Усадьбы
Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
14 ноября 2017 18:26 Усадьба Загоскино. Загоскинская земля славится не дворцами и небоскрёбами, а предками, оставившими нам великое наследие, которым мы должны гордиться и помнить всех, кто стоял у истоков. Корни Загоскиных уходят в Золотую Орду. С 15 века представители этого рода верой и правдой служили нашему Отечеству. Род Загоскиных берёт начало от татарина Шевкала Загоря. По другим сведениям Шевкал - Загор, который вышел из Золотой Орды в 1472 году и поступил на службу к Ивану III, за что и получил от великого князя земли в Новгородской области. При крещении он получает имя Александр Айбулатович Загоска (кукушка). Затем эта фамилия трансформировалась в Загоскин. Село Загоскино основано в конце XVII - начале XVIII столетия. Загоскино (Танеевка, Никольское) - русское село, в настоящее время центр сельсовета, в 30 км от Пензы, на автомагистрали Пенза - Тамбов, на правом берегу р. Пензы. В 1710 г. Появилось первое известное упоминание о селе Загоскино в исторических документах. В «Юбилейном сборнике Пензенскаго Губернскаго Статистическаго Комитета», вышедшем «согласно журнальнаго постановлешя отъ 1 1юля 1901 года», была опубликована статья Холмогоровых «Материалы для истории, археологии, статистики и колонизации Пензенского края в XVII и XVIII ст.». Ссылаясь на «1717 и 1718 годовъ переписныя книги ясашныхъ мордвы и крестьянъ», авторы пишут: «Въ дер. Загоскине за Афанасьемъ Иваноеымъ Дубасоеымъ и Никифоромъ Ивановымъ Загоскинымъ 2 двора помещиковыхъ съ 11 чел. Обоего пола деловыхъ; въ 1710 г. было деловыхь 12 человек и 1 дв. крестьянской съ 4 чел.». Одним из владельцев села, по фамилии которого оно и получило своё название, был Никифор Иванович Загоскин. Родоначальником пензенской ветви этой старинной дворянской фамилии был его троюродный брат Дмитрий Фёдорович Загоскин, потомки которого нам хорошо известны. Это писатель и драматург, основоположник русского исторического романа Михаил Николаевич Загоскин, морской офицер, путешественник, выдающийся исследователь Аляски Лаврентий Алексеевич Загоскин, профессор права и ректор Казанского университета Николай Павлович Загоскин, писатель и общественный деятель Михаил Васильевич Загоскин и другие. 8 августа 1774 г. у села Загоскино произошло сражение уланского корпуса под командованием статского советника Ефима Петровича Чемесова с повстанческим отрядом под руководством крепостного крестьянина (сподвижника Е.И. Пугачёва) Ивана Иванова. Дворянская усадьба эпохи классицизма-заброшенное двухэтажное здание из кирпича, с парком и садом находится на левом берегу реки Пензы, справа от автодороги IP - 209 «Пенза - Тамбов» (26-й километр) После реформы 1861 волостной центр Пензенского уезда. Во второй половине 18 века село унаследовали дочери Григория Загоскина, в том числе Мария Танеева, поэтому в 19 веке село именовалось также Танеевкой. В 1785 показано за Александром Александровичем Загоскиным (370 душ вместе с соседней д. Матвеевкой) Андреем Михайловичем Танеевым (75 душ). Перед отменой крепостного права село Никольское Пензенского уезда показано за Василием Николаевичем Загоскиным, у него крестьян - 96 душ мужского пола (42 тягла), отрабатывали барщину, 15 - дворовых, 23 двора, 579 десятин удобной земли, 60 десятин леса, у крестьян - 381 десятин пашни. В 19 - начале 20 в. центр Загоскинской волости Пензенского уезда.2 В селе издавна проживали представители многих известных дворянских фамилий: Загоскины, Танеевы, Потуловы, Бахметевы, Мур. Усадьба могла не один раз переходить из рук в руки, но со слов старожила села Загоскино В.Н. Неклюдова известно, что последней ее хозяйкой (в 1913 году, а может и после) была Софья Александровна Ладыженская. 30 августа 1824 г. село Загоскино посетил российский император Александр I (по пути из Чембара в Пензу), 25 августа 1836 г - Николай I (по пути из Пензы в Чембар), а 14 января 1839 г. - Л.А. Загоскин (по пути из Санкт-Петербурга в Сибирь и далее на Аляску). Загоскино вошло в историю Пензенского края как центр крестьянского движения в годы гражданской войны. В 1912 - центр Загоскинской волости Пензенского уезда. В 1930 - центр сельсовета Телегинского района. В 1955 году - центр сельсовета Кучкинского района, центральная усадьба колхоза имени Сталина. 26 декабря 1959 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР Лухменско-Майданский сельсовет был передан из состава Нижнеломовского района Пензенской области в состав Инсарского района Мордовской АССР.4 С этого дня и по день, настоящий административные границы нашей области ни разу не изменялись. В 1993 — сельскохозяйственное АО «Новый путь» на базе бывшего одноимённого совхоза, дом культуры, библиотека. В 1930 - 1999 годах в здании бывшей усадьбы находилась сельская школа. Источник: http://geograf.museum-penza.ru/selo Село Загоскино: прошлое и настоящее Фото :https://www.drive2.ru/c/2522563/
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
14 ноября 2017 19:07 Константиново (усадьба Ромодановских) Усадьба Константиново, расположенная в Домодедовском районе Московской области, была возведена на высоком берегу реки Рожайка во второй половине XVIII века. С середины XVII по начало XVIII века ей владели вотчинники Ромодановские. Со 2-ой половины XVIII века усадьбой владела Е.И. Головкина, затем в XIX веке Р.Е. Татищев, Л.И. Похвиснев, позднее - Решетовы. В 1882 году владельцем усадьбы стал С.А. Пржевальский, у которого часто гостил брат – исследователь и путешественник Н.М. Пржевальский. Последним хозяином усадьбы являлся Д.Н. Загоскин. Одной из сохранившейся до наших дней достопримечательностью усадьбы является церковь Смоленской иконы Божией Матери. Данный небольшой храм был возведен в 1670-х годах на средства Ю.И. Ромодановского. В период с 1825 по 1827 годы была проведена реконструкция Смоленской церкви, которая приобрела черты ампира. Над основанием храма была возведена купольная ротонда, были также расширены алтарь и приделы . Одно время здание принадлежало местной фабрике игрушек. Но в 2004 году над куполом полуразрушенной звонницы был водружен крест. Усадебный дом был построен в 20-е годы XIX века в стиле ампир. Это одноэтажная кирпичная постройка на сводчатых подвалах из белого камня с боковыми антресолями и роскошным мезонином. Лапидарная отделка фасадов придает дому необычайную монументальность и выразительность. Со стороны парка дом украшен тосканской колоннадой, над которой протянулся балкон. Стены дома окрашены в нежно-голубой цвет, декоративные детали - побелены. К сожалению, храм и усадебный дом – это всё, что сохранилось в настоящее время в данном усадебном комплексе. В начале 90-х годов прошлого века была полностью разрушена парковая беседка первой половины XIX века, построенная в стиле классицизма. Также не сохранились и каменный монумент, и конный двор, и хозяйственные постройки, и оранжереи. Приусадебный парк, который когда-то был распланирован на регулярную и пейзажную части, сейчас частично вырублен, замусорен, застроен гаражами. Однако сохранились до наших дней живописные каскадные пруды, устроенные на реке Рожай. Источники: https://russkaya-usadba.livejournal.com/138639.html http://historykeeper.ruУсадьба Константиново (Домодедовский р-н, посёлок племсовхоза Константиново). Источник: http://www.podmoskove.ru/usadba/11_usadba.htmlФото: https://www.2do2go.ru/places/27790/usadba-konstantinovo
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
14 ноября 2017 21:09 УСАДЬБА (ДОМ) БАХМЕТЬЕВЫХ-ОБОЛЕНСКИХ В двухэтажном кирпичном здании в центре Никольска с конца XVIII века по 1917 год жили владельцы Никольского стекольного завода. Это три поколения Бахметьевых и их наследники князья Оболенские. Владельцы завода заботились не только о развитии и процветании своего предприятия, но и о развитии самого села. Первое упоминание о строительстве большого кирпичного дома на берегу реки Вырган в Пензенской губернии приходится на конец XVIII века. Автор проекта дома и год начала строительства неизвестны. В материалах, хранящихся в Пензенском областном архиве и в архиве музея стекла и хрусталя Никольска, имеются документы, в которых подробно расписаны расходные статьи на строительство нового барского дома, причем в указанный период уже ведутся отделочные работы, кладка печей и покраска крыши. Дом, построенный в традициях русского классицизма, соответствовал основным канонам русской усадьбы. Петр Оболенский описал его так: «Обширный дом заключал в себе больше 40 комнат, не считая всех людских и пристроек. В центре было огромное двухсветное зало с хорами и с дверью на широкую веранду перед домом, по бокам которой было два подъезда». В этом доме жили постоянно или периодически, сюда приезжали три поколения Бахметьевых, князья Оболенские, многочисленные гости — тогдашняя музыкальная и художественная элита страны. Бахметьевы были связаны родством с лучшими фамилиями России: князьями Трубецкими, Горчаковыми, Волконскими, Оболенскими, графами Толстыми. Последний из Бахметьевых, Алексей Николаевич, был женат на Анне Петровне Толстой, дочери Петра Александровича Толстого, родственнице Льва Николаевича Толстого. В сентябре 1869 года Лев Толстой приезжал в село Никольское, гостил здесь четыре дня (по воспоминаниям слуги С.П. Арбузова). В память о его пребывании на фасаде дома установлена мемориальная доска. В течение недели в доме жил музыкант и композитор В. Андреев. Он познакомился с созданным оркестром русских народных инструментов, после чего в усадебном доме был сыгран большой концерт с его участием в качестве дирижера. В первые годы ХХ века в Николо-Пестровку неоднократно приезжали и жили в доме Оболенских преподаватель игры на рояле, профессор Е. Осипова, ее дочь, камерная певица Т. Лещицкая, композитор и хормейстер А. Архангельский и другие именитые гости. После революции в здании дома-усадьбы размещалась Николо-Пестровская гимназия, затем в 20-х годах первая девятилетняя школа и школа-коммуна для детей-сирот, пункт американской помощи голодающим России. Позже в 30-е годы в здании открывается школа фабрично-заводского обучения, затем в 50-е годы — кинозал, в 60-е здесь размещалось отделение Пензенского механического техникума, классы средней школы № 2. С конца 60-х годов в здании расположились завком, партком, редакция газеты «Красный стекольщик» и отделение по техническому обучению рабочих — специалистов завода. Здание постепенно разрушалось и с конца 90-х годов уже никак не использовалось. 16 февраля 2010 года дом Бахметьевых-Оболенских был выкуплен Правительством Пензенской области на торгах. С апреля 2011 года начата реконструкция здания, в феврале 2012 года в нем открылся областной бизнес-инкубатор, который позволит сыграть существенную роль в дальнейшем развитии стеклоделия в районе. Источник: https://russia.travel/objects/283964/Алексей Иванович Бахметьев – будучи человеком энергичным завел у себя в имении, в селе Никольском , парусиновую фабрику и винокуренный завод. Но эти производства его не удовлетворяли. Алексей Иванович, решил строить стекольный завод. Ведь село со всех четырех сторон окружено сосновыми лесами, что немаловажно было для стекольного производства в 17 веке. Поскольку лес – это топливо, а для плавки стекла нужна температура под 1000 градусов! Так что с лесом обходились здесь бережно, чтобы надолго хватило, иначе, зачем дело заводить? Тогда Бахметьев обратился к Екатерине II с просьбой разрешить ему основать такой завод. 3 августа 1763 года по указу императрицы Екатерины II из Мануфактур-коллегии на его имя было получено разрешение «хрустальную и стеклянную фабрику завести и позволить, на которой делать хрустальную и стеклянную посуду самым добрым мастеровым». Капитал А.И. Бахметьева, вложенный в дело, составил три тысячи рублей. Алексей Иванович из Европы, с большой осторожностью, провозит по бездорожью французское и богемское стекло. Впервые в жизни Никольскому мужику было позволено протянуть руку и потрогать диковинные предметы барской роскоши. Да и узнать, что составляющие стекла: мел, сода, мышьяк, песок… А если добавить к ним 18 – 24% окиси свинца, оно приобретет тяжесть и переливчатость, прозрачность и звонкость… Потому что при температуре 1400 превратится в хрусталь. Здесь выпускали сотни образцов посуды, светильников, парфюмерных принадлежностей, элементы церковного убранства и утвари. Однако, после Пугачевского бунта 1775г., все предприятия были разорены и сожжены дотла. Бахметьев обратился к государству за помощью , которая ему была оказана и со временем Алексей Иванович наладил свое дело. Он оказался весьма предприимчивым хозяином. Умер А.И. Бахметьев в 1779 году, но порядок, заведенный им, сохранился и при вдове Агафоклее Ивановне. Вдова Бахметьева – Аграфоклея Ивановна сумела увеличить производство. Работали уже три хрустально – стекольных завода, где изготовляли: стекло листовое, штофы, бутылки и разную посуду на общую сумму сорок тысяч рублей в год. Торговали в Москве и на Макарьевской ярмарке. Самыми дорогими считались графины по семьдесят копеек за штуку и хрустальные фужеры по пятьдесят копеек. На фабриках числились 184 рабочих и два смотрителя. Николай Алексеевич Бахметьев, продолживший дело отца, обращает внимание на улучшение качества хрустальных изделий. С начала 19 века завод становится одним из лучших в стране, выполняет престижные заказы, неоднократно получает право изображения на своей продукции Государственного Герба России. При Николае Алексеевиче были построены большие каменные здания для печей, шлифовальная и другие мастерские. Появились замечательные мастера-стеклоделы. Они проходили обучение в Санкт-Петербурге на Императорском Стеклянном заводе. Бахметьев лично испытал все тяготы войны 1812 года, когда была сожжена его усадьба и временно прекращено стекольное производство. В продукции Никольско-Бахметьевского завода долгое время была популярна тема, отражавшая события наполеоновских войн и ее героев. Источник: http://travelclubonline.ru/home/nikolsk/Фото:http://www.rnikolsk.pnzreg.ru/news/2012/02/28/17050644 С 1836 по 1861 годы у руля фамильного производства стоял сын А.Н. Бахметьева, Алексей Николаевич. Предприятие достигло наивысшего процветания. Выпускаемая здесь продукция отличалась индивидуальностью, изяществом и ювелирной отделкой. Сын Н. Бахметьева, Алексей, изучал технологию производства стекла в Лейпциге и работал на стекольных фабриках мастеровым. В царствование Николая I Алексей продолжил семейное дело. Заводы выполняли заказы и для казны, Императорского Двора. Чистый доход от каждого завода достигал восемнадцати тысяч рублей в год. В 1829 году на первой в России выставке мануфактурных изделий в Петербурге, продукция Бахметьевых, удостоена большой золотой медали. Образцы работ были взяты в музей Департамента мануфактур. На последующих пяти всероссийских выставках, вплоть до 1896 года, продукция Бахметьевых отмечалась наивысшими призами – правом изображения Государственного герба. В знак особого доверия Бахметьеву поручили наладить производство предметов, «могущих иметь сбыт в Персии и Турции». С большим усердием Алексей Николаевич берется за выполнение заказа. Изучение технологии производства стекла в городе Лейпциге, дало ему огромный опыт и оказало помощь в таком сложном деле. А.Н. Бахметьев был женат на дочери графа Толстого – Анне Петровне. Алексей владел заводом в течение 25 лет. Заводская кладовая пополнилась образцами, среди которых много прекрасных подарков от князя Петра Михайловича Волконского и графини Орловой-Денисовой. По заказу графа Панина были изготовлены дверные ручки с шарами из чистого хрусталя. Интересные накладки для университетской церкви в Москве. Большого внимания заслуживал спецзаказ персиянина Каримова – молочники – изящной и тонкой работы. Алексей Николаевич, будучи в своем Пензенском имении, лично объявил крестьянам и мастеровым об отмене крепостного права. Скончался внезапно. Было ему тогда 63 года. После внезапной смерти А.Н. Бахметьева, дело осложнилось. Детей у Бахметьева не было. Родовое имение Алексея разделили между собой его сестры-княгини Трубецкая, Горчакова и Волконская. Однако, опасаясь, что завод в селе Никольском погибнет, хозяин оставил завещание, где говорилось, что предприятие переходит в полную собственность Александру Дмитриевичу Оболенскому, который был сыном его родной племянницы княжны Дарьи Петровны Оболенской, урожденной Трубецкой. До вступления в наследование Александра Дмитриевича, все дела легли на плечи вдовы А.П. Бахметьевой. Но она не могла справиться с управлением заводом. Однако решила, во что бы то ни стало спасти производство – дело всей жизни мужа. Завод продолжал работать, но качество продукции ухудшилось, были утрачены рынки в Москве. В 1884 году, после смерти вдовы, в дело вступил последний владелец – Оболенский. Он чувствовал себя обязанным перед памятью и доверием двоюродного деда. Три обстоятельства помогли поднять производство: во-первых, личные средства князя позволяли весь доход от завода тратить на техническое перевооружение, во-вторых, осуществлялся грамотный подбор высшего технического персонала, в-третьих, ряд благоприятных обстоятельств. Одной такой причиной стала новая железнодорожная ветка Московско-Казанской дороги, которая проходила недалеко от предприятия. Это намного улучшило положение с сырьем и рынками сбыта. В 1896 году завод участвует в Нижегородской ярмарке, где его изделия занимают достойное место. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже хрусталь Оболенского получает Большую Золотую Медаль. Сумев поднять производство, Алексей Дмитриевич стал следить за покупательским спросом. Скоро он понял, что большую прибыль может дать миниатюрная посуда – флаконы для лекарств, духов, лосьонов, жидкого мыла. Очень быстро наладили выпуск посуды для аптек и парфюмерии. В 1913 году товара вырабатывалось почти на восемьсот тысяч рублей. В 1917 году князь Оболенский избирается главой Союза стеклозаводчиков России. Частная мануфактура Бахметьевых славилась своими высококлассными мастерами: А.Вершинин, К.Селиверстов, И.Головачев, ПЯ. Куликов и многие другие. В 1779 г. А.И. Бахметьев устроил при фабрике специальную кладовую, в которой откладывались и накапливались для будущих поколений лучшие образцы бахметьевской посуды. Так, с 1789 года, образовался золотой фонд музея стекла и хрусталя. Источник: http://travelclubonline.ru/home/nikolsk/Фото:http://www.rnikolsk.pnzreg.ru/news/2012/02/28/17050644
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
16 ноября 2017 10:43 Усадьба Рахманиновых (Не сохранилась) Старая Казинка - небольшое село в Мичуринском районе Тамбовской области недалеко от границы с Липецкой областью. Село Старая Казинка известно как фамильное имение прославленного дворянского рода Рахманиновых. Родоначальником тамбовской ветви Рахманиновых был обосновавшийся в 1727 году в Старой Казинке царский стольник Иевлий Кузьмич Рахманинов. Представителями рода Рахманиновых вышедших из Ст. Казинки были известный просветитель XVIII века, переводчик и публицист Иван Герасимович Рахманинов (1753-1807 гг.), русский учёный-математик, профессор и ректор Киевского университета Иван Иванович Рахманинов (1826—1897 гг.), знаменитый музыкант и композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943 гг.) Старая Казинка одно из старейших сёл Тамбовии. Сведения о начале заселении этих мест относятся к середине XVII века. Первыми поселенцами села считают оброчных рязанских крестьян князя Дмитрия Пожарского. Ойконим «Казинка» довольно распространён среди названий сельских населённых пунктов в Центральной России. Есть две версии происхождения этого названия. Согласно первой, название было образовано от ныне вышедшего из употребления слова «казистый», т.е. видный, красивый. «Казинка» - именно так могли назвать в старину живописное место в окрестностях села. Вторая версия гласит, что основу названию дало домашнее животное коза, которое на местных «акающих» диалектах звучало как «каза». В 1793 году Иваном Герасимовичем Рахманиновым в Ст. Казинке была основана первая в России сельская типография. В этой типографии Рахманиновым были напечатаны пять томов-переводов двадцатитомного собрания трудов французского философа-просветителя Вольтера. Помимо переводов Вольтера типография издавала сатирический журнал. Благодаря работе типографии село считается одним из провинциальных очагов русской культуры XVIII века. В 1978 году Старая Казинка была включена в «Свод памятников культуры РСФСР». К нашему времени от бывшей дворянской усадьбы Рахманиновых ничего не сохранилось. В 30-е годы прошлого века, вместе с семейным некрополем Рахманиновых, была разрушена казинская церковь, освящённая в 1842 году во имя Казанской иконы Божией Матери. На месте бывшего барского дома была построена школа. В конце мая каждого года в селе проходит музыкально-литературный праздник, посвящённый памяти И.Г. Рахманинова. Этот праздник приурочивается к Международному дня славянской письменности и культуры. Также в Ст. Казинке традиционно проходят концерты в рамках Международного Рахманиновского музыкального фестиваля. Располагается село Старая Казинка в 30 км от г.Мичуринска рядом с дорогой Мичуринск-Липецк. Источник: http://patriot.taminfo.ru/spra...rayon.html
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
16 ноября 2017 11:05 МУЗЕЙ-УСАДЬБА С.В. РАХМАНИНОВА «ИВАНОВКА» В деревеньке Ивановке в период с 1890 года по 1917 год Сергей Рахманинов проводил почти каждую весну, лето, а часто и осень. К концу XIX века усадьба представляла собой крупный комплекс, состоящий из жилой части (дом, флигель), хозяйственных построек, старого и молодого парков, огородов, ягодников. Ивановка — именно то место, где великий композитор С. В. Рахманинов жил и работал по нескольку месяцев в году на протяжении 28 лет. Именно оно связано с большей частью его творчества, и именно здесь было написано огромное количество его известных произведений (24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты и аж 49 романсов). Этот очаг музыкальной культуры в настоящее время вдохновляет немало современных музыкантов. Имение на сегодняшний день выступает в роли центра для собраний музыкальной элиты, здесь проводятся всевозможные творческие вечера и концерты. Это имение принадлежало не ему, а его родной тётке - Варваре Аркадьевне, а ещё точнее её мужу - Александру Александровичу Сатину, у которых он гостил. Род дворян Сатиных ведёт свое происхождение от Рюрика.Но связь с Ивановкой заметно упрочилась, когда в 1902 году Сергей Рахманинов женился на дочери Сатиных - Наталье, своей кузине. Здесь у него родились две дочери. Именно в Ивановке Рахманинов написал большую часть своих произведений. В имении часто гостили известные музыканты - к примеру, не раз бывал Фёдор Шаляпин. Особый интерес к Ивановке вызвали публикации автора книги «Школьникам о С.В. Рахманинове» и буклета «Рахманиновские места Тамбовского края» Дмитрия Калашникова на страницах газеты «Тамбовская правда» — в них он поднял вопрос воссоздания Ивановки. Восстановление Ивановки началось в 1968 году. 26 мая в здании ивановского сельского клуба была создана комната-музей С.В. Рахманинова. В деревне стали проводиться ежегодные Дни музыки С.В. Рахманинова. В 1971 году в Воронеже вышел в свет сборник материалов и документов «С.В. Рахманинов в Ивановке». В этом же году был заложен фундамент флигеля. В 1973 году, к столетию со дня рождения Сергея Рахманинова, Тамбовский областной музей при поддержке Музея музыкальной культуры им. Глинки обновил экспозицию общественного музея. В августе 1978 года в Ивановке был создан Дом-музей Рахманинова — на правах филиала Тамбовского областного музея. 18 июня 1982 года дом-музей был торжественно открыт. В этот же день в Ивановке был открыт скульптурный портрет Сергея Рахманинова. В 1987 году дом-музей был преобразован в Музей-усадьбу Рахманинова. С 1982 года в Ивановке ежегодно проходит Международный музыкальный фестиваль им. С.В. Рахманинова. С 1985 года в мае проводится Сиреневый фестиваль; с 1986 года — музыкальный фестиваль «Музыкальное лето в Ивановке»; с 1989 года — фестиваль «Джаз в Ивановке»; с 1990 года — фестиваль «Звездное лето в Ивановке». С 1991 года здесь проходят творческие фортепианные, вокальные, скрипичные, театральные ассамблеи; проводится фестиваль «Сиреневая ночь в Ивановке». С 1993 года начала работу научная конференция «С.В. Рахманинов и мировая музыкальная культура». Открыта сцена Зеленого театра. С 1998 года заложена традиция проведения фольклорных праздников: «Картошкины именнины», «День варенья», «Праздник блина», «Широкая масленица», «Троицын день», Святое крещение, Новогодние и Рождественские праздники. С 2006 года проводится Конкурс исполнителей русской народной песни им. С.В. Рахманинова; с 2008 года — Конкурс пианистов памяти Ю.П. Рахманинова; с 2010 года — Фестиваль вокального искусства им. И.К. Архиповой и Конкурс фортепианных ансамблей им. С.В. Рахманинова. Источники: https://www.culture.ru/institu...a-ivanovkahttps://tonkosti.ru/%D0%A3%D1%...0%B2%D0%B0http://www.positivcity.ru/dost...novka.htmlhttp://def.livejournal.com/59700.htmlФото: http://def.livejournal.com/59700.html
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
16 ноября 2017 11:29 16 ноября 2017 11:31 Усадьба Шахматово (официальное название Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока) расположена в нескольких километрах от Солнечногорска. В 1874 году Шахматово приобрел Андрей Николаевич Бекетов дед великого русского поэта, а сам Блок проводил в усадьбе каждое лето в период с 1881 по 1916 годы. Старинное имение Шахматово дед А. А. Блока, А. Н. Бекетов, приобрёл в 1874 г., прельстившись замечательными видами, которые отсюда открывались. Семейство перебиралось сюда почти каждое лето, и продолжалось так более 40 лет. Впервые будущий поэт увидел Шахматово в возрасте полутора лет, в 1881 г. А затем, уже с женой, обосновался во флигеле главного дома, где жил в детские годы, на период с 1904 по 1910 гг. Главный усадебный дом был капитально отремонтирован Александром Блоком в 1910 году и поэтически назван Валгаллой. В 1916 г. поэт последний раз побывал в усадьбе, которая после 1917 г. была заброшена и разграблена. В 1921 году пожар довершил начатое революцией. В советское время и до создания музея разорённая усадьба служила местом паломничества поклонников творчества поэта. Работы по воссозданию дома начались в 1984 г., но открыть двери для первых посетителей усадьба смогла лишь в 2001 г., с появлением первой постоянной экспозиции. Усадьба капитана Тараканова рядом с «Шахматовым» пребывала уже в довольно ветхом состоянии, когда её посещал А. А. Блок. Но здесь находилась очень чтимая в округе церковь. Именно в ней в 1903 г. происходило венчание А. А. Блока с Л. Д. Менделеевой. Сегодня церковь наполовину разрушена, но её планируется восстановить. В 2012 г. два музея, посвящённых А. Блоку («Шахматово» и «Тараканово»), были объединены с музеефицированной усадьбой Д. И. Менделеева «Боблово», что находилась по соседству. В настоящий момент работы по восстановлению последней усадьбы продолжаются. Д. И. Менделеев поселился в усадьбе Боблово в 1865 г. и владел ею до самой смерти, на протяжении сорока одного с лишним года. У великого учёного гостили выдающиеся деятели культуры и науки, а А. Блок написал здесь немало стихов. Дом-музей Д. Менделеева был открыт в усадьбе в 1987 г., и сегодня здесь можно увидеть оригинальные предметы, которыми пользовался в быту великий химик: его диван и ковёр, стол для опытов и т. п. В настоящее время в музее открыты и постоянные, и временные экспозиции, которые проходят не только в главном господском доме, но и в других постройках усадьбы — таких как здание земской школы. Главное украшение Голубой гостиной в «Шахматове» — старинное пианино, подаренное музею Мариеттой Шаганян. В свое время на нем играл сам Сергей Рахманинов. В усадьбе-музее Шахматово особенно продвигается бренд «Гастрономическое Шахматово». Это своего рода интерактивная выставка, которая состоит из экспозиции «Старый дом глянет в сердце моё» в главном здании усадьбы, а также старой кухни. На последней можно увидеть оригинальные принадлежности конца 19 в. Интерактивность заключается в возможности отобедать, как встарь, традиционными блюдами из «меню» семьи Бекетовых-Блоков. Источники: https://tonkosti.ru/%D0%A8%D0%...0%B2%D0%BE http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%...%B2%D0%BE- %D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0 Фото: http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%...0%BA%D0%B0
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
16 ноября 2017 14:13 Музей-усадьба А. Н. Бекетова Музей-гостиная, где встречаются музыка, поэтическое слово и изобразительное искусство. Наполненный традициями, берущими начало в XIX веке, музей развивает их веке сегодняшнем, проводя многочисленные выставки, музыкальные встречи, продолжая традиции дома Бекетовых в пасхальных и рождественских праздниках. Семья выдающегося архитектура каждое лето бывала в Крыму, потому, что отец, профессор Харьковского университета Бекетов Н. Н., имел небольшое имение в Профессорском (рабочем)уголке западной части Алушты — любимом месте отдыха представителей тогдашней науки и художников. В 1895 году Николай Николаевич подарил сыну участок земли, на которой последний возводит дом по собственному проекту. Дача Алексея Николаевича имеет два этажа, построена из отесанных камней, имеет по бокам двухъярусные деревянные веранды-галереи. Благодаря удачному проектированию и имеющейся асимметрии, дом выглядит небольшим, уютным и компактным. Крыльцо первого этажа с терассой резными деревянными колоннами с капителями. Штрихом в отделке карнизов дома являются горизонтальные пояс традиционные «сухарики» и ионики. Парапеты здания украшены зубцами, напоминающими ласточкин хвост. Крыша дома многоярусная, покрыта металлическими листами и имеет четыре машикули (башни). Музей-усадьба А. Н. Бекетова расположен в западной части Алушты. Он является историческим и культурным центром Профессорского уголка в Алуште, объединяющим имена выдающихся людей, связанных эпохой и личными судьбами. Музей был открыт 5 ноября 1987 года. Это мемориальное здание оригинальной архитектуры, с элементами мавританского стиля, построенное по проекту А. Н. Бекетова в 1896 году для семейного летнего отдыха на берегу моря, близ Алушты. Дом академика архитектора и художника А. Н. Бекетова (1862−1941) сохранился в первозданном виде, находится на территории старинной усадьбы Бекетовых, Музей сохраняет не только память о выдающемся зодчем, его древнем роде, известном в России с XVI века, семье Бекетовых-Алчевских, но и живые традиции старинной дачи, связанные с музыкой, поэзией, живописью, семейными торжествами. Старинный рояль Schroder 1917 года, С.-Петербург, напоминает о музыкальных вечерах в доме Бекетовых-Алчевских, где звучал голос выдающегося тенора Ивана Алчевского, солиста оперных театров России и Европы, музыка и романсы композитора и педагога Григория Алчевского. Постоянная экспозиция посвящена жизни и творчеству выдающегося архитектора А. Н. Бекетова, истории его семьи. Фотографии из семейного альбома, оригинальная мебель, предметы быта старинной усадьбы воссоздают атмосферу неторопливого ритма жизни, занятий и увлечений на отдыхе в Алуште. В экспозиции музея – подлинные живописные работы А. Н. Бекетова к. XIX – нач. XX века, выполненные в Крыму, в Профессорском уголке. В выставочных залах музея выставлены работы живописцев девятнадцатого и двадцатого века, также в музее работает постоянно пополняемая выставка лучших художников современного Крыма. Фонд музея на сегодняшний день насчитывает более тысячи экспонатов. Источники: https://www.culture.ru/institu...n-beketova«Культурное наследие Крыма», из-во Н.Оріанда, Симферополь 2011 г. https://a-a-ah.ru/dacha-alekseya-beketovaФото: http://www.visitcrimea.guide/g...n-beketova
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
16 ноября 2017 15:07 9 января 2018 22:10 Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Зюзино (сейчас Москва). Известно, что многие населенные пункты, как в Подмосковье, так и в других регионах получили свое названия по владельцам. Не является исключением и Зюзино. Судя по этому топониму, имение когда-то принадлежало тверским выходцам Зюзиным, занимавшим значительное положение при царском дворе в XVI-XVII вв. примерно с 1584 года им принадлежала и другая подмосковная усадьба-село Никольское, территория которого ныне находиться в микрорайоне “Лебедь” на Ленинградском шоссе. По-видимому, в начале XVII века Зюзино было дано в поместное владение стрелецкому голове Федору Челюскину, а в 1618 году оно перешло к боярину кня-зю Алексею Юрьевичу Сицкому. Алексей Юрьевич, потомок ярославских князей, начинает упоминаться в документах с конца XVI столетия. В Смутное время он служил подряд всем царям – сначала Годунову, затем Лжедмитрию I, Василию Шуйскому и, наконец, Лжедмит-рию II , за что был тогда же современниками назван “воровским советником”. Несмотря на такое непос-тоянство, благодаря своей знатности, он сумел ус-троиться и при новой династии Романовых и в 1615 году стал боярином. Сицкий служил воеводой в Тороп-це, затем три года возглавлял приказ Казанского дворца, был воеводой в Вязьме. Он так же руководил Московским Судным и Поместным приказами. Известно, что при нем в 1627 году в сельце “Скрябино, Скорятино, Зюзино тож” уже существовала деревянная усадьба – “двор помещиков боярский”. Следующим хозяином этой местности был боярин Глеб Иванович Морозов, который получил его в приданое, женившись на дочери Сицкого – Авдотье. Известным же Морозов стал женившись на Федосии Прокопиевне Соковниной, неутомимой проповеднице раскола, скончавшейся в ссылке, в 1675 году. При нем в сельце Скрябине, Зюзине тож, кроме боярской усадьбы значились ”двор приказчий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских”, где проживало 29 человек. Морозов построил рядом с усадьбой деревянную церковь во имя Бориса и Глеба. Это же наименование, ставшее одним из названий села – Борисоглебоское, традиционно носили все последующие зюзинские храмы, вплоть до ныне существующего, отстроенного в стиле архитектуры московского (нарышкинского) барокко. Трехверхая церковь поставлена на высокий подклет с первоначально открытой аркадой, над столбами которой расставлены колонны – единственный повторяющийся элемент внешнего декора храма. Сильно растесанные еще до начала ХХ в. окна лишены даже малейших признаков, указывающих на существование наличников. По-видимому, их никогда и не было. Над центральной частью здания находится широкий восьмерик, обрамленный своеобразными декоративными гребешками. Над ним устроено помещение “звона”, то есть колокольни, увенчанное главой. До застройки окружающей территории многоэтажными домами отсюда открывался превосходный вид окрестностей на много километров. Согласно последним данным, церковь была сооружена около 1715 года. Следовательно, её строителем можно считать ближнего боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского, которому в 1687 году было пожаловано село Зюзино. Другие, известные по литературе, датировки здания – 1688 и 1704 гг. – в действительности относятся к более раннему деревянному храму, который не был разобран сразу же после сооружения каменного. Правда, служба в нем уже не велась. Не используемый и сильно обветшавший, он существовал еще в 1721 г., когда все имение, после кончины владельца, по указу Петра I в 1687 году было передано другому князю Прозоровскому - Александру Никитичу, впоследствии капитан-лейтенант флота. Поскольку “звон” каменной церкви не был приспособлен для больших колоколов, впоследствии соединенная с ним крытым переходом. Простая сама по себе – четыре кирпичных столба под четырехскатной же кровлей, увенчанной крестом, - она, воспроизводя древние архитектурные формы, свойственные деревянным постройкам, интересна как редкий для Подмосковья тип. Колокольня была сооружена, по-видимому, на средства местного церковного старосты, купца 2-ой гильдии Алексея Ивановича Василькова, по совместительству “непременного члена Общества для попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь”. В году он приобрел Зюзино в собственность у тогдашних владельцев имения – дворян Балашовых. Позже около церкви был похоронен сын местного священника – молодой преподаватель Александровского 3-го военного училища Дмитрий Аникитич Рисов. Трогательной эпитафией ему, начертанной на каменном памятнике, стали строки пушкинского стихотворения “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, написанного в 1829 году: “И пусть у гробового входа будет жизнь играть, И равнодушная природа красою вечною сиять”. Сам памятник не сохранился. В конце июня 1908 года интерьеры церкви обследовал архитектор Московской городской управы Иван Павлович Машков – автор ряда известных построек, в том числе жилого дома “Сокол” на Кузнецком мосту. Он нашел, что центральный резной иконостас, современный зданию, очень хорошей работы, но иконы в нем более поздние, частично записанные, а качество стенной живописи вообще очень плохое. Заслушав его доклад о поездке в Зюзино, Комиссия Археологического общества постановила: разрешить перезолотить иконостас, исправить его иконы и заново расписать интерьер. Наблюдение за работами было поручено И.П. Машкову. Ныне части этого иконостаса, в том числе царские врата и некоторые иконы, хранятся в фондах музея заповедника “Коломенское”. В 1938 году церковь была закрыта. Её интерьеры существенно пострадали во время войны – местные жители разломали на топливо и унесли практически все деревянные детали, вплоть до оконных рам. Некоторое время здание никак не использовалось и не охранялось. С 1966 года в нем находилась ювелирная мастерская, позже её сменил архив. С 1989 года церковь вновь стала действующей. Зюзино оставалось в роду Прозоровских до 1780 года. По описанию 1704 года в Зюзине значились усадьба, дворы: приказчика,конюшенный, садовника и 12 крестьянских. Во время их владения усадьбой в ней около 1715 года построили новый храм, о котором упоминается следующим образом: «В селе церковь ка-менная о двух службах: нижняя – во имя св. князя Владимира, верхняя – во имя Бориса и Глеба; на той церкви на верху колокольня каменная ж” . Но в 1780 году усадьба была куплена Ириной Афанасьевной Князевой, муж которой, Анисим Титович, был одним из первых отечественных генеалогов. Позже имение перешло к Бекетовым, известным, главным образом, по просветителю и издателю Платону Петровичу Бекетову – первому исследователю Импера-торского Общества истории и древностей российских, созданного в 1811 году. Зюзиным владели сначала его мачеха Ирина Ивановна, урожденная Мясникова, вдова полковника, а затем его единокровный брат – дейст-вительный тайный советник и камергер Петр Петрович Бекетов. Кто-то из них, скорее всего последний, выстроил в усадьбе, слева и справа от господского дома, кирпичные двухэтажные флигеля, датируемые Обществом изучения русской усадьбы 1820-ми годами. Один из флигелей исчез в середине 1920-х годов, другой сохранился до настоящего времени (Перекоп-ская улица 7, а дом 9 – это церковь). Уцелевший флигель, ныне используемый как дом притча, представляет собой Г-образную в плане постройку со скругленным центральным углом. Эта часть здания, декорированная спаренными колоннами на белокаменных цоколях, резко диссонирует по своей архитектуре с крыльями. Можно предположить, что изначально в плане она была круглой ротондой, подобной той, на основе которой был сооружен бар-ский дом в соседнем имении Шаболово. По стилисти-ческим признакам зюзинскую ротонду можно датировать концом XVIII началом XIX века. По-видимому, в 1820-х годах к ней были пристроены неказистые крылья, и образовавшееся здание стало флигелем. Для получения данных, подтверждающих или опровергающих эти предположения, необходимо провести натурное обследование постройки. Петр Беков скончался холостым, не оставив пря-мых потомков, после чего имение неоднократно меняло хозяев, что, естественно, не могло не сказаться на сохранности усадьбы, перешедшей сначала к Балашовым, затем к А.И. Василькову, к другому купцу – Дмитрию Андреевичу Романову, с 1897 года состояв-шему попечителем местного земского училища. Еще в 1885 году он построил в Зюзине кирпичный завод. В середине XIX века жилые усадебные постройки использовал Московский университет в качестве летней дачи для своих сотрудников. Немного позже старинный господский дом с двусветным центральным залом был разобран на материал для постройки ок-рестных дач. За ненадобностью были уничтожены солнечные часы, составляющие одну из достоприме-чательностей Зюзина. На их месте в парке было со-оружено здание, в котором одно время жила историк Екатерина Васильевна Воздвиженская. В соавторстве с Н.В. Устряловым и бывшим гласным Московской го-родской думы И.И. Шаховским она написала книгу о некогда знаменитых подмосковных имениях фельдмар-шала графа П.В. Румянцева-Задунайского: Троицком-Кайнарджи и Зенине. Впоследствии Воздвиженская работала в Отделе народного образования Моссовета и была активным членом комиссии “Старая Москва” – общественной организации, которая в 1909-1930 гг. объединяла специалистов, занимавшихся изучением памятников города и его окрестностей. Как и подав-ляющее большинство усадебных построек, её дом не сохранился. Ныне лишь церковь и флигель напо-минают о былом великолепном Зюзине. К сожалению, национализация земли в 1917 году лишила усадьбу Зюзино хозяев, а с их уходом исчез и особенный уклад жизни в ней. Брошенная усадьба обветшала. Её разоряли и жгли. В наше время столица подошла вплотную к бывшему зеленому оазису. Вокруг выросли современные многоэтажные жилые дома, протянулись шумные нити городских магистралей. В итоге от бывшей роскошной усадьбы кроме флигеля и церкви Бориса и Глеба ничего не осталось. Утратилась неповторимая атмосфера тихой неспешной жизни дворянского гнезда. По-видимому, в этом месте уже трудно будет восстановить былое. Но осталось ещё много нетронутых уголков в России, где хочется верить, что теперь, став умнее, мы начнем возрождать утраченное культурное наследие наших предков, и вернем к плодотворной жизни те усадьбы, которые ещё можно вернуть. Источник:http://mirznanii.com/a/171209/usadba-zyuzino Список литературы 1.Московское городское объединение архивов и Общество изучения русской усадьбы “Усадебное ожерелье юго-запада Москвы” издательство “МОСГОРАРХИВ”, М. 1997. 2. К.А. Аверьянов статья “Дворянские усадьбы столетий на территории юго-запада” издательство “МОСГОРАРХИВ”, М. 1997. 3. Шмидт С.Я., Андреев М.И., Карев В.М. Энциклопедия Москвы издательство “Большая российская энциклопедия” М.1997. Флигель Фото: http://fotowalker.narod.ru/moscow/m_zuzino06bg.jpg
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
16 ноября 2017 16:51 Усадьба Николо-Прозоровское. Нико́льское-Прозоро́вское (историческое название Шипилово) — заброшенная усадьба князей Прозоровских в Мытищинском районе Московской области, неподалёку от Марфина.. Усадьба Никольское-Прозоровское, к которой относится церковный комплекс, принадлежала представителям рода Прозоровских. В 19 веке ее унаследовала княгиня Варвара Трубецкая. Ее муж был дипломатом и преимущественно жил за пределами России, а дочка обвенчалась с аристократом из Франции, который принадлежал к знаменитой фамилии Биронов. Сама же княгиня вошла в историю во многом благодаря усадьбе, где она развернула бурную деятельность Архитектурный ансамбль усадьбы Николо-Прозоровское когда-то состоял из главного господского дома, двух флигелей, летнего домика, грота и оранжереи. Говорят, что до наших дней и готическая башня, но мы до нее не дошли. И, конечно, важной его частью усадьбы являлась Никольская церковь с недавно воссозданной колокольней. Двухэтажный хозяйский дом был стилизован под формы барокко. Влияние знаменитого Растрелли на создателей данного строения не заметить невозможно. Лучковые фронтоны, пилястры, лепные наличники с затейливым рисунком приковывают внимание к дому. Это здание, впрочем, нельзя назвать барочным. Несмотря на соблюдение всех пропорций, оно скорее смотрится эклектичным. В суровые 30-е годы домом никто не занимался, и он постепенно начал разрушаться, приобретая черты заброшенности. Однако позже здание реставрировалось. То, что оно еще недавно находилось в неплохом состоянии можно заметить, посмотрев киноленту «Лес». Режиссер В.Мотыль снимал и увековечил усадебный дом в этой классической картине. сейчас же усадебные здания напоминают руины. Некогда нарядные постройки в стиле растреллиевского барокко сейчас кажутся не совсем уместными в этой лесной глуши. Очаровательный двухэтажный дом с двумя нарядными, похожими на театральные декорации, флигелями усадьбы Николо-Прозорово сейчас медленно разрушаются. Но есть в этом месте что-то притягательное, волшебное! Эта заброшенная сейчас усадьба неподалеку от Пестовского водохранилища появилась еще в конце XVIII века. Первым владельцем имения был генерал-фельдмаршал Александр Прозоровский. Но с того времени остались лишь Никольский храм в стиле классицизм 1792 года постройки и необычный треугольный грот. Кстати, двоюродная сестра владельца княжна Варвара Прозоровская стала женой великого полководца, тогда генерал-майора Александра Васильевича Суворова. Его владения находились неподалеку — в селе Рождествено. В пореформенное время Прозоровское принадлежало основателю Болшевской бумагокрасильни Францу Андреевичу Рабенеку, купцу В. Г. Сычёву (в 1890—1892 гг.), в начале XX века — Кузнецову. Последним владельцем (до 1917 года) был В. П. Рябушинский. Сейчас посреди заросшего парка, больше похожего на лес, возвышаются руины главного дома с двумя нарядными флигелями, стилизованными под растреллиевское барокко. Но это лишь имитация. Все эти постройки появились в середине XIX века при князьях Трубецких. Они были щедро украшены лепниной с завитками. Но от былой роскоши остались только воспоминания. Исчезли и упоминаемые в книге «Памятники усадебного искусства» въездные и служебные ворота, искусственные «руины», оранжерея и псевдоготический флигель в виде двухъярусной башни. Они стояли в Николо-Прозорово еще в 1928 году, а сегодня об этих строениях никто даже и не помнит. В советское время в усадьбе были Школа ликбеза, Сельскохозяйственная академия, профсоюзный дом отдыха. Но когда подошло время ремонтировать главный дом, Николо-Прозорово опустело. Вот и получилось, что от всей усадьбы остались лишь Никольский храм с фамильным склепом князей Прозоровских, воссозданная недавно колокольня, грот и руины в заросшем парке. А в 2004 году в Николо-Прозорово появился небольшой Крестовоздвиженский храм-часовня. Источники: hhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 ttps://shagau.ru/2014/06/19/usadba-nikolo-prozorovskoe-nikolskoe-prozorovskoe-v-podmoskove https://around.msk.ru/places/p...nnye-turkiФото: https://deadokey.livejournal.com/65788.html
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34016 | Наверх ##
17 ноября 2017 9:39 Усадьба БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ, . Владельцы усадьбы: конец XVI в. - Борис Годунов, 1694 - 1714 гг. - кн. Б.А. Голицын, 1714 - 1748 - камергер кнж. М.В. Голицын, 1748 - 1768 гг. - кн. Е.М. Голицына (Щербатова),1768 г. - первая половина XIX в. - кн. Н.М. Голицын и кн. Б.В. Голицын, первая половина XIX в. - кн. Д.В. Голицын, до 1878 г. - кн. Б.Д. Голицын Усадьбу посещали: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Петр I, Павел I, М.И. Кутузов, Наполеон, А.С. Пушкин, Багратион, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова и многие другие. Сохранность усадьбы: главный дом, флигели, церковь, звонница, службы, парк. Впервые название Вязёмы встречается в документах XVI века. При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы - по всей видимости в честь существовавшей здесь деревянной церкви, которая до наших дней не сохранилась. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство.(1) В конце XVI века здесь значилась «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда» (так сообщает Пискарёвский летописец) — нынешний Спасо-Преображенский собор. Известно, что храм был освящён в 1600 году — значит, что ко времени освящения он был полностью достроен и расписан. Главный престол был посвящён Троице (сейчас имеет другое посвящение), нижний храм в высоком подклете — в честь Николая Чудотворца, южный придел — в честь Благовещения, а северный — во имя Михаила Архангела. Тогда же была построена звонница псковского типа, нехарактерная для архитектуры этих мест. Во времена Годунова здесь существовал также его деревянный терем, упомянутая Никольская церковь, торжок (здание ярмарки) и целый Иоанно-Богословский монастырь. Все эти постройки были окружены деревянной стеной с пятью башнями; крепостные стены были защищены специально вырытым рвом, так что весь комплекс построек представлял собой мощную крепость. К сожалению, ни одно из этих сооружений, кроме грандиозного каменного собора и звонницы, до нашего времени не сохранилось — даже в перестроенном виде. Со стороны речки можно разглядеть сильно оплывшие крепостные валы. В Смутное время Вязёмы стали загородным дворцом Лжедмитрия I, останавливалась здесь и Марина Мнишек. После воцарения Михаила Фёдоровича Вязёмы в 1618 году были приписаны к дворцовому ведомству. В 1694 году Пётр I пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну, который не считал Вязёмы своим главным имением, отдавая предпочтение Дубровицам. (2) Во второй половине XVIII века при правнуке Бориса Алексеевича — Николае Михайловиче Голицыне (1729—1793) — началось строительство дворца и флигелей. Строительство двух флигелей закончилось в начале 1770-х годов, а в 1784 году был достроен дом-дворец. Одновременно с постройкой зданий разбит регулярный парк. После смерти холостого Николая Михайловича усадьбой владел его кузен князь Борис Владимирович, также холостяк. После его смерти в 1813 году усадьба отошла к его брату, московскому генерал-губернатору Д. В. Голицыну, однако здесь подолгу жил и зять предыдущего владельца, литератор С. П. Шевырев, который занимался каталогизацией огромной усадебной библиотеки. К нему в гости заезжал Н. В. Гоголь(1). С Большими Вязёмами связана и история любви Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой. Именно здесь, в усадьбе, на одном из балов, устроенном князем Голицыным, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову. Усадьба Большие Вязёмы не раз встречается в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что в романе «Евгений Онегин» Захарово служит прототипом имению Лариных, а Большие Вязёмы – стали основой для описания имения Онегина. Сейчас усадьба Большие Вяземы, как и усадьба Захарово, входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (3) Голицыны владели усадьбой до революции, однако, как и другие старые дворянские гнёзда, в пореформенное время она оскудела и едва ли не была заброшена. В 1917 году барский дом стоял в заросшем саду с забитыми окнами. В советское время в усадьбе сменили друг друга свыше десятка учреждений — приют для беспризорных детей, школа парашютистов, танковое училище, институты коневодства, полиграфии и фитопатологии. В конце 1980-х годов силами местных краеведов, в первую очередь А. И. Виноградова и А. М. Рязанова, началось создание музея, в первое время народного, располагавшегося в бывшем доме причта собора. С 1994 года усадьба Вязёмы и усадьба Захарово образуют Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина По пушкинскому музею-заповеднику проводятся экскурсии, открыты экспозиции и выставки. На территории заповедника работают три музея. Каждое воскресенье с сентября по апрель в каминном зале дворца проводятся музыкальные вечера и концерты. Музей проводит большую работу с детьми: здесь можно стать участником Пушкинских балов, конкурсов юных поэтов, школьной пушкинской конференции. Большой популярностью пользуется получивший статус международного конкурс рисунков «Пушкин глазами детей». Возрождаются игры пушкинского детства, проводятся занятия с детьми, планируется открытие школы юного экскурсовода и юного следопыта.(4) 1. https://shagau.ru/2017/05/11/u...ie-vyazemy Автор- Галина Колодкина 2. http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%...0%BD%D0%B03. http://arch-heritage.livejournal.com/1735709.html4. http://www.museum-gol.ru/about/index.htmПлан музея - Фото: http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%...0%BD%D0%B0
 --- Снегиревы | | Лайк (1) |
|