Усадьбы
Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 14:16 Усадьба А.П.Ермолова на Пречистенке. В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская — от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части — Пречистенку и Ленивку (Волхонку). Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская — неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре. Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке. Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…». В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую — в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название — Пречистенка — вернули в 1994 году http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/В основе дома под номером 20 по Пречистенке — особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри». Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи. В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/В этом доме жил на протяжении 10 лет до самой смерти в 1861 году, герой Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа генерал Алексей Петрович Ермолов - выдающийся русский военачальник и государственный деятель, участник многих войн Российской империи. https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.htmlПосле него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину. При нём в 1873 году была произведена перестройка дома по проекту архитектора А.С. Каминского. Фасад здания получил оформление в эклектическом стиле - дом приобрел современные черты. С 1900 года — предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову,владевший крупной чайной фирмой "Губкин и Кузнецов" и имевшей представительства не только в России, но и на всех известных чайных рынках мира: в Лондоне, в Индии, в Китае, на островах Цейлон и Ява. Здание было в очередной раз перестроено, автором проекта стал архитектор К.Л. Мюфке. А.К. Ушков вместе со своими родственниками покровительствовал московской филармонии и Большому театру, где он познакомился с прима-балериной Большого театра Александрой Михайловной Балашовой, ставшей впоследствии его супругой. https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html Ушковы, которые сразу принялись перестраивать дом. Особняк был полностью переделан и стал одним из самых роскошных в городе, однако потерял классические черты. Для хозяйки дома, прекрасной балерины Александры Михайловны Балашовой был устроен балетный репетиционный зал с зеркальными стенами https://um.mos.ru/houses/2149/Через четыре года после революции, в 1922 году, под видом путешествия по Волге супруги навсегда покинули Россию. В Париже они обосновались на на Rue de la Pompe, и Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене "Гранд Опера". https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.htmlВ 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин. http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/Именно здесь Есенин создал свою "Исповедь хулигана" и многие другие произведения. Невероятная пара прожила вместе недолго. Уже в 1924 году после скандалов, алкогольного опьянения и непонимания брак был расторгнут. В том же году Айседора покинула Россию, Уже находясь в Европе, она получила известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо закончилась и жизнь самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, она села в спортивный автомобиль Бугатти 35, воскликнув: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!". И через минуту оказалась задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомобиля. Шофёр не заметив этого, продолжал движение.. https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.htmlСегодня же в здании находится главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИДа. В 1999 году в здании была проведена реставрация, признанная победителем конкурса на лучшую реставрацию памятников архитектуры Москвы. https://um.mos.ru/houses/2149/Фото: http://yamoscow.ru/wp-content/...8B-%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD.jpg
 --- Снегиревы | | Лайк (1) |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 16:37 Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых в Москве Городскя дворянская усадьба Хрущёвых-Селезнёвых на ул. Пречистенка, 12/2. К 1750-м годам данное владение находилось в руках обер-президента Главного магистрата Степана Степановича Зиновьева, затем оно принадлежало его брату, а в 1798 у тогдашнего владельца камергера В.С. Васильчикова усадьбу покупает князь Федор Барятинский. При Екатерине достиг чинов обер-гофмаршала и действительного тайного советника. При вступлении на престол Павла I был вынужден принимать участие в церемонии перезахоронения останков Петра, после чего был уволен в отставку. В 1806 году на территории усадьбы уже располагался большой деревянный дом с антресолями на каменном подклете и двухэтажное каменное здание, стоящее вдоль переулка. Сразу после смерти Федора Сергеевича в 1814 году усадьбу купил его близкий знакомый - участник войны с французами, гвардии прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущев. Дом сильно пострадал в пожаре 1812 года, и поэтому был заново отстроен. К 1816 году на подклети палат Барятинских стоял удивительной красоты дом с мезонином. Долгое время считалось, что его создателем был архитектор Донемико Желярди. Позднее выяснилось, что дом был построен его учеником, русским зодчим Афанасием Григорьевичем Григорьевым, бывшим крепостным, получившим вольную в 22 года. Надзор за строительством пристально велся Комиссией для строений во главе с О.И. Бове. Хрущевы были богатыми помещиками и вели по-московски широкий образ жизни. У А.П.Хрущева было 14 детей. Отставной гвардии прапорщик Александр Петрович Хрущев принадлежал к старинному дворянскому роду. В Отечественную войну 1812 года он сражался в составе лейб-гвардии Преображенского полка, а после войны на удивление быстро разбогател, как говорили на откупах, что считалось неприличным для дворянина. Семья была дружной и даже, отделившись, дети часто бывали в доме родителей. Стоит упомянуть о Нарышкиных, с которыми породнился А.П.Хрущев через дочь Елизавету. Муж ее, Алексей Иванович Нарышкин слыл «большим оригиналом», он был сыном тайного советника и сенатора Ивана Александровича Нарышкина, дяди Н.Н.Гончаровой. Иван Александрович был посаженным отцом на свадьбе Натальи Николаевны с А.С.Пушкиным. Пушкин знал его детей, в том числе, зятя А.П.Хрущева – Алексея Ивановича. Нарышкины, кстати, жили по соседству – на Пречистенке, 16. После смерти Хрущева в 1842 году дом на Пречистенке был продан купцам Рудаковым - торговцам чаем. В этот период многие барские дома переходили в собственность богатого купечества. В 1860-х годах дом на Пречистенке переходит к отставному штабс-капитану Д.С.Селезневу. Д.Никифоров в своей книге «Из прошлого Москвы. Записки старожила» пишет: «Дом от Хрущева перешел со всею обстановкой к купцу Рудакову, а им продан был в начале 60-х годов Д.С.Селезневу. Дом со всею обстановкой поддерживается в том же виде, как был при Хрущевых; даже старинные картины не переменили своих мест». Семья Селезневых владела усадьбой до 1906 года, когда последняя владелица, дочь Е.Д.Матвеева передала ее для приюта – школы Московского дворянства им. Д.С. и А.А.Селезневых. Усадьба к тому времени была достаточно благоустроена. Администрация приюта сдавала некоторые помещения и отдельные постройки в аренду. Согласно переписи в 1908 году в подвале главного дома находился склад ящиков и вин, на первом этаже, собственно в парадной части, располагался сам приют с квартирой начальницы. В мезонине размещались комнаты классной дамы и лазаретной фельдшерицы. В большом флигеле по Хрущевскому переулку были кухня приюта, комната обслуживающего персонала и лазарет. Кроме того, здесь на втором этаже находилась квартира общежития Мариинского института. В музыкальном павильоне усадьбы – зонтичная мастерская и парикмахерская. При этом, несмотря на столь разнообразное использование, усадьба сохраняла свой первоначальный облик вплоть до 1935 года, когда была снесена церковь Пятницы Божедомской и на ее месте появилась средняя школа, частично вклинившаяся на территорию усадьбы. В процессе строительства разрушили каменную полуротонду в саду, а в 1960-е снесли до белокаменного цоколя деревянный музыкальный павильон на углу Чертольского переулка (был восстановлен в 1986-1987 годах). После 1917 года все строения усадьбы, за исключением главного дома, использовались под жилье В главном же доме с 1924 по 1931 годы находился Музей игрушки, Литературному музею для создания в нём постоянной экспозиции, посвящённой В. Маяковскому ,библиотека и факультет игрушки Московского техникума кустарной промышленности.В послевоенные годы особняк принадлежал Министерству иностранных дел, а потом его вновь возвратили Литературному музею. В августе 1949 года здесь открылась юбилейная выставка "А.С. Пушкин. 150 лет со дня рождения". После её закрытия хозяевами дома на какое-то время стали академические учреждения. В октябре 1957 года было принято решение о создании в Москве музея, посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина. Под размещение передали бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, где последующие четыре года проводились масштабные реставрационные работы. 6 июня 1961 года музей на Пречистенке был открыт. Все строения усадьбы, в том числе, и главный дом имеют статус памятников архитектуры федерального значения. Источники: https://um.mos.ru/houses/7140/ Автор: Юлия Мезенцева http://galik-123.livejournal.com/92369.htmlФото: https://brokgauz.academic.ru/p...corner.jpg
 --- Снегиревы | | Лайк (1) |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 17:07 Усадьба Е.А. Костяковой. Доходный дом Е.А. Костяковой. Ул. Пречистенка, д. 9 . Здание, в котором ныне расположилась Центральная энергетическая таможня, было построено в 1910 году предположительно по проекту архитектора Н. Жерихова (в некоторых источниках фигурирует имя архитектора Г. Гельриха). Пятиэтажный многоквартирный доходный дом купчихи, известной благотворительницы, потомственной почетной гражданки Евдокии Андронниковны Костяковой, выполнен в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшен рядом скульптурных панно на античные темы. В этом доме жил композитор и пианист А. Гольденвейзер, в апартаментах которого бывали многие московские музыканты, а также известные композиторы С. Рахманинов, С. Танеев и Н. Метнер. В 1920-х годах в доме бывал Михаил Булгаков, заходивший к жившему здесь другу, художнику Б. Шапошникову, создателю прекрасных музеев: квартиры Пушкина на Мойке в Петербурге, музея на Собачьей площадке, посвященного дворянскому быту (снесен). Многие события знаменитой повести Булгакова «Собачье сердце» связаны именно с этой улицей. Например, профессор Преображенский впервые встречает пса Шарика и угощает его краковской колбасой возле дома №9. Во время описываемых в повести Булгакова событий в нижнем этаже здания располагался магазин «Центрохоза», из которого и вышел профессор перед тем как встретить замерзшего и голодного Шарика, наблюдавшего за ним с противоположной стороны улицы: «Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза? <…> Что он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало охотного ряда? Что такое? Колбасу. Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне». https://um.mos.ru/houses/7633/ Автор: Ольга Филонова http://wi-fi.ru/desktop/news/1/1712874Фото: avatars.mds.yandex.net/get-pdb/224463/aeadd9ee-02ba-4d55-9017-024672661f51/s1200?webp=false
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 17:32 Усадьба князя Прозоровского. Улица Пречистенка, 1. Белые палаты были построены еще в 1685 году, как главный дом находившейся здесь усадьбы князя Прозоровского, управляющего Оружейным приказом. В гостях у князя здесь бывал Петр I. В 1712-13 годах здание было перестроено согласно новым архитектурным веяниям наступившего 18 века и "сквозняку", проникавшему из "окна в Европу". В 1730-х усадьба перешла к Фамницыным (по имени которых ее иногда и называют, ведь владели они зданием до начала 19 века, довольно долго). Претерпев еще ряд переделок, к 20 веку старинный терем был замаскирован под здание ординарной городской застройки. Часть окон была "растесана", элементы белокаменного декора частично сбиты, частично спрятаны под слоями штукатурки... Трехэтажный Г-образный в плане дом имеет проездную арку, ведущую на его парадный двор. Тип дома относится к зданиям «на погребах», то есть нижний его этаж представляет собой частично заглубленный в землю подвал, отданный под хозяйственные нужды. Верхние этажи представляют собой хозяйские и столовые покои. Интересно, что палаты были построены не в глубине усадебного участка, а вдоль улицы, такое расположение главного дома является редкостью для московской архитектуры конца XVII – начала XVIII веков. Уникальность этого здания также состоит в том, что оно вообще сохранилось до наших времен. Дело в том, что в конце XIX века, когда разбирали стены Белого города, убирали и многие старые здания, большинство боярских теремов не сохранились до наших дней, но, благодаря чудом уцелевшим «Белым палатам», мы имеем представление о них. «Белые палаты» были отреставрированы в 1995 году, сейчас в них находится Выставочный комплекс Департамента культурного наследия города Москвы. http://www.liveinternet.ru/users/2058671/post391148525/https://eho-2013.livejournal.com/624404.htmlФото: https://img.tourister.ru/files/6/5/4/0/7/8/9/original.jpg
 --- Снегиревы | | Лайк (1) |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 18:00 Усадьба боярина Юшкова. Красные палаты по Пречистенке, 1/Остоженке, 2 в Москве построены в 80-х годах XVII века в стиле московского барокко. Здание являлось главным домом усадьбы боярина Б.Г. Юшкова. Сейчас строение имеет два этажа, но, возможно, когда-то оно было 3-этажным. В самом конце XVII столетия усадьба перешла к стольнику Н.Е. Головину, а в 1713 году - к его зятю, генерал-адмиралу М.М. Голицыну. С 1760-х годов владельцами палат стали Лопухины. В начале XIX века здесь жил будущий декабрист П.П. Лопухин. После 1812 года Красные палаты принадлежали разным владельцам, в основном купцам. В течение XIX века уникальное строение на улицах Пречистенка, 1/Остоженка, 2 утратило свой первоначальный внешний вид. В 1820-х годах на стрелке был поставлен двухэтажный с лавками внизу каменный корпус, где в 1877 жил художник В.И.Суриков Поставленное на горке в глубине участка необычайно крупное для своего времени трехэтажное здание выходило торцом на Остоженку (третий этаж и торцевые части с крыльцами ныне утрачены). Лицевой фасад, некогда обращенный к Чертольским воротам Белого города, декорирован характерными для московского барокко пышными наличниками с колонками и разорванными фронтончиками. Оба этажа имеют сводчатые перекрытия. Нижний этаж, хозяйственный, включал традиционные сени с внутристенной винтовой лестницей, соединявшей все три этажа. Наверху находились парадные покои, куда попадали с красного крыльца, расположенного в северной части здания. . В 1899 году здание приобрел владелец пекарен и булочных Д.И. Филиппов. В советское время строение было приспособлено под жилье. В 1972 году его планировалось снести вместе с соседними Белыми палатами как малоценные постройки второй половины XIX века. В процессе обследования были обнаружены элементы первоначального декора здания XVII столетия, после чего была начата реставрация. В том же 1972 году было снесено здание, располагавшееся перед палатами, на месте которого появился сквер. В 1976 году здесь установили памятник Ф. Энгельсу. Красные палаты по адресу Пречистенка, 1/ Остоженка, 2 были восстановлены в 1970-х - 1980-х годах. В 1990-х годах в здании разместился ресторан. В настоящее время историко-культурный центр "Красные Палаты XVII века" включает: галерею-выставочный зал, художественный салон, концертный зал, ресторан-трапезную. С 1994 года по 2002 года там проходили концерты с большим успехом у Москвичей и гостей столицы. Однако последние 7 лет там проходят только корпоративные мероприятия, а жаль. Акустика и архитектура XVII века создавала как у слушателей, так и у исполнителей ощущение единения с прекрасным. Градостроительно-земельная комиссия Москвы в четверг одобрила соответствующий проект градостроительный план земельного участка по адресу: улица Пречистенка, 1/2. Инвестор – ООО "М-Технология" — намерен приспособить палаты XVII века под современные пользование, разместить в нем офисы, а также организовать въезд на парковку у комплекса зданий на улице Остоженка, 4-6, сообщили РИА Новости в комитете. "Все работы по реконструкции будут производиться в соответствии с режимами и регламентами, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия" Источники: http://progulkipomoskve.ru/pub...39-1-0-998http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=1802 автор xenia РИА Новости https://realty.ria.ru/urban/20160915/407954550.html Фото : http://141.r.photoshare.ru/014...08410c.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 21:27 Городская усадьба Всеволожских. Дом № 7 на Пречистенке — памятник московского классицизма. Владелец усадьбы В. А. Всеволожский был очень состоятельным человеком. Пройдя по палатам особняка можно увидеть, насколько богатая планировка и отделка дома. Особняк совсем не похож на своих архитектурных собратьев, возводившихся на рубеже ХVIII — XIX веков. Этот каменный дом находился на красной линии улицы; первоначально он был двухэтажным. На главном фасаде был широкий плоский ризалит с колоннами, на дворовом — широкая галерея с террасой-полуротондой посредине. Позади дома был парадный двор с полукружием служб, дальше до Остоженки — хозяйственный двор с каменными и деревянными постройками. Просторные залы усадьбы были отлично приспособлены для проведения концертов и балов. Хозяин дома очень любил музыку, у него даже был собственный оркестр, который был одним из лучших крепостных собраний музыкантов. Роскошные залы для музыки не порушил даже пожар 1812 года. После нашествия Наполеона потребовалось почти полное восстановление особняка. В результате к дому пристроили третий этаж, застроили дворовую галерею. Балы и музыкальные четверги, проходящие в городской усадьбе В.А. Всеволожского, знала вся Москва. Однако полностью восстановление усадьбы произошло уже при другом хозяине купце М. В. Степанове. Завладев в 1867 году этим полуразрушенном домом, о перестроил особняк в стиле громоздкого псевдоклассицизма, убрал фронтон с гербом Всеволожских, декорировал двенадцатью коринфскими полуколоннами фасад. Теперь это был настоящий дворец, в центре которого разместился яхт-клуб, а по бокам — квартиры. В 1872 — 1877 годах дворец был отдан для экспозиции Политехнического музея. В 1875 году здесь разместился политехнический музей. Тут же проводил свои опыты изобретатель лампы накаливания П. Яблочков. Когда музей перешел в новое здание, дом был куплен военным ведомством, и в нем поместился штаб Московского военного округа. В 1917 г. дом был оплотом белых и за овладение им шел жестокий бой. Сейчас дом тоже занимают военные. Источники: http://gidtravel.com/country/r...p4612.htmlhttps://liveinmsk.ru/places/a-415.htmlФото:http://www.yamoskva.com/sites/default/files/imagecache/ib_large/images/07.% 20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0% BD%D0%BA%D0%B0.%20%D0%B47.%2023.04.17.01..jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 21:58 Усадьба Лопухиных - Станицкой Улица Пречистенка, 11. В начале XIX века усадьба на улице Пречистенка, 11 в Москве принадлежала семье Лопухиных.Точно не установлено, когда участок был приобретен семьей Лопухиных, но в начале ХVШ в. в списках домов г. Москвы на 1793 г. владение уже числилось за коллежским советником Василием Авраамовичем Лопухиным. Участок, расположенный в плотно застроенном городском квартале, был ограничен ул. Большой Пречистенкой с севера, Лопухинским переулком с запада и соседними владениями с юга и востока. Он имел небольшие размеры, план его приближался к форме неправильного прямоугольника и был вытянут вдоль Лопухинского переулка. Постановка главного дома и ворот вдоль красной линии улицы была обусловлена требованием эпохи классицизма, заключающемся в обязательном включении жилой застройки в общий ансамбль улицы. Небольшой, вероятно, неозелененный усадебный двор, по существу совмещающий функции парадного и хозяйственного, был сформирован двумя корпусами — деревянным и каменным вдоль южной и западной границ владения и деревянной хозяйственной постройкой, размещенной параллельно главному дому. Произвольно расположенные по периметру участка разновременные постройки были достаточно самостоятельны и не образовывали цельного ансамбля. Только главный дом, выстроенный в лучших традициях московского ампира (архитектором А.Г. Григорьевым (предположительно), и фланкирующие его ворота конца ХVШ века составляли единое целое и способствовали формированию цельной застройки улицы. Идентичные западные и восточные ворота представляли собой два белокаменных пилона с калитками и примыкающие к ним прясла стен. Дом имел традиционное для классицизма 3-х частное членение фасада. Центр его был выделен монументальным портиком, увенчанным невысоким треугольным фронтоном. В течение нескольких десятков лет в усадьбе не производилось значительных строительных работ. В 1892 году по духовному завещанию А.В.Лопухиной — жены одного из сыновей строителя дома,- владение переходит к ее племянникам П.И. и И.И.Ворониным, при которых проводились только ремонтные работы в главном доме. В конце XIX столетия владелицей усадьбы была генеральша Е.И. Станицкая. Сразу после покупки участка она начала крупные строительные работы, которыми руководил академик архитектуры С.У. Соловьев. В 1895-96 годах был полностью перестроен жилой флигель по Лопухинскому переулку. Объем его, увеличенный почти вдвое, затеснил и без того небольшой усадебный двор и обозначил границу между его парадной и хозяйственной частями. К восточному торцу служебного корпуса пристраивается небольшой 1-этажный каменный объем. Оформленный в духе классицизма, он способствовал формированию целостности архитектурного решения парадной части усадьбы. Тогда же разбираются сторожка по Лопухинскому переулку, западные ворота по Пречистенской и старая обветшавшая ограда. На их месте возводится новая металлическая ограда «в каменных частях», спрямившая линию предшествующей. В 1897 году архитектор Анатолий Александрович Остроградский возвел во дворе Пречистенки, 11 еще одно служебное здание. Сам главный дом сохранил свой первоначальный облик При следующих владельцах Ф.В. Челнокове (1911-1917) и А.П. Генчь-Оглуевой (1917) перестроек в усадьбе не производилось. В 1920 году здесь открылся музей Л.Н. Толстого, существующий до настоящего времени. Сама усадьба не связана с жизнью Толстого, и он здесь никогда не бывал. В музее создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве писателя. Здесь же хранятся его рукописи. Здание главного дома подвергалось лишь частичной реставрации и неоднократно косметическому ремонту. Укрепление живописи, лепнины, перестилка полов проводились в 1945, 1947, 1949, 1956-59, 1971, 1983 годах. В жилом флигеле в 1978-80 годах производились ремонтно-восстановительные работы с приспособлением его под фондохранилище. В 1974 году проведены ремонтной-восстановительные работы корпуса служб. В 1957 году проведены обмеры ворот и частичные ремонтной-восстановительные работы. В 1972 году рядом со зданием музея по улице Пречистенка, 11, в бывшем саду, установили памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором С.Д. Меркуровым. Композиция была перенесена сюда с прежнего места - из сквера Девичьего поля. Источники: http://progulkipomoskve.ru/pub...39-1-0-100http://www.mosculture.ru/object/47259/Фото: http://s7.drugiegoroda.ru/7/67...1_home.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 22:35 3 января 2018 18:34 Усадьба Долгоруковых. Дом Долгоруковых. Ул. Пречистенка д. 19/11 В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского генерал-губернатора с 1865 по 1891 год. Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» М.Ф. Казакова. Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи полагают, что восстановлением занимался архитектор Ф.И. Кампорези. В пользу этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки. В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает 1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов. В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову. С 1863 года усадьбу на Пречистенке, 19 арендовало Александро-Мариинское училище для девочек, созданное В.Е. Чертовой, женой генерала П.А. Чертова. В народе это учебное заведение в шутку называли «чертовским училищем». В 1868 году Чертова выкупила усадьбу. Проводится ремонт, перепланировка главного дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы. В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности, по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до трех этажей. Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст, Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до 1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц - прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения. В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек, к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора Н.Д. Струкова. В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного ведомства. В 1921 году здание подверглось очередной перепланировке и ремонту и в здание была переведена часть Военной академии РККА, которая с 1925 года носила имя возглавлявшего ее М.В. Фрунзе. В 1932 - 1935 годах начальником академии был Б.М. Шапошников. Среди преподавателей академии был Д.М. Карбышев. В академии учились выдающиеся советские военачальники - К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин и многие другие. В 1990-х годах в доме размещалась телевизионная и радиовещательная студия министерства обороны. В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели». https://um.mos.ru/houses/4780/ Автор: Юлия мезенцева. http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1004Фото:http://aboutmoskva.ru/hran/risunki/1579sred.jpg?t=1513999718
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
2 января 2018 23:06 Усадьба И.А. Морозова Ул. Пречистенка, д. 21 В 1810 году генерал-майор А.А. Тучков выстраивает на углу Пречистенки и Мансуровского переулка усадебный комплекс из трех зданий: главный дом – на месте старых палат, флигель и, в глубине двора, службы. Во время пожара 1812 года главный дом не пострадал, и около 1817 года все владение покупает граф С.П. Потемкин. Его жена - урожденная княжна Е.П. Трубецкая, сестра декабриста С.П. Трубецкого - была посаженой матерью на свадьбе А.С. Пушкина. Сам Пушкин тоже бывал в этом доме. Затем владельцы еще несколько раз меняются, в 1871-1872 годах по заказу новой хозяйки А.П. Мартыновой архитектор П.С. Кампиони переделывает главный дом – появляется пристройка со стороны переулка, а фасад отделывают в стиле эклектики. В 1889 году усадьбу приобретает Иван Абрамович Морозов, известный промышленник и меценат. При нем перестраивается служебный корпус (ныне здание Института истории искусств), появляется каменная ограда, отделяющая усадьбу от Александро -Мариинского училища благородных девиц. Главный дом в 1905 году реконструируется под руководством архитектора Л.Н. Кекушева для размещения морозовской коллекции западно-европейской и русской живописи конца XIX - нач. ХХ вв. В особняке появляется так называемая несгораемая комната: толстые каменные стены, бетонированный сводчатый потолок, два маленьких окна и двустворчатая дверь были устроены по системе несгораемых шкафов – с внутренними ставнями. В случае надобности в этой комнате можно было спрятать всю коллекцию. (В 1920-е музей Л.Н. Толстого использовал комнату для хранения рукописей писателя). Архитектор также удалил обильную лепку анфиладных комнат, выходящих на Пречистенку, в прежнем виде осталась столовая, декорированная в готическом стиле. Декоративные панно и скульптура для концертного зала и парадной лестницы были выполнены известными французскими художниками М. Дени (серия декоративных панно на тему мифа о Психее), А. Майолем (бронзовые декоративные скульптуры «Памона» и «Флора».), П. Боннаром (триптих «Средиземное море» в помещении парадной лестницы). Коллекция И.А. Морозова была почти недоступна для осмотра, со временем владелец намеревался подарить ее Москве, но случилась революция. В начале 1918 года дом Морозова захватили анархисты. Дни и ночи они просиживали в особняке, притесняя хозяев. Когда вышло постановление Совнаркома о национализации морозовского собрания в числе других частных коллекций, Морозов был даже рад этому — он хорошо запомнил дни, проведенные под одной крышей с вооруженными бандитами. Теперь он получил охранную грамоту от нового государства, защищавшую его от всяких посягательств. Коллекционер стал пожизненным заместителем директора II Музея нового западного искусства — так стал называться теперь его пречистенский дом. С увлечением человека, влюбленного в дело всей жизни, Морозов водил посетителей по залам галереи. Однако экскурсоводом по собственному дому он пробыл совсем недолго: его семья не перенесла всех тягот и бедствий революционного времени и в самом конце 1918 года уехала на Запад. Известно, что Музей нового западного искусства очень любил посещать Осип Мандельштам. Здесь он мог видеть импрессионистов, Ван Гога, Сезанна и других близких ему художников. С посещениями этого музея связано стихотворение «Импрессионизм» («Художник нам изобразил…», 1932) и глава «Французы» из «Путешествия в Армению». В 1929 году проводилась частичная реконструкция главного дома. По проекту архитектора С. Калугина проводились работы по устройству нового выставочного зала. С 1947 года в усадьбе разместился Президиум Академии художеств СССР, в настоящее время Российская академия художеств, совместно с НИИ теории и истории изобразительных искусств. Источники: https://um.mos.ru/houses/7286/ Автор: Юлия Мезенцева. http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1005http://www.liveinternet.ru/use...362903581/Фото: https://upload.wikimedia.org/w...nka_05.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1287 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35316 | Наверх ##
3 января 2018 13:05 Городская усадьба генерала Орлова. Дом генерала Орлова ул. Пречистенка, 10 В основе дома 10 — сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли. (1) Особняк в XVIII века принадлежал семействам Ржевских, Лихачевых и князю И. М. Одоевскому. Затем здесь поселился декабрист, герой Отечественной войны 1812 года генерал Орлов. Генерал Орлов. Михаил Фёдорович был одним из основателей Союза благоденствия и активно участвовал в движении декабристов, за что находился под следствием.(2) В 1823 году его отстраняют от занимаемой им должности начальника дивизии в Кишиневе за политическую пропаганду декабриста В. Раевского, которую он допустил в подчиненных ему воинских частях. Позже его и вовсе отправили в отставку и подвергли следствию по делу о декабристах и заключили в Петропавловскую крепость. (3) Был отправлен в ссылку. Однако следствие вел его брат, Алексей Фёдорович, поэтому с 1831 году Михаилу Орлову было разрешено вернуться в Москву. Интересным будет о тметить, что Орлов и его супруга были близкими друзьями Александра Сергеевича Пушкина, который даже посвятил стихотворение Екатерине Орловой и запечатлел ее черты в образе Марины Мнишек в поэме «Борис Годунов».(2) В особняке на Пречистенке, 10(2) он жил с 1839 по 1842 год вместе со своей женой Екатериной Николаевной, дочерью генерала Н.Н. Раевского. Михаила Орлова еще в Кишиневе связали с поэтом приятельские отношения, они виделись чуть не каждый день, и до сих пор в среде литературоведов не утихают споры о том, какая же из двух женщин была «южной любовью» Пушкина – Мария Волконская или же жена Орлова Екатерина.Пушкин запечатлел посвятил стихотворение «Увы! Зачем она блистает минутной, нежной красотой?», и о ней же он отзывался как о «женщине необыкновенной». В 1842 году Михаил Орлов умер, он был похоронен на Новодевичьем кладбище(3) После смерти Орлова часть его владения стала представлять собой меблированные комнаты, которые предназначались под сдачу постояльцам. Одним из таких постояльцев был молодой Исаак Левитан. Комната являлась для него одновременно и домом, и мастерской, сюда к нему нередко захаживал в гости Антон Павлович Чехов. Уже в начале XX века перед революцией домом владел француз, крупный коллекционер живописи и фарфора, купец-галантерейщик, Мориц Филипп. Домашним учителем его сына Вальтера, "славного и привязчивого мальчика", стал Борис Пастернак, который тоже жил здесь какое-то время. Филиппу принадлежал крупный универсальный магазин на Лубянской площади. С 1905 года он вместе с семьей жил в этом доме на углу Пречистенки и Царицынского переулка. Начало Первой мировой войны застало Филиппов в Германии, но осенью они уже вернулись в Россию, с которой были связаны не только коммерческими отношениями, но и всем жизненным укладом. Вальтеру в то время было 12 лет, он учился в частной г имназии А.Е.Флерова. Б.Пастернаку предложили стать воспитателем Вальтера и временно поселиться в особняке на Пречистенке в отдельной комнате. В начале весны 1915 г. он дал согласие и перевез на Пречистенку свои вещи, книги и рукописи. Сходную ситуацию описывает Пастернак в «Повести» — ее герой Сергей Спекторский становится гувернером мальчика Гарри, сына богатого фабриканта Фрельстена: «Как вдруг <…> он очутился во фрельстенском особняке воспитателем хозяйского сына и тут остался <…>. И не удивительно. Его взяли на всем готовом, предложив сверх того оклад вдвое больше учительского, огромную трехоконную комнату об стену с учениковой и полное пользование досугом, какой ему заблагорассудится для себя отвесть без ущерба для занятий с воспитанником». Вальтер Филипп сохранил самые теплые воспоминания о занятиях с Б.Пастернаком, о чем писал в 1982 г.: «Борю в роли учителя я вспоминаю сравнительно хорошо, он очень увлекательно рассказывал, на какую бы тему мы ни говорили, и всегда старался объяснить мне все просто и ясно — будь то физика, история или литература». Однако спокойная жизнь в пречистенском особняке была внезапно прервана: 28 мая 1915 г. состоялся чудовищный погром живших в Москве немцев. В «Людях и положениях» Пастернак вспоминал об этом: «Летом во время московских противонемецких беспорядков в числе крупнейших фирм Эйнема, Ферейна и других громили также Филиппа, контору и жилой особняк. Разрушения производили по плану, с ведома полиции. Имущества служащих не трогали, только хозяйское. В творившемся хаосе мне сохранили белье, гардероб и другие вещи, но мои книги и рукописи попали в общую кашу и были уничтожены <…>. Из разоренного и наполовину сожженного дома Филиппы перебрались в наемную квартиру. Тут тоже имелась для меня отдельная комната». Наемная квартира располагалась в Шереметьевском (ныне — Романовом) переулке (дом №3 кв.90). Пастернак продолжал заниматься с Вальтером до своего отъезда из Москвы зимой 1916 г. на Урал. Уезжая, он предложил продолжить занятия с мальчиком только что окончившему университет А.Ф.Лосеву. После революции 1917 года в усадьбе стало располагаться множество общественных организаций. В годы Великой Отечественной войны здесь находился Еврейский антифашистский комитет. Сегодня здание полностью отреставрировано, в нем располагаются Международная ассоциация Фонда мира и Комитет за мир и сотрудничество.(2) 1. http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/2. https://um.mos.ru/houses/2147/ Автор:Анна Сергеева-Клятис 3. http://www.liveinternet.ru/users/5477037/post422900586/Фото: https://img.localway.ru/fullsize/558507.jpg
 --- Снегиревы | | |
|