Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усадьбы

Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные

    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 * 12 13 14 15 ... 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба Коншиных.
Владельцы усадьбы: конец XVIII в. - 1818 г. И.П. Архаров; 1818 г. - Нарышкин; Гагарины,
Трубецкие, с 1865 г. по 1917 г. Коншины; с 1917 г. А.И. Путилов
Архитектор усадьбы:  1-я пол. XVIII в.; перестройка: 1908—1910, архитектор А. О. Гунст;
новая часть (справа) — 1932, архитекторы братья Веснины.
Адрес усадьбы: г. Москва, ул. Пречистенка д.16/2 стр.1.
https://deadokey.livejournal.com/92907.html
Эта территория в XVI в. и позднее входила в Большую Конюшенную слободу, которая в
1653 г. насчитывала 190 дворов. Здесь жили «стремянные, стадные стряпчие и задворные
конюхи, конюшенные сторожа, конюшенные подковщики, государевы колымажники и т.п.
Здесь же были и конюшни. И считается что именно на этом месте стояли палаты
Конюшенной слободы, которые там в основании и есть до сих пор.
При Грозном эти земли отошли к опричнине.
И все же Пречистенка в 18 веке становится своеобразным "Сен-Жерменским" предместьем
Москвы, где в лабиринте чистых, спокойных улиц и извилистых переулков жило старое
московское дворянство, громкие имена которого часто упоминаются в русской истории до
Петра I. Тут были усадьбы Всеволожских, Вяземских, Архаровых, Долгоруких, Лопухиных,
Бибиковых, Давыдовых, графов Орловых, а также Гагариных, Гончаровых, Тургеневых, чьи
фамилии мы встречаем в книгах по истории России и многочисленных воспоминаниях
современников.
Хотя в современных исследованиях утверждается, что сохранившееся до нас здание имеет
в основе палаты начала XVIII столетия, документальных сведений о владельцах авторы
не приводят.
В конце 18 века и до 1818 года им владел Иван Петрович Архаров.
Младший брат московского обер-полицмейстера Николая Петровича Архарова, дом
которого находится почти напротив по Пречистенке (потом там Денис Давыдов жил).
Он был женат на княжне Екатерине Александровне Римской-Корсаковой, троюродной
сестре Елизаветы Петровны Яньковой.
Они были очень дружны с сестрой. Старшая сестра Е.А. Архарова вывозила в свет
своих троюродных сестер со своими дочками, так как сестры остались к тому времени
без матери. Незадолго перед Наполеоновским нашествием Яньковы купили дом
напротив Архаровых и часто у них бывали. В воспоминаниях бабушки то и дело
встречается "я его видела у Архаровых, девочки мои у Архаровых танцевать учились"
и.т.д.
Но вернемся к Ивану Петровичу Архарову. Своей карьерой он был обязан брату —
в то время петербургскому генерал-губернатору Н.П.Архарову, который в беседе с
императором Павлом I как-то выбрал удачный момент для протежирования брата.
Иван Петрович был немедленно потребован в Петербург, произведен в генералы от
инфантерии, пожалован орденом святой Анны первой степени и тысячью душ
крепостных крестьян.
С помощью прусского полковника Гессе, назначенного императором плац-майором
в помощь Ивану Архарову, новый военный губернатор сформировал из отчаянных
храбрецов, спаянных суровой дисциплиной, полк, которого москвичи боялись как
огня. Недаром слово «архаровец» стало нарицательным.
Один из лучших знатоков бытовой истории ХVIII столетия С.Н.Шубинский писал:
«Архаров зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт
для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедало не менее сорока
человек, а по воскресеньям давались балы, на которые собиралось все лучшее
московское общество; на обширном дворе, как ни был он велик, иногда не умещались
экипажи съезжавшихся гостей.
Широкое гостеприимство скоро сделало дом Архаровых одним из самых приятных
в Москве…»
Иван Архаров благополучно губернаторствовал два года, как внезапно его карьера
прервалась анекдотическим случаем, вызванным чрезмерным усердием брата
угодить императору. В то время как Павел после коронации поехал осматривать
литовские губернии, Николай Архаров решил преподнести ему сюрприз. Зная
любовь императора к «эстетике шлагбаумов и полицейских будок», он приказал
всем петербургским обывателям, не медля, окрасить ворота своих домов и заборы
полосами черной, оранжевой и белой красок. Непредвиденные срочные и большие
расходы вызвали недовольство жителей, а губернаторский «сюрприз» произвел на
императора сильное, но совершенно противоположное ожидаемому действие.
Пораженный при въезде в столицу массой выкрашенных по однообразному шаблону
построек, он спросил, что означает эта нелепая фантазия? Ему отвечали, что
«полиция принудила обывателей безотлагательно исполнить волю монарха».
— Так что же я, дурак, чтобы отдавать такие повеления? — гневно воскликнул Павел I.
Николаю Архарову было приказано тотчас же уехать из Петербурга и никогда не
показываться более на глаза монарху. Вскоре пришел и черед московского брата.
23 апреля 1800 года был отдан приказ об увольнении обоих Архаровых от службы,
а на другой день послано повеление императора московскому генерал-губернатору:
«По получении сего, повелеваю объявить братьям генералам от инфантерии Архаровым
повеление мое выехать немедленно из Москвы в свои деревни в Тамбове, где и жить
им впредь до повеления».
Ссылка продолжалась недолго. После убийства Павла I и вступления на престол
Александра I Иван Архаров поселился в своем доме, который по-прежнему открылся
для всех. Широкое гостеприимство сделало дом Архарова одним из самых приятных в
Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича. 
"Екатерина Александровна Архарова была величественна и умела держать себя в
людях как следует, или, как вы теперь говорите , с достоинством. Я всегда скажу, что
если я умею войти и сесть как следует, то этим я ей обязана. ...
У нее было две дочери: старшая, Софья Ивановна, была за графом Александром
Ивановичем Соллогубом и младшая, Александра Ивановна, за Алексеем Васильевичем
Васильчиковым." (Янькова)
После Отечественной войны и смерти мужа Екатерина Александровна жила в
Петербурге в семье младшей дочери Васильчиковой, проводя лето в Павловске.
Архарова пользовалась всеобщим уважением: в дни рождения (12 июля) и именин все
являлись ее поздравить; Императрица Мария Федоровна ежегодно 12 июля удостаивала
ее своим посещением. Просьбам и ходатайствам Е. А. не отказывали, и почет “старухи
Архаровой” принимался ею как нечто должное, принадлежащее по праву.
Пречистенка сильно выгорела в пожар 1812 года. 
Этот ужас послепожарной Пречистенки хорошо описан у все той же Яньковой:
"Долго я не могла решится побывать на Пречистенке и посмотреть на то место, где был
наш дом. ...увидала я совершенно пустое выгорелое место. ...
Через переулок от нас, ниже к Пречистенским воротам, был дом Архаровых, напротив
них дом Лопухина и далее еще большой каменный дом Всеволожских; они все сгорели. ...
и еще много других домов по Пречистенке почти вплоть до Зубова, где ныне бульвар.
- все это погорело. Уцелел только дом Н.И. Хитровой."
Так вот это пепелище в 1818 году купил князь Нарышкин Иван Александрович.
Как известно, Нарышкины были скромными дворянами, происходившими от крымских
татар. Они возвысились благодаря женитьбе царя Алексея Михайловича на Наталье
Нарышкиной, ставшей матерью Петра Первого. Это сделало их, родственников царя,
крупными помещиками и вельможами.
Е.П. Янькова так характеризовала своего нового соседа: «Ивану Александровичу было
лет за пятьдесят; он был небольшого роста, худенький и миловидный человечек, очень
учтивый в обращении и большой шаркун. Волосы у него были очень редки, он стриг их
коротко и как-то особенным манером, что очень к нему шло; был большой охотник до
перстней и носил прекрупные бриллианты. Он был камергером и обер-церемониймейстером».
Женат он был на Екатерине Александровне Строгановой.
Она была дочерью действительного тайного советника барона Александра Николаевича
Строганова (1740—1789) от брака его с Елизаветой Александровной Загряжской (1745—1831).
По рождению принадлежала к высшей столичной знати. Так как мать у нее Загряжская она
была двоюродная сестра Натальи Ивановны Гончаровой - тёщи А.С.Пушкина. 
"От матери Екатерина Александровна унаследовала отличавшую её красоту и
представительную наружность. Высокого роста, немного полная , с голубыми , несколько
навыкат близорукими глазами, с смелым и открытым выражением лица. "... видная из себя,
но в противоположность мужу малообщительная."(Янькова)
Имея самые высокие придворные должности, но ветреный и легкомысленный от природы,
И.А.Нарышкин любил хорошо пожить и в короткое время расстроил своё и женино состояние.
Из-за своей беспечности и излишней доверчивостью он утратил и расположение к себе Двора.
Пользовавшаяся покровительством И.А.Нарышкина француженка г-жа Вертёль,
содержательница мастерской дамских нарядов, оказалась замешанной в получении
контрабандою, через дипломатическую вализу одного из иностранных посольств, разных
модных товаров для своего магазина. История эта причинила много неприятностей Нарышкину и
привела к его отставке. Семье пришлось переехать в Москву.
Супруги Нарышкины имели трех сыновей и двух дочерей. Елизавету Ивановну - фрейлину
Она замуж так и не вышла. Как Янькова про нее писала - "потом очень располнела и осталась
старой девой и за свое дородство заслужила название "Толстуха Лиза". И Варвару Ивановну 
замужем за Сергеем Петровичем Неклюдовым (двоюродным братом Римских-Корсаковых)
"Старший из сыновей Александр Иванович был видный и красивый молодой офицер, подававший
большие надежды своим родителям, живого и вспыльчивого характера: у него вышла ссора с
графом Федором Ивановичем Толстым (Американцем), который вызвал его на поединок и убил его.
Это было года за два или за три до 12 года. ... 
Другие два сына оба были женаты: старший Григорий , на вдове Алексея Ивановича Муханова,
Анне Васильевне, которая сама по себе была княжна Мещерская. Они имели сына и нескольких
дочерей... Меньшой сын, Алексей Иванович, был женат на дочери наших соседей Хрущовых,
Елизавете Александровне; он был, сказывали большой оригинал; детей... не имел."
Быт в доме Нарышкиных был близок к тому, что было здесь при Архаровых. Но Нарышкины по
своему рангу стояли выше Архаровых: кроме того, что они были родственниками царя, жена
Нарышкина кичилась, что она была родственницей Голицыных и дочь их была фрейлиной.
Поэтому и стиль в доме Нарышкиных несколько отличался от архаровского - здесь все было
богаче, изысканнее. 
Иван Александрович приходился дядей Наталии Николаевне Гончаровой (по жене своей ) и был
посаженым отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года
в приделе еще недостроенного храма Большое Вознесение у Никитских ворот. Естественно, что
поэт не раз наносил визиты Нарышкиным в их доме на Пречистенке.
Племянник Нарышкина Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, был
участником восстания декабристов и был приговорен к 8 годам каторги. Отбыв каторгу и частично
ссылку, Михаил Михайлович поселился в деревне Тульской губернии и нелегально бывал на
Пречистенке, у своего родственника - Мусина-Пушкина, к которому дом перешел от Нарышкиных. 
Здесь в доме Мусина-Пушкина Михаила Михайловича Нарышкина посетил Николай Васильевич
Гоголь, который тогда работал над вторым томом «Мертвых душ» и интересовался деятельностью
декабристов в связи с темой о ссылке в Сибирь Тентетникова и переезда к нему Улиньки.
Позднее дом переходит к княгине Гагариной, потом к князьям Трубецким. 
В 1840-е годы Николай Коншин значительно расширил производство, построив красильню и
оснастив прядильню паровой машиной. В 1853 году его брат Иван Максимович получил в
наследство прядильное и ткацкое отделения. А спустя шесть лет сыновья Н.М.Коншина, Николай
Николаевич и Максим Николаевич, образовали Торговый дом «Николая Коншина сыновья» для
эксплуатации ситцепечатного заведения, которое переоборудовали на машинную тягу. 
В 1882 году, к 200-летнему юбилею текстильных предприятий, род Коншиных «в воздаяние их
заслуг на поприще отечественной промышленности» был возведен в потомственное дворянство.
И.Н.Коншин умер в 1898 году бездетным. Все огромное состояние, превышающее 10 миллионов
рублей, он оставил жене — Александре Ивановне. Она ликвидировала промышленное
предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме. «У Коншиной
детей не было. Она была одинокой женщиной, необщительной, нелюдимой, недоверчиво
относившейся к своим родственникам, даже чуждавшаяся их. Жила она в окружении
невероятного количества кошек, единственный человек, который ей был близок — это
монашенка-компаньонка; управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец. Всеми
делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский» (А.Ф.Родин)
Первый раз Коншины перестроили особняк в 1867 году.
В 1910 г. особняк перестраивает архитектор Гунст, после чего дом 72-летней Коншиной превратился
в один из самых шикарных особняков в Москве.
Выбор пал на талантливого московского зодчего и художника не случайно. Гунст, окончивший в 1898
году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, находился в расцвете творческих сил и
был уже известен крупными работами: вместе с Л.Н.Бенуа он возвел монументальное здание
Первого Российского страхового общества на углу Б.Лубянки и Кузнецкого моста, проектировал
фешенебельные особняки на улицах Погодинской и 1-й Мещанской. Репутация Гунста в мире
искусства упрочилась благодаря основанию им Классов изящных искусств, в которых преподавали
архитектор Федор Шехтель, художники Исаак Левитан, Николай Крымов, скульптор Сергей Волнухин
и другие известные деятели искусства. Анатолий Осипович был всесторонне одарен. Увлекался не
только живописью, но и художественной фотографией (его работы были удостоены премий на
Всемирной выставке в Париже), был своим человеком в театральном мире.
После перестройки стоимость владения оценивалась в 193.193 рубля, в том числе двухэтажного
особняка - 92.802 рубля. На первом и втором этажах было по 15 комнат. На втором этаже
помещались парадные, а также комнаты хозяйки и 2 комнаты для ее прислуги. Общая площадь
каждого этажа составляла около 800 кв. метров.
Александра Ивановна Коншина ликвидирует промышленное предприятие, продает фабрику
братьям мужа, живет же она здесь, в своем доме. 
Один из невольных вопросов, возникающих по поводу перестройки этого здания: почему
Александра Ивановна Коншина, находясь в столь пожилом возрасте (ей было 77 лет), перестраивает
себе это роскошное здание. 
Весьма правдоподобным является следующее предположение; дом, построенный в 1867 г., вряд
ли мог обветшать за 40 лет, хотя со стороны Мертвого переулка дал трещину, но Дерюжинский, ее
доверенный, приглашает известного в Москве архитектора Анатолия Оттовича Гунста и заказывает
ему разрушить старый дом и построить новый, но по плану прежнего.
Гунст проектировал особняк с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря этому его
творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек, которыми ознаменовалось в
Москве начало ХХ столетия. Зодчий тактично сохранил ясную соразмерность объема здания —
удачного образца неоклассицизма.
Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном.
Однако в мелкой декоративной лепнине фриза, обрамления окон прослеживается влияние
эклектики. Дом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высоким каменным
забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают
скульптуры львов.
Со стороны переулка на стене особняка барельефное панно в стиле модерн.
Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя
как крупный мастер.
Особенно роскошен Зимний сад (ныне — парадная столовая) с остекленным эркером и световым
фонарем, эффектно отделанный объем которого был встроен со двора.
Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения — из Парижа. Громадное стекло было
заказано также в Италии. Его везли в Москву в специально оборудованном вагоне. Вставить этот
«уникум» на уготовленное для него место можно было только в процессе строительства
Мраморные скульптуры были получены из Парижа - о чем на скульптурах имеется пометка. 
Прекрасно представляя, что пресыщенную московскую публику удивить непросто, Александра
Ивановна выбрала стиль классической роскоши. 
Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет (в ряде
помещений сохранившийся до сих пор) - всё это давало благочестивой вдове ощущение
праздника в последние четыре года ее жизни.
Бальную залу отделяла от музыкального салона колоннада, и таким образом можно было
устраивать настоящие большие концерты. Для любителей покурить были устроены "мужские
кабинеты" с комфортными диванами и приглушенным светом.
Дом Коншиной был начинен всякой современной техникой - водопроводом и канализацией, и
даже специальной системой вытяжных пылесосов через вентиляционные отверстия. Эти
новинки в обустройстве жилья были приманкой для многочисленных гостей. С шиком была
устроена ванная (сантехнику, по традиции, привозили из Англии) - как и в других богатых
особняках, здесь имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые
оборачивались после водных процедур.
Бронзовые украшения привезли из Парижа, Стекла и мрамор, скульптуры из Италии,
электротехнику из Британии. Освящение особняка происходило на именины хозяйки, 23
апреля 1910 года.
А.И.Коншина была старообрядкой, при ее доме всегда держали открытый стол для странников,
старообрядцев-приезжих, нищих. Угощая прямо в столовой, Коншина перед началом трапезы
приглашала всех в домовую моленную, бывшую рядом со столовой.
Одинокая и больная хозяйка недолго прожила в великолепном дворце: в сентябре 1914 года
она умерла. 
Дом переходит к жене племянника — Варваре Петровне Коншиной, хозяйке фабрики в
Серпухове, которая через год также умирает. 
Владение по наследству достается трем ее замужним дочерям — Полуэктовой, Яковлевой и
Колосовой, и их малолетним сыновьям.
В начале 1916 года они продали дом Коншиной за 400 тысяч рублей крупнейшему русскому
предпринимателю и банкиру, действительному статскому советнику Алексею Ивановичу Путилову.
В то время он был председателем правления Русско-Азиатского банка и входил в руководство
свыше полусотни крупнейших акционерных предприятий и фирм. Но после Октябрьского
переворота все его движимое и недвижимое имущество, в том числе купленный у Коншиных
дом на Пречистенке, было конфисковано.

В 1922 году в стенах особняка Коншиных-Путилова открылся Дом ученых. Начался новый этап
истории примечательного памятника на Пречистенке. Я здесь не буду рассказывать про
пристроенную Весниными часть. Я считаю что они изуродовали дом. Не понятно зачем они вообще
его тронули. Он и сейчас огромен. Ученые могли спокойно в нем разместитсяэ
https://il-ducess.livejournal.com/204076.html Автор: москвовед Ирина Левина
"Рассказы бабушки Е.П. Яньковой"
Юрий Александров  Среди дворянских гнезд ж."Наше Наследие" № 63-64 2002
В ЦДУ РАН работает 26 научных секций, на которых ведется большая научно-просветительская
работа. Каждый вечер идут заседания секций, которые может посетить любой желающий. В
работе этих секций принимают участие крупные специалисты и преподаватели ведущих университетов
В Центральном Доме Ученых удалось сохранить неповторимый дух старой интеллигентной Москвы –
дух творчества. В этих стенах возрождаются давно забытые, но прекрасные формы творческой работы,
добрые традиции которых заложены нашими предшественниками. На сегодняшний день созданы и
успешно работают более 30 творческих коллективов.
http://www.cdu-art.ru/dom_ist.shtml
Фото: https://profiok.com/upload/medialibrary/
В ЦДУ демонстрируются фильмы, проводятся замечательные вечера, проходят замечательные концерты
талантливых исполнителей.
Фото: https://profiok.com/upload/medialibrary/
6df/6df574e40d789686c995b91bcb067ebd.jpg

Прикрепленный файл: ЦДУ.jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба А.П.Ермолова на Пречистенке.
В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий
монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская — от ручья Чертолье (Черторый,
Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких
ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части — Пречистенку
и Ленивку (Волхонку).
Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века,
после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное
название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича.
Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская — неподобающее
название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в
честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.
Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь,
например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии
этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих
к Пречистенке.
Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять
домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро
восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку
обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько
огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».
В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую — в честь
известного революционера-анархиста. Предыдущее название — Пречистенка —
вернули в 1994 году
http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/
В основе дома под номером 20 по Пречистенке — особняк конца XVIII века. Его
построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным
методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе,
ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и
врача, и его пациентов называли «лодыри».
Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился
двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим
фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич
знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года,
нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада,
разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.
В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею
Ермолову.
http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/
В этом доме жил на протяжении 10 лет до самой смерти в 1861 году, герой
Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа генерал Алексей Петрович
Ермолов - выдающийся русский военачальник и государственный деятель, участник
многих войн Российской империи.
https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html
После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину. При нём в 1873
году была произведена перестройка дома по проекту архитектора А.С. Каминского.
Фасад здания получил оформление в эклектическом стиле - дом приобрел современные
черты. С 1900 года — предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову,владевший
крупной чайной фирмой "Губкин и Кузнецов" и имевшей представительства не только в
России, но и на всех известных чайных рынках мира: в Лондоне, в Индии, в Китае, на
островах Цейлон и Ява. Здание было в очередной раз перестроено, автором проекта
стал архитектор К.Л. Мюфке. А.К. Ушков вместе со своими родственниками
покровительствовал московской филармонии и Большому театру, где он познакомился
с прима-балериной Большого театра Александрой Михайловной Балашовой, ставшей
впоследствии его супругой.
https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html
Ушковы, которые сразу принялись перестраивать дом. Особняк был полностью
переделан и стал одним из самых роскошных в городе, однако потерял классические
черты. Для хозяйки дома, прекрасной балерины Александры Михайловны Балашовой
был устроен балетный репетиционный зал с зеркальными стенами
https://um.mos.ru/houses/2149/
Через четыре года после революции, в 1922 году, под видом путешествия по Волге
супруги навсегда покинули Россию. В Париже они обосновались на на Rue de la Pompe,
и Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене "Гранд Опера".
https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html
В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан.
Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы
на танцовщице поселился Сергей Есенин.
http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/
Именно здесь Есенин создал свою "Исповедь хулигана" и многие другие произведения.
Невероятная пара прожила вместе недолго. Уже в 1924 году после скандалов,
алкогольного опьянения и непонимания брак был расторгнут. В том же году Айседора
покинула Россию, Уже находясь в Европе, она получила известие о самоубийстве
Есенина. Трагически и нелепо закончилась и жизнь самой Айседоры. 14 сентября 1927
года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, она
села в спортивный автомобиль Бугатти 35, воскликнув: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!".
И через минуту оказалась задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось
автомобиля. Шофёр не заметив этого, продолжал движение..
https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html
Сегодня же в здании находится главное управление по обслуживанию дипломатического
корпуса МИДа. В 1999 году в здании была проведена реставрация, признанная
победителем конкурса на лучшую реставрацию памятников архитектуры Москвы.
https://um.mos.ru/houses/2149/

Фото: http://yamoscow.ru/wp-content/...8B-%D0%94%
D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD.jpg

Прикрепленный файл: Дом-Айседоры-Дункан.jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых в Москве
Городскя дворянская усадьба Хрущёвых-Селезнёвых на ул. Пречистенка, 12/2.

К 1750-м годам данное владение находилось в руках обер-президента Главного
магистрата Степана Степановича Зиновьева, затем оно принадлежало его брату,
а в 1798 у тогдашнего владельца камергера В.С. Васильчикова усадьбу покупает
князь Федор Барятинский.  При Екатерине достиг чинов обер-гофмаршала и
действительного тайного советника. При вступлении на престол Павла I был
вынужден принимать участие в церемонии перезахоронения останков Петра,
после чего был уволен в отставку.
В 1806 году на территории усадьбы уже располагался большой деревянный
дом с антресолями на каменном подклете и двухэтажное каменное здание,
стоящее вдоль переулка. Сразу после смерти Федора Сергеевича в 1814 году
усадьбу купил его близкий знакомый - участник войны с французами, гвардии
прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущев. Дом сильно пострадал в
пожаре 1812 года, и поэтому был заново отстроен. К 1816 году на подклети
палат Барятинских стоял удивительной красоты дом с мезонином. Долгое
время считалось, что его создателем был архитектор Донемико Желярди.
Позднее выяснилось, что дом был построен его учеником, русским зодчим
Афанасием Григорьевичем Григорьевым, бывшим крепостным, получившим
вольную в 22 года. Надзор за строительством пристально велся Комиссией для
строений во главе с О.И. Бове. Хрущевы были богатыми помещиками и вели
по-московски широкий образ жизни. У А.П.Хрущева было 14 детей.
Отставной гвардии прапорщик Александр Петрович Хрущев принадлежал к
старинному дворянскому роду. В Отечественную войну 1812 года он сражался
в составе лейб-гвардии Преображенского полка, а после войны на удивление
быстро разбогател, как говорили на откупах, что считалось неприличным для
дворянина.  Семья была дружной и даже, отделившись, дети часто бывали в
доме родителей. Стоит упомянуть о Нарышкиных, с которыми породнился
А.П.Хрущев через дочь Елизавету. Муж ее, Алексей Иванович Нарышкин слыл
«большим оригиналом», он был сыном тайного советника и сенатора Ивана
Александровича Нарышкина, дяди Н.Н.Гончаровой. Иван Александрович был
посаженным отцом на свадьбе Натальи Николаевны с А.С.Пушкиным. Пушкин
знал его детей, в том числе, зятя А.П.Хрущева – Алексея Ивановича. Нарышкины,
кстати, жили по соседству – на Пречистенке, 16.
После смерти Хрущева в 1842 году дом на Пречистенке был продан купцам
Рудаковым - торговцам чаем. В этот период многие барские дома переходили в
собственность богатого купечества.
В 1860-х годах дом на Пречистенке переходит к отставному штабс-капитану
Д.С.Селезневу. Д.Никифоров в своей книге «Из прошлого Москвы. Записки
старожила» пишет: «Дом от Хрущева перешел со всею обстановкой к купцу
Рудакову, а им продан был в начале 60-х годов Д.С.Селезневу. Дом со всею
обстановкой поддерживается в том же виде, как был при Хрущевых; даже
старинные картины не переменили своих мест». Семья Селезневых владела
усадьбой до 1906 года, когда последняя владелица, дочь Е.Д.Матвеева
передала ее для приюта – школы Московского дворянства им. Д.С. и
А.А.Селезневых.
Усадьба к тому времени была достаточно благоустроена. Администрация
приюта сдавала некоторые помещения и отдельные постройки в аренду.
Согласно переписи в 1908 году в подвале главного дома находился склад
ящиков и вин, на первом этаже, собственно в парадной части, располагался
сам приют с квартирой начальницы. В мезонине размещались комнаты
классной дамы и лазаретной фельдшерицы. В большом флигеле по
Хрущевскому переулку были кухня приюта, комната обслуживающего
персонала и лазарет. Кроме того, здесь на втором этаже находилась
квартира общежития Мариинского института. В музыкальном павильоне
усадьбы – зонтичная мастерская и парикмахерская. При этом, несмотря на
столь разнообразное использование, усадьба сохраняла свой
первоначальный облик вплоть до 1935 года, когда была снесена церковь
Пятницы Божедомской и на ее месте появилась средняя школа, частично
вклинившаяся на территорию усадьбы. В процессе строительства
разрушили каменную полуротонду в саду, а в 1960-е снесли до
белокаменного цоколя деревянный музыкальный павильон на углу
Чертольского переулка (был восстановлен в 1986-1987 годах).
После 1917 года все строения усадьбы, за исключением главного дома,
использовались под жилье В главном же доме с 1924 по 1931 годы находился
Музей игрушки, Литературному музею для создания в нём постоянной
экспозиции, посвящённой В. Маяковскому ,библиотека и факультет игрушки
Московского техникума кустарной промышленности.В послевоенные годы
особняк принадлежал Министерству иностранных дел, а потом его вновь
возвратили Литературному музею. В августе 1949 года здесь открылась
юбилейная выставка "А.С. Пушкин. 150 лет со дня рождения". После её
закрытия хозяевами дома на какое-то время стали академические учреждения.
В октябре 1957 года было принято решение о создании в Москве музея,
посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина. Под размещение передали
бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, где последующие четыре года
проводились масштабные реставрационные работы. 6 июня 1961 года музей
на Пречистенке был открыт.
Все строения усадьбы, в том числе, и главный дом имеют статус памятников
архитектуры федерального значения.
Источники:
https://um.mos.ru/houses/7140/ Автор: Юлия Мезенцева
http://galik-123.livejournal.com/92369.html
Фото: https://brokgauz.academic.ru/p...corner.jpg



Прикрепленный файл: Prechistenka_pushkin_museum_corner.jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба Е.А. Костяковой.
Доходный дом Е.А. Костяковой. Ул. Пречистенка, д. 9
.
Здание, в котором ныне расположилась Центральная энергетическая таможня,
было построено в 1910 году предположительно по проекту архитектора Н. Жерихова 
(в некоторых источниках фигурирует имя архитектора Г. Гельриха). Пятиэтажный
многоквартирный доходный дом купчихи, известной благотворительницы,
потомственной почетной гражданки Евдокии Андронниковны Костяковой, выполнен
в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшен рядом скульптурных
панно на античные темы.
В этом доме жил композитор и пианист А. Гольденвейзер, в апартаментах которого
бывали многие московские музыканты, а также известные композиторы С. Рахманинов,
С. Танеев и Н. Метнер.
В 1920-х годах в доме бывал Михаил Булгаков, заходивший к жившему здесь другу,
художнику Б. Шапошникову, создателю прекрасных музеев: квартиры Пушкина на
Мойке в Петербурге, музея на Собачьей площадке, посвященного дворянскому
быту (снесен).
Многие события знаменитой повести Булгакова «Собачье сердце» связаны именно
с этой улицей. Например, профессор Преображенский впервые встречает пса Шарика
и угощает его краковской колбасой возле дома №9. Во время описываемых в повести
Булгакова событий в нижнем этаже здания располагался магазин «Центрохоза», из
которого и вышел профессор перед тем как встретить замерзшего и голодного Шарика,
наблюдавшего за ним с противоположной стороны улицы: «Какого же лешего,
спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза? <…> Что он мог покупать в дрянном
магазинишке, разве ему мало охотного ряда? Что такое? Колбасу. Господин, если бы
вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте
ее мне».
https://um.mos.ru/houses/7633/ Автор: Ольга Филонова
http://wi-fi.ru/desktop/news/1/1712874
Фото: avatars.mds.yandex.net/get-pdb/224463/aeadd9ee-02ba-4d55-9017-024672661f51/s1200?webp=false

Прикрепленный файл: Доходный дом.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба князя Прозоровского.
Улица Пречистенка, 1.
Белые палаты были построены еще в 1685 году, как главный дом находившейся
здесь усадьбы князя Прозоровского, управляющего Оружейным приказом. В гостях
у князя здесь бывал Петр I. В 1712-13 годах здание было перестроено согласно
новым архитектурным веяниям наступившего 18 века и "сквозняку", проникавшему
из "окна в Европу". В 1730-х усадьба перешла к Фамницыным (по имени которых ее
иногда и называют, ведь владели они зданием до начала 19 века, довольно долго).
Претерпев еще ряд переделок, к 20 веку старинный терем был замаскирован под
здание ординарной городской застройки. Часть окон была "растесана", элементы
белокаменного декора частично сбиты, частично спрятаны под слоями штукатурки...
Трехэтажный Г-образный в плане дом имеет проездную арку, ведущую на его
парадный двор. Тип дома относится к зданиям «на погребах», то есть нижний его
этаж представляет собой частично заглубленный в землю подвал, отданный под
хозяйственные нужды. Верхние этажи представляют собой хозяйские и столовые
покои. Интересно, что палаты были построены не в глубине усадебного участка,
а вдоль улицы, такое расположение главного дома является редкостью для
московской архитектуры конца XVII – начала XVIII веков.
 Уникальность этого здания также состоит в том, что оно вообще сохранилось до
наших времен. Дело в том, что в конце XIX века, когда разбирали стены Белого
города, убирали и многие старые здания, большинство боярских теремов не
сохранились до наших дней, но, благодаря чудом уцелевшим «Белым палатам»,
мы имеем представление о них.
 «Белые палаты» были отреставрированы в 1995 году, сейчас в них находится
Выставочный комплекс Департамента культурного наследия города Москвы.
http://www.liveinternet.ru/users/2058671/post391148525/
https://eho-2013.livejournal.com/624404.html
Фото: https://img.tourister.ru/files/6/5/4/0/7/8/9/original.jpg


Прикрепленный файл: Усадьба Прозоровского.jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба боярина Юшкова.
Красные палаты по Пречистенке, 1/Остоженке, 2 в Москве построены в 80-х годах
XVII века в стиле московского барокко. Здание являлось главным домом усадьбы
боярина Б.Г. Юшкова.
Сейчас строение имеет два этажа, но, возможно, когда-то оно было 3-этажным.
В самом конце XVII столетия усадьба перешла к стольнику Н.Е. Головину, а в 1713
году - к его зятю, генерал-адмиралу М.М. Голицыну.
С 1760-х годов владельцами палат стали Лопухины. В начале XIX века здесь жил
будущий декабрист П.П. Лопухин.
После 1812 года Красные палаты принадлежали разным владельцам, в основном
купцам.
В течение XIX века уникальное строение на улицах Пречистенка, 1/Остоженка, 2
утратило свой первоначальный внешний вид.
В 1820-х годах на стрелке был поставлен двухэтажный с лавками внизу каменный
корпус, где в 1877 жил художник В.И.Суриков
Поставленное на горке в глубине участка необычайно крупное для своего времени
трехэтажное здание выходило торцом на Остоженку (третий этаж и торцевые части
с крыльцами ныне утрачены). Лицевой фасад, некогда обращенный к Чертольским
воротам Белого города, декорирован характерными для московского барокко
пышными наличниками с колонками и разорванными фронтончиками. Оба этажа
имеют сводчатые перекрытия. Нижний этаж, хозяйственный, включал традиционные
сени с внутристенной винтовой лестницей, соединявшей все три этажа. Наверху
находились парадные покои, куда попадали с красного крыльца, расположенного в
северной части здания. .
В 1899 году здание приобрел владелец пекарен и булочных Д.И. Филиппов.
В советское время строение было приспособлено под жилье.
В 1972 году его планировалось снести вместе с соседними Белыми палатами как
малоценные постройки второй половины XIX века. В процессе обследования были
обнаружены элементы первоначального декора здания XVII столетия, после чего
была начата реставрация.
В том же 1972 году было снесено здание, располагавшееся перед палатами, на
месте которого появился сквер. В 1976 году здесь установили памятник Ф. Энгельсу.
Красные палаты по адресу Пречистенка, 1/ Остоженка, 2 были восстановлены в
1970-х - 1980-х годах. В 1990-х годах в здании разместился ресторан.
В настоящее время историко-культурный центр "Красные Палаты XVII века" включает:
галерею-выставочный зал, художественный салон, концертный зал, ресторан-трапезную. 
С 1994 года по 2002 года там проходили концерты с большим успехом у Москвичей и
гостей столицы. Однако последние 7 лет там проходят только корпоративные
мероприятия, а жаль. Акустика и архитектура XVII века создавала как у слушателей,
так и у исполнителей ощущение единения с прекрасным.
Градостроительно-земельная комиссия Москвы в четверг одобрила соответствующий
проект градостроительный план земельного участка по адресу: улица Пречистенка, 1/2.
Инвестор – ООО "М-Технология" — намерен приспособить палаты XVII века под 
современные пользование, разместить в нем офисы, а также организовать въезд на 
парковку у комплекса зданий на улице Остоженка, 4-6, сообщили РИА Новости в 
комитете. "Все работы по реконструкции будут производиться в соответствии с 
режимами и регламентами, установленными соответствующим органом охраны
объектов культурного наследия"
Источники:
http://progulkipomoskve.ru/pub...39-1-0-998
http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=1802 автор xenia
РИА Новости https://realty.ria.ru/urban/20160915/407954550.html

Фото : http://141.r.photoshare.ru/014...08410c.jpg

Прикрепленный файл: Красные Палаты.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Городская усадьба Всеволожских.
Дом № 7 на Пречистенке — памятник московского классицизма.
Владелец усадьбы В. А. Всеволожский был очень состоятельным человеком.
Пройдя по палатам особняка можно увидеть, насколько богатая планировка и
отделка дома. Особняк совсем не похож на своих архитектурных собратьев,
возводившихся на рубеже ХVIII — XIX веков. Этот каменный дом находился
на красной линии улицы; первоначально он был двухэтажным. На главном
фасаде был широкий плоский ризалит с колоннами, на дворовом — широкая
галерея с террасой-полуротондой посредине. Позади дома был парадный двор
с полукружием служб, дальше до Остоженки — хозяйственный двор с
каменными и деревянными постройками. Просторные залы усадьбы были
отлично приспособлены для проведения концертов и балов. Хозяин дома очень
любил музыку, у него даже был собственный оркестр, который был одним из
лучших крепостных собраний музыкантов.
Роскошные залы для музыки не порушил даже пожар 1812 года. После
нашествия Наполеона потребовалось почти полное восстановление особняка.
В результате к дому пристроили третий этаж, застроили дворовую галерею.
Балы и музыкальные четверги, проходящие в городской усадьбе
В.А. Всеволожского, знала вся Москва.
Однако полностью восстановление усадьбы произошло уже при другом хозяине
купце М. В. Степанове.
Завладев в 1867 году этим полуразрушенном домом, о перестроил особняк в
стиле громоздкого псевдоклассицизма, убрал фронтон с гербом Всеволожских,
декорировал двенадцатью коринфскими полуколоннами фасад. Теперь это
был настоящий дворец, в центре которого разместился яхт-клуб, а по бокам
— квартиры.
В 1872 — 1877 годах дворец был отдан для экспозиции Политехнического музея.
В 1875 году здесь разместился политехнический музей. Тут же проводил свои
опыты изобретатель лампы накаливания П. Яблочков. Когда музей перешел в
новое здание, дом был куплен военным ведомством, и в нем поместился штаб
Московского военного округа. В 1917 г. дом был оплотом белых и за овладение
им шел жестокий бой. Сейчас дом тоже занимают военные.
Источники:
http://gidtravel.com/country/r...p4612.html
https://liveinmsk.ru/places/a-415.html
Фото:http://www.yamoskva.com/sites/default/files/imagecache/ib_large/images/07.%
20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%
BD%D0%BA%D0%B0.%20%D0%B47.%2023.04.17.01..jpg

Прикрепленный файл: 07. Пречистенка. д7. 23.04.17.01..jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба Лопухиных - Станицкой
Улица Пречистенка, 11.

В начале XIX века усадьба на улице Пречистенка, 11 в Москве принадлежала семье
Лопухиных.Точно не установлено, когда участок был приобретен семьей Лопухиных,
но в начале ХVШ в. в списках домов г. Москвы на 1793 г. владение уже числилось за
коллежским советником Василием Авраамовичем Лопухиным.
Участок, расположенный в плотно застроенном городском квартале, был ограничен
ул. Большой Пречистенкой с севера, Лопухинским переулком с запада и соседними
владениями с юга и востока. Он имел небольшие размеры, план его приближался к
форме неправильного прямоугольника и был вытянут вдоль Лопухинского переулка.
Постановка главного дома и ворот вдоль красной линии улицы была обусловлена
требованием эпохи классицизма, заключающемся в обязательном включении жилой
застройки в общий ансамбль улицы. Небольшой, вероятно, неозелененный усадебный
двор, по существу совмещающий функции парадного и хозяйственного, был
сформирован двумя корпусами — деревянным и каменным вдоль южной и западной
границ владения и деревянной хозяйственной постройкой, размещенной параллельно
главному дому. Произвольно расположенные по периметру участка разновременные
постройки были достаточно самостоятельны и не образовывали цельного ансамбля.
Только главный дом, выстроенный в лучших традициях московского ампира (архитектором
А.Г. Григорьевым (предположительно), и фланкирующие его ворота конца ХVШ века
составляли единое целое и способствовали формированию цельной застройки улицы.
Идентичные западные и восточные ворота представляли собой два белокаменных
пилона с калитками и примыкающие к ним прясла стен. Дом имел традиционное для
классицизма 3-х частное членение фасада. Центр его был выделен монументальным 
портиком, увенчанным невысоким треугольным фронтоном.
В течение нескольких десятков лет в усадьбе не производилось значительных
строительных работ. В 1892 году по духовному завещанию А.В.Лопухиной — жены
одного из сыновей строителя дома,- владение переходит к ее племянникам П.И. и
И.И.Ворониным, при которых проводились только ремонтные работы в главном доме.
В конце XIX столетия владелицей усадьбы была генеральша Е.И. Станицкая.
 Сразу после покупки участка она начала крупные строительные работы, которыми
руководил академик архитектуры С.У. Соловьев. В 1895-96 годах был полностью
перестроен жилой флигель по Лопухинскому переулку. Объем его, увеличенный почти
вдвое, затеснил и без того небольшой усадебный двор и обозначил границу между его
парадной и хозяйственной частями. К восточному торцу служебного корпуса
пристраивается небольшой 1-этажный каменный объем. Оформленный в духе
классицизма, он способствовал формированию целостности архитектурного
решения парадной части усадьбы. Тогда же разбираются сторожка по Лопухинскому
переулку, западные ворота по Пречистенской и старая обветшавшая ограда. На их
месте возводится новая металлическая ограда «в каменных частях», спрямившая
линию предшествующей. В 1897 году архитектор Анатолий Александрович
Остроградский возвел во дворе Пречистенки, 11 еще одно служебное здание. Сам
главный дом сохранил свой первоначальный облик
При следующих владельцах Ф.В. Челнокове (1911-1917) и А.П. Генчь-Оглуевой (1917)
перестроек в усадьбе не производилось.
В 1920 году здесь открылся музей Л.Н. Толстого, существующий до настоящего времени.
Сама усадьба не связана с жизнью Толстого, и он здесь никогда не бывал. В музее
создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве писателя. Здесь же
хранятся его рукописи.
Здание главного дома подвергалось лишь частичной реставрации и неоднократно
косметическому ремонту. Укрепление живописи, лепнины, перестилка полов проводились
в 1945, 1947, 1949, 1956-59, 1971, 1983 годах.
В жилом флигеле в 1978-80 годах производились ремонтно-восстановительные работы
с приспособлением его под фондохранилище.
В 1974 году проведены ремонтной-восстановительные работы корпуса служб.
В 1957 году проведены обмеры ворот и частичные ремонтной-восстановительные работы.

В 1972 году рядом со зданием музея по улице Пречистенка, 11, в бывшем саду, установили 
памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором С.Д. Меркуровым. Композиция была
перенесена сюда с прежнего места - из сквера Девичьего поля.
Источники:
http://progulkipomoskve.ru/pub...39-1-0-100
http://www.mosculture.ru/object/47259/
Фото: http://s7.drugiegoroda.ru/7/67...1_home.jpg

Прикрепленный файл: 67577-Prechistenka_11_home.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба Долгоруковых.
Дом Долгоруковых. Ул. Пречистенка д. 19/11
В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные
дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую
из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб
ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня
Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну
князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья
Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах
А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост
начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения
Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями
обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского
генерал-губернатора с 1865 по 1891 год.
Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и
флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного
объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные
альбомы» М.Ф. Казакова. Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи
полагают, что восстановлением занимался архитектор Ф.И. Кампорези. В пользу
этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых
лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери
зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году
восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого
этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки.
В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще
и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает
1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов.
В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову. С
1863 года усадьбу на Пречистенке, 19 арендовало Александро-Мариинское училище
для девочек, созданное В.Е. Чертовой, женой генерала П.А. Чертова. В народе это
учебное заведение в шутку называли «чертовским училищем».
В 1868 году Чертова выкупила усадьбу. Проводится ремонт, перепланировка главного
дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы.
В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности,
по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой
медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до
трех этажей.
Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст,
Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище
было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы
В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до
1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного
округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали
образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц -
прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения.
В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные
потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек,
к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора
Н.Д. Струкова.
В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного
ведомства. В 1921 году здание подверглось очередной перепланировке и ремонту и
в здание была переведена часть Военной академии РККА, которая с 1925 года носила
имя возглавлявшего ее М.В. Фрунзе. В 1932 - 1935 годах начальником академии был
Б.М. Шапошников.
Среди преподавателей академии был Д.М. Карбышев. В академии учились выдающиеся
советские военачальники - К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин и многие другие.
В 1990-х годах в доме размещалась телевизионная и радиовещательная студия
министерства обороны.
В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года
здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств
«Галерея искусств Зураба Церетели».
https://um.mos.ru/houses/4780/ Автор: Юлия мезенцева.
http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1004
Фото:http://aboutmoskva.ru/hran/risunki/1579sred.jpg?t=1513999718

Прикрепленный файл: Усадьба Долгорукоывх.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35506
Усадьба И.А. Морозова
Ул. Пречистенка, д. 21
В 1810 году генерал-майор А.А. Тучков выстраивает на углу Пречистенки и
Мансуровского переулка усадебный комплекс из трех зданий: главный дом
– на месте старых палат, флигель и, в глубине двора, службы. Во время пожара
1812 года главный дом не пострадал, и около 1817 года все владение покупает
граф С.П. Потемкин. Его жена - урожденная княжна Е.П. Трубецкая, сестра
декабриста С.П. Трубецкого - была посаженой матерью на свадьбе А.С. Пушкина.
Сам Пушкин тоже бывал в этом доме.
Затем владельцы еще несколько раз меняются, в 1871-1872 годах по заказу новой
хозяйки А.П. Мартыновой архитектор П.С. Кампиони переделывает главный дом
– появляется пристройка со стороны переулка, а фасад отделывают в стиле эклектики.
В 1889 году усадьбу приобретает Иван Абрамович Морозов, известный промышленник
и меценат. При нем перестраивается служебный корпус (ныне здание Института
истории искусств), появляется каменная ограда, отделяющая усадьбу от Александро
-Мариинского училища благородных девиц. Главный дом в 1905 году реконструируется
под руководством архитектора Л.Н. Кекушева для размещения морозовской коллекции
западно-европейской и русской живописи конца XIX - нач. ХХ вв. В особняке
появляется так называемая несгораемая комната: толстые каменные стены,
бетонированный сводчатый потолок, два маленьких окна и двустворчатая дверь были
устроены по системе несгораемых шкафов – с внутренними ставнями. В случае
надобности в этой комнате можно было спрятать всю коллекцию. (В 1920-е музей
Л.Н. Толстого использовал комнату для хранения рукописей писателя). Архитектор
также удалил обильную лепку анфиладных комнат, выходящих на Пречистенку, в
прежнем виде осталась столовая, декорированная в готическом стиле. Декоративные
панно и скульптура для концертного зала и парадной лестницы были выполнены
известными французскими художниками М. Дени (серия декоративных панно на тему
мифа о Психее), А. Майолем (бронзовые декоративные скульптуры «Памона» и
«Флора».), П. Боннаром (триптих «Средиземное море» в помещении парадной лестницы).
Коллекция И.А. Морозова была почти недоступна для осмотра, со временем владелец
намеревался подарить ее Москве, но случилась революция.
В начале 1918 года дом Морозова захватили анархисты. Дни и ночи они просиживали
в особняке, притесняя хозяев. Когда вышло постановление Совнаркома о
национализации морозовского собрания в числе других частных коллекций, Морозов
был даже рад этому — он хорошо запомнил дни, проведенные под одной крышей с
вооруженными бандитами. Теперь он получил охранную грамоту от нового
государства, защищавшую его от всяких посягательств. Коллекционер стал пожизненным
заместителем директора II Музея нового западного искусства — так стал называться
теперь его пречистенский дом. С увлечением человека, влюбленного в дело всей жизни,
Морозов водил посетителей по залам галереи. Однако экскурсоводом по собственному
дому он пробыл совсем недолго: его семья не перенесла всех тягот и бедствий
революционного времени и в самом конце 1918 года уехала на Запад. 

Известно, что Музей нового западного искусства очень любил посещать Осип
Мандельштам. Здесь он мог видеть импрессионистов, Ван Гога, Сезанна и других
близких ему художников. С посещениями этого музея связано стихотворение
«Импрессионизм» («Художник нам изобразил…», 1932) и глава «Французы» из
«Путешествия в Армению».
В 1929 году проводилась частичная реконструкция главного дома. По проекту
архитектора С. Калугина проводились работы по устройству нового выставочного
зала. С 1947 года в усадьбе разместился Президиум Академии художеств СССР,
в настоящее время Российская академия художеств, совместно с НИИ теории и
истории изобразительных искусств.
Источники:
https://um.mos.ru/houses/7286/ Автор: Юлия Мезенцева.
http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-1005
http://www.liveinternet.ru/use...362903581/
Фото: https://upload.wikimedia.org/w...nka_05.jpg

Прикрепленный файл: Moscow_05-2012_Prechistenka_05.jpg
---
Снегиревы
    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 * 12 13 14 15 ... 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
Вверх ⇈