Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усадьбы

Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные

    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10  11 12 13 14 15 ... 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба Давыдова в Денисовке.
Не сохранилась.
Давыдовы – орловский коренной дворянский род с ХVI в. Происходит от выехавшего
из Орды в Москву в начале ХV в. мурзы Минчака Косаевича, в крещении Семёна.
Давыдовы имели свой герб. В XVII–XVIII веках основными пахотными землями по
рекам Любовша и Кривец (будущий Краснозоренский район) владели помещики
Римский-Корсаков, Зыбин, Давыдов.
Деревня Денисовка Ливенской округи (теперь Давыдово Краснозоренского района),
родовое поместье Давыдовых, упоминается в списках 3-й ревизии, проводившейся
в стране в 1763 году. Числилась она за лейб-гвардии секунд-ротмистром Денисом
Васильевичем Давыдовым, дедом знаменитого героя Отечественной войны 1812 г
ода, поэта и писателя Д.В. Давыдова.

Деревня, естественно, была основана до 1763 года, но как давно — сегодня выяснить
уже невозможно: материалы двух первых переписей 1719 и 1744 годов в областном
архиве не сохранились. Дед и полный тезка поэта секунд-ротмистр Денис Давыдов
(1710 — 1776) знал несколько языков, имел обширную библиотеку, водил дружбу с
М.В. Ломоносовым. По семейному разделу, последовавшему после смерти Дениса
Васильевича, деревня, названная в честь него, досталась подполковнику Василию
Давыдову. К тому моменту в ней значилось 148 крестьян.
Недавно выяснилось, что у Василия Денисовича, служившего советником в Орловской
палате гражданского суда, был собственный дом в приходе Михаило-Архангельской
церкви между домами купцов К.В. Овчинникова и П.Н. Ермакова. В отставку с военной
службы он вышел в чине бригадира (промежуточном между полковником и
генерал-майором). При нем в Денисовке был построен городской дом, и она стала
именоваться сельцом.
После кончины отставного бригадира сельцо перешло к его детям. Когда завершилась
Отечественная война, весной 1814 года в права наследования родовым имением
вступил ставший знаменитым генерал-майор Денис Давыдов, кстати, двоюродный
брат генерала А.П. Ермолова.
Особенно запомнилось ему пребывание в Денисовке летом 1815 года. Во время своей
сельской жизни «в покое» он работал над историей войны 1812-1814 годов. Родной
деревне Денис Васильевич посвятил четверостишие «К моей пустыне»:
Пустыня тихая, сует уединенна,
Я радостьми в тебе считаю дни мои!
Но будь ты на холмах Аи —
Тогда была бы совершенна!
В 1836 году поэт планировал построить в Денисовке сахарный завод. В следующем
году он уведомлял своего двенадцатилетнего сына Николая: «Я весь в хлопотах:
затеваю сахарный завод, из которого, когда он будет готов, пришлю тебе конфет…»
Однако осуществить свое намерение Денис Васильевич не успел: через два года
его жизнь оборвалась.
В 1860-1870-е годы родовым имением управлял его младший сын генерал-майор
Вадим Давыдов. При нем в Денисовке на усадебной территории появилась церковь.
Долгое время (до 1914 года) владельцем поместья был внук героя Отечественной
войны отставной поручик Денис Вадимович Давыдов, служивший земским
начальником 1-го участка Ливенского уезда.
После 1917 года родовое имение Давыдовых начинает быстро приходить в упадок.
Усадебный дом, в котором сначала разместился детдом, а потом школа,
просуществовал до 1971 года. Теперь о прежних постройках напоминают только
поросшие бурьяном руины. В настоящее время на месте господского дома
установлена стела с барельефным изображением легендарного героя
Отечественной войны 1812 года, а у фамильного склепа и у поворота на
ливенскую дорогу сооружены памятные знаки. Давыдовская усадьба объявлена
заповедной зоной, площадь которой составляет 35 гектаров.
Источники:
http://ist-konkurs.ru/raboty/2...davydovykh Автор: Макаренко С.В.
http://myorel.ru/2006/07/26/de...nyy_zavod/
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба Д.Давыдова (Бибикова, Архарова) на Пречистинке.
На Пречистенке напротив здания Пожарного депо, в окружении роскошных
особняков располагается знаменитая усадьба Дениса Давыдова. Здание
относится ко второй половине XVIII века, тогда усадьба занимала весь
квартал между Барыковским и Сеченовским переулками.
Изначально этот роскошный усадебный дом в силе ампир принадлежал (с
1770 года) дворянам Бибиковым, один из которых - генерал-аншеф Александр
Ильич Бибиков - был главнокомандующим войсками для подавления
крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Волевой и опытный военачальник,
неукоснительно следовавший предписаниям Александра Суворова, он так
организовал дело, что в короткий срок бунтовщики были вынуждены
бежать из занятых ими Уфы, Челябинска, Оренбурга и Екатеринбурга. А
позднее удалось пленить и казнить и самого Пугачева. Кстати, в работе
над следствием по этому исключительному делу принимал участие и
будущий владелец усадьбы Бибиковых на Пречистенке, обер-полицмейстер
московской полиции Николай Петрович Архаров. Николай Петрович Архаров
был личностью весьма интересной. Он снискал себе славу легендарного сыщика,
о таланте которого были наслышаны даже за рубежом, например, начальник
парижской полиции находился в таком восхищении от способностей Архарова,
что даже послал ему однажды хвалебное письмо, в котором выражал ему свое
искреннее уважение. Фамилия «Архаров» приводила в трепет преступное
сообщество России. До сих пор в народе в ходу выражение «архаровцы»,
применяемое сегодня к хулиганам, грабителям и вообще отчаянным людям, но
мало кто знает, что пошло это выражение именно от Николая Петровича Архарова
с его жесткой системой суровых и решительных мер подавления преступности и
подчиненного ему полицейского полка, державшего в страхе весь город.
Архаров обладал исключительными аналитическими способностями и
наблюдательностью: с одного взгляда на подозреваемого он мог безошибочно
определить, виновен тот или нет. О его поразительных способностях к быстрому
и точному раскрытию преступлений знали и в Петербурге, сама Екатерина II
обращалась к московскому обер-полицмейстеру за помощью, когда однажды из
домовой церкви Зимнего дворца пропала ее любимая икона Толгской Божией Матери.
Архаров нашел икону на следующий же день. В другой раз Николай Петрович, не
выезжая из Москвы, раскрыл кражу серебряных изделий, совершенную в Петербурге,
он вычислил, что преступники спрятали серебро в самом непредсказуемом месте –
в подвале рядом с домом столичного обер-полицмейстера, - там, где пропажу точно
никто бы не стал искать.
Николай Архаров сделал блестящую карьеру чиновника, не остановившись на
должности обер-полицмейстера Москвы. Впоследствии он побывал в роли сначала
московского губернатора, а затем и петербургского.
В начале XIX века усадьба на Пречистенке снова переходит к Бибиковым. Ее приобретает
генерал Г.П. Бибиков, слывший большим любителем музыки и устраивавший в ней
роскошные балы и концерты, собиравшие всю московскую знать и крупнейших
представителей российской богемы. Например, здесь бывали Александр Пушкин
с Натальей Гончаровой, граф Федор Толстой (американец, как его называли), князь
Петр Вяземский и многие другие. Генерал Бибиков охотно приобщал к искусству и
своих крепостных, например, известный русский пианист, композитор и дирижер
Даниил Никитович Кашин являлся никем иным, как крепостным музыкантом Данилкой
из усадьбы Бибикова.
Во время московского пожара 1812 года усадьба серьезно пострадала, и Николай
Петрович берется ее перестраивать. Именно в результате предпринятой им перестройки
особняк был надстроен мезонином, включенным в сложную композицию парадного входа,
а по бокам фасада здания появились лепные украшения.
В 1835 году дом у Бибикова покупает генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов.
Этот славный гусар, партизан и поэт был коренным москвичом, в Москве он родился и
провел детские и отроческие годы. Его отец, состоятельный помещик, бригадир, с
луживший под командованием Александра Суворова, Василий Денисович Давыдов,
владел большим домом с садом здесь же, на Пречистенке (дом не сохранился).
Наверное, именно потому, что тут прошло его детство, Дениса Давыдова и тянуло к
Пречистенке, его собственное жилье всегда располагалось на этой улице или поблизости.
После приобретения усадьбы Денис Давыдов, как было принято тогда в высшем свете, з
авел в особняке швейцара, камердинера и прочую прислугу. Своему другу Александру
Пушкину он в письме с гордостью сообщал, что теперь имеет «каменный огромный дом
в Москве, окно в окно с пожарным депо».
Все, вроде бы, планомерно двигалось к тому, чтобы лихой вояка, вышедший в отставку,
наконец-то начал вести размеренную жизнь заслужившего покой пенсионера. Однако
не вышло у Давыдова заделаться почетным домовладельцем, потому как оказалось, что
между искусством ведения партизанского боя и умением грамотно управлять
недвижимостью «дистанции огромного размера», как говорил грибоедовский полковник
Скалозуб. Уже через год после покупки усадьбы Дениса Давыдова буквально измотали
нескончаемые проблемы содержания и поддержания громадного домашнего хозяйства.
Давыдову становилось ясно, что содержать такой гигантский особняк ему более не под
силу. К тому же, и соседство с пожарной частью и полицией оказалось вовсе не в радость.
С каланчи пожарного депо то и дело звучали крики дневального и звон набата, по
булыжникам мостовой под крики и команды брандмейстеров бесконечно грохотали
пожарные обозы, спешившие по тревоге или на учения, полицейские также не отставали
в своем усердии. Какое уж тут спокойствие!? Неудивительно, что уже в 1836 году Давыдов
решает продать усадьбу. В адрес своего друга сенатора А.А. Башилова он сочиняет
шутливую челобитную с просьбой купить его усадьбу на Пречистенке под резиденцию
обер-полицмейстера города (тем более, один уже жил в ней ранее) «всего» за 100
тысяч рублей:
…О, мой давний покровитель,
Сохрани меня отец,
От соседства темной тучи
Полицейской саранчи,
И торчащей каланчи,
И пожарных труб и крючий.
То есть попросту сказать:
Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой Пречистенский дворец.
— и т.д.
То же стихотворение он отправляет Александру Пушкину, чтобы тот опубликовал его в
популярном журнале «Современник». Александр Сергеевич просьбу приятеля удовлетворил,
челобитную напечатал, и она имела небывало широкий успех среди читателей. Однако
реальной пользы незадачливый поэт-риелтор от этих манипуляций все же не получил,
господин Башилов, хоть и был Давыдовым в приятельских отношениях, запрашиваемую
за дворец сумму резонно посчитал непомерно высокой, и для начальника московской
полиции подобрал усадьбу подешевле.
Все же в 1837 году усадьба Давыдова на Пречистенке нашла-таки своего нового владельца,
была продана, и Денис Васильевич переселился в свое имение в Симбирской губернии и
с той поры бывал в Москве лишь наездами.
Позднее бывшая усадьба Дениса Давыдова неоднократно меняла владельцев. Здесь жил
известный московский врач Илларион Иванович Дуброво, ординатор московского военного
госпиталя, который отдал свою жизнь, спасая одну из пациенток. Антон Чехов, восхищенный
поступком Дуброво, сделал его прототипом своего персонажа – доктора Осипа Дымова из
рассказа «Попрыгунья».
До революции в усадьбе располагалась знаменитая женская гимназия Софьи Александровны
Арсеньевой. В это же время в усадьбе Охотниковых на Пречистенке, 32 размещалась не
менее знаменитая мужская гимназия Льва Ивановича Поливанова. Оба учебных заведения
были уважаемы и популярны, и если родители отдавали сыновей в гимназию Поливанова,
то дочери почти всегда учились у Арсеньевой, и наоборот.
В советское время особняк усадьбы Давыдова занимали чиновники райкома компартии.
Тогда же на доме была укреплена мемориальная доска, посвященная Д. В. Давыдову,
автором которой является А. Котырев. Сегодня стены особняка Давыдова на Пречистенке
отреставрированы, однако внутреннее убранство, к сожалению, не сохранилось.
Сегодня в здании размещается некая солидная коммерческая организация.
Источники:
https://in-moskow.livejournal.com/16516.html
http://progulkipomoskve.ru/pub...39-1-0-954
http://www.retromap.ru/forum/viewtopic.php?p=2902
Фото:https://masput.ru/tmp/files/Tours/Odnodnevnie/Chertolskie_tayny/647-027-usadba-denisa-davydova.jpg




Прикрепленный файл: 647-027-usadba-denisa-davydova.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба Петра I
Дворец Петра I в Стрельне.
Архитекторы:
между 1704 и 1706 - автор не установлен
1749-1750 - арх. Волков С. А. , арх. Растрелли Ф.-Б.
1837-1839 - арх. Мейер Христиан Филиппович
1951-1952 - арх. Уствольская  Н. М. - реставрация
1988-1998 - арх. Дементьева М. А. - реставрация 
Источник: http://www.citywalls.ru/house18937.html

Стрельна – старейший пригород Санкт-Петербурга, расположенный на южном
побережье Финского залива. Поселок находится на берегах рек Стрелка и Кикенка.
Из истории Стрельны
Еще в писании Кикенского погоста 1500 года говорится о деревне Стрельна «на реце
Стрельне у моря». В 1617 году между Россией и Швецией в деревне Столбово рядом
с Тихвином был подписан мирный договор, по которому был положен конец Русско
-шведской войне 1614-1617 годов и деревня Стрельна, в числе других территорий,  
перешла к Швеции. Победы в Северной войне (1700-1721 годы) позволили России
получить земли на берегу Балтийского моря, в том числе и Стрельнинскую Мызу, где
Петр I часто останавливался при поездках из Санкт-Петербурга в Кронштадт.
В 1716 году был построен Путевой дворец Петра I.
В это же время в Стрельне возводится церковь Преображения, а вокруг дворца
создаются оранжереи. Вскоре в 1719-1720 годах дворец по приказу императора
перестраивается.
Источник: https://www.spb-guide.ru/strelna.htm
К западу от парка Константиновского дворца, на высоком холме, находится самая
ранняя постройка Стрельны – небольшой бело-желтый деревянный дворец типичной
для петровского времени архитектуры. Это единственное сооружение, оставшееся
от скромной загородной усадьбы Петра I. Здесь он останавливался во время своих
частых поездок в Кронштадт, Петергоф и Ораниенбаум.
Строительство императорского имения началось здесь в 1711 году, сам же дворец
появился через пять лет. Автор первоначального проекта неизвестен. В 1719-1720
годах появились мыльня со светлицей и мезонин.
На участке находились хозяйственные службы: оранжереи, пасека, плодовый и
липовый сады, огород, на грядках которого высаживались медоносные душистые
растения и различные овощные культуры. Особенностью петровского огорода было
выращивание пряных и лекарственных растений на одной грядке. Эта традиция идет
из Голландии, поэтому и получила название "Огород на голландский вкус". По
преданию, именно в Стрельне по указу Петра впервые в России был посажен картофель.
Речка Стрелка, протекавшая с южной стороны усадьбы, использовалась для
устройства рыбных прудов. В Стрельне разводили карпов и форель для подачи на
царский стол, особенно в постные дни.
В усадебный комплекс входила деревянная Спасо-Преображенская церковь,
построенная в 1708 году. В ней хранили военные реликвии петровского времени;
здесь венчалась с генералом П. П. Ланским вдова А. С. Пушкина Наталья Николаевна.
В годы Великой Отечественной войны храм сгорел. В настоящее время можно увидеть
остатки церковного фундамента и деревянный памятный крест, установленный после
войны. Деревянный дворец в Стрельне, как память о Петре, был предметом особых
забот и внимания. В середине XVIII века, при Елизавете Петровне, была проведена
капитальная реставрация обветшавшего деревянного здания под руководством
архитектора Ф. Б. Растрелли.
Преемники Петра I чаще всего использовали деревянный дворец для непродолжительных
остановок во время переездов из Петербурга в Петергоф. В разное время жителями
маленького деревянного дворца были такие известные персоны как Григорий Потёмкин,
княгиня Е. Р. Дашкова, А. В. Суворов.
При Екатерине II дворец вновь отреставрировали, и с 1786 года в нем разместился
военный госпиталь. Следующая реставрация была осуществлена в 1837-1840 годах
архитектором Х. Ф. Мейером, который разобрал здание и воссоздал его в соответствии
с проектом Ф. Б. Растрелли 1750 года.На протяжении долгого времени дворец, чудом
уцелевший в период Великой Отечественной войны, служил в качестве больничного
здания, затем детского сада. В 1987 году он был передан ГМЗ "Петергоф", и начались
восстановительные работы, завершенные в 1999 году. На основе сохранившихся
материалов были воссозданы интерьеры дворца, где разместилась музейная композиция.
В коллекции дворца находятся личные вещи первого русского императора: праздничный
костюм Петра I; лоскутное одеяло, по преданию сшитое для царя его супругой Екатериной I;
ширма для спальни, расписанная в стиле "шинуазри". К интересным экспонатам можно
отнести и бронзовый барельеф Петра, выполненный по модели скульптора К. Растрелли;
слепок с оттиска кисти руки императора; парадный портрет Петра I – редкое прижизненное
изображение молодого царя работы неизвестного русского художника. Дворец находится
под охраной государства как один из редких, сохранившихся до наших дней, памятников
русской архитектуры начала XVIII века.
Источник:http://peterhofmuseum.ru/objects/strelna/dvorets_petra_v_strelne
Фото: http://www.citywalls.ru/photo1...p0ro1c8ri3



Прикрепленный файл: Дворец Петра в Стрельне.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Константиновский дворец в Стрельне,
По задумке императора Петра Стрельнинский дворец должен был превзойти
французский Версаль благодаря сложному комплексу фонтанов. Однако план
этой «водной феерии» не был осуществлен в силу географических и
гидротехнических особенностей местности: территория дворцово-паркового
комплекса, расположенная на реках Стрелке и Кикенке, находится ниже
необходимого уровня. Порученная в 1720 году итальянскому архитектору
Микетти разработка будущего дворца была выполнена, но так и не воплощена
в жизнь.
Источник: http://womanadvice.ru/konstantinovskiy-dvorec-v-strelne
Активные работы продолжались недолго, так как неожиданно выяснилось, что
в Стрельне невозможно создать высоко бьющие фонтаны или их создание
потребует гигантских затрат.
Достраивать дворец и парк пришлось уже дочери Петра — Елизавете Петровне,
которая поручила работы d 1750 ujleсвоему главному архитектору Ф-Б. Растрелли.
Во дворце были сделана перепланировка, в восточном флигеле появилась большая
парадная лестница.  Через некоторое время интерес царицы иссяк, и про Большой
дворец вновь забыли. И работы вновь не были завершены.
Источник: https://www.tourister.ru/world...onses/1802
В 1797 году усадьба переходит к сыну императора Павла I, Константину, становясь
частным имением. Именно в честь него и был назван знаменитый дворец. В
первой половине XIX века с дворцом происходят большие изменения, его
достраивают и реконструируют, а именно:
интерьеры переделывают под античный стиль (А. Воронихин);
здание реставрируют после пожара;
Л. Руска вносит декоративные изменения: достраиваются парадная анфилада и
бельведер;
дворцовые залы расписывают художники Дж. Феррари и Ф. Щербаков;
фасады дополняются балконами и эркерами (И. Штакеншнейдер и Х. Мейер);
Источник: http://womanadvice.ru/konstantinovskiy-dvorec-v-strelne
Следующая переделка произошла по желанию Великого князя Константина Николаевича:
во дворце устроили придомовую церковь, добавили изящные балконы и эркеры и
обновили оформление комнат. Имение наконец обрело постоянных хозяев.
 1848 году, когда великий князь уже был женат, его супруга Александра Иосифовна
с жаром взялась за наведение порядка и уюта во дворце. Были сделаны
оригинальные выходы в виде чугунных фонарей из бельэтажа на Большую террасу,
создана обходная галерея в западном крыле дворца.В связи с тем, что дети хозяев
нередко болели и по дворцу гуляли сквозняки, - пространство между колоннами в
тройной аркаде было застеклено, и там был разбит зимний сад.
Константин Николаевич, а затем после его смерти и Александра Иосифовна,
возглавляли Русское Императорское музыкальное общество. В Константиновском
дворце часто проводились концерты, спектакли и балы, в которых охотно участвовала
вся великокняжеская семья. 10 августа 1858 года у великокняжеской четы в Стрельне
родился сын Константин, в будущем известный поэт, переводчик, подписывающий свои
произведения криптонимом "К.Р.". В течение всей своей жизни он хранил в сердце т
еплые чувства к родовому гнезду и носил на груди ладанку с землей Стрельны.
Именно здесь, в Константиновском дворце, расцвела поэтическая муза "К.Р.": были
написаны шестнадцать лирических стихотворений, многие из которых положены на
музыку и впоследствии стали популярными романсами.
В 1892 году владелец усадьбы Константин Николаевич умирает и вплоть до 1918 года
дворцом владеет его третий сын Дмитрий Константинович вместе с матерью
Александрой Иосифовной. Последний владелец дворца слыл гостеприимным хозяином.
Летом и осенью во дворце проживала большая семья его старшего брата Константина
Константиновича. Здесь же находились и личные апартаменты их родной сестры Ольги,
греческой королевы.
Разрушительную и беспощадную революцию Константиновский дворец встретил
великолепием золоченых статуй и хрустальными звуками фонтанов. После расстрела
большевиками последнего владельца - великого князя Дмитрия Константиновича, -
начался процесс гибели дворца. Личные вещи августейших особ, книги, документы,
богатейшая коллекция картин и керамики рассеивают по разным музеям, многие
предметы утрачиваются безвозвратно.
Источник: https://ru-travel.livejournal.com/27438669.html
Если в XIX веке Константиновский дворец в Стрельне, можно сказать, переживал свой
расцвет, то XX столетие стало для этого памятника архитектуры эпохой упадка. После
октябрьской революции здесь в разное время размещались школа-колония, санаторий,
курсы усовершенствования навыков для офицеров ВМФ, Ленинградское Арктическое
училище. Во время войны дворец был настолько разрушен, что от него остался только
каменный остов. Затем здание было частично отстроено.
Долгое время дворец был невостребованным, пока в 2000 году он не был передан
Управлению делами Президента. Используя старинные чертежи времен Петра,
современные архитекторы и строители полностью восстановили Константиновский
дворец, соорудили фонтаны и мосты. Всё это делалось с целью дальнейшего
обеспечения приемов на высшем уровне, и в 2003 году состоялось официальное
открытие вполне современного Дворца конгрессов.
Константиновский дворец сродни большому музею. Помимо его собственных
исторических интерьеров, сюда были свезены различные произведения искусства
из государственных и частных коллекций. Посетители дворца могут ознакомиться с
коллекциями Лобановых-Ростовских, Ростроповича-Вишневской, с картинами,
возвращенными из Германии в рамках программы возврата культурных ценностей,
вывезенных из Советского Союза в военное время. Будучи на экскурсии в
Константиновском дворце, можно увидеть замечательные произведения из фарфора
и бронзы, стекла и малахита, шедевры народных ремесел, живописи и графики.
Также есть возможность посетить знаменитые винные погреба дворца.
Константиновский дворец, он же Дворец Конгрессов, работает ежедневно с 9 до 18
часов. Для экскурсионных групп он открыт с 10 до 16 часов в любой день, кроме среды
– это выходной. Режим работы Константиновского дворца в Стрельне отличается от
графика работы прочих исторических архитектурных памятников тем, что дворец
закрывается в те дни, когда здесь проводят правительственные мероприятия и встреч
Источник: http://womanadvice.ru/konstantinovskiy-dvorec-v-strelne
Фото: http://np-travel.spb.ru/assets/gallery/19/85.jpg




Прикрепленный файл: Константиновский дворец.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба Арсения Морозова.
Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке.
Арсений родился у внука Саввы — Абрама — и его жены Варвары. По 
матримониальным традициям того времени Варвару Алексеевну выдали замуж
силой. Своего супруга она никогда не любила и, когда его не стало, тут же
расправила плечи. Но быстро обнаружила, что по завещанию сурового мужа
лишится наследства, если снова выйдет замуж. Впрочем, морозовское состояние
было настолько велико, что вынужденно греховная жизнь вдовы не вызывала
общественного порицания. К тому же Варвара Алексеевна активно занималась
благотворительностью: на ее деньги был построен первый в стране онкоцентр
(Институт им. Морозовых для лечения страдающих опухолями на Девичьем поле),
основана библиотека имени Тургенева и запущена главная либеральная газета
«Русские ведомости».
Но, как это часто бывает, либеральная в обществе Варвара Морозова оказалась
самым настоящим тираном-самодержцем для своих близких. Когда ее третьему
по старшинству сыну Арсению исполнился 21 год и он получил право распоряжаться
долей фамильного капитала, Варвара Алексеевна купила ему участок рядом со 
своим домом на Воздвиженке. Так, юноша, отвечающий в семье за кутежи, должен
был оставаться под материнским надзором
Раньше в районе нынешнего адреса Воздвиженка, 16, был огромный конный цирк
Карла Маркуса Гинне. Но после пожара в 1892 году, одной из причин которого считали
поджог, у импресарио не хватило денег на постройку нового цирка, и участок
выставили на продажу. Через два года Варвара Морозова подала прошение о 
застройке свободной площади.
https://daily.afisha.ru/cities...it-iznutri
-vozmozhno-samyy-strannyy-dom-etogo-goroda/
Арсений Абрамович Морозов, владелец злополучного особняка на Воздвиженке,
увековеченный Л.Толстым в нелестных выражениях, ни в каких особых деловых
талантах замечен не был. Был склонен покутить, любил роскошь и жизнь на
широкую ногу. Арсению хотелось выстроить в Москве такой дом, какого столица
ещё не видывала.Свой особняк он "привез" из путешествия. А дело было так.
Несколько лет друзья Арсений Морозов и архитектор Виктор Мазырин ездили по
Испании и Португалии, пока не увидели чудесный дворец, который произвёл на
отпрыска богатых купцов неизгладимое впечатление. Им оказался расположенный
неподалёку от португальского города Синтра дворец Паласиу-ди-Пена, построенный
в 1885 г. и принадлежащий мужу португальской королевы Марии II немецкому
принцу Фердинанду.
Дворец-башня поразил Арсения Морозова фантастическим сочетанием стилей
- Ворота Дракона, звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, стрельчатые
окна эпохи Мануэля. Замок стоял на высокой скале, доминировал над местностью
и в то же время оставлял впечатление легкости и очарования. Главный вход во
дворец был сконструирован в мавританском стиле. Весь замок оплетала виноградная
лоза и розы (именно в связи с этим появились такие окна и лепнина на особняке в
Москве – они заменила роскошную южно европейскую зелень; в некотором роде,
здание как бы действительно кажется «перенесённым» из теплой Португалии). 
Плененный красотой замка Арсений тут же заказал Виктору Мазырину постройку
особняка по образу и подобию увиденного в Синтре. Говорят, Арсений Морозов
сделал свой заказ на платформе вокзала в городе Синтре, будучи при этом ещё и
изрядно выпивши...
Лучшего автора проекта Арсений выбрать не мог. Розовощекий Мазырин увлекался
мистикой, спиритизмом, верил в переселение душ и считал, что его душа родилась в
Египте. Кроме того, Мазырин уже был известен как автор-проектировщик русских
павильонов на Всемирных выставках в Париже, Антверпене, среднеазиатской
выставке в Москве. И здесь архитектор прекрасно справился с поставленной задачей,
создав эклектическое смешение стилей по мотивам испанского и португальского
Возрождения.
Об украшениях фасада здания стилизованными ракушками и каменными сплетениями
стоит сказать особо. Согласно существующей легенде, на Пиренеи когда-то приплыл
святой Сант-Яго. За время длительного путешествия днище его корабля обросло
огромными ракушками. Монахи разнесли эти священные ракушки по замкам и
монастырям Испании и Португалии. В испанском городе Соломанке и сегодня стоит
замок ракушек -Каса де Кончас (кончас по-испански - ракушки) .
Очарованный видом этого замка, архитектор Мазырин воспроизвёл похожие
украшения и на особняке своего заказчика. 
Строительство продолжалось 5 лет и в 1899 году Арсений Морозов стал обладателем
самого роскошного особняка в городе. Такого дома в первопрестольной еще не было.
Он поражал культурную Москву "кастрированностью от традиций" и тем, что
удивительным образом включил в себя поклонение низшим инстинктам нашей природы,
создал культ низших организмов мира, стилизуя их и тем уравнивая с человеком и его
жизнью". Аристократическая Москва скептически морщилась и не разделяла восторженных
идей Морозова и Мазырина. Оба они были не на самом лучшем счету у чопорной
московской публики.
Граф Толстой в романе "Воскресение" дал и особняку, и хозяину убийственную
характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве
"глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку". Хозяин "глупого
ненужного дворца" явно увлекался символикой. Об этом свидетельствует не только
вход-подкова: канаты на фасаде, стянутые в прочные узлы, символизировали
благополучие и долголетие
Даже родная мать, Варвара Алексеевна Морозова, не одобрила затеи Арсения. Это
она подарила сыну на 25-летие купленный ею в центре города кусок земли, на котором
стоял конный цирк Карла-Мариуса Гинне, сгоревший в 1892 году цирк. Не прошло и трех
лет, как неугомонный Арсений его перестроил. Когда мать Арсения, женщина волевая,
гневливая и острая на язык, переступила порог нового дома, она плюнула и сказала в
сердцах: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать».Но для
Арсения Абрамовича дом был его мечтой, его домом, построенным его архитектором в
соответствии с его представлениями о красоте.
Источник: https://alartsss.livejournal.com/19232.html
С внутренним убранством Морозов тоже поступил по-морозовски. На вопрос Мазырина,
в каком стиле сделать дизайн интерьера, Арсений ответил: «Во всех!» Залы в разных
стилях были частью архитектурной моды эпохи. Об этом можно почитать у биографа
архитектора Мазырина — Елены Савиновой. Вестибюли в богатых домах конца XIX века
было принято делать в египетском стиле, будуар — рококо и так далее.
Но мы догадывались, что и здесь Морозов должен был все сделать иначе. А потому
продюсерские письма продолжали отправляться во все пресс- и секретные службы,
пока наконец не достигли цели. Обыскав, нашу съемочную группу впустили в абсолютно
пустой и непривычно тихий для первого хозяина дом.
Морозов действительно сделал все по-своему. Так, вестибюль его дома служил
охотничьим залом. Арсению было чем похвастаться: на его счету 82 убитых медведя.
Часть его трофеев можно увидеть здесь же — под потолком висят головы кабана, лося,
оленя и даже белки. Огромный красивый камин также демонстрирует все виды
средневекового звероубийства: на нем изображен лук, арбалет, сокол и рожок для гончих.
Выше — уже замеченные на фасаде морские канаты, стягивающие тугим узлом две
дубовые ветви — символ успешной охоты. В общем, животных в доме любили — в 
морозовские времена по паркету разгуливала прирученная рысь. 
Дальше — зал, похожий на греческий. Но Морозов и Мазырин люди молодые, эстетику
выдерживают не до конца: козлика с кактусом в Греции встретить можно, а леопарда —
нет. Затем идет римский зал времен заката империи под слоганом «интриги да обжорство».
Оттуда можно попасть в небольшой будуар, который, судя по размеру зеркала,
предназначался для непомерного эго не владелицы, а владельца дома. Следующую
комнату можно по праву считать одной из самых красивых и гармоничных: здесь чудом
сохранился старинный потолок и лепнина. Только жаль, что помещение служит всего лишь
холлом для двух туалетов.
Конец прекрасной эпохи Морозова наступил еще до революции. И даже до Первой мировой
войны. Смерть Арсения Морозова можно было бы назвать опереточной, если бы она не 
была реальной. Арсений отправился с друзьями в свое имение Власьево, где во время
кутежа поспорил, что сможет вытерпеть любую боль. Прострелил себе ногу и безропотно,
под веселый взрослый смех, истек кровью.
Источник: https://daily.afisha.ru/cities...go-goroda/
После революции особняк национализировали. Первое время в нем ставили спектакли
Мейерхольд и Эйзенштейн. В доме бывали многие советские писатели, артисты, художники.
Здесь на диспутах выступал Владимир Маяковский, бывал Сергей Есенин. Случалось так,
что Сергей Александрович около двух месяцев жил в особняке. С 1928 года здание стало
резиденцией японского посла.
В  начале Великой Отечественной войны оно было предоставлено посольству Великобритании
и в нем помещалась редакция газеты “Британский вестник”. После окончания войны и до 1952
года в доме располагалось посольство Индии.
С 1959 года здесь обосновался Дом Дружбы Народов. В 2003 году дворец закрыли на
реконструкцию, на которую государство потратило 700 миллионов рублей и с 2006 года в нём
работает Дом Приёмов Правительства России. За более чем вековое существование дома
произошло изменение вкусов и представлений о прекрасном: теперь этот образец странной
для современников архитектуры воспринимается как нечто замечательное и даже чудесное.
"Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет", - говорил
Арсений братьям-коллекционерам.
https://alartsss.livejournal.com/19232.html
Мне повезло побывать дважды в этом особняке. Снаружи выглядит как красивый замок,
ухожена территория возле здания, внутри особняка-богато оформленные залы, приятный
конференц-зал и довольно уютно.
Фото: https://www.tourprom.ru/site_m...ozov_4.jpg

Прикрепленный файл: morozov_4.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба Коншиных.
Владельцы усадьбы: конец XVIII в. - 1818 г. И.П. Архаров; 1818 г. - Нарышкин; Гагарины,
Трубецкие, с 1865 г. по 1917 г. Коншины; с 1917 г. А.И. Путилов
Архитектор усадьбы:  1-я пол. XVIII в.; перестройка: 1908—1910, архитектор А. О. Гунст;
новая часть (справа) — 1932, архитекторы братья Веснины.
Адрес усадьбы: г. Москва, ул. Пречистенка д.16/2 стр.1.
https://deadokey.livejournal.com/92907.html
Эта территория в XVI в. и позднее входила в Большую Конюшенную слободу, которая в
1653 г. насчитывала 190 дворов. Здесь жили «стремянные, стадные стряпчие и задворные
конюхи, конюшенные сторожа, конюшенные подковщики, государевы колымажники и т.п.
Здесь же были и конюшни. И считается что именно на этом месте стояли палаты
Конюшенной слободы, которые там в основании и есть до сих пор.
При Грозном эти земли отошли к опричнине.
И все же Пречистенка в 18 веке становится своеобразным "Сен-Жерменским" предместьем
Москвы, где в лабиринте чистых, спокойных улиц и извилистых переулков жило старое
московское дворянство, громкие имена которого часто упоминаются в русской истории до
Петра I. Тут были усадьбы Всеволожских, Вяземских, Архаровых, Долгоруких, Лопухиных,
Бибиковых, Давыдовых, графов Орловых, а также Гагариных, Гончаровых, Тургеневых, чьи
фамилии мы встречаем в книгах по истории России и многочисленных воспоминаниях
современников.
Хотя в современных исследованиях утверждается, что сохранившееся до нас здание имеет
в основе палаты начала XVIII столетия, документальных сведений о владельцах авторы
не приводят.
В конце 18 века и до 1818 года им владел Иван Петрович Архаров.
Младший брат московского обер-полицмейстера Николая Петровича Архарова, дом
которого находится почти напротив по Пречистенке (потом там Денис Давыдов жил).
Он был женат на княжне Екатерине Александровне Римской-Корсаковой, троюродной
сестре Елизаветы Петровны Яньковой.
Они были очень дружны с сестрой. Старшая сестра Е.А. Архарова вывозила в свет
своих троюродных сестер со своими дочками, так как сестры остались к тому времени
без матери. Незадолго перед Наполеоновским нашествием Яньковы купили дом
напротив Архаровых и часто у них бывали. В воспоминаниях бабушки то и дело
встречается "я его видела у Архаровых, девочки мои у Архаровых танцевать учились"
и.т.д.
Но вернемся к Ивану Петровичу Архарову. Своей карьерой он был обязан брату —
в то время петербургскому генерал-губернатору Н.П.Архарову, который в беседе с
императором Павлом I как-то выбрал удачный момент для протежирования брата.
Иван Петрович был немедленно потребован в Петербург, произведен в генералы от
инфантерии, пожалован орденом святой Анны первой степени и тысячью душ
крепостных крестьян.
С помощью прусского полковника Гессе, назначенного императором плац-майором
в помощь Ивану Архарову, новый военный губернатор сформировал из отчаянных
храбрецов, спаянных суровой дисциплиной, полк, которого москвичи боялись как
огня. Недаром слово «архаровец» стало нарицательным.
Один из лучших знатоков бытовой истории ХVIII столетия С.Н.Шубинский писал:
«Архаров зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт
для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедало не менее сорока
человек, а по воскресеньям давались балы, на которые собиралось все лучшее
московское общество; на обширном дворе, как ни был он велик, иногда не умещались
экипажи съезжавшихся гостей.
Широкое гостеприимство скоро сделало дом Архаровых одним из самых приятных
в Москве…»
Иван Архаров благополучно губернаторствовал два года, как внезапно его карьера
прервалась анекдотическим случаем, вызванным чрезмерным усердием брата
угодить императору. В то время как Павел после коронации поехал осматривать
литовские губернии, Николай Архаров решил преподнести ему сюрприз. Зная
любовь императора к «эстетике шлагбаумов и полицейских будок», он приказал
всем петербургским обывателям, не медля, окрасить ворота своих домов и заборы
полосами черной, оранжевой и белой красок. Непредвиденные срочные и большие
расходы вызвали недовольство жителей, а губернаторский «сюрприз» произвел на
императора сильное, но совершенно противоположное ожидаемому действие.
Пораженный при въезде в столицу массой выкрашенных по однообразному шаблону
построек, он спросил, что означает эта нелепая фантазия? Ему отвечали, что
«полиция принудила обывателей безотлагательно исполнить волю монарха».
— Так что же я, дурак, чтобы отдавать такие повеления? — гневно воскликнул Павел I.
Николаю Архарову было приказано тотчас же уехать из Петербурга и никогда не
показываться более на глаза монарху. Вскоре пришел и черед московского брата.
23 апреля 1800 года был отдан приказ об увольнении обоих Архаровых от службы,
а на другой день послано повеление императора московскому генерал-губернатору:
«По получении сего, повелеваю объявить братьям генералам от инфантерии Архаровым
повеление мое выехать немедленно из Москвы в свои деревни в Тамбове, где и жить
им впредь до повеления».
Ссылка продолжалась недолго. После убийства Павла I и вступления на престол
Александра I Иван Архаров поселился в своем доме, который по-прежнему открылся
для всех. Широкое гостеприимство сделало дом Архарова одним из самых приятных в
Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича. 
"Екатерина Александровна Архарова была величественна и умела держать себя в
людях как следует, или, как вы теперь говорите , с достоинством. Я всегда скажу, что
если я умею войти и сесть как следует, то этим я ей обязана. ...
У нее было две дочери: старшая, Софья Ивановна, была за графом Александром
Ивановичем Соллогубом и младшая, Александра Ивановна, за Алексеем Васильевичем
Васильчиковым." (Янькова)
После Отечественной войны и смерти мужа Екатерина Александровна жила в
Петербурге в семье младшей дочери Васильчиковой, проводя лето в Павловске.
Архарова пользовалась всеобщим уважением: в дни рождения (12 июля) и именин все
являлись ее поздравить; Императрица Мария Федоровна ежегодно 12 июля удостаивала
ее своим посещением. Просьбам и ходатайствам Е. А. не отказывали, и почет “старухи
Архаровой” принимался ею как нечто должное, принадлежащее по праву.
Пречистенка сильно выгорела в пожар 1812 года. 
Этот ужас послепожарной Пречистенки хорошо описан у все той же Яньковой:
"Долго я не могла решится побывать на Пречистенке и посмотреть на то место, где был
наш дом. ...увидала я совершенно пустое выгорелое место. ...
Через переулок от нас, ниже к Пречистенским воротам, был дом Архаровых, напротив
них дом Лопухина и далее еще большой каменный дом Всеволожских; они все сгорели. ...
и еще много других домов по Пречистенке почти вплоть до Зубова, где ныне бульвар.
- все это погорело. Уцелел только дом Н.И. Хитровой."
Так вот это пепелище в 1818 году купил князь Нарышкин Иван Александрович.
Как известно, Нарышкины были скромными дворянами, происходившими от крымских
татар. Они возвысились благодаря женитьбе царя Алексея Михайловича на Наталье
Нарышкиной, ставшей матерью Петра Первого. Это сделало их, родственников царя,
крупными помещиками и вельможами.
Е.П. Янькова так характеризовала своего нового соседа: «Ивану Александровичу было
лет за пятьдесят; он был небольшого роста, худенький и миловидный человечек, очень
учтивый в обращении и большой шаркун. Волосы у него были очень редки, он стриг их
коротко и как-то особенным манером, что очень к нему шло; был большой охотник до
перстней и носил прекрупные бриллианты. Он был камергером и обер-церемониймейстером».
Женат он был на Екатерине Александровне Строгановой.
Она была дочерью действительного тайного советника барона Александра Николаевича
Строганова (1740—1789) от брака его с Елизаветой Александровной Загряжской (1745—1831).
По рождению принадлежала к высшей столичной знати. Так как мать у нее Загряжская она
была двоюродная сестра Натальи Ивановны Гончаровой - тёщи А.С.Пушкина. 
"От матери Екатерина Александровна унаследовала отличавшую её красоту и
представительную наружность. Высокого роста, немного полная , с голубыми , несколько
навыкат близорукими глазами, с смелым и открытым выражением лица. "... видная из себя,
но в противоположность мужу малообщительная."(Янькова)
Имея самые высокие придворные должности, но ветреный и легкомысленный от природы,
И.А.Нарышкин любил хорошо пожить и в короткое время расстроил своё и женино состояние.
Из-за своей беспечности и излишней доверчивостью он утратил и расположение к себе Двора.
Пользовавшаяся покровительством И.А.Нарышкина француженка г-жа Вертёль,
содержательница мастерской дамских нарядов, оказалась замешанной в получении
контрабандою, через дипломатическую вализу одного из иностранных посольств, разных
модных товаров для своего магазина. История эта причинила много неприятностей Нарышкину и
привела к его отставке. Семье пришлось переехать в Москву.
Супруги Нарышкины имели трех сыновей и двух дочерей. Елизавету Ивановну - фрейлину
Она замуж так и не вышла. Как Янькова про нее писала - "потом очень располнела и осталась
старой девой и за свое дородство заслужила название "Толстуха Лиза". И Варвару Ивановну 
замужем за Сергеем Петровичем Неклюдовым (двоюродным братом Римских-Корсаковых)
"Старший из сыновей Александр Иванович был видный и красивый молодой офицер, подававший
большие надежды своим родителям, живого и вспыльчивого характера: у него вышла ссора с
графом Федором Ивановичем Толстым (Американцем), который вызвал его на поединок и убил его.
Это было года за два или за три до 12 года. ... 
Другие два сына оба были женаты: старший Григорий , на вдове Алексея Ивановича Муханова,
Анне Васильевне, которая сама по себе была княжна Мещерская. Они имели сына и нескольких
дочерей... Меньшой сын, Алексей Иванович, был женат на дочери наших соседей Хрущовых,
Елизавете Александровне; он был, сказывали большой оригинал; детей... не имел."
Быт в доме Нарышкиных был близок к тому, что было здесь при Архаровых. Но Нарышкины по
своему рангу стояли выше Архаровых: кроме того, что они были родственниками царя, жена
Нарышкина кичилась, что она была родственницей Голицыных и дочь их была фрейлиной.
Поэтому и стиль в доме Нарышкиных несколько отличался от архаровского - здесь все было
богаче, изысканнее. 
Иван Александрович приходился дядей Наталии Николаевне Гончаровой (по жене своей ) и был
посаженым отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года
в приделе еще недостроенного храма Большое Вознесение у Никитских ворот. Естественно, что
поэт не раз наносил визиты Нарышкиным в их доме на Пречистенке.
Племянник Нарышкина Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, был
участником восстания декабристов и был приговорен к 8 годам каторги. Отбыв каторгу и частично
ссылку, Михаил Михайлович поселился в деревне Тульской губернии и нелегально бывал на
Пречистенке, у своего родственника - Мусина-Пушкина, к которому дом перешел от Нарышкиных. 
Здесь в доме Мусина-Пушкина Михаила Михайловича Нарышкина посетил Николай Васильевич
Гоголь, который тогда работал над вторым томом «Мертвых душ» и интересовался деятельностью
декабристов в связи с темой о ссылке в Сибирь Тентетникова и переезда к нему Улиньки.
Позднее дом переходит к княгине Гагариной, потом к князьям Трубецким. 
В 1840-е годы Николай Коншин значительно расширил производство, построив красильню и
оснастив прядильню паровой машиной. В 1853 году его брат Иван Максимович получил в
наследство прядильное и ткацкое отделения. А спустя шесть лет сыновья Н.М.Коншина, Николай
Николаевич и Максим Николаевич, образовали Торговый дом «Николая Коншина сыновья» для
эксплуатации ситцепечатного заведения, которое переоборудовали на машинную тягу. 
В 1882 году, к 200-летнему юбилею текстильных предприятий, род Коншиных «в воздаяние их
заслуг на поприще отечественной промышленности» был возведен в потомственное дворянство.
И.Н.Коншин умер в 1898 году бездетным. Все огромное состояние, превышающее 10 миллионов
рублей, он оставил жене — Александре Ивановне. Она ликвидировала промышленное
предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме. «У Коншиной
детей не было. Она была одинокой женщиной, необщительной, нелюдимой, недоверчиво
относившейся к своим родственникам, даже чуждавшаяся их. Жила она в окружении
невероятного количества кошек, единственный человек, который ей был близок — это
монашенка-компаньонка; управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец. Всеми
делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский» (А.Ф.Родин)
Первый раз Коншины перестроили особняк в 1867 году.
В 1910 г. особняк перестраивает архитектор Гунст, после чего дом 72-летней Коншиной превратился
в один из самых шикарных особняков в Москве.
Выбор пал на талантливого московского зодчего и художника не случайно. Гунст, окончивший в 1898
году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, находился в расцвете творческих сил и
был уже известен крупными работами: вместе с Л.Н.Бенуа он возвел монументальное здание
Первого Российского страхового общества на углу Б.Лубянки и Кузнецкого моста, проектировал
фешенебельные особняки на улицах Погодинской и 1-й Мещанской. Репутация Гунста в мире
искусства упрочилась благодаря основанию им Классов изящных искусств, в которых преподавали
архитектор Федор Шехтель, художники Исаак Левитан, Николай Крымов, скульптор Сергей Волнухин
и другие известные деятели искусства. Анатолий Осипович был всесторонне одарен. Увлекался не
только живописью, но и художественной фотографией (его работы были удостоены премий на
Всемирной выставке в Париже), был своим человеком в театральном мире.
После перестройки стоимость владения оценивалась в 193.193 рубля, в том числе двухэтажного
особняка - 92.802 рубля. На первом и втором этажах было по 15 комнат. На втором этаже
помещались парадные, а также комнаты хозяйки и 2 комнаты для ее прислуги. Общая площадь
каждого этажа составляла около 800 кв. метров.
Александра Ивановна Коншина ликвидирует промышленное предприятие, продает фабрику
братьям мужа, живет же она здесь, в своем доме. 
Один из невольных вопросов, возникающих по поводу перестройки этого здания: почему
Александра Ивановна Коншина, находясь в столь пожилом возрасте (ей было 77 лет), перестраивает
себе это роскошное здание. 
Весьма правдоподобным является следующее предположение; дом, построенный в 1867 г., вряд
ли мог обветшать за 40 лет, хотя со стороны Мертвого переулка дал трещину, но Дерюжинский, ее
доверенный, приглашает известного в Москве архитектора Анатолия Оттовича Гунста и заказывает
ему разрушить старый дом и построить новый, но по плану прежнего.
Гунст проектировал особняк с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря этому его
творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек, которыми ознаменовалось в
Москве начало ХХ столетия. Зодчий тактично сохранил ясную соразмерность объема здания —
удачного образца неоклассицизма.
Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном.
Однако в мелкой декоративной лепнине фриза, обрамления окон прослеживается влияние
эклектики. Дом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высоким каменным
забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают
скульптуры львов.
Со стороны переулка на стене особняка барельефное панно в стиле модерн.
Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя
как крупный мастер.
Особенно роскошен Зимний сад (ныне — парадная столовая) с остекленным эркером и световым
фонарем, эффектно отделанный объем которого был встроен со двора.
Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения — из Парижа. Громадное стекло было
заказано также в Италии. Его везли в Москву в специально оборудованном вагоне. Вставить этот
«уникум» на уготовленное для него место можно было только в процессе строительства
Мраморные скульптуры были получены из Парижа - о чем на скульптурах имеется пометка. 
Прекрасно представляя, что пресыщенную московскую публику удивить непросто, Александра
Ивановна выбрала стиль классической роскоши. 
Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет (в ряде
помещений сохранившийся до сих пор) - всё это давало благочестивой вдове ощущение
праздника в последние четыре года ее жизни.
Бальную залу отделяла от музыкального салона колоннада, и таким образом можно было
устраивать настоящие большие концерты. Для любителей покурить были устроены "мужские
кабинеты" с комфортными диванами и приглушенным светом.
Дом Коншиной был начинен всякой современной техникой - водопроводом и канализацией, и
даже специальной системой вытяжных пылесосов через вентиляционные отверстия. Эти
новинки в обустройстве жилья были приманкой для многочисленных гостей. С шиком была
устроена ванная (сантехнику, по традиции, привозили из Англии) - как и в других богатых
особняках, здесь имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые
оборачивались после водных процедур.
Бронзовые украшения привезли из Парижа, Стекла и мрамор, скульптуры из Италии,
электротехнику из Британии. Освящение особняка происходило на именины хозяйки, 23
апреля 1910 года.
А.И.Коншина была старообрядкой, при ее доме всегда держали открытый стол для странников,
старообрядцев-приезжих, нищих. Угощая прямо в столовой, Коншина перед началом трапезы
приглашала всех в домовую моленную, бывшую рядом со столовой.
Одинокая и больная хозяйка недолго прожила в великолепном дворце: в сентябре 1914 года
она умерла. 
Дом переходит к жене племянника — Варваре Петровне Коншиной, хозяйке фабрики в
Серпухове, которая через год также умирает. 
Владение по наследству достается трем ее замужним дочерям — Полуэктовой, Яковлевой и
Колосовой, и их малолетним сыновьям.
В начале 1916 года они продали дом Коншиной за 400 тысяч рублей крупнейшему русскому
предпринимателю и банкиру, действительному статскому советнику Алексею Ивановичу Путилову.
В то время он был председателем правления Русско-Азиатского банка и входил в руководство
свыше полусотни крупнейших акционерных предприятий и фирм. Но после Октябрьского
переворота все его движимое и недвижимое имущество, в том числе купленный у Коншиных
дом на Пречистенке, было конфисковано.

В 1922 году в стенах особняка Коншиных-Путилова открылся Дом ученых. Начался новый этап
истории примечательного памятника на Пречистенке. Я здесь не буду рассказывать про
пристроенную Весниными часть. Я считаю что они изуродовали дом. Не понятно зачем они вообще
его тронули. Он и сейчас огромен. Ученые могли спокойно в нем разместитсяэ
https://il-ducess.livejournal.com/204076.html Автор: москвовед Ирина Левина
"Рассказы бабушки Е.П. Яньковой"
Юрий Александров  Среди дворянских гнезд ж."Наше Наследие" № 63-64 2002
В ЦДУ РАН работает 26 научных секций, на которых ведется большая научно-просветительская
работа. Каждый вечер идут заседания секций, которые может посетить любой желающий. В
работе этих секций принимают участие крупные специалисты и преподаватели ведущих университетов
В Центральном Доме Ученых удалось сохранить неповторимый дух старой интеллигентной Москвы –
дух творчества. В этих стенах возрождаются давно забытые, но прекрасные формы творческой работы,
добрые традиции которых заложены нашими предшественниками. На сегодняшний день созданы и
успешно работают более 30 творческих коллективов.
http://www.cdu-art.ru/dom_ist.shtml
Фото: https://profiok.com/upload/medialibrary/
В ЦДУ демонстрируются фильмы, проводятся замечательные вечера, проходят замечательные концерты
талантливых исполнителей.
Фото: https://profiok.com/upload/medialibrary/
6df/6df574e40d789686c995b91bcb067ebd.jpg

Прикрепленный файл: ЦДУ.jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба А.П.Ермолова на Пречистенке.
В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий
монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская — от ручья Чертолье (Черторый,
Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких
ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части — Пречистенку
и Ленивку (Волхонку).
Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века,
после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное
название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича.
Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская — неподобающее
название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в
честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.
Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь,
например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии
этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих
к Пречистенке.
Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять
домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро
восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку
обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько
огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».
В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую — в честь
известного революционера-анархиста. Предыдущее название — Пречистенка —
вернули в 1994 году
http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/
В основе дома под номером 20 по Пречистенке — особняк конца XVIII века. Его
построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным
методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе,
ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и
врача, и его пациентов называли «лодыри».
Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился
двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим
фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич
знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года,
нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада,
разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.
В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею
Ермолову.
http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/
В этом доме жил на протяжении 10 лет до самой смерти в 1861 году, герой
Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа генерал Алексей Петрович
Ермолов - выдающийся русский военачальник и государственный деятель, участник
многих войн Российской империи.
https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html
После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину. При нём в 1873
году была произведена перестройка дома по проекту архитектора А.С. Каминского.
Фасад здания получил оформление в эклектическом стиле - дом приобрел современные
черты. С 1900 года — предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову,владевший
крупной чайной фирмой "Губкин и Кузнецов" и имевшей представительства не только в
России, но и на всех известных чайных рынках мира: в Лондоне, в Индии, в Китае, на
островах Цейлон и Ява. Здание было в очередной раз перестроено, автором проекта
стал архитектор К.Л. Мюфке. А.К. Ушков вместе со своими родственниками
покровительствовал московской филармонии и Большому театру, где он познакомился
с прима-балериной Большого театра Александрой Михайловной Балашовой, ставшей
впоследствии его супругой.
https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html
Ушковы, которые сразу принялись перестраивать дом. Особняк был полностью
переделан и стал одним из самых роскошных в городе, однако потерял классические
черты. Для хозяйки дома, прекрасной балерины Александры Михайловны Балашовой
был устроен балетный репетиционный зал с зеркальными стенами
https://um.mos.ru/houses/2149/
Через четыре года после революции, в 1922 году, под видом путешествия по Волге
супруги навсегда покинули Россию. В Париже они обосновались на на Rue de la Pompe,
и Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене "Гранд Опера".
https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html
В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан.
Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы
на танцовщице поселился Сергей Есенин.
http://www.planetadorog.ru/r/prechistenka/
Именно здесь Есенин создал свою "Исповедь хулигана" и многие другие произведения.
Невероятная пара прожила вместе недолго. Уже в 1924 году после скандалов,
алкогольного опьянения и непонимания брак был расторгнут. В том же году Айседора
покинула Россию, Уже находясь в Европе, она получила известие о самоубийстве
Есенина. Трагически и нелепо закончилась и жизнь самой Айседоры. 14 сентября 1927
года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, она
села в спортивный автомобиль Бугатти 35, воскликнув: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!".
И через минуту оказалась задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось
автомобиля. Шофёр не заметив этого, продолжал движение..
https://arch-heritage.livejournal.com/2237356.html
Сегодня же в здании находится главное управление по обслуживанию дипломатического
корпуса МИДа. В 1999 году в здании была проведена реставрация, признанная
победителем конкурса на лучшую реставрацию памятников архитектуры Москвы.
https://um.mos.ru/houses/2149/

Фото: http://yamoscow.ru/wp-content/...8B-%D0%94%
D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD.jpg

Прикрепленный файл: Дом-Айседоры-Дункан.jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых в Москве
Городскя дворянская усадьба Хрущёвых-Селезнёвых на ул. Пречистенка, 12/2.

К 1750-м годам данное владение находилось в руках обер-президента Главного
магистрата Степана Степановича Зиновьева, затем оно принадлежало его брату,
а в 1798 у тогдашнего владельца камергера В.С. Васильчикова усадьбу покупает
князь Федор Барятинский.  При Екатерине достиг чинов обер-гофмаршала и
действительного тайного советника. При вступлении на престол Павла I был
вынужден принимать участие в церемонии перезахоронения останков Петра,
после чего был уволен в отставку.
В 1806 году на территории усадьбы уже располагался большой деревянный
дом с антресолями на каменном подклете и двухэтажное каменное здание,
стоящее вдоль переулка. Сразу после смерти Федора Сергеевича в 1814 году
усадьбу купил его близкий знакомый - участник войны с французами, гвардии
прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущев. Дом сильно пострадал в
пожаре 1812 года, и поэтому был заново отстроен. К 1816 году на подклети
палат Барятинских стоял удивительной красоты дом с мезонином. Долгое
время считалось, что его создателем был архитектор Донемико Желярди.
Позднее выяснилось, что дом был построен его учеником, русским зодчим
Афанасием Григорьевичем Григорьевым, бывшим крепостным, получившим
вольную в 22 года. Надзор за строительством пристально велся Комиссией для
строений во главе с О.И. Бове. Хрущевы были богатыми помещиками и вели
по-московски широкий образ жизни. У А.П.Хрущева было 14 детей.
Отставной гвардии прапорщик Александр Петрович Хрущев принадлежал к
старинному дворянскому роду. В Отечественную войну 1812 года он сражался
в составе лейб-гвардии Преображенского полка, а после войны на удивление
быстро разбогател, как говорили на откупах, что считалось неприличным для
дворянина.  Семья была дружной и даже, отделившись, дети часто бывали в
доме родителей. Стоит упомянуть о Нарышкиных, с которыми породнился
А.П.Хрущев через дочь Елизавету. Муж ее, Алексей Иванович Нарышкин слыл
«большим оригиналом», он был сыном тайного советника и сенатора Ивана
Александровича Нарышкина, дяди Н.Н.Гончаровой. Иван Александрович был
посаженным отцом на свадьбе Натальи Николаевны с А.С.Пушкиным. Пушкин
знал его детей, в том числе, зятя А.П.Хрущева – Алексея Ивановича. Нарышкины,
кстати, жили по соседству – на Пречистенке, 16.
После смерти Хрущева в 1842 году дом на Пречистенке был продан купцам
Рудаковым - торговцам чаем. В этот период многие барские дома переходили в
собственность богатого купечества.
В 1860-х годах дом на Пречистенке переходит к отставному штабс-капитану
Д.С.Селезневу. Д.Никифоров в своей книге «Из прошлого Москвы. Записки
старожила» пишет: «Дом от Хрущева перешел со всею обстановкой к купцу
Рудакову, а им продан был в начале 60-х годов Д.С.Селезневу. Дом со всею
обстановкой поддерживается в том же виде, как был при Хрущевых; даже
старинные картины не переменили своих мест». Семья Селезневых владела
усадьбой до 1906 года, когда последняя владелица, дочь Е.Д.Матвеева
передала ее для приюта – школы Московского дворянства им. Д.С. и
А.А.Селезневых.
Усадьба к тому времени была достаточно благоустроена. Администрация
приюта сдавала некоторые помещения и отдельные постройки в аренду.
Согласно переписи в 1908 году в подвале главного дома находился склад
ящиков и вин, на первом этаже, собственно в парадной части, располагался
сам приют с квартирой начальницы. В мезонине размещались комнаты
классной дамы и лазаретной фельдшерицы. В большом флигеле по
Хрущевскому переулку были кухня приюта, комната обслуживающего
персонала и лазарет. Кроме того, здесь на втором этаже находилась
квартира общежития Мариинского института. В музыкальном павильоне
усадьбы – зонтичная мастерская и парикмахерская. При этом, несмотря на
столь разнообразное использование, усадьба сохраняла свой
первоначальный облик вплоть до 1935 года, когда была снесена церковь
Пятницы Божедомской и на ее месте появилась средняя школа, частично
вклинившаяся на территорию усадьбы. В процессе строительства
разрушили каменную полуротонду в саду, а в 1960-е снесли до
белокаменного цоколя деревянный музыкальный павильон на углу
Чертольского переулка (был восстановлен в 1986-1987 годах).
После 1917 года все строения усадьбы, за исключением главного дома,
использовались под жилье В главном же доме с 1924 по 1931 годы находился
Музей игрушки, Литературному музею для создания в нём постоянной
экспозиции, посвящённой В. Маяковскому ,библиотека и факультет игрушки
Московского техникума кустарной промышленности.В послевоенные годы
особняк принадлежал Министерству иностранных дел, а потом его вновь
возвратили Литературному музею. В августе 1949 года здесь открылась
юбилейная выставка "А.С. Пушкин. 150 лет со дня рождения". После её
закрытия хозяевами дома на какое-то время стали академические учреждения.
В октябре 1957 года было принято решение о создании в Москве музея,
посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина. Под размещение передали
бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, где последующие четыре года
проводились масштабные реставрационные работы. 6 июня 1961 года музей
на Пречистенке был открыт.
Все строения усадьбы, в том числе, и главный дом имеют статус памятников
архитектуры федерального значения.
Источники:
https://um.mos.ru/houses/7140/ Автор: Юлия Мезенцева
http://galik-123.livejournal.com/92369.html
Фото: https://brokgauz.academic.ru/p...corner.jpg



Прикрепленный файл: Prechistenka_pushkin_museum_corner.jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба Е.А. Костяковой.
Доходный дом Е.А. Костяковой. Ул. Пречистенка, д. 9
.
Здание, в котором ныне расположилась Центральная энергетическая таможня,
было построено в 1910 году предположительно по проекту архитектора Н. Жерихова 
(в некоторых источниках фигурирует имя архитектора Г. Гельриха). Пятиэтажный
многоквартирный доходный дом купчихи, известной благотворительницы,
потомственной почетной гражданки Евдокии Андронниковны Костяковой, выполнен
в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшен рядом скульптурных
панно на античные темы.
В этом доме жил композитор и пианист А. Гольденвейзер, в апартаментах которого
бывали многие московские музыканты, а также известные композиторы С. Рахманинов,
С. Танеев и Н. Метнер.
В 1920-х годах в доме бывал Михаил Булгаков, заходивший к жившему здесь другу,
художнику Б. Шапошникову, создателю прекрасных музеев: квартиры Пушкина на
Мойке в Петербурге, музея на Собачьей площадке, посвященного дворянскому
быту (снесен).
Многие события знаменитой повести Булгакова «Собачье сердце» связаны именно
с этой улицей. Например, профессор Преображенский впервые встречает пса Шарика
и угощает его краковской колбасой возле дома №9. Во время описываемых в повести
Булгакова событий в нижнем этаже здания располагался магазин «Центрохоза», из
которого и вышел профессор перед тем как встретить замерзшего и голодного Шарика,
наблюдавшего за ним с противоположной стороны улицы: «Какого же лешего,
спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза? <…> Что он мог покупать в дрянном
магазинишке, разве ему мало охотного ряда? Что такое? Колбасу. Господин, если бы
вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте
ее мне».
https://um.mos.ru/houses/7633/ Автор: Ольга Филонова
http://wi-fi.ru/desktop/news/1/1712874
Фото: https://avatars.mds.yandex.net...webp=false

Прикрепленный файл: Доходный дом.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1244
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28786
Усадьба князя Прозоровского.
Улица Пречистенка, 1.
Белые палаты были построены еще в 1685 году, как главный дом находившейся
здесь усадьбы князя Прозоровского, управляющего Оружейным приказом. В гостях
у князя здесь бывал Петр I. В 1712-13 годах здание было перестроено согласно
новым архитектурным веяниям наступившего 18 века и "сквозняку", проникавшему
из "окна в Европу". В 1730-х усадьба перешла к Фамницыным (по имени которых ее
иногда и называют, ведь владели они зданием до начала 19 века, довольно долго).
Претерпев еще ряд переделок, к 20 веку старинный терем был замаскирован под
здание ординарной городской застройки. Часть окон была "растесана", элементы
белокаменного декора частично сбиты, частично спрятаны под слоями штукатурки...
Трехэтажный Г-образный в плане дом имеет проездную арку, ведущую на его
парадный двор. Тип дома относится к зданиям «на погребах», то есть нижний его
этаж представляет собой частично заглубленный в землю подвал, отданный под
хозяйственные нужды. Верхние этажи представляют собой хозяйские и столовые
покои. Интересно, что палаты были построены не в глубине усадебного участка,
а вдоль улицы, такое расположение главного дома является редкостью для
московской архитектуры конца XVII – начала XVIII веков.
 Уникальность этого здания также состоит в том, что оно вообще сохранилось до
наших времен. Дело в том, что в конце XIX века, когда разбирали стены Белого
города, убирали и многие старые здания, большинство боярских теремов не
сохранились до наших дней, но, благодаря чудом уцелевшим «Белым палатам»,
мы имеем представление о них.
 «Белые палаты» были отреставрированы в 1995 году, сейчас в них находится
Выставочный комплекс Департамента культурного наследия города Москвы.
http://www.liveinternet.ru/users/2058671/post391148525/
https://eho-2013.livejournal.com/624404.html
Фото: https://img.tourister.ru/files/6/5/4/0/7/8/9/original.jpg


Прикрепленный файл: Усадьба Прозоровского.jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10  11 12 13 14 15 ... 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
Вверх ⇈