Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усадьбы

Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные

    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 ... 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
Усадьба Долгоруковых.
Дом Долгоруковых. Ул. Пречистенка д. 19/11
В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные
дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую
из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб
ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня
Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну
князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья
Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах
А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост
начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения
Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями
обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского
генерал-губернатора с 1865 по 1891 год.
Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и
флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного
объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные
альбомы» М.Ф. Казакова. Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи
полагают, что восстановлением занимался архитектор Ф.И. Кампорези. В пользу
этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых
лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери
зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году
восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого
этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки.
В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще
и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает
1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов.
В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову. С
1863 года усадьбу на Пречистенке, 19 арендовало Александро-Мариинское училище
для девочек, созданное В.Е. Чертовой, женой генерала П.А. Чертова. В народе это
учебное заведение в шутку называли «чертовским училищем».
В 1868 году Чертова выкупила усадьбу. Проводится ремонт, перепланировка главного
дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы.
В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности,
по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой
медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до
трех этажей.
Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст,
Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище
было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы
В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до
1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного
округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали
образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц -
прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения.
В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные
потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек,
к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора
Н.Д. Струкова.
В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного
ведомства. В 1921 году здание подверглось очередной перепланировке и ремонту и
в здание была переведена часть Военной академии РККА, которая с 1925 года носила
имя возглавлявшего ее М.В. Фрунзе. В 1932 - 1935 годах начальником академии был
Б.М. Шапошников.
Среди преподавателей академии был Д.М. Карбышев. В академии учились выдающиеся
советские военачальники - К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин и многие другие.
В 1990-х годах в доме размещалась телевизионная и радиовещательная студия
министерства обороны.
В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года
здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств
«Галерея искусств Зураба Церетели».
https://um.mos.ru/houses/4780/ Автор: Юлия мезенцева.
http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1004
Фото:http://aboutmoskva.ru/hran/risunki/1579sred.jpg?t=1513999718

Прикрепленный файл: Усадьба Долгорукоывх.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
Усадьба И.А. Морозова
Ул. Пречистенка, д. 21
В 1810 году генерал-майор А.А. Тучков выстраивает на углу Пречистенки и
Мансуровского переулка усадебный комплекс из трех зданий: главный дом
– на месте старых палат, флигель и, в глубине двора, службы. Во время пожара
1812 года главный дом не пострадал, и около 1817 года все владение покупает
граф С.П. Потемкин. Его жена - урожденная княжна Е.П. Трубецкая, сестра
декабриста С.П. Трубецкого - была посаженой матерью на свадьбе А.С. Пушкина.
Сам Пушкин тоже бывал в этом доме.
Затем владельцы еще несколько раз меняются, в 1871-1872 годах по заказу новой
хозяйки А.П. Мартыновой архитектор П.С. Кампиони переделывает главный дом
– появляется пристройка со стороны переулка, а фасад отделывают в стиле эклектики.
В 1889 году усадьбу приобретает Иван Абрамович Морозов, известный промышленник
и меценат. При нем перестраивается служебный корпус (ныне здание Института
истории искусств), появляется каменная ограда, отделяющая усадьбу от Александро
-Мариинского училища благородных девиц. Главный дом в 1905 году реконструируется
под руководством архитектора Л.Н. Кекушева для размещения морозовской коллекции
западно-европейской и русской живописи конца XIX - нач. ХХ вв. В особняке
появляется так называемая несгораемая комната: толстые каменные стены,
бетонированный сводчатый потолок, два маленьких окна и двустворчатая дверь были
устроены по системе несгораемых шкафов – с внутренними ставнями. В случае
надобности в этой комнате можно было спрятать всю коллекцию. (В 1920-е музей
Л.Н. Толстого использовал комнату для хранения рукописей писателя). Архитектор
также удалил обильную лепку анфиладных комнат, выходящих на Пречистенку, в
прежнем виде осталась столовая, декорированная в готическом стиле. Декоративные
панно и скульптура для концертного зала и парадной лестницы были выполнены
известными французскими художниками М. Дени (серия декоративных панно на тему
мифа о Психее), А. Майолем (бронзовые декоративные скульптуры «Памона» и
«Флора».), П. Боннаром (триптих «Средиземное море» в помещении парадной лестницы).
Коллекция И.А. Морозова была почти недоступна для осмотра, со временем владелец
намеревался подарить ее Москве, но случилась революция.
В начале 1918 года дом Морозова захватили анархисты. Дни и ночи они просиживали
в особняке, притесняя хозяев. Когда вышло постановление Совнаркома о
национализации морозовского собрания в числе других частных коллекций, Морозов
был даже рад этому — он хорошо запомнил дни, проведенные под одной крышей с
вооруженными бандитами. Теперь он получил охранную грамоту от нового
государства, защищавшую его от всяких посягательств. Коллекционер стал пожизненным
заместителем директора II Музея нового западного искусства — так стал называться
теперь его пречистенский дом. С увлечением человека, влюбленного в дело всей жизни,
Морозов водил посетителей по залам галереи. Однако экскурсоводом по собственному
дому он пробыл совсем недолго: его семья не перенесла всех тягот и бедствий
революционного времени и в самом конце 1918 года уехала на Запад. 

Известно, что Музей нового западного искусства очень любил посещать Осип
Мандельштам. Здесь он мог видеть импрессионистов, Ван Гога, Сезанна и других
близких ему художников. С посещениями этого музея связано стихотворение
«Импрессионизм» («Художник нам изобразил…», 1932) и глава «Французы» из
«Путешествия в Армению».
В 1929 году проводилась частичная реконструкция главного дома. По проекту
архитектора С. Калугина проводились работы по устройству нового выставочного
зала. С 1947 года в усадьбе разместился Президиум Академии художеств СССР,
в настоящее время Российская академия художеств, совместно с НИИ теории и
истории изобразительных искусств.
Источники:
https://um.mos.ru/houses/7286/ Автор: Юлия Мезенцева.
http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1005
http://www.liveinternet.ru/use...362903581/
Фото: https://upload.wikimedia.org/w...nka_05.jpg

Прикрепленный файл: Moscow_05-2012_Prechistenka_05.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
Городская усадьба генерала Орлова.
Дом генерала Орлова ул. Пречистенка, 10

В основе дома 10 — сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого
камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй
половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в
духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера
и ажурную решетку над карнизом кровли. (1)
Особняк в XVIII века принадлежал семействам Ржевских, Лихачевых и князю
И. М. Одоевскому. Затем здесь поселился декабрист, герой Отечественной войны 1812
года генерал Орлов. Генерал Орлов. Михаил Фёдорович был одним из основателей
Союза благоденствия и активно участвовал в движении декабристов, за что находился
под следствием.(2)
В 1823 году его отстраняют от занимаемой им должности начальника дивизии в
Кишиневе за политическую пропаганду декабриста В. Раевского, которую он допустил
в подчиненных ему воинских частях. Позже его и вовсе отправили в отставку и подвергли
следствию по делу о декабристах и заключили в Петропавловскую крепость. (3)
Был отправлен в ссылку. Однако следствие вел его брат, Алексей Фёдорович, поэтому
с 1831 году Михаилу Орлову было разрешено вернуться в Москву. Интересным будет о
тметить, что Орлов и его супруга были близкими друзьями Александра Сергеевича
Пушкина, который даже посвятил стихотворение Екатерине Орловой и запечатлел ее
черты в образе Марины Мнишек в поэме «Борис Годунов».(2)
В особняке на Пречистенке, 10(2) он жил с 1839 по 1842 год вместе со своей женой
Екатериной Николаевной, дочерью генерала Н.Н. Раевского.
Михаила Орлова еще в Кишиневе связали с поэтом приятельские отношения, они
виделись чуть не каждый день, и до сих пор в среде литературоведов не утихают споры
о том, какая же из двух женщин была «южной любовью» Пушкина – Мария Волконская
или же жена Орлова Екатерина.Пушкин запечатлел посвятил стихотворение «Увы! Зачем
она блистает минутной, нежной красотой?», и о ней же он отзывался как о «женщине
необыкновенной».
 В 1842 году Михаил Орлов умер, он был похоронен на Новодевичьем кладбище(3)
После смерти Орлова часть его владения стала представлять собой меблированные
комнаты, которые предназначались под сдачу постояльцам. Одним из таких постояльцев
был молодой Исаак Левитан. Комната являлась для него одновременно и домом, и
мастерской, сюда к нему нередко захаживал в гости Антон Павлович Чехов.
Уже в начале XX века перед революцией домом владел француз, крупный коллекционер
живописи и фарфора, купец-галантерейщик, Мориц Филипп. Домашним учителем его
сына Вальтера, "славного и привязчивого мальчика", стал Борис Пастернак, который тоже
жил здесь какое-то время. 
Филиппу принадлежал крупный универсальный магазин на Лубянской площади. С 1905
года он вместе с семьей жил в этом доме на углу Пречистенки и Царицынского переулка.
Начало Первой мировой войны застало Филиппов в Германии, но осенью они уже
вернулись в Россию, с которой были связаны не только коммерческими отношениями, но
и всем жизненным укладом. Вальтеру в то время было 12 лет, он учился в частной г
имназии А.Е.Флерова. Б.Пастернаку предложили стать воспитателем Вальтера и
временно поселиться в особняке на Пречистенке в отдельной комнате. В начале весны
1915 г. он дал согласие и перевез на Пречистенку свои вещи, книги и рукописи. Сходную
ситуацию описывает Пастернак в «Повести» — ее герой Сергей Спекторский становится
гувернером мальчика Гарри, сына богатого фабриканта Фрельстена:
«Как вдруг <…> он очутился во фрельстенском особняке воспитателем хозяйского сына
и тут остался <…>. И не удивительно. Его взяли на всем готовом, предложив сверх того
оклад вдвое больше учительского, огромную трехоконную комнату об стену с учениковой
и полное пользование досугом, какой ему заблагорассудится для себя отвесть без ущерба
для занятий с воспитанником». Вальтер Филипп сохранил самые теплые воспоминания
о занятиях с Б.Пастернаком, о чем писал в 1982 г.: «Борю в роли учителя я вспоминаю
сравнительно хорошо, он очень увлекательно рассказывал, на какую бы тему мы ни
говорили, и всегда старался объяснить мне все просто и ясно — будь то физика, история
или литература».
Однако спокойная жизнь в пречистенском особняке была внезапно прервана: 28 мая 1915 г.
состоялся чудовищный погром живших в Москве немцев. В «Людях и положениях»
Пастернак вспоминал об этом: «Летом во время московских противонемецких беспорядков
в числе крупнейших фирм Эйнема, Ферейна и других громили также Филиппа, контору и
жилой особняк. Разрушения производили по плану, с ведома полиции. Имущества служащих
не трогали, только хозяйское. В творившемся хаосе мне сохранили белье, гардероб и другие
вещи, но мои книги и рукописи попали в общую кашу и были уничтожены <…>.
Из разоренного и наполовину сожженного дома Филиппы перебрались в наемную квартиру.
Тут тоже имелась для меня отдельная комната».
Наемная квартира располагалась в Шереметьевском (ныне — Романовом) переулке
(дом №3 кв.90). Пастернак продолжал заниматься с Вальтером до своего отъезда из Москвы
зимой 1916 г. на Урал. Уезжая, он предложил продолжить занятия с мальчиком только что
окончившему университет А.Ф.Лосеву.
После революции 1917 года в усадьбе стало располагаться множество общественных
организаций. В годы Великой Отечественной войны здесь находился Еврейский
антифашистский комитет. Сегодня здание полностью отреставрировано, в нем располагаются
Международная ассоциация Фонда мира и Комитет за мир и сотрудничество.(2)
1. http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/
2. https://um.mos.ru/houses/2147/ Автор:Анна Сергеева-Клятис
3. http://www.liveinternet.ru/users/5477037/post422900586/

Фото: https://img.localway.ru/fullsize/558507.jpg

Прикрепленный файл: Орлов.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
Усадьба Истоминых.
Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Ул. Пречистенка, д. 8
Эта небольшая городская усадьба на Пречистенке имеет весьма богатую историю.
В XVIII веке эта территория входила во владение полковника Я.Я. Протасова. В
1752 году здесь, по красной линии улицы, уже стояли каменные палаты. Они,
позднее дважды достроенные и перестроенные, сохранились до настоящего
времени и входят в современное здание. В 1794 году обширное владение,
занимавшее половину квартала, принадлежало княгине С.И. Волконской. С 1809
года хозяином участка числится московский купец Степан Миляков, а после его
смерти – вдова М.А.Милякова.
https://um.mos.ru/houses/7130/ Юлия Мезенцева
В гостях у хозяев, наездами из Петербурга, бывала их родственница - известная
балерина Авдотья Истомина.
Авдотья Ильинична известна и как покорительница мужских сердец. Дружили или
ухаживали за ней такие известные личности, как В.В. Шереметев, А.С. Пушкин и
А.С. Грибоедов.
http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1016
В 1860-х участок делится на три самостоятельных домовладения. Последними
владельцами с 1892 года и до революции становятся сыновья купца А.М.Истомина
Николай и Михаил, которые проживали в квартирах двух верхних этажей главного
дома, состоявших из 10 и 9 комнат. Квартира нижнего этажа из семи комнат сдавалась
внаем.
В адресной и справочной книге «Вся Москва» за 1915 год сохранились сведения о
живших в усадьбе, среди них: Истомина Александра Николаевна – «Московская
Голутвинская ткацкая мануфактура среднеазиатских и внутренних изделий», сукно;
Истомина Лидия Александровна – «Хамовническое городское попечительство о бедных,
общество для пособий недостаточным слушателям коммерческого института»; Истомин
Михаил Алексеевич, сын Алексея Михайловича и Александры Николаевны,
петербургский купец I гильдии, член правления «Товарищества Голутвинской ткацкой
мануфактуры», а после смерти отца – директор «Товарищества…», казначей «Дамского
попечительства о бедных, общества для пособий недостаточным слушателям
коммерческого института».
Жена Алексея Михайловича, Александра Николаевна, после смерти мужа стала членом
правления товарищества.
https://um.mos.ru/houses/7130/ Юлия Мезенцева
С 1884 года на фабрике устанавливаются первые механические ткацкие станки и к 1913
году обороты товарищества составляют 2,6 млн. руб., основной капитал - 600 тыс. руб.
(600 паев по 1000 руб.), баланс - 3 841 044 руб., дивиденд - 10%. На предприятии занято
около 2000 рабочих.
http://moskva.kotoroy.net/userdata/1168426797
И не только успешно справлялась с сугубо мужским делом, но и пожертвовала в 1910 году
Московскому городскому общественному управлению 10 тысяч рублей на постройку
детского приюта. По тем временам деньги огромные. Для сравнения: престижный
особняк с дворовыми постройками стоил порядка 30 тысяч рублей, а царская семья, к
примеру, жертвовала на нужды ОСВОДа по пяти тысяч рублей в год. И эта сумма
считалась более чем щедрой и достаточной.
В 1921 году товарищество переименовали в «Красный текстильщик». Михаил Алексеевич
продолжал состоять при фабрике вплоть до 1924 года, но уже в должности казначея, вел
бухгалтерские дела.
После революции Истомины остались в своей усадьбе, расположенной между
Пречистенкой и Гагаринским переулком. Главный дом выходил на саму Пречистенку, здесь
же были палисадник, парадный вход и главные ворота. В Гагаринский выходили забор и
калитка. Вплотную к дому №6 примыкали каретные сараи и сторожка. Она в 20-х годах
пришла в полную негодность, и дворнику пришлось поселиться в цокольном этаже главного
дома, разделив его с еще одной семьей (Истоминых, само собой, уплотнили). Сами
Истомины занимали ряд комнат в главном доме.
На втором этаже даже ванную преобразовали в жилую комнату. В квартиры превратились
и кабинет с библиотекой, и комната для прислуги. Окончательно Истоминых выселили с
Пречистенки после войны.
Интересна судьба каретного сарая. Он еще в 1920-е был приспособлен под жилье. У жильцов
этого дома в гостях бывали известнейшие люди. Художник-живописец, на тот момент
директор Центральных реставрационных мастерских в Москве, Игорь Эммануилович Грабарь; 
Марина Ивановна Цветаева; поэт, автор ценных работ по теории стиха Николай Николаевич
Асеев; известный филолог-лингвист, автор Толкового словаря, настольной книги каждого
уважающего себя дома, – Сергей Иванович Ожегов. Сергей Иванович, кстати, переехав из
Петербурга в Москву, долгое время жил совсем недалеко от дома по Пречистенке – в
коммуналке на Смоленском бульваре (д. 3/5). Во время войны, став директором Института
языка и письменности АН СССР, он ежедневно ходил на работу пустынными пречистенскими
переулками…
Пережив войну, каретный сарай вновь сменил владельцев. С 1980 года в нем разместился
детско-родительский клуб-мастерская «Левша». А в 1995 году часть городской усадьбы купца
Истомина была выкуплена под нужды одного акционерного общества. Детский клуб выселили,
а каретный сарай снесли. Главный дом, по счастью, не был продан и уцелел. Его фасад,
решенный в стиле эклектики, с балконом на втором этаже, и ныне является неотъемлемой
частью исторической застройки Пречистенки
https://um.mos.ru/houses/7130/ Юлия Мезенцева
Представляю письмо Петра Князева:
«Уважаемые господа, касательно судеб и потомков купцов Истоминых (Пречистенка, д.8, стр.3).
Я являюсь прямым (в 4-ом поколении) потомком Истомина Михаила Алексеевича. Его дочь,
Александра Михайловна (по мужу Милованова), моя прабабка, которую хорошо помню, умерла
в 1974 году, а ее сестра Екатерина четырьмя годами позже. Жив мой дед Милованов Алексей
Пантелеймонович, старший сын Александры Михайловны… Если Вас интересуют подробности,
пишите или звоните. Петр Князев». 

Фото: https://pastvu.com/_p/a/9/f/7/...b9aebf.jpg

Прикрепленный файл: Усадьба Истоминых.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
  Усадьба Самсоновых-Голубевых-фон Мекк.
Пречистенка, 35 - усадьба построенная в 1813-1817 годах. Если не знать заранее,
трудно догадаться, что этот дом с мезонином - деревянный. 
Дом выстроен на каменном основании - полуподвале, и оштукатурен. Ансамбль
усадебного дома дополняет и каменный флигель слева, построенный в 1836 году
на фундаментах строений XVIII века, и въездные ворота, правый флигель усадьбы
не сохранился.
Главный усадебный дом в стиле ампир оформлен шестиколонным портиком
коринфского ордера. Дом является объектом культурного наследия федерального
значения.
Украшением особняка служит великолепная лепнина и шесть каннелированных
коринфских колонн. Колонны поддерживают лепной орнаментальный фриз под
фронтоном здания. В 1820 году усадьба была приобретена надворным советником
камер-коллегии Петром Александровичем Самсоновым, жившим по соседству.
Впоследствии все здания во владении несколько раз переделывались, в частности
профессором Московского университета А.А. Альфонским (1860-е годы), без
изменений красной линии Пречистенки.
Значительная перепланировка территории с устройством квартир была сделана
для последних владельцев усадьбы баронов фон Мекк по проекту инженера
У. Дравульского. Крупный российский железнодорожный магнат Николай Карлович
фон Мекк после приобретения (по некоторым источникам в 1911 году) владения
разместил здесь конторы, гаражи и жилье для своих служащих.
Николай Карлович происходил из семьи строителя Московско-Рязанской железной
дороги Карла Федоровича фон Мекк. Московско - Рязанская железная дорога в
будущем станет Московско-Казанской. Не имея специального инженерного
образования, Николай решил пойти по стопам отца с самых низов - устроился
конторщиком в Николаевскую железную дорогу. В 1891 году он стал самым
молодым Председателем правления Общества Московско-Казанской железной
дороги и трудился в этой должности до национализации 1917 года. Он
сосредоточился на проведение изыскательских работ в области паровозостроения
и сопутствующих агрегатов. При непосредственном участии Николая Карловича в
России появился первый вагон-рефрижератор. Он был женат на племяннице
Чайковского - Анне Львовне Давыдовой. Остался в России, работал в Госплане
представителем от Наркомата Путей сообщения. Репрессирован - расстрелян в
1929 году как вредитель, реабилитирован только в 1990 году.
В настоящее время владение по Пречистенке, 35 является частной собственностью.
Источники:
https://galik-123.livejournal.com/349024.html
http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1020
еставрация главного фасада произведена в 1963 году.
 Приложение:
Галина фон Мекк в своей книге "Как я их помню" пишет:
"Отец решил купить дом на Пречистенке*, предложенный ему по очень дешёвой цене,
поскольку он нуждался в большом ремонте. Это был деревянный оштукатуренный
дом на каменном фундаменте, с красивыми изразцовыми печами, уцелевший при
большом пожаре 1812 года, когда москвичи предпочли сжечь свой город, а не сдаться
Наполеону."
"Лучшие строители и мастера были приглашены, чтобы привести дом в порядок, не
нарушая его исторического стиля. Во всем доме было установлено центральное
отопление и пристроен гараж. Но тогда только мы в городе имели автомобили по
одному на каждого члена семьи. "
Фото:http://www.rcmm.ru/uploads/posts/2017-03/1490361357_usadba.jpg

Прикрепленный файл: 1490361357_usadba.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
Усадьба кн. Салтыковой-Головкиной, Суровщикова
Улица Пречистенка, 5.
На месте нынешних владений по улице Пречистенка, 5 в Москве некогда располагалась
деревянная усадьба княгини Салтыковой-Головкиной. Построена она была еще в
восемнадцатом веке.
До наших дней уцелели лишь один из флигелей и несколько служебных построек во дворе.
Следующим хозяином после Салтыковой-Головкиной стал купец В.В. Суровщиков.
В 1857 году усадебный флигель реконструировали: надстроили второй этаж, украсили
фасад лепным декором, приладили над центральным входом ажурный чугунный балкон.
Перестроенному зданию вдохнули второю жизнь.
Сегодня во дворе бывшего владения на Пречистенке, 5 еще можно увидеть чудом
сохранившиеся боковые здания в два этажа, которые ранее входили в архитектурный
ансамбль усадьбы и относились к ее заднему корпусу.
Маленький пятиоконный домик в стиле эклектики под своим декором скрывает более
раннее классицистическое строение, некогда соответствовавшее по стилю простым
симметричным воротам этой городской усадьбы, сохранившимся с правой стороны от дома.
Источник: http://www.outdoors.ru/book/msk/msk_strit1.php?str=210
Из книги "Москва: Архитектурный путеводитель" И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина,
М.И.Астафьева-Длугач. - М.:Стройиздат 1997.- 512 с.:ил.
Небольшой сквер рядом со строениями относился также к усадьбе купца Суровщикова.
История дома на Пречистенке, 5 связана с судьбой знаменитого жильца Е.М. Ярославского,
который проживал здесь в 20-х годах прошлого века.
Известен Ярослав Михайлович тем, что стал первым комиссаром московского Кремля
после прихода к власти большевиков в 1917 году. Кроме этого был председателем
организации «Союз воинствующих безбожников», главной деятельностью которой являлось
истребление религии и инициация разрушения храмов.
http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1013
После революции усадьба была отдана Красной Армии
http://www.apartment.ru/Article/48712247.html
 В наши дни у дома есть частный собственник, который в 2009 году заменил окна
стеклопакетами и надстроил чердак. В течение долгих лет и по настоящее время здание
используется как офисное помещение.
http://lauda-tours.ru/dostoprimechatelnosti/doma/dom-knyajn/
Фото: https://i1232.photobucket.com/...y_2743.jpg

Прикрепленный файл: Усадьба кн Салтык Головкиной.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
Усадьба Охотниковых.
Улица Пречистенка, дом 32/1.
Раньше на этом месте была усадьба Талызина.
Этот дом более известен как гимназия Поливанова.
В 1808-м году дворянин Павел Яковлевич Охотников приобрел у прежних хозяев
деревянную усадьбу на Пречистенкеи принялся перестраивать ее на свой вкус.
Сделать он успел немного, пожар 1812-го года, учиненный Наполеоном,
не обошел и Пречистенку, усадьба сгорела до тла. Но вскоре на ее месте выросло
новое трехэтажное строениеиз кирпича и белого камня. Главный Т-образный дом,
что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым
данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К.Соколов – один их тех,
кто восстанавливал Москву. 
Построенный Охотниковым трехэтажный дом имел ряд индивидуальных особенностей,
из которых главными были арки ворот на фасаде и вознесенный на второй этаж
дорический портик. Внешний вид особняка в наше время сохранилвсе прежние черты
усадьбы Охотникова. Главный фасад, длиной более 70 метров, умело разделен с
выделением центральной части. Для этого автором и использован восьмиколонный
портик дорического ордера, стоящий на пилонах первого этажа, который завершается
красивым фронтоном. Главной архитектурной особенностью здания являются ее
колонны, разделяющие центральный фасад на две половины.
Дело в том, что восемь колонн установлены не на фундаменте дома, а на фронтоне
(верхней части) первого этажа. Такая трактовка колонн необычна и не имеет аналогов
в московской архитектуре. Каннелюры, вертикальные углубления на стволах колонн,
доходят лишь до половины их высоты. Автор дома Охотникова оставил гладкими верх,
а каннелюры нанес на нижнюю часть колонн, ближе к базе.
Такое решение в сочетании с прекрасными пропорциями фасада и своеобразными
интерьерами выдвигает этот памятник архитектуры в ряд интереснейших сооружений
позднего московского классицизма. Парадный зал.Оформлен в стиле неоклассицизма:
портик перед сценой, пилястры, ниши, стены из желтоватого искусственного мрамора,
расписной плафон "Искусство", выполненный по эскизам художников Шухаева и Яковлева,
пристенные карнизы - все это относится к реконструкции Туманяна
Дом не имеет аналогий среди московских особняков начала ХIX века
 После кончины П.Я.Охотникова в 1841 году усадьба по завещанию перешла к его сыну
Василию, некоторое время здесь жили вдова Павла Яковлевича, а затем их дочь Анна.
Крестьянская реформа 1861 года не позволяла помещикам жить с прежним размахом.
В 1863 году усадьба за 4500 рублей была нанята Ф.И.Крейманом, устроителем первой
московской частной гимназии, а в 1879 году дом продали за 100000 рублей потомственному
почетному гражданину В.В.Пегову. Пеговы и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым
данным – вплоть до революции
И в усадьбе вместо гимназии Креймана А в 1882 году это здание арендуется для гимназии
Поливанова, учрежденной в 1868 году. В помещениях были сделаны незначительные
перестройки. Гимназия славилась блистательными методами преподавания, прогрессивным
духом и особым вниманием к словесности и гуманитарным наукам". Не случайно в гимназию
Л.И.Поливанова отдали учиться своих сыновей Л.Н.Толстой и А.Н.Островский. В гимназии
получили среднее образование поэты В.Я.Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт,
Максимилиан Волошин, режиссер А.М.Федотов, композитор Л.А.Половинкин,
художник А.Я.Головин, шахматист А.А.Алехин.
 У Александра Алехина с годами учебы связаны первые большие успехи, в 1909 году за
победу во Всероссийском турнире любителей 16-летнего гимназиста наградили пожалованной
Николаем II роскошной вазой Императорского фарфорового завода и дипломом о присвоении
звания маэстро. Еще одна крупная реконструкция здания произошла уже в первой четверти
20 века. Новая и последняя частная владелица дома Фирсанова заказала известному архитектору
академику Туманяну проект реконструкции. Согласно этому проекту, были заменены деревянные
перекрытия, разобрали печи и провели центральное отопление.
Главным же стала реконструкция вестибюля, парадной лестницы и большого парадного зала.
Стиль начала 19 века воспроизведен здесь с такой точностью и мастерством, что оформление
зала выглядит очень органично для всего здания. Сохранился фрагмент ограды.
В своей гимназии Л.И. Поливанов собрал очень сильный преподавательский состав.
Так, в последних классах логику преподавал философ и психолог, профессор Л.М. Лопатин,
латынь — профессор М.М. Покровский, историю — Ю.В. Готье, впоследствии академик.
Л.И. Поливанов также привлек физика-философа Н.И. Шишкина
и словесника Л.П. Бельского. Духовным и творческим центром стал сам директор, «не человек,
а какая-то двуногая, воплощенная идея гениального педагога».
Л.И. Поливанов вел латынь в первом классе, а русский язык и словесность начиная
со второго и до самых старших классов.
В гимназии царил культ А.С. Пушкина; сам директор мастерски читал стихи своего любимого поэта.
Сын Л.Н. Толстого, Лев, писал сразу после смерти Л.И. Поливанова в 1899 году:
«Кто из нас не помнит, с какой любовью, с каким пониманием Л.И. Поливанов,
может быть, в сотый раз в жизни, но все с той, же свежестью чувства читал
перед нами какое-нибудь стихотворение Пушкина».
Славу гимназии составлял шекспировский кружок, руководителем и главным режиссером которого
был все тот же Л.И. Поливанов. Вначале кружок занимался изучением творчества В. Шекспира
и постановками отрывков из его трагедий силами гимназистов.
Затем кружок стал очагом шекспировского культа в Москве.
Поливановская гимназия поддерживала устойчивые связи между воспитанниками после
окончания курса обучения. Существовало Общество бывших воспитанников Поливановской
гимназии, его члены постоянно посещали занятия шекспировского кружка, принимали участие
в спектаклях, бывали на традиционных субботниках у Л.И. Поливанова.
Здесь учились сыновья известных медиков Ф.Ф. Эрисмана и В.Ф. Снегирева, зоолога С.А. Усова,
гистолога И.Ф. Огнева и многих других профессоров-естественников. Дети приносили из
родительского дома в Поливановскую гимназию интерес к естествознанию, чуждый даже
лучшим классическим гимназиям тех лет.
Поливановцем был и граф П.С. Шереметев — сын видного сановника и историка, председателя
императорской Археографической комиссии С.Д. Шереметева. Здесь учились старший сын Льва
Толстого, а также князь Г.Е. Львов — потомок Рюриковичей, видный общественный и
государственный деятель России, активный участник земского движения и глава Временного
правительства.
Из стен гимназии вышли и крупные деятели русской культуры, искусства, театра и литературы.
Они приходили студентами, приходили, окончив высшую школу, и нередко возвращались
в гимназию в качестве преподавателей.
Поливановскую гимназия закрыли советские власти в 1918 г.
В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных
наук (ГАХН).
А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно крепко уже связано с именем Михаила
Булгакова. Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего
рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин
(заведующий кабинетом теоретической поэтики),
философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы
«Бубновый валет» Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке,
а Москва – музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие известные люди.
Оставило время свой след и на поливановском доме
Концертный зал рассчитан на 160 мест, имеет хорошую акустику и в полной мере отвечает
взыскательным требованиям камерных исполнителей и коллективов. На сцене Концертного
зала на Пречистенке выступали Д. Хворостовский и В. Третьяков, А. Любимов и Н. Гутман,
Н. Петров, камерные оркестры «Музыка вива» п/у Л. Рудина и «Московская камерата» п/у
И. Фролова, солисты Большого театра и «Новой оперы» и многие другие известные исполнители.
В феврале 1919 года по ходатайству рабочих Хамовнического района была открыта первая
специальная государственная музыкальная школа первой ступени.
Уже в 1923 году в школе обучалось 175 учащихся, работало 22 преподавателя.
Одним из организаторов школы и её первым руководителем была Беркман Т.Л..
Школа не прекращала занятий и в суровые годы Великой Отечественной войны.
Тогда она занимала скромное помещение в бывшем бомбоубежище в Тёплом переулке.
Те, кто учился в военные годы, называли школу нежно и ласково «музыкальной табакеркой».
В июле 1971 года Совет Министров РСФСР принял постановление о присвоении школе имени
Вано Ильича Мурадели –композитора.Мурадели — автор ряда опер, оркестровых и вокально
-симфонических сочинений,музыки к кинофильмам, однако наибольшую известность ему
принесли песни (более 200)
В школе был открыт музей Вано Ильича Мурадели, где представлены
личные вещи, фотографии, изданные произведения композитора.
Концертный зал школы – это не только аудитория, где сдают экзамены и зачёты учащиеся.
Обладая великолепной акустикой, он известен многим любителям музыки как «Концертный
зал на Пречистенке».
В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь разместится магазин книг
по искусству и художественный салон.
Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно интерьеры дома
на Пречистенке легли в основу декораций, созданных знаменитым Евгением Лансере.
В этом старинном московском дворике последние тридцать лет находилась творческая
мастерская Саввы Ямщикова (8 октября 1938 - 19 июля 2009 г). Заслуженный деятель искусств
России, академик РАЕН, художник-реставратор высшей категории, искусствовед, историк, писатель,
член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Савва
Ямщиков известен своим выдающимся вкладом в сохранение отечественной культуры.
Одним из последних его дел стала борьба за сохранение творческих мастерских на Пречистенке,
где бок о бок с ним жили и трудились художник Анатолий Мосийчук, искусствовед Вера Алексеева,
фотограф Станислав Земнох, художник книги Аркадий Троянкер, живописец, график, дизайнер
Василий Вдовин и др.
В настоящее время здесь располагаются Детская художественная школа № 1 им. В. А. Серова и
Детская музыкальная школа № 11 им. В. И. Мурадели

https://moya-moskva.livejournal.com/3344433.html aroundtree
https://um.mos.ru/houses/gimnaziya_polivanova/
http://bryullov.ru/?item=ae26c...1d881e6fed
Фото: https://img-fotki.yandex.ru/ge...848_XL.jpg

О гимназии Поливанова можно почитать на сайте ВГД
Москва, гимназия Поливанова на Пречистенке д. 32 (мужская). Частная гимназия.
https://forum.vgd.ru/1408/6460...iew&o=

Прикрепленный файл: Поливановская гимназия.jpg
---
Снегиревы
Борис Гузь
долгожитель форума

Украина
Сообщений: 759
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1216
Усадьба «Романовщина»
– Владельцы усадьбы: 1779 – 1859 годы – Горленко; до 1903 года – князь В. Д. Дабижа; 1903 – 1919 годы – Е. В. Ростковская.
(Утрачена)

Романовщина – хутор в Борзнянском уезде Черниговской губернии (ныне Ичнянский район Черниговской области). Располагался
в смешанном лесу вниз по течению речки Иченька в пяти верстах на запад от местечка Ичня. Хутор основан казацкими
старшинами, служившими в Ичнянской (Иченской) сотне Прилукского полка: Иваном Романовичем (в 1772-1778 гг. сотник) и его братом
Петром Романовичем (сотник в 1780-1782 гг.). В тот период доходными предприятиями являлись водяные мельницы, такая
мельница была устроена возле хутора на речке Иченька.
В 1779 году Романовичи продали хутор Андрею Андреевичу Горленко (1709-1780), полковнику Полтавскому (1743-1774).
Ему принадлежало также село Хаенки, расположенное за четыре версты западнее в Прилукском уезде Полтавской губернии.
После смерти А. А. Горленко хутором владел его сын Иван Андреевич (1740-1810), маршал дворянства Черниговской губернии
(1782-1785), секунд-майор, на гражданской службе надворный советник. В 1803-1805 годах был Прилукским уездным маршалом.
Его основное имение находилось в бывшем сотенном местечке Иваница Прилукского уезда.
А в усадьбе Романовщина постоянно проживал брат И. А. Горленко Семен, отставной капитан. В первой четверти ХІХ века
владелицей усадьбы стала дочь Семена Екатерина Арсеньева (1784-1855), жена генерал-майора Михаила Андреевича Арсеньева
(1779-1838), героя Отечественной войны 1812 года. Отношения с мужем были разорваны, жила в Романовщине одна, а генерал
с 1833 года проживал в своем родовом имении Митрофановское в Тульской губернии. На 1829 год имела на хуторе 38 душ
крепостных мужского и столько же женского пола. Отличалась сложным характером, проявляла жестокость по отношению к
крепостным. После смерти генерала М. А. Арсеньева унаследовала его имение. Умерла в Париже. Детей у неё не было,
Романовщина осталась за Горленко. В 1854 году они прикупили у мелкопоместных помещиков часть леса и земли возле
Романовщины, став собственниками огромного лесного массива с прилегающими землями.
В 1859 году владельцем Романовщины стал молдавский князь Василий Дмитриевич Дабижа (1823-1902), тогда камер-юнкер
царского двора, получив поместье в качестве приданого при заключении брака с Анастасией Александровной Горленко
(1839-1903). Анастасия была дочерью проживавшего в Иванице отставного штаб-ротмистра Александра Ивановича Горленко
(1795-1847) от второго брака отца с Екатериной Григорьевной Забелло, происходившей из древнего казацко-старшинского рода.
Князь Василий Дабижа происходил из древнего рода князей Котроманичей Боснийских, известного с ХІІ века. В последнем
периоде своей государственной деятельности служил в Санкт-Петербурге по Ведомству учреждений императрицы Марии –
государственного органа, управлявшего благотворительностью в Российской империи. Ведал князь вопросами образования
в женских институтах, стал тайным советником и камергером царского двора. В 1892 году император Александр III утвердил за
Василием Дабижей российский титул князя, с которым его отец начал службу в Российской империи.

Усадьба расстраивалась с конца ХVIII века и достигла расцвета в 80-е годы ХIХ века. Общая площадь усадьбы составляла 65
гектаров. Был построен дворец, имевший форму сильно вытянутой буквы П, центральная часть имела два этажа с колоннами
и мезонином, а боковые флигели по одному, во дворце было 54 комнаты. Дворец выглядел как каменный, но был построен из
дубовых бревен и облицован кирпичом местного производства, а экстерьер здания дополняли мраморные колонны,
скульптурная лепка и другие архитектурные элементы.
Украинский писатель Степан Васильченко, ездивший ещё ребенком вместе с отцом в лес за дровами, так гораздо позднее
опишет увиденное в детском возрасте:“Веранда с колоннами, большие окна, строгие и красивые линии строений,
вся эта невиданная величественная архитектура, перед которой сразу померкли и почернели в мыслях все лучшие хаты
в нашем селе, до боли ударила меня и взволновала, что дух захватило. Воплощенная в формы чья-то величественная
мысль, красота чьей-то души, не касаясь моего сознания, до отказа налили всего меня радостями, бросив мою маленькую
душу в новый мир необычного, свободного, как детские забавы, и прекрасного, как райские сны, творения, в котором горела
мысль. Душа снова рождалась, вступала в Новый мир, где так ясно, радостно, легко ...”.
Интерьер дворца поражал богатством эстетики. Старинная дорогая мебель, художественный фарфор, портреты, древние
гравюры – все это со вкусом размещалось в комнатах дома. Среди множества фарфоровых ваз одна была из раскопок
в Помпеях.
Был в имении и набор старинного оружия, принадлежавшего казацким старшинам, в том числе боевые доспехи одного
из родоначальников рода Горленко, включавшие шлем, щит и металлическую кольчугу.
Библиотека имения насчитывала несколько тысяч томов книг на русском и иностранных языках, были там и
старопечатные издания и рукописи.
Хранились в имении фамильные ценности гетманов Украины Данила Апостола, Павла Полуботка, Ивана Скоропадского,
Кирилла Разумовского, жалованные грамоты, купчие, письма. Среди многочисленных портретов предков и их жен был
и написанный неизвестным художником портрет Иоакима Андреевича Горленко (1705-1754), известного святителя
Иоасафа Белгородского.
В имении имелась и этнографическая комната, в которой были собраны сотни вещей: украинские рушники, вышивки,
скатерти, вещи домашнего народного употребления. Горленко уважали украинские обычаи, язык, одежду, песни, и даже
свою квартиру в Санкт-Петербурге обставляли в украинском народном стиле.
К дому примыкал большой сад, а дальше находился парк лесного типа. Украшением парка были три тысячи вековых дубов,
образующих таинственные аллеи, переплетающиеся между собой. Центральная аллея парка была любимым местом
отдыха князя Василия Дабижи. В конце жизни князь тяжело болел, не мог ходить, его вывозили на прогулку по центральной
аллее парка в инвалидной коляске. Южнее усадьбы за парком имелся большой пруд со старой водяной мельницей,
устроенный еще сотниками Романовичами, на берегу пруда находилась лодочная станция.
В доме часто гостили известные деятели культуры и науки: коллекционер и меценат, владелец усадьбы Качановка Василий
Тарновский-младший, академик Академии художеств В.М. Резанов, этнограф и фольклорист В.П. Горленко, генерал Павел
Скоропадский, будущий гетман Украины в 1918 г., и другие. Неоднократно в комнатах дворца звучал чудесный голос
известной оперной певицы Марии Долиной-Горленко. По воскресеньям в имении за обеденным столом собиралось до
30 человек.
После отмены крепостного права основой сельскохозяйственного производства в Романовщине стала помещичья экономия.
Жители хутора работали на землях, принадлежащих князю Дабиже, они выращивали пшеницу, рожь, просо и другие культуры.
Выращивали также табак, это была прибыльная отрасль сельского хозяйства. Табак является ядовитым растением, и
женщинам, которые его выращивали, платили за сезон до 300 рублей, тогда это была значительная сумма для молодых
девушек, традиционно зарабатывающих приданое для будущего брака.
Богатством экономии был лес, дубовая древесина являлась ценным строительным материалом. Поэтому три тысячи
вековых дубов в Романовщине были пронумерованы.
Последней владелицей усадьбы Романовщина стала дочь Василия и Анастасии Дабиж княжна Екатерина, по мужу
Ростковская (1862-1943). Княжна овдовела в 41 год, её муж Александр Аркадьевич Ростковский (1860-1903), известный
российский дипломат, был убит в Битоли (Македония) турецким жандармом.
Летние месяцы княжна проводила в имении, занимаясь хозяйственными делами экономии, иногда по необходимости
оставаясь и до поздней осени, а зимой проживала в Одессе, позднее в Санкт-Петербурге, где учились её дети.
В 1905 году на народный праздник Ивана Купала в Романовщине гостил друг детства княжны по Одессе лейтенант флота
Петр Петрович Шмидт (1867-1906).
Екатерине Ростковской в наследство досталось вполне налаженное сельскохозяйственное производство, она не стремилась
получать с него сверхприбыли, как это делали другие помещики. Жители хутора получали половину урожая выращенных
зерновых культур, поэтому экономию миновали поджоги амбаров с зерном во время революции 1905-1907 годов, что имело
место в других имениях.
В отношениях с крестьянами у княжны была полная идиллия, Екатерина знала всех жителей хутора по именам и была в курсе
их маленьких и больших проблем. Она делала вид, что не замечает, откуда берутся лесоматериалы на строительство хат,
ставком разрешала пользоваться местным рыбакам, не интересуясь их доходами, лишь бы поставляли к столу свежую рыбу.
Жители хутора любили и уважали свою княжну, в тревожном 1905 году они обещали её защитить, если будет нападение на
экономию.
После Октябрьского переворота Екатерина Ростковская уехала из Санкт-Петербурга в Романовщину, надеясь переждать в
провинции смуту, но события на Черниговщине оказались в итоге еще более драматичными, чем в столице. При гетмане
Скоропадском и в период Директории хутор Романовщина жил достаточно спокойно, но в январе 1919 года войска
Украинской Народной Республики покинули Черниговскую губернию под натиском большевиков. Остались только отряды
вольных казаков, которые боролись с большевиками, в частности, атаман Ангел. Вооруженная борьба сопровождалась
невиданным насилием, расстрелами без суда и следствия, реквизициями продовольствия и гужевого транспорта,
конфискациями имущества. Возросло количество грабежей состоятельных граждан бандитами. Усадьба Романовщина,
находившаяся в лесу, была тогда для бандитов и дезертиров легкой добычей.
Летом 1919 года княжне пришлось бежать из Романовщины, спасаясь от террора большевиков. Её вывезли из усадьбы под
стогом сена преданные княжне крестьяне.
Свою жизнь княжна спасла, но это бегство стало для нее личной драмой: княжна очень любила свой хутор, с которым были
связаны её самые светлые воспоминания детства и юности.
Позднее она напишет в своих мемуарах: “О моя Украина! Сегодня, вдали, я взываю к тебе, я, лишенная всего и изгнанная с
земли, где похоронены мои предки, имена которых сквозь века связаны с твоей историей! Колыбель моего детства, мечты
юности, жизненные радости и печали до последних слез, скатившиеся в момент насильственного и фатального прощания!
Все погребено под землей, на которую моя нога больше не ступит, которую глаза мои не увидят, дабы вновь отыскать следы
прошлого, стертого, изгнанного разбушевавшейся силою”.
Княжна была вынуждена эмигрировать, проживала в Италии (Неаполь), умерла в курортном местечке Беццекка.
Усадьба Романовщина была разграблена большевиками в августе 1919 года при отступлении под натиском Добровольческой
армии генерала Деникина. Только за один день из дворца было вывезено 27 подвод с ценностями и имуществом, потом ещё
вывозили. Часть ценностей княжне удалось переправить в Киев и дальше, часть была спрятана в тайниках или передана на
хранение жителям хутора.
В октябре 1919 года при отступлении Добровольческой армии в имении останавливались белые офицеры. Они сильно
натопили печь во флигеле, в результате загорелась фальшивая деревянная стенка, за которой находился тайник. Пожар
потушили, а за стенкой нашли старинные гобелены и ковры, которые в итоге достались местным жителям. Остававшиеся
ценности были вывезены белыми при дальнейшем отступлении Добровольческой армии, а грабеж довершили местные
жители. К январю 1920 года усадьба была полностью разграблена.
В апреле 1920 года дворец подожгли неизвестные, здание горело три дня, на месте дворца остались только горы
треснувшего кирпича в окружении обгоревших тополей, каштанов, кленов. Жители хутора переселились в соседнюю
Софиевку, а хутор Романовщина исчез из географической карты.
Сейчас в лесу можно увидеть только сильно заросшие остатки фундаментов дворца. Как напоминание о роде Горленко,
сохранились лишь две надгробные плиты на погосте снесенной церкви Иоанна Богослова в селе Хаенки. Там похоронены
сестры по отцу княгини Анастасии Дабижи София (1820-1889) и Надежда (1818-1891) Александровны Горленко, проживавшие
в Романовщине. Там же находился и склеп князя Дабижи, но Екатерина Ростковская перезахоронила отца в Одессе на Старом
кладбище храма Всех Святых, а пустой склеп не сохранился.

Источники:
Романівщина. З історії землі Ічнянської. – Інформаційний вісник Ічнянського національного природного парку. –
Вересень-листопад 2012 р. – № 26.
Самбурський Костянтин Іванович. Щоденники 1918–1928 рр. Гірка українська історія очима псаломщика з Гужівки/
Упорядники: Віктор Моренець, Віталій Шевченко. – К.: Гнозіс, 2015. – 1024 с.
Балабай В. І. На землі Ічнянській. – Ніжин: ТОВ «Видавництво „Аспект-Поліграф“», 2004. – 268 с.
Бордато Эннио, Талалай Михаил. Под чуждым небосводом. – СПб.: Алетея, 2009. – 147 с.
http://www.tulahistory.com/viewtopic.php?f=6&p=138758
http://www.proza.ru/2013/10/27/2019



Прикрепленный файл: Юа.JPGЮб.JPG, 367843 байтЮв.JPG, 2020549 байтЮд.JPG, 686801 байт
---
Ищу сведения о роде казацкого летописца Самойла Величко и дворянских родах лубенских и сумских Величко
Лайк (2)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
Усадьба Пречистое.
От Гагарина до Пречистого на север примерно 10 км.
Жилые здания: двухэтажный кирпичный дворец (в руинированном состоянии).
Хозяйственные постройки: хозяйственный флигель и службы (утрачены).
Культовые постройки: церковь Успения, 1807 г. (действующая).
Объекты садово-парковой архитектуры: заросший парк на острове.
Наличие водоемов: озеро,  р. Гжать.

Усадьба находится в центре села, на его главной улице. Господский дом конца XIX
столетия, выдержанный в стиле английской готики, своим двухэтажным объёмом
занимает угол небольшого квартала. Хозяйственный флигель соединён с массивом
дома протяжённой галереей в один этаж.
Дом чрезвычайно интересен. Его архитектура, обогащённая гранёными выступами
с узкой деревянной башенкой со шпилем, обшитой листовым железом, и фигурным
фронтоном — очень живописна. Кирпичные фасады по высоте членятся пилястрами
и щедро украшены лепниной, тонко прорисованной и грациозной по рисунку. Плоскости
стен завершены широким антаблементом с профилированными деталями из белого 
камня.Широкая белокаменная терраса, охватывающая дом с трёх сторон, как бы
приглашает теснее соприкоснуться с окружающей природой. В 1819 году имение
приобрели князья Голицыны. Одной из первых построек, возведённых новыми
владельцами, стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (1807).
Хороший пример компактного усадебного комплекса, включающего в себя ценные
архитектурные памятники: главный дом, стоящая поодаль церковь Успения, построенная
в 1807 г. (стиль барокко), остатки заросшего парка, которые могут быть воссозданы
относительно малыми усилиями.
Усадебный дом выполнен в духе средневекового европейского зодчества – английской
готики с сохранившимися элементами внутреннего убранства и внешнего декора (частично
сохранился герб Голицыных на фасаде дворца).
В 1841 г. рядом с ней встала колокольня, ныне снесённая. Жилой комплекс был сооружен
в 90-е гг. того же столетия. По сведениям семейного архива потомков Муромцевых усадьба
являлась собственностью Анны Ивановны Тимиревой-Муромцевой и досталась ей, 
соответственно, от Тимиревых (да-да, тех самых Тимиревых, из рода которых была Анна
о приготовлении сыра и масла, скотоводстве, ведении фермерского хозяйства. Она была
единственным человеком в России, удостоенным золотой медали Стебута за труды в области
сельского хозяйства (экземпляры книг до сих пор хранятся в Российской государственной
библиотеке).
Все ее знания, безусловно, на практике применялись в Пречистом. Хозяйство было
образцовым: были коровы шведской породы, английские свиньи, овцы, куры, утки. В
Пречистом проходили практику студенты с/х академии. Владимир Павлович Муромцев
построил в имении винокуренный завод. Его, как отличного управляющего, приглашали
хозяева других усадеб: налаживать хозяйство у них.
У Анны Ивановны и Владимира Павловича было пятеро детей.
1. Александра (1882-1977),
2. Павел (1884-1916),
3. Борис (1886-1919),
4. Любовь (1889-1909),
5. Николай (1891-1919)
 Александра Владимировна Муромцева-Попова:
Александра была единственной из пятерых детей Муромцевых, которая жила при
советской власти. Девушка, прекрасно воспитанная, образованная, удачно вышедшая
замуж (за московского купца Попова), знавшая в совершенстве три языка, вынуждена
была почти до конца жизни скрываться и молчать о своих корнях. Она преподавала
языки рабочим и студентам. Прожила 95 лет. Сама она пишет о своей жизни так:
«Были и светлые периоды интересной и плодотворной работы на благо Родины, были
и непонятные жуткие и тяжелые времена во время ежовщины и культа личности, гибель
самых близких людей в ссылке, лишение избирательных прав, чистки в учреждениях,
хлопоты, восстановление и постепенное вхождение жизни в нормальную колею… А что
было — того не поправишь!»
Мать детей, Анна Ивановна Тимирева-Муромцева, после революции жила в Москве с 
дочерью. Умерла в 1923 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Кроме того, спустя два месяца после смерти Николая (младшего из детей), у него
родился сын — Николай Николаевич Муромцев, так и не увидевший своего отца.
Он стал выдающимся советским геологом, лауреатом госпремии в геологии, награжден
орденом Ленина. Жил в Ташкенте.
Успенская церковь, кирпичная и оштукатуренная — оригинальна по своей композиции.
Основание храма представляет собой равноконечный крест, рукава которого обработаны
небольшими дорическими портиками. В углах креста пониженные объёмы конх. Над
средокрестием воспаряет световая ротонда, льющая свет в огромное, монолитное
пространство храма через трёхчастные палладианские окна.
Декор храма сдержанный. Штукатурный слой, защищавший кирпичную кладку, почти
полностью утрачен.
Церковь после долгого запустения восстанавливается, проводятся богослужения.
Готический дворец напротив, являет собой картину полного запустения.
Источники:
http://kultura.admin-smolensk...._1016.html
http://dslov.ru/geo/us2.htm
http://www.byroad.ru/blog/2009/10/gzhatskie-usadby.html

Фото: https://upload.wikimedia.org/w...istoye.jpg
Prechistoye.jpg

Прикрепленный файл: Prechistoye.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35403
Усадьба Барятинских (Марьино)
Марьино — усадьба князей Барятинских близ села Ивановское Рыльского района
Курской области. Дворцово-парковый комплекс основан князем И. И. Барятинским
в 1810-е годы. Имение было названо в честь двух жён князя: Марии Франциски Деттон,
умершей вскоре после рождения дочери, и юной Марии Фёдоровны Келлер.
Изначально принадлежала гетману Мазепе. Усадьба представляет собой дворцово
-парковый ансамбль, в центре которого возвышается трехэтажное здание 19 века.
Немного истории
Иногда складывается представление, что все роскошные имения можно встретить
лишь в Москве или Санкт-Петербурге. Но это совсем не так. Несмотря на то что
поселок Марьино считается провинцией, здесь также имеются места, достойные
внимания туристов. Усадьба Барятинских (Марьино) - это настоящая жемчужина
русской архитектуры.
Причиной передачи имения Мазепы послужила его измена. В Северной войне
Мазепа предпочел воевать на стороне противника. После этого его изгнали из
России. Земля, которая принадлежала гетману, была пожалована любимцу Петра I
- Меншикову, который в то время находился в Петербурге и ему не было особого
дела до земель, которые располагались так далеко от него. Имение быстро стало
терять первоначальную красоту и пришло в запустение. Со смертью Петра I
Меньшикова ждала ссылка. Он так и не смог распорядиться своими Курскими
владениями. Они стали принадлежать первой жене Петра - Евдокии Федоровне
Лопухиной. Затем владельцем этих земель стал граф Николай Федорович Головин.
Они ему достались по приказу Анны Иоанновны. Его дочь вышла замуж за принца
Гольдштейн-Бека. В свою очередь, их дочь вышла замуж за князя Барятинского,
которому и преподнесла все курские владения в качестве приданого.
Родословная Барятинских уходит корнями к роду Рюриков. Существует некий
"Гербовник", в котором описываются дворянские родословные. Там сказано, что
род князей Барятинских идет от самого князя Черниговского, который, в свою
очередь, происходит из рода Рюриков в одиннадцатом поколении и из рода князя
Владимира в восьмом.
Сам князь Барятинский особо не спешил обосновываться в своем новом имении.
Больше он отдавал предпочтение столичной жизни. В 1811 году курские владения
перешли младшему князю Ивану Барятинскому. Все его считали лучшим
представителем золотой молодежи. Он был прекрасно образован и отличался
приятной внешностью. Князь увлекался искусством, музыкой, литературой и даже
был ученым-агрономом. Долгое время князь пребывал в Лондоне, что наложило
отпечаток на жизнь Барятинского и на его вкусовые пристрастия. В Лондоне он
нашел себе жену, англичанку Марию Франциске Деттон, которая приходилась
дочерью лорду Шербону. Но их семья просуществовала совсем недолго. Родив
дочь Елизавету, молодая жена князя вскоре умерла. Малышка воспитывалась в
доме Шербонов. В 1808 году Барятинского назначили посланником в Мюнхен. Там
он нашел вторую жену, с которой прожил счастливую жизнь и вырастил семерых
детей.
Дворянская усадьба была построена в начале 19 века. Сегодня это одно из
наиболее величественных загородных имений. В центре дворцово-паркового
ансамбля находится трехэтажное здание усадьбы. По бокам располагаются
хозяйственные дворы, соединенные со зданием дворца проездными арками.
Проект строительства дворца принадлежит курскому архитектору Карлу
Ивановичу Гофману. Изначально дворец носил название Избицкий дом, так как
был возведен на берегу речки Избицы. Но позднее его переименовали в Марьин.
Так стала называться и вся усадьба, названная в честь любимой жены Ивана
Барятинского. Сама же она не очень любила провинциальную жизнь, предпочитая
ей обитание в столице. Усадьбу она посещала крайне редко .
Дворец окружает живописный парк. Здесь по сей день стоят величественные
деревья. Всей этой роскоши не коснулась даже война. Руководящий состав
фашистов положил глаз на усадьбу, поэтому они не трогали это место. Но
когда немцы отступили, российские войска сразу же разминировали эту местность.
На территории усадьбы (Курская область) находится живописный марьинский
пруд с несколькими островами. На одном из них возвышается ротонда с
шестнадцатью колоннами, украшенная сферическим куполом. Изначально в
центре ротонды была установлена статуя из белого мрамора "Рождение Венеры".
Она была выполнена итальянским скульптором Фенелли К. Сегодня на месте
статуи стоит ее копия. Посреди пруда находится овальный остров. На нем княгине
Марии построили кирпичную кирху. Петербургскими мастерами была построена
специальная флотилия для пруда. В парке сохранились и мосты, перекинутые
через каналы. В былые времена знатные дамы спасались от палящего солнца в
уютных беседках - перголах, которые сохранились до сих пор. Усадьба Барятинских
(Марьино) знаменита своими достопримечательностями. В марьинском парке
находится монумент "Орел", построенный в 1903 году в память о подвигах князя
Александра Барятинского. Памятник символизирует воинскую славу и доблесть. -
Усадьба князей Барятинских передавалась по наследству несколько раз. После
смерти Ивана Барятинского его жена Мария шесть лет жила в имении, потом
переехала в Петербург. Усадьба пришла в упадок. Хозяином имения стал сын
князя Александр Барятинский. Он редко посещал усадьбу, отдавая предпочтение
воинской службе. Спустя какое-то время князь передал усадьбу своему брату
генерал-адъютанту Владимиру Барятинскому. Он, в свою очередь, хорошо
заботился об имении, хоть и посещал его крайне редко. Позже по его приказу
имение перестроили. Придали ему неоклассический стиль. Во дворце появились
признаки цивилизации в виде отопления и водопровода. В начале 20 века
крестьяне не раз покушались на дворец. Они то грабили его, то передавали в
общественную собственность. Позже имение начало охраняться. Во время
войны в имение добрались работники Музейной комиссии. Несмотря на разруху,
им удалось оценить коллекцию, находящуюся здесь. Они доставили ее в Москву
и определили в музейный фонд. Затем ценности передали в Исторический музей
и еще несколько музеев и библиотек .
Поселок Марьино - это отличное место для экскурсии. Побывав в усадьбе Барятинских,
можно узнать много нового из истории своего народа, окунуться в роскошную жизнь
князей. Усадьба поражает своей роскошью не только снаружи, но и внутри. Здесь мало
что сохранилось в первоначальном виде. После войны много чего пришлось
переделать. Например, все камины во дворце пришлось заменить, так как из мрамора
сооружались памятники героям войны. Но некоторые детали сохранились в подлинном
виде. Например, винтовая лестница из вишни. На ней разрешают проводить свадебные
фотосессии. По другим поводам ходить по ней запрещено. Есть даже поверье, что если
жених пронесет свою невесту на руках по этой лестнице, то они всю жизнь проживут
вместе. Но сделать это совсем не так просто. Не только этим славится в Марьино
усадьба Барятинских. Экскурсия расскажет еще много интересного. Например, об
интересной комнате с необыкновенной акустикой. Если по диагонали встать в комнате,
то можно услышать шепот друг друга, в то время как остальные ничего не услышат.
Курская область - достойное место для посещения с целью отдыха и культурного
просвещения.
Недолгое время в здании располагался сельскохозяйственный техникум, потом дом
отдыха, с 1923 года - санаторий ЦИК СССР, в котором отдохнул всесоюзный староста
Калинин. По его распоряжению церковь была разобрана на кирпичи, из которых была
построена школа, фамильный склеп семьи Барятинских уничтожен (19 фамильных гробниц),
в бывшем склепе оборудована котельная.
Незадолго до войны вместо санатория в здании устроили школу партактива, а когда на
Курскую землю на 2 года заступили немцы, то усадьба была подарена генералу Гудериану.
При отступлении немецких войск усадьбу должны были взорвать, но не успели, помешали
партизаны. После войны в здании был военный госпиталь, затем дом отдыха для летного
состава, а с 1952 года в нем располагается санаторий ЦК КПСС, который теперь перешел
в ведение Управления Делами Президента.
Два памятника посвящены фельдмаршалу Барятинскому А.И., один - освященный памятник
архимандриту Ипполиту работы народного художника России, скульптора В.М. Клыкова.на
берегу пруда. Архимандриту Ипполит был наместником Рыльского Свято-Николаевского
мужского монастыря, начал его восстановление, умер в 2002 году. Похоронен на территории
монастыря, но в Марьино поставили памятник. А.И. Барятинский возглавил в 1856—1862
годах Кавказскую армию и взял в плен предводителя горцев Шамиля. В честь чего в одном
из залов дворца висят картины, посвященные победе Александра Ивановича. Кстати, Шамиль
позднее посещал усадьбу Барятинских.
Источники:
http://fb.ru/article/249560/us...oy-oblasti (основной источник)
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1557922
https://ajushka.livejournal.com/2661048.html
http://tarzanka.net/archives/1709.


Прикрепленный файл: Марьино.jpg
---
Снегиревы
    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 ... 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
Вверх ⇈