Усадьбы
Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные
AndrewG Krasnodar Сообщений: 239 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
16 октября 2017 23:00 эта же церковь
 --- Гугучкин Илларион Мартинович (Журавка, Саратовская губ)
Панкин Парфирии Иванович (Долгоруково, Саратовская губ)
Емельянов Савелии Васильевич (Пяша, Саратов губ)
Полуказаков Алексей Васильевич (Латное, Воронеж обл) | | |
AndrewG Krasnodar Сообщений: 239 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
21 октября 2017 22:43 Церковь Знамение (год постройки 1766) , что в селе Долгоруково, Сердобского района, Пензенской области. Извините что не в тему
 --- Гугучкин Илларион Мартинович (Журавка, Саратовская губ)
Панкин Парфирии Иванович (Долгоруково, Саратовская губ)
Емельянов Савелии Васильевич (Пяша, Саратов губ)
Полуказаков Алексей Васильевич (Латное, Воронеж обл) | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35282 | Наверх ##
22 октября 2017 10:26 Усадьба князя Куракина. В 1700 г. Пётр I пожаловал своему свояку Б. И. Куракину почти 25 тыс. га земель по берегам рек Хопёр и Сердоба с центром в селе Борисоглебское, переименованном впоследствии в Куракино. За распространение в России шведских масонских лож Екатерина II в 1782 г. выслала в это поместье Саратовской губернии князя Александра Борисовича Куракина, который, по её мнению, пагубно влиял на престолонаследника Павла Петровича. Опальный вельможа дал имению говорящее название "Надеждино", или "Надежино". По характеристике Вигеля, "в великолепном уединении своем сотворил он себе, наподобие посещенных им дворов, также нечто похожее на двор. Совершенно бедные дворяне за большую плату принимали у него должности главных дворцовых управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров; потом секретарь, медик, капельмейстер, библиотекарь и множество любезников без должностей составляли свиту его и оживляли его пустыню". Александр Борисович прожил в дальней своей усадьбе целых 10 лет, прежде чем взяться за строительные работы: "Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили". В 1792 г. домашний архитектор Н. А. Телегин начинает возводить трёхэтажный дом с шестиколонным ионическим портиком, смотрящим в сторону реки. В переписке князя сохранилось упоминание, что он лично определил внутреннее расположение комнат и начертил вид трёх фасадов здания. Во дворце, достроенном в 1795 году, было приблизительно 80 комнат, украшенных живописью и предметами искусства, вывезенными из Европы. Князь-эпикуреец и в деревенской глуши не отказывал себе в удовольствиях. Своих многочисленных детей, прижитых от местных крестьянок, князь по названию речки нарёк Сердобиными. По изяществу убранства его дом соперничал с Зубриловкой, имением Голицыных, расположенным у впадения Сердобы в Хопёр. Выросший в Зубриловке Ф. Вигель вспоминал время опалы Куракина: "Всякий день, даже в будни, за столом гремела у него музыка, а по воскресным и праздничным дням были большие выходы; распределение времени, дела, как и забавы, всё было подчинено строгому порядку и этикету. Изображения вел. кн. Павла Петровича находились у него во всех комнатах; в саду и роще там-сям встречались не весьма изящные памятники знаменитым друзьям и родственникам. Он наслаждался и мучился воспоминаниями Трианона и Марии Антуанетты, посвятил ей деревянный храм и назвал её именем длинную, ведущую к нему аллею." О павловском дворе напоминали устройство пейзажного парка и названия тропинок — Цесаревича, Нелидовой, Браницкой, Алёнина, Катишина, Софьина. Семь основных аллей сходились в 250 м от дворца на круглой площадке, отмеченной аркой; характерны названия этих аллей — Веселые мысли, Антуанеттина, Милой тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная. Хозяин Надеждина писал Павлу Петровичу в Гатчину: "Из своего окна я вижу речку, за ней озеро в две версты, село Александровское, деревни, вспаханные поля, равнины, пастбище, огромный лес. По этому наброску картины, которая ежедневно предстаёт перед моими глазами, Вы можете представить себе, что происходит во мне, и как я должен быть сейчас покоен и счастлив." На углах и пересечениях дорожек были поставлены павильоны с характерными для эпохи сентиментализма названиями — храм Дружбы и Славы, галерея "Вместилище чувствий верных", храмы Истины, Верности, Терпения. Об облике этих сооружений можно судить по пейзажам, выполненным на рубеже XVIII и XIX вв. художниками П. Малютиным, Я. Я. Филимоновым и В. П. Причетниковым. Виды куракинского парка были гравированы в Вене в 1800 году Й. Моссмером. С 1882 года в полузаброшенной усадьбе постоянно жил князь Ф. А. Куракин (1842—1914). Любовь к сердобским местам привила ему мать, урождённая княжна Голицына, дочь владельца Зубриловки. Фёдор Алексеевич разобрал хранившиеся в усадьбе бумаги своих предков и по настоянию историка М. И. Семевского осуществил в Саратове публикацию многотомного "Архива князей Куракиных", но, не имея прямых наследников, в 1910 г. продал усадьбу купцам Асеевым. В начале 1920-х усадьба Надеждино, подобно сотням других усадебных дворцов по всей России, была сожжена крестьянами. Парковые павильоны снесены, от дворца А. Б. Куракина уцелел только остов. Сохранились проездные ворота, Борисоглебская церковь 1792 года постройки. Источник: http://ru.esosedi.org/RU/PNZ/8...=0&v=1
 --- Снегиревы | | Лайк (2) |
AndrewG Krasnodar Сообщений: 239 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
22 октября 2017 23:39 Продолжение темы: Летом 2014 года останки усадьбы правительством Пензенской области были выставлены на аукцион и проданы частному инвестору за сумму около 4,5 млн рублей. Новому владельцу предстоит сначала остановить разрушение памятника, а затем восстановить его. Предполагается, что бывшая княжеская усадьба, в случае восстановления и реконструкции, сможет стать центром делового, познавательного или лечебного туризма.
В 2014-2015 года новым владельцем было проведено тщательное обследование сохранившихся конструкций. Ветхие элементы закрепили специальным составом, исключающим воздействие атмосферных осадков. В 2016 году должно было пройти составление проектной документации и сбор материалов для восстановления усадьбы в первоначальном облике. Реставрация продлится пять лет. По окончании реставрации комплекс зданий усадьбы будет доступен для посещения.
Источник: 1. Гасанов В. Дворец «бриллиантового» князя вернут к жизни, RegNews,05.11.2015 2. Володин А. Куракино под Сердобском: надежда возвращается, Пензенская правда, 03.11.2015 --- Гугучкин Илларион Мартинович (Журавка, Саратовская губ)
Панкин Парфирии Иванович (Долгоруково, Саратовская губ)
Емельянов Савелии Васильевич (Пяша, Саратов губ)
Полуказаков Алексей Васильевич (Латное, Воронеж обл) | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35282 | Наверх ##
24 октября 2017 18:00 Усадьба Васькино Старинная усадьба Васькино, расположенная на пути к Мелихову, в восьми километрах от станции Лопасня, принадлежала в начале XIX века князьям Щербатовым. В 20-х годах прошлого столетия здесь бывали декабристы И. Д. Якушкин и Ф. П. Шаховской. Антон Павлович часто посещал владельца васькинской усадьбы - князя С. И. Шаховского, служившего земским начальником и принимавшего участие в общественных мероприятиях. Васькино входило в медицинский участок, который обслуживал Чехов. Бывал Чехов и у жившего в усадьбе инженера В. Н. Семенковича, племянника поэта А. А. Фета. Вместе с Семенковичем он работал по переписи населения. В васькинской церкви в 1896 году венчался брат Чехова - Михаил Павлович. Сейчас в усадебном доме, построенном в 1825 году, находится дом отдыха. Тенистый липовый парк и большой проточный пруд в Васькине сохранились.
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35282 | Наверх ##
24 октября 2017 18:15 Музей-усадьба Васильчаковых-Ланских-Пушкиных-Гончаровых "Лопасня-Зачатьевское". Город Чехов. Усадьба «Лопасня–Зачатьевское» тесно связана с именем А.С. Пушкина. Здесь долгие годы жили его потомки, родные и близкие. Усадебный комплекс в Зачатьевском – архитектурно-парковый памятник. Господский дом-дворец ХVIII века, храм с родовым некрополем Пушкиных, парк с липовыми аллеями и каскадом прудов, которые питает родник. Усадьба принадлежала знаменитому дворянскому роду Васильчиковых, владеющих ею почти три столетия. Экспозиция этого музея рассказывает об истории усадьбы. Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» - памятник архитектуры и садово-паркового искусства XVIII – XIX веков федерального значения. Экспозиция музея посвящена истории семейных и дружеских связей владельцев усадьбы Васильчиковых с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми. Хотя музей еще очень молод, он уже располагает интересной экспозицией, посвященной хозяевам и гостям усадьбы, их быту, досугу, их вкладу в историю и культуру России. Музей расположен в одном из прекрасных уголков Подмосковья, в черте города Чехова, на территории старинного усадебного парка, раскинувшегося вдоль правого берега р. Лопасни. Эта земля тесно связана с именами потомков А.С. Пушкина, которые были здесь частыми и желанными гостями на протяжении многих десятилетий. Усадебный дом середины XVIII века в силе барокко, с ампирным крыльцом 1827 года, создан на основе одного из типовых проектов Д. Трезини 1717 – 1719 годов, разрабатывавшихся для застройки Петербурга. К дому примыкает живописный ландшафтный парк со следами регулярной планировки, с 7 каскадными прудами. Окна усадьбы открываются прямо в парк, и листва вековых деревьев приносит в залы прохладу и свежесть. Интерьеры дома, благодаря тщательно выполненным реставрационным работам, восстановлены такими, какими они были во второй половине XIX века, когда здесь жили потомки А.С. Пушкина. Без сомнения, ансамбль усадьбы – одно из красивейших мест Московской области. В исторический усадебный комплекс входит также церковь Зачатия праведной Анны конца XVII – первой половины XIX веков с расположенным на её территории некрополем потомков А.С. Пушкина. Здесь покоятся старший сын поэта Александр Александрович Пушкин, его супруга Софья Александровна (урожденная Ланская), их сыновья Сергей, Григорий, внучка Софья Павловна Воронцова-Вельяминова. В некрополе также находятся родовые могилы владельцев усадьбы Васильчиковых, которые были связаны родственными узами с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми. В усадьбе часто бывала старшая дочь поэта М.А. Гартунг; в музее бережно восстановлена её комната, так же, как и кабинет её брата Александра Александровича Пушкина. В 1917 году в усадьбе наследниками А.С. Пушкина был обнаружен ящик с бумагами поэта – деловая переписка и рукопись незавершенной «Истории Петра». В предреволюционные годы усадьбой владели племянницы Н.Н. Пушкиной-Ланской сестры Гончаровы. В этот период за главным домом усадьбы закрепилось название «Гончаровский дом», а позже усадьбу стали называть «Пушкинское гнездо». Одно из многих родовых гнезд, Лопасня-Зачатьевское, благодаря переплетавшимся под её кровом судьбам нескольких поколений родовитого дворянства, является общезначимым явлением для нашей культуры. Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» входит в Сообщество Пушкинских музеев России и ближнего зарубежья. Он является филиалом мелиховского Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова . Источник: http://imesta.ru/places/show/211/
 --- Снегиревы | | Лайк (1) |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35282 | Наверх ##
26 октября 2017 16:34 Усадьба Пожарского в селе Вершилово ( Нижегородский край). (Не сохранилась) Из текста описи усадьбы Д.М. Пожарского 1647 г., документа редкой для того времени подробности. Он позволяет представить сельскую резиденцию крупного вотчинника ХVII века не только в общих чертах, но и в основных элементах: «Да в селе Вершилове двор боярской, а на том дворе хором: горница тройная, да горница столовая, пролиж или повалуша о трех жильях, да на заду две горницы белые, да горница черная, да конюшня 20 стойл, поварня, да изба поваренная, да около двора забор, да двором сад, а в нем яблони да вишни , да двор людской, а в нем жили прконщики, а на дворе две избы да конюшня, да погреб с напогребицею. Двор конюшенной, да два двора скотных, на них четыре избы да двор житной, а на нем 6 жилищ огорожены тыном…». Приведенная опись воссоздает образ обширного жилого комплекса на берегу пруда и речки Ненилки. Все свидетельствует о хорошо налаженном многоотраслевом вотчинном хозяйстве Пожарских, о наличии всех необходимых условий для жизни самого полководца и его семьи. Живописный образ усадьбы дополнял редкий по своим архитектурным достоинствам погостовый комплекс из трех и двухметрового храмов с колокольней, возведенных, как сообщает источник, на средства Пожарского. Источник: https://vershilovo.jimdo.com/%...%BB%D0%B0/ --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35282 | Наверх ##
26 октября 2017 17:09 Усадьба графа Ростопчина. Стук каблуков, шелест бальных платьев... Два века назад по широкой лестнице этого красивого здания на Большой Лубянке взбегали кавалеры и дамы. Сейчас по его коридорам гуляет только ветер, а восхититься красотой анфилад могут разве что внимательные прохожие. В самом центре Москвы среди новомодных магазинов и блеска улиц рассыпается старинная усадьба графа Ростопчина, московского губернатора во время Отечественной войны 1812 г. Усадьба описана Л. Н. Толстым в романе «Война и мир». Построена в сер. XVIII в. Перестройка дома была осуществлена архитектором Ф. Кампорези. У дома непростая судьба: в основе здания находятся палаты XVII века, принадлежавшие князю Дмитрию Ивановичу Пожарскому. В Петровскую эпоху палаты расширили и облагородили уникальным белокаменным декором. Во время войны с французами именно отсюда граф Ростопчин, хозяин усадьбы, распорядился о сожжении столицы, а во дворе усадьбы устроили самосуд над Верещагиным — эта сцена есть в романе «Война и мир». Во всех реестрах здание фигурирует как владение генерала Орлова-Денисова, его следующего хозяина. В двадцатом веке здесь гнездился КГБ, позже ФСБ, а в 1990-х памятник и вовсе приватизировали. С тех пор уже 20 лет усадьба медленно разрушается. «Осторожно, опасная зона» — именно эта надпись теперь встречает посетителей при входе в здание. Идти нужно осторожно: на крыльце из обнажившейся кладки может выпасть кирпич, а уже в коридоре на одном хлипком проводе повисла офисная лампа освещения — отпечаток XX века. Под ногами то и дело хрустит штукатурка, а к старинным ажурным перилам лучше не прислоняться — осевшую пыль можно и не оттереть. В старинных залах второго этажа теперь вряд ли получится потанцевать — рискуешь споткнуться о кирпичи и каменные балюстрады, рухнувшие с почерневшего местами потолка. До такого состояния здание довело юридическое жонглирование. С 1995 года усадьба сменила трех хозяев, ни один из которых так и не начал его реконструкцию. В итоге по решению суда здание должны были вернуть государству, а именно Росимуществу. Но оказалось, что организации этот некогда шикарный особняк в центре вовсе не нужен. — Мы обратились в Росимущество в 2012 году, чтобы они наконец выполнили свои обязательства и приняли здание, — рассказывает представитель Москомнаследия Михаил Голубев. — Но никакого ответа не получили. Обратились повторно в декабре прошлого года, в апреле этого — тишина. Только вот в этом сентябре пришла копия их обращения в арбитражный суд с просьбой изменить решение суда и выставить здание на торги. Суд им отказал. Здание висит в воздухе, и мы больше ничего не можем сделать. До окончания юридических перипетий здание может попросту не дожить. Дом повис в воздухе — у него прогнивает крыша, нет отопления. Еще два года назад компания-владелец обогревала помещение, поэтому усадьба еще держалась. Редким гостям усадьбы приходится перебираться через груды теперь уже мусора, который когда-то был редкой красоты лепниной. О лихих 90-х теперь напоминают разбросанная в небольших комнатках мебель, пузатые мониторы, старые кресла да пожелтевшая страница календаря на старинном камине — «23 ноября 1998 года». — Усадьба может не пережить этот год, — вздыхает реставратор Лидия Шитова. — Нужно срочно менять потолок, балки прогнили. А чтобы спасти прекрасную лепнину, нужно ставить большие подпорки, делать по технологии. А как их ставить, если фундамент тоже нужно укреплять, по стенам идут трещины. Надо спасать балкон, он может рухнуть. Чтобы провести реставрацию, нужно сделать исследование, чертежи, проекты. А это не год и даже не два. Источники: http://www.mk.ru/moscow/2015/1...skogo.htmlhttp://wikimapia.org/7261172/r...0%B2%D0%B0фото: Кирилл Искольдский
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35282 | Наверх ##
26 октября 2017 19:17 Усадьба Медведково. (Не сохранилась) Усадьба Медведково (ул. Заповедная, д. 52) - родовая вотчина князей Пожарских. В сохранившихся источниках она впервые упоминается писцовой книгой 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михаиловича Пожарского как «старинная отца его вотчина». Среди его предков был князь Василий Фёдорович Пожарский по прозвищу «Медведь» - первый владелец усадьбы, живший в первой половине XVI в. Сведений о нём практически не сохранилось - известно лишь, что он умер бездетным и его владения перешли к младшей линии рода (от его двоюродного брата Фёдора Ивановича Немого). Поэтому загородное имение Пожарских, которое располагалось на севере от Москвы на берегу Яузы, получило название Медведково. Род князей Пожарских представлял собой ветвь князей Стародубских, происходивших в свою очередь от одного из младших сыновей великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Непосредственным родоначальником рода стал Василий Андреевич, старший сын удельного князя Стародубского - Андрея Фёдоровича, получившего во владение удел с центром в селе Пожар. Он жил в XV в., и в дальнейшем все его потомки стали писаться князьями Пожарскими. В XV-XVI вв. этот род не играл никакой политической роли, обладая, впрочем, довольно большими земельными владениями. Князь Фёдор Иванович Немой, которому досталось Медведково, был дедом знаменитого Дмитрия Михайловича. О нём известно немногое. В 1550 г. он был записан сыном боярским 3-й статьи в составе «Избранной тысячи» слуг и детей боярских царя Ивана IV. В 1555 г. он упомянут городничим в Свияжске. В 1573 г. с сыном Михаилом он сделал вклад в Троице-Сергиев монастырь, где позднее постригся под именем Феодорит и был похоронен вместе с женой Маврой. Его сын Михаил Фёдорович ничем особым себя не проявил и скончался в 1588 г. будучи ещё довольно молодым человеком. Его супруга Евфросинья Фёдоровна (урожденная Беклемишева) надолго пережила мужа - она была жива ещё в 1615 г., а ранее была «верховой» боярыней при царице Марье Григорьевне Годуновой. Знаменитый освободитель Москвы от поляков в 1612 г., князь Дмитрий Михайлович Пожарский, родился 1 ноября 1578 г. Ещё ребенком, оставшись без отца, он благодаря связям матери достаточно рано попал на придворную службу и в начале XVII в. был стольником. Его военная карьера началась в 1608 г., когда он был послан для защиты Коломны. В следующем году он разбил шайку разбойников атамана Салькова в окрестностях Москвы на реке Пехорке. В 1610 г. его назначают воеводой в Зарайск. Здесь он получает от Прокопия Ляпунова грамоту, призывавшую свергнуть царя Василия Шуйского. Но верный данной присяге, Пожарский отказался от его предложения и выгнал посланника. В следующем году, участвуя в нападении на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке и отправился для лечения в свою нижегородскую вотчину. Когда в Нижнем Новгороде стало собираться народное ополчение, князь Дмитрий Пожарский становится его главой. В 1611 году они предприняли попытку выбить поляков из Москвы. Во время боя князь был тяжело ранен. Его увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где монахи укрыли и вылечили князя. Через год Пожарский снова собрал ополчение и по той же дороге подошёл к Москве. На этот раз ополченцы взяли город в осаду и держали до тех пор, пока измученный голодом польский гарнизон не сдался. К поляком на помощь шёл обоз с боеприпасами и продовольствием, но ополченцы выдержали тяжёлый кровопролитный бой с отрядами гетмана Ходкевича на Арбате и не пропустили обоз. Поляки в Кремле сдались. На последнюю стоянку русское ополчение остановилось в Медведково. А 20 августа 1612 года ополченцы вошли в Москву. За годы Смутного времени Медведково было сильно разорено, превратилось в пустошь, и князь Пожарский рьяно принялся за его восстановление. После освобождения Москвы от интервентов Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. Он ставит здесь боярский двор, людской двор, где жили конюхи и «деловые» люди, две мельницы на реках Яузе и Чермянке, и пустошь превращается в село. Была воздвигнута и деревянная шатровая церковь, для которой Дмитрий Михайлович повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Кроме самого села Медведкова князь Пожарский владел и несколькими деревнями, которые были пожалованы ему из дворцовой Тайнинской волости в 1620 г. за участие в борьбе против польского королевича Владислава. Ближе к концу жизни, в 1634-1635 гг., он выстроил в Медведкове каменную Покровскую церковь, сохранившуюся до сих пор как памятник этому выдающемуся человеку, её строительство Дмитрий Михайлович начал после преждевременной смерти в 1633 г. своего среднего сына Фёдора, на которого он возлагал немало надежд. Медведковский храм строился одновременно с другой важнейшей постройкой Дмитрия Михайловича - в 1636 г. он закончил сооружение Казанского собора на Красной площади в Москве (в 1930-е годы он был разрушен и восстановлен лишь в 1993 г.). В этих двух сооружениях была увековечена память о победе над польско-литовскими захватчиками. После смерти Дмитрия Михайловича Пожарского Медведково досталось его сыновьям Петру и Ивану Дмитриевичам. Сыновья знаменитого воеводы особыми талантами не блистали и своей карьерой были обязаны не столько своим способностям, сколько тому положению, которое занимал их отец. Старший брат Пётр, сравнительно рано начавший службу при дворе, смог достичь лишь звания стольника. Умер он в 1647 г. Младший сын Дмитрия Михайловича Иван упоминается в 1644 г. рындой при приёме иноземных послов, при царе Алексее Михайловиче служит стольником и воеводой, участвует в походах на Смоленск и Ригу. В 1658 г. он дослужился до чина окольничего, был новоторжским наместником, ведал Челобитным приказом. В 1669 г. Медведково достается вдове Ивана Дмитриевича княгине Прасковье Михайловне с сыном Юрием и дочерями Аграфеной и Анной. При Юрии Ивановиче Пожарском переписная книга 1678 г. отметила находившиеся в Медведкове двор вотчинника, где жили пять человек конюхов и «деловых» людей, двор приказчика, два двора задворных и скотный двор, где числилось 12 человек. Окольничий Юрий Иванович Пожарский, служивший первоначально стряпчим, а с 1676 г. - стольником, скончался в 1685 г., а вместе с ним угас в мужском колене и знаменитый род князей Пожарских. Владение, за отсутствием прямых наследников, оказалось выморочным и вскоре попало в руки князя Василия Васильевича Голицына – фаворита царевны Софьи. Основой для передачи ему села послужил тот факт, что сестра последнего владельца Медведкова из рода князей Пожарских Аграфена в своё время вышла замуж за князя Дмитрия Алексеевича Голицына. Деятельность боярина В.В. Голицына открыла новую страницу в истории Медведково. Сохранилось подробное описание села этого времени, свидетельствующее о том, что, несмотря на очень небольшой срок, Голицыну удалось весьма прочно и с размахом устроить здешнюю усадьбу. Вот как оно выглядело в 1691 г.: "В усадьбу вели ворота большие столярные с пристенками", пестро расписанные "аспидом, разными красками". Сами хоромы представляли собой обширную деревянную постройку, крытую "гонтами по-черкасские" и "тесом по-польские", с многочисленными вышками и чердаками, на которых развевались флюгера, "писаны по жести" разными красками, с переходами и бундуками, окруженные окончинами, вставленными в резные косяки. Комнаты украшали ценинные (майоликовые) печи; двери были обиты красным сукном и имели железные луженые крюки и скобы. На стенах "в рамах золоченых и лазоревых" висели картины, написанные "на холсте немецкой работы", парсуны (портреты) иностранных государей и географические карты. В столовой горнице, по данным искусствоведа Н.М. Молевой, на особом возвышении-рундуке стоял большой орган, на котором играли во время частых парадных застолий. Кругом хором теснились хозяйственные службы: мыльня, ледники, житницы, конюшенный двор; зеленела березовая роща, заменявшая парк. На Яузе стояла мельница с двумя жерновами, а на реке Чермянке - пруд-садок, "а в том пруде рыба саженная (двухметровая), осетры, стерляди, лещеди (лещи) , судаки и лини". Выкопаны были еще четыре пруда для разведения рыбы. В прудах плавали лебеди. На дворе около хором гуляли олени. В имении были породистые черкасские волы, немецкие коровы, имеретинские лошади. Боярские хоромы стояли на высоких подклетах, служивших кладовыми. От хором крытый переход вёл к бане. В усадьбе описание отмечает людскую избу, многочисленные погреба и ледники для провизии и других съестных припасов. Все строения были окружены крепким забором с воротами. К селу «тянули» деревни Поповская, Подушкино, Выползово тож, с двумя крестьянскими дворами, и Филина с шестью бобыльскими и крестьянскими дворами и пустоши Щеголева и Панкина. В.В. Голицын увеличил территорию имения в 30 раз. Особое внимание Голицын обращает на украшение Покровской церкви. Он постарался избавиться от колокола, напоминавшего о прежнем владельце, и заказал несколько новых. На одном из них было отлито: «Лета 7195 (1687) по указу великих государей дана вотчина царственныя больший печати и государственных великих посольских дел оберегателю ближнему боярину и наместнику новгоротцкому князю Василию Васильевичу Голицыну в Московском уезде село Медведково з деревнями…». Другой колокол имел подпись представителя знаменитой династии русских колокололитейных мастеров Дмитрия Моторина. Большую ценность, по мнению искусствоведов, представляло так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 г. с миниатюрами, согласно преданию, выполненными царевной Софьей. Позднее его следы теряются. Иконостас храма был также сделан, по-видимому, в 80-е годы XVII в. по заказу В.В. Голицына и переделан в XIX в. При этом, по словам историка И.М. Снегирёва, древние царские врата из Медведковской церкви были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Петербург. Но блестящий вельможа недолго владел селом. В 1689 г. правительство Софьи пало, Голицын был отправлен в далёкую ссылку, а все его вотчины отписаны «на государей». Именно из Медведкова всесильного фаворита вместе с его старшим братом отвезли в Троице-Сергиев монастырь, где, по свидетельствам очевидцев, 9 сентября 1689 г. при огромном стечении народа им был зачитан указ о лишении их обоих боярского сана, конфискации владений и ссылке вместе с женами в Каргополь. В 1691 году Медведково было конфисковано и пожаловано Фёдору Кирилловичу Нарышкину, дяде Петра I. Это был представитель рода, не отличавшегося особой древностью и заслугами, ничем не выделявшегося из рядов многочисленного служилого сословия. Фёдор Кириллович скончался, будучи ещё не старым человеком, и Медведково в 1698 г. перешло к его родному брату Льву Кирилловичу Нарышкину. При нём в 1704 г. в селе находились двор вотчинника, конюшенный и скотный двор, где было 8 человек, и 3 двора, где числилось 9 человек солдат. Также округляются и земельные владения Нарышкина, в состав которых вошли деревни Раево, Сабурово, Юрлове, Подушкино и целый ряд пустошей, доходивших до Вёшек и Алтуфьева. Льву Кирилловичу принадлежало огромное количество земель и состояние в 40 тыс. душ крепостных. После его смерти Медведково было выделено его дочери Аграфене Львовне, которая вышла замуж за князя Алексея Михайловича Черкасского. Новый владелец села происходил из знатного рода князей Черкасских, потомков кабардинского владетеля Инала, и был сыном боярина князя Михаила Яковлевича Черкасского. Он родился в Москве в сентябре 1680 г. и провёл в столице детство и юность до 21 года. Достаточно рано он был назначен на придворную службу и в сентябре 1702 г., в звании стольника, был послан помощником к своему отцу, который в то время был воеводой в Тобольске. На службе в Сибири князь Алексей Михайлович Черкасский пробыл несколько лет. От непривычного сурового климата его супруга скончалась, и после её смерти в 1710 г. селом Медведково стали владеть её родные братья Александр и Иван Львовичи Нарышкины. В 1708 г. Пётр I посылает их за границу для обучения мореплаванию и братья несколько лет пробыли в Европе (Голландия, Англия, Италия, Франция). По семейному разделу в 1732 г. Медведково пришлось на долю Александра, который после возвращения в Россию был определён на службу в Адмиралтейскую контору по экипажеским делам и находился под непосредственным началом Петра I, который его очень любил и называл его не иначе, как «Львовичем». Затем он становится директором Морской академии, президентом Камер-коллегии. После его смерти 25 января 1746 г. Медведково перешло к его вдове Елене Александровне, урожденной графине Апраксиной, и 13 - летнему сыну Льву Александровичу Нарышкину. Будучи молодым человеком, Лев Александрович был назначен камер-юнкером ко двору наследника престола, будущего императора Петра III, с которым близко сошёлся. До самой смерти Петра III он находился безотлучно при нём, за что был арестован после дворцового переворота в пользу Екатерины II. Но арест был непродолжительным, и вскоре Нарышкин снова появляется при дворе, где провёл всю оставшуюся довольно долгую жизнь. Его весёлый добродушный характер, общительность и остроумие делали его желанным собеседником в придворном обществе. Императрица писала о нём в своих письмах: «Он мог произнести, не приготовляясь, диссертацию о каком угодно искусстве или науке; при этом он употреблял надлежащие технические термины и говорил безостановочно с четверть часа или долее; кончалось тем, что ни он, ни другие не понимали ни слова из его, по-видимому, складной речи и в заключение раздавался всеобщий хохот». Как истинный вельможа «золотой» екатерининской эпохи, Лев Александрович отличался необыкновенным хлебосольством и страстью устраивать великолепные и шумные балы, маскарады и пикники. Один из маскарадов, данных им в честь Екатерины II в 1772 г., стоил ему 300 тыс. рублей. Его дом был всегда с утра до вечера открыт для посетителей, причём хозяин не знал многих своих гостей не только по фамилии, но и в лицо, однако всех принимал с одинаковым радушием. Особое внимание, помимо принадлежавшего ему Кунцева, он обращает и на Медведково. При нём начинается переустройство усадьбы, строится новый дом, разбивается расположенный террасами парк. После его смерти, последовавшей 9 ноября 1799 г., Медведково досталось его сыну Александру Львовичу, названному так в честь деда. Молодой гвардейский офицер при Павле I делает блестящую придворную карьеру. Сделавшись обладателем крупного наследства от отца, при Александре I он дал полный простор своей врожденной страсти к шумной, расточительной жизни. Праздники, устраиваемые им, отличались необыкновенной роскошью и великолепием, стоили громадных денег и нередко делали его должником. Долго это продолжаться не могло, и он был вынужден продать Медведково с 2051 десятиной земли Карлу Яковлевичу Шмиту. В 1809 г. при помещике К.Я. Шмидте в Медведково жило 205 крепостных. Шмидт продал село А.Г. Сунгурову и П.М. Гусятникову. Затем имение было поделено: Е.Я. Сунгуровой достались Медведково, деревня Сабурово и половина деревни Юрлове со 122 крестьянами, а Н.М. Гусятников получил деревню Раево и другую половину деревни Юрлово со 117 крестьянами. В годину Отечественной войны 1812 г. из Медведкова на борьбу с французскими захватчиками ушёл 21 ополченец из местных крестьян. Само же село во время пребывания войск Наполеона в Москве не пострадало. Со второй половины XIX в., после прокладки Северной железной дороги, Медведково становится дачным местом. Это сопровождалось уменьшением численности местного населения. Если в 1812 г. здесь жили, не считая пяти дворовых людей, 160 мужчин и 181 женщина, то к 1884 г. тут остаётся всего 37 мужчин и 46 женщин при 14 крестьянских дворах. Как место отдыха Медведково пользовалось значительной популярностью. 1870-1880-х в Медведково жили родители поэта В.Я.Брюсова. Первая напечатанная литературная работа Валерия Брюсова как раз была посвящена тому, как он провел лето на даче в Медведково. Но подписали его как Вася Брюсов. Будущий поэт, переводчик и литературовед Валерий Яковлевич Брюсов девятилетним мальчиком писал ее как корреспондент детского журнала "Задушевное слово". В то время в Медведкове насчитывалось, не считая дач, всего 10 крестьянских дворов и 83 жителя. В 1890-1891 гг. в этих местах работает живописец Константин Коровин. В полосу тяжёлых неудач художник принимает приглашение от своего бывшего домохозяина Шурупенкова, у которого жил на Селезнёвке во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В Медведкове у Коровина бывал М.А. Врубель. В рабочем альбоме К.А. Коровина рядом с набросками пейзажей Медведкова сохранилось и несколько записей о нём. В советское время в Медведкове создается колхоз, а в 1960 г. ,после строительства Московской кольцевой автомобильной дороги, оно вошло в черту столицы. После 1917 г. в усадебном доме были различные учреждения, а позднее - магазин. В 1930-е годы дом использовался как детский санаторий. В 1970-е годы были снесены последние остатки села, и здесь начинает развёртываться массовое жилищное строительство. Храму повезло больше. В начале 1970-х годов он был отреставрирован под руководством архитектора Н.Д. Неговича. Известный исторический роман А. Толстого «Князь Серебряный» начинается так: «Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или по нынешнему счислению 1565 года, в жаркий летний день, 23 июня, молодой боярин князь Никита Романович Серебряный подъехал верхом к деревне Медведевке, верст за тридцать от Москвы...». Но теперь от Кремля сюда можно доехать за двадцать минут. Стоит на косогоре побеленный многоглавый храм с высоким шатром в окружении кварталов Медведкова. Хорошо, что до наших дней сохранился этот уникальный архитектурный памятник - шатровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая является великолепным образцом шатрового зодчества и последним из одношатровых храмов. После Голицынских переделок она приняла тот вид, который практически без изменений сохранился до наших дней. Только колокольня, построенная в XIX веке, появилась на месте архаичной звонницы, да верхний ярус галереи-паперти, ранее открытый, теперь закрыт. Строительство таких храмов, которые «не соответствуют церковным канонам», в 1652 году запретил патриарх Никон. Церковь Покрова Божьей Матери в Медведково никогда не закрывалась. В убранстве храма сохранились иконы работы Павла Золотарева, которые мало где сейчас встретишь. А в 1970 годы у входа в церковь был установлен найденный на Медведковском кладбище мраморный крест с надписью «Крест - победа над смертью». Возле церкви остался старый парк, который томно спускается к реке Яузе. К огромному сожалению, барский дом в усадьбе Медведково до наших дней не дожил. Территория усадьбы объявлена памятником природы регионального уровня. Ее площадь 12 га. Автор статьи Куртынова Екатерина Игоревна, ГБОУ Школа № 1411, 9а https://um.mos.ru/contests/dogm/works/29935/ Источники В.Г.Глушкова. Административные округа Москвы. Культура. История. География. М., Владос. 1998 г. С.Романюк. По землям московских сел и слобод. М., ЗАО «Сварог и К», 1999 г. Москва 850 лет. Северо-Восточный административный округ. Под общ. ред. В.А.Виноградова. М.. АО «Московские учебники и картолитография», 1997 г. http://optimisty.com/medvedkovo http://www.mosgid.ru/architecture/mansion/usadba-medvedkovo-g-moskva.html http://eco-turizm.net/usadba-medvedkovo-istoricheskiy-pamyatnik-v-moskve-vremen-pravleniya-d-m-golitsyina.phphttp://mosopen.ru/region/medvedkovo_yuzhnoe/history http://www.inedelya.ru/mos-news/pyat-dostoprimechatelnostey-medvedkovo.html http://ycad-ba.narod.ru/sv-medvedkovo.html http://wikimapia.org/19330497/ru/%D0%91%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE#/photo/2848030http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/show_obj2.php?id=9061 http://liveinmsk.ru/index.php?dn=places&id=220&re=tags&to=taghttp://moskva.ruz.net/lib/4/1/11.htm http://noorderlingen.org/pages/medvedkovo-01.htm http://oldmos.ru/old/photo/view/94203 Фото 1 сентября 1901 года. Автор неизвестен. http://wikimapia.org/19330497/ru/Бывшая-усадьба-Медведково#/photo/2848030
 --- Снегиревы | | Лайк (2) |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1286 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35282 | Наверх ##
26 октября 2017 20:26 Усадьба АБРАМЦЕВО, Московская область, Сергиево-Посадский район С 1843 года усадьба принадлежала известному писателю С.Т. Аксакову и стала местом притяжения для людей искусства. В Абрамцеве С.Т. Аксаков сформировался как писатель, и создал свои лучшие литературные произведения, в том числе и сказку «Аленький цветочек”. При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. Есть версия, что в кругу семьи Аксаковых, Гоголь впервые читал главу из второй части "Мёртвых душ" в августе 1849 года… В 1870 году имение было продано С.И. Мамонтову, выходцу из старинной купеческой семьи. Абрамцево стало гостеприимным домом для молодых художников. Здесь неделями и месяцами жили Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Коровин, Врубель и многие другие ныне знаменитые художники. На картине Серова «Девочка с персиками» изображена дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова. А на столе перед девочкой лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее. В 2013 году главный дом усадьбы был отреставрирован. Владельцы усадьбы: Конец XVI в. - 1727 г. - Волынский, 1727 - 1783 гг. - Головины, 1797 - 1840 гг. - Молчановы, 1841 - 1843 гг. - В.В. Неведомский, 1843 - 1870 гг. - Аксаковы, 1870 - 1917 гг. - Мамонтовы. Усадьбу посещали: Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин, Репин, Васнецов, Серов, Врубель и др. Сохранность усадьбы: В усадьбе размещается Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. Впервые Абрамцево упоминается в летописных источниках XVI века. В документах 1580-х годов указано, что “Обрамково” вместе с деревней Мутовки принадлежало помещику Волынскому. О судьбе местности в смутное время не известно. Только из документов XVIII века становится известно, что Абрамково (первая буква в названии претерпела изменения), являлось владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. После двадцати лет службы во флоте, в 1727 году Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове, на высоком берегу речки Вори. В своем поместье он прожил, никуда не выезжая, более полувека. При нем усадьба была обустроена, и с тех пор дошла до нас практически в том же облике. При Головине, к одноэтажному деревянному господскому дому с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками. За главным домом, на одной оси с ним, находились два пруда. С севера был разбит фруктовый сад, с востока – регулярный парк, спускавшийся к реке. С юга от дома проходила дорога, которая вела к Покровскому монастырю в соседнем Хотькове, где разветвлялась: налево – в Троице-Сергиеву лавру, направо – в Москву. Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 года, затем за короткий срок сменило нескольких хозяев. В 1797 году Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, его семья владела имением до 1840 года. При Молчановых над домом был пристроен мезонин, сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся до наших дней. В 1841 году поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, но уже в 1843 году продал его С.Т. Аксакову, который после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, остановился на Абрамцеве. Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство. С Таньонова носа открывается вид на Долину отрока Варфоломея, запечатленную на картине М.В. Нестерова. По настоянию Жюля Таньона с южной стороны дома был устроен небольшой садик на насыпном холме. Отсюда открывался красивый вид на окрестности и Долину отрока Варфоломея, запечатленную на знаменитой картине Нестерова. Здесь любили работать на «пленэре» художники, а по вечерам хозяева и гости дома любовались закатом. Сейчас облик Таньонова носа неузнаваемо изменился: разросшиеся липы закрыли вид на долину, а вместо скамеек и клумб в 1915 году установлена керамическая скамья, изготовленная в мастерской С.И. Мамонтова в Москве. При Аксаковых усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения – людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель – единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами. В Абрамцеве С.Т. Аксаков сформировался как писатель, и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе – 1858). При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. Однажды, в августе 1849 года, когда Гоголь гостил у Сергея Аксакова, его навестил близкий друг, актер Михаил Щепкин. Писатель с воодушевлением поведал гостю, что закончил второй том «Мертвых душ». Когда московская компания, которая обычно собиралась у Аксакова, расселась за обеденным столом, Щепкин встал с бокалом вина и сказал: «Господа, поздравьте Николая Васильевича, он закончил второй том „Мертвых душ“. Но Гоголь вскочил и ответил: „От кого ты это слышал? Ты белены объелся, или тебе приснилось?“. После смерти С.Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 году имение было продано С.И. Мамонтову, выходцу из старинной купеческой семьи. В 1870–1880-х годах Савва Иванович занялся ремонтом и обустройством пришедший в упадок на тот момент усадьбы. Обустраивая и обновляя имение, он старался максимально сохранить "Аксаковский дух". Был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада – теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики. К юго-западу от двора были построены конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы, и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не сохранилось. При Мамонтовых, Абрамцево стало гостеприимным домом для молодых художников – близких друзей промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. Здесь неделями и месяцами жили Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Коровин, Врубель и многие другие ныне знаменитые художники. Все они были молоды и талантливы, и не только упорно совершенствовались в выбранной профессии, но и весело проводили время на «лучшей из дач», по выражению Ильи Ефимовича Репина В 1881–1882 годах в усадебном парке по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова была построена церковь Спаса Нерукотворного. В 1883 году рядом с храмом по проекту В.М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках». Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна. В 1899 году С.И. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Абрамцево, переписанное в 1880 году на Е.Г. Мамонтову, удалось сохранить. Храм в Абрамцеве стал семейной усыпальницей Мамонтовых, их последним «земным прибежищем». В 1907 году у стен церкви появилась могила дочери Мамонтовых Веры (в замужестве – Самариной) - той самой «девочки с персиками», которую когда-то изобразил Серов на своей знаменитой картине. Она скоропостижно умерла в возрасте 32 лет и была похоронена в Абрамцеве рядом с пристроенной к церкви часовней, где уже покоился ее брат Андрей, умерший в 1891 году. 10 месяцев спустя, в 1908 году, рядом с Верой похоронили и ее мать, Елизавету Григорьевну. В 1913 году здесь же был похоронен внук Мамонтовых, Сережа Самарин. Бывший хозяин усадьбы Савва Иванович Мамонтов умер в 1918 году и похоронен в часовне рядом с сыном. В 1917 году Абрамцево было национализировано. 10 октября 1918 года Наркомпросом была выдана Охранная грамота, что стало днём основания музея, получившего название Музей-усадьба «Абрамцево». Его первой хранительницей стала Александра Саввишна Мамонтова. Автор и фото: https://deadokey.livejournal.com/143514.html Вадим А.В. Городнянский, "Абрамцевский альбом Усадьбы Абрамцево при Мамонтовых", 2012 год Вильямс, Невский, Ольга Арзуманова, Анна Кузнецова, Татьяна Макарова, "Музей-заповедник Абрамцево", 1984 год http://www.abramtsevo.net/ http://mos-holidays.ru/usadba-abramcevo/
 --- Снегиревы | | Лайк (1) |
|