Усадьбы
Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
14 ноября 2017 15:49 Усадьба Н.М. Рихтер, Пензенская область, Колышлейский район, село Старая Потловка Усадьба Н.М. Рихтер находится на правом берегу реки Хопер в живописном месте, окруженном полями, лугами и дремучими лесами. Основной дом усадебного комплекса относится к уникальным памятникам архитектуры деревянного зодчества, выполненным в псевдорусском стиле. За последнее столетие внешний вид дома практически не изменился, до 2015 г. сохранялись все архитектурные элементы за исключением лоджии, небольшого балкончика, и мансарды. Основная и очень активная деятельность помещицы-благотворительницы была связана с воспитанием и образованием крестьянских детей. Уникальность усадебного комплекса в том, что на территории были расположены и школы, и все сооружения, относящиеся к образовательному комплексу. Псевдорусский стиль или русский стиль — течение в русской архитектуре основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Этот стиль получил свое распространение во второй половине XIX - начале XX века. Псевдорусский стиль для оформления усадьбы Н.М. Рихтер не случаен. Основная и очень активная деятельность помещицы-благотворительницы была связана с воспитанием и образованием крестьянских детей. В созданном ею «Заповеднике образования» уделялось внимание как внутреннему – духовному росту воспитанников, так и поддержанию внешней красоты мироустроения, проявленной в близком народу, традиционном Русском стиле в архитектуре и в остальном декоративном убранстве территории комплекса. Уникальность усадебного комплекса Н.М. Рихтер состояла в том, что на ее территории были расположены и школы, и все сооружения, относящиеся к образовательному комплексу. В отличии от устройства большинства усадеб того времени, где дом помещиков располагался поодаль от общественной, народной жизни, главный усадебный дом Н.М. Рихтер был расположен в самом центре «Заповедника образования». Подобная планировка только лишь подчеркивает отношение благотворительницы к делу всей своей жизни. По воспоминаниям старожилов, по всему комплексу позволялось ходить только пешком. Главный дом, школу и церковь-школу соединяли дорожки, выложенные кирпичом. По сторонам от дорожек были высажены розы, а особый и самый красивый розарий был около храма. На территории усадьбы располагался парк и сад. Чуть поодаль от основного дома располагалась конюшня. Это было просторное сооружение, выстроенное из кирпича. В Потловке разводили племенных лошадей для участия в бегах. Известно, что Рихтеры занимались овцеводством и шерсть продавали во Францию. Также на территории имения работал кирпичный завод. Кирпичи с инициалами хозяев можно и по сей день найти в сельских постройках начала XX века. При жизни Н. М. Рихтер, в усадьбе не раз бывали люди известные, неравнодушные к судьбе России и заинтересованные в ее укреплении и развитии: епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганов), литераторы Владимир Ладыженский, Павел Засодимский. Перу последнего принадлежит рассказ «Аля» — о пятой, младшей дочери Надежды Михайловны. Четырех других детей Н.М. Рихтер родила в браке с Василием Павловичем Скрипицыным, за которого вышла замуж в 14 лет. Тот был старше жены на 33 года, любил и опекал юную супругу, позаботился дать ей хорошее образование. Скрипицыны открыли церковно-приходские школы в принадлежавшем им селе Скрипицыно и в других закрепленных за ними селах и Надежда Михайловна надолго стала их главным попечителем. За 17 лет этого брака она превратилась в деятельную, хорошо образованную женщину. После кончины первого супруга Надежда Михайловна вышла замуж за его племянника, известного земского деятеля Александра Андреевича Рихтера. Вскоре они переехали в Старую Потловку, родовое поместье Надежды Михайловны, где к их переезду как раз и был выстроен новый усадебный дом. Известно, что для строительства дома пригласили плотников из Рязани. Дом строили три года. Основным материалом, по видимости, была лиственница. Главный барский дом был выкрашен золотисто-желтой краской. В основу дома заложен прямоугольный сруб, разделенный внутри на центральную большую залу и симметричные жилые помещения по обе стороны от нее. В декоре дома весь акцент сделан на фигурном аттике, украшенном деревянной резьбой и шпилями. Прямо под ним находился балкон, выйти на которой можно было из центральной гостиной. Балкон был обнесен резными перилами и с левой стороны имел лестницу, выходившую в парковую часть усадьбы. Первым помещением был вестибюль, освещенный множеством подсвечников. В комнатах и коридоре, разделявшем дом изнутри, стены были оштукатурены и имели преимущественно светлые пастельные оттенки. Пол был отделан наборным паркетом из дуба. Потолок во всех комнатах украшал лепной орнамент. В центральной гостиной зале находился большой камин . В остальных комнатах стояли небольшие печи, отделанные керамикой. Вся система отопления была соединена между собой дымоходами, расположенными в стенах и потолках помещений. В холодное время тепло равномерно распределялось по всему дому. Самыми дальними комнатами от входа в дом были спальня, детская, и столовая. Детская комната Аллы Рихтер была расположена в угловой части здания. Окна выходили на пруд и сад. Цвет стен в этой комнате был небесно- голубой (в интерьере дома всегда использовалось много цветов). Известно, что в детской на подоконниках обычно стояла рассада. При Н. М. Рихтер в доме всегда были разные домашние питомцы – собаки, обезьянка. Под большей частью дома находилось несколько подвалов. Самый большой подвал располагался в центральной части дома. Подвал делился на отсеки и в двух самых дальних от входа отсеках были небольшие оконца, выходящие к пруду. В него можно было войти из дома и с улицы. Прямо под поварской находился еще один небольшой подвал, по всей видимости, для хранения часто используемых продуктов. На территории усадьбы в небольшом отдалении находились различные хозяйственные постройки. Вход в дом отмечался лоджией с резными разрисованными карнизами и деревянными резными колоннами. Здание венчала мансарда, откуда открывался прекрасный вид на окружающую местность. В мансарде располагалась светелка хозяйки дома. Известно, что лестница на мансарду и сама мансарда были обшиты зеленым штофом. К дому прилегал флигель, в котором находилась кухня, поварская, кладовая. Между хозяйственным флигелем и основной частью дома была дверь, соединяющая кухню с хозяйской столовой. Великую радость супругам Рихтерам после их венчания принесло рождение дочери Аллы. Девочка росла необычным ребенком, удивляя всех кротким нравом. Но счастье было недолгим. В пятилетнем возрасте Аля, как ласково ее называли близкие, умерла от дифтерии. По словам очевидцев, пока гроб с телом девочки находился в доме, на покрытом инеем окне проявился образ Божией Матери с младенцем на руках. Знаменательно, что Аля умерла 4 февраля, а проявившаяся на стекле икона Богоматери «Взыскание погибших» празднуется на следующий день — 5-го. Это событие сильно повлияло на всю оставшуюся жизнь Надежды Михайловны. Она заказала вырыть рядом с усадьбой пруд, выложить его дно плитами и запустила туда черных лебедей. В центре пруда был остров с красивой резной беседкой, выполненной в том же русском стиле. Спустя несколько лет скончался и Александр Рихтер. Вдова приняла решение построить храм-школу в честь святой мученицы Аллы Готской. Сегодня это единственный в России храм с подобным посвящением. В память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы на стекле был написан образ «Взыскание погибших» и украшен драгоценными камнями. Икона почиталась как чудотворная, находилась в храме до самого его разорения в советское время. В эпоху изъятия церковных ценностей с нее был снят оклад с бриллиантами, а чуть позже и сама она бесследно исчезла. Надежда Михайловна занималась просвещением крестьянских детей. Особую известность ее деятельность получила после создания в селе Старая Потловка образовательного комплекса. Его очень высоко оценило Министерство народного просвещения России. Туда вошли построенные на средства Надежды Михайловны школы — двухклассная мужская и для девочек, находившаяся прямо в здании церкви Святой Аллы, а также училище для подготовки будущих педагогов. Вот уже 120 лет в одном из зданий, построенном в форме креста, учатся сельские дети. При школе для мальчиков была создана «потешная дружина», которая дважды участвовала в высочайшем смотре в Петербурге и получила личное одобрение императора Николая II. Надежда Рихтер на свои средства открыла освященную в честь святого благоверного князя Александра Невского богадельню, где о больных и обездоленных заботились воспитанники школ. В своем образовательном комплексе она отстаивала церковно-приходское начало, хотя такой подход подвергался жесткой критике со стороны либеральных кругов. Тем не менее, благодаря успехам воспитанников, она смогла доказать важность православных основ, заложенных в начальном образовании. Один из современников в 1908 году характеризовал ее просветительскую и благотворительную деятельность в Потловке так: «Нужно все это видеть собственными глазами, чтоб убедиться, что дело здесь кипит как в муравейнике, что отсюда идет свет истины Христовой: теплота веры православной далеко за пределы своего района...» Н.М. Рихтер была удостоена ордена святой Екатерины, а основанные ею школы и училище назвали образцовыми. Лучших учеников Надежда Михайловна представляла при императорском дворе. Известно, что выпускники ее школ и в советской России становились директорами учебных заведений, заслуженными учителями. Рихтер была дружна с саратовским епископом Гермогеном (Долгановым), ныне прославленным как священномученик. Находилась с ним в переписке, изучив которую, можно сделать вывод: все свои силы и средства она вкладывала в воспитанников, лично участвовала в выборе учителей и хлопотала о судьбах учеников. Часто прибегала за советом и поддержкой к епископу и в то же время сама оказывала ему посильную помощь, остро переживала за судьбу архиерея. Вот что она писала епископу в самое трудное для него время: «Много, много говорили о Ваших трудах великих и о Вашей скорби беспросветной... Будьте осторожны, дорогой Владыко. Намордники надеты, но враг не дремлет. Простите мне это. Пишу такое, любя, как старый человек, и боюсь за Вас». В 1918 году крестьяне, ценившие заботу попечительницы и боявшиеся за ее жизнь, уговорили Рихтер покинуть родной дом. «Она умчалась в повозке, не взяв с собой почти ничего, кроме небольшого саквояжа, в сторону города Сердобска», — рассказывали старожилы села. Это последнее воспоминание о Надежде Михайловне. В одном из писем она обращалась к епископу Гермогену с просьбой: «Преосвященнейший Владыко и Милостивый Архипастырь! Усерднейше прошу дозволить приготовить могилы в ограде церкви Св. Аллы для меня и для матери Ермионии. Служим в храме живыми, хотелось бы и на покой лечь вблизи храма. Нам обеим дорого, ежели на то будет Ваше милостивое соизволение. Просим Ваших святых молитв и Вашего Архипастырского благословения. Покорные и преданные слуги Вашего Преосвященства Н. Рихтер, мон. Ермиония». Было ли исполнено это завещание, неизвестно. По некоторым (хотя и неточным) сведениям, в 1925 году ее видели просящей милостыню на паперти храма Архангела Михаила в Сердобске. В Старой Потловке в годы Советской власти храм переоборудовали в зернохранилища и мастерские. Совхоз был передовым и одним из крупнейших в области. Школа оказалась переполнена, дети учились в две смены. Поэтому занятия проходили и в здании усадьбы, позднее она стала конторой совхоза. В 2013 году усадебный дом Н.М. Рихтер выкупили ее прямые потомки Виктор и Екатерина Шеффер. Почти сразу к идее восстановления усадьбы присоединился историк А. И. Мраморнов и вскоре идея выросла в проект по возрождению храмого-усадебного комплекса. 28 августа 2015 г. редкий памятник деревянного зодчества — усадьба Н.М. Рихтер — был уничтожен полностью в результате случившегося пожара. Вероятнее всего, причиной возгорания стало неисправное оборудование или электропроводка во флигеле здания, которым распоряжалась компания «Ростелеком» в лице своего пензенского филиала. В настоящее время ведется расследование уголовного дела по факту уничтожения усадьбы и находившегося в ней имущества (в том числе храма св. Аллы). Первоочередной задачей потомки Н. М. Рихтер видят восстановление храма святой Аллы и усадьбы. В связи с тем, что пожар, унесший аутентичный памятник пришелся на Успение Божией Матери, планируется открыть в части усадьбы дом трудолюбия во имя Успения Божией Матери (по образцу дореволюционных домов трудолюбия), а также культурный центр и музей дворянства Прихопровья, где можно будет прикоснуться к богатому прошлому этих мест, через видео- и фотоматериалы. Посетители усадебного комплекса смогут посетить богослужение в храме святой мученицы Аллы, узнать о его особой истории, наконец, просто хорошо отдохнуть с семьей. Процесс восстановления храма уже начался и ведется на частные пожертвования. Восстановление усадьбы зависит от объективного установления причин августовского пожара. https://deadokey.livejournal.com/167566.html Вадим Разумов Фото до пожара : https://penzanews.ru/society/105104-2016
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
14 ноября 2017 16:17 Усадьба Озерки Липецкая обл., Становлянский р-н, пос. Озерки. Усадьба Озерки— это родовое гнездо Буниных, в 1970 г. здесь решено было открыть дом-музей писателя. К этому времени от имения практически ничего не осталось, восстанавливать его нужно было практически с нуля, чем и занялись энтузиасты братья Сафоновы. Сначала на место крестьянской избы привезли сруб из деревни, но он, простояв несколько лет, сгорел. Первый камень главного дома заложили только в 1990 г., а весь процесс реставрации затянулся на 13 лет. Для максимально полного соответствия оригиналу использовались старинные кирпичи и гвозди. Родился Иван Алексеевич в Воронеже, куда семья переехала из Озерков, чтобы дать старшим детям достойное образование. Будущего писателя определили в Елецкую мужскую гимназию. В 1886 г. он приехал на рождественские каникулы к вернувшимся в родовое гнездо родителям и учебу больше не продолжил — его образованием занялся старший брат, сосланный сюда же под надзор полиции. Здесь были написаны первые произведения И. А. Бунина, из Озерков он отправлял их по почте в журналы для публикации. В 1889 г. писатель уехал из деревни, последний раз он побывал здесь в 1917 г., когда отец уже продал усадьбу соседу. Вскоре после революции дом начал разрушаться, а сад во время Великой отечественной войны вырубили на дрова. Место расположения главного дома помогли найти старожилы. Когда сняли дерн, обнаружили фундамент, по которому определили границы строения. Корни старых деревьев выкорчевали, на их месте посадили молодые. Планируется восстановление всего комплекса с воротами, садом и хозяйственными постройками. Сейчас завершена реставрация только хозяйского дома, который представляет собой деревянный одноэтажный сруб с высокой четырехскатной крышей. У него три крыльца: с одной стороны главное и парадное, на противоположной — черное. Декора нет — даже наличники простые деревянные, ставни — со скромной резьбой. Ниже от дома до пруда высажены деревья и кусты сирени, в остальном же он стоит на открытой местности, на аккуратной лужайке. На доме есть табличка, указывающая на наличие дома-музея И. А. Бунина, но экспозиция на сегодняшний день небогатая. Внутри стоят кровать, стол с самоваром, стулья — обстановка, типичная для деревенских домов 19 века. Связь с писателем демонстрирует только его портрет на кружевной салфетке. Приобщиться к творчеству Бунина можно, рассматривая местные пейзажи — именно они описаны во всех его ранних произведениях. С 2015 г. каждую осень проходит фестиваль «Бунинские Озерки», посвященный творчеству писателя. Источник:https://tonkosti.ru/%D0%A3%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0_%D0%9E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8 https://greenexp.ru/places/%D0...%BA%D0%B8)Фото: https://deadokey.livejournal.c...ium=social
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
14 ноября 2017 18:26 Усадьба Загоскино. Загоскинская земля славится не дворцами и небоскрёбами, а предками, оставившими нам великое наследие, которым мы должны гордиться и помнить всех, кто стоял у истоков. Корни Загоскиных уходят в Золотую Орду. С 15 века представители этого рода верой и правдой служили нашему Отечеству. Род Загоскиных берёт начало от татарина Шевкала Загоря. По другим сведениям Шевкал - Загор, который вышел из Золотой Орды в 1472 году и поступил на службу к Ивану III, за что и получил от великого князя земли в Новгородской области. При крещении он получает имя Александр Айбулатович Загоска (кукушка). Затем эта фамилия трансформировалась в Загоскин. Село Загоскино основано в конце XVII - начале XVIII столетия. Загоскино (Танеевка, Никольское) - русское село, в настоящее время центр сельсовета, в 30 км от Пензы, на автомагистрали Пенза - Тамбов, на правом берегу р. Пензы. В 1710 г. Появилось первое известное упоминание о селе Загоскино в исторических документах. В «Юбилейном сборнике Пензенскаго Губернскаго Статистическаго Комитета», вышедшем «согласно журнальнаго постановлешя отъ 1 1юля 1901 года», была опубликована статья Холмогоровых «Материалы для истории, археологии, статистики и колонизации Пензенского края в XVII и XVIII ст.». Ссылаясь на «1717 и 1718 годовъ переписныя книги ясашныхъ мордвы и крестьянъ», авторы пишут: «Въ дер. Загоскине за Афанасьемъ Иваноеымъ Дубасоеымъ и Никифоромъ Ивановымъ Загоскинымъ 2 двора помещиковыхъ съ 11 чел. Обоего пола деловыхъ; въ 1710 г. было деловыхь 12 человек и 1 дв. крестьянской съ 4 чел.». Одним из владельцев села, по фамилии которого оно и получило своё название, был Никифор Иванович Загоскин. Родоначальником пензенской ветви этой старинной дворянской фамилии был его троюродный брат Дмитрий Фёдорович Загоскин, потомки которого нам хорошо известны. Это писатель и драматург, основоположник русского исторического романа Михаил Николаевич Загоскин, морской офицер, путешественник, выдающийся исследователь Аляски Лаврентий Алексеевич Загоскин, профессор права и ректор Казанского университета Николай Павлович Загоскин, писатель и общественный деятель Михаил Васильевич Загоскин и другие. 8 августа 1774 г. у села Загоскино произошло сражение уланского корпуса под командованием статского советника Ефима Петровича Чемесова с повстанческим отрядом под руководством крепостного крестьянина (сподвижника Е.И. Пугачёва) Ивана Иванова. Дворянская усадьба эпохи классицизма-заброшенное двухэтажное здание из кирпича, с парком и садом находится на левом берегу реки Пензы, справа от автодороги IP - 209 «Пенза - Тамбов» (26-й километр) После реформы 1861 волостной центр Пензенского уезда. Во второй половине 18 века село унаследовали дочери Григория Загоскина, в том числе Мария Танеева, поэтому в 19 веке село именовалось также Танеевкой. В 1785 показано за Александром Александровичем Загоскиным (370 душ вместе с соседней д. Матвеевкой) Андреем Михайловичем Танеевым (75 душ). Перед отменой крепостного права село Никольское Пензенского уезда показано за Василием Николаевичем Загоскиным, у него крестьян - 96 душ мужского пола (42 тягла), отрабатывали барщину, 15 - дворовых, 23 двора, 579 десятин удобной земли, 60 десятин леса, у крестьян - 381 десятин пашни. В 19 - начале 20 в. центр Загоскинской волости Пензенского уезда.2 В селе издавна проживали представители многих известных дворянских фамилий: Загоскины, Танеевы, Потуловы, Бахметевы, Мур. Усадьба могла не один раз переходить из рук в руки, но со слов старожила села Загоскино В.Н. Неклюдова известно, что последней ее хозяйкой (в 1913 году, а может и после) была Софья Александровна Ладыженская. 30 августа 1824 г. село Загоскино посетил российский император Александр I (по пути из Чембара в Пензу), 25 августа 1836 г - Николай I (по пути из Пензы в Чембар), а 14 января 1839 г. - Л.А. Загоскин (по пути из Санкт-Петербурга в Сибирь и далее на Аляску). Загоскино вошло в историю Пензенского края как центр крестьянского движения в годы гражданской войны. В 1912 - центр Загоскинской волости Пензенского уезда. В 1930 - центр сельсовета Телегинского района. В 1955 году - центр сельсовета Кучкинского района, центральная усадьба колхоза имени Сталина. 26 декабря 1959 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР Лухменско-Майданский сельсовет был передан из состава Нижнеломовского района Пензенской области в состав Инсарского района Мордовской АССР.4 С этого дня и по день, настоящий административные границы нашей области ни разу не изменялись. В 1993 — сельскохозяйственное АО «Новый путь» на базе бывшего одноимённого совхоза, дом культуры, библиотека. В 1930 - 1999 годах в здании бывшей усадьбы находилась сельская школа. Источник: http://geograf.museum-penza.ru/selo Село Загоскино: прошлое и настоящее Фото :https://www.drive2.ru/c/2522563/
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
14 ноября 2017 19:07 Константиново (усадьба Ромодановских) Усадьба Константиново, расположенная в Домодедовском районе Московской области, была возведена на высоком берегу реки Рожайка во второй половине XVIII века. С середины XVII по начало XVIII века ей владели вотчинники Ромодановские. Со 2-ой половины XVIII века усадьбой владела Е.И. Головкина, затем в XIX веке Р.Е. Татищев, Л.И. Похвиснев, позднее - Решетовы. В 1882 году владельцем усадьбы стал С.А. Пржевальский, у которого часто гостил брат – исследователь и путешественник Н.М. Пржевальский. Последним хозяином усадьбы являлся Д.Н. Загоскин. Одной из сохранившейся до наших дней достопримечательностью усадьбы является церковь Смоленской иконы Божией Матери. Данный небольшой храм был возведен в 1670-х годах на средства Ю.И. Ромодановского. В период с 1825 по 1827 годы была проведена реконструкция Смоленской церкви, которая приобрела черты ампира. Над основанием храма была возведена купольная ротонда, были также расширены алтарь и приделы . Одно время здание принадлежало местной фабрике игрушек. Но в 2004 году над куполом полуразрушенной звонницы был водружен крест. Усадебный дом был построен в 20-е годы XIX века в стиле ампир. Это одноэтажная кирпичная постройка на сводчатых подвалах из белого камня с боковыми антресолями и роскошным мезонином. Лапидарная отделка фасадов придает дому необычайную монументальность и выразительность. Со стороны парка дом украшен тосканской колоннадой, над которой протянулся балкон. Стены дома окрашены в нежно-голубой цвет, декоративные детали - побелены. К сожалению, храм и усадебный дом – это всё, что сохранилось в настоящее время в данном усадебном комплексе. В начале 90-х годов прошлого века была полностью разрушена парковая беседка первой половины XIX века, построенная в стиле классицизма. Также не сохранились и каменный монумент, и конный двор, и хозяйственные постройки, и оранжереи. Приусадебный парк, который когда-то был распланирован на регулярную и пейзажную части, сейчас частично вырублен, замусорен, застроен гаражами. Однако сохранились до наших дней живописные каскадные пруды, устроенные на реке Рожай. Источники: https://russkaya-usadba.livejournal.com/138639.html http://historykeeper.ruУсадьба Константиново (Домодедовский р-н, посёлок племсовхоза Константиново). Источник: http://www.podmoskove.ru/usadba/11_usadba.htmlФото: https://www.2do2go.ru/places/27790/usadba-konstantinovo
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
14 ноября 2017 21:09 УСАДЬБА (ДОМ) БАХМЕТЬЕВЫХ-ОБОЛЕНСКИХ В двухэтажном кирпичном здании в центре Никольска с конца XVIII века по 1917 год жили владельцы Никольского стекольного завода. Это три поколения Бахметьевых и их наследники князья Оболенские. Владельцы завода заботились не только о развитии и процветании своего предприятия, но и о развитии самого села. Первое упоминание о строительстве большого кирпичного дома на берегу реки Вырган в Пензенской губернии приходится на конец XVIII века. Автор проекта дома и год начала строительства неизвестны. В материалах, хранящихся в Пензенском областном архиве и в архиве музея стекла и хрусталя Никольска, имеются документы, в которых подробно расписаны расходные статьи на строительство нового барского дома, причем в указанный период уже ведутся отделочные работы, кладка печей и покраска крыши. Дом, построенный в традициях русского классицизма, соответствовал основным канонам русской усадьбы. Петр Оболенский описал его так: «Обширный дом заключал в себе больше 40 комнат, не считая всех людских и пристроек. В центре было огромное двухсветное зало с хорами и с дверью на широкую веранду перед домом, по бокам которой было два подъезда». В этом доме жили постоянно или периодически, сюда приезжали три поколения Бахметьевых, князья Оболенские, многочисленные гости — тогдашняя музыкальная и художественная элита страны. Бахметьевы были связаны родством с лучшими фамилиями России: князьями Трубецкими, Горчаковыми, Волконскими, Оболенскими, графами Толстыми. Последний из Бахметьевых, Алексей Николаевич, был женат на Анне Петровне Толстой, дочери Петра Александровича Толстого, родственнице Льва Николаевича Толстого. В сентябре 1869 года Лев Толстой приезжал в село Никольское, гостил здесь четыре дня (по воспоминаниям слуги С.П. Арбузова). В память о его пребывании на фасаде дома установлена мемориальная доска. В течение недели в доме жил музыкант и композитор В. Андреев. Он познакомился с созданным оркестром русских народных инструментов, после чего в усадебном доме был сыгран большой концерт с его участием в качестве дирижера. В первые годы ХХ века в Николо-Пестровку неоднократно приезжали и жили в доме Оболенских преподаватель игры на рояле, профессор Е. Осипова, ее дочь, камерная певица Т. Лещицкая, композитор и хормейстер А. Архангельский и другие именитые гости. После революции в здании дома-усадьбы размещалась Николо-Пестровская гимназия, затем в 20-х годах первая девятилетняя школа и школа-коммуна для детей-сирот, пункт американской помощи голодающим России. Позже в 30-е годы в здании открывается школа фабрично-заводского обучения, затем в 50-е годы — кинозал, в 60-е здесь размещалось отделение Пензенского механического техникума, классы средней школы № 2. С конца 60-х годов в здании расположились завком, партком, редакция газеты «Красный стекольщик» и отделение по техническому обучению рабочих — специалистов завода. Здание постепенно разрушалось и с конца 90-х годов уже никак не использовалось. 16 февраля 2010 года дом Бахметьевых-Оболенских был выкуплен Правительством Пензенской области на торгах. С апреля 2011 года начата реконструкция здания, в феврале 2012 года в нем открылся областной бизнес-инкубатор, который позволит сыграть существенную роль в дальнейшем развитии стеклоделия в районе. Источник: https://russia.travel/objects/283964/Алексей Иванович Бахметьев – будучи человеком энергичным завел у себя в имении, в селе Никольском , парусиновую фабрику и винокуренный завод. Но эти производства его не удовлетворяли. Алексей Иванович, решил строить стекольный завод. Ведь село со всех четырех сторон окружено сосновыми лесами, что немаловажно было для стекольного производства в 17 веке. Поскольку лес – это топливо, а для плавки стекла нужна температура под 1000 градусов! Так что с лесом обходились здесь бережно, чтобы надолго хватило, иначе, зачем дело заводить? Тогда Бахметьев обратился к Екатерине II с просьбой разрешить ему основать такой завод. 3 августа 1763 года по указу императрицы Екатерины II из Мануфактур-коллегии на его имя было получено разрешение «хрустальную и стеклянную фабрику завести и позволить, на которой делать хрустальную и стеклянную посуду самым добрым мастеровым». Капитал А.И. Бахметьева, вложенный в дело, составил три тысячи рублей. Алексей Иванович из Европы, с большой осторожностью, провозит по бездорожью французское и богемское стекло. Впервые в жизни Никольскому мужику было позволено протянуть руку и потрогать диковинные предметы барской роскоши. Да и узнать, что составляющие стекла: мел, сода, мышьяк, песок… А если добавить к ним 18 – 24% окиси свинца, оно приобретет тяжесть и переливчатость, прозрачность и звонкость… Потому что при температуре 1400 превратится в хрусталь. Здесь выпускали сотни образцов посуды, светильников, парфюмерных принадлежностей, элементы церковного убранства и утвари. Однако, после Пугачевского бунта 1775г., все предприятия были разорены и сожжены дотла. Бахметьев обратился к государству за помощью , которая ему была оказана и со временем Алексей Иванович наладил свое дело. Он оказался весьма предприимчивым хозяином. Умер А.И. Бахметьев в 1779 году, но порядок, заведенный им, сохранился и при вдове Агафоклее Ивановне. Вдова Бахметьева – Аграфоклея Ивановна сумела увеличить производство. Работали уже три хрустально – стекольных завода, где изготовляли: стекло листовое, штофы, бутылки и разную посуду на общую сумму сорок тысяч рублей в год. Торговали в Москве и на Макарьевской ярмарке. Самыми дорогими считались графины по семьдесят копеек за штуку и хрустальные фужеры по пятьдесят копеек. На фабриках числились 184 рабочих и два смотрителя. Николай Алексеевич Бахметьев, продолживший дело отца, обращает внимание на улучшение качества хрустальных изделий. С начала 19 века завод становится одним из лучших в стране, выполняет престижные заказы, неоднократно получает право изображения на своей продукции Государственного Герба России. При Николае Алексеевиче были построены большие каменные здания для печей, шлифовальная и другие мастерские. Появились замечательные мастера-стеклоделы. Они проходили обучение в Санкт-Петербурге на Императорском Стеклянном заводе. Бахметьев лично испытал все тяготы войны 1812 года, когда была сожжена его усадьба и временно прекращено стекольное производство. В продукции Никольско-Бахметьевского завода долгое время была популярна тема, отражавшая события наполеоновских войн и ее героев. Источник: http://travelclubonline.ru/home/nikolsk/Фото:http://www.rnikolsk.pnzreg.ru/news/2012/02/28/17050644 С 1836 по 1861 годы у руля фамильного производства стоял сын А.Н. Бахметьева, Алексей Николаевич. Предприятие достигло наивысшего процветания. Выпускаемая здесь продукция отличалась индивидуальностью, изяществом и ювелирной отделкой. Сын Н. Бахметьева, Алексей, изучал технологию производства стекла в Лейпциге и работал на стекольных фабриках мастеровым. В царствование Николая I Алексей продолжил семейное дело. Заводы выполняли заказы и для казны, Императорского Двора. Чистый доход от каждого завода достигал восемнадцати тысяч рублей в год. В 1829 году на первой в России выставке мануфактурных изделий в Петербурге, продукция Бахметьевых, удостоена большой золотой медали. Образцы работ были взяты в музей Департамента мануфактур. На последующих пяти всероссийских выставках, вплоть до 1896 года, продукция Бахметьевых отмечалась наивысшими призами – правом изображения Государственного герба. В знак особого доверия Бахметьеву поручили наладить производство предметов, «могущих иметь сбыт в Персии и Турции». С большим усердием Алексей Николаевич берется за выполнение заказа. Изучение технологии производства стекла в городе Лейпциге, дало ему огромный опыт и оказало помощь в таком сложном деле. А.Н. Бахметьев был женат на дочери графа Толстого – Анне Петровне. Алексей владел заводом в течение 25 лет. Заводская кладовая пополнилась образцами, среди которых много прекрасных подарков от князя Петра Михайловича Волконского и графини Орловой-Денисовой. По заказу графа Панина были изготовлены дверные ручки с шарами из чистого хрусталя. Интересные накладки для университетской церкви в Москве. Большого внимания заслуживал спецзаказ персиянина Каримова – молочники – изящной и тонкой работы. Алексей Николаевич, будучи в своем Пензенском имении, лично объявил крестьянам и мастеровым об отмене крепостного права. Скончался внезапно. Было ему тогда 63 года. После внезапной смерти А.Н. Бахметьева, дело осложнилось. Детей у Бахметьева не было. Родовое имение Алексея разделили между собой его сестры-княгини Трубецкая, Горчакова и Волконская. Однако, опасаясь, что завод в селе Никольском погибнет, хозяин оставил завещание, где говорилось, что предприятие переходит в полную собственность Александру Дмитриевичу Оболенскому, который был сыном его родной племянницы княжны Дарьи Петровны Оболенской, урожденной Трубецкой. До вступления в наследование Александра Дмитриевича, все дела легли на плечи вдовы А.П. Бахметьевой. Но она не могла справиться с управлением заводом. Однако решила, во что бы то ни стало спасти производство – дело всей жизни мужа. Завод продолжал работать, но качество продукции ухудшилось, были утрачены рынки в Москве. В 1884 году, после смерти вдовы, в дело вступил последний владелец – Оболенский. Он чувствовал себя обязанным перед памятью и доверием двоюродного деда. Три обстоятельства помогли поднять производство: во-первых, личные средства князя позволяли весь доход от завода тратить на техническое перевооружение, во-вторых, осуществлялся грамотный подбор высшего технического персонала, в-третьих, ряд благоприятных обстоятельств. Одной такой причиной стала новая железнодорожная ветка Московско-Казанской дороги, которая проходила недалеко от предприятия. Это намного улучшило положение с сырьем и рынками сбыта. В 1896 году завод участвует в Нижегородской ярмарке, где его изделия занимают достойное место. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже хрусталь Оболенского получает Большую Золотую Медаль. Сумев поднять производство, Алексей Дмитриевич стал следить за покупательским спросом. Скоро он понял, что большую прибыль может дать миниатюрная посуда – флаконы для лекарств, духов, лосьонов, жидкого мыла. Очень быстро наладили выпуск посуды для аптек и парфюмерии. В 1913 году товара вырабатывалось почти на восемьсот тысяч рублей. В 1917 году князь Оболенский избирается главой Союза стеклозаводчиков России. Частная мануфактура Бахметьевых славилась своими высококлассными мастерами: А.Вершинин, К.Селиверстов, И.Головачев, ПЯ. Куликов и многие другие. В 1779 г. А.И. Бахметьев устроил при фабрике специальную кладовую, в которой откладывались и накапливались для будущих поколений лучшие образцы бахметьевской посуды. Так, с 1789 года, образовался золотой фонд музея стекла и хрусталя. Источник: http://travelclubonline.ru/home/nikolsk/Фото:http://www.rnikolsk.pnzreg.ru/news/2012/02/28/17050644
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
16 ноября 2017 10:43 Усадьба Рахманиновых (Не сохранилась) Старая Казинка - небольшое село в Мичуринском районе Тамбовской области недалеко от границы с Липецкой областью. Село Старая Казинка известно как фамильное имение прославленного дворянского рода Рахманиновых. Родоначальником тамбовской ветви Рахманиновых был обосновавшийся в 1727 году в Старой Казинке царский стольник Иевлий Кузьмич Рахманинов. Представителями рода Рахманиновых вышедших из Ст. Казинки были известный просветитель XVIII века, переводчик и публицист Иван Герасимович Рахманинов (1753-1807 гг.), русский учёный-математик, профессор и ректор Киевского университета Иван Иванович Рахманинов (1826—1897 гг.), знаменитый музыкант и композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943 гг.) Старая Казинка одно из старейших сёл Тамбовии. Сведения о начале заселении этих мест относятся к середине XVII века. Первыми поселенцами села считают оброчных рязанских крестьян князя Дмитрия Пожарского. Ойконим «Казинка» довольно распространён среди названий сельских населённых пунктов в Центральной России. Есть две версии происхождения этого названия. Согласно первой, название было образовано от ныне вышедшего из употребления слова «казистый», т.е. видный, красивый. «Казинка» - именно так могли назвать в старину живописное место в окрестностях села. Вторая версия гласит, что основу названию дало домашнее животное коза, которое на местных «акающих» диалектах звучало как «каза». В 1793 году Иваном Герасимовичем Рахманиновым в Ст. Казинке была основана первая в России сельская типография. В этой типографии Рахманиновым были напечатаны пять томов-переводов двадцатитомного собрания трудов французского философа-просветителя Вольтера. Помимо переводов Вольтера типография издавала сатирический журнал. Благодаря работе типографии село считается одним из провинциальных очагов русской культуры XVIII века. В 1978 году Старая Казинка была включена в «Свод памятников культуры РСФСР». К нашему времени от бывшей дворянской усадьбы Рахманиновых ничего не сохранилось. В 30-е годы прошлого века, вместе с семейным некрополем Рахманиновых, была разрушена казинская церковь, освящённая в 1842 году во имя Казанской иконы Божией Матери. На месте бывшего барского дома была построена школа. В конце мая каждого года в селе проходит музыкально-литературный праздник, посвящённый памяти И.Г. Рахманинова. Этот праздник приурочивается к Международному дня славянской письменности и культуры. Также в Ст. Казинке традиционно проходят концерты в рамках Международного Рахманиновского музыкального фестиваля. Располагается село Старая Казинка в 30 км от г.Мичуринска рядом с дорогой Мичуринск-Липецк. Источник: http://patriot.taminfo.ru/spra...rayon.html
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
16 ноября 2017 11:05 МУЗЕЙ-УСАДЬБА С.В. РАХМАНИНОВА «ИВАНОВКА» В деревеньке Ивановке в период с 1890 года по 1917 год Сергей Рахманинов проводил почти каждую весну, лето, а часто и осень. К концу XIX века усадьба представляла собой крупный комплекс, состоящий из жилой части (дом, флигель), хозяйственных построек, старого и молодого парков, огородов, ягодников. Ивановка — именно то место, где великий композитор С. В. Рахманинов жил и работал по нескольку месяцев в году на протяжении 28 лет. Именно оно связано с большей частью его творчества, и именно здесь было написано огромное количество его известных произведений (24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты и аж 49 романсов). Этот очаг музыкальной культуры в настоящее время вдохновляет немало современных музыкантов. Имение на сегодняшний день выступает в роли центра для собраний музыкальной элиты, здесь проводятся всевозможные творческие вечера и концерты. Это имение принадлежало не ему, а его родной тётке - Варваре Аркадьевне, а ещё точнее её мужу - Александру Александровичу Сатину, у которых он гостил. Род дворян Сатиных ведёт свое происхождение от Рюрика.Но связь с Ивановкой заметно упрочилась, когда в 1902 году Сергей Рахманинов женился на дочери Сатиных - Наталье, своей кузине. Здесь у него родились две дочери. Именно в Ивановке Рахманинов написал большую часть своих произведений. В имении часто гостили известные музыканты - к примеру, не раз бывал Фёдор Шаляпин. Особый интерес к Ивановке вызвали публикации автора книги «Школьникам о С.В. Рахманинове» и буклета «Рахманиновские места Тамбовского края» Дмитрия Калашникова на страницах газеты «Тамбовская правда» — в них он поднял вопрос воссоздания Ивановки. Восстановление Ивановки началось в 1968 году. 26 мая в здании ивановского сельского клуба была создана комната-музей С.В. Рахманинова. В деревне стали проводиться ежегодные Дни музыки С.В. Рахманинова. В 1971 году в Воронеже вышел в свет сборник материалов и документов «С.В. Рахманинов в Ивановке». В этом же году был заложен фундамент флигеля. В 1973 году, к столетию со дня рождения Сергея Рахманинова, Тамбовский областной музей при поддержке Музея музыкальной культуры им. Глинки обновил экспозицию общественного музея. В августе 1978 года в Ивановке был создан Дом-музей Рахманинова — на правах филиала Тамбовского областного музея. 18 июня 1982 года дом-музей был торжественно открыт. В этот же день в Ивановке был открыт скульптурный портрет Сергея Рахманинова. В 1987 году дом-музей был преобразован в Музей-усадьбу Рахманинова. С 1982 года в Ивановке ежегодно проходит Международный музыкальный фестиваль им. С.В. Рахманинова. С 1985 года в мае проводится Сиреневый фестиваль; с 1986 года — музыкальный фестиваль «Музыкальное лето в Ивановке»; с 1989 года — фестиваль «Джаз в Ивановке»; с 1990 года — фестиваль «Звездное лето в Ивановке». С 1991 года здесь проходят творческие фортепианные, вокальные, скрипичные, театральные ассамблеи; проводится фестиваль «Сиреневая ночь в Ивановке». С 1993 года начала работу научная конференция «С.В. Рахманинов и мировая музыкальная культура». Открыта сцена Зеленого театра. С 1998 года заложена традиция проведения фольклорных праздников: «Картошкины именнины», «День варенья», «Праздник блина», «Широкая масленица», «Троицын день», Святое крещение, Новогодние и Рождественские праздники. С 2006 года проводится Конкурс исполнителей русской народной песни им. С.В. Рахманинова; с 2008 года — Конкурс пианистов памяти Ю.П. Рахманинова; с 2010 года — Фестиваль вокального искусства им. И.К. Архиповой и Конкурс фортепианных ансамблей им. С.В. Рахманинова. Источники: https://www.culture.ru/institu...a-ivanovkahttps://tonkosti.ru/%D0%A3%D1%...0%B2%D0%B0http://www.positivcity.ru/dost...novka.htmlhttp://def.livejournal.com/59700.htmlФото: http://def.livejournal.com/59700.html
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
16 ноября 2017 11:29 16 ноября 2017 11:31 Усадьба Шахматово (официальное название Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока) расположена в нескольких километрах от Солнечногорска. В 1874 году Шахматово приобрел Андрей Николаевич Бекетов дед великого русского поэта, а сам Блок проводил в усадьбе каждое лето в период с 1881 по 1916 годы. Старинное имение Шахматово дед А. А. Блока, А. Н. Бекетов, приобрёл в 1874 г., прельстившись замечательными видами, которые отсюда открывались. Семейство перебиралось сюда почти каждое лето, и продолжалось так более 40 лет. Впервые будущий поэт увидел Шахматово в возрасте полутора лет, в 1881 г. А затем, уже с женой, обосновался во флигеле главного дома, где жил в детские годы, на период с 1904 по 1910 гг. Главный усадебный дом был капитально отремонтирован Александром Блоком в 1910 году и поэтически назван Валгаллой. В 1916 г. поэт последний раз побывал в усадьбе, которая после 1917 г. была заброшена и разграблена. В 1921 году пожар довершил начатое революцией. В советское время и до создания музея разорённая усадьба служила местом паломничества поклонников творчества поэта. Работы по воссозданию дома начались в 1984 г., но открыть двери для первых посетителей усадьба смогла лишь в 2001 г., с появлением первой постоянной экспозиции. Усадьба капитана Тараканова рядом с «Шахматовым» пребывала уже в довольно ветхом состоянии, когда её посещал А. А. Блок. Но здесь находилась очень чтимая в округе церковь. Именно в ней в 1903 г. происходило венчание А. А. Блока с Л. Д. Менделеевой. Сегодня церковь наполовину разрушена, но её планируется восстановить. В 2012 г. два музея, посвящённых А. Блоку («Шахматово» и «Тараканово»), были объединены с музеефицированной усадьбой Д. И. Менделеева «Боблово», что находилась по соседству. В настоящий момент работы по восстановлению последней усадьбы продолжаются. Д. И. Менделеев поселился в усадьбе Боблово в 1865 г. и владел ею до самой смерти, на протяжении сорока одного с лишним года. У великого учёного гостили выдающиеся деятели культуры и науки, а А. Блок написал здесь немало стихов. Дом-музей Д. Менделеева был открыт в усадьбе в 1987 г., и сегодня здесь можно увидеть оригинальные предметы, которыми пользовался в быту великий химик: его диван и ковёр, стол для опытов и т. п. В настоящее время в музее открыты и постоянные, и временные экспозиции, которые проходят не только в главном господском доме, но и в других постройках усадьбы — таких как здание земской школы. Главное украшение Голубой гостиной в «Шахматове» — старинное пианино, подаренное музею Мариеттой Шаганян. В свое время на нем играл сам Сергей Рахманинов. В усадьбе-музее Шахматово особенно продвигается бренд «Гастрономическое Шахматово». Это своего рода интерактивная выставка, которая состоит из экспозиции «Старый дом глянет в сердце моё» в главном здании усадьбы, а также старой кухни. На последней можно увидеть оригинальные принадлежности конца 19 в. Интерактивность заключается в возможности отобедать, как встарь, традиционными блюдами из «меню» семьи Бекетовых-Блоков. Источники: https://tonkosti.ru/%D0%A8%D0%...0%B2%D0%BE http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%...%B2%D0%BE- %D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0 Фото: http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%...0%BA%D0%B0
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
16 ноября 2017 14:13 Музей-усадьба А. Н. Бекетова Музей-гостиная, где встречаются музыка, поэтическое слово и изобразительное искусство. Наполненный традициями, берущими начало в XIX веке, музей развивает их веке сегодняшнем, проводя многочисленные выставки, музыкальные встречи, продолжая традиции дома Бекетовых в пасхальных и рождественских праздниках. Семья выдающегося архитектура каждое лето бывала в Крыму, потому, что отец, профессор Харьковского университета Бекетов Н. Н., имел небольшое имение в Профессорском (рабочем)уголке западной части Алушты — любимом месте отдыха представителей тогдашней науки и художников. В 1895 году Николай Николаевич подарил сыну участок земли, на которой последний возводит дом по собственному проекту. Дача Алексея Николаевича имеет два этажа, построена из отесанных камней, имеет по бокам двухъярусные деревянные веранды-галереи. Благодаря удачному проектированию и имеющейся асимметрии, дом выглядит небольшим, уютным и компактным. Крыльцо первого этажа с терассой резными деревянными колоннами с капителями. Штрихом в отделке карнизов дома являются горизонтальные пояс традиционные «сухарики» и ионики. Парапеты здания украшены зубцами, напоминающими ласточкин хвост. Крыша дома многоярусная, покрыта металлическими листами и имеет четыре машикули (башни). Музей-усадьба А. Н. Бекетова расположен в западной части Алушты. Он является историческим и культурным центром Профессорского уголка в Алуште, объединяющим имена выдающихся людей, связанных эпохой и личными судьбами. Музей был открыт 5 ноября 1987 года. Это мемориальное здание оригинальной архитектуры, с элементами мавританского стиля, построенное по проекту А. Н. Бекетова в 1896 году для семейного летнего отдыха на берегу моря, близ Алушты. Дом академика архитектора и художника А. Н. Бекетова (1862−1941) сохранился в первозданном виде, находится на территории старинной усадьбы Бекетовых, Музей сохраняет не только память о выдающемся зодчем, его древнем роде, известном в России с XVI века, семье Бекетовых-Алчевских, но и живые традиции старинной дачи, связанные с музыкой, поэзией, живописью, семейными торжествами. Старинный рояль Schroder 1917 года, С.-Петербург, напоминает о музыкальных вечерах в доме Бекетовых-Алчевских, где звучал голос выдающегося тенора Ивана Алчевского, солиста оперных театров России и Европы, музыка и романсы композитора и педагога Григория Алчевского. Постоянная экспозиция посвящена жизни и творчеству выдающегося архитектора А. Н. Бекетова, истории его семьи. Фотографии из семейного альбома, оригинальная мебель, предметы быта старинной усадьбы воссоздают атмосферу неторопливого ритма жизни, занятий и увлечений на отдыхе в Алуште. В экспозиции музея – подлинные живописные работы А. Н. Бекетова к. XIX – нач. XX века, выполненные в Крыму, в Профессорском уголке. В выставочных залах музея выставлены работы живописцев девятнадцатого и двадцатого века, также в музее работает постоянно пополняемая выставка лучших художников современного Крыма. Фонд музея на сегодняшний день насчитывает более тысячи экспонатов. Источники: https://www.culture.ru/institu...n-beketova«Культурное наследие Крыма», из-во Н.Оріанда, Симферополь 2011 г. https://a-a-ah.ru/dacha-alekseya-beketovaФото: http://www.visitcrimea.guide/g...n-beketova
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34793 | Наверх ##
16 ноября 2017 15:07 9 января 2018 22:10 Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Зюзино (сейчас Москва). Известно, что многие населенные пункты, как в Подмосковье, так и в других регионах получили свое названия по владельцам. Не является исключением и Зюзино. Судя по этому топониму, имение когда-то принадлежало тверским выходцам Зюзиным, занимавшим значительное положение при царском дворе в XVI-XVII вв. примерно с 1584 года им принадлежала и другая подмосковная усадьба-село Никольское, территория которого ныне находиться в микрорайоне “Лебедь” на Ленинградском шоссе. По-видимому, в начале XVII века Зюзино было дано в поместное владение стрелецкому голове Федору Челюскину, а в 1618 году оно перешло к боярину кня-зю Алексею Юрьевичу Сицкому. Алексей Юрьевич, потомок ярославских князей, начинает упоминаться в документах с конца XVI столетия. В Смутное время он служил подряд всем царям – сначала Годунову, затем Лжедмитрию I, Василию Шуйскому и, наконец, Лжедмит-рию II , за что был тогда же современниками назван “воровским советником”. Несмотря на такое непос-тоянство, благодаря своей знатности, он сумел ус-троиться и при новой династии Романовых и в 1615 году стал боярином. Сицкий служил воеводой в Тороп-це, затем три года возглавлял приказ Казанского дворца, был воеводой в Вязьме. Он так же руководил Московским Судным и Поместным приказами. Известно, что при нем в 1627 году в сельце “Скрябино, Скорятино, Зюзино тож” уже существовала деревянная усадьба – “двор помещиков боярский”. Следующим хозяином этой местности был боярин Глеб Иванович Морозов, который получил его в приданое, женившись на дочери Сицкого – Авдотье. Известным же Морозов стал женившись на Федосии Прокопиевне Соковниной, неутомимой проповеднице раскола, скончавшейся в ссылке, в 1675 году. При нем в сельце Скрябине, Зюзине тож, кроме боярской усадьбы значились ”двор приказчий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских”, где проживало 29 человек. Морозов построил рядом с усадьбой деревянную церковь во имя Бориса и Глеба. Это же наименование, ставшее одним из названий села – Борисоглебоское, традиционно носили все последующие зюзинские храмы, вплоть до ныне существующего, отстроенного в стиле архитектуры московского (нарышкинского) барокко. Трехверхая церковь поставлена на высокий подклет с первоначально открытой аркадой, над столбами которой расставлены колонны – единственный повторяющийся элемент внешнего декора храма. Сильно растесанные еще до начала ХХ в. окна лишены даже малейших признаков, указывающих на существование наличников. По-видимому, их никогда и не было. Над центральной частью здания находится широкий восьмерик, обрамленный своеобразными декоративными гребешками. Над ним устроено помещение “звона”, то есть колокольни, увенчанное главой. До застройки окружающей территории многоэтажными домами отсюда открывался превосходный вид окрестностей на много километров. Согласно последним данным, церковь была сооружена около 1715 года. Следовательно, её строителем можно считать ближнего боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского, которому в 1687 году было пожаловано село Зюзино. Другие, известные по литературе, датировки здания – 1688 и 1704 гг. – в действительности относятся к более раннему деревянному храму, который не был разобран сразу же после сооружения каменного. Правда, служба в нем уже не велась. Не используемый и сильно обветшавший, он существовал еще в 1721 г., когда все имение, после кончины владельца, по указу Петра I в 1687 году было передано другому князю Прозоровскому - Александру Никитичу, впоследствии капитан-лейтенант флота. Поскольку “звон” каменной церкви не был приспособлен для больших колоколов, впоследствии соединенная с ним крытым переходом. Простая сама по себе – четыре кирпичных столба под четырехскатной же кровлей, увенчанной крестом, - она, воспроизводя древние архитектурные формы, свойственные деревянным постройкам, интересна как редкий для Подмосковья тип. Колокольня была сооружена, по-видимому, на средства местного церковного старосты, купца 2-ой гильдии Алексея Ивановича Василькова, по совместительству “непременного члена Общества для попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь”. В году он приобрел Зюзино в собственность у тогдашних владельцев имения – дворян Балашовых. Позже около церкви был похоронен сын местного священника – молодой преподаватель Александровского 3-го военного училища Дмитрий Аникитич Рисов. Трогательной эпитафией ему, начертанной на каменном памятнике, стали строки пушкинского стихотворения “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, написанного в 1829 году: “И пусть у гробового входа будет жизнь играть, И равнодушная природа красою вечною сиять”. Сам памятник не сохранился. В конце июня 1908 года интерьеры церкви обследовал архитектор Московской городской управы Иван Павлович Машков – автор ряда известных построек, в том числе жилого дома “Сокол” на Кузнецком мосту. Он нашел, что центральный резной иконостас, современный зданию, очень хорошей работы, но иконы в нем более поздние, частично записанные, а качество стенной живописи вообще очень плохое. Заслушав его доклад о поездке в Зюзино, Комиссия Археологического общества постановила: разрешить перезолотить иконостас, исправить его иконы и заново расписать интерьер. Наблюдение за работами было поручено И.П. Машкову. Ныне части этого иконостаса, в том числе царские врата и некоторые иконы, хранятся в фондах музея заповедника “Коломенское”. В 1938 году церковь была закрыта. Её интерьеры существенно пострадали во время войны – местные жители разломали на топливо и унесли практически все деревянные детали, вплоть до оконных рам. Некоторое время здание никак не использовалось и не охранялось. С 1966 года в нем находилась ювелирная мастерская, позже её сменил архив. С 1989 года церковь вновь стала действующей. Зюзино оставалось в роду Прозоровских до 1780 года. По описанию 1704 года в Зюзине значились усадьба, дворы: приказчика,конюшенный, садовника и 12 крестьянских. Во время их владения усадьбой в ней около 1715 года построили новый храм, о котором упоминается следующим образом: «В селе церковь ка-менная о двух службах: нижняя – во имя св. князя Владимира, верхняя – во имя Бориса и Глеба; на той церкви на верху колокольня каменная ж” . Но в 1780 году усадьба была куплена Ириной Афанасьевной Князевой, муж которой, Анисим Титович, был одним из первых отечественных генеалогов. Позже имение перешло к Бекетовым, известным, главным образом, по просветителю и издателю Платону Петровичу Бекетову – первому исследователю Импера-торского Общества истории и древностей российских, созданного в 1811 году. Зюзиным владели сначала его мачеха Ирина Ивановна, урожденная Мясникова, вдова полковника, а затем его единокровный брат – дейст-вительный тайный советник и камергер Петр Петрович Бекетов. Кто-то из них, скорее всего последний, выстроил в усадьбе, слева и справа от господского дома, кирпичные двухэтажные флигеля, датируемые Обществом изучения русской усадьбы 1820-ми годами. Один из флигелей исчез в середине 1920-х годов, другой сохранился до настоящего времени (Перекоп-ская улица 7, а дом 9 – это церковь). Уцелевший флигель, ныне используемый как дом притча, представляет собой Г-образную в плане постройку со скругленным центральным углом. Эта часть здания, декорированная спаренными колоннами на белокаменных цоколях, резко диссонирует по своей архитектуре с крыльями. Можно предположить, что изначально в плане она была круглой ротондой, подобной той, на основе которой был сооружен бар-ский дом в соседнем имении Шаболово. По стилисти-ческим признакам зюзинскую ротонду можно датировать концом XVIII началом XIX века. По-видимому, в 1820-х годах к ней были пристроены неказистые крылья, и образовавшееся здание стало флигелем. Для получения данных, подтверждающих или опровергающих эти предположения, необходимо провести натурное обследование постройки. Петр Беков скончался холостым, не оставив пря-мых потомков, после чего имение неоднократно меняло хозяев, что, естественно, не могло не сказаться на сохранности усадьбы, перешедшей сначала к Балашовым, затем к А.И. Василькову, к другому купцу – Дмитрию Андреевичу Романову, с 1897 года состояв-шему попечителем местного земского училища. Еще в 1885 году он построил в Зюзине кирпичный завод. В середине XIX века жилые усадебные постройки использовал Московский университет в качестве летней дачи для своих сотрудников. Немного позже старинный господский дом с двусветным центральным залом был разобран на материал для постройки ок-рестных дач. За ненадобностью были уничтожены солнечные часы, составляющие одну из достоприме-чательностей Зюзина. На их месте в парке было со-оружено здание, в котором одно время жила историк Екатерина Васильевна Воздвиженская. В соавторстве с Н.В. Устряловым и бывшим гласным Московской го-родской думы И.И. Шаховским она написала книгу о некогда знаменитых подмосковных имениях фельдмар-шала графа П.В. Румянцева-Задунайского: Троицком-Кайнарджи и Зенине. Впоследствии Воздвиженская работала в Отделе народного образования Моссовета и была активным членом комиссии “Старая Москва” – общественной организации, которая в 1909-1930 гг. объединяла специалистов, занимавшихся изучением памятников города и его окрестностей. Как и подав-ляющее большинство усадебных построек, её дом не сохранился. Ныне лишь церковь и флигель напо-минают о былом великолепном Зюзине. К сожалению, национализация земли в 1917 году лишила усадьбу Зюзино хозяев, а с их уходом исчез и особенный уклад жизни в ней. Брошенная усадьба обветшала. Её разоряли и жгли. В наше время столица подошла вплотную к бывшему зеленому оазису. Вокруг выросли современные многоэтажные жилые дома, протянулись шумные нити городских магистралей. В итоге от бывшей роскошной усадьбы кроме флигеля и церкви Бориса и Глеба ничего не осталось. Утратилась неповторимая атмосфера тихой неспешной жизни дворянского гнезда. По-видимому, в этом месте уже трудно будет восстановить былое. Но осталось ещё много нетронутых уголков в России, где хочется верить, что теперь, став умнее, мы начнем возрождать утраченное культурное наследие наших предков, и вернем к плодотворной жизни те усадьбы, которые ещё можно вернуть. Источник:http://mirznanii.com/a/171209/usadba-zyuzino Список литературы 1.Московское городское объединение архивов и Общество изучения русской усадьбы “Усадебное ожерелье юго-запада Москвы” издательство “МОСГОРАРХИВ”, М. 1997. 2. К.А. Аверьянов статья “Дворянские усадьбы столетий на территории юго-запада” издательство “МОСГОРАРХИВ”, М. 1997. 3. Шмидт С.Я., Андреев М.И., Карев В.М. Энциклопедия Москвы издательство “Большая российская энциклопедия” М.1997. Флигель Фото: http://fotowalker.narod.ru/moscow/m_zuzino06bg.jpg
 --- Снегиревы | | |
|