УСАДЬБА (ДОМ) БАХМЕТЬЕВЫХ-ОБОЛЕНСКИХ
В двухэтажном кирпичном здании в центре Никольска с конца XVIII века
по 1917 год жили владельцы Никольского стекольного завода.
Это три поколения Бахметьевых и их наследники князья Оболенские.
Владельцы завода заботились не только о развитии и процветании
своего предприятия, но и о развитии самого села.
Первое упоминание о строительстве большого кирпичного дома
на берегу реки Вырган в Пензенской губернии приходится на конец
XVIII века. Автор проекта дома и год начала строительства неизвестны.
В материалах, хранящихся в Пензенском областном архиве и в архиве
музея стекла и хрусталя Никольска, имеются документы, в которых
подробно расписаны расходные статьи на строительство нового барского
дома, причем в указанный период уже ведутся отделочные работы,
кладка печей и покраска крыши.
Дом, построенный в традициях русского классицизма, соответствовал
основным канонам русской усадьбы. Петр Оболенский описал его так:
«Обширный дом заключал в себе больше 40 комнат, не считая всех
людских и пристроек. В центре было огромное двухсветное зало с хорами
и с дверью на широкую веранду перед домом, по бокам которой было два
подъезда». В этом доме жили постоянно или периодически, сюда приезжали
три поколения Бахметьевых, князья Оболенские, многочисленные гости —
тогдашняя музыкальная и художественная элита страны. Бахметьевы были
связаны родством с лучшими фамилиями России: князьями Трубецкими,
Горчаковыми, Волконскими, Оболенскими, графами Толстыми. Последний
из Бахметьевых, Алексей Николаевич, был женат на Анне Петровне Толстой,
дочери Петра Александровича Толстого, родственнице Льва Николаевича Толстого.
В сентябре 1869 года Лев Толстой приезжал в село Никольское, гостил здесь
четыре дня (по воспоминаниям слуги С.П. Арбузова). В память о его пребывании
на фасаде дома установлена мемориальная доска. В течение недели в доме
жил музыкант и композитор В. Андреев. Он познакомился с созданным оркестром
русских народных инструментов, после чего в усадебном доме был сыгран
большой концерт с его участием в качестве дирижера. В первые годы ХХ века
в Николо-Пестровку неоднократно приезжали и жили в доме Оболенских
преподаватель игры на рояле, профессор Е. Осипова, ее дочь, камерная
певица Т. Лещицкая, композитор и хормейстер А. Архангельский и другие
именитые гости. После революции в здании дома-усадьбы размещалась
Николо-Пестровская гимназия, затем в 20-х годах первая девятилетняя
школа и школа-коммуна для детей-сирот, пункт американской помощи
голодающим России. Позже в 30-е годы в здании открывается школа
фабрично-заводского обучения, затем в 50-е годы — кинозал, в 60-е здесь
размещалось отделение Пензенского механического техникума, классы
средней школы № 2.
С конца 60-х годов в здании расположились завком, партком, редакция газеты
«Красный стекольщик» и отделение по техническому обучению рабочих —
специалистов завода. Здание постепенно разрушалось и с конца 90-х годов
уже никак не использовалось. 16 февраля 2010 года дом Бахметьевых-Оболенских
был выкуплен Правительством Пензенской области на торгах. С апреля 2011 года
начата реконструкция здания, в феврале 2012 года в нем открылся областной
бизнес-инкубатор, который позволит сыграть существенную роль в дальнейшем
развитии стеклоделия в районе.
Источник:
https://russia.travel/objects/283964/Алексей Иванович Бахметьев – будучи человеком энергичным завел у себя
в имении, в селе Никольском , парусиновую фабрику и винокуренный завод. Но
эти производства его не удовлетворяли. Алексей Иванович, решил строить стекольный
завод. Ведь село со всех четырех сторон окружено сосновыми лесами, что
немаловажно было для стекольного производства в 17 веке. Поскольку лес – это
топливо, а для плавки стекла нужна температура под 1000 градусов! Так что с лесом
обходились здесь бережно, чтобы надолго хватило, иначе, зачем дело заводить?
Тогда Бахметьев обратился к Екатерине II с просьбой разрешить ему основать
такой завод. 3 августа 1763 года по указу императрицы Екатерины II из
Мануфактур-коллегии на его имя было получено разрешение «хрустальную
и стеклянную фабрику завести и позволить, на которой делать хрустальную и
стеклянную посуду самым добрым мастеровым». Капитал А.И. Бахметьева,
вложенный в дело, составил три тысячи рублей. Алексей Иванович из Европы,
с большой осторожностью, провозит по бездорожью французское и богемское
стекло. Впервые в жизни Никольскому мужику было позволено протянуть руку
и потрогать диковинные предметы барской роскоши. Да и узнать, что составляющие
стекла: мел, сода, мышьяк, песок… А если добавить к ним 18 – 24% окиси свинца,
оно приобретет тяжесть и переливчатость, прозрачность и звонкость… Потому
что при температуре 1400 превратится в хрусталь. Здесь выпускали сотни образцов
посуды, светильников, парфюмерных принадлежностей, элементы церковного
убранства и утвари. Однако, после Пугачевского бунта 1775г., все предприятия
были разорены и сожжены дотла. Бахметьев обратился к государству за помощью ,
которая ему была оказана и со временем Алексей Иванович наладил свое дело.
Он оказался весьма предприимчивым хозяином. Умер А.И. Бахметьев в 1779 году,
но порядок, заведенный им, сохранился и при вдове Агафоклее Ивановне.
Вдова Бахметьева – Аграфоклея Ивановна сумела увеличить производство.
Работали уже три хрустально – стекольных завода, где изготовляли: стекло
листовое, штофы, бутылки и разную посуду на общую сумму сорок тысяч рублей
в год. Торговали в Москве и на Макарьевской ярмарке. Самыми дорогими считались
графины по семьдесят копеек за штуку и хрустальные фужеры по пятьдесят копеек.
На фабриках числились 184 рабочих и два смотрителя.
Николай Алексеевич Бахметьев, продолживший дело отца, обращает внимание
на улучшение качества хрустальных изделий. С начала 19 века завод становится
одним из лучших в стране, выполняет престижные заказы, неоднократно получает
право изображения на своей продукции Государственного Герба России. При
Николае Алексеевиче были построены большие каменные здания для печей,
шлифовальная и другие мастерские. Появились замечательные мастера-стеклоделы.
Они проходили обучение в Санкт-Петербурге на Императорском Стеклянном заводе.
Бахметьев лично испытал все тяготы войны 1812 года, когда была сожжена его усадьба
и временно прекращено стекольное производство. В продукции Никольско-Бахметьевского
завода долгое время была популярна тема, отражавшая события наполеоновских войн
и ее героев.
Источник:
http://travelclubonline.ru/home/nikolsk/Фото:http://www.rnikolsk.pnzreg.ru/news/2012/02/28/17050644
С 1836 по 1861 годы у руля фамильного производства стоял сын А.Н. Бахметьева,
Алексей Николаевич. Предприятие достигло наивысшего процветания. Выпускаемая
здесь продукция отличалась индивидуальностью, изяществом и ювелирной отделкой.
Сын Н. Бахметьева, Алексей, изучал технологию производства стекла в Лейпциге и
работал на стекольных фабриках мастеровым. В царствование Николая I Алексей
продолжил семейное дело. Заводы выполняли заказы и для казны, Императорского Двора.
Чистый доход от каждого завода достигал восемнадцати тысяч рублей в год. В 1829 году
на первой в России выставке мануфактурных изделий в Петербурге, продукция Бахметьевых,
удостоена большой золотой медали. Образцы работ были взяты в музей Департамента
мануфактур. На последующих пяти всероссийских выставках, вплоть до 1896 года, продукция
Бахметьевых отмечалась наивысшими призами – правом изображения Государственного герба.
В знак особого доверия Бахметьеву поручили наладить производство предметов, «могущих
иметь сбыт в Персии и Турции». С большим усердием Алексей Николаевич берется за
выполнение заказа. Изучение технологии производства стекла в городе Лейпциге, дало
ему огромный опыт и оказало помощь в таком сложном деле.
А.Н. Бахметьев был женат на дочери графа Толстого – Анне Петровне. Алексей владел
заводом в течение 25 лет. Заводская кладовая пополнилась образцами, среди которых
много прекрасных подарков от князя Петра Михайловича Волконского и графини
Орловой-Денисовой. По заказу графа Панина были изготовлены дверные ручки с шарами
из чистого хрусталя. Интересные накладки для университетской церкви в Москве.
Большого внимания заслуживал спецзаказ персиянина Каримова – молочники – изящной
и тонкой работы.
Алексей Николаевич, будучи в своем Пензенском имении, лично объявил крестьянам и
мастеровым об отмене крепостного права. Скончался внезапно. Было ему тогда 63 года.
После внезапной смерти А.Н. Бахметьева, дело осложнилось. Детей у Бахметьева
не было. Родовое имение Алексея разделили между собой его сестры-княгини Трубецкая,
Горчакова и Волконская. Однако, опасаясь, что завод в селе Никольском погибнет,
хозяин оставил завещание, где говорилось, что предприятие переходит в полную
собственность Александру Дмитриевичу Оболенскому, который был сыном его родной
племянницы княжны Дарьи Петровны Оболенской, урожденной Трубецкой.
До вступления в наследование Александра Дмитриевича, все дела легли на плечи вдовы
А.П. Бахметьевой. Но она не могла справиться с управлением заводом. Однако решила,
во что бы то ни стало спасти производство – дело всей жизни мужа.
Завод продолжал работать, но качество продукции ухудшилось, были утрачены рынки в Москве.
В 1884 году, после смерти вдовы, в дело вступил последний владелец – Оболенский.
Он чувствовал себя обязанным перед памятью и доверием двоюродного деда. Три
обстоятельства помогли поднять производство: во-первых, личные средства князя
позволяли весь доход от завода тратить на техническое перевооружение, во-вторых,
осуществлялся грамотный подбор высшего технического персонала, в-третьих, ряд
благоприятных обстоятельств. Одной такой причиной стала новая железнодорожная
ветка Московско-Казанской дороги, которая проходила недалеко от предприятия.
Это намного улучшило положение с сырьем и рынками сбыта. В 1896 году завод
участвует в Нижегородской ярмарке, где его изделия занимают достойное место.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже хрусталь Оболенского получает
Большую Золотую Медаль. Сумев поднять производство, Алексей Дмитриевич стал
следить за покупательским спросом. Скоро он понял, что большую прибыль может
дать миниатюрная посуда – флаконы для лекарств, духов, лосьонов, жидкого мыла.
Очень быстро наладили выпуск посуды для аптек и парфюмерии. В 1913 году товара
вырабатывалось почти на восемьсот тысяч рублей.
В 1917 году князь Оболенский избирается главой Союза стеклозаводчиков России.
Частная мануфактура Бахметьевых славилась своими высококлассными мастерами:
А.Вершинин, К.Селиверстов, И.Головачев, ПЯ. Куликов и многие другие. В 1779 г.
А.И. Бахметьев устроил при фабрике специальную кладовую, в которой откладывались
и накапливались для будущих поколений лучшие образцы бахметьевской посуды.
Так, с 1789 года, образовался золотой фонд музея стекла и хрусталя.
Источник:
http://travelclubonline.ru/home/nikolsk/Фото:http://www.rnikolsk.pnzreg.ru/news/2012/02/28/17050644