поддерживают лепной орнаментальный фриз под фронтоном здания. В 1820 году усадьба была приобретена надворным советником камер-коллегии Петром Александровичем Самсоновым, жившим по соседству. Впоследствии все здания во владении несколько раз переделывались, в частности профессором Московского университета А.А. Альфонским (1860-е годы), без изменений красной линии Пречистенки. Значительная перепланировка территории с устройством квартир была сделана для последних владельцев усадьбы баронов фон Мекк по проекту инженера У. Дравульского. Крупный российский железнодорожный магнат Николай Карлович фон Мекк после приобретения (по некоторым источникам в 1911 году) владения разместил здесь конторы, гаражи и жилье для своих служащих. Николай Карлович происходил из семьи строителя Московско-Рязанской железной дороги Карла Федоровича фон Мекк. Московско - Рязанская железная дорога в будущем станет Московско-Казанской. Не имея специального инженерного образования, Николай решил пойти по стопам отца с самых низов - устроился конторщиком в Николаевскую железную дорогу. В 1891 году он стал самым молодым Председателем правления Общества Московско-Казанской железной дороги и трудился в этой должности до национализации 1917 года. Он сосредоточился на проведение изыскательских работ в области паровозостроения и сопутствующих агрегатов. При непосредственном участии Николая Карловича в России появился первый вагон-рефрижератор. Он был женат на племяннице Чайковского - Анне Львовне Давыдовой. Остался в России, работал в Госплане представителем от Наркомата Путей сообщения. Репрессирован - расстрелян в 1929 году как вредитель, реабилитирован только в 1990 году. В настоящее время владение по Пречистенке, 35 является частной собственностью. Источники: https://galik-123.livejournal.com/349024.htmlhttp://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1020еставрация главного фасада произведена в 1963 году. Приложение: Галина фон Мекк в своей книге "Как я их помню" пишет: "Отец решил купить дом на Пречистенке*, предложенный ему по очень дешёвой цене, поскольку он нуждался в большом ремонте. Это был деревянный оштукатуренный дом на каменном фундаменте, с красивыми изразцовыми печами, уцелевший при большом пожаре 1812 года, когда москвичи предпочли сжечь свой город, а не сдаться Наполеону." "Лучшие строители и мастера были приглашены, чтобы привести дом в порядок, не нарушая его исторического стиля. Во всем доме было установлено центральное отопление и пристроен гараж. Но тогда только мы в городе имели автомобили по одному на каждого члена семьи. " Фото:http://www.rcmm.ru/uploads/posts/2017-03/1490361357_usadba.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
3 января 2018 18:24 Усадьба кн. Салтыковой-Головкиной, Суровщикова Улица Пречистенка, 5. На месте нынешних владений по улице Пречистенка, 5 в Москве некогда располагалась деревянная усадьба княгини Салтыковой-Головкиной. Построена она была еще в восемнадцатом веке. До наших дней уцелели лишь один из флигелей и несколько служебных построек во дворе. Следующим хозяином после Салтыковой-Головкиной стал купец В.В. Суровщиков. В 1857 году усадебный флигель реконструировали: надстроили второй этаж, украсили фасад лепным декором, приладили над центральным входом ажурный чугунный балкон. Перестроенному зданию вдохнули второю жизнь. Сегодня во дворе бывшего владения на Пречистенке, 5 еще можно увидеть чудом сохранившиеся боковые здания в два этажа, которые ранее входили в архитектурный ансамбль усадьбы и относились к ее заднему корпусу. Маленький пятиоконный домик в стиле эклектики под своим декором скрывает более раннее классицистическое строение, некогда соответствовавшее по стилю простым симметричным воротам этой городской усадьбы, сохранившимся с правой стороны от дома. Источник: http://www.outdoors.ru/book/msk/msk_strit1.php?str=210Из книги "Москва: Архитектурный путеводитель" И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач. - М.:Стройиздат 1997.- 512 с.:ил. Небольшой сквер рядом со строениями относился также к усадьбе купца Суровщикова. История дома на Пречистенке, 5 связана с судьбой знаменитого жильца Е.М. Ярославского, который проживал здесь в 20-х годах прошлого века. Известен Ярослав Михайлович тем, что стал первым комиссаром московского Кремля после прихода к власти большевиков в 1917 году. Кроме этого был председателем организации «Союз воинствующих безбожников», главной деятельностью которой являлось истребление религии и инициация разрушения храмов. http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1013После революции усадьба была отдана Красной Армии http://www.apartment.ru/Article/48712247.html В наши дни у дома есть частный собственник, который в 2009 году заменил окна стеклопакетами и надстроил чердак. В течение долгих лет и по настоящее время здание используется как офисное помещение. http://lauda-tours.ru/dostoprimechatelnosti/doma/dom-knyajn/Фото: https://i1232.photobucket.com/...y_2743.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35580 | Наверх ##
3 января 2018 21:34 3 января 2018 21:47 Усадьба Охотниковых. Улица Пречистенка, дом 32/1. Раньше на этом месте была усадьба Талызина. Этот дом более известен как гимназия Поливанова. В 1808-м году дворянин Павел Яковлевич Охотников приобрел у прежних хозяев деревянную усадьбу на Пречистенкеи принялся перестраивать ее на свой вкус. Сделать он успел немного, пожар 1812-го года, учиненный Наполеоном, не обошел и Пречистенку, усадьба сгорела до тла. Но вскоре на ее месте выросло новое трехэтажное строениеиз кирпича и белого камня. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К.Соколов – один их тех, кто восстанавливал Москву. Построенный Охотниковым трехэтажный дом имел ряд индивидуальных особенностей, из которых главными были арки ворот на фасаде и вознесенный на второй этаж дорический портик. Внешний вид особняка в наше время сохранилвсе прежние черты усадьбы Охотникова. Главный фасад, длиной более 70 метров, умело разделен с выделением центральной части. Для этого автором и использован восьмиколонный портик дорического ордера, стоящий на пилонах первого этажа, который завершается красивым фронтоном. Главной архитектурной особенностью здания являются ее колонны, разделяющие центральный фасад на две половины. Дело в том, что восемь колонн установлены не на фундаменте дома, а на фронтоне (верхней части) первого этажа. Такая трактовка колонн необычна и не имеет аналогов в московской архитектуре. Каннелюры, вертикальные углубления на стволах колонн, доходят лишь до половины их высоты. Автор дома Охотникова оставил гладкими верх, а каннелюры нанес на нижнюю часть колонн, ближе к базе. Такое решение в сочетании с прекрасными пропорциями фасада и своеобразными интерьерами выдвигает этот памятник архитектуры в ряд интереснейших сооружений позднего московского классицизма. Парадный зал.Оформлен в стиле неоклассицизма: портик перед сценой, пилястры, ниши, стены из желтоватого искусственного мрамора, расписной плафон "Искусство", выполненный по эскизам художников Шухаева и Яковлева, пристенные карнизы - все это относится к реконструкции Туманяна Дом не имеет аналогий среди московских особняков начала ХIX века После кончины П.Я.Охотникова в 1841 году усадьба по завещанию перешла к его сыну Василию, некоторое время здесь жили вдова Павла Яковлевича, а затем их дочь Анна. Крестьянская реформа 1861 года не позволяла помещикам жить с прежним размахом. В 1863 году усадьба за 4500 рублей была нанята Ф.И.Крейманом, устроителем первой московской частной гимназии, а в 1879 году дом продали за 100000 рублей потомственному почетному гражданину В.В.Пегову. Пеговы и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным – вплоть до революции И в усадьбе вместо гимназии Креймана А в 1882 году это здание арендуется для гимназии Поливанова, учрежденной в 1868 году. В помещениях были сделаны незначительные перестройки. Гимназия славилась блистательными методами преподавания, прогрессивным духом и особым вниманием к словесности и гуманитарным наукам". Не случайно в гимназию Л.И.Поливанова отдали учиться своих сыновей Л.Н.Толстой и А.Н.Островский. В гимназии получили среднее образование поэты В.Я.Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин, режиссер А.М.Федотов, композитор Л.А.Половинкин, художник А.Я.Головин, шахматист А.А.Алехин. У Александра Алехина с годами учебы связаны первые большие успехи, в 1909 году за победу во Всероссийском турнире любителей 16-летнего гимназиста наградили пожалованной Николаем II роскошной вазой Императорского фарфорового завода и дипломом о присвоении звания маэстро. Еще одна крупная реконструкция здания произошла уже в первой четверти 20 века. Новая и последняя частная владелица дома Фирсанова заказала известному архитектору академику Туманяну проект реконструкции. Согласно этому проекту, были заменены деревянные перекрытия, разобрали печи и провели центральное отопление. Главным же стала реконструкция вестибюля, парадной лестницы и большого парадного зала. Стиль начала 19 века воспроизведен здесь с такой точностью и мастерством, что оформление зала выглядит очень органично для всего здания. Сохранился фрагмент ограды. В своей гимназии Л.И. Поливанов собрал очень сильный преподавательский состав. Так, в последних классах логику преподавал философ и психолог, профессор Л.М. Лопатин, латынь — профессор М.М. Покровский, историю — Ю.В. Готье, впоследствии академик. Л.И. Поливанов также привлек физика-философа Н.И. Шишкина и словесника Л.П. Бельского. Духовным и творческим центром стал сам директор, «не человек, а какая-то двуногая, воплощенная идея гениального педагога». Л.И. Поливанов вел латынь в первом классе, а русский язык и словесность начиная со второго и до самых старших классов. В гимназии царил культ А.С. Пушкина; сам директор мастерски читал стихи своего любимого поэта. Сын Л.Н. Толстого, Лев, писал сразу после смерти Л.И. Поливанова в 1899 году: «Кто из нас не помнит, с какой любовью, с каким пониманием Л.И. Поливанов, может быть, в сотый раз в жизни, но все с той, же свежестью чувства читал перед нами какое-нибудь стихотворение Пушкина». Славу гимназии составлял шекспировский кружок, руководителем и главным режиссером которого был все тот же Л.И. Поливанов. Вначале кружок занимался изучением творчества В. Шекспира и постановками отрывков из его трагедий силами гимназистов. Затем кружок стал очагом шекспировского культа в Москве. Поливановская гимназия поддерживала устойчивые связи между воспитанниками после окончания курса обучения. Существовало Общество бывших воспитанников Поливановской гимназии, его члены постоянно посещали занятия шекспировского кружка, принимали участие в спектаклях, бывали на традиционных субботниках у Л.И. Поливанова. Здесь учились сыновья известных медиков Ф.Ф. Эрисмана и В.Ф. Снегирева, зоолога С.А. Усова, гистолога И.Ф. Огнева и многих других профессоров-естественников. Дети приносили из родительского дома в Поливановскую гимназию интерес к естествознанию, чуждый даже лучшим классическим гимназиям тех лет. Поливановцем был и граф П.С. Шереметев — сын видного сановника и историка, председателя императорской Археографической комиссии С.Д. Шереметева. Здесь учились старший сын Льва Толстого, а также князь Г.Е. Львов — потомок Рюриковичей, видный общественный и государственный деятель России, активный участник земского движения и глава Временного правительства. Из стен гимназии вышли и крупные деятели русской культуры, искусства, театра и литературы. Они приходили студентами, приходили, окончив высшую школу, и нередко возвращались в гимназию в качестве преподавателей. Поливановскую гимназия закрыли советские власти в 1918 г. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных наук (ГАХН). А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно крепко уже связано с именем Михаила Булгакова. Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики), философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке, а Москва – музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие известные люди. Оставило время свой след и на поливановском доме Концертный зал рассчитан на 160 мест, имеет хорошую акустику и в полной мере отвечает взыскательным требованиям камерных исполнителей и коллективов. На сцене Концертного зала на Пречистенке выступали Д. Хворостовский и В. Третьяков, А. Любимов и Н. Гутман, Н. Петров, камерные оркестры «Музыка вива» п/у Л. Рудина и «Московская камерата» п/у И. Фролова, солисты Большого театра и «Новой оперы» и многие другие известные исполнители. В феврале 1919 года по ходатайству рабочих Хамовнического района была открыта первая специальная государственная музыкальная школа первой ступени. Уже в 1923 году в школе обучалось 175 учащихся, работало 22 преподавателя. Одним из организаторов школы и её первым руководителем была Беркман Т.Л.. Школа не прекращала занятий и в суровые годы Великой Отечественной войны. Тогда она занимала скромное помещение в бывшем бомбоубежище в Тёплом переулке. Те, кто учился в военные годы, называли школу нежно и ласково «музыкальной табакеркой». В июле 1971 года Совет Министров РСФСР принял постановление о присвоении школе имени Вано Ильича Мурадели –композитора.Мурадели — автор ряда опер, оркестровых и вокально -симфонических сочинений,музыки к кинофильмам, однако наибольшую известность ему принесли песни (более 200) В школе был открыт музей Вано Ильича Мурадели, где представлены личные вещи, фотографии, изданные произведения композитора. Концертный зал школы – это не только аудитория, где сдают экзамены и зачёты учащиеся. Обладая великолепной акустикой, он известен многим любителям музыки как «Концертный зал на Пречистенке». В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь разместится магазин книг по искусству и художественный салон. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно интерьеры дома на Пречистенке легли в основу декораций, созданных знаменитым Евгением Лансере. В этом старинном московском дворике последние тридцать лет находилась творческая мастерская Саввы Ямщикова (8 октября 1938 - 19 июля 2009 г). Заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН, художник-реставратор высшей категории, искусствовед, историк, писатель, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Савва Ямщиков известен своим выдающимся вкладом в сохранение отечественной культуры. Одним из последних его дел стала борьба за сохранение творческих мастерских на Пречистенке, где бок о бок с ним жили и трудились художник Анатолий Мосийчук, искусствовед Вера Алексеева, фотограф Станислав Земнох, художник книги Аркадий Троянкер, живописец, график, дизайнер Василий Вдовин и др. В настоящее время здесь располагаются Детская художественная школа № 1 им. В. А. Серова и Детская музыкальная школа № 11 им. В. И. Мурадели https://moya-moskva.livejournal.com/3344433.html aroundtree https://um.mos.ru/houses/gimnaziya_polivanova/http://bryullov.ru/?item=ae26c...1d881e6fedФото: https://img-fotki.yandex.ru/ge...848_XL.jpgО гимназии Поливанова можно почитать на сайте ВГД Москва, гимназия Поливанова на Пречистенке д. 32 (мужская). Частная гимназия. https://forum.vgd.ru/1408/6460...iew&o=
 --- Снегиревы | | |
Борис Гузь долгожитель форума
Украина Сообщений: 759 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1216 | Наверх ##
4 января 2018 10:29 6 января 2018 19:38 Усадьба «Романовщина» – Владельцы усадьбы: 1779 – 1859 годы – Горленко; до 1903 года – князь В. Д. Дабижа; 1903 – 1919 годы – Е. В. Ростковская. (Утрачена) Романовщина – хутор в Борзнянском уезде Черниговской губернии (ныне Ичнянский район Черниговской области). Располагался в смешанном лесу вниз по течению речки Иченька в пяти верстах на запад от местечка Ичня. Хутор основан казацкими старшинами, служившими в Ичнянской (Иченской) сотне Прилукского полка: Иваном Романовичем (в 1772-1778 гг. сотник) и его братом Петром Романовичем (сотник в 1780-1782 гг.). В тот период доходными предприятиями являлись водяные мельницы, такая мельница была устроена возле хутора на речке Иченька. В 1779 году Романовичи продали хутор Андрею Андреевичу Горленко (1709-1780), полковнику Полтавскому (1743-1774). Ему принадлежало также село Хаенки, расположенное за четыре версты западнее в Прилукском уезде Полтавской губернии. После смерти А. А. Горленко хутором владел его сын Иван Андреевич (1740-1810), маршал дворянства Черниговской губернии (1782-1785), секунд-майор, на гражданской службе надворный советник. В 1803-1805 годах был Прилукским уездным маршалом. Его основное имение находилось в бывшем сотенном местечке Иваница Прилукского уезда. А в усадьбе Романовщина постоянно проживал брат И. А. Горленко Семен, отставной капитан. В первой четверти ХІХ века владелицей усадьбы стала дочь Семена Екатерина Арсеньева (1784-1855), жена генерал-майора Михаила Андреевича Арсеньева (1779-1838), героя Отечественной войны 1812 года. Отношения с мужем были разорваны, жила в Романовщине одна, а генерал с 1833 года проживал в своем родовом имении Митрофановское в Тульской губернии. На 1829 год имела на хуторе 38 душ крепостных мужского и столько же женского пола. Отличалась сложным характером, проявляла жестокость по отношению к крепостным. После смерти генерала М. А. Арсеньева унаследовала его имение. Умерла в Париже. Детей у неё не было, Романовщина осталась за Горленко. В 1854 году они прикупили у мелкопоместных помещиков часть леса и земли возле Романовщины, став собственниками огромного лесного массива с прилегающими землями. В 1859 году владельцем Романовщины стал молдавский князь Василий Дмитриевич Дабижа (1823-1902), тогда камер-юнкер царского двора, получив поместье в качестве приданого при заключении брака с Анастасией Александровной Горленко (1839-1903). Анастасия была дочерью проживавшего в Иванице отставного штаб-ротмистра Александра Ивановича Горленко (1795-1847) от второго брака отца с Екатериной Григорьевной Забелло, происходившей из древнего казацко-старшинского рода. Князь Василий Дабижа происходил из древнего рода князей Котроманичей Боснийских, известного с ХІІ века. В последнем периоде своей государственной деятельности служил в Санкт-Петербурге по Ведомству учреждений императрицы Марии – государственного органа, управлявшего благотворительностью в Российской империи. Ведал князь вопросами образования в женских институтах, стал тайным советником и камергером царского двора. В 1892 году император Александр III утвердил за Василием Дабижей российский титул князя, с которым его отец начал службу в Российской империи. Усадьба расстраивалась с конца ХVIII века и достигла расцвета в 80-е годы ХIХ века. Общая площадь усадьбы составляла 65 гектаров. Был построен дворец, имевший форму сильно вытянутой буквы П, центральная часть имела два этажа с колоннами и мезонином, а боковые флигели по одному, во дворце было 54 комнаты. Дворец выглядел как каменный, но был построен из дубовых бревен и облицован кирпичом местного производства, а экстерьер здания дополняли мраморные колонны, скульптурная лепка и другие архитектурные элементы. Украинский писатель Степан Васильченко, ездивший ещё ребенком вместе с отцом в лес за дровами, так гораздо позднее опишет увиденное в детском возрасте:“Веранда с колоннами, большие окна, строгие и красивые линии строений, вся эта невиданная величественная архитектура, перед которой сразу померкли и почернели в мыслях все лучшие хаты в нашем селе, до боли ударила меня и взволновала, что дух захватило. Воплощенная в формы чья-то величественная мысль, красота чьей-то души, не касаясь моего сознания, до отказа налили всего меня радостями, бросив мою маленькую душу в новый мир необычного, свободного, как детские забавы, и прекрасного, как райские сны, творения, в котором горела мысль. Душа снова рождалась, вступала в Новый мир, где так ясно, радостно, легко ...”. Интерьер дворца поражал богатством эстетики. Старинная дорогая мебель, художественный фарфор, портреты, древние гравюры – все это со вкусом размещалось в комнатах дома. Среди множества фарфоровых ваз одна была из раскопок в Помпеях. Был в имении и набор старинного оружия, принадлежавшего казацким старшинам, в том числе боевые доспехи одного из родоначальников рода Горленко, включавшие шлем, щит и металлическую кольчугу. Библиотека имения насчитывала несколько тысяч томов книг на русском и иностранных языках, были там и старопечатные издания и рукописи. Хранились в имении фамильные ценности гетманов Украины Данила Апостола, Павла Полуботка, Ивана Скоропадского, Кирилла Разумовского, жалованные грамоты, купчие, письма. Среди многочисленных портретов предков и их жен был и написанный неизвестным художником портрет Иоакима Андреевича Горленко (1705-1754), известного святителя Иоасафа Белгородского. В имении имелась и этнографическая комната, в которой были собраны сотни вещей: украинские рушники, вышивки, скатерти, вещи домашнего народного употребления. Горленко уважали украинские обычаи, язык, одежду, песни, и даже свою квартиру в Санкт-Петербурге обставляли в украинском народном стиле. К дому примыкал большой сад, а дальше находился парк лесного типа. Украшением парка были три тысячи вековых дубов, образующих таинственные аллеи, переплетающиеся между собой. Центральная аллея парка была любимым местом отдыха князя Василия Дабижи. В конце жизни князь тяжело болел, не мог ходить, его вывозили на прогулку по центральной аллее парка в инвалидной коляске. Южнее усадьбы за парком имелся большой пруд со старой водяной мельницей, устроенный еще сотниками Романовичами, на берегу пруда находилась лодочная станция. В доме часто гостили известные деятели культуры и науки: коллекционер и меценат, владелец усадьбы Качановка Василий Тарновский-младший, академик Академии художеств В.М. Резанов, этнограф и фольклорист В.П. Горленко, генерал Павел Скоропадский, будущий гетман Украины в 1918 г., и другие. Неоднократно в комнатах дворца звучал чудесный голос известной оперной певицы Марии Долиной-Горленко. По воскресеньям в имении за обеденным столом собиралось до 30 человек. После отмены крепостного права основой сельскохозяйственного производства в Романовщине стала помещичья экономия. Жители хутора работали на землях, принадлежащих князю Дабиже, они выращивали пшеницу, рожь, просо и другие культуры. Выращивали также табак, это была прибыльная отрасль сельского хозяйства. Табак является ядовитым растением, и женщинам, которые его выращивали, платили за сезон до 300 рублей, тогда это была значительная сумма для молодых девушек, традиционно зарабатывающих приданое для будущего брака. Богатством экономии был лес, дубовая древесина являлась ценным строительным материалом. Поэтому три тысячи вековых дубов в Романовщине были пронумерованы. Последней владелицей усадьбы Романовщина стала дочь Василия и Анастасии Дабиж княжна Екатерина, по мужу Ростковская (1862-1943). Княжна овдовела в 41 год, её муж Александр Аркадьевич Ростковский (1860-1903), известный российский дипломат, был убит в Битоли (Македония) турецким жандармом. Летние месяцы княжна проводила в имении, занимаясь хозяйственными делами экономии, иногда по необходимости оставаясь и до поздней осени, а зимой проживала в Одессе, позднее в Санкт-Петербурге, где учились её дети. В 1905 году на народный праздник Ивана Купала в Романовщине гостил друг детства княжны по Одессе лейтенант флота Петр Петрович Шмидт (1867-1906). Екатерине Ростковской в наследство досталось вполне налаженное сельскохозяйственное производство, она не стремилась получать с него сверхприбыли, как это делали другие помещики. Жители хутора получали половину урожая выращенных зерновых культур, поэтому экономию миновали поджоги амбаров с зерном во время революции 1905-1907 годов, что имело место в других имениях. В отношениях с крестьянами у княжны была полная идиллия, Екатерина знала всех жителей хутора по именам и была в курсе их маленьких и больших проблем. Она делала вид, что не замечает, откуда берутся лесоматериалы на строительство хат, ставком разрешала пользоваться местным рыбакам, не интересуясь их доходами, лишь бы поставляли к столу свежую рыбу. Жители хутора любили и уважали свою княжну, в тревожном 1905 году они обещали её защитить, если будет нападение на экономию. После Октябрьского переворота Екатерина Ростковская уехала из Санкт-Петербурга в Романовщину, надеясь переждать в провинции смуту, но события на Черниговщине оказались в итоге еще более драматичными, чем в столице. При гетмане Скоропадском и в период Директории хутор Романовщина жил достаточно спокойно, но в январе 1919 года войска Украинской Народной Республики покинули Черниговскую губернию под натиском большевиков. Остались только отряды вольных казаков, которые боролись с большевиками, в частности, атаман Ангел. Вооруженная борьба сопровождалась невиданным насилием, расстрелами без суда и следствия, реквизициями продовольствия и гужевого транспорта, конфискациями имущества. Возросло количество грабежей состоятельных граждан бандитами. Усадьба Романовщина, находившаяся в лесу, была тогда для бандитов и дезертиров легкой добычей. Летом 1919 года княжне пришлось бежать из Романовщины, спасаясь от террора большевиков. Её вывезли из усадьбы под стогом сена преданные княжне крестьяне. Свою жизнь княжна спасла, но это бегство стало для нее личной драмой: княжна очень любила свой хутор, с которым были связаны её самые светлые воспоминания детства и юности. Позднее она напишет в своих мемуарах: “О моя Украина! Сегодня, вдали, я взываю к тебе, я, лишенная всего и изгнанная с земли, где похоронены мои предки, имена которых сквозь века связаны с твоей историей! Колыбель моего детства, мечты юности, жизненные радости и печали до последних слез, скатившиеся в момент насильственного и фатального прощания! Все погребено под землей, на которую моя нога больше не ступит, которую глаза мои не увидят, дабы вновь отыскать следы прошлого, стертого, изгнанного разбушевавшейся силою”. Княжна была вынуждена эмигрировать, проживала в Италии (Неаполь), умерла в курортном местечке Беццекка. Усадьба Романовщина была разграблена большевиками в августе 1919 года при отступлении под натиском Добровольческой армии генерала Деникина. Только за один день из дворца было вывезено 27 подвод с ценностями и имуществом, потом ещё вывозили. Часть ценностей княжне удалось переправить в Киев и дальше, часть была спрятана в тайниках или передана на хранение жителям хутора. В октябре 1919 года при отступлении Добровольческой армии в имении останавливались белые офицеры. Они сильно натопили печь во флигеле, в результате загорелась фальшивая деревянная стенка, за которой находился тайник. Пожар потушили, а за стенкой нашли старинные гобелены и ковры, которые в итоге достались местным жителям. Остававшиеся ценности были вывезены белыми при дальнейшем отступлении Добровольческой армии, а грабеж довершили местные жители. К январю 1920 года усадьба была полностью разграблена. В апреле 1920 года дворец подожгли неизвестные, здание горело три дня, на месте дворца остались только горы треснувшего кирпича в окружении обгоревших тополей, каштанов, кленов. Жители хутора переселились в соседнюю Софиевку, а хутор Романовщина исчез из географической карты. Сейчас в лесу можно увидеть только сильно заросшие остатки фундаментов дворца. Как напоминание о роде Горленко, сохранились лишь две надгробные плиты на погосте снесенной церкви Иоанна Богослова в селе Хаенки. Там похоронены сестры по отцу княгини Анастасии Дабижи София (1820-1889) и Надежда (1818-1891) Александровны Горленко, проживавшие в Романовщине. Там же находился и склеп князя Дабижи, но Екатерина Ростковская перезахоронила отца в Одессе на Старом кладбище храма Всех Святых, а пустой склеп не сохранился. Источники: Романівщина. З історії землі Ічнянської. – Інформаційний вісник Ічнянського національного природного парку. – Вересень-листопад 2012 р. – № 26. Самбурський Костянтин Іванович. Щоденники 1918–1928 рр. Гірка українська історія очима псаломщика з Гужівки/ Упорядники: Віктор Моренець, Віталій Шевченко. – К.: Гнозіс, 2015. – 1024 с. Балабай В. І. На землі Ічнянській. – Ніжин: ТОВ «Видавництво „Аспект-Поліграф“», 2004. – 268 с. Бордато Эннио, Талалай Михаил. Под чуждым небосводом. – СПб.: Алетея, 2009. – 147 с. http://www.tulahistory.com/viewtopic.php?f=6&p=138758http://www.proza.ru/2013/10/27/2019
    --- Ищу сведения о роде казацкого летописца Самойла Величко и дворянских родах лубенских и сумских Величко | | Лайк (2) |
|