Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги. |
Одно лицо - много фамилий/имен
обсуждаем проблемы с фамилиями, именами и отчествами, как найти подтверждение смены фамилии, как узнать девичью фамилию и т.п.
Simanka Сообщений: 102 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 59 | Наверх ##
24 августа 2014 17:07 Здравствуйте ! Подскажите, пожалуйста, либо направьте в нужную тему. Девочка родилась в 1941году и фамилия у неё фигурирует одна. Главы семейства на тот момент времени. При чём другой (от предыдущего брака) ребёнок получает тоже ту же фамилию и отчество. В последствии, при получении девочкой паспорта (в 14лет?), т.е. в 1955г?, пришлось восстанавливать св-во о рождении (в деревне где она родилась), это была оккупированная территория и документы, вероятно, восстанавливались "со слов" жителей. Это делала за неё её мама, в результате чего девочка получает другую фамилию. Чью фамилию ей могли дать? Её возможного биологического отца, либо фамилию матери на момент получения паспорта дочерью? Какие варианты для размышления есть? Заранее спасибо. --- Ищу Клименко (Донецк, Краснодарский край) , Чайников, Зубарев (Кировская обл., Свердловская обл.), Савви, Сави (Гдов и окрестности, Мурманск), Котковы (с.Наченалы, Мордовия)
Haplogroup - T2a1b1a1 | | |
| Andrei_Ragnar Участник
Минск Сообщений: 75 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 67 | Наверх ##
25 августа 2014 17:56 valcha, спасибо за наводку. Ефим Сергеевич погиб в 1944 году. Мои поиски показали, что все Беловешкины из Беларуси из одной деревни, удалось проследить до 1792 года, все свелось к трем ветвям к сожалению родоначальники не нашел, пока еще не нашел) | | |
Тарас Москва Сообщений: 132 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 123 | Наверх ##
8 сентября 2014 16:12 9 сентября 2014 13:59 Здравствуйте! Столкнулся с необычной ситуацией, которую прошу Вас прокомментировать... В 1903 году из Полоцкого уезда Витебской губернии переселился в Канский уезд Енисейской губернии крестьянин Михаил Иванов (фамилия не указана) с семьей: жена Матрена Никитина, сыновья Мартын, Кузьма, Онисим и дочь Марфа. В метрических книгах села Устьянского Канского уезда в 1903-1907 годах его дети упоминаются с фамилией Иванов: Мартын Михайлов Иванов, Кузьма Михайлов Иванов, Марфа Михайлова Иванова. Здесь все понятно и очевидно: фамилия взята по деду. Но вдруг в 1908 году все они резко начинают употреблять параллельно три разные фамилии: Иванов, Богданов и Михайловский. Причем ошибки никакой быть не может: те дети, которые у них в 1908-1919 годах рождались и фигурируют в метрических книгах под разными фамилиями, мне известны из других источников (даже из личного общения) и несомненно являются родственниками. При этом даже по отношению к одному и тому же человеку в один и тот же год употребляются разные фамилии. Так, в 1908 году Марфа Михайлова фигурирует в записях и как Иванова, и как Михайловская, в 1918 году Кузьма Михайлов - и как Богданов, и как Михайловский. Никакой системы в употреблении фамилий я проследить не могу. Дальше происходит следующее. В 1912 году фамилия Ивановы исчезает и более не употребляется, и остаются только Богдановы и Михайловские. А в итоге в советское время за всеми упоминаемыми здесь людьми и их потомками закрепилась фамилия Михайловские. Что же все это может значить? Откуда взялась фамилия Михайловский - совершенно очевидно, по отцу Михаилу Иванову. Может быть, около 1908 года (когда началась вся эта котовасия) он умирает, и в этот момент дети начинают употреблять в качестве фамилии его имя? Но записи о его смерти в это время мне найти не удалось... Фамилия Богданов мне представляется еще более загадочной. В Витебской губернии (откуда родом рассматриваемые крестьяне) мне всегда эта фамилия попадалась в метрических книгах только как показатель двух фактов: - либо незаконнорожденности, - либо происхождения человека от старообрядцев-беспоповцев, у которых формальный брак был невозможен, и когда беспоповец (например федосеевец) переходил в православие, начинал писаться Богдановым. В рассматриваемом же случае и законный отец имеется, и вся семья православная... В итоге мозги у меня от таких метрических записей потихоньку начинают сворачиваться в трубочку... Очень надеюсь, уважаемые форумчане, что вы мне их своими ответами приведете в нормальное состояние! P.S.Один из братьев (Кузьма Михайлович) с 1907 по 1910 год служил в армии. Как мне всегда казалось, военная служба крестьянина должна способствовать закреплению его фамилии, но здесь не так: после возвращения домой, с 1911 по 1920 год, он 8 раз назван в метрических книгах Богдановым и 5 раз Михайловским. --- ДНЕВНИК
Бабанины (Мелитопольск.,Изюмск.у.), Адамовы,Кондратенко (Бахмутск.у.), Фатеевы (Елисаветград.у.), Героевы (Гжатск.у.), Бурцевы (Новосильск.у.), Михайловские,Якушенковы,Котляренковы,Малиновские (Витебск.губ.) | | |
Тарас Москва Сообщений: 132 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 123 | Наверх ##
13 сентября 2014 1:53 13 сентября 2014 2:06 Что касается изменения имен, бывает еще их русификация...
Например, в Белоруссии в середине XIX века... Как известно, после собора 1839 года все белорусские униаты были скопом присоединены. к православию. Фактически на первых порах ничего не изменилось: и паства та же, и священники те же, просто формально стали православными и метрические книги стали вести по новой форме. А имена у многих оставались польскими. Например, в знакомой мне Старослободской церкви Люцинского уезда Витебской губернии служил священник Казимир Малаховский, а в приходе много крестьян с именами Ян, Францишек, Ельжбета, Рожа (Розалия), и т.п. Но примерно через 10 лет что-то меняется, и в начале 1850-х годов все начинают массово русифицировать имена: священник начинает расписываться в метрических книгах как Косьма Малаховский, крестьянин по имени Францишек вдруг оказывается Фролом... --- ДНЕВНИК
Бабанины (Мелитопольск.,Изюмск.у.), Адамовы,Кондратенко (Бахмутск.у.), Фатеевы (Елисаветград.у.), Героевы (Гжатск.у.), Бурцевы (Новосильск.у.), Михайловские,Якушенковы,Котляренковы,Малиновские (Витебск.губ.) | | |
Geo Z LT Сообщений: 19960 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13258 | Наверх ##
13 сентября 2014 14:30 13 сентября 2014 14:32 Тарас написал: [q] бывает еще их русификация...[/q]
В Вашем случае - это не руссификация как таковая. При переходе(тут неважно - добровольном или вынужденном) из любой конфессии или религии в православие, имена должны сответствовать православным святцам. Если в православных святцах не было соответствущего имени, то имя давалось новое, которое старались подобрать более менее созвучные бывшему, но это было не обязательно. Тарас написал: [q] Как известно, после собора 1839 года все белорусские униаты были скопом присоединены. к православию.[/q]
Не совсем так. Униатами преимущественно были белорусы и украинцы. И после присоединенния Территорий РП к РИ, был начат процесс перевода униатов в православие. В 1839 году Уния на этих землях была и вовсе запрещена. а в 1875 году и на землях Царства Польского. Так что, это касалось всех униатов (не только белорусов) на территории РИ. | | |
Тарас Москва Сообщений: 132 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 123 | Наверх ##
13 сентября 2014 14:52 Geo Z написал: [q] В Вашем случае - это не руссификация как таковая. При переходе(тут неважно - добровольном или вынужденном) из любой конфессии или религии в православие, имена должны соответствовать православным святцам. Если в православных святцах не было соответствующего имени, то имя давалось новое, которое старались подобрать более менее созвучные бывшему, но это было не обязательно.
[/q]
Полностью согласен, наверное выбрал не совсем соответствующий сути процесса термин "русификация". Geo Z написал: [q] Это касалось всех униатов (не только белорусов) на территории РИ. [/q]
Конечно, так. Просто я это показывал со своей "кочки зрения", на примере одного прихода, не акцентируя внимание на географическом распространении униатства. Кстати, наиболее интересным мне показалось, что описанное изменение имен произошло не сразу, а больше чем через 10 лет после 1839 года. И возможно даже не одномоментно, а было растянутым по времени на несколько лет... --- ДНЕВНИК
Бабанины (Мелитопольск.,Изюмск.у.), Адамовы,Кондратенко (Бахмутск.у.), Фатеевы (Елисаветград.у.), Героевы (Гжатск.у.), Бурцевы (Новосильск.у.), Михайловские,Якушенковы,Котляренковы,Малиновские (Витебск.губ.) | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12252 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8166 | Наверх ##
14 сентября 2014 9:54 14 сентября 2014 10:11 Тарас написал: [q] а больше чем через 10 лет после 1839 года. [/q]
Сменился парох в приходе, скорее всего... Ибо есть и обратные примеры... Указ Синода вышел 14 апреля 1839 года. И до и после этой даты настоятели греко-католических храмов давали первоначально "тайные" подписки о переходе в православие. В секретном приложении к синодальному указу требовалось не регистрировать его и не публиковать, а объявлять только "благонадежным" духовным поодиночке. В архиве РГИА (г. Санкт-Петербург) дело 824-2-364 хранятся "Расписки греко-униатского духовенства о переходе в православие по Минскому благочинию (1837-38 гг.)". А уже после 1839 г. большинство до тех пор несогласных священников смирилось и дало подписки о присоединении к православию, но не все. Несогласные заключались в монастыри на месте или высылались в российские губернии. Кроме того, для высылки униатского духовенства в марте 1839 года был основан монастырь в Курске. Сбор подписок продолжался до 1842 года и так и не увенчался полным успехом. Член Синода епископ Василий Лужинский: “… борода и ряса были в величайшем презрении в том краю; и православных священников вообще называли жидом смердячим, козлом и кацапом бородатым и пугалом” Слов не выкинуть, к сожалению! --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12252 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8166 | Наверх ##
14 сентября 2014 10:14 14 сентября 2014 10:43 Вот пример расписок: «Убежденный в православии Греко-Восточной Церкви не только сам готов во всякое время присоединиться к оной но и прихожан моих стараться буду всеми возможностями и благоразумными мерами в том убеждать, с тем только, чтобы мне позволено было брить бороду и носить прежнее одеяние». «Убежденный в православии Греко-Российской Церкви буду содействовать к присоединении к оной церкви Греко-Российской и сам желаю присоединиться с тем дабы был уволен от ношения брады и рясы, полагая совершенно на благоразумии правительства и моих пастырей, в отношении мер, какие будут предприняты к таковому присоединению». Не принимал ни народ, ни священники нового образа настоятеля.... ТУТ подробнееЧто уж тут про имена говорить! Не смели трогать эту тему много лет православные священники. А православная шляхта сплошь с польскими именами еще долгие годы --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
elena_krd Сообщений: 6585 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11436 | Наверх ##
14 сентября 2014 11:28 Куда сложнее все было... "Щадя привычки бывших униатов высокопреосвященный (Митрополит Иосиф Семашко) не заставлял их непременно изменить свой внешний вид и сам сначала не изменял его. Только в 1842 году, отправляясь в путешествие по святым местам России, он отпустил бороду и навсегда принял православный духовный костюм. Тогда же он объявил, что разрешение носить бороду и рясу будет даваться священникам как награда за усердную службу и хорошее поведение. Это остроумное средство привело к тому, что духовенство (которому указом Синода в принципе было разрешено сохранение униатского духовного платья) устроило настоящее соревнование, так что через несколько лет воссоединённые священники ничем не отличались от прочих православных. « Чего не имел права требовать, - писал митрополит Иосиф в своих записках, - о том заставил просить… Впрочем я не очень настаивал и даже до последнего времени оставлял некоторых духовных в прежнем костюме, дабы показать здешним латинам, что у нас Православие состоит не в бороде и рясе». ..." http://minds.by/news/180#.VBU6r_l_upcПриведенная в отрывке современной статьи цитата - из трехтомника "Записки Иосифа Митрополита Литовского". 1883 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12252 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8166 | Наверх ##
14 сентября 2014 14:10 elena_krd написал: [q] Куда сложнее все было...[/q]
GrayRam написал: [q] Что уж тут про имена говорить![/q]
Именно... --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
|